УДК 37.013.42
Беседин О.А.
студент 1 курса магистратуры, физико-математического факультета Благовещенский государственный педагогический университет
(г. Благовещенск, Россия)
ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Аннотация: в данной статье рассматривается проблема выбора профессии для детей в условиях давления со стороны родителей. Исследование показывает, что многие родители игнорируют интересы и способности своих детей, пытаясь навязать им выбор определенной профессии. Это приводит к ряду негативных последствий, таких как ухудшение отношений в семье, потеря потенциала в различных областях и демотивация детей в учебе. Для решения этой проблемы предлагается педагогический проект "Поддержка и развитие интересов детей", направленный на помощь детям в выборе будущей профессии при поддержке родителей и педагогов.
Ключевые слова: профессиональный выбор, давление родителей, интересы детей, педагогический проект, поддержка детей, интересы.
В современном обществе выбор профессии становится одним из ключевых факторов, определяющих дальнейшую жизнь человека. Однако нежелание родителей учитывать желания и интересы своих детей часто приводит к серьёзным проблемам, как для самих детей, так и для общества в целом. В данной статье рассматривается проект, направленный на поддержку и развитие интересов детей, а также на улучшение взаимопонимания между родителями и детьми.
Актуальность проблемы
Проведя анализ среди учеников средне специальных и высших учебных заведений города Благовещенск, было выявлено, что родители зачастую не учитывают интересы и способности своих детей в определённые профессии,
игнорируя их реальные желания. Это может приводить к неуспеху в учёбе, отсутствию интереса к выбранной профессии и даже к конфликтам в семье. Общество в целом теряет потенциальных специалистов в различных областях, а дети вынуждены заниматься тем, что им не нравится. В опросе учувствовало 157 человек, результаты приведены на рисунке 1.
Выбрали будущую профессю сами и они довольны Выбрали будущую профессю сами и они не довольны Решение приняли родители и они не довольны Решение приняли родители и они довольны
Рис. 1. Результаты опроса
Целевые группы
Проект ориентирован на две основные целевые группы:
- Родители, которые принимают участие в выборе профессии для своих
детей.
- Дети школьного возраста, которые стоят перед выбором поступления в высшее и средне-специальное учебное заведение.
Значение решения проблемы Для ребёнка:
- удовольствие от работы и избежание "каторжного" труда,
- возможность завершить образование и добиться успеха в своей области.
Для государства:
- появление заинтересованных специалистов, развивающих свою область,
- повышение уровня образования и профессиональной квалификации населения.
Доказательства необходимости решения проблемы
Необходимость решения данной проблемы подтверждается следующими аргументами:
- Ухудшение отношений между ребёнком и родителем,
- Потеря потенциальных специалистов в различных областях,
- Наличие людей с фиктивными дипломами или только школьным образованием,
- Занятие учебных мест незаинтересованными студентами,
- Сложности в работе преподавателей с такими учениками.
Решение проблемы
Основная задача - донести до родителей важность поддержки ребёнка в выборе профессии. Необходимо объяснить, что все профессии важны, и успех возможен в любой сфере при наличии интереса и поддержки.
Модель решения проблемы
Одним из способов решения проблемы может стать диалог между преподавателем и родителем, а также проведение классных часов, на которых обсуждаются сильные стороны детей и их предпочтения. Важно, чтобы родители были информированы об успехах своих детей и получали обратную связь от педагогов.
Паспорт проекта: "Поддержка и развитие интересов детей"
Цель проекта:
Поддержка и развитие интересов детей, улучшение взаимопонимания между родителями и детьми.
Сроки реализации:
Весь период обучения ребёнка.
Команда проекта:
- Руководитель проекта: координация и принятие решений.
- Координатор: организация мероприятий и мастер-классов.
- Ответственный за технику: техническая поддержка мероприятий.
- Ответственный за рекламу: продвижение проекта.
- Консультант: помощь в выявлении интересов детей. Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный этап:
- изучение литературы и опыта других проектов,
- разработка плана проекта,
- подготовка материалов и ресурсов.
2. Основной этап:
- проведение бесед и консультаций с родителями,
- организация мероприятий и мастер-классов,
- создание условий для проб в различных областях,
- выявление интересов и склонностей детей.
3. Заключительный этап:
- анализ результатов проекта,
- предоставление рекомендаций родителям,
- проведение родительского собрания.
4. Послепроектный этап:
- подведение итогов проекта,
- оценка результатов и эффективности проекта,
- корректировка проекта,
- планирование дальнейших действий. Оценка результатов проекта. Количественные показатели:
- количество детей, принявших участие в проекте,
- количество мероприятий,
- количество родителей, посетивших мероприятия,
- количество консультаций с родителями,
- количество рекомендаций, предоставленных родителям,
- Затраченные средства. Качественные показатели:
- отзывы детей и родителей о проекте,
- результаты опросов и тестов среди детей,
- уровень понимания родителями интересов детей,
- готовность родителей поддерживать интересы детей.
Заключение. Проект "Поддержка и развитие интересов детей" направлен на создание системы, которая будет помогать детям развивать свои интересы и способности, поддерживая их в выборе профессии. Реализация данного проекта поможет не только улучшить взаимопонимание между родителями и детьми, но и повысить качество образования и профессиональной подготовки будущих специалистов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Зеер Э.Ф. Психология профессий // Деловая книга. 2003. №1. С. 149;
2. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников // Просвящение. 1976. С. 304;
3. Громыко, Ю. В. Проектная деятельность в образовании: методология, методика, практика // Институт учебника Раideiа. 1997. С. 560
Besedin O.A.
Blagoveshchensk State Pedagogical University (Blagoveshchensk, Russia)
SUPPORT AND DEVELOPMENT OF CHILDREN'S INTERESTS:
PEDAGOGICAL PROJECT
Abstract: this article addresses the problem of children choosing a profession under parental pressure. The study shows that many parents ignore their children's interests and abilities, attempting to impose a specific career choice on them. This leads to several negative consequences, such as deteriorating family relationships, loss of potential in various areas, and demotivation in studies. To solve this problem, a pedagogical project "Support and Development of Children's Interests" is proposed, aimed at helping children choose their future profession with the support of parents and educators.
Keywords: career choice, parental pressure, children's interests, pedagogical project, child support, interests.