Научная статья на тему 'ПОДДЕРЖАНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ДОУ'

ПОДДЕРЖАНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ФИЗКУЛЬТУРА / ИГРА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бакуц Е.В.

В статье рассматриваются факторы риска для психического здоровья дошкольников. Описываются полученные данные экспериментального исследования, даются рекомендации для поддержания психического здоровья детей 5-6 лет в условиях ДОУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MENTAL HEALTH OF CHILDREN 5-6 YEARS IN KINDERGARTENS

The article discusses the risk factors for the mental health of preschoolers. Describes the obtained data of the pilot study, recommendations for maintaining the mental health of children 5-6 years in KINDERGARTENS.

Текст научной работы на тему «ПОДДЕРЖАНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ДОУ»

безопасная развивающая среда дошкольного образовательного учреждения // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 6 (136). - 226 с.

УДК 373.2

Бакуц Е.В. студент магистратуры Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева Россия, г. Чебоксары ПОДДЕРЖАНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В

УСЛОВИЯХ ДОУ

Аннотация: В статье рассматриваются факторы риска для психического здоровья дошкольников. Описываются полученные данные экспериментального исследования, даются рекомендации для поддержания психического здоровья детей 5-6 лет в условиях ДОУ.

Ключевые слова: психическое здоровье, психоэмоциональное напряжение, тревожность, физкультура, игра.

Bakuts E. V., graduate student Chuvash state pedagogical University I. Y. Yakovlev

Russia, Cheboksary THE MENTAL HEALTH OF CHILDREN 5-6 YEARS IN KINDERGARTENS.

Annotation: The article discusses the risk factors for the mental health of preschoolers. Describes the obtained data of the pilot study, recommendations for maintaining the mental health of children 5-6 years in KINDERGARTENS.

Key words: mental health, psychoemotional tension, anxiety, physical education, play.

Вопрос о поддержании психического здоровья дошкольников так остро, как сегодня, не стоял никогда. Это можно объяснить отнюдь не простой жизнью современного общества, возросшими информационными нагрузками, стрессом, нестабильной экономикой, отсутствием воспитания, педагогической запущенностью и беспокойной беременностью (алкоголь и курение во время беременности, асфиксия, гипоксия, ранние роды). Многие родители гонятся за материальными ценностями в ущерб общению и воспитанию своих детей. А ведь самым важным фактором формирования здоровой психики у ребенка является психологический климат в семье. В дружных, наполненных любовью и вниманием, семьях растут воспитанные, уверенные в себе и общительные дети. Одним из факторов риска для психического здоровья детей будет неполная семья или семья, в которой отношения между родителями конфликтные. Кроме того, к дисбалансу приводят и современные тенденции раннего обучения, желание родителей, нагружающих детей огромным количеством дополнительных кружков,

самоутвердиться.

В последнее время увеличение числа детей с психическими расстройствами определило необходимость поиска эффективных средств поддержания психического здоровья в условиях ДОУ. В ходе экспериментального исследования, проведенного на базе МДОУ «Детский сад № 27 «Рябинка» г. Новочебоксарск Чувашской Республики, в котором приняли участие 40 дошкольников, было выявлено, что 55% детей имеют высокий уровень тревожности, 40% детей - средний уровень тревожности. Также можно отметить, что у 30% дошкольников - высокая степень выраженности психоэмоционального состояния, у 20% дошкольников -средняя степень и у 50% дошкольников - невысокая степень.

Как полагает О.В. Хухлаева, использование приемов, основанных на разных методических позициях, позволяет с большей эффективностью добиться позитивных изменений у ребенка [6]. Учитывая то, что работа ведется с детьми и существует необходимость их мотивировать к занятиям, коррекционные методы должны носить игровой характер. В качестве теоретической основы индивидуальной коррекционной работы рекомендуется использовать общепринятый подход Х. Дж. Джинотта [3], Г. Л. Лэндрета [4], В. М. Экслайна, концепция которого построена на утверждении о наличии у ребенка стремления к психологическому здоровью, личностной автономии, развитию. Главная особенность саморазвития — ответственность личности за свое развитие. Для того, чтобы сформировать это качество в ребенке, нужно ему помочь узнать о своих ресурсах и научить пользоваться этими ресурсами.

В качестве профилактики психоэмоционального напряжения в ДОУ можно использовать песочную терапию. С помощью использования методов и техник песочной терапии можно решить целый ряд важнейших задач, таких как: создание благоприятного психологического климата для развития и самочувствия ребенка; выявление и профилактика различных психологических причин эмоционального напряжения и стресса; содействие развитию творческих задатков, развитие творческого мышления, воображения; гармонизация эмоциональной сферы, снятие психоэмоционального напряжения, создание условий для самопознания и творческого самовыражения; формирование навыков общения, контроля своего поведения, эффективного взаимодействия и развитие навыков рефлексии [2].

Для профилактики и избавления от тревожности необходимо снятие внутренних зажимов, обретение пластики движений и двигательной свободы, что можно осуществить, занимаясь ритмичными упражнениями, танцами и гимнастической физкультурой, релаксационными и дыхательными упражнениями. Для снятия мышечного напряжения рекомендуется использование игр на телесный контакт, подвижных эмоциональных игр, таких как, «Прятки», «Казаки-разбойники» и др.

В работе с тревожными детьми важно повышение их статусного

положения в группе, которое перекликается с повышением самооценки. Оптимальными методами профилактики в работе с детьми дошкольного возраста следует признать рассказывание сказок, рисование и развивающие игры. Для повышения самооценки тревожных детей и их статусного положения в группе желательно использовать игры, в которых ребята могут узнать от других много приятного о себе, например: «Пожеления», «Комплименты», «Я дарю тебе».

Ученые давно доказали, что лучшим средством для снятия нервного напряжения является физическая нагрузка. Н. П. Бехтерева [1] рекомендовала использовать движения в качестве противовеса отрицательным эмоциям, а известный физиолог И. П. Павлов [5] говорил о том, что любая физическая деятельность дарит мышечную радость и создает устойчивое настроение.

Известно, что психическое напряжение вызывает мышечный тонус, а мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску. Расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению. Это обратное влияние нужно использовать для регуляции психического состояния детей. Для того, чтобы дошкольники получали на физкультурном занятии не только высокую физическую нагрузку, но еще и эмоциональный подъем необходимо использовать на занятиях различные подвижные игры.

Пренебрежение такими важными компонентами здорового образа жизни как сон, питание и закаливание также опасно, как и недостаточная двигательная нагрузка. Для гигиены нервной системы ребенка невозможно переоценить значение правильно организованного сна. И. П. Павлов доказал, что во время сна восстанавливается физиологическое равновесие в организме, причем такое восстановление не может быть достигнуто другими средствами и способами [5].

Бесспорно в профилактике психоэмоционального напряжения детей очень важен не только должный набор продуктов, обеспечивающий нормальные рост и развитие ребенка, но и сама организация питания. Прием пищи рекомендуется проводить с прослушиванием тихой, спокойной, желательно классической музыки, как большую релаксационную паузу. Во время еды воспитателю целесообразно находиться за столом вместе с детьми, допускается спокойная беседа, общение между детьми.

На психическое состояние детей эффективно воздействуют, снимая напряжение и стресс, водные закаливающие процедуры. В качестве водных закаливающих процедур необходимо организовать занятия плаванием, во время которых ребята получают колоссальную эмоциональную разрядку, не перегружаясь при этом физически.

Необходимо отметить, что сохранение психологического здоровья дошкольника невозможно без осознания его ценности со стороны каждого конкретного родителя ребенка. Психологическая компетентность взрослых является существенным фактором оздоровления детей. Для проведения

эффективной профилактики нарушений психического здоровья необходимо исключить конфликты в семье, избегать физических и психологических травм, а также следует создать благоприятную среду для развития ребенка не только в детском саду, но и дома.

Использованные источники:

1. Бехтерева Н.П. Когда отступает фантастика / Н. Бехтерева, А. Шандурина, Д. Камбарова - П.: «Лениздат», 1990. - 220с.

2. Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Песочная игротерапия / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. - 50 с.

3. Джинотт Х.Дж. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии / Х.Дж. Джинотт. - 2-е изд. - М.: Апрель-Пресс, 2005. -269с.

4. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений / Г.Л. Лэндрет; пер. с англ./предисл. А. Я. Варга. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 368 с.

5. Павлов И.П. Рефлекс свободы / И.П. Павлов - СПб.: Питер, 2001. - 432с.

6. Хухлаева О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников: учеб. пособие / О. В. Хухлаева. - М. : Академия, 2003. - 110 с.

УДК 373

Бородина Е.М. студент магистратуры 2 курса кафедра дошкольного образования ФГАОУ ВО «Южный Федеральный университет»

Россия, г. Ростов-на-Дону ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ЛАНДШАФТНОМУ ДИЗАЙНУ ТЕРРИТОРИЙ Аннотация: в статье представлен анализ зарубежного и отечественного опыта дошкольных образовательных организаций по ландшафтному дизайну территории.

Ключевые слова: ландшафтный дизайн, проектирование ландшафтного дизайна, зарубежный опыт, отечественный опыт

Borodina E.M.

Master of 2 courses of the Department of Preschool Education of the

Southern Federal University Rostov-on-Don

FOREIGN AND DOMESTIC EXPERIENCE OF PRESCHOOL ORGANIZATIONS ON LANDSCAPE DESIGN OF TERRITORIES Abstract: The article presents an analysis of foreign and domestic experience of pre-school educational organizations on landscape design of the territory.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.