Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста посредством
метода рисования на песке
Мингалимова Лилия Вазиховна
МАДОУ
Трухина Ирина Ягъсуповна МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №50 "Родничок"
Ключевые слова: Эмоциональное развитие, метод песочной анимации
В нашем дошкольном учреждении с успехом применяется метод песочного рисования для гармонизации психоэмоционального состояния ребенка, которая происходит совершенно естественно. Игры с песком эффективны при задержке речевого развития, контроля собственных эмоций и поступков, способности планировать и доводить начатые дела до конца и других проблемах психологического характера. Занимаясь с песком, дети становятся спокойнее, сосредоточеннее. При рисовании за песочным столом, перебирании частичек песка, снимается эмоциональное напряжение, тревожность, раздражительность, застенчивость, конфликтность в общении и многое другие проблемы. Параллельно этому, воспитанники получают уникальную возможность для самовыражения, развития творческих наклонностей, изобразительных навыков, воображения, развития высших психических функций.Занятия рисованием на песке в нашем учреждении проводятся с детьми старшего дошкольного возраста 1 раз в неделю по программе дополнительного образования «Песочная фантазия», которая была утверждена на заседании кафедры психологии и педагогики им. З.Т. Шарафутдинова Набережночелнинского государственного педагогического университета Республики Татарстан (2016 г.).С целью выявления эффективности проведенной работы в данном направлении в начале и в конце учебного года была проведена диагностика эмоционально-волевого состояния дошкольников:- уровень тревожности: (тест Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) методика "Выбери нужное лицо"- уровень коммуникативных навыков: Социометрическая проба «День рождения» (методика Панфиловой М.А.)- уровень агрессии, ее направленности и интенсивности: графическая тест «Кактус» (методика Панфиловой М.А.)-уровень самооценки: тест «Лесенка».Сравнивая результаты на начало и конец
учебного года, делаем вывод, что количество детей с низким уровнем тревожности увеличилось с 73% до 92%, с высоким уровнем коммуникативных навыков увеличилось с 89% до 95%, с низким уровнем агрессивности увеличилось с 72% до 94%, с низким уровнем самооценки уменьшилось с 18% до 0%.Таким образом, игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Выполняя песочные картины, происходит поиск новых образов, фантазия становится ярче. Песок дает детям свободу в самовыражении, в творчестве. Детям интересен сам процесс творения, даже не результат. Песок поглощает негативную энергию человека, нормализует его эмоциональное состояние, способствует поддержанию психического здоровья. Занятия с применением песка - это одна из форм естественной детской деятельности. По этой причине этот метод должен найти свое применение в развивающей работе педагогов в условиях реализации ФГОС ДО.
Список литературы:
1. Бережная Н.Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста / Дошкольная педагогика. - 2006. -№4. - С.42-48.
2. Грабенко Т. М. Чудеса на песке: практикум по песочной терапии / Г. М. Грабенко Т. Д. Зинкович-Евстигнеева. - СПб, Детство-Пресс, 2007.
3. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста / О. Ю. Епанчинцева. - СПб, Детство-Пресс, 2011.
4. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии / авт. - сост. М.А. Федосеева. - Волгоград: Учитель, 2015.
5. Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница / Пер с англ. — М.: ИНТ, 2010 — с.17-59
6. Кузуб Н.В., Осипук Э.И. «В гостях у песочной феи: Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста». -М.: «Речь», 2011. - С.31-64.
7. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно-метод. пособие / А.В. Семенович, Я.О. Вологдина, Т.Н. Ланина // Ред. - сост. А.В. Семенович. - М.: Дрофа, 2014.
8. Нечаева О.Н. Организация и проведение семейных занятий с песком / Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2014. - №5. - С.24-31.
9. Профилактика психического здоровья участников образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Материалы майских педагогических чтений в рамках Августовской конференции педагогических работников. Секция педагогов-психологов / Аюпова Р.М, Ризванова Ю.А., г. Набережные Челны: МБУ «ИМЦ», 2017. С.30-32.