Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА РИСОВАНИЯ НА ПЕСКЕ'

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА РИСОВАНИЯ НА ПЕСКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мингалимова Лилия Вазиховна, Трухина Ирина Ягъсуповна

В нашем дошкольном учреждении с успехом применяется метод песочного рисования для гармонизации психоэмоционального состояния ребенка, которая происходит совершенно естественно. Игры с песком эффективны при задержке речевого развития, контроля собственных эмоций и поступков, способности планировать и доводить начатые дела до конца и других проблемах психологического характера. Занимаясь с песком, дети становятся спокойнее, сосредоточеннее. При рисовании за песочным столом, перебирании частичек песка, снимается эмоциональное напряжение, тревожность, раздражительность, застенчивость, конфликтность в общении и многое другие проблемы. Параллельно этому, воспитанники получают уникальную возможность для самовыражения, развития творческих наклонностей, изобразительных навыков, воображения, развития высших психических функций.Занятия рисованием на песке в нашем учреждении проводятся с детьми старшего дошкольного возраста 1 раз в неделю по программе дополнительного образования «Песочная фантазия», которая была утверждена на заседании кафедры психологии и педагогики им. З.Т. Шарафутдинова Набережночелнинского государственного педагогического университета Республики Татарстан (2016 г.).С целью выявления эффективности проведенной работы в данном направлении в начале и в конце учебного года была проведена диагностика эмоционально-волевого состояния дошкольников:- уровень тревожности: (тест Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) методика "Выбери нужное лицо"- уровень коммуникативных навыков: Социометрическая проба «День рождения» (методика Панфиловой М.А.)- уровень агрессии, ее направленности и интенсивности: графическая тест «Кактус» (методика Панфиловой М.А.)- уровень самооценки: тест «Лесенка».Сравнивая результаты на начало и конец 270 учебного года, делаем вывод, что количество детей с низким уровнем тревожности увеличилось с 73% до 92%, с высоким уровнем коммуникативных навыков увеличилось с 89% до 95%, с низким уровнем агрессивности увеличилось с 72% до 94%, с низким уровнем самооценки уменьшилось с 18% до 0%.Таким образом, игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Выполняя песочные картины, происходит поиск новых образов, фантазия становится ярче. Песок дает детям свободу в самовыражении, в творчестве. Детям интересен сам процесс творения, даже не результат. Песок поглощает негативную энергию человека, нормализует его эмоциональное состояние, способствует поддержанию психического здоровья. Занятия с применением песка - это одна из форм естественной детской деятельности. По этой причине этот метод должен найти свое применение в развивающей работе педагогов в условиях реализации ФГОС ДО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА РИСОВАНИЯ НА ПЕСКЕ»

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста посредством

метода рисования на песке

Мингалимова Лилия Вазиховна

МАДОУ

Трухина Ирина Ягъсуповна МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №50 "Родничок"

Ключевые слова: Эмоциональное развитие, метод песочной анимации

В нашем дошкольном учреждении с успехом применяется метод песочного рисования для гармонизации психоэмоционального состояния ребенка, которая происходит совершенно естественно. Игры с песком эффективны при задержке речевого развития, контроля собственных эмоций и поступков, способности планировать и доводить начатые дела до конца и других проблемах психологического характера. Занимаясь с песком, дети становятся спокойнее, сосредоточеннее. При рисовании за песочным столом, перебирании частичек песка, снимается эмоциональное напряжение, тревожность, раздражительность, застенчивость, конфликтность в общении и многое другие проблемы. Параллельно этому, воспитанники получают уникальную возможность для самовыражения, развития творческих наклонностей, изобразительных навыков, воображения, развития высших психических функций.Занятия рисованием на песке в нашем учреждении проводятся с детьми старшего дошкольного возраста 1 раз в неделю по программе дополнительного образования «Песочная фантазия», которая была утверждена на заседании кафедры психологии и педагогики им. З.Т. Шарафутдинова Набережночелнинского государственного педагогического университета Республики Татарстан (2016 г.).С целью выявления эффективности проведенной работы в данном направлении в начале и в конце учебного года была проведена диагностика эмоционально-волевого состояния дошкольников:- уровень тревожности: (тест Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) методика "Выбери нужное лицо"- уровень коммуникативных навыков: Социометрическая проба «День рождения» (методика Панфиловой М.А.)- уровень агрессии, ее направленности и интенсивности: графическая тест «Кактус» (методика Панфиловой М.А.)-уровень самооценки: тест «Лесенка».Сравнивая результаты на начало и конец

учебного года, делаем вывод, что количество детей с низким уровнем тревожности увеличилось с 73% до 92%, с высоким уровнем коммуникативных навыков увеличилось с 89% до 95%, с низким уровнем агрессивности увеличилось с 72% до 94%, с низким уровнем самооценки уменьшилось с 18% до 0%.Таким образом, игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Выполняя песочные картины, происходит поиск новых образов, фантазия становится ярче. Песок дает детям свободу в самовыражении, в творчестве. Детям интересен сам процесс творения, даже не результат. Песок поглощает негативную энергию человека, нормализует его эмоциональное состояние, способствует поддержанию психического здоровья. Занятия с применением песка - это одна из форм естественной детской деятельности. По этой причине этот метод должен найти свое применение в развивающей работе педагогов в условиях реализации ФГОС ДО.

Список литературы:

1. Бережная Н.Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста / Дошкольная педагогика. - 2006. -№4. - С.42-48.

2. Грабенко Т. М. Чудеса на песке: практикум по песочной терапии / Г. М. Грабенко Т. Д. Зинкович-Евстигнеева. - СПб, Детство-Пресс, 2007.

3. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста / О. Ю. Епанчинцева. - СПб, Детство-Пресс, 2011.

4. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии / авт. - сост. М.А. Федосеева. - Волгоград: Учитель, 2015.

5. Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница / Пер с англ. — М.: ИНТ, 2010 — с.17-59

6. Кузуб Н.В., Осипук Э.И. «В гостях у песочной феи: Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста». -М.: «Речь», 2011. - С.31-64.

7. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно-метод. пособие / А.В. Семенович, Я.О. Вологдина, Т.Н. Ланина // Ред. - сост. А.В. Семенович. - М.: Дрофа, 2014.

8. Нечаева О.Н. Организация и проведение семейных занятий с песком / Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2014. - №5. - С.24-31.

9. Профилактика психического здоровья участников образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Материалы майских педагогических чтений в рамках Августовской конференции педагогических работников. Секция педагогов-психологов / Аюпова Р.М, Ризванова Ю.А., г. Набережные Челны: МБУ «ИМЦ», 2017. С.30-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.