ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)
Устойчивое развитие экономики
ПОДДЕРЖАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОИ ОТРАСЛИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ УСИЛИВАЮЩЕЙСЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ПОЯВЛЕНИЯ НОВЫХ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ НА МИРОВОМ КОСМИЧЕСКОМ РЫНКЕ
Дарья Юрьевна МАКАРОВА
ведущий специалист отдела внешних связей,
Институт космических технологий Российского университета дружбы народов,
Москва, Российская Федерация
История статьи:
Принята 24.06.2016 Принята в доработанном виде 27.07.2016 Одобрена 16.08.2016
УДК 338.45.01
JEL: F63, L64, М16, 025, 032
Ключевые слова:
конкурентоспособность ракетно космической отрасли, создание стоимости космической продукции, частный бизнес, сетевая модель, стратегический менеджмент
Аннотация
Тема. Ракетно-космическая отрасль является специфичным объектом управления. Ее конкурентоспособность определяет успех присутствия на мировом космическом рынке, в то же время без участия в рыночных операциях сложно поддерживать долгосрочное устойчивое развитие отрасли. В настоящее время конкурентная среда мировой ракетно-космической отрасли характеризуется двумя отличительными тенденциями - ростом частного сектора и появлением в ней новых бизнес-моделей, а также интенсификацией процесса интернационализации цепочек создания стоимости космической продукции. Предмет. Влияние настоящих и вероятных эффектов указанных тенденций на формирование перспективного облика ракетно-космического сектора.
Цели. Выявление необходимых к проведению мер для сохранения и поддержания конкурентоспособности национальной ракетно-космической отрасли в меняющихся конкурентных условиях.
Методология. В работе использованы диалектический анализ и синтез, статистические наблюдения, сравнения, индукция и дедукция, исторический и логический методы. Результаты. Идентифицированы как значительные потенциальные возможности, так и новые риски для различных участников космической деятельности в меняющейся организационной среде. Представлена будущая потенциальная модель функционирования глобальной ракетно-космической отрасли. Рассмотрена роль государства и обозначена необходимость учета организационной структуры национальной космической отрасли при формировании отраслевой политики.
Выводы. Актуальные тенденции развития ракетно-космической отрасли постепенно формируют структуру ее функционирования, схожую с сетевой экономической моделью. Государству следует разработать механизмы по сохранению необходимого контроля над протекающими в ракетно-космической отрасли процессами. Меры по поддержанию частного бизнеса в ракетно-космической промышленности России не должны являться фокусом усилий государства; принимая во внимание организационную структуру российской ракетно-космической отрасли, следует выполнить ряд мер по стимулированию притока инноваций и повышению коммерческой ориентированности отечественной космической деятельности. Материал может быть использован органами государственной власти и руководством ГК Роскосмос в целях совершенствования менеджмента в ракетно-космической сфере.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
Ракетно-космическая отрасль является сферой сложной техники и наукоемкого производства, заключающей в себе крупные риски, в том числе катастрофического характера, длительные циклы разработки изделий и потребность в масштабных капиталовложениях. Перечисленные характеристики в совокупности с тем фактом, что данная область деятельности непосредственно связана со стратегическими технологиями и обеспечением обороноспособности страны, возводят ракетно-космическую отрасль в ранг одного из самых сложных объектов управления.
Изначально ракетно-космическая отрасль полностью находилась в сфере деятельности государства.
военно-политического противостояния СССР и США, усиление процессов глобализации и появление мирового рынка космической техники, возможность использования наработок в военной сфере на благо гражданского сектора и поддержания устойчивого развития страны, глобальная природа получаемых при использовании космической техники услуг, реализация выгоды посредством объединения ресурсов (финансовых и научных) привели к росту сотрудничества государств, коммерциализации ракетно-космической деятельности и
постепенному вовлечению крупных частных компаний в данную сферу.
Однако постепенное ослабление
В итоге мировой космический рынок в настоящий момент оценивается в 330 млрд долл. США со средним ежегодным темпом роста за последние пять лет в 4,7%, а ракетно-космическая деятельность давно уже рассматривается преимущественно с точки зрения «экономического» объекта управления, к ней применяется рыночное понятие
«конкурентоспособность»1. Эволюция отраслевых задач космической индустрии несет в себе смещение стимулов и вектора развития из области военно-политического противостояния государств в сферу экономической конкуренции продукции и предприятий отрасли. Однако двойственность отрасли в двух упомянутых аспектах (экономическом и военно-стратегическом) вызывает определенный конфликт при попытке построить в ней эффективную систему организации деятельности и управления.
Новые тренды в конкурентной среде ракетно-космической отрасли и их следствия. Эксперты указывают на то, что в данный момент мировая космическая индустрия переходит от этапа Space 1.0, в котором ведущую роль по военно-политическим причинам и поставленным перед наукой задачам обеспечения революционного технологического прорыва занимали закрытость и концентрация, в этап Space 2.0,
характеризующийся активной коммерциализацией созданной инфраструктуры, внедрением космических услуг в повседневную жизнь, развитием взаимодействий между различного рода участниками этой деятельности и последующим интенсивным конкурентным соперничеством на мировом космическом рынке2 [1, 2].
В настоящее время можно выделить две основные новые тенденции, оказывающие воздействие на конкурентную среду мировой ракетно-космической отрасли.
Во-первых, в отрасли начали появляться разного рода стартап-компании, частные предприниматели и инвесторы, которые стремятся основать в космической сфере бизнес посредством оптимизации уже имеющихся процессов производства и внедрения новых механизмов взаимодействия с потребителями. Самый яркий пример этого - компания Space X, основанная американским предпринимателем И. Маском, которая стала первой частной компанией,
1 The Space Report 2015: The Autorative Guide to Global Space Activity. In: Space Foundation. 2015. 85 p.
2 FortB.O. Space 2.0: Bringing Space Tech Down to Earth // The Space Review. April 2009.
URL: http://thespacereview.com/article/1362/1
осуществившей доставку грузов на международную космическую станцию, используя собственный реактивный двигатель Merlin, свою ракету-носитель Falcon и космический корабль Dragon. Известным примером из другого сегмента космической деятельности является стартап Skybox Imaging3 по разработке и запуску космической системы из множества малых космических аппаратов дистанционного зондирования Земли, выкупленный корпорацией Google в 2014 г. за 500 млн долл. США.
Некоторые эксперты утверждают: частный сектор в современных условиях может существовать и оперировать уже на всех переделах цепочки добавленной стоимости в космической отрасли промышленности, как в downstream, так и в upstream-сегментах4. Успешность деятельности этих компаний - отдельный вопрос для изучения, однако данные табл. 1, в которой представлены сведения о некоторых частных компаниях, сгруппированные по сегментам их активности в космической индустрии, свидетельствуют о том, что они действительно появляются и функционируют в разных областях космической деятельности.
Во-вторых, исследователи отрасли утверждают, что несмотря на то что совместные научно-технические проекты и закупки космической продукции между странами присутствовали в отрасли практически с начала появления ракетно-космического рынка, на сегодняшний день в ней начинаются процессы расширения и интеграции международных сетей
взаимодействий, происходит формирование глобальных цепочек разработки и создания ракетно-космической техники и технологий. В отчете Организации экономического
сотрудничества и развития The Space Economy at a Glance 2014 специальный раздел посвящен анализу развития ракетно-космической
деятельности с позиции исследования цепочек создания стоимости в ракетно-космической отрасли в мировом масштабе.
В данном документе отмечается тот факт, что становится все сложнее проследить количество задействованных участников, осуществляющих вклад в процесс создания космического аппарата,
3 8 марта 2016 г. компания сменила название на Terra Bella.
4 Grimard M. Economical Sustainability of the Space Value Chain: Role of Government, Industry and Private Investors. Toulouse Space Show 2012: IISL/IAA Space Law and Policy Symposium Session: Towards effective sustainability for outer space activities, 2012.
URL: http://iislweb.org/docs/2012_Grimard.pdf
и что концепцию цепочки создания стоимости можно применить даже к сегменту производства ракет-носителей, который считается самым стратегически защищенным направлением космической деятельности5. В 2012-2013 гг. в ракетно-космической отрасли США было проведено обширное исследование, согласно которому 78% задействованных в нем фирм признали, что в производстве продаваемого ими конечного космического продукта участвовали не только они сами: в совокупности анкетируемые выявили основных поставщиков из 56 стран. Самыми частыми среди них были поставщики материалов, электронных компонентов,
механических систем и систем передачи информаций из Японии, Германии, Канады, Великобритании6. Фирмы стремятся увеличить свою задействованность в цепочках создания стоимости посредством расширения своего географического присутствия, размещения своих офисов и цехов за рубежом. К примеру, европейская компания OHB System AG по производству космических аппаратов имеет шесть бизнес-подразделений в различных странах - в Бельгии, Италии, Люксембурге, Швеции и два базовых в Германии, что помогает ей быть более конкурентоспособной на мировом космическом рынке.
По нашему мнению, процесс глобализации, несомненно, оказывает свое влияние на развитие взаимодействий в ракетно-космической промышленности на международном и глобальном уровнях, однако рост частного сектора в космической сфере сам по себе также начинает вносить свой весомый вклад в этот процесс, усиливая его. По сути, частный сектор более мобилен и свободен в своих операциях, более нацелен на выгоду и рыночную конкурентоспособность. Его активы перетекают в те географические области и в те операции, где присутствуют наилучшие условия для роста его выручки и потенциала. Следовательно, рост частного сектора в различных формах (компании частных предпринимателей, стартапы, частные инвестиции) в ракетно-космической деятельности в дальнейшем будет усиливать тенденцию интернационализации цепочек создания стоимости космической продукции. Все эти тенденции, протекая в совокупности
5 The Space Economy at a Glance 2014. OECD Publishing, 2014. 144 p.
6 U.S. Space Industry "Deep Dive" Assessment: Impact of U.S. Export Controls on the Space Industrial Base. US Department of
Commerce, Bureau of Industry and Security. Washington DC. February, 2014. 65 p.
одновременно и усиливая при этом друг друга, способствуют формированию в ракетно-космической отрасли сетевой модели организационной структуры ее функционирования на глобальном уровне (рис. 1).
Сетевая модель, подразумевающая формирование сложных нелинейных динамичных взаимодействий между организациями ракетно-космической промышленности, станет возможной и будет развиваться самостоятельно при наличии одного важного условия - частный игрок в ракетно-космической индустрии должен выполнять роль не просто подрядчика, а именно самостоятельного инициатора и оператора космических проектов. В настоящее время вопрос о том, сможет ли частный бизнес взять на себя роль главного инициатора, организатора, а также и потребителя космических продуктов и услуг, остается открытым. Даже среди представленных в табл. 1 показательных примеров частного бизнеса в космосе многие компании либо заранее получают от государства гарантированные будущие заказы и за счет авансовых платежей организуют свою деятельность, либо пока не демонстрируют устойчивого результативного и прибыльного функционирования своей организации.
Однако существует мнение, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе профинансированные венчурными инвестициями космические стартапы сформируют новый этап в развитии космической отрасли (рис. 2). Эти предприятия, способные сгенерировать новый набор доступных продуктов и услуг - от доставки в космическое пространство до обеспечения данными дистанционного зондирования Земли, - уже подрывают существующие организационные процессы в отрасли и устанавливают новую конкурентную среду в сфере космической деятельности [3].
Учитывая сложную специфику ракетно-космической деятельности и стратегическую важность ее устойчивого развития для государства, целесообразно будет рассмотреть те возможные эффекты, которые новые условия конкуренции в данной отрасли могут за собой повлечь. Некоторые аспекты таких эффектов представлены в табл. 2.
По результатам анализа преимуществ и угроз современных тенденций появления новых бизнес-моделей за счет развития различных форм частной инициативы и глобальных цепочек добавленной стоимости в ракетно-космической отрасли можно утверждать, что данные процессы являются
достаточно неоднозначными в своих эффектах, и с высокой степенью вероятности предсказать, каким в действительности образом они повлияют на конкурентоспособность национальных ракетно-космических отраслей, достаточно сложно.
Роль государства в меняющихся конкурентных условиях космической отрасли. По нашему мнению, критическую роль в сохранении и поддержании конкурентоспособности национальной ракетно-космической отрасли должно оставить за собой государство. При встраивании в глобальные цепочки создания стоимости требуется верная государственная политика: необходимо соблюдать баланс между коммерческими и долгосрочными промышленными интересами национальной космической отрасли - данный процесс должен быть стратегически управляем и контролируем. В первую очередь это касается государств с развитой космической инфраструктурой, то есть имеющих в наличии ресурсы в сфере космической деятельности, которые необходимо охранять. Государство должно обеспечить защиту ключевых компетенций в ракетно-космической отрасли, удерживать их под своим контролем.
Отмечается, что для зарубежных государств уже представляется некоторой проблемой возможность контроля цепочки создания стоимости в ракетно-космической промышленности, а в качестве возможных вариантов выхода из проблемной ситуации им предлагается проводить постоянный мониторинг контрактов фирм и их отчетности, регулярный обзор отрасли7. С нашей точки зрения, государствам также стоит пересмотреть национальные законодательства в области нормативно-правового регулирования
осуществления космической деятельности в целях корректировки роли и полномочий частного бизнеса и частных инвестиций в космической отрасли, а также разработки механизмов, обеспечивающих государству возможность осуществлять необходимый контроль.
Поддержание конкурентоспособности отечественной ракетно-космической отрасли в современной конкурентной среде. В 2015 г. в журнале «Форсайт» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) - одном из ведущих российских научных периодических изданий в области разработки стратегий инновационного развития - было опубликовано исследование,
7 The Space Economy at a Glance 2014. OECD Publishing, 2014. 144 p.
результатом которого явился прогноз того, что в будущем традиционные высокотехнологичные отрасли машиностроения столкнутся со значительными вызовами, связанными
с взрывообразным становлением в мире новых бизнес-моделей с перераспределением влияния по всей цепочке компетенций. Исследователи отмечают, что в большей степени это касается ракетно-космической отрасли, где появление новых моделей функционирования снизит эффективность существующих инструментов государственной поддержки технологического развития (в частности, государственных целевых программ) и поставит под угрозу отечественных производителей с высоким уровнем вертикальной интеграции, находящихся полностью в государственной собственности.
В то же время за рубежом рост частных компаний, их усилия по оптимизации бизнес-процессов и снижению цены, а также интернационализация этой модели приведут к эффективной экономии на издержках за счет международного аутсорсинга [7]. Действительно, приведенный ход рассуждений небезоснователен, однако, по нашему мнению, при его применении по отношению к ракетно-космической отрасли следует, во-первых, принимать во внимание двоякую сущность (экономическую и военно-стратегическую) ракетно-космической отрасли как объекта управления, а во-вторых - учитывать различия организационно-структурного устройства национальных ракетно-космиче ских промышленностей в разных странах.
Так, развитие частного бизнеса в ракетно-космической отрасли в основном характерно для США - в этой стране возникает большинство космических стартапов. Это во многом связано с тем, что структура ракетно-космической промышленности США базируется на конкуренции крупных коммерческих
конгломератов (два основных - Lockheed Martin и Boeing), получающих от государства коммерческие заказы на производство космической техники. Одним из мотивов оказания правительством США существенной поддержки национальным предпринимателям и стартапам в космической сфере состоит в том, что они являются потенциальными субподрячиками и объектами для поглощения, обеспечивающими приток инноваций для американских космических транснациональных корпораций8 [8, 9]. Для тех же стран, в которых ракетно-космическая
8 Emerging Space: The Evolving Landscape of 21st Century American Spaceflight // NASA Report. 2014. 39 p.
промышленность находится в собственности государства, политика развития частного бизнеса в космосе означает необходимость осуществления дополнительных существенных выплат из бюджета для их поддержки (фактически -дублирование затрат по финансированию ракетно-космической отрасли) с не вполне ясным конечным результатом этой деятельности. Так, в России, исходя из стратегических соображений, государство все равно останется в среднесрочной перспективе главным собственником космической инфраструктуры и будет размещать заказы и финансовые ресурсы в первую очередь на государственных предприятиях для того, чтобы обеспечивать в сохранности их компетенции [10-12]. Частному бизнесу в таких условиях выжить будет достаточно тяжело.
По нашему мнению, необходимо оказывать систематическую поддержку стартапам в российской ракетно-космической отрасли, однако это не должно быть стратегическим фокусом отраслевой политики. Сферой внимания должен стать поиск вариантов сохранения и поддержки конкурентоспособности отечественной ракетно-космической промышленности с государственной формой собственности с учетом новых меняющихся условий внешней среды. В качестве некоторых таких способов можно предложить следующие.
1. Для решения проблемы закрытости от внешних инноваций и обеспечения их притока в единую государственную вертикально-интегрированную (и поэтому «замкнутую») структуру госкорпорации «Роскосмос» следует вступать в стратегические альянсы с компетентными зарубежными партнерами, основанные на осуществлении совместных наукоемких проектов в космической сфере. Союзы, базирующиеся на совместных научных исследованиях и стремлениях к техническим совершенствованиям, а не только на торговых контрактах, будут способствовать повышению экспортного потенциала отечественной ракетно-космической отрасли и поддержанию ее конкурентоспособного состояния.
2. Для успешной продажи прикладных космических услуг с использованием государственной космической техники на внешнем и внутреннем космическом рынках следует проводить маркетинговый анализ различных сегментов рынка и иметь целевую установку на необходимость последующей коммерциализации проекта с самого начала работы над ним.
В российской ракетно-космической промышленности достаточно хорошо налажена внутренняя сетевая структура взаимодействия науки и производства, но проблема состоит в том, что в системе отсутствует нацеленность на потребителя, поскольку отечественная практика космической деятельности не имеет большого опыта ориентации на рынок.
Для развития отечественных компетенций в этой сфере полезно, к примеру, рассмотреть опыт Индии по созданию и функционированию в составе Индийского национального космического агентства (ISRO) подразделения Antrix Corporation, занимающегося анализом рынка и организацией коммерческого использования государственных космических средств. Также важно обеспечить наличие устойчивой платежеспособной клиентской базы, поскольку это создаст обратную связь с потребителем и повысит стимулы совершенствования тактико-технических характеристик космической техники9. Например, следует рассмотреть вариант внедрения обязательства оплаты пользования результатами прикладных космических услуг даже со стороны государственных структур.
3. Для повышения вероятности участия в глобальной цепочке добавленной стоимости российских космических предприятий следует расширить свое присутствие в других странах посредством размещения в них офисов, действующих по принципу брокеров10. Данная мера будет способствовать продвижению продаж на зарубежных рынках как отечественной космической техники, так и прикладных космических услуг на их основе, а также помогать налаживанию контактов с потенциальными партнерами для сотрудничества.
Без конкурентоспособности ракетно-космической отрасли на мировом космическом рынке очень сложно поддерживать ее долгосрочное устойчивое развитие. Перечисленные меры призваны учесть недостатки, обусловленные организационно-структурным устройством российской ракетно-космической промышленности: они будут способствовать привлечению инноваций, а также
9 Пайсон Д.Б. Бизнес-модели и передельная структура современных космических услуг. Спутниковая связь
и вещание - 2016. Спецвыпуск. М., 2016. С. 62-66.
10 Технологические возможности для космического прорыва обозначили эксперты форума «Открытые инновации»
// Форум «Открытые инновации», 12 декабря 2014 г.
URL: http://i-mash.ru/news/nov_otrasl/60730-tekhnologicheskie-
vozmozhnosti-dlja-kosmicheskogo.html
инвестиций и появлению обратной связи по качеству продукции посредством большей открытости и ориентации на рынок отечественного производства космической продукции и услуг.
Таким образом, в данное время мировая ракетно-космическая отрасль характеризуется новыми тенденциями, долгосрочному результирующему влиянию которых на конкурентоспособность отдельной национальной ракетно-космической отрасли сложно дать однозначную оценку. Расширение присутствия частного бизнеса способствует повышению экономичности осуществления космических проектов, является источником инновационных подходов в области управления и коммерциализации, однако требует значительного государственного финансирования и влечет за собой проблему вывода активов и технологий в другие страны. Усиление интернационализации цепочек создания стоимости космической продукции несет в себе и плюсы, и минусы международного аутсорсинга высокотехнологичного производства.
Взаимное сочетание обеих тенденций содержит преимущества и недостатки сетевой организации производства и сбыта продукции. Государство сохраняет критическую роль в обеспечении конкурентоспособности национальной ракетно-космической промышленности, оно должно обеспечить себя усовершенствованными механизмами воздействия и контроля в меняющихся конкурентных условиях, а при принятии стратегических решений - принимать во внимание особенности организационно-структурного устройства национальной ракетно-космической промышленности. Для обеспечения долгосрочной конкурентоспособности российской ракетно-космической отрасли, промышленность которой полностью находится в собственности государства, предложено внедрить некоторые меры по совершенствованию процессов коммерциализации отечественной космической продукции и развитию института маркетинга, а также организовывать выгодные альянсы научно-технической направленности с зарубежными партнерами.
Таблица 1
Присутствие частных компаний в сегментах космической деятельности Table 1
The share of private entities in space market segments
Сегмент отрасли Проекты, связанные с частной инициативой, и стартапы
Услуги космического запуска и доставки грузов на орбиту (с разработкой собственных космических кораблей) SpaceX, Orbital Sciences Corporation
Космический туризм (орбитальный/суборбитальный) Space Adventures, Excalibur Almaz, Bigelow Aerospace / Virgin Galactic, Xcor Aerospace, Blue Origin, Copenhagen Suborbitals
Космические миссии Planetary Resources, Inspiration Mars, Mars One, Moon Express, Astrobotic Technology
Производство космической техники Dhruva Space, Даурия Аэроспейс, Berlin Space Technologies Rocket Lab, Swiss Space Systems (S3), Reaction Engines
Предоставление долгосрочных космических услуг с использованием собственной космической техники Effective Space Solutions, SkyBox Imaging, Planet Labs, NanoRacks
Источник: составлено автором Source: Authoring
Таблица 2
Оценка влияния развития частного бизнеса и интенсификации процесса интернационализации цепочки создания космической продукции на состояние национальной ракетно-космической отрасли
Table 2
Evaluation of the effect of private business development and intensifying internationalization of the chain of creating space industry products in the national space industry
Актуальные тенденции в конкурентной среде ракетно-космической отрасли Положительные эффекты новых тенденций Отрицательные эффекты новых тенденций
1. Рост частной инициативы Суть организации деятельности частной компании заключается в том, что частные предприниматели, по идее, вынуждены рассчитывать только на собственные ресурсы в долгосрочной перспективе Главный негативный момент расширения присутствия частного сектора в ракетно-космической отрасли заключается в снижении контроля над ней со стороны государства. Бизнес живет по своим законам в плоскости, где
и рискуют собственным вложенным в развитие бизнеса капиталом. Именно поэтому они наиболее ориентированы на коммерческий успех, обладают реально действующими стимулами сделать свою продукцию востребованной. Это ведет к тому, что частный бизнес:
- способствует снижению издержек за счет оптимизации производственных цепочек и осуществления лучшего контроля за качеством что, соответственно, позволяет существенно снизить стоимость конечной космической продукции;
- заинтересован в инновациях и более мобилен в процессе их внедрения, стимулирует смежные отрасли промышленности к разработке этих инноваций;
- берет инициативу в свои руки
в различных сегментах космической деятельности и тем самым снижает нагрузку на государственный бюджет;
- результативно способствует более эффективной коммерциализации
и повышению конкурентоспособности продукции и услуг ракетно-космической промышленности. Мобильность частного сектора ведет к расширению возможностей сотрудничества с зарубежными структурами. В частности, это предоставляет шанс развивающимся государствам привлечь зарубежные инвестиции, обеспечить себя инфраструктурой по использованию и даже развитию космических услуг на своей территории
главным критерием верности решении является рост прибыли и повышение капитализации. Это приводит к тому, что:
- частная компания, которая выросла
и обосновалась на рынке за счет государственной поддержки и субсидий, может быть поглощена зарубежным конкурентом. Стоит отметить, что такие прецеденты уже были. К примеру, в 2012 г. канадской корпорацией MDA была осуществлена покупка коммерческой спутникостроительной компании США Space Systems/Loral;
- частные компании в поисках лучших условий по возможности будут стремиться разместить свое высокотехнологичное производство в странах
с более благоприятными условиями (дешевой рабочей силой, лояльным налоговым законодательством, доступными компонентами для производства). Показателен пример, когда руководствуясь данными соображениями, две высокотехнологичные американские компании по выпуску солнечных батарей Solyndra и Evergreen Solar, работавшие на космос, использовали выделенные правительством бюджетные средства для вывода своих производств в Китай. В результате это привело к крупному скандалу и потерей США своих позиций по данной сфере
[4];
- у национальной частной компании может появиться зарубежный заказчик, который предоставит ей крупный выгодный долгосрочный контракт, влекущий за собой перенастраивание всего производства компании под нужды этого заказчика. В итоге отечественная компания перестанет участвовать в национальной космической деятельности и будет работать
в направлении укрепления зарубежного конкурента в области космоса. Перечисленные факторы так или иначе ведут к появлению высоких рисков утечки технологий и информации о национальных космических разработках за рубеж
2. Интенсификация интернационализации цепочек создания стоимости
Развитие глобальных цепочек создания стоимости и взаимосвязей между странами в области производства космической продукции предоставляет возможность осуществлять эффективную экономию на издержках за счет международного аутсорсинга. Это поможет сократить время изготовления, снизить финансовые затраты на разработку и производство космических технологий, увеличивает доступ к наилучшим компонентам и образцам
Участие в глобальной цепочке создания стоимости ведет к росту зависимости от зарубежных поставщиков при осуществлении национальных космических миссий. К тому же существующая возможность купить уже разработанный и готовый зарубежный высокотехнологичный товар способствует снижению стимулов для развития собственных компетенций, повышает риск превращения в «системного интегратора» при сокращении национальных высокотехнологичных ветвей производства. Кроме того, аутсорсинг ослабляет контроль за качеством изделий и может послужить причиной неожиданных аварий отечественной техники, неудач высокозатратных космических проектов
3. Синергия вышеуказанных тенденций как особый тренд (формирование сетевой структуры)
Нарастание связей и взаимодействий между национальными космическими отраслями различных государств предоставляет возможность получить дополнительную финансовую прибыль от участия в глобальной цепочке создания стоимости, выдвигает спрос на квалифицированных специалистов в данной сфере. К тому же содержание и конфигурация данной цепочки - ее международный характер, постепенное увеличение количества участников и рост присутствия в ее составе мобильного частного сектора - соответствуют модели сетевой структуры организации_
Для национальной ракетно-космической промышленности существует риск неудачного встраивания в международную цепочку создания стоимости, связывание себя договорными обязательствами, которые могут повлечь попадание в «технологическую ловушку», снижение стимулов к инновационному развитию у национальных участников отрасли.
Сетевая структура способствует распространению любого типа информации, в том числе касающейся и уровня технологического развития и, в худшем случае, самих стратегических технологических разработок в области космоса. К тому же сетевая структура подразумевает усиление общего уровня конкуренции за счет роста возможности оперативно
деятельности. Сетевая структура подразумевает гибкие отношения между участниками цепочки добавленной стоимости, построенные на основе контракта, аутсорсинга, быстрой смены контрагентов при необходимости. Данная форма организации деятельности появилась как способ поддержания и увеличения конкурентоспособности в современной быстро меняющейся, быстро развивающейся среде, поскольку считается одним из наиболее эффективных решений для реализации принципа «открытых инноваций», способствует их обмену и распространению [5, 6]. В свою очередь, постоянное внедрение наукоемких инноваций является основой долгосрочной конкурентоспособности высокотехнологичной ракетно-_космической отрасли_
Источник: составлено автором
Source: Authoring
Рисунок 1
Смена концепции организации деятельности в ракетно-космической отрасли посредством появления новых тенденций в ее конкурентной среде и их синергии
Figure 1
Changes in the operational concept of the space industry upon the emergence of new trends in its competitive environment and their synergy
Глобализация
Коммерциализация
Частный бизнес
Интернационализация цепочек создания стоимости
Глобальная природа космических услуг
Источник: составлено автором Source: Authoring
сменить поставщика, а неустойчивость связей в ракетно-космической деятельности, характеризующейся среднесрочными и длительными циклами разработки новой продукции, грозит серьезным подрывом производства при потере заказчика или важного подрядчика
Рисунок 2
Эволюция концепции и структуры развития ракетно-космической отрасли от этапа Space 1.0 к Space 3.0 Figure 2
Evolution of the space industry development concept and structure: moving from Space 1.0 towards Space 3.0
SPACE 1.0
Начальная «космическая гонка», концентрация, закрытость
SPACE 2.0
Коммерциализация, рост сотрудничества
SPACE 3.0
Профинансированные венчурными инвестициями космические стартапы
Источник: составлено автором
Source: Authoring
Список литературы
1. Пайсон Д.Б. Сравнительный анализ развития институциональной среды в сфере производства и потребления космических продуктов и услуг в ведущих космических державах мира // Аудит и финансовый анализ. 2010. № 1. С. 393-405.
2. Ионин А.Г. От Space 1.0 через Space 2.0 вперед к Space 3.0! // Геоматика. 2013. № 2. C. 40-45.
3. Lewis R., Stavish T. The New Race For Space // IQT Quarterly. 2015. Vol. 6. Iss. 3. P. 2-4.
4. Данилюк А.Ю., Палеев Д.Л. Трансформация роли государства в развитии космической деятельности и совершенствование механизмов взаимодействия с частным бизнесом // Бизнес в законе. 2014. № 3. С. 160-165.
5. Аверина Т.А., Баркалов С.А. Международная кооперация в инновационной сфере // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2009. Т. 5. № 6. С. 44-47.
6. Баранов М.Н. Новые формы организации научно-исследовательской деятельности в системе инновационного предпринимательства // Проблемы современной экономики. 2010. № 2. С. 200-202.
7. Апокин А., Белоусов Д., Сальников В., Фролов И. Долгосрочные социально-экономические вызовы для России как факторы спроса на новые технологии // Форсайт. 2015. Т. 9. № 4. С. 6-17.
8. Попова А.О. Движущие силы развития американских корпоративных НИОКР и инноваций // Россия и Америка в XXI веке. Электронный научный журнал. 2015. № 1. URL: http://rusus.ru/?act=read&id=430.
9. Прокопенкова И.О. Поддержка инноваций в космической промышленности: опыт США и Европы // Проблемы национальной стратегии. 2013. № 6. С. 165-188.
10. Шелюбская Н.В. Глобализация и региональная кооперация в сфере НИОКР // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 6. С. 37-42.
11. Славянов А.С., Хрусталёв Е.Ю., Хрусталёв О.Е. Рисковые ситуации при формировании и реализации инновационных проектов создания наукоемкой ракетно-космической техники // Аудит и финансовый анализ. 2016. № 2. С. 367-373.
12. Ilyin A. Russian Business: A Long Road to the Stars // ROOM: The Space Journal. 2015. № 3. P. 55-58.
Национальные интересы: National Interests:
приоритеты и безопасность 11 (2016) 39-49 Priorities and Security
ISSN 2311-875X (Online) Sustainable Development of Economy
ISSN 2073-2872 (Print)
MAINTAINING THE COMPETITIVENESS OF THE SPACE INDUSTRY IN MODERN CONDITIONS OF INCREASING GLOBALIZATION AND THE EMERGENCE OF NEW BUSINESS MODELS IN THE GLOBAL SPACE MARKET
Dar'ya Yu. MAKAROVA
Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russian Federation [email protected]
Article history:
Received 24 June 2016 Received in revised form 27 July 2016
Accepted 16 August 2016
JEL classification: F63, L64, M16, O25, O32
Keywords: competitiveness, space industry, value creation, space product, private business, network model, strategic management
Abstract
Importance The space industry is a very special target of management. Currently, two trends can be seen in the competitive environment of the global space industry, i.e. growing private sector with the emergence of new business models and the intensifying process of internationalizing value building chains in respect of space industry products.
Objectives The research reviews what measures should be taken to keep and maintain the competitiveness of the national space industry as part of the competition race. Methods I used dialectical analysis and synthesis, statistical observations, comparison, induction and deduction, historical and logic methods.
Results I found both considerable opportunities and new risks for different agents of the space industry in the ever changing environment. I reviewed the State's role and indicated that it was necessary to consider the organizational structure of the national space industry when the industry policies were formulated.
Conclusions and Relevance The current trends in the space industry development gradually shape its operational structure that is similar to the network economic model. The State should craft mechanisms to keep necessary control over ongoing processes in the industry. In the mean time, the State should not harness its efforts solely to take relevant measures and maintain the private business in Russia's space industry. There should be measures in place to bolster the innovation influx and improve the commercial focus of the national space industry. The article may be useful for governmental authorities and top management of Roscosmos Corporation.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016
References
1. Paison D.B. [A comparative analysis of the development of the institutional environment in production and consumption of space industry products and services in leading spacefaring nations]. Audit i finansovyi analiz = Audit and Financial Analysis, 2010, no. 1, pp. 393-405. (In Russ.)
2. Ionin A.G. [Moving from Space 1.0 through Space 2.0 towards Space 3.0!]. Geomatika = Geomatics, 2013, no. 2, pp. 40-45. (In Russ.)
3. Lewis R., Stavish T. The New Race For Space. IQT Quarterly, 2015, vol. 6, iss. 3, pp. 2-4.
4. Danilyuk A.Yu., Paleev D.L. [The transforming role of the State in the space industry development and improvement of interaction with private businesses]. Biznes v zakone = Business in Law, 2014, no. 3, pp. 160-165. (In Russ.)
5. Averina T.A., Barkalov S.A. [International cooperation in innovation]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta = Bulletin of Voronezh State Technical University, 2009, vol. 5, no. 6, pp. 44-47. (In Russ.)
6. Baranov M.N. [New formats of researches as part of innovative business]. Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics, 2010, no. 2, pp. 200-202. (In Russ.)
7. Apokin A., Belousov D., Sal'nikov V., Frolov I. [Long-term socio-economic challenges for Russia and demand for new technology]. Forsait = Foresight-Russia, 2015, vol. 9, no. 4, pp. 6-17. (In Russ.)
8. Popova A.O. [The driving forces of the development in the U.S. corporate R&D and innovation]. Rossiya i Amerika v XXI veke, 2015, no. 1. (In Russ.) Available at: http://rusus.ru/?act=read&id=430.
9. Prokopenkova I.O. [Supporting innovation in the space industry: experience of the United States and Europe]. Problemy natsional'noi strategii = National Strategy Issues, 2013, no. 6, pp. 165-188. (In Russ.)
10. Shelyubskaya N.V. [Globalization and regional cooperation in R&D]. Problemy teorii i praktiki upravleniya = Theoretical and Practical Aspects of Management, 1999, no. 6, pp. 37-42. (In Russ.)
11. Slavyanov A.S., Khrustalev E.Yu., Khrustalev O.E. [Risk exposures as part of forming and implementing of innovative projects for building high-tech space technologies]. Audit i finansovyi analiz = Audit and Financial Analysis, 2016, no. 2, pp. 367-373. (In Russ.)
12. Ilyin A. Russian Business: a Long Road to the Stars. Room: The Space Journal, 2015, no. 3, pp. 55-58.