УДК 339.138
Вестник СибГАУ Том 17, № 3. С. 812-816
ОЦЕНКА ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ОТРАСЛИ ПРИ СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
НА МИРОВОМ РЫНКЕ
В. А. Богомолов*, Ю. В. Данильченко
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Выявляются факторы, определяющие привлекательность той или иной отрасли, с целью их дальнейшего использования при проведении стратегического анализа. Приводится информация о доле предприятий России в общем объеме мирового производства ракетно-космической техники. Проводится сравнение уровня конкуренции на российском и мировом рынках продукции ракетно-космической промышленности в 2012-2014 гг. Дана характеристика динамики и тенденций мирового рынка космической деятельности. Представлена структура мирового рынка космической деятельности, в том числе доли частного и государственного секторов, и тенденции их изменения. Обоснована необходимость выхода российских предприятий ракетно-космической промышленности на мировой рынок. Предложен упорядоченный перечень факторов, определяющих привлекательность отраслей и рынков продукции ракетно-космической промышленности, которые необходимо учитывать при стратегическом планировании деятельности на мировом рынке. Представлен перечень источников информации и исходных данных для анализа отраслей и рынков. Приведена сравнительная характеристика аналитических и исследовательских отчетов о состоянии и перспективах рынков продукции ракетно-космической промышленности, а также о возможных направлениях развития рынков первые 20-30 лет XXI века. Предложен способ использования результатов анализа привлекательности отрасли при стратегическом планировании деятельности предприятий ракетно-космической промышленности России на мировом рынке.
Ключевые слова: рынок космической деятельности, стратегическое планирование, ракетно-космическая промышленность, космическая деятельность, мировой рынок.
Sibirskii Gosudarstvennyi Aerokosmicheskii Universitet imeni Akademika M. F. Reshetneva. Vestnik Vol. 17, No. 3, P. 812-816
EVALUATING OF INDUSTRY ATTRACTIVENESS IN STRATEGIC PLANNING OF WORLD MARKET ACTIVITY OF RUSSIAN SPACE INDUSTRY COMPANIES
V. A. Bogomolov*, Yu. V. Danilchenko
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: [email protected]
The aim of the article is to identify the factors that determine the attractiveness of an industry with a view to their further use in conducting strategic analysis. The information about the share of Russian companies in the total world production of rocket and space technology is given. A comparison of the level of competition on the Russian and world markets of aerospace industry in 2012-2014 is given. The characteristic of dynamics and trends of the world market of space activities is submitted. The structure of the world market of space activities, including the share of the private and public sectors, and trends in their changes is presented. The necessity of output of Russian enterprises of aerospace industry in the global market is justified. The article proposes an ordered list of the factors that determine the attractiveness of industries and markets products of rocket and space industry, which must be taken into account in strategic planning activities in the global market. The list of information sources and baseline data for the analysis of industries and markets is given. The comparative characteristic of the analytical and research reports on the state of and outlook for production of rocket and space industry, as well as on the possible direction of the market the first 2030 years of the XXI century are submitted. The method for using the results of the analysis of the attractiveness of the sector for strategic planning of enterprises of rocket-space industry of Russia in the world market is presented.
Keywords: world market of space activity, strategic planning, space industry, space activity, world market.
Введение. В настоящий момент большинство предприятий РКП России ориентируются на государственные заказы как основной источник получения выручки, в то время как они вместе занимают 1,11 % совокупного объема мирового рынка космической деятельности. Доля предприятий ракетно-космической промышленности России в общем объеме мирового производства ракетно-космической техники составляет всего 8 % [1].
Мировой и российский рынок РКП. Для рынка продукции РКП России характерна высокая степень монополизации. Например, доля АО «ИСС» на внутреннем рынке по количеству успешно запущенных на геостационарную орбиту космических аппаратов в 2013 и 2014 гг. составила 100% (средняя доля в 2012-2014 гг. - 84,8 %). В то же время доля АО «ИСС» на мировом рынке по числу изготовленных и запущенных телекоммуникационных КА гражданского назначения в 2013 г. составила 5,9 %, в 2014 г. - 24,0 % (средняя доля в 2012-2014 гг. - 12,5 %). При этом ни одно предприятие не имеет доли рынка, превышающей 29 % (табл. 1) [2].
На сегодняшний день мировой рынок продукции ракетно-космической промышленности характеризуется непрерывным ростом (8,4 % в год в среднем в 2008-2014 гг.), высокой долей гражданского сегмента (в среднем 74,88 % в 2011-2014 гг.), согласно данным Space Foundation [3] (рис. 1).
В 2014 г. мировой рынок космической деятельно-
сти вырос на 5,03 % до 330,0 млрд долл. США. Наибольший прирост был зафиксирован в следующих сегментах: государственные космические бюджеты других стран (без США) и коммерческая инфраструктура и поддерживающие отрасли (10,26 и 8,65 % соответственно).
Доля негосударственного сектора неуклонно растет: в 2011 г. доля коммерческого сегмента мирового рынка космической деятельности составляла 72,86 %, а в 2014 г. - 76,01 %. Также необходимо отметить такой тренд, как снижение доли государственного космического бюджета США в общем объеме государственных космических бюджетов с 61,08 % в 2012 г. до 54,26 % в 2014 г (рис. 2).
Таким образом, для обеспечения долгосрочного устойчивого положения предприятиям РКП России необходимо выходить на внешние рынки. Ввиду высокого уровня конкуренции на мировом рынке космической деятельности, предприятиям РКП России для успешной работы следует иметь стратегию, для разработки которой необходимы соответствующие инструменты и методики.
В настоящий момент мировой рынок продукции ракетно-космической промышленности является одним из самых закрытых. Тем не менее, в условиях необходимости активной работы предприятий РКП России на международных рынках особо остро встает вопрос оценки привлекательности отдельных рынков космической деятельности.
Таблица 1
Структура рынка по количеству успешно запущенных на геостационарную орбиту космических аппаратов гражданского назначения в 2014 году
Позиция на рынке Наименование компании Страна Доля на внешнем рынке, % Доля на внутреннем рынке, %
1 Space Systems Loral США 29 75
2 АО «ИСС» РФ 24 100
3 Airbus Defense and Space Франция 19 100
4 Orbital Sciences Corporation США 10 25
5 Mitsubishi Electric Corporation Япония 5 100
6 Остальные компании (ISRO, INVAP) - 13 -
Объем рынка космической деятельности, млрд. долл. США
,1Л7 330,0
304 3
шшл
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Рис. 1. Динамика объема рынка космической деятельности в 2007-2014 гг.
Рис. 2. Структура рынка космической деятельности в 2011-2014 гг.
Факторы привлекательности рынков. Привлекательность рынков продукции РКП включает следующие группы факторов: спрос и потребители, конкуренция, движущие силы отрасли, финансовое положение участников рынка, перспективы развития отрасли.
Группа «спрос и потребители» включает в себя прирост выручки лидеров рынка, количество новых заказчиков в год, прирост платежеспособного спроса, рост платежеспособности основных заказчиков.
Конкуренция включает в себя интенсивность конкурентной борьбы и степень интеграции основных конкурентов.
Группа факторов «движущие силы отрасли» включает следующие параметры: глобализация отрасли, экономические тенденции отрасли, слияния и поглощения в отрасли, развитие технологий, изменения в законодательстве и законодательной политике, степень неопределенности и риска для бизнеса.
Сфера «финансовое положение участников рынка» включает в себя характеристики финансового состояния, финансовой устойчивости, рисков дефолта и банкротства компаний и суверенных государств.
Группа «перспективы развития отрасли» определяется стадией жизненного цикла отрасли и важностью отрасли для мировой экономики.
Информационная база оценки привлекательности. Для оценки привлекательности рынка необходимо использовать широкий спектр источников информации, в том числе данные официальной статистики, государственные и отраслевые стратегии и программы, данные рейтинговых агентств, доклады и выступления на конференциях и выставках, материалы консалтинговых, исследовательских, общественных организаций.
При изучении рынка необходимо учитывать, что основным инструментом продвижения продукции на рынке с целью заключения контрактов на поставку космической техники является участие в международных выставочно-ярмарочных мероприятиях, которые являются важными событиями в отрасли и на которых клиенты объявляют о предстоящих тендерах, а также о своих требованиях. При этом приоритетом являются узкоспециализированные выставки. Более того, у некоторых спутниковых операторов существуют также предпочтения по конкретным выставкам. В частности, индонезийский спутниковый оператор IndoSAT работает лишь с теми компаниями, которые принимают участие в выставке-конференции Pacific Telecommunication Conference. Практически все ведущие спутниковые операторы мира принимают участие в выставке Satellite, ежегодно проводимой в США [4; 5].
Использование в качестве информационной базы уже готовых исследований различных рейтинговых агентств может существенно облегчить работу, так как каждый рейтинг - это уже обобщающий показатель, содержащий в себе интегрированные мнения экспертов по множеству аспектов. Кредитные рейтинги оценивают кредитоспособность частного лица, предприятия, региона или страны [6].
В качестве информационной базы анализа привлекательности отраслей и рынков продукции РКП могут быть использованы отчеты и обзоры, подготовленные консалтинговыми, исследовательскими и общественными организациями. Информация о наиболее авторитетных организациях и их аналитических продуктах представлена в табл. 2 [7-12].
Таблица 2
Аналитические отчеты и результаты исследований рынков продукции РКП
№ Автор Наименование продукта Регулярность Стоимость
1 Futron Corporation Space Competitiveness Index (SCI) Ежегодно 399-9 999 долл. США
2 Forecast of Global Satellite Demand н/д 3 395-3 900 долл. США
3 Euroconsult Profiles of Government Space Programs Ежегодно 5 500-13 750 евро
4 Government Space Forecasts 3500-8750 евро
5 Satellites to be Built & Launched by 20... 5 500-13 750 евро
6 Satellite-Based Earth Observation 5 000-12 500 евро
7 Prospects for the Small Satellite Market 3 500-8 750 евро
8 Satellite-Based Earth Observation: Market Prospects to 2024 4 500-13 750 евро
9 Satellite Value Chain: The Snapshot 3 500-8750 евро
10 Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD) Evaluation of future space markets Разово, 7 мая 2004 г. Бесплатно
11 Technology trends - premiminary reports Бесплатно
12 Geopolitical developments and the future of the space sector Бесплатно
13 Socioeconomic Conditions and the Space Sector Бесплатно
14 Space resources and the challenge of energy and the environment Бесплатно
15 Space 2030. Tackling Society's Challenges Разово, 31 мая 2005 г. Бесплатно
16 Space 2030. Exploring the Future of Space Applications Бесплатно
17 The Space Economy at a Glance 1 раз в 3-4 года Бесплатно
18 Satellite Industry Association State of the Satellite Industry Report Ежегодно Бесплатно
19 Northern Sky Research Satellite Manufacturing and Launch Services, 5th Edition н/д 4 195-8 195 долл. США
20 BRICS Satellite Capacity Supply & Demand н/д 4 195-8 195 долл. США
21 Space foundation The space report Ежегодно 399-2 150 долл. США
Перспективы развития отрасли. Изучение перспектив развития отрасли является особенно важной задачей, так как в отличие от большинства традиционных отраслей космическая отрасль ограничена лишь текущим уровнем технологий, в совершенствование которых вкладываются колоссальные средства. Согласно результатам исследования, проведенного в 2004 г. специалистами OECD, в первые 20-30 лет XXI века рынки будут развиваться в двух направлениях:
1. Инфокоммуникационные продукты и услуги с космическим компонентом, направленные на предоставление инфраструктурных услуг (космические линии связи) или содержательной информации (данные дистанционного зондирования Земли и навигационный сигнал), тесно интегрированные с соответствующим наземным сегментом.
2. Новые услуги, связанные с орбитальными и суборбитальными космическими полетами, в частности, космический туризм.
Развитие этих двух направлений потребует дальнейшего совершенствования космических средств и нормативной правовой базы космической деятельности [13].
Заключение. Согласно перечню работ, направленных на решение задачи увеличения доли РФ на международном рынке, указанному в госпрограмме «Космическая деятельность России на 2013-2020 го-
ды», одним из направлений является «совершенствование системы управления ракетно-космической промышленности, осуществление комплексных мероприятий по её реструктуризации, техническому переоснащению и реконструкции предприятий ракетно-космической промышленности и объектов наземной космической инфраструктуры» [14].
Одним из путей совершенствования системы управления РКП является переход к стратегическому управлению, неотъемлемой частью которого является стратегическое планирование. Детализированный анализ и оценка привлекательности и потенциала рынка и последующее использование результатов анализа при стратегическом планировании позволят повысить конкурентоспособность предприятий РКП России за счет сокращения отставания от ведущих игроков космической отрасли в вопросах управления [15].
Результаты оценки привлекательности отрасли дополнят информационную базу стратегического планирования деятельности предприятий и позволят качественно оценить перспективы продукции и предприятий РКП России на международных рынках.
Библиографические ссылки
1. Пайсон Д. Б. Космическая деятельность. Эволюция, организация, институты. 2-е изд. М. : Либро-ком, 2013. 311 с.
2. Годовой отчет акционерного общества «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва» за 2014 год [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-disclosure.ru/portal/FileLoad. ashx?Fileid=1094022 (дата обращения: 15.09.2015).
3. The Space Report 2014. Overview, Table of Contents, Index of Exhibits [Электронный ресурс] URL: http://www.spacefoundation.org/sites/default/files/downlo ads/The_Space_Report_2014_0verview_T0C_Exhibits. pdf (дата обращения: 01.04.2015).
4. Богомолов В. А., Данильченко Ю. В. Инструменты продвижения продукции предприятий РКП России на международном рынке // Вестник СибГАУ. 2012. № 3(43). С. 140-142.
5. Богомолов В. А. Особенности взаимодействия предприятий РКП России с потребителями на международном рынке // Вестник СибГАУ. 2013. № 3(49). С. 234-237.
6. Богомолов В. А. Использование рейтингов в качестве информационной базы стратегического планирования // Экономика и предпринимательство. 2015. № 6-1 (59-1). С. 1081-1085.
7. Space Competitiveness Index [Электронный ресурс]. URL: http://www.futron.com/SCI_2014.xml (дата обращения: 22.04.2015).
8. Forecast of Global Satellite Demand [Электронный ресурс]. URL: http://www.futron.com/2013_Futron_ Forecast.xml (дата обращения: 22.04.2015).
9. Euroconsult Shop [Электронный ресурс]. URL: http://www.euroconsult-ec.com/shop/ (дата обращения: 01.12.2015).
10. Theme Economics - OECD Library [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd-ilibrary.org/economics/ (дата обращения: 22.04.2015).
11. SlA State of satellite industry report [Электронный ресурс]. URL: http://www.sia.org/annual-state-of-the-satellite-industry-reports/2014-sia-state-of-satellite-industry-report/ (дата обращения: 22.04.2015).
12. Satellite Communications - Northern Sky Research [Электронный ресурс]. URL: http://www.nsr.com/ research-reports/satellite-communications/ (дата обращения: 22.04.2015).
13. Evaluation of future space markets. Project on the commercialization of Space and the Development of Space Infrastructure: The Role of Public and Private Actors [Электронный ресурс]. 7th May 2004. URL: www.oecd.org/futures/space/31825129.pdf (дата обращения: 01.04.2015).
14. Основные положения государственной программы Российской Федерации «Космическая деятельность России на 2013-2020 годы» для открытого опубликования на сайте Роскосмоса [Электронный ресурс]. URL: http://www.aex.ru/docs/2/2013/1/14/1710/ (дата обращения: 15.09.2015).
15. Богомолов В. А. Государственные программы как основа стратегического планирования деятельности предприятий РКП России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 5. С. 137-140.
References
1. Pay son D. B. Kosmicheskaya deyatel'nost'. Evolyutsiya, organizatsiya, instituty [Space activity.
Evolution, organization, institutions]. Moscow, Librokom Publ., 2013, 311 p.
2. Godovoy otchet Aktsionernogo Obshchestva "Informatsionnye Sputnikovye Sistemy" imeni akademika M. F. Reshetneva" [Annual report of JSC "Information Satellite System" named after academician M. F. Reshet-nev"] (In Russ.). Available at: http://www.e-disclosure. ru/portal/FileLoad.ashx?Fileid=1094022 (accessed 15 September 2015).
3. The Space Report 2014. Overview, Table of Contents, Index of Exhibits. Available at: http://www. spacefoundation.org/sites/default/files/downloads/The_ Space_Report_2014_0verview_T0C_Exhibits.pdf (accessed 01.04.2015).
4. Bogomolov V. A., Danil'chenko Yu. V. [Promotion instruments of Russian space industry companies production at international market]. Vestnik SibGAU. 2012, No. 3 (43), P. 140-142 (In Russ.).
5. Bogomolov V. A. [The features of interaction of Russian space industry companies with consumers at international market]. Vestnik SibGAU. 2013, No. 3 (49), P. 234-237 (In Russ.).
6. Bogomolov V. A. [Use of ratings as information basis of strategic planning]. Ekonomika ipredprinimatel'-stvo. 2015, No. 6-1 (59-1), P. 1081-1085 (In Russ.).
7. Space Competitiveness Index. Available at: http:// www.futron.com/SCI_2014.xml (accessed 22 April 2015).
8. Forecast of Global Satellite Demand. Available at: http://www.futron.com/2013_Futron_Forecast.xml (accessed 22 April 2015).
9. Euroconsult Shop. Available at: http://www. euroconsult-ec.com/shop/ (accessed 01 December 2015).
10. Theme Economics - OECD Library. Available at: http://www.oecd-ilibrary.org/economics/ (accessed 22 April 2015).
11. SIA State of satellite industry report. Available at: http://www.sia.org/annual-state-of-the-satellite-industry-reports/2014-sia-state-of-satellite-industry-report/ (accessed 22 April 2015).
12. Satellite Communications - Northern Sky Research. Available at: http://www.nsr.com/research-reports/satellite-communications/ (accessed 22 April 2015).
13. Evaluation of future space markets. Project on the commercialization of space and the Development of Space Infrastructure: The Role of Public and Private Actors. 7th May 2004. Available at: www. oecd.org/futures/space/31825129.pdf (accessed 01 April 2015).
14. Osnovnye polozheniya gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii "Kosmicheskaya dejatel 'nost ' Rossii na 2013-2020 gody" dlya otkrytogo opublikovanija na sayte Roskosmosa [The main provisions of the Russian Federation government program 'Space activity of Russia in 2013-2020 years' for open publication on Roscosmos website] (In Russ.). Available at: http://www.aex.ru/docs/2/2013/1/14/1710/ (accessed 15 September 2015).
15. Bogomolov V. A. [Government programs as basis of strategic planning of Russian space industry companies]. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk. 2015, No. 5, P. 137-140 (In Russ.).
© Богомолов В. А., Данильченко Ю. В., 2016