Гуркин Я. А.
Подбор и подготовка кадров российской сыскной полиции в конце XIX — начале XX в.
Гуркин Ярослав Андреевич
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта (Санкт-Петербург)
Старший преподаватель кафедры юридических дисциплин и правового регулирования
Соискатель кафедры теории и истории государства и права Северо-Западного института управления —
филиала РАНХиГС
РЕФЕРАТ
Статья посвящена подбору и подготовке кадров российского уголовного сыска и сыскной полиции Санкт-Петербурга на рубеже XIX-XX вв.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
правоохранительные органы, полиция, сыск, преступление, реформа
Gurkin Ya. A.
Selection and Training Russian Detective Police at the End of XIX — the Beginning of the XX Centuries
Gurkin Yaroslav Andreevich
National State University of Physical Culture, Sports and Health, named by P. F. Lesgaft (Saint-Petersburg, Russian Federation)
Lecturer of the Chair of Juridical Disciplines and Legal Regulating
Competitor on the PhD degree of the Chair of the Theory and History of the State and Law of the North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
ABSTRACT
Article is devoted to selection and training of the Russian criminal investigation and detective police of St. Petersburg at a boundary of the XIX-XX centuries.
KEYWORDS
law enforcement agencies, police, investigation, crime, reform
В последние десятилетия Россия переживает глубокие социально-политические перемены. Реформирование правоохранительной системы является составной частью этого процесса. Разработанная концепция модернизации правоохранительных органов прямо ориентирует на изучение и использование отечественного опыта предшествующих периодов. В этой связи несомненный интерес представляет изучение деятельности по созданию уголовного сыска в дореволюционной России.
Ко второй половине XIX в. жизнь в Санкт-Петербурге кардинально изменилась. Кризис феодально-крепостнической системы вызвал отмену крепостного права в 1861 г. и последующие реформы государственного механизма. После реформ 1860-х гг. столица начала резко расширяться, увеличивалось население. Жизненные условия в городе стали ухудшаться, в том числе благодаря росту маргинальных слоев населения. Среди пришлого населения было много таких, которые считали, что в занятиях грабежами и кражами для личного обогащения нет ничего зазорного. Совершение тяжких и особо тяжких преступлений с конца 1850-х гг. за каких-то 10 лет выросло более чем в 3 раза.
Ответом на стремительный рост уголовной преступности стало создание в 1866 г. Санкт-Петербургской сыскной полиции. В последующие годы подобные отделения начнут появляться и в других крупных городах.
С самого начала существования данной структуры встал вопрос о ее кадровом обеспечении. Начальники сыскных отделений неоднократно указывали на несоответствие штатов поставленным перед ними задачами, оправдывая тем самым плохую работу. Однако фактическая штатная численность служащих сыскной полиции часто выходила за рамки, предусмотренные законом «Об организации сыскной части» 1908 г. В распоряжение начальника сыскного отделения дополнительно направлялись служащие общей полиции. Сыскная полиция имела также нештатных сотрудников — постоянных вольнонаемных агентов и располагала широкой сетью негласных агентов.
С 1873 г. вводится принцип вольного найма на службу в полицию. Поступавший на службу должен был представить благожелательные отзывы и справки из всех учреждений, где он ранее служил. Для полицейских вводятся надбавки к жалованью в зависимости от срока службы. Прослужив без перерыва 30 лет, полицейский получал право на пенсию. Были предусмотрены и моральные стимулы поощрения — награждение офицеров орденами, а рядовых — медалями. В 1876 г. учреждается специальная медаль «За безупречную службу в полиции». На первый план теперь выдвигаются требования высокого профессионализма, а также соблюдения законности служащими полиции.
Для этого руководителям, старшим чинам и офицерам полиции вменялось в обязанность больше внимания уделять обучению и подготовке своих подчиненных. В крупных городах стали формироваться так называемые сверхштатные полицейские команды, или резерв, в которые принимались кандидаты на службу. В этом подразделении они проходили первоначальную подготовку, периодически привле-каясь под руководством опытных и известных «примерным поведением» старослужащих к несению службы в городе.
Состав чинов сыскных отделений был довольно пестрым (бывшие офицеры, военные чиновники, гражданские служащие и лица, не состоявшие ранее на какой-либо государственной службе). Основной контингент составляли лица в возрасте от 25 до 35 лет. Образовательный и профессиональный уровень большинства чинов сыскной полиции был невысоким. Основная масса личного состава сыскных отделений окончила городское либо сельское народное или начальное училище. Исключение составляли только начальники сыскных отделений.
Начальник сыскного отделения зачастую являлся единственным лицом в отделении, получившим некоторую систематическую юридическую и профессиональную подготовку. Эффективность работы сыскных отделений на местах в значительной степени зависела от квалификации их начальников, а также руководителей городской полиции. В этой ситуации на начальников сыскных отделений возлагались задачи не только по общему руководству личным составом, но и оперативная деятельность. В соответствии с «Инструкцией чинам сыскных отделений» 1910 г. начальники сыскных отделений были обязаны:
1) руководить деятельностью чинов отделения и направлять таковую в духе законности к наиболее успешному исполнению возложенных на них обязанностей по предупреждению и расследованию преступлений;
2) принимать на себя розыски и расследования по особо выдающимся делам, являясь на место преступления и принимая без малейшего промедления надлежащие меры, для розысков по горячим следам1.
В 1908 г. для начальников сыскных отделений были организованы специальные курсы. По распоряжению министра внутренних дел П. А. Столыпина все кандидаты на должности 89 сыскных отделений были откомандированы в Санкт-Петербург для слушания лекций на подготовительных курсах уголовного сыска, впервые органи-
1 Инструкция чинам сыскных отделений. СПб., 1910. П. 13.
зованных при Департаменте полиции. Первые занятия предполагалось начать с группой лиц, назначенных на должность начальников сыскных отделений с 1 сентября 1908 г. Программа курсов была весьма и весьма обширна и включала в себя следующие разделы:
1) государственное и полицейское право,
2) уголовное право,
3) судебная медицина,
4) методы регистрации преступников,
5) приемы уголовного сыска,
6) приемы самообороны и обезоруживания преступников,
7) ознакомление с оружием и взрывчатыми веществами,
8) ознакомление с гримом и переодеванием,
9) тайнопись преступников (шифры) и дешифрование,
10) разбор сложных сыскных дел,
11) присутствие при вскрытии трупов по какому-либо сложному делу с объяснениями профессора Д. П. Косоротова — автора таких фундаментальных трудов, как «Основные правила составления судебно-медицинских актов о вскрытиях тел» (Санкт-Петербург, 1900), «О мнимой смерти» (Санкт-Петербург 1902) и «Учебник судебной медицины для студентов» (Санкт-Петербург, 1914), который в начале XX в. по праву считался одним из самых высококвалифицированных судебно-медицинских экспертов России,
12) посещение полицейского музея и других учреждений,
13) практические занятия по фотографии, «словесному портрету», антропометрии, дактилоскопии, по снятию слепков и рисунков следов, по исследованию документов,
14) приемы дрессировки собак для защитных, сторожевых и сыскных целей,
15) практика дознаний (показное производство дознания на месте с составлением образцовых следственных актов, описаний и справок),
16) практика розыска и выслеживания преступников1.
Лекции по искусству уголовного сыска, сыскной деятельности, технике уголовного сыска и научных методов раскрытия преступлений были прочитаны известным криминалистом и практическим работником розыска В. И. Лебедевым и изданы им в 1909 г. в виде книги «Искусство раскрытия преступлений». Большая часть учебного времени на курсах отводилась практическим занятиям, проводимым в тюрьме, в сыскных отделениях, где слушатели изучали представителей уголовного мира, знакомились с методами борьбы с преступностью. Такой подход к подготовке начальников сыскных отделений определялся тем, что им предстояло заниматься уже профессиональным обучением своих подчиненных, которые перед поступлением на службу в сыскные отделения не проходили специальной оперативно-разыскной подготовки. В последующем подобное обучение планировалось распространить на всех остальных сотрудников криминальной полиции.
Профессиональная подготовка остальных служащих сыскной полиции была организована непосредственно в сыскных отделениях, проходила под руководством начальников отделений и была довольно слабой.
Первым учебным заведением, где подготовка нижних чинов полиции была поставлена профессионально, стала школа полицейских урядников в Ревеле. Здесь шла подготовка сотрудников полиции для всей империи, в том числе и для Санкт-Петербургской сыскной полиции.
В конце 1908 г. эстляндский губернатор полковник гвардии Н. В. Коростовцев основал школу полицейских урядников. Создавая эту школу, глава губернии
1 Вестник полиции. 1910. № 4. С. 98.
главным образом задался целью поставить на должную высоту вопрос о комплектовании профессиональными кадрами низших полицейских чинов — урядников, которые по своему служебному положению ближе всего к простому народу. Им же частенько приходится решать на местах довольно важные задачи, решение которых невозможно без специальной подготовки. Контингент урядников в основном представлял собой запасные нижние армейские чины, которые поступали на службу в полицию сразу после службы в войсках. Эти люди в большинстве своем совершенно не были знакомы со спецификой работы полиции, с многочисленными полицейскими обязанностями и делопроизводством1. Именно поэтому в декабре 1908 г. в городе Ревеле открылась первая в России школа полицейских урядников, которая поставила своей целью наладить массовый выпуск квалифицированных и компетентных младших полицейских чинов. В первые наборы старались набирать хорошо развитых физически и с лучшей стороны аттестованных своим начальством стражников. Но доступ в школу безвозмездно предоставлялся и частным лицам. Преимущество среди них отдавали тем, кто получил образование не ниже уездного училища. Курсы проходили в течение 2 месяцев. Занятия велись с предельной интенсивностью. Освоить программу курсов было далеко не просто, ведь она включала в себя более 200 вопросов и тем. Будущим полицейским в обязательном порядке требовалось изучить такие предметы, как
1. законоведение — куда, кроме уголовного уложения, входили судебные уставы, таможенные уставы, акцизы, гражданское право и судопроизводство, возбуждение уголовного дела, проведение дознания, расследование и профилактика преступлений и многое другое;
2. розыскная часть — здесь изучали способы регистрации преступников, антропометрию, дактилоскопию, фотографию, тактику сыска, проведение обыска, способы задержания вооруженных преступников, работу с полицейскими собаками и т. д.;
3. полиция безопасности — куда входили способы расследования и пресечения преступлений против государства;
4. по крестьянским делам — куда входили дела и преступления, происходившие в сельской местности и внутри крестьянской общины2;
5. сведения об общей полиции — изучение всех видов полиции Российской империи и разграничение их полномочий и юрисдикции;
6. медицина — строение человеческого тела, оказание медицинской помощи при вывихах, ушибах, переломах, сотрясениях, ножевых и огнестрельных ранениях, признаки массовых болезней, возведение карантинов, оказание помощи при отравлении или алкогольной или наркотической интоксикации;
7. ветеринарная часть — оказание помощи животным, определение болезни животных и определение, какие из них заразны для людей, как поступать с трупами животных, погибших от сибирской язвы3;
8. строительная полиция — контроль качества возведения любых построек и сооружений;
9. история и география;
10. фабричные дела;
11. тюрьма, каторга и пересылка, способы конвоирования и перевозка заключенных и арестованных4.
1 Вестник полиции. 1910. № 1. С. 11.
2 Там же. 1910. № 2. С. 42.
3 Там же. № 3. С. 76.
4 Там же. С. 77.
Восполнить пробелы в образовании и профессиональной подготовке сыскных агентов Министерство внутренних дел пыталось и посредством ознакомления чинов полиции со специальными методами и приемами розыскной и следственной работы не только с помощью должностных инструкций, но и на страницах официальных ведомственных периодических изданий и выпуском специальной литературы.
Количество статей, брошюр, учебников и даже монографий, вышедших в начале ХХ в., исчисляется многими сотнями. Тематика этих публикаций крайне разнообразна — начиная от истории полиции с описанием раскрытия громких преступлений и кончая правилами осмотра трупов. В качестве авторов «полицейской» литературы выступают ученые, криминалисты, медики, сотрудники полиции, журналисты и т. д.
К числу самых известных авторов следует отнести В. И. Лебедева. Широта познаний этого человека не может не удивлять. Кроме того, что он выступал в качестве эксперта по целому ряду громких уголовных дел, в 1903 г. он выпустил полицейский справочник с фотографиями профессиональных уголовников. В 1907 г. участвовал в разработке «Инструкции фотографирования преступников и составления регистрационной карты примет», в 1908 г. издал пособие «Судебно-поли-цейская фотография». В 1909 г. была опубликована книга «Искусство раскрытия преступлений», которая с дополнениями переиздавалась и впоследствии. Кроме того, В. И. Лебедев является основателем школы служебного собаководства и автором нескольких книг на эту тему1.
В работах и Н. Ф. Лучинского2, который являлся заведующим Центральным дактилоскопическим бюро, много и подробно рассказывалось о значении дактилоскопии для сыскного дела, идентификации и регистрации преступников. О роли дактилоскопии в расследовании преступлений говорилось и в работах М. А. Жабчин-ского3.
Управляющий кабинетом научно-судебной экспертизы А. Н. Попов4 на страницах полицейской печати рассказывал о новых возможностях сыска, открывающихся благодаря новым научным открытиям и техническим достижениям. Этому же были посвящены и публикации С. Н. Трегубова5.
Книги и статьи профессора Д. П. Косоротова6 были непререкаемым авторитетом по вопросам судебной медицины.
Важную роль в деле самообразования сотрудников полиции играла периодическая печать. Необходимо упомянуть такие журналы, как «Вестник полиции», «Юридический вестник», «Тюремный вестник», «Право», «Журнал Министерства юстиции». В этом перечне особо следует выделить «Вестник полиции». Журнал начал издаваться с конца 1907 г. Издание было еженедельным, в год выходило 52 номера. Содержание журнала условно можно подразделить на три раздела — необходимая информация, полезная информация и любопытная. Необходимая информация для
1 Лебедев В. И. Искусство раскрытия преступлений. СПб., 1909.
2 Лучинский Н. Ф. Дактилоскопия и ее роль при производстве следствия// Журнал Министерства юстиции. 1908. № 10. С. 74-103; Установление связи между преступлением и преступником // Вестник полиции. 1916. № 4. С. 97-99; № 5. С. 132-134; № 6. С. 157-159.
3 Жабчинский М. А. О регистрации преступников и о приемах исследования преступлений. Варшава, 1913.
4 Попов А. Осмотр места преступления // Вестник полиции. 1913. № 18; Научная техника расследования преступлений. Случаи из практики // Вестник полиции. 1914. № 27. С. 486-488.
5 Трегубов С. Н. Настольная книга криминалиста-практика. Т. 1 (алфавитный указатель 1894-1908 гг.). СПб., 1908; Научная техника расследования преступлений. СПб., 1912.
6 Косоротов Д. П. Основные правила составления судебно-медицинских актов о вскрытиях тел. СПб., 1900; О мнимой смерти. СПб., 1902; Учебник судебной медицины для студентов. СПб., 1914.
сотрудников полиции содержала различные несекретные распоряжения и инструкции, исходящие из руководящих инстанций. Полезная информация отличалась большим разнообразием. Здесь помещались статьи о новых методах ведения розыска в России и за границей, о различных видах экспертиз, позволяющих раскрыть картину преступлений, о достоинствах и недостатках различных видов огнестрельного оружия, о способах и приемах самообороны, о новых уловках, применяемых преступниками, и многое другое. Третий раздел включал в себя криминальную хронику, историю раскрытия громких преступлений в России и других странах, художественную детективную литературу. Журнал позволял сотрудникам полиции быть в курсе событий, связанных с их профессиональной деятельностью, повышать квалификацию, получать новые знания и даже развлекал.
Новая система подготовки полицейских сотрудников низшего, среднего и высшего звена заметно повысила эффективность деятельности российской, и прежде всего Санкт-Петербургской полиции. Это благоприятно сказалось на раскрываемости и профилактике преступлений, хотя и не снизило их числа.