7. Градовский А.Д. Сочинения. СПб., 2001. С. 291.
8. Верещагин А.А. Земский вопрос в России. М., 2002. С. 77.
9. Градовский А.Д. Начала русского государственного права. Ч. 3. Органы местного самоуправления // Собр. соч. СПб., 1904. Т. 9. С. 6.
10. Твардовская В.А. Александр Дмитриевич Градовский: научная и политическая карьера российского либерала // Отечественная история. 2001. № 2. С. 32.
11. Градовский А.Д. Переустройство нашего местного управления // Собр. соч. СПб., 1904. Т. 8. С. 557.
Поступила в редакцию 6.07.2009 г.
Komaukhova N.V. The state theory of local government by A.D. Gradovsky. The article represents the short analysis of the state theory of local government by A.D. Gradovsky. The scientist believed that introduction of the local self-government institutions concerning the government, is necessary not only for local residents, but also for the state.
Key words: A.D. Gradovsky; state theory of local self government.
УДК 34
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СЫСКА В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
© П.А. Пачин
В статье рассматривается процесс становления российского сыска начиная с первых феодальных образований, заканчивая реформой полиции 1908 г., в результате которой в России были образованы специальные сыскные отделения.
Ключевые слова: Тамбовская губерния; городские и уездные полицейские управления; кадровый состав; численность сотрудников; финансирование.
Полицейская деятельность государства имеет своей задачей обеспечение внутренней безопасности, охрану общественного порядка и принуждение к исполнению правовых велений. Отношение государственной власти к этим функциям своей деятельности находится в прямой зависимости от степени развитости государственности.
В первых государственных образованиях (У1-УШ вв.), а затем и в Киевском государстве (1Х-Х11 вв.) права феодалов главным образом охранялись при помощи войска -княжеской дружины и других крупных феодалов, которые в случае необходимости выполняли полицейские функции [1].
Охрана граждан против посягательства на их жизнь и имущество, в смысле предупреждения и пресечения покушений, прежде всего, лежала на каждой отдельной личности [2]. Как правило, розыском лица, совершившего преступление, и доказыванием его вины занимался пострадавший. Государственные органы, главным образом, исполняли роль арбитра в споре сторон. Только при исключительных обстоятельствах, принимаю-
щих характер массовых волнений и бедствий, государство, в лице своих представителей, принимало на себя охрану населения и восстановления порядка.
Наряду с представителями княжеской власти существовали также органы местного самоуправления. К ним относились: пригородные и волостные вече, выборные старосты, сотенные, десятские и «добрые люди».
В ХУ в. начинает складываться, а затем становится ведущей процессуальная форма, получившая название «розыск», или «сыск». Так обозначалось расследование по тому или иному конкретному делу. Такое расследование проводили государственные органы, которые допрашивали обвиняемых, свидетелей и собирали другие доказательства. В процессе доказывания применялась пытка. По Соборному уложению 1649 г. признание подследственного, полученное в результате пытки, считалось доказательством его вины и служило основанием для наказания.
В ХУ - начале XVI в. возникают своего рода розыскные органы. Ими стали т. н. «особые обыщики». Они присылались из
Москвы «в случае умножения в какой-либо местности разбоев и татев».
Земские реформы и окончательная отмена кормлений, проведенная Иваном IV в 1555-1556 гг., привели к развитию системы «губного» самоуправления - дворянских сословно-представительных органов местного управления.
Губные старосты осуществляли судебноадминистративный и полицейский надзор за уездами. На губные власти была возложена «поимка разбойников, а впоследствии и татей, убийц и поджигателей, а также заведование тюрьмами» [2]. Деятельность губных органов направлялась Разбойным приказом. Он являлся второй инстанцией по рассмотрению «разбойных» и «татийных» дел на территории всего государства, но за исключением Москвы и Московского уезда, где с XVI в. в борьбу с преступностью вел Земский приказ. Кроме того, Разбойный приказ санкционировал приговоры губных органов.
В 1711 г. Сенат издает указ «О беспрепятственном розыске, преследовании сыщиками воров, разбойников и их сообщников», в котором предписывалось «за теми ворами и разбойниками в погоню самим... гонять... и таких разбойников и воров ловить». Губернаторы обязаны были оказывать им поддержку, «дабы во всех местах такими свободными сысками и розысками всемерно воровство искоренялось». Сыщики почти не использовали негласные методы раскрытия преступлений. Они вели дознание путем опроса свидетелей, использования слухов («язычные молки»), вещественных доказательств («воровской рухляди») [3]. В 1762 г. институт сыщиков был упразднен, их обязанности перешли к губернским, провинциальным и воеводским канцеляриям.
В 1718 г. в Петербурге была учреждена должность генерал-полицмейстера. В 1722 г. в крупных городах вводится должность полицмейстера, а в Москве - обер-полицмейстера.
Инструкцией 1728 г. губернаторам и воеводам предписывалось исполнение законов и распоряжений верховной власти, Сената и коллегии, охрана тишины и спокойствия на вверенной им территории, поимка беглых крепостных, солдат и борьба с разбоем. Особое внимание было обращено на «пристано-держательство» как на одну из причин, обеспечивающих разбой и воровство.
В 1756 г. были учреждены на несколько губерний главные сыщики, при которых назначались помощники и военные команды.
Губернаторы и начальники отдельных волостных команд должны были оказывать всяческое содействие этим сыщикам. Для сыщиков была создана особая инструкция, в которой были определены их обязанности. Они были обязаны:
- принимать меры к поимке разбойников и требовать содействия не только воинских команд, но и всех местных жителей;
- разыскивать всех пристанодержателей, «кто им пристань чинит»;
- производить розыск с целью выяснения мест нахождения преступников, их связей, мест сбыта ворованного имущества; изъятые у воров и разбойников вещи возвращать по принадлежности [4].
7 августа 1762 г. Екатерина II своим указом отменила должности главных сыщиков и возложила их обязанности на губернаторов, а Сенату было поручено вести общее наблюдение за исполнением губернаторами предписаний правительства.
21 февраля 1762 г. Петр III издает манифест, который провозглашал, что Канцелярия тайных розыскных дел больше не нужна и прекращает свою деятельность. Запрещалось также употреблять выражение «слово и дело», и за него устанавливалось наказание тем, кто им пользовался. Еще до издания манифеста Петр III учредил при Сенате Тайную экспедицию, куда и были переданы все дела Канцелярии тайных розыскных дел. В это же время была организована и московская Тайная экспедиция при конторе Сената. Штаты Тайной экспедиции были укомплектованы бывшими сотрудниками Канцелярии тайных розыскных дел.
Екатерина II внесла в систему Тайной экспедиции существенные изменения. Согласно ее распоряжению она теперь находилась в подчинении только у одного генерал-губернатора, а московская Тайная экспедиция с 1763 г. была подчинена московскому главнокомандующему П.С. Салтыкову. Такая реорганизация обеспечивала органам сыска независимость от других учреждений, полную централизацию и сохранение секретности расследования. Деятельность Тайной экспедиции проходила под непосредственным кон-
тролем со стороны Екатерины II. Она утверждала наиболее важные приговоры.
Параллельно с утверждением Тайной экспедиции в 1763 г. была учреждена вместо упраздненных Розыскного и Сыскного приказа при Московской губернской канцелярии особая экспедиция. Предметы ведомства Сыскного приказа, существовавшего в Москве с 1730 г., перешли в Розыскную экспедицию. К ней были приписаны 12 канцелярий, которые не имели права производить пытки.
В 1802 г. создаются министерства, которые возглавлялись министрами. Принципы их организации и деятельность определялась общим учреждением министерств, которые были утверждены императором в 1811 г. Одним из первых было учреждено Министерство внутренних дел. Основной его задачей являлось «печись о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве империи». На него возлагались и меры по борьбе с уголовной преступностью.
С этого времени в Российском государстве в течение многих десятилетий борьба с уголовной преступностью велась, главным образом, с помощью аппарата общей полиции. Если учесть, что основную массу населения составляли сельские жители, то до определенного времени это имело какой-то эффект. Однако состояние полицейского аппарата в 60-70-е гг. XIX в. было далеко не адекватно состоянию и уровню преступности в стране. Юрист того времени Н. Селиванов писал: «Раз между окончанием преступления и началом действительного розыска протек сравнительно большой промежуток времени -очевидность доказательств исчезает, является туманная область гадательных предположений и в девяти из десяти случаев приходится довольствоваться упованием, что виновные подвергнутся каре божьей, а дело сдать в архив» [5].
Таким образом, отсутствие специального аппарата борьбы с уголовной преступностью не могло не отражаться отрицательно на оперативной обстановке в стране. Необходимо было создание такого аппарата, который бы мог эффективно бороться исключительно с уголовной преступностью.
Такой аппарат борьбы с уголовной преступностью в России начал создаваться только в начале ХХ в. 6 июля 1908 г. был принят специальный закон «Об организации сыск-
ной части», согласно которому в 89 городах Российской империи при полицейских управлениях были созданы сыскные отделения, служба сыскной полиции существовала лишь в таких крупных городах, как Санкт-Петербург, Москва, Киев [6].
Согласно Закону, на полицейских чинов в составе сыскных отделений возлагались все права и обязанности, которые представлялись должностным лицам общей полиции, причем прокуроры имели право давать непосредственные поручения чинам сыскных отделений по производству розыскных действий. Начальники сыскных отделений и их помощники назначались на должность и увольнялись по предварительной договоренности губернатора с прокурором окружного суда.
Сыскные отделения, создаваемые согласно Закону, подразделялись на четыре разряда. Разряды отличались между собой по количеству штатных единиц сыскного отделения, по денежному содержанию и присвоенным классным чинам, по пенсионному обеспечению сотрудников.
Отделения первого разряда были образованы в г. Харькове (210 тыс. жителей), Тифлисе (190 тыс. жителей) и Киеве (320 тыс. жителей).
В 14 городах Империи с населением свыше 90 тыс. жителей были созданы сыскные отделения II разряда. Их штат включал: начальника, его помощника, троих полицейских надзирателей и шестерых городовых. Финансирование такого отделения осуществлялось из расчета 10260 руб. на год.
Сыскные отделения третьего разряда, в штат которых входило всего восемь человек, образовывались в 53 городах с населением от 35 до 90 тыс. жителей. На их содержание отпускалось 6990 руб. в год.
В 19 городах, которые имели наибольшее военно-стратегическое, административное либо промышленное значение, с населением менее 35 тыс. человек, были созданы сыскные отделения четвертого разряда. Их штат насчитывал лишь шесть человек: начальника отделения, двух полицейских надзирателей и троих городовых. На денежное содержание такого отделения выделялось 4780 руб. в год.
Таким образом, сыскные отделения были созданы не во всех городах Российской им-
перии, их штат был явно недостаточен и слабо обеспечен финансово. Подчинение сыскных отделений общей полиции не способствовало оптимальному выполнению ими своих, по сути, специальных функций.
Закон «Об организации сыскной части» от 6 июля 1908 г. не определял детально задачи и компетенцию сыскной полиции, не предусматривал создание ее подразделений в уездах и образование общегосударственного центра, управляющего ее деятельностью. Можно согласиться с мнением, согласно которому созданное в марте 1908 г. восьмое делопроизводство Департамента полиции «...имело лишь координирующий характер» [7]. Сотрудники этого делопроизводства занимались составлением документов по организации деятельности сыскных отделений, развитием центрального регистрационного бюро, изучением и внедрением прогрессивного полицейского опыта, закупкой аппаратуры для сыскных отделений в России.
Однако специальные учебные заведения для обучения уголовно-розыскному делу так и не были созданы, хотя для начальников сыскных отделений и были организованы в августе 1908 г. Департаментом полиции двухмесячные курсы. Программа обучения на них предусматривала ежедневные теоретические и практические занятия. Слушатели изучали: государственное право, полицейское право, уголовное право, судебную медицину, методы регистрации преступников, приемы уголовного сыска, приемы самообороны, ознакомление с оружием и взрывчатыми веществами, с гримом и переодеванием, тайнопись преступников, интересные уголовные дела, присутствовали при вскрытии трупов и посещали полицейский музей. Практических занятия проводились по «словесному портрету», антропометрии, дактилоскопии, по снятию отпечатков и зарисовке следов, по исследованию документов, практике розыска и выслеживания преступников, дрессировке собак для защитных, сторожевых и сыскных целей [8].
Более подробно регламентировала порядок деятельности сыскной полиции, ее задачи и место в полицейском аппарате «Инструкция чинам сыскных отделений» от 9 августа 1910 г. Устанавливалось, что целью деятельности сыскных отделений является негласное расследование и производство доз-
нания для предупреждения, устранения, разоблачения и преследования преступных деяний общеуголовного характера. Причем, согласно п. «б» и «в» параграфа 4 Инструкции, «...по делам, находящимся в производстве сыскного отделения, без ведома его начальника никем из чинов полиции не должно быть предпринимаемо никаких обысков и арестов за исключением случаев, когда обвиняемый или его соучастник застигнуты на месте преступления или же при таких обстоятельствах, когда малейшее промедление дало бы преступникам возможность скрыться или уничтожить следы преступления или улики; при прибытии начальника сыскного отделения или его помощника на место обнаруженного преступления или же на место обыска или ареста чины участковой полиции обязаны в отношении сыскных мер руководствоваться его указаниями».
При сыскных отделениях, согласно параграфу 30 Инструкции, образовывались специальные бюро, где имелись антропометрический и дактилоскопический кабинеты, производилась регистрация преступников и систематизация сведений о них, использовалась методика «словесного портрета», велся карточный розыскной алфавит, собирались: справки о судимости и сведения о содержащихся в местных тюрьмах; альбомы преступников и лиц порочного поведения по категориям преступлений; коллекции почерков, орудий преступлений, воровских инструментов и мошеннических приспособлений, иные сведения о преступниках.
Способствовало повышению эффективности сыскной деятельности содержащееся в параграфе 56 Инструкции предложение разделить чинов сыскного отделения по специализации в зависимости от категории расследуемых ими преступлений на три основные группы, которые бы занимались расследованием: «1) убийств, разбоев, грабежей и поджогов; 2) краж, воровства и профессиональных воровских организаций; 3) мошенничеств, подлогов, фальшивомонетничества, афер, контрабанды, продажи женщин в дома терпимости и за границу». В тех отделениях, где позволяло штатное количество личного состава, должен был быть организован «летучий отряд» для постоянных дежурств в криминогенных местах, для обходов, облав на бродяг и для несения дневной и ночной
службы на улицах, рынках и подобных местах [9]. Фактически, при такой организации сыскной полиции ее сотрудники действовали в пределах городов империи, в сельской же местности розыскные функции выполняли чины других подразделений общей полиции, причем взаимосвязь между ними, по свидетельству современников, не была налажена должным образом. Поэтому «...нередко отмечались случаи, когда зарегистрированный серьезный преступник и даже разыскиваемый совершенно свободно проживал в уезде в то время когда его тщательно разыскивали в городе» [7].
Созданная в России после принятия закона 1908 г. «Об организации сыскной части» система уголовно-розыскной полиции не была полностью централизованной. Законодательная база лишь в общих чертах определяла организацию и задачи сыскной полиции, многие вопросы остались неурегулированными: не определено место сыскных подразделений в общей структуре полицейского управления городов и других правоохранительных органов; штатное расписание не соответствовало состоянию преступности в некоторых городах; не урегулирован вопрос правового обеспечения и компетенции сотрудников.
Хотя организации и деятельности уголовного сыска в Российской империи были присущи различные недостатки, многие раз-
работанные в то время методы оперативнорозыскной деятельности успешно применялись впоследствии, сохраняя свое значение вплоть до настоящего времени.
1. Мулукаев Р.С. Полиция и тюремные учреждения дореволюционной России. М., 1964.
2. Законопроект о преобразовании полиции в империи. СПб., 1913.
3. История органов внутренних дел дореволюционной России. М., 1984.
4. Андреевский И.Е. Полицейское право. СПб., 1874.
5. Мулукаев Р. С. Полиция в России (IX в. - нач. ХХ в.). Н. Новгород, 1993.
6. ПСЗ. Собрание третье. Т. 28. Отд. 1.
7. Вестник полиции. 1908. № 18.
8. Милин Д. С. История российского сыска // Безопасность 1998. № 1.
9. Инструкции чинам сыскных отделений. СПб., 1910.
Поступила в редакцию 26.05.2009 г.
Pachin P.A. Formation and development of investigation in pre-revolutionary Russia. In the article process of formation of the Russian investigation is considered since the first feudal formations, till the reform of police of 1908 as the result of which special detective branches have been formed in Russia.
Key words: Tambov province; city and district police administrations; personnel structure; number of employees; financing.
УДК 340(09)(470)
ИНСТИТУТ МИРОВЫХ СУДЕЙ: ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
© С.В. Иваногло
В статье исследуется порядок формирования и состав института мировых судей во второй половине XIX в. Поскольку Россия имеет свою собственную историческую практику судебных преобразований, обращение к истории становления исследуемого правового института в свете судебной реформы 1864 г. призвано в должной мере использовать опыт дореволюционной России для совершенствования современной судебной системы Российской Федерации.
Ключевые слова: мировые судьи; судебная реформа; порядок формирования; цензы.
Процесс создания гражданского общества и правового государства неотделим от преобразований в правовой, социальной и экономической сферах, нацеленных на дальнейшее совершенствование законодательства
по охране и защите прав и свобод человека и гражданина. С этой целью связано проведение современной реформы всей судебной системы и института мировых судей в частности.