Научная статья на тему 'Правовое регулирование подготовки кадров в специализированных учебных заведениях МВД царской России'

Правовое регулирование подготовки кадров в специализированных учебных заведениях МВД царской России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
420
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование подготовки кадров в специализированных учебных заведениях МВД царской России»

Общим тревожным симптомом является и выделяемая некоторыми социологами тенденция превращения гражданского общества в «массовое» общество, в котором связи между людьми носят все более формальный, безличный характер.

Таким образом, в настоящее время наблюдается, с одной стороны, необходимость более тесного привлечения общественности к участию в работе прокуратуры, с другой - отсутствие заинтересованности в этом сотрудничестве со стороны негосударственных организаций и структур. Именно в преодолении этого противоречия и заключается одно из перспективных направлений работы прокуратуры РФ.

1 См.: Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник // Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. М., 2003.

2 См.: Российская юридическая энциклопедия. М., 1999. С. 821.

3 См.: Басков В.И., Коробейников Б.В. Прокурорский надзор. М., 2000.

4 Еженедельник советской юстиции. 1923. № 11. С. 200.

5 Басков В. И., Коробейников Б.В. Указ. соч. М., 2000.

6 См.: Прокурорский надзор в СССР. М., 1969.

7 См., напр.: Добында В.А. Об участии общественных помощников прокурора в предупреждении правонарушений // Вопросы предупреждения преступности. Вып. 3., М., 1965; Звирбуль В.К. Координация работы органов прокуратуры, суда и охраны общественного порядка по борьбе с преступностью // Вопросы предупреждения преступности. Вып. 4., М., 1966.; Казанджан М.А., Деятельность следователей по выявлению криминогенных обстоятельств и привлечению общественности к их устранению: Учебное пособие. Ташкент, 1979; и др.

8 О дальнейшем совершенствовании судебной деятельности по предупреждению преступлений: Постановление Пленума ВС СССР № 15 от 3 декабря 1976г. // Бюллетень Верховного Суда СССР. 1997. № 1. с. 24.

9 См.: Прокурорский надзор в СССР.

10 Советская военная энциклопедия: В 8 т. Т. 2. М., 1976. С. 123.

11 Аврутин Ю.Е., Зубов И.Н. Органы внутренних дел в государственном механизме Российской Федерации (государственноправовые и социальные вопросы функционирования и перспектив развития): Монография. СПб., 1998. С. 14.

12 Излагается по материалам протокольного отдела Верховного Совета РСФСР.

13 О прокуратуре РФ: ФЗ от 17 января 1992 г. // Ведомости РФ. 1992. № 8. Ст. 366; СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472; 1999. № 7.

Ст. 878.

14 См.: Настольная книга прокурора. М., 2002.

15 О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью: Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г. № 567 // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1958.

16 См.: Петухов В.В. Политическая активность и гражданская самоорганизация россиян // ОНС: Общественные науки и современность. 2002. № 6.

С.Е. Байкеееа*

Правовое регулирование подготовки кадров в специализированных учебных заведениях МВД царской России

Жизнь и практика заставляли губернаторов и уездное полицейское начальство с одобрения МВД создавать на местах разнообразные школы для полицейских чинов, в первую очередь для института полицейских урядников, образованного в 1878 г. Причиной тому был низкий образовательный уровень полицейских чиновников.

Даже в 1881 г. при сенатской ревизии Уфимской и Казанской губерний отмечалось, что «в числе существующих недостатков нынешнего положения уездной полиции нельзя оставить без внимания весьма низкий уровень образования большинства полицейских чиновников и отсутствие надлежащей служебной подготовки у лиц, назначаемых на должности исполнительных чиновников. Хотя в видах улучшения личного состава уездной полиции и приведения его в соответствие с важным значением возлагаемых на полицию обязанностей, весьма желательно введение образовательного ценза для занятия полицейских должностей, но так как при большом числе полицейских чиновников и существующем в обществе предубеждении против полицейской службы, установление образовательного ценза могло бы повлечь затруднения в замещении полицейских должностей, то на первое время ценз этот возможно было бы установить только для лиц, назначаемых на должности

* Кандидат юридических наук, доцент.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (35) 2007

начальников уездной полиции, с допущением при этом замены образовательного ценза практической подготовкой, приобретаемой службой в течение трех лет в должности станового или городского пристава»1.

Анализ образовательного уровня чиновников по ведомству департамента полиции свидетельствовал, что из 1609 человек, поступивших на службу с 1 ноября 1894 г. по 1 августа 1895 г., высшее образование имели 17 % служащих, среднее - 10,32 %, низшее - 72,68 %. При этом не окончивших уездные училища было 25,06%2. Особенно низок образовательный уровень был у низших полицейских чинов. Многие из них не имели даже начального образования, хотя условия поступления на низшую классную должность (полицейского надзирателя) требовали для кандидатов предоставления свидетельства об окончании четырехклассного уездного училища или равного ему учебного заведения.

Первая школа для полицейских урядников открылась в 1880 г. в Перми. В ней устанавливался трехмесячный срок обучения слушателей. Шестидневная учебная неделя в школе делилась на отработку теоретических и практических вопросов. Три дня в неделю слушатели изучали законоведение, уставы, порядок производство дознания и организацию расследования преступлений. Оставшиеся три дня отводились на практические занятия, которые проходили в уездном полицейском управлении, канцелярии губернатора и в губернском суде. Аналогично осуществлялся процесс обучения в школах полицейских урядников, действовавших в других губерниях3.

При замещении должностей урядников уездной полиции министр внутренних дел граф Д.А. Толстой рекомендовал губернаторам отдавать предпочтение «вполне грамотным и развитым нижним чинам армии, снабженным при увольнении в запас или отставку рекомендательными свидетельствами от начальников частей, в коих они служили»4.

Намеченные таким образом военным начальством кандидаты на должности урядников собирались в губернском городе, где под руководством опытных полицейских чиновников особых поручений при губернаторе готовились к полицейской деятельности. В школах для урядников кандидатам разъяснялось существо и пределы их прав и обязанностей, приемы и условия деятельности, ответственность за нарушения законов, объяснялись признаки преступлений.

Одной из старейших уряднических школ была Архангельская, с двухмесячным сроком обучения. Она открылась в 1889 г. согласно циркулярному распоряжению министра внутренних дел № 3153 от 28 июля 1887 г. Инициатива губернских правлений сыграла решающую роль в организации полицейских школ для урядников, созданных: в 1908 г. - в Самаре, Новгороде, Владимире; в 1909 г. -в Эстляндской губернии, Воронеже, Смоленске.

Примером организации профессиональной подготовки полицейских урядников может служить школа полицейских урядников, открытая в начале 1909 г. в Ревеле. Кандидатами в школу были не только вполне развитые и положительно аттестованные начальством стражники, но и частные лица, получившие образование не ниже уездного училища. Срок обучения в школе был установлен два месяца. В программу подготовки входили «законоведение, розыскная часть, полиция безопасности, сведения по акцизному уставу, по крестьянским делам, сведения по общей полиции, по медицине, ветеринарная часть, по строительной полиции, по географии и истории, по фабричным делам, по тюрьмоведению». После сдачи экзаменов стражники откомандировывались на места тех урядников, которых планировалось направить в школу. Таким образом, предполагалось в короткие сроки пропустить через школу весь наличный состав урядников губернии5.

К 1911 г. школы для подготовки урядников действовали в четырнадцати губерниях: Архангельской, Бессарабской, Владимирской, Воронежской, Гродненской, Костромской, Курляндской, Новгородской, Пермской, Псковской, Самарской, Ставропольской, Уфимской. Все они объединены были одной общей целью - организовать обучение и выпустить профессионально подготовленных чиновников для замещения должностей урядников в полицейских подразделениях губерний. В зависимости от объема учебной программы, степени общеобразовательного уровня слушателей курс обучения в различных школах продолжался от полутора до шести месяцев.

Тенденции количественного роста школ объяснялись той поддержкой, которую оказывали начинаниям министерства не только губернаторы, но и другие ведомства, например, прокурорский надзор. По выработанной Министерством внутренних дел программе в специальных полицейских школах преподавались как общеобразовательные, так и специальные предметы, к которым относились:

1) полицейский устав;

2) законоведение;

3) основы сыскной деятельности;

4) дрессировка и использование полицейских собак;

5) способы самозащиты и обезоруживания преступников;

6) фотография, антропометрия и дактилоскопия;

Ьв

а

&

р

7) сведения по ветеринарии, медицине и санитарии;

8) стрельба и уход за оружием;

10) военный строй.

Развитие школ тормозилось отсутствием средств на их содержание. В большинстве случаев использовался бесплатный труд руководителей и преподавателей. Школы не имели средств на наем помещений, на приобретение учебных пособий и на иные насущные потребности. Министерство внутренних дел оказывало им помощь в очень ограниченных размерах (от 150 до 4500 руб. в год) из е

остатков от сметных расходов на содержание стражи. СЪ

Исключительная важность роли этих специальных школ в деле подготовки высокопрофессиональных кадров урядников была обозначена в циркуляре министра внутренних дел ^

по Департаменту полиции № 14532 от 7 мая 1913 г., в котором указывалось на необходимость к

учреждения по всей империи подобного рода полицейских школ. В этом же году товарищ министра внутренних дел генерал-майор А.Д. Джунковский утвердил для них единую программу, составленную из двух больших разделов - правового и специального. 55

Учреждение полицейской стражи в 1903 г. вызвало необходимость специальной подготовки новой категории служащих полиции. В этих целях создавались школы полицейской стражи. Особенно активно школы полицейской стражи развивались в 1907-1914 гг. В это время открываются учебные заведения для стражников в Саратове, Ломжинске, Седлеце, Плоцке, Петергофе, Пензе, Симферополе е

и Казани.

Для обучения чинов стражи по распоряжению губернаторов в губерниях открывались кратковременные курсы и школы по подготовке стражников. Единой программы для них не существовало. Они разрабатывались на местах и учитывали особенности и уровень развития обучаемых. Наиболее характерные особенности деятельности такого рода полицейских школ можно г

рассмотреть на примере такой школы полицейской стражи в г. Вильно (1903 г.). ^

Главной задачей школы было «при минимальных затратах дать администрации агентов, быстро 0

подготовленных, имеющих возможность при личном желании хорошо исполнять возложенные на 0

них обязанности»6. у

Комплектование школ велось по территориальному признаку за счет лиц, желавших служить в н

уездной полицейской страже. Кандидат для поступления на учебу в школу должен был иметь возраст Й

от двадцати пяти до сорока лет и русское подданство. Предпочтением при приеме пользовались е

нижние воинские чины, уволенные в запас и отставку, лица православного вероисповедания, а лица еврейской национальности не принимались вовсе. Необходим был достаточный рост и и

представительная внешность, а как обязательное условие - здоровое и сильное телосложение. Все кандидаты при поступлении подвергались медицинскому осмотру. Имевшие свидетельства на звания е

урядника или околоточного должны были подтвердить его при поступлении. Лица, удовлетворявшие вышеперечисленным условиям, выдержав вступительный экзамен, принимались в школу и давали подписку об обязательстве прослужить не менее года в уездной полицейской страже губернии по окончании школы, а также в том, что будут беспрекословно подчиняться всем установленным правилам школы и исполнять все приказания в течение прохождения курса.

Учебный план школы, разработанный на основе циркуляра МВД № 3153 от 28 июля 1887 г.7, был рассчитан на 150 часов и состоял из пяти разделов: «Законоведение», «Уставы наземных ^

управлений», «Специально-полицейские сведения», «Разные сведения», «Стрельба, рубка и приемы с

самообороны». Приоритет в подготовке отдавался «специально-полицейским сведениям». На изучение с

этого раздела отводилось в три раза больше учебного времени, чем на раздел «законоведение». В 5!

процессе обучения будущие стражники изучали служебные обязанности, инструкции МВД, знакомились ^

с организацией полицейского надзора, изучали требования паспортного режима, правила учета ^

военных чинов и другие необходимые для полицейской службы вопросы. 3

Программа обучения в школе полицейской стражи заканчивалась выпускным экзаменом. Кандидаты, показывавшие высокие достижения в учебе, награждались денежными премиями, Оо

ценными подарками. Сдавшие экзамен выпускники распределялись в команды уездной полицейской стражи, где продолжали службу в качестве старших стражников и являлись кандидатами на замещение 2

должностей урядников. Впоследствии в губернских городах были открыты и другие школы: Казанская, Минская, Тверская, Новгородская. 7

Помимо школ полицейских урядников и стражи, в начале ХХ в. в целях профессиональной подготовки стали учреждаться специальные курсы. Они состояли в ведении МВД и под непосредственным его надзором, а организовывались, как правило, при школах полиции и резервах, при губернских правлениях и градоначальствах. Главная отличительная черта создаваемых специальных курсов от полицейских школ заключалась в непродолжительном сроке обучения на них.

Д

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (35) 2007

Группы слушателей набирались немногочисленные, а учеба совмещалась со служебной деятельностью. Такая постановка учебного процесса на создаваемых полицейских курсах требовала гораздо меньше материальных средств, позволяла охватить специальным образованием значительно больше классных и нижних чинов и расширить спектр профессиональной подготовки по различным видам полицейской деятельности. Специальные полицейские курсы развивали в слушателях чувство служебного долга и дисциплины, предоставляли им возможность сознательно усваивать и изучать особенности государственной службы. Как отмечалось в распространенном среди нижних чинов городской полиции «Букваре современного городового», «обязанность всякого полицейского должна состоять в приобретении знаний, благодаря которым он только и может принести пользу и продвинуться вперед по службе»8.

Наряду с получившими широкое распространение в пореформенной России школ урядников и уездной полицейской стражи, в МВД, губернских правлениях и градоначальствах стали уделять серьезное внимание профессиональной подготовке и других категорий полицейских чиновников. В частности, 4 марта 1911 г. в Брест-Литовске при городском полицейском управлении была открыта школа городовых. Программа подготовки городовых, рассчитанная на два месяца, предусматривала изучение не только различных инструкций, постановлений, приказов, практические занятия, но и предоставляла сведения по санитарной части, гигиене. В Екатеринославской школе параллельно существовали курсы околоточных надзирателей с программой обучения в объеме двадцати четырех недель. Курсы околоточных надзирателей работали и в Ростове-на-Дону при городском полицейском управлении. Курс данного учебного заведения был рассчитан на три месяца и подготовлен с учетом местных условий жизни.

Значительный рост уголовной преступности, серьезные недостатки в организации оперативнорозыскной деятельности, отчетливо проявившиеся в конце XIX в., потребовали коренной реорганизации сыскной полиции, изменения отношения руководства МВД к профессиональной подготовке ее кадров.

Закон «Об организации сыскной части»9, принятый 6 июля 1908 г., предусматривал открытие специальных курсов для прохождения предварительной подготовки лиц, предназначенных для работы в уголовном розыске и требовал улучшения розыскного дела, использования передового зарубежного опыта в этом вопросе. К началу ХХ в. во многих странах Европы уже имелся опыт организации полицейского образования. Например, в Италии была открыта даже полицейская академия, где слушателям читали лекции не только по узкопрактическим вопросам полицейской службы, но и знакомили их с новейшими достижениями наук, имеющих какое-либо отношение к разносторонней деятельности полиции. Здесь изучались криминалистика, уголовная психология, проводились практические занятия в специально оборудованных для этого аудиториях10. Изучение опыта обучения кадров в этой академии и ознакомление с постановкой полицейского дела членами подкомиссии по подготовке реформы полиции в Пруссии, Саксонии, Гамбурге, Франции и Англии свидетельствовало о целесообразности и необходимости профессионального образования сотрудников уголовного сыска11.

На основании закона от 6 июля 1908 г. по распоряжению министра внутренних дел П. А. Столыпина при Департаменте полиции были образованы специальные курсы для подготовки начальников сыскных отделений. При организации учебного процесса использовались программы инструкторских курсов немецкой, французской и австрийской полиций. Теоретической основой программы подготовки стали лекции известного криминалиста и практического работника уголовного сыска В.И. Лебедева «Искусство раскрытия преступлений», изданные отдельной книгой в 1909 г. Основными предметами курсов были:

- государственное и полицейское право;

- судебная медицина;

- уголовное право, приемы уголовного сыска;

- методы регистрации преступников; приемы самообороны;

- тайнопись преступного мира.

В ходе занятий обучаемые знакомились с образцами оружия, взрывчатыми веществами, принимали участие в разборе известных уголовных дел, изучали приемы дрессировки служебных собак, практиковались в фотографировании, дознании на месте преступления с составлением образцов следственных документов12.

Лекций чередовались с практическими занятиями. При подготовке использовались учебные пособия западноевропейских ученых, учебные программы инструкторских курсов австрийской, германской, французской полиций. Сложность программы преподавания, акцентировавшей внимание на технике и приемах уголовного сыска, методике расследования преступлений, предполагала наличие у слушателей предварительного знакомства с сыскной деятельностью.

сотрудников сыска на инструктивные занятия15.

Ьв

В ходе обучения также предусматривались посещения музея Санкт-Петербургской столичной полиции. Особый интерес для слушателей представляли занятия в уголовно-сыскном отделе музея, где в строго систематическом порядке были сосредоточены обширные коллекции орудий убийств, краж, мошенничеств, подделок денежных знаков, а также коллекции альбомов с фотографиями и биографическими сведениями о преступниках, вырезками со статьями и заметками о деятельности Санкт-Петербургской сыскной полиции, «выдающихся» преступлениях13.

После завершения обучения будущим начальникам сыскных отделений для подготовки чинов е

полиции на местах выдавались специальные пособия и материалы, содержавшие практические СЪ

указания по технике и приемам уголовного сыска.

Грамотная и продуманная организация подготовки начальников сыскных отделений определялись тем, что им предстояло впоследствии самим заниматься обучением подчиненных. к Согласно «Инструкции чинам сыскных отделений» от 9 августа 1910 г., на начальников сыскных отделений возлагались обязанности руководить деятельностью сотрудников, «направлять таковую в духе законности к наиболее успешному исполнению возложенных на них обязанностей по ^

предупреждению и расследованию преступлений», что требовало от них широких правовых и

специальных знаний14. Опыт проведения курсов был одобрен Департаментом полиции. Было предложено проводить курсовую подготовку начальников сыскных отделений ежегодно. Кроме того,

а

для повышения эффективности работы и обмена опытом, предлагалось периодически направлять е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

П

Руководство МВД планировало открыть специальную школу для обучения агентов наружного наблюдения и полицейских надзирателей, но, не получив поддержки этой инициативы со стороны

р

начальников охранных отделений, отказалось от этой идеи и на основе предложений практических работников разработало ряд инструкций и рекомендаций по совершенствованию оперативно- г розыскной деятельности, подготовке и воспитанию сотрудников сыскных подразделений16.

Предметный и внимательный подход руководства МВД и Департамента полиции к о

профессиональной подготовке сотрудников уголовного сыска в первое десятилетие XX в. позволил в о

определенной степени улучшить качественный состав кадров, повысить эффективность сыскного дела. у

Вместе с тем отсутствие системы кадрового обеспечения сыскных подразделений, недооценка роли н

и значения специализированных учебных заведений, финансовые сложности, связанные с их Й

образованием, не позволили в полной мере обеспечить целенаправленную систематическую е

подготовку специалистов сыска.

Обучение служащих полиции осуществлялось также в ходе систематических занятий в и полицейских учреждениях. Во многих городах Российской империи при полицейских управлениях проводились занятия с околоточными (полицейскими) надзирателями, с городовыми и с е полицейскими служителями. Занятия проводились два раза в неделю, причем с надзирателями занимались приставы, а с городовыми и рядовыми полицейскими служителями - их старшие помощники. Во время занятий городовым и служителям на примерах практической деятельности разъяснялись соответствующие параграфы инструкций, объяснялись издаваемые вновь распоряжения и обязательные постановления. Особое внимание обращалось на воспитание у нижних чинов полиции вежливости, сдержанности, твердости в своих действиях и правдивости в служебных докладах. Кроме того, во время занятий им прививались сознание служебного долга, преданность царю, беспрекословность в исполнении приказаний начальства, безупречность в поведении как на службе, с

СЪ

В ходе занятий с околоточными полицейскими надзирателями, кроме разъяснения текущих распоряжений и случаев из практической деятельности, особое внимание уделялось толкованию статей уголовного судопроизводства, порядку производства дознаний и составлению протоколов по различного рода нарушениям, инструкциям прокурора судебной палаты чинам полиции, уставам: о 3 наказаниях, налагаемых мировым судьей, о предупреждении и пресечении преступлений18.

Организационные формы профессиональной подготовки полицейских служащих не были унифицированы. Это позволяло при ее проведении максимально учитывать как местные особенности, так и контингент обучающихся. Обучению сотрудников способствовали мероприятия воспитательного 2 характера

Таким образом, Министерство внутренних дел царской России предпринимало определенные 7 меры по организации профессиональной подготовки кадров полиции и жандармерии. Со второй половины XIX в. в крупных городах действовали полицейские резервы, осуществлявшие первоначальную подготовку и повышение квалификации служащих полиции. С конца XIX в. активно действовала широкая сеть школ по подготовке полицейских урядников и стражников. Обучение полицейских кадров осуществлялось также на различного рода курсах и в полицейских учреждениях.

Д

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (35) 2007

Разрабатывались единые программы обучения отдельных категорий полицейских чинов среднего и нижнего звена. Недостатки профессиональной подготовки компенсировались усилиями по нравственному воспитанию служащих полиции. Однако системы полицейского образования в дореволюционной России создано не было. В структуре МВД не существовало специального подразделения, руководившего подготовкой кадров. Основными причинами бессистемности в этом направлении были финансовые сложности и непоследовательная позиция руководства Министерства внутренних дел по этому вопросу.

1 Цит. по: Костылев А.О. Организационно-правовые аспекты работы с кадрами полиции и жандармерии Российской империи (1880 - 1917 гг.): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 94-95.

2 См.: Организация и деятельность уголовного сыска в дореволюционной России (конец Х1Х - начало ХХ вв.). М., 1984. С. 68.

3 См.: Полиция и милиция России: страницы истории. М., 1995. С. 84.

4 См.: Вестник полиции. 1909. 14 июля. № 28.

5 См.: Костылев А.О. Указ. соч. С. 107.

6 Отчет о школе Виленской полицейской стражи. Вильно, 1904. С. 4.

7 См.: Лысенко В.В., Сальников В.П., Сизиков М.И., Филипова С.В. Нравственно-правовые проблемы деятельности полиции дореволюционной России. СПб., 1996. С. 58.

8 Букварь современного городового. Варшава, 1915. С. 11.

9 ПСЗ. Собр. 3. т. XXVIII. № 30672.

10 См.: Полицейская академия в Риме // Вестник полиции. 1908. № 45. С. 6-7.

11 См.: Реформа полиции // Вестник полиции. 1907. № 1. С. 5.

12 См.: Организация и деятельность уголовного сыска в дореволюционной России... С. 174.

13 См.: Музей Санкт- Петербургской столичной полиции // Вестник полиции. 1907. № 3. С. 21.

14 См.: Борисов А. В., Колодкин Л. М. Становление и развитие юридического образования в дореволюционной России. М., 1994. С. 49-50.

15 См.: Лядов А. О. Уголовный сыск в дореволюционной России (историко-правовой аспект): Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1997. С. 69.

16 См.: Полиция и милиция России: Страницы истории. М., 1995. С. 90-91; Милин Д.С. История российского сыска // Безопасность. 1998. Январь. С. 38.

17 См.: Костылев А.О. Указ. соч. С. 104.

18 См.: Стражник и городовой. 1910. № 4.

А.Л. Генкин*

Миграционная проблема и американо-германские противоречия в 70-80-е гг. XIX в. (историко-правовой аспект)

Вторая половина XIX в. для США и Германии была временем существенных изменений их экономических и политических кондиций, временем, когда обе страны, постоянно наращивая свой экономический потенциал, выходили на арену мировой политики. Так уж сложилось, что двум государствам не суждено было долгое время находиться в одном ряду с крупнейшими европейскими державами. Однако в последней трети XIX столетия они становятся одними из главных детонаторов международных отношений, стараясь получить свое место «под солнцем». В США этот процесс начался после окончания Гражданской войны, в Германии - после завершения франко-прусской войны и образования рейха.

Близость целей и интересов двух стран в это время привела к новому этапу в торговоэкономических и политико-дипломатических отношениях, без знания и понимания специфики которых трудно осознать многие процессы начала ХХ в., включая и происхождение Первой мировой войны.

Одной из значимых тем в американо-германских политико-дипломатических отношений была миграционная.

Процесс заключения соглашений между США и Германией, касающихся эмиграционных и иммиграционных проблем, начался еще до образования рейха, со второй половины 60-х гг., т.е. с того момента, когда значительная часть немцев, иммигрировавших в Соединенные Штаты и натурализованных там, временно покидали свою новую родину и возвращались на старые места с

* Кандидат исторических наук, доцент (РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.