Научная статья на тему 'Первоначальные шаги по подготовке полицейских в дореволюционной России'

Первоначальные шаги по подготовке полицейских в дореволюционной России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1020
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ / ШКОЛА УРЯДНИКОВ / POLICE / SYSTEM OF SCHOOLING-UP / SCHOOL OF URYADNICKS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хакимов Салават Хазибович

В статье рассматриваются вопросы подготовки полицейских кадров на Южном Урале в дореволюционный период

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

First steps of policemen' breeding-up in pre-revolution Russia

This article discusses the problems of policemen' breeding-up in south Ural in 1913-1917.

Текст научной работы на тему «Первоначальные шаги по подготовке полицейских в дореволюционной России»

10.7. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ШАГИ ПО ПОДГОТОВКЕ ПОЛИЦЕЙСКИХ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

Хакимов Салават Хазибович, к.и.н., доцент. Должность: доцент кафедры истории и теории государства и права. Место работы: Уфимский юридический институт МВД России.

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы подготовки полицейских кадров на Южном Урале в дореволюционный период.

Ключевые слова: полиция, система подготовки, школа урядников.

FIRST STEPS OF POLICEMEN’ BREEDING-UP IN PREREVOLUTION RUSSIA

Hakimov Salavat Hazibovich, PhD of History, associate professor. Position: associate professor at History and Theory of State and Law chair. Place of employment: Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Annotation: This article discusses the problems of policemen’ breeding-up in south Ural in 1913-1917. Keywords: police, system of schooling-up, school of uryadnicks.

Известно, что возникновение постоянных, специализированных государственных органов по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, так же, как применение термина «полиция» для их обозначения было связано с преобразовательной деятельностью Петра I и рождением Российской империи.

Характерной особенностью формирования органов Российской полиции с первых шагов ее становления являлся ее военизированный характер. На службу в полицию, как правило, переводились армейские офицеры. Низшие полицейские чины комплектовались из унтер-офицеров и солдат старших возрастов, исполнявших рекрутскую повинность, но уже по возрасту и состоянию здоровья непригодных к строевой службе в армии. Учитывая сравнительную малочисленность полиции, к несению службы по охране общественного порядка привлекалось в порядке повинности местное население по одному человеку с каждых десяти дворов - «десятские» и в качестве старшего над ними -один человек с каждых ста дворов («сотский»)1.

Следующим важным этапом реформирования органов полиции явился принятый в 1782 г. «Устав благочиния или полицейский», согласно которому в городах появился новый административно-полицейский орган

- управа благочиния. В состав управы благочиния (за исключением столиц) входили городничий, подчинявшиеся ему приставы уголовных и гражданских дел, а также избранные от городского общества два заседателя. Город стал делиться на относительно самостоятельные полицейские части, в состав которых входили от двухсот до семисот дворов во главе с частным приставом. Части в свою очередь делились на кварталы по пятьдесят-сто дворов.

В 1802 г. под руководством императора Александра I был преобразован центральный государственный аппарат. Вместо прежних 12 коллегий были учреждены 8 министерств, среди которых было и Министерство внутренних дел. Первым министром внутренних дел

1 История полиции России. Краткий исторический очерк и основные документы. - М., 1998. - С. 7

стал В.П.Кочубей, один из ближайших сподвижников молодого царя. Министру вменялось в обязанность «печись о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве империи»2.

Судебная реформа 1864 года способствовала укреплению прав самых широких слоев общества, что в свою очередь предъявляло повышение требования и к сотрудникам полиции. Нередкие случаи проявления грубости, злоупотребления служебным положением чинов полиции становилось достоянием гласности и разбирательства в суде присяжных и т.д. Все это требовало повышенного внимания к подбору кадров. В 1873 году был введен принцип вольного найма на службу в полицию. Поступивший на службу в полицию должен был представить благожелательные отзывы и справки из всех учреждений, где он ранее служил3.

Увеличение численности личного состава полиции само собой породило проблему их целенаправленной подготовки. Первоначальная форма обучения осуществлялась в так называемых резервах при крупных городских полицейских управлениях.

Впервые такой резерв был организован в 60-е годы на базе управления столичной Санкт-Петербургской полиции. Здесь была открыта школа для подготовки городовых и околоточных надзирателей. Первые обучались в течение двух недель, знакомясь за это время с правами и обязанностями городового. Подготовка последних велась более одного месяца и рассматривалась в то время, «как в своем роде специальнополицейский университет»4.

Программа их подготовки, утверждаемая обер-полицмейстером, предусматривала изучение законов, нормативных актов, распоряжений местных властей -градоначальника, городской думы, определявших правовой статус полиции. В 1897 г. школа резерва была расширена. Было открыто дополнительное отделение для обучения классных чинов полиции. Оно предусматривало основательное изучение основных законодательных актов в области уголовного права, нормативных актов, регулировавших полицейскую службу, а также овладении рядом практических навыков. Классные чины полиции изучали:

Устав о предупреждении и пресечении преступлений;

Уложение о наказаниях уголовных и исправительных;

Устав уголовного судопроизводства;

Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями;

Уставы казенного управления и уставы благоустройства и благочиния;

Обязательные постановления, изданные градоначальниками;

Обязательные постановления, изданные городской Думой, земскими собраниями, присутствиями по фабричным делам;

Участковое делопроизводство;

Различного рода практические приемы по обнаружению преступлений и нарушений по образцам и моделям, демонстрируемым в классах;

Антропометрию и дактилоскопию5.

2 Борисов А.В. Руководители карательных органов дореволюционной России. Вып. 1. - М., 1979. - С. 17

3 Полиция и милиция России: страницы истории. - М., 1995. -С. 80.

4 Резерв Санкт-Петербургской столичной полиции. - СПб, 1901. - С. 5-6.

5 Мулукаев Р.С. Полиция России (XIX - нач. ХХ вв.). - Нижний

Новгород, 1993. - С. 55.

Классные должности столичной полиции замещались русскими подданными, достигшими двадцатипятилетнего возраста и получившими образование, дающее право на льготу первого разряда по воинской повинности, а также закончивших курсы в военных или юнкерских училищах. Сверх того, должности письмоводителей, их помощников, паспортистов, смотрителей полицейских домов и их помощников могли быть замещены лицами, состоящими в звании околоточных надзирателей или пользующимся, при наличии у них образования, правом на льготу второго разряда по воинской повинности. Лица, удовлетворяющие выше перечисленным условиям, зачислялись в состав столичной полиции и прикомандировались к полицейскому резерву. Находясь в резерве, они подвергались установленному испытанию, выдержав который могли быть назначены на должности классных чинов полицейского резерва, не получивших высшего назначения в течение трех лет, исключался из столичной поли-ции6.

Наряду с обучением азам службы лиц, состоявших на полицейском резерве, все большее распространение в губерниях получают различные школы по подготовке нижних полицейских чинов. Наиболее известными учебными заведениями по подготовке полицейских кадров в Российской Империи были: Санкт-

Петербургская школа чинов столичной полиции, Казанская школа стражников, Елабужская школа урядников, Рязанская школа урядников конно-полицейской стражи, Виленская школа полицейской стражи.

Обучение основам полицейского дела строилось в каждой школе на основе специально разработанных программ, руководствовавшихся Сводом Законов Российской империи, циркуляром МВД № 3153 от 28 июля 1887 года, другими нормативными актами и рекомендациями департамента полиции и МВД, Специальные школы создавались для обучения полицейских урядников, отвечавших за состояние общественного порядка в определенной части уезда и подчинявшихся становому приставу (участковому приставу). Урядники проводили дознание по уголовным делам7. К 1910 г. школы урядников действовали в 14 губерниях и предполагалось открыть еще три8.

В 1913 году МВД разработало и утвердило единую программу для всех школ полицейских урядников, состоявшую из двух разделов - правового и специального. Они изучали особенные части уголовного и уголовно-процессуального уставов Свода законов Российской империи, определившие их административную и уголовно-процессуальную деятельность, а также нормативные акты МВД и постановления губернаторов. Тема «Допрос подозреваемого», например, начиналась категорическим требованием: «Не дозволяется вынуждать у обвиняемого угрозами, ложными уверениями и, тем более, физическим насилием»9.

Впервые первоначальная подготовка нижних полицейских чинов в г. Уфе была организована 15 июня 1905 года. При Уфимском уездном полицейском

6 Лысенко В.В., Сальников В.П., Сизиков М.И., Филиппова С.В. Нравственно-правовые проблемы деятельности полиции дореволюционной России. - СП.., 1996. - С. 54.

7 См.: Хакимов С.Х. Введение института урядников и их деятельность по обеспечению безопасности дореволюционной России// Проблемы борьбы с преступностью и обеспечение безопасности личности. - Уфа, 1997. - С. 45-48.

8 Организация и деятельность уголовного сыска в дореволюционной России (конец XIX - начало ХХ вв.). - М., 1984. - С. 74.

9 Краткий курс сыскного дела, преподаваемый в Уфимской школе полицейских урядников. - Уфа, 1914. - С. 16.

управлении под руководством исправника были открыты курсы для подготовки полицейских стражни-ков10. Курс обучения состоял из общеобразовательных предметов и изучения общеполицейских обязанностей и инструкций для полицейских стражников. На курсах преподавали: законоучитель 8-го Уфимского городского училища, священник Семеновской церкви Николай Афанасьев, заведующий 3-м Уфимским городским училищем Т.М.Трапезников, заведующий Уфимским железнодорожным училищем П.В.Мурашов, заведующая 8-м городским училищем Е.М.Зеленицкая, ее помощница В.И.Альникова, учитель Катав-Ивановского училища Уфимского уезда А.С.Шубин и полицейский надзиратель Ф.А. Архипов. Обучение проводилось в течение 2-х недель.

26 января 1906 года Уфимский губернатор А.С.Ключарев отдал распоряжение полицмейстеру об организации при городском управлении полицейского резерва, «куда бы поступали низшие чины полиции для определения на службу». При резерве предполагалось открыть школу, где поступающие наряду с урядниками, конными и пешими стражниками будут изучать разработанный по специальной программе курс общеполицейских знаний. Данный вопрос обсуждался и на заседании Уфимской городской думы, где было принято решение о выделении под будущую школу городского дома бывшей 3-й полицейской части на Усольской улице. Городские гласные также согласились с предложением о выделении из городского бюджета финансовых средств на приобретение оборудования, инвентаря, учебных пособий и т.д.

Необходимость открытия учебного заведения по первоначальной подготовке низших чинов полиции диктовалась многими факторами. Это и рост общей численности городского населения, усложнение криминогенной ситуации, низкий образовательный уровень поступающих на службу полицейских и т.д.

В начале ХХ в. Уфа представляла собой крупный губернский центр с железнодорожной и речной сетью. В городе быстрыми темпами развивается торговля и промышленность. За первые 15 лет нового столетия количество уфимцев почти удвоилось. В 1901 г. в городе насчитывалось 60,6 тыс. жителей, а в 1916 г. уже 112,7 тысяч11. Вслед за населением росла и территория города. За 1898-1916 гг. число улиц увеличилось с 89 до 216, а количество строений - с 6078 до 1013112.

Аппарат городского полицейского управления состоял из полицмейстера, его помощника, секретаря, двух столоначальников, регистратора, заведующего адресным столом, заведующего типографией и врача - всего 9 человек13.

В административно-полицейском отношении город делился на 5 полицейских участков, каждый с вверенным ему аппаратом во главе с частным приставом, его помощником, 2-3 околоточными надзирателями и несколькими десятками городовых.

Последним уфимским губернатором был действительный статский советник Петр Петрович Башилов (1911-1917 гг.), получивший образование в императорском училище правоведения. В Уфу он прибыл с поста губернатора Новгородской губернии. Следует заметить, что П.П.Башилов по прибытию заменяет полиц-

10 ЦГИА РБ Ф. И-9. Оп. 2. Д. 83. Л. 191-192.

11 История Уфы. -Уфа, 1981. - С. 134.

12 Обзор Уфимской губернии за 1900 г. - Уфа, 1902. - С. 55; ЦГИА РБ. Ф. 148. Оп. 1. Д. 21. Л. 6.

13 Адрес-календарь и справочная книга Уфимской губернии на

1911 год. - Уфа, 1910. - С. 27.

мейстера Г.Г.Бухортовского на вновь прибывшего из Новгородской губернии опытного начальника уездной полиции С.А.Шамлевича. На ряд ключевых должностей в городской и уездной полицейских управлений также были назначены кадры из Новгородской губернии. Именно П.П.Башилову и С.А.Шамлевичу пришлось взять на себя всю организационную работу для открытия первой в Уфимской губернии школы по подготовке урядников полицейской стражи. Необходимо было подобрать здание, подготовить учебные классы, осуществить подбор профессионально подготовленных кадров преподавателей, составить учебные программы и методическую и учебную литературу, наглядные пособия и т.д.

Вся эта работа была проделана в течение 1912 года. 12 января 1913 года уфимским губернатором П.П.Башиловым было утверждено «Положение о школе урядников полицейской стражи в г. Уфе»14.

Оригинал этого документа хранится в фонде Уфимского губернского правления (Ф. И-9) Центрального государственного исторического архива Республики Башкортостан.

Документ начинался с предупреждения о том, что «никто из нижних полицейских чинов, не прошедших школу полицейских урядников, не может быть назначен на должность полицейского урядника. Старослужащие урядники не прошедшие ранее школу ныне обязательно должны пройти таковую»1.

Как видно из Приложения 1, в школу урядников принимались лица, имеющие опыт практической работы в органах полиции, и проявившие себя только с лучшей стороны. Все кандидаты должны были сдать экзамен по русскому языку (чтению и письму). Набор в школу производился два раза в год: с 15 февраля по 15 мая и с 15 августа по 15 декабря, всего принималось не более 25 человек. Заведующим школой был назначен штабс-ротмистр конной полицейской стражи П.В.Есипов.

Школа размещалась в здании вольной пожарной дружины по улице Центральной напротив Ивановского кладбища (ныне ул. Ленина, напротив центрального рынка, здание не сохранилось).

Первоначально в школе преподавались девять учебных дисциплин: русский язык;

Законоведение;

Положения об общеполицейских обязанностях;

сведения по землемерной части;

сведения по ветеринарной части;

сведения по строительной части;

сведения по медицине;

сведения по акцизу;

техника полицейского сыска.

Обязательными были занятия по строевой и огневой подготовке. При школе имелись учебные револьверы системы «Наган», «Браунинг», «Смит и Вессон».

По каждой учебной дисциплине имелись учебные программы и методические пособия и руководства, подготовленные преподавателями школы, а также некоторые учебники приобретались в других аналогичных учебных заведениях, в том числе из Новгородской школы, Виленской15 и других.

Хотя автор не ставит себе целью дать подробный анализ программам данных курсов, отметим, что не все они отвечали предъявляемым МВД требованиям,

14 ЦГИА РБ. Ф. И-9. Оп. 1. Д. 894. Л. 20.

1ЦГИА РБ. Ф. И-9. Оп. 1. Д. 894. Л. 20.

имелись орфографические и стилистические ошибки, но в целом, авторы стремились дать подробные сведения о действующих законах и обязанностях чинов полиции в Российской империи конца XIX - начала ХХ вв.

Например, в программе по законоведению в разделе 4 отмечалось, что курсанты должны были знать, что называется наказанием, виды наказаний, право и обязанности понятых и экспертов16. Состав преподавателей был в основном из специалистов различных учреждений города Уфы. Среди них: секретарь Уфимского губернского акцизного правления И.И.Лазаревич, младший чиновник особых поручений при губернском правлении А.Г.Терегулов, офицер полицейской стражи при Уфимском уезде П.В.Есипов, Товарищ прокурора Уфимского окружного суда Г.И.Янкевич, младший губернский ветеринарный врач М.А.Терновский, губернский инженер М.С.Комаровский, младший землемер губернской межевой комиссии К.Е.Суров, пристав 3 участка г. Уфы М.Н.Егоров, помощник губернского врачебного инспектора А.В.Соколов, уфимский полицмейстер С.А.Шамлевич.

Преподаватели имели преимущественно высшее или среднее образование.

В начале 1914 г. для укрепления преподавательского состава школы был направлен опытный специалист, имеющий разносторонний опыт практической работы на различных полицейских должностях М.Н.Нестеров.

Мотивы приглашения М.Д.Нестерова на преподавательскую работу в школу урядников хорошо прослеживаются из докладной записки уфимского вицегубернатора П.А.Толстого от 30 декабря 1913 г.

«В настоящее время, - отмечается в документе, - в школе урядников преподавателем полицейского права состоит пристав городской полиции Егоров. Принимая во внимание, что при всей сложности и тяжести городской полицейской службы отвлечение Егорова для занятий в школе ведет к обременению этого чиновника посторонней работою, я полагал бы Егорова от занятий освободить, поручив преподавание

... обязанностей полицейской службы Уфимскому уездному исправнику»17. Далее в документе обращается внимание на деловые и профессиональные качества М.Ф.Нестерова. «Такое привлечение исправника к занятиям в школе, - подчеркивает вице-губернатор, -благоприятно отразится как на самих уроках, так равно и на воспитании стражников, в смысле подготовки их вообще к несению полицейских обязанностей в уез-де18.

Таким образом, после назначения на новую должность, М. Д. Нестеров не только начал укреплять служебную дисциплину в Уфимском уездном полицейском управлении, но и стал активно участвовать в преподавательской деятельности в губернской школе по подготовке полицейских урядников, отдавал много времени написанию учебно-методических пособий, программ и т.д. Он явился автором двух учебных пособий, которые были изданы в губернской типографии и сохранились поныне. Они обнаружены автором в фонде редких книг научной библиотеки Уфимского научного центра Российской Академии наук. Прежде чем эти первые учебные пособия увидели свет, им предшествовала длительная переписка между автором и гу-

2 ЦГИА РБ. Ф. И-9. Оп. 1. Д. 894. Л. 20.

17 ЦГИА РБ. Ф. И-9. Оп. 1. Д. 894. Л. 122.

18 Там же.

бернскими чиновниками, так как публикация книг требовала значительных финансовых расходов.

Первая книга - «Курс общеполицейских обязанностей для школы урядников уездной полицейской стражи Уфимской губернии. Уфа, 1914. - 86 с.» была опубликована в уфимской губернской типографии за счет средств губернского правления. К ней приложена программа курса, состоящая из трех крупных разделов. В первый раздел вошли общие сведения о государственном устройстве Российской империи и его административно-территориальном делении, о высших и местных органах управления, об институте земских начальников; во втором - рассмотрены вопросы внутренней организации Министерства внутренних дел, Департамента полиции и местных полицейских органов; третий раздел содержит права и обязанности, предъявляемые к сотрудникам полиции. В конце программы приведены различные формы написания актов, донесений, протоколов, необходимых полицейским стражникам и урядникам в их повседневной деятельности. В фондах центрального государственного исторического архива Республики Башкортостан отложился еще один рапорт уфимского уездного исправника М.Д.Нестерова на имя уфимского губернатора, в котором автор просит оказать содействие в публикации другого учебного пособия - «Краткого курса сыскного дела».

В предисловии к краткому курсу М.Д.Нестеров подчеркивает, что «надобность в подобном руководстве ощущается как для преподавателей этого предмета так и для учеников школы ... Изложение основных понятий о сыскном деле и о новейших научных приемах сыска - мною сделано кратко: усвоение этих элементарных правил сыска во время обучения в школе, в течении трех месяцев будет для учеников, предназначаемых не в сыщики, а только в полицейские урядники, весьма полезно, тем более, что более сложные приемы и способы, как то: антропометрические измерения, дактилоскопические снимки, фотографирование, устройство питомника. им будут показываться время от времени в сыскном отделении наглядно»19.

Курс состоит из 11 небольших тем, где раскрываются узловые проблемы розыскной деятельности. Например, понятие о полицейском сыске, осмотр и описание места происшествия, обнаружение и допрос свидетелей, фотография, дактилоскопия, словесный портрет, полицейские собаки и др.

Подводя некоторые итоги, следует заметить, что открытие первого учебного заведения в крае по подготовке полицейских кадров низшего звена сыграло, безусловно, позитивную роль и способствовало росту их профессионализма. Известные события февраля-октября 1917 г. привели к роспуску и ликвидации Департамента полиции и всех подведомственных ему учреждений. Однако сегодня, в условиях проводимого реформирования органов внутренних дел изучение вопросов подготовки кадров дореволюционной полиции в России представляет несомненную актуальность.

Список литературы:

1. Борисов А. В. Руководители карательных органов дореволюционной России. Вып. 1. - М., 1979.

2. Полиция и милиция России: страницы истории. -М., 1995.

19 Нестеров М.Д. Краткий курс сыскного дела, преподаваемый в Уфимской школе полицейских урядников. - Уфа, 1914. - С. 2.

3. Резерв Санкт-Петербургской столичной полиции. -СПб, 1901.

4. Нестеров М.Д. Краткий курс сыскного дела, преподаваемый в Уфимской школе полицейских урядников.

- Уфа, 1914.

Рецензия

на статью Салавата Хазибовича Хакимова на тему «Первоначальные шаги по подготовке полицейских в дореволюционной России»

Представленная на рецензирование статья С.Х. Хакимова, несомненно, является актуальной, так как рассматриваемый период для России, и для органов полиции имел определяющее значение. Пореформенный период был связан с кардинальной перестройкой полицейских учреждений. Полицейская реформа способствовала изменению организационно-правовых основ деятельности российской полиции. Они были направлены, прежде всего, на совершенствование комплектования, профессиональной подготовки, развитие ряда прерогатив имущественного плана для деятельности чиновников полиции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье был проведен исключительно историкоправовой анализ процесса зарождения, развития и становления системы первоначальной подготовки полиции на Южном Урале в начале XX в.

В завершении статьи сформулированы обоснованные выводы, которые логично исходят из содержания статьи.

На основании изложенного можно считать, что статья С. Х. Хакимова на тему «Первоначальные шаги по подготовке полицейских в дореволюционной России» соответствует предъявляемым требованиям и может быть опубликована в печати.

Рецензент: Профессор кафедры теории и истории государства и права Института права Башкирского государственного университета доктор юридических наук, профессор А.Н. Тимонин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.