Научная статья на тему 'Под знаменем Победы. К истории создания памятника'

Под знаменем Победы. К истории создания памятника Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
255
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНУМЕНТ / «ПОД ЗНАМЕНЕМ ПОБЕДЫ» / СКУЛЬПТУРНАЯ ГРУППА / 75-ЛЕТИЕ ПОБЕДЫ / А. Е. ТКАЧУК / MONUMENT / “UNDER THE BANNER OF VICTORY” / SCULPTURE GROUP / 75TH ANNIVERSARY OF VICTORY / A. TKACHUK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ткачук А. Е., Царинный И. В.

В статье говорится о памятнике «Под знаменем Победы», посвященном подвигу сибиряков в Великой Отечественной войне, созданном к 75-летию Победы. Он был открыт 9 мая 2020 года в сквере «Народный парк Героев» Свердловского района г. Красноярска. В художественном решении памятника соединены три самостоятельных образа. Первый скульптурная группа воинов, уходящих на фронт (один из них представитель коренных народов Сибири, чей военный подвиг до сих пор недооценен), второй воин-победитель, водружающий знамя Победы, третий воин-труженик, которому предстоит восстановить разрушенную Родину. В Сибири новый монумент является единственным современным памятником подобной символической емкости, а в Красноярске самым крупным скульптурным проектом, посвященным Великой Отечественной войне. Реализовал его авторский коллектив под руководством скульптора А. Е. Ткачука.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Под знаменем Победы. К истории создания памятника»



УДК 725.945.1

А. Е. Ткачук И. В. Царинный

Региональное отделение Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств в г. Красноярске Красноярск, Россия

ПОД ЗНАМЕНЕМ

ПОБЕДЫ.

К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ПАМЯТНИКА

В статье говорится о памятнике «Под знаменем Победы», посвященном подвигу сибиряков в Великой Отечественной войне, созданном к 75-летию Победы. Он был открыт 9 мая 2020 года в сквере «Народный парк Героев» Свердловского района г. Красноярска. В художественном решении памятника соединены три самостоятельных образа. Первый - скульптурная группа воинов, уходящих на фронт (один из них - представитель коренных народов Сибири, чей военный подвиг до сих пор недооценен), второй - воин-победитель, водружающий знамя Победы, третий - воин-труженик, которому предстоит восстановить разрушенную Родину. В Сибири новый монумент является единственным современным памятником подобной символической емкости, а в Красноярске - самым крупным скульптурным проектом, посвященным Великой Отечественной войне. Реализовал его авторский коллектив под руководством скульптора А. Е. Ткачука.

Ключевые слова: монумент; «Под знаменем Победы»; скульптурная группа; 75-летие Победы; А. Е. Ткачук.

Общий вид

монумента.

Фото

С. Е. Ануфриева

Скульпторы Красноярья неоднократно обращались к теме Победы, создавая монументальные и станковые произведения, портретные образы.

В Красноярске существует площадь Победы, где расположен комплекс сооружений: музей «Мемориал Победы», Вечный огонь, два различных по масштабу монумента - памятник Воину-освободителю и памятник «Союз фронта и тыла», памятник Воинам-интернационалистам, мемориальные надгробия с именами бойцов, погибших от ран в госпиталях г.

Красноярска, техника военных лет. Мемориальный комплекс и площадь выполнены как единый архитектурный ансамбль: над проектом работали архитекторы А. С. Демирханов, А. С. Брусянин, В. И. Ульянов [2]. Открытие комплекса состоялось 9 мая 1975 года.

В канун 70-летия Победы в 2015 году у завода «Красмаш» открылся мемориал «Труженикам тыла», увековечивающий вклад тех, кто ковал Победу в тылу, - женщин и подростков. Общая площадь мемориала составила 6300 квадратных метров, высота стелы 10 метров, высота

скульптуры - женщины-заводчанки и мальчика, собирающих миномет, - более трех метров [1]. В центральном районе города существует памятник детям войны, множество памятных знаков и мемориальных табличек.

Однако до сегодняшнего дня не было знакового скульптурного объекта, в котором были бы соединены несколько смыслов и в котором тема памяти была бы реализована в современных условиях, когда урбанистическая среда российских городов выдвигает новые требования в решении пространственных задач: прежде всего это создание рекреационных пространств, без вечного огня, для прогулок и времяпрепровождения и в нашем времени, не наделенном пафосом советской эпохи.

Идея создания «Народного парка Героев» возникла в Совете ветеранов Свердловского района г. Красноярска. Такое название общественному пространству выбрали по итогам народного голосования. По проекту на это место предполагался перенос церкви. Именно тогда появилась идея создания монумента Георгию-Победоносцу, покровителю воинов и тех, кто оказался в зоне военных действий. Однако в этом образе не был бы в полной мере отражен вклад в Победу жителей конкретной территории, сибиряков, в то время как именно об этом хотели сказать авторы памятника. В ходе обсуждения проекта от идеи образа Георгия отказались.

Администрация Свердловского района объявила конкурс, поставив перед его участниками задачу объединить подвиг воинов, тружеников тыла, железнодорожников. В проекте должна была явно читаться принадлежность к Сибири. В итоге были выбраны два проекта. По концепции второго (нереализованного), композиция состояла из 3 групп: сибиряков, уходящих на войну, тружеников тыла и военных врачей. Эта композиция выглядела несколько дробно и не вписывалась по масштабу в территорию сквера.

Предпочтение было отдано скульптурной группе из четырех фигур, олицетворявших уходящих на фронт воинов, воина-победи-

теля со знаменем Победы в руках и рабочего, восстанавливающего страну.

Победителем конкурса стал авторский коллектив под руководством А. Е. Ткачука, почетного члена Российской академии художеств, профессора, руководителя творческой мастерской скульптуры Регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока РАХ в г. Красноярске, в который вошли художники-скульпторы А. В. Тырышкин, выпускник творческой мастерской скульптуры УСДВ РАХ в Красноярске, А. В. Кияницын, И. В. Царинный, оба выпускники Красноярского государственного художественного института им. Д. Хворостовского (художественный факультет, кафедра скульптуры).

9 мая 2019 года комиссии и жителям Свердловского района были представле-

Этап лепки. Фото

А. В. Кияницына

ны метровые модели памятника. Работа по причине бюрократических процедур была начата только в начале августа, а лепка 29 октября уже завершилась. 10 ноября комиссия подписала акт приема, и началась формовка. Была использована технология увеличения без коробки, привычной для многих скульпторов. При помощи лазерных нивелиров выстраивалась точная пространственная сетка шагом в 10 см, где последовательно модель увеличивалась в пять раз в деталях. Изготовление каркаса и лепка осуществлялись параллельно, так как сроки были предельно сжаты. Одновременные сварка и лепка стали возможными благодаря точному каркасу, ведь общепринято сначала закончить монтаж каркаса и лишь потом начинать набор массы и лепку. Процесс создания памятника происходил в экстремальных условиях, так как работать приходилось в холодной мастерской, где температура не поднималась выше +8 градусов, что влияло на пластические качества глины. Были и объективные трудности, связанные со сложным решением скульптурной группы и многоплановостью образа.

Общая ширина композиции составила около 6 метров, высота - 7 метров. Общий вес металла 8 тонн. В вертикальную ось выстраивались центральная фигура и развевающийся над ней массивный флаг длиной 3,5-4 м (в подобных конструкциях такое решение встречается редко, так как это связано с потерей устойчивости из-за большого веса и возникновением дополнительной ветровой нагрузки). Были рассчитаны три точки касания, способные выдержать вес бронзового флага. Фигуры уходящих на фронт воинов выполнены в динамике, что предполагает одну опорную точку, вторую - поддерживающую. Авторы предложили решение, аналогов которому нет, так как композиционно монумент не строится на стереотипных, популярных позах, приемах и силуэтах. При высоте фигур более 3,6 м они не касаются друг друга.

Композиционное движение начинает входная группа из двух сибиряков, которые

уходят, чтобы отстоять Москву. Их уход решен символично: они отправляются по железной дороге, которая несла эшелоны добровольцев на фронт. Авторы тщательно изучали архивные фото, чтобы достоверно воплотить собирательный образ воинов. Форма образца 1941 года также воспроизведена по историческим фото. Силуэты особенно выразительно выглядят с тыльной части монумента. В центр композиции помещен выдержавший все тяготы сражений воин-сибиряк со знаменем Победы, которое он водружает как символ окончания войны: древко знамени опирается на поверженного орла, который являлся одним из государственных символов Третьего рейха. Завершает композицию фигура воина-труженика, которому предстоит трудиться в мирное время. Манера лепки экспрессивна, элементы -железная дорога, поверженный орел, колонны как собирательный образ разрушенной Европы, крушения гуманистических идеалов - помогают прочесть смысловое содержание монумента. С тыльной стороны основания введен еще один элемент - надписи на стенах немецкого Рейхстага, на котором солдаты оставляли свои имена и послания.

В обрамлении постамента использован дикий камень красного цвета. Позднее на стене у монумента будут установлены таблички с именами 45 красноярцев - Героев Советского Союза. В целом расположение монумента несколько смещено вглубь против первоначального размещения по центру, что обусловлено не завершенным общим благоустройством парка.

В заключении скажем, что сегодня в России наблюдается тенденция усиления интереса к монументальным памятникам, мемориалам. В их основе всегда лежит стержневая масштабная идея, и это позволяет им быть монументами не только по форме, но и по духу. Это очень логично в связи с идеей увековечивания памяти о воинском и трудовом подвиге народа, победившего фашизм. Новый памятник в Красноярске демонстрирует исключительный пример, в исполнении которого применены новаторские решения.

Масштаб монумента, его трактовка позволяют ему войти в ряд символов Победы в г. Красноярске.

Литература

1. В Красноярске открыли мемориал, посвященный труженикам тыла в годы войны. - URL: https://www.krsk.kp.ru/daily/26378.4/3257427/ (дата обращения 1.06.2020).

2. Музей «Мемориал Победы». - URL: http:// www.memorial24.ru/istoriya (дата обращения 1.06.2020).

Об авторах

Ткачук Александр Евгеньевич - почетный член Российской академии художеств, профессор, руководитель творческой мастерской скульптуры Регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств в г. Красноярске

Царинный Илья Васильевич - стажер творческой мастерской скульптуры Регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств в г. Красноярске.

UNDER THE BANNER OF VICTORY.

TO THE HISTORY OF THE MONUMENT

Tkachuk Alexander Evgenevich

Honorary member of the Russian Academy of Arts, professor, head of the creative sculpture workshop at the Regional Branch of the Russian Academy of Arts «Ural, Siberia and the Far East» in Krasnoyarsk Tsarinny Ilya Vasilievich The Regional Branch of the Russian Academy of Arts «Ural, Siberia and the Far East» in Krasnoyarsk, sculpture workshop

Abstract: : The paper refers to the monument "Under the banner of Victory", dedicated to the feat of Siberians in the Great Patriotic war, created to the 75th anniversary of the Victory. It was opened on may 9, 2020 in "The National Park of Heroes" of the Sverdlovsk district of Krasnoyarsk. Three separate images were connected in the artistic decision of the monument. The first is a sculptural group of soldiers leaving for the front lines (one of them is a representative of the indigenous peoples of Siberia, whose military feat is still undervalued), the second is a victorious warrior hoisting the banner of victory, the third is a warrior- worker who will have to restore the destroyed Homeland. The new monument is the only modern monument of such a symbolic capacity in Siberia, and the largest sculpture project dedicated to the Great Patriotic war in Krasnoyarsk. It was implemented by the author's team under the direction of the sculptor A. E. Tkachuk.

Keywords: monument; "Under the banner of Victory"; sculpture group; 75th anniversary of Victory; A. Tkachuk.

▲А. В. Тырышкин <В сборочном цеху.

за работой. Фото

А. В. Кияницына

Фото

А. В. Кияницына

▲Монтаж элементов на площадке.

Фото

А. В. Кияницына

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.