Теория и история культуры
УДК 908
Л.М.Айнутдинова, Ф.АИбрагимова
ПАМЯТНИКИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГГ. НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН: СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ
Одной из важнейших форм сохранения памяти народа о событиях Великой Отечественной войны 19411945 гг. являются памятники. В работе рассматриваются основные формы памятников павшим в годы Великой Отечественной войны (мемориальные комплексы, монументы, стелы и т.п.), приводится условная периодизация их возведения на территории России и Республики Татарстан, анализируются основные особенности памятников на территории Татарстана.
Ключевые слова: Республика Татарстан, Великая Отечественная война1941-1945 гг., памятник, монумент, мемориальный комплекс.
L.M.Aynutdinova, FAIbrahimova THE MONUMENTS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR OF
1941-1945 ON THE TERRITORY OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN: THE PRESERVATION OF HISTORICAL MEMORY
One of the most important forms of preserving the memory of the people of the great Patriotic war of 1941-1945 are the monuments. The paper considers the main forms of monuments to the fallen during the great Patriotic war (memorial complexes, monuments, steles, etc.), provides a conditional periodization of their construction in Russia and the Republic of Tatarstan, analyzes the main features of monuments in Tatarstan.
Keywords: Republic of Tatarstan, great Patriotic war of 1941-1945, monument, memorial complex.
Более семидесяти лет прошло со времени окончания Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Из поколения в поколение наш народ передает память об этой страшной войне, о героическом подвиге солдат на фронте, о трудовом подвиге в тылу. Одной из форм сохранения памяти народа о тех событиях являются памятники. Памятники и памятные места, возникшие непосредственно в ходе Великой Отечественной войны, являются по своему происхождению натуральными или реальными (их также называют «историко-документальными»)[1,С.13-14]. К натуральным памятникам также относятся памятники, возведенные после войны на могилах героев или местах связанных с военными событиями на данной территории. Такими памятниками является и боевая техника, установленная на пьедесталах в качестве памятного знака. Многие натуральные памятники и памятные места хорошо известны каждому гражданину нашей страны - это Брестская крепость, мемориальный комплекс в Волгограде, могила Неизвестного солдата в Москве и др. Учет реальных мест боевой славы начался уже в годы Великой Отечественной войны. В книге Б.И.Гаврилова «Памятники Великой Отечественной войны» по территории СССР указывается цифра более 100 тыс. выявленных памятников и памятных мест [2,С.5], при этом он сам же отмечает, что из года в год поисковые отряды находят новые захоронения, боевую технику и т.п. Таким образом, окончательное количество реальных памятников неизвестно. Хотелось бы отметить, что интерес к этим памятникам со стороны исследователей, широкой общественности и государственных органов проявлялся всегда. И это понятно, так как это места реальных боевых действий, могилы солдат. Для исследователей такие памятники являются дополнительным источником, восполняющим то, что не сохранилось в письменных документах и материалах.
Существует условная периодизация возведения памятников Великой Отечественной войны (опираясь на уже существующую в литературе точку зрения, мы продолжили данную периодизацию дальше): первый этап относится непосредственно к годам Великой Отечественной войны; второй - охватывает первое послевоенное десятилетие; третий - приходится на
1960-1980-е гг.; четвертый - начинается условно на рубеже 1980-х- 1990-х годов и продолжается по настоящее время [2,С.16]. Каждый этап имеет свои отличительные черты. На первом этапе, когда на волне высокого патриотического подъема в монументальном искусстве начинаются активные поиски принципов и форм увековечения, разрабатываются основные типы памятников и мемориалов в соответствии с их функциональным назначением, тематикой, градостроительными условиями, местными художественными традициями и т.д. По результатам многочисленных конкурсов в 1947 г. военное издательство выпустило альбом «Типовые проекты памятников братских и индивидуальных могил воинов Советской Армии, Военно-Морского флота и партизан, погибших в боях с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны», которые в дальнейшем активно использовались при возведении памятников на всей территории СССР[8]. В ходе экспедиций, проводимых Институтом татарской энциклопедии и регионоведения в населенные пункты Татарстана, были выявлены памятники погибшим на фронтах Великой Отечественной войны, исполненные в полном соответствии с проектами, представленными в данном альбоме. Предельная простота и лаконичность формы, напрямую ассоциирующаяся с многочисленными памятниками, ранее установленными на местах, где проходили боевые действия, позволяла в каждом селе на средства жителей увековечить память о погибших односельчанах. В некоторых селах установленные еще в 1960-е - 1970-е гг. они бережно сохраняются и обновляются уже в современных материалах.
К этому же этапу можно отнести появление в скульптуре нового жанра - героического портрета, который имел большое влияние на развитие монументов в послевоенные десятилетия [1,С.16]. Символический образ воина-победителя, сжимающего оружие или знамя - один из наиболее часто воплощаемых в скульптурных памятниках. На местах боевой славы и массовых захоронениях эти монументы сооружались, начиная с военных лет и до середины 1960-х годов, на территории нашей республики скульптуры неизвестного солдата начали массово устанавливаться в сельской местности лишь с середины 1970-х гг. Некоторые из них наивные по исполнению, скорее являются произведениями народного искусства, чем профессионально исполненными скульптурными композициями.
Начало третьего этапа характеризуется активным внедрением в Татарстане архитектурных и градостроительных принципов в организации мемориальных ансамблей и памятных мест. Если ранее это были в основном одиночные скульптуры и обелиски, то в этот период памятники приобретают форму сложных архитектурных композиций, разрабатываемых для конкретных градостроительных условий. Скульптуры носят более абстрактный, символический характер. В качестве скульптурной формы активно используются стелы и мемориальные стены, оформленные барельефами и рельефами. Памятники, как правило, устанавливаются в местах социального или культурного притяжения - это центральные площади, административные здания, сельсоветы, музеи, библиотеки, школы. Общее настроение, впечатление, создаваемое архитекторами и скульпторами уходит из мажорной ноты прославления победы, происходит смещение акцентов на тему скорби и утраты. Ярким воплощением этой тенденции является образ скорбящей матери, отсылающий так же к символике Матери-Родины, помнящей обо всех погибших[4].
Отличительной чертой четвертого этапа является реставрация и благоустройство ранее возведенных памятников, организация аллей Героев, парковых зон и зон отдыха вокруг мемориальных комплексов. Наблюдается тенденция к персонализации - возведение памятников в виде бюстов и мемориальных досок героям-землякам, участникам Великой Отечественной войны, как погибшим, так и вернувшимся с фронтов.
По функционально-композиционным типам памятники можно разделить на 3 группы: на памятники - оружие, сохраняющие предметную конкретность войны; архитектурные - собственно памятники (обелиски, пирамиды, стелы), мемориальные доски и плиты со списками
погибших и вернувшихся с фронтов Великой Отечественной войны, памятные стены; скульптурные - символические, портретные, сюжетно-изобразительные. Эта классификация во многом носит условный характер, так как некоторые памятники являются синтезом архитектуры и скульптуры [3, С.16].
На значительной части территории России, в том числе и Татарстана, боевых действий в годы Великой Отечественной войны не велось. Однако, свой вклад в Победу над фашизмом внесла вся страна. На территории Татарстана также имеются реальные памятники, связанные с участием народов республики в Великой Отечественной войне. К таким относятся здания, где располагались эвакуационные госпитали, где проходило формирование войсковых частей, боевая техника, сохранившаяся с тех времен и т.п. (на слайде вы видите как раз примеры таких памятников в Бугульме, в Буинске, в Арске). Подобные памятники есть во многих муниципальных районах Татарстана. Помимо таких памятников, почти в каждом населенном пункте Татарстана стоят памятники, посвященные тем, кто ушел на фронт и не вернулся. Такие памятники являются знаками народной памяти. И если по реальным памятникам (в основном это касается зданий, мемориальных досок, военной техники) ведется учет, то все остальные памятники не учтены и не исследованы.
Первая волна по установке памятников тем, кто не вернулся с фронта, началась в 1960-е гг. Связана она, прежде всего, с изменением отношения государственной власти к празднованию дня Победы. Только в 20-ю годовщину окончания Великой Отечественной войны в 1965 г. - день 9 мая был объявлен нерабочим, состоялся парад Победы, по значимости этот праздник стал вторым после празднования годовщины Октябрьской революции 1917 г. Первичность празднования дня Октябрьской революции выражалась в тематической направленности и времени открытия, например, такого памятника, как Монумент павшим за Советскую власть с вечным огнем в Парке им. Горького в Казани. Он был установлен к 50-летию Октябрьской революции в 1967 г. в честь борцов, отдавших жизнь во имя становления и укрепления Советской власти, за свободу и независимость Родины в годы Октябрьской революции, Гражданской и Великой Отечественной войн [6]. Сегодня многие не знают даже об основной тематической линии данного памятника и считают, что он посвящен павшим в годы Великой Отечественной войны (об этом говорят на многих туристических сайтах, рассказывающих о достопримечательностях Казани), но это не совсем верно, так как все же первично была Октябрьская революция.
Отметим, что комплекс в Парке имени Горького в Казани ознаменовал новый градостроительный подход в планировании и строительстве мемориальных памятников. Если ранее они размещались на центральных площадях (памятник Ленину в Казани) или на крупных градообразующих улицах (памятник М.Джалилю в Казани), то теперь - в парках или в скверах (например, мемориальный центр в г. Альметьевск в городском парке, 1973 г., архитектор А. Ки-силёв), становясь композиционным центром или высотной точкой, ориентиром. Это уже не локальные памятники - объекты, а развивающиеся в пространстве архитектурные композиции. Некоторые мемориальные ансамбли изначально были разработаны профессиональными архитекторами, градостроителями, скульпторами и художниками (например, Парк Победы в Казани, Мемориальный комплекс в Альметьевске), а целый ряд складывался стихийно, хаотично дополняясь самыми разными элементами на протяжении десятков лет (в основном это касается многих районных центров Татарстана) [5].
Необходимо также отметить, что если в городах, являющихся центрами районов мемориальные памятники располагаются, как правило, именно в парковых зонах или зонах отдыха, то в селах и деревнях республики памятники устанавливаются, прежде всего, в общественных зонах, в центрах притяжения (сельсоветы, школы, библиотеки, музеи). В сельской местности установка памятников во многом носила хаотичный характер. Устанавливались они в основном на средства колхозов и совхозов, которые были обеспечены по разному: отдельные колхо-
зы являлись передовыми и обладали миллионными бюджетами, а некоторые находились на грани полного разорения. Активное участие в создании памятников принимало местное население. Это наивные по форме, а иногда и более сложные композиции, продолжающие местные традиции. [1, С.18]. Этим во многом объясняется разнообразие форм памятников, установленных в населенных пунктах. Однако, большинство из них имели самые простые формы, ни о какой художественности, монументальности при их характеристике говорить не приходится. Многие из них являются простыми вариациями типовых проектов, разработанных до этого.
Последние два десятилетия наблюдается следующая волна по установке памятников, посвященных Великой Отечественной войне. При этом, в некоторых случаях это обновление или реконструкция предыдущих памятников, а в других это установка абсолютно новых памятников. По сравнению с 1960-1970-ми годами, на новом этапе многие памятники несут дополнительные тематические линии. Например, в Апастовском районе, многие памятники, являющиеся лекалом одного проекта, содержат в отличие от предыдущих - информацию не только о тех кто погиб в годы войны, но и о тех, кто участвовал и вернулся с фронта. В некоторых населенных пунктах памятники посвящены землякам, участникам боевых действий в годы Великой Отечественной войны, а также труженикам тыла. Некоторые комплексы содержат информацию об участниках Великой Отечественной войны, а также об участниках войны в Афганистане. Вариантов множество. Например, в Актанышском районе, в комплексе есть даже памятник участникам 1-й Мировой войны [5]. При этом, там где устанавливаются новые памятники, нередко старые памятники или полностью демонтируются, или остаются в забвении, зарастают травой. Скульпторы и архитекторы многих сельских памятников остаются неизвестными.
Одной из современных тенденций в развитии мемориального искусства становится дальнейшее пространственное развитие мемориальных комплексов, когда едиными усилиями не только скульпторов и архитекторов, но и дизайнеров создается единый ансамбль с окружающей городской или сельской средой. Последние реализованные проекты реконструкции памятников включают не только единое художественно-стилевое решение элементов парковых зон и зон отдыха, но и прилегающих пешеходных улиц и площадей. Ярким примером является Мемориальный центр героям Великой Отечественной войны в Альметьевске, где впервые был применен «сценарный» подход в проектировании. Разрабатывались не только планы и ряд статических точек зрения, а прописылся предполагаемый сценарий движения человека в проектируемом пространстве и визуальные акценты расставлялись с учетом последовательности развертки видов. То есть, каждый кадр являлся заранее продуманным и спроектированным. Единое с мемориалом художественно-стилевое решение благоустройства прилегающей к мемориалу улицы Гагарина и парковой зоны позволяет говорить о фирменном стиле в городском пространстве, что в Татарстане было реализовано впервые [9, с.19]. Этот проект высокого был оценен не только в профессиональных кругах (национальный приз «Виктория», 2001 г.), но и общественностью (Государственная премия РТ 2004 г.).
В заключение хотелось бы отметить следующее: в силу того, что на территории Татарстана не проходили боевые действия и исторических, подлинных предметов, сооружений и мест, связанных с событиями Великой Отечественной войны очень мало, в анализе принцип документальности по отношению к монументальным памятникам применить невозможно. Можно лишь говорить о том, насколько тот или иной памятник художественными средствами выражает сущность события. В то же время, ввиду той серьезной смысловой нагрузки, которую несут в себе памятники, посвященные Великой Отечественной войне, необходимость их изучения имеет особую актуальность. Необходимо вести не только учет существующих памятников, но и проводить всесторонний анализ их тематической нагрузки.
Литература
1. Азизян И.А., Иванова И.В. Памятники вечной славы. Концепция и композиция. М.: Стройиздат, 1976. -
208 c.
2.Артамонов В.А. Город и монумент. М.: Стройиздат, 1974. - 224 с.
3.Гаврилов Б.И. Памятники Великой Отечественной войны. М.: Знание, 1989. - 64 с.
4.Малинина Т.Г. Культурные палимпсесты: их проявление и прочтение в архитектурно-художественных текстах советского времени / Т.Г. Малинина // Артикульт. 2018. -№29(1). - С. 75-9б.
5.Населенные пункты Республики Татарстан: иллюстрированная энциклопедия. Казань: Институт татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ, 2018. - Т.1. - 712 с.
6.Новицкий А.И. Монумент павшим в борьбе за советскую власть// Татарская энциклопедия. Казань: Институт татарской энциклопедии, 2008. - Т.З. - С.230.
7.Смирнова К. В. Памятники героям и жертвам Великой Отечественной войны. Мемориальные комплексы 1960-70-х гг. Проблема исторической и художественной ценности. / / Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 1. / Под ред. С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой. - СПб.: НП-Принт, 2011. - С. 256-2б2.
8.Типовые проекты памятников братских и индивидуальных могил воинов советской армии и военно-морского флота и партизан, погибших в боях с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. М.: Военное издательство, 1947. - 268 с.
9.АбубакировР.Ф., СмыковВ.В., НугайбаковА.Г., МихайловС.М., ГлазковН.М., ИдрисовА.А. Создание уникальных мемориальных и культурно-оздоровительных архитектурных сооружений в городе Альметьевске// Описание работы на соискание Государственной премии Республики Татарстан в области науки и техники 2004 года. Казань, 2004. Т.2. - 60 с. (рукопись).
References
1. Azizyan I.A., Ivanova I.V. Pamyatniki vechnoy slavy. Kontseptsiya i kompozitsiya. M.: Stroyizdat, 197б. - 208 c.
2.Artamonov V.A. Gorod i monument. M.: Stroyizdat, 1974. - 224 s.
3.Gavrilov B.I. Pamyatniki Velikoy Otechestvennoy voyny. M.: Znanie, 1989. - б4 s.
4.Malinina T.G. Kul'turnye palimpsesty: ikh proyavlenie i prochtenie v arkhitekturno-khudozhestvennykh tekstakh sovetskogo vremeni | T.G. Malinina || Artikul't 2018. -№29(1). - S. 7S-96.
5.Naselennye punkty Respubliki Tatarstan: illyustrirovannaya entsiklopediya. Kazan': Institut tatarskoy entsiklopedii i regionovedeniya AN RT, 2018. - T.1. - 712 s.
6.Novitskiy A.I. Monument pavshim v bor'be za sovetskuyu vlast'|| Tatarskaya entsiklopediya. Kazan': Institut tatarskoy entsiklopedii, 2008. - T.3. - S.230.
7.Smirnova K. V. Pamyatniki geroyam i zhertvam Velikoy Otechestvennoy voyny. Memorial'nye kompleksy 1960-70-kh gg. Problema istoricheskoy i khudozhestvennoy tsennosti. 11 Aktual'nye problemy teorii i istorii iskusstva: sb. nauch. statey. Vyp. 1. | Pod red. S.V. Mal'tsevoy, E.Yu. Stanyukovich-Denisovoy. - SPb.: NP-Print, 2011. - S. 2S6-262.
8.Tipovye proekty pamyatnikov bratskikh i individual'nykh mogil voinov sovetskoy armii i voenno-morskogo flota i partizan, pogibshikh v boyakh s nemetsko-fashistskimi zakhvatchikami v gody Velikoy Otechestvennoy voyny. M.: Voennoe izdatel'stvo, 1947. - 2б8 s.
9.AbubakirovR.F., SmykovV.V., NugaybakovA.G., MikhaylovS.M., GlazkovN.M., IdrisovA.A. Sozdanie unikal'nykh memorial'nykh i kul'turno-ozdorovitel'nykh arkhitekturnykh sooruzheniy v gorode Al'met'yevske| | Opisanie raboty na soiskanie Gosudarstvennoy premii Respubliki Tatarstan v oblasti nauki i tekhniki 2004 goda. Kazan', 2004. T.2. - 60 s. (rukopis').
УДК 008
П.С. Вавилов
СУБЪЕКТ «ИЗМЕНЕННОГО СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ» КАК ОБЪЕКТ БИОПОЛИТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ СО СТОРОНЫ СОВРЕМЕННЫХ ГЛОБАЛЬНЫХ МЕДИАТЕХНОЛОГИЙ
Автор затрагивает проблему культурной презентации и функционирования дискурса измененного состояния сознания в контексте современных глобальных медиатехнологий, как интернет-пространство. В русле функционирования современных публичных форм высказывания дискурс «измененного состояния сознания» особым образом трансформирует формы субъективности: пищевое поведение, феминизм, сексуальность, эмансипация. Делается вывод о том, что субъект измененного состояния сознания является самостоятельной жертвой идеологического и репрессивного воздействий со стороны современных медиатехнологий.
Ключевые слова: измененное состояние сознания, субъект, медиа, дискурс, наркокультура, дисципли-наризация сознания, биополитика, здоровый образ жизни, наркопотребление.
P.S. Vavilov THE SUBJECT OF THE "ALTERED STATE OF CONSCIOUSNESS" AS AN OBJECT OF BIOPOLITICAL CONTROL OF MODERN GLOBAL MEDIA TECHNOLOGIES