Научная статья на тему 'Памятники отечественной войны 1812 года'

Памятники отечественной войны 1812 года Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
5415
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
АРХИТЕКТОР / ARCHITECT / СТРОИТЕЛЬСТВО / CONSTRUCTION / МЕМОРИАЛ / MEMORIAL / СКУЛЬПТОР / SCULPTOR / АРКА / ARCH / ПАМЯТНИК / MONUMENT / СИМВОЛ / SYMBOL / ТРАДИЦИЯ / TRADITION / РЕСТАВРАЦИЯ / RESTORATION / РЕКОНСТРУКЦИЯ / RECONSTRUCTION / ИСТОРИЯ / HISTORY / ВОЙНА / WAR / СРАЖЕНИЕ / BATTLE / ГЕРОИЗМ / HEROISM / ПОБЕДА / VICTORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фролов Владимир Павлович

Рассмотрено создание разнообразных памятников в Москве, Смоленске, Малоярославце и Санкт-Петербурге, их архитектурные и композиционные особенности на фоне исторических событий Отечественной войны 1812 г., затронуты проблемы сохранения и реставрации историко-культурного наследия России. Посвящается году Российской истории и одному из важнейших его событий 200-летию Отечественной войны 1812 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONUMENTS TO THE PATRIOTIC WAR OF 1812

The article covers a relevant historical and cultural problem of elaboration and maintenance of monuments of the military glory of 1812. The author considers various architectural and sculptural monuments illustrating heroic events of Patriotic war of 1812, built in the two Russian capitals Moscow and Saint Petersburg in different historical periods, and also in primordial Russian towns, such as Smolensk, Vyazma, and Maloyaroslavets. Architectural and composition-related features of this or that monument erected against the background of historic events of the war of 1812 are analyzed in detail. The author demonstrates the links between architecture and sculpture within the framework of town-planning solutions implemented in the pieces that have found their places in the towns enlisted above. The value of symbols of the Victory and Glory of the Russian army and the Russian people is marked. The names of the most famous heroes of this war, starting from a field marshal and ending with a soldier are inscribed. By addressing the historical and cultural heritage of Russia, the author informs readers about the most significant events of the war. The author mentions an acute problem of the modernity, that is, preservation and restoration of monuments, and shares his view point. The value of the historic and cultural heritage of Russia for military and patriotic education is emphasized. The article is prepared within the framework of the year of the Russian history.

Текст научной работы на тему «Памятники отечественной войны 1812 года»

ВЕСТНИК

МГСУ

удк 725.945

В.П. Фролов

ФГБОУ ВПО «МГСУ»

ПАМЯТНИКИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА

Рассмотрено создание разнообразных памятников в Москве, Смоленске, Малоярославце и Санкт-Петербурге, их архитектурные и композиционные особенности на фоне исторических событий Отечественной войны 1812 г., затронуты проблемы сохранения и реставрации историко-культурного наследия России. Посвящается году Российской истории и одному из важнейших его событий — 200-летию Отечественной войны 1812 г.

Ключевые слова: архитектор, строительство, мемориал, скульптор, арка, памятник, символ, традиция, реставрация, реконструкция, история, война, сражение, героизм, победа.

C давних пор на руси утвердился обычай воздвигать в память о знаменательных событиях архитектурные сооружения. куликовской битве посвящена церковь рождества в кремле, возведенная в 1393 г. вдовой дмитрия донского княгиней Евдокией. Памятник победы над казанским ханством был сооружен на красной площади — это собор Покрова что на рву (храм василия Блаженного). в 1636 г. был возведен и освящен казанский собор на красной площади в честь победы над польскими интервентами.

Памятники отечественной войны 1812 г. свидетельствуют о героизме армии и русского народа, усиливают интерес к историческому прошлому, замечательным страницам истории российского государства.

в Москве первым монументальным сооружением в честь победы в отечественной войне 1812 г. является Манеж, построенный в 1817 г., это по проекту и под руководством генерала А.А. бетанкура инженером А.л. карбонье прямоугольное в плане здание в стиле ампир с колоннадой дорического ордера (80 полуколонн) с изысканным декором и уникальным инженерным решением перекрытий. в начале XXI в. после пожара проведена реставрация и реконструкция Манежа, воссозданы фермы бетанкура, уникальная лепнина стен и в целом сохранен торжественный характер здания.

в мировой истории существовала традиция возведения триумфальных арок в честь армий-победительниц. они были в риме, Париже и других крупных городах мира. в Москве, на месте деревянной триумфальной арки на площади тверской заставы, к торжественной встрече русских войск, возвратившихся из западной европы, была сооружена каменная триумфальная арка (1827—1834 гг., архитектор о.и. бове, скульптор и.П. витали). Арка была разобрана в 1936 г. в ходе реконструкции площади. нынешняя — открыта на кутузовском проспекте в 1968 г. и представляет собой однопролетную, облицованную белым камнем 28-метровую арку с шестью парами чугунных колонн с фигурами русских воинов в нишах, горельефами: «освобождение Москвы», «изгнание французов» и др., над карнизом — аллегорическая статуя Победы. Арку венчает скульптурная композиция «колесница славы» [1].

на территории бородинского поля, где в битве, которая длилась 15 часов, участвовало 300 тыс. человек, в 1903 г. создан государственный музей. это старейший музей, открытый на поле сражения. здесь нашли отражение величайшие испытания мужества, самоотверженности, военного искусства нашего славного воинства. неслучайно в 1837—1838 гг. на центральной высоте бородинского поля был создан памятник — восьмигранная чугунная колонна, увенчанная главкой с крестом. на открытии памятника присутствовали ветераны сражения 1812 г. главная экспозиция

расположена у батареи раевского, где представлены реликвии, подлинные образцы вооружения, обмундирование русской и наполеоновской армий и пр. сохранились элементы исторического ландшафта 1812 г.: шевардинский редут, семеновские высоты и др. но до настоящего времени не утвержден характер использования достопримечательного места «Бородинское поле», границы его не оформлены, а несовершенное законодательство позволяет незаконным застройщикам атаковать места ратной славы русского воинства. это происходит у памятника 2-й кирасирской дивизии и лейб-гвардии финляндского полка, на других объектах исторического наследия, перекрывая панораму бородинской битвы. такое положение недопустимо.

из бородино русские войска прошли по сооруженному в 1788 г. дорогомиловскому мосту, который в память 25-летия бородинской битвы в 1837 г. получил название бородинского. в 1868 г. был сооружен новый мост с верхними металлическими фермами на каменных быках (инженеры кениг и рерберг). ныне существующий мост открыт в 1913 г. (автор н.и. осколков, архитектор р.и. клейн). на береговых пролетах 335-метрового моста сооружены полукруглые колоннады с военными атрибутами, обелиски в честь бородинского сражения с мемориальными досками. исторический памятник «кутузовская изба» свидетельствует о том, что 1 сентября 1812 г. здесь состоялся военный совет во главе с М.и. кутузовым, решивший оставить Москву в целях сохранения армии.

к 150-летию отечественной войны в 1962 г. в Москве построен музей-панорама «бородинская битва» (архитекторы А.р. корабельников, А.А. кузьмин, в.г. Гольфрейх, инженер-конструктор А.Г. Аврутин) для экспонирования панорамы (длина полотна 115 м, высота — 15 м), написанной художником Ф.А. Рубо еще в 1911 г., где изображено 3 тыс. персонажей. стеклобетонное здание объемно-пространственной структуры имеет высокий ступенчатый постамент строгих геометрических форм со специальными уступами. Мозаичные панно размером 75 м2 с названиями «Народное ополчение и пожар Москвы» и «Победа русских войск и изгнание Наполеона» выполнены для фасада художником б.А. Тальбергом. Строгому и скромному круглому по форме зданию, напоминающему о славе русского оружия, придана монументальность.

Перед панорамой в 1973 г. установлен памятник М.и. кутузову в парадном мундире (скульптор Н.В. Томский), завершивший формирование мемориального комплекса, посвященного Отечественной войне 1812 г. Этот памятник трактуется как памятник народу-освободителю. Поэтому на цокольном постаменте скульптурные многофигурные группы изображают солдат, крестьян-партизан, ополченцев, офицеров. 27 фигур почти 3-метровой высоты поражают выразительными характеристиками [2]. Памятник М.и. кутузову, став частью художественного ансамбля, передает историческую атмосферу великого подвига народа.

таким образом, на кутузовском проспекте Москвы был создан особый градостроительный объект — комплекс памятников, объединенных общей темой.

4—6 августа 1812 г. на подступах к Смоленску и в самом городе произошло сражение: русские войска (20 тыс. человек, около 170 орудий) самоотверженно отражали атаки на древнерусскую крепость главных сил французской армии (свыше 180 тыс. человек, 350 орудий). был сорван план наполеона навязать русской армии генеральное сражение в невыгодных для нее условиях.

в смоленске установлено несколько памятников и мемориальных досок героям войны 1812 г. 5 ноября 1841 г. на плац-парадной площади открыт чугунный памятник-часовня высотой 26 м (архитектор А. Адамини). восьмигранный шатер помещен на цилиндрический цоколь с круглым четырехступенчатым основанием, увенчан граненой главкой. Цоколь окружен восемью парами декоративных колонн, увенчанных главками с гербовидными орлами. венчает памятник бронзовый позолоченный крест, между капителями колонн помещены изображения медалей в память 1812 г.

ВЕсТниК МГСУ

на восточной грани памятника в особой нише дано изображение смоленской божией Матери, а ниже — металлическая доска с рельефным планом смоленского сражения. на цоколе помещены фамилии генералов, которые здесь командовали русскими войсками, число сражавшихся и павших под смоленском с обеих сторон, а на гранях между надписями расположены 8 рельефных изображений мечей.

10 сентября 1913 г. воздвигнут памятник в сквере Памяти героев в виде 7-метровой каменной скалы, верх которой венчают имитированные под бронзу два орла, один из которых держит за руку гала (авторы проекта — подполковник н.с. шуцман и скульптор с.р. надольский).

у основания памятника на лицевой стороне помещена бронзовая карта европейской части россии с текстом по бокам: «благодарная россия героям 1812 г.», бронзовые венки с гербами россии и смоленска, на задней стороне — фамилии генералов, руководивших войсками, отстаивавшими смоленск, — барклай де толли, багратион, неверовский, раевский, дохтуров. в годы великой отечественной войны 1941—1945 гг. памятник пострадал, к 1954 г. был восстановлен.

в 1912 г. на бывшем королевском бастионе (теперь — Парк культуры) открыт памятник софийскому пехотному полку (автор проекта — рядовой 7-й роты софийского полка б.н. цапенко). Памятник представляет собой четырехгранный обелиск из розового гранита, увенчанный бронзовым орлом [3].

на крепостных стенах смоленска помещены 19 бронзовых досок в честь защищавших город полков. в 1987 г. в сквере Памяти героев установлены бронзовые бюсты барклая де толли, багратиона, дохтурова, раевского, неверовского.

в 1954 г. у подножия соборной горы сооружен бронзовый памятник М.и. кутузову, установленный на постаменте из розового гранита (скульптор г.и. Мотовилов, архитектор л.М. Поляков). не забыли здесь и о партизанах. в 1987 г. у крепостной стены установлена мемориальная доска с именами офицеров д.в. давыдова, А.н. сеславина и А.с. фигнера, солдата-драгуна Е.в. четверякова, крестьянки в. кожиной (художник в.П. цикарев) [4].

12 октября 1812 г. в районе города Малоярославец корпуса д.с. дохтурова и н.н. раевского, вдохновленные отвагой М.и. кутузова, руководившего сражением, в ожесточенной битве добились победы над армией наполеона, что повлияло на весь ход заключительного этапа войны. в результате сражения 8 раз переходивший из рук в руки город Малоярославец был полностью уничтожен: из 2000 домов уцелело только 20. Пострадавшим жителям позднее было выдано пособие и выделен лес для застройки.

в память о Малоярославском сражении в 1844 г. на торговой площади в центре города был открыт монумент славы (не сохранился, архитектор А. Адамини). Памятник представлял собой восьмигранную 22-метровую чугунную пирамиду, установленную на цилиндрическом основании. с западной стороны помещена надпись о дате сражения, а с восточной — фраза «Предел нападения, начало бегства и гибели врагов».

в 1860 г. построена часовня, где с 1945 по 1985 гг. располагался военно-исторический музей 1812 г. Позже в Малоярославце сооружены памятники на трех братских могилах российских воинов, завершено строительство церкви успения Пресвятой богородицы. в 1987 г. установлен бронзовый памятник М.и. кутузову (скульптор с.и. герасимов).

не забыли в Малоярославце и о заслугах чиновника городского муниципалитета с.и. беляева, который в 1812 г. укрывал в своем доме раненых русских воинов и был смотрителем войсковых кордонов. Перед зданием бывшего городского мужского училища ему установили памятник, который в 1930 г. был уничтожен и ныне воссоздан группой калужских скульпторов.

22 октября 1812 г. между авангардом русских войск М.А. Милорадовича и арьергардом отступавших французов под командованием маршала даву произошло сра-

жение под вязьмой. несмотря на пожары, охватившие город, 11-я пехотная дивизия во главе с генералом П.Н. Чоглоковым с Перкловским полком пошла на штурм укреплений противника. Мужественно сражались русские, выбивая из домов французов. столетию этого события посвящен памятник Перкловскому пехотному полку (художник н.с. Матвеев): колонна из розового гранита на трехступенчатом постаменте увенчана чугунным двуглавым орлом. на гранях памятника помещены надписи о потерях полка и наградах героев — Чоглокову и другим. В 1920-х гг. памятник снесен, в 1962 г. восстановлен у здания богородской церкви.

в ноябре 1913 г. открыт памятник «доблестным предкам» (архитектор в.и. семенов). на двухступенчатом постаменте пирамиду из серых гранитных плит венчает двуглавый орел, рвущий неприятельское знамя. на памятнике помещены бронзовый герб вязьмы, мемориальные доски «доблестным предкам от благодарных потомков». В 1920-х гг. памятник был разрушен, в 1962 г. восстановлен в центре города на территории бывшего Аркадьевского монастыря.

Монументальным памятником Отечественной войне 1812 г. стал храм Христа Спасителя в Москве. В 1817 г. на Воробьевых горах было начато строительство храма-памятника, который бы создал новые черты в архитектуре города (проект

A.П. Витберга), но через 10 лет строительство было прекращено. В 1832 г. принят проект архитектора к.А. Тона. император Николай I лично избрал место для сооружения храма — на берегу реки Москвы, неподалеку от кремля. крестообразный в плане пятиглавый храм с центральным большим куполом и колокольнями должен был поражать грандиозностью и богатством декора. В скульптурном оформлении участвовали П.к. клодт, А.В. Логановский, Н.А. Рамазанов. 20 лет продолжалась роспись храма, где трудились лучшие художники того времени: к.Е. Маковский, В.В. Верещагин,

B.и. Суриков и др. 177 мраморных плит в хронологической последовательности отражали сведения о сражениях, в алфавитном порядке перечислялись части войск, участвующие в битвах, имена командиров и отличившихся в боях рядовых. Приводились тексты манифестов. В 1883 г. состоялось освящение храма-памятника Христа Спасителя, превратившегося в национальный храм России, ее символ. В 1931 г. храм был взорван [5], в 2000 г. возрожден как храм-памятник всем защитникам Отечества.

функцию музея воинской славы русского оружия выполняет георгиевский зал большого кремлевского Дворца в Москве (архитектор к.А. Тон). интерьер георгиевского зала сочетает пышность и роскошь художественного оформления с лаконичностью архитектурных форм и сдержанной бело-золотой цветовой гаммой. два беломраморных камина содержат изображения воинской символики. георгиевский зал украшает рельеф «Святой Георгий» (скульптор П.к. клодт). На стенах и в нишах зала установлены беломраморные памятные доски, на которых высечены изображения орденских георгиевских знаков, увековечены воинские соединения российской армии и имена воинов — георгиевских кавалеров. о славе русского оружия в этом зале говорят 18 статуй — символов побед (скульптор и.П. Витали). Георгиевский зал по праву может считаться пантеоном мужества и героизма наших соотечественников.

В пятую годовщину взятия Парижа в 1819 г. у императора Александра I возник план создания военной галереи 1812 г. по образцу устроенного в Виндзорском дворце — резиденции королей Великобритании — зала, посвященного увековечиванию победы над Наполеоном в битве при Ватерлоо. Но только в 1826 г. архитектор к.и. Росси создал проект зала в Зимнем дворце. В небольших помещениях центрального ризолита южного корпуса зимнего дворца расположились мемориальные залы военных картин.

В 1833—1834 гг. между парадной лестницей и Военной галереей по проекту архитектора о. Монферана были созданы еще два мемориальных зала — фельдмаршальский, задуманный как зал военной славы, отчасти родственный по своей концепции Галерее 1812 г. (парадные портреты изображенных в рост шести российских фельдмаршалов — П.А. Румянцева, Г.А. Потемкина, А.В. Суворова,

ВЕСТНИК

МГСУ

М.И. Кутузова, И.И. Дебича, И.Ф. Паскевича), и Малый (Петровский) тронный зал. Так, северная часть Большой анфилады представляла систему залов, пространственная структура и смысл которых увековечивали память славных военных побед России.

Патриотическая тематика, мотивы триумфа проявлялись в полотнах художников. Памятники в атмосфере победы в Отечественной войне 1812 г. одушевляли образный мир пластики, лепнина широко применялась в ампирном зодчестве. На Дворцовой площади Санкт-Петербурга в 1834 г. сооружен 25,5-метровый памятник (архитектор А.Л. Монферан) победе русского народа в Отечественной войне 1812 г. — Александровская колонна, которая стала памятником мирового значения. Ее венчает бронзовая фигура ангела, попирающего четырехконечным крестом змею, — это своеобразный символ победы добра над злом (скульптор Б.И. Орловский). Постамент украшен бронзовыми барельефами аллегорического содержания (скульптор П.В. Свинцов по эскизам Б. скотти), изображающими древнерусские доспехи, повторенные с подлинных образцов, хранящихся в Оружейной палате Московского кремля. на одном из рельефов Победа записывает годы решающих битв русских войск, а Слава лавровой ветвью осеняет оружие. Рельефные изображения Славы — один из самых распространенных триумфальных сюжетов в скульптурном убранстве здания.

На Дворцовой площади в 1819—1829 гг. было построено в стиле ампир дугообразное в плане здание Главного штаба с центральной триумфальной аркой (архитектор К.И. Росси) — одно из вершин градостроительного искусства. В ее скульптурном убранстве раскрыта тема военного триумфа: колесница Победы, статуи воинов, фигуры летящих Слав, композиции из оружия и воинских доспехов (скульпторы С.С. Пименов, в.И. Демут-Малиновский). в торжественных образах сооружений к. Росси и его грандиозных ансамблях Петербурга отразились идеи величия и славы России.

Памятником русской военной славы в Отечественной войне 1812 г. стал Казанский собор в Санкт-Петербурге. Первоначально в 1807—1811 гг. он строился как культовое сооружение (архитектор А.Н. Воронихин). Отсюда после торжественного молебна в 1812 г. отправился в действующую армию М.И. Кутузов. 25 декабря 1812 г. кавалергарды и конные лейб-гвардейцы перенесли в собор 27 трофейных французских знамен, а в 1814 г. здесь хранилось уже 115 знамен и 94 ключа от 8 крепостей и 17 городов Европы. В 1837 г. на площади перед Казанским собором были открыты памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли, выполненные скульптором Б.И. Орловским.

Выдающимся памятником Отечественной войне 1812 г. в Санкт-Петербурге являются Нарвские триумфальные ворота, построенные в 1827—1834 гг. архитектором В.П. Старовым. Монументальная однопролетная арка с 12 колоннами украшена поставленными в нишах бронзовыми фигурами воинов (по две с обеих сторон) в старинной русской одежде и вооружении (скульпторы С.С. Пименов, В.И. Демут-Малиновский), над аркой помещены фигуры летящих Слав (скульптор И. леппе), на карнизе статуя Победы (скульпторы Н.А. Токарев, М.К. Крылов). Венчает арку скульптурная колесница Славы — шестерка медных коней (скульпторы П.К. Клодт, С.С. Пименов). В композицию включены посвятительные надписи, перечень сражений и наименования гвардейских полков — участников битв [6]. Триумфальные ворота в Санкт-Петербурге символизируют мощь и силу России.

Сохранение военно-исторического, культурного наследия, памятников военной истории 1812 г. будет и впредь способствовать росту патриотизма и гражданственности, воспитанию молодежи на героических традициях отечественной истории.

Библиографический список

1. СмирновА.А. Москва — героям 1812 года. М. : Московский рабочий, 1977. С. 148.

2. Молокова Т.А., Фролов В.П. Памятники культуры Москвы: из прошлого в будущее. М. : Изд-во АСВ, 2010. С. 85.

3. АшикВ.А. Памятники и медали в память боевых подвигов русской армии 1812 г. СПб, 1913. С. 144.

4. Пилявский В.И. Русские триумфальные памятники. Л. : Стройиздат, 1960. С. 56.

5. Кириченко Е.И. Храм Христа Спасителя в Москве. М. : Планета, 1992. С. 260.

6. Памятники архитектуры Ленинграда. Л. : Стройиздат, 1976. С. 150.

Поступила в редакцию в мае 2012 г.

Об авторе: Фролов Владимир Павлович — кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории и культурологии, ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет» (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, 8 (499) 183-21-29, history@mgsu.ru.

Для цитирования: Фролов В.П. Памятники Отечественной войны 1812 года // Вестник МГСУ. 2012. № 6. С. 23—28.

V.P. Frolov

MONUMENTS TO THE PATRIOTIC WAR OF 1812

The article covers a relevant historical and cultural problem of elaboration and maintenance of monuments of the military glory of 1812. The author considers various architectural and sculptural monuments illustrating heroic events of Patriotic war of 1812, built in the two Russian capitals — Moscow and Saint Petersburg in different historical periods, and also in primordial Russian towns, such as Smolensk, Vyazma, and Maloyaroslavets. Architectural and composition-related features of this or that monument erected against the background of historic events of the war of 1812 are analyzed in detail. The author demonstrates the links between architecture and sculpture within the framework of town-planning solutions implemented in the pieces that have found their places in the towns enlisted above.

The value of symbols of the Victory and Glory of the Russian army and the Russian people is marked. The names of the most famous heroes of this war, starting from a field marshal and ending with a soldier are inscribed.

By addressing the historical and cultural heritage of Russia, the author informs readers about the most significant events of the war. The author mentions an acute problem of the modernity, that is, preservation and restoration of monuments, and shares his view point.

The value of the historic and cultural heritage of Russia for military and patriotic education is emphasized. The article is prepared within the framework of the year of the Russian history.

Key words: architect, construction, memorial, sculptor, arch, monument, symbol, tradition, restoration, reconstruction, history, war, battle, heroism, victory.

References

1. Smirnov A.A. Moskva - geroyam 1812 goda [Moscow Contribution Addressed to the Heroes of 1812]. Moscow, Moskovskiy Rabochiy Publ., 1977, p. 148.

2. Molokova T.A., Frolov V.P. Pamyatniki kul'tury Moskvy: iz proshlogo v budushchee [Monuments of Culture of Moscow: from the Past into the Future]. Moscow, ASV Publ., p. 85.

3. Ashik V.A. Pamyatniki i medali vpamjyat'boevyh podvigov russkoy armii 1812 g. [Monuments and Medals Commemorating the Fighting Feats of the Russian Army in 1812]. St.Petersburg, 1913, p. 144.

4. Piliyavskiy V.I. Russkie triumfal'nye pamyatniki [Monuments to the Russian Triumph]. Leningrad, Stroyizdat Publ., 1960, p. 56.

5. Kirichenko E.I. Hram Hrista Spasitelya v Moskve [Church of the Christ the Savior in Moscow]. Moscow, Planeta Publ., 1992, p. 260.

6. Pamyatniki arhitektury Leningrady [Architectural Monuments of Leningrad]. Leningrad, Stroyizdat Publ., 1976, p. 150.

About the author: Frolov Vladimir Pavlovich — Candidate of Historical Sciences, Senior Lecturer, Department of History and Culturology, Moscow State University of Civil Engineering (MSUCE), 26

Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; history@mgsu.ru, +7 (499) 183-21-29.

For citation: Frolov V.P. Pamyatniki otechestvennoy voyny 1812 g. [Monuments to the Patriotic War of 1812]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2012, no. 6, pp. 23—28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.