Научная статья на тему 'Перспективы развития памятников, посвященных Великой Отечественной войне, на примере некоторых сооружений и проектов в Красноярском крае'

Перспективы развития памятников, посвященных Великой Отечественной войне, на примере некоторых сооружений и проектов в Красноярском крае Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
442
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МЕМОРИАЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ / МЕМОРИАЛЬНЫЕ ЗНАКИ / МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Касаткина Лариса Александровна, Касаткин Андрей Борисович

В статье ставятся проблемы: строительства мемориальных памятников, посвященных Великой Отечественной войне, в свете изменившихся общественных условий; возможности использования старых и новых архитектурно-художественных форм; изменения в планировочных решениях, необходимые для создания мемориальных зон в современных пространствах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Касаткина Лариса Александровна, Касаткин Андрей Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития памятников, посвященных Великой Отечественной войне, на примере некоторых сооружений и проектов в Красноярском крае»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

АРХИТЕКТУРА

УДК: 72.07

Касаткина Лариса Александровна

Доцент ИАиД ФГАОУ ВПО «СФУ», Г.Красноярск, РФ

e-mail: [email protected] Касаткин Андрей Борисович ст. преподаватель ФГБОУВО «КГХИ», г.Красноярск, РФ

e-mail: [email protected]

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТНИКОВ, ПОСВЯЩЕННЫХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ, НА ПРИМЕРЕ НЕКОТОРЫХ СООРУЖЕНИЙ И ПРОЕКТОВ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

Аннотация

В статье ставятся проблемы: строительства мемориальных памятников, посвященных Великой Отечественной войне, в свете изменившихся общественных условий; возможности использования старых и новых архитектурно-художественных форм; изменения в планировочных решениях, необходимые для создания мемориальных зон в современных пространствах.

Ключевые слова

Мемориальные памятники, мемориальные знаки, малые архитектурные формы.

Год 2015 юбилейный - 70 лет Победы в Великой Отечественной войне (ВОВ). Много существующих памятников было отреставрировано, и установлено много новых памятных знаков, приуроченных к этой дате. Администрация города Красноярска и администрация Красноярского края стараются выполнить возложенные на них задачи по проведению мероприятий по достойной встрече Дня Победы. Но зачастую, нехватка средств финансирования и формальный подход приводит к искаженному выполнению этих задач.

В 2014 г. администрацией Центрального района г. Красноярска был проведен конкурс на создание скульптурной композиции в честь Победы в Великой Отечественной войне в сквере «Победителей». Сейчас на этом месте находится художественная композиция «Гвоздики», сделанная из цветного пластика. Из представленных на конкурс работ, три прошли в финал 1 тура; в том числе проект, выполненный авторами этой статьи (Рис.1).

Рисунок 1 - Конкурсный проект памятника ВОВ. Авторы: арх. Касаткин А.Б., арх. Касаткина Л.А.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

Архитектурно-художественная композиция памятника представляет собой прозрачный куб, состоящий из 34-х вертикалей-штыков, соответствующих числу воинских подразделений. В годы войны на территории нашего края было сформировано 34 воинских соединения (около 600 тысяч человек ушли на фронт): стрелковые дивизии и бригады, артиллерийские полки, лыжные бригады и батальоны. Размещение штыков на подиуме выполнено таким образом, что при фронтальном восприятии на грани куба отчетливо просматривается силуэт Ордена Отечественной войны, являющегося символом Победы. При боковом восприятии на грани куба мы видим силуэты бойцов, уходящих на фронт.

На каждом штыке имеется именная надпись, соответствующая названию воинского подразделения. Например: «17-ая гвардейская стрелковая дивизия», «110-й артиллерийский полк». Композиция, создающая такой визуальный эффект (много частичек составляют единое целое), является более современной, содержит больше информации. Она дает ощущение пространства, многоплановость, сложность. Хочется подойти поближе, рассмотреть детали.

В этом же конкурсе участвовал и другой проект авторов статьи, выполненный совместно со скульптором, но не прошедший во второй тур (Рис.2). Архитектурная композиция его более традиционна: скульптура солдата-победителя с флагом поднята на высокую колонну, расположенную в центре круглого подиума.

Рисунок 2 - Конкурсный проект памятника ВОВ. Авторы: архитекторы Касаткин А.Б.,

Касаткина Л.А., скульптор Ткачук Е.А.

Сравнивая эти два проекта, наиболее интересным с архитектурно-художественной точки зрения нам представляется проект «Куб-штыки». И экономически это более выгодный вариант. Меньше затрат потребуется для создания «штыков», чем для бронзовой скульптуры солдата. Второй тур конкурса не проводился, и никакой информации о возможности его проведения нет. И так как юбилейные торжества уже прошли, возможно, он уже и не состоится.

Другой пример использования разных архитектурных форм представлен в проекте и постройке небольшого памятника, посвященного ВОВ. Весной 2015 года для жителей деревни Ивановка Рыбинского района Красноярского края нами был разработан проект (Рис.За). В данном проекте простые геометрические формы соответствуют военной тематике, а небольшое количество членений делает композицию лаконичной и цельной. Для создания символа звезды использован прием контрформы. На гранитных плитах нанесены имена и фамилии жителей деревни, погибших на войне. Этот проект памятника очень понравился заказчикам, но нехватка денежных средств не позволила его осуществить.

К реализации был принят более дешевый вариант, не такой оригинальный и выразительный (Рис.Зб). Были закуплены четыре мраморных плиты. Силами студентов Красноярского художественного института выбиты надписи на камнях. Жителями Ивановки были выполнены большинство строительных работ, которые они провели безвозмездно. Так или иначе, но для этих людей строительство памятника стало очень важным событием. Они не забывают своих односельчан, погибших на войне, и передают эту память своим

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

детям. Таким образом, был реализован эконом-вариант, не столь выразительный в архитектурном плане, но подходящий по экономическим соображениям.

На этих двух примерах - конкурс в парке Победителей и памятник в д. Ивановка видно, что формы, созданные современным языком архитектуры, выглядят более выразительными и их использование дает больше возможностей для создания интересной композиции. Но часто у людей при слове «памятник» всплывает образ скульптуры-статуи, и они ожидают увидеть именно это в новых памятниках. Даже в тексте условий проведенного конкурса, постоянно упоминается выражение «скульптура», «скульптурная композиция». Хотелось бы уйти от этих стереотипов.

Рисунок 3 - а) проект памятника ВОВ в д. Ивановка Красноярского края. Авторы: архитекторы Касаткин А.Б., Касаткина Л.А.; б) построенный памятник ВОВ в д. Ивановка. Авторы: архитекторы

Касаткин А.Б., Касаткина Л.А., Гринев О.В.

Иногда, уже после окончания строительства мемориала, в виду различных обстоятельств, приходится внедряться в сложившуюся ситуацию. Вследствие этого возникает проблема - внесение изменений и внедрение новых форм, которые ухудшают первоначальное композиционное решение.

В 2004 г. в г. Красноярске по пр. Мира, 29 был построен памятник «Детям блокадного Ленинграда» (Рис.4). В композиции применены узнаваемые архитектурные элементы - гранитная набережная (как символ разорванного кольца блокады), решетка Летнего сада, на фоне которой расположены фигуры детей, саночки с бидончиком для воды. Инициатором строительства памятника выступило общество «Блокадник». Много детей из блокадного Ленинграда было эвакуировано в Красноярский край. Здесь они обрели вторую родину. Этому факту соответствуют два круглых барельефа, находящихся на втором плане, с изображением карты обороны Ленинграда и карты Красноярского края. Памятник получил название «Детям войны», так как он строился на деньги города Красноярска и был посвящен всем детям, перенесшим тяготы военного времени.

пр.Мира

Рисунок 4 - Памятник «Детям блокадного Ленинграда». Авторы: архитекторы Касаткин А.Б.,

Касаткина Л.А., скульптор Зинич К.М.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

В прошлом году участники 3-х стрелковых дивизий и бригады, участвовавших в обороне Ленинграда вышли с инициативой установки мемориального знака. Городские власти приняли решение поместить новый знак, увековечивающий память военных подразделений, в зоне мемориала «Детям войны», т.к. тема города-героя Ленинграда присутствует в обоих памятниках. Два существующих барельефа были перемещены на один подиум с новым памятным знаком «Воинам-Красноярцам, героически защищавшим Ленинград».

Сейчас встает проблема еще большего уплотнения мемориальных знаков в этой зоне. Непосредственных участников войны остается все меньше, но существуют другие категории граждан, пострадавшие в войне: дети, чьи родители погибли, защищая Отечество; юные узники концлагерей, и др. Создаются общественные организации, в задачи которых входит поддержание памяти, патриотическое воспитание. Они являются инициаторами установки мемориальных знаков, для подобной категории граждан. Перед администрацией города ставится задача установки таких знаков, и на следующий год намечено размещение еще двух барельефов в зоне памятника «Детям войны». С точки зрения властей дешевле установить новые знаки в существующей благоустроенной зоне, чем вкладывать деньги в освоение новых территорий.

Для того, чтобы не ломать сложившуюся планировку этого сквера, мы предлагаем установить новый мемориальный знак, посвященный юным узникам концлагерей и блокадникам в другом месте (Рис.5).

Рисунок 5 - Проект памятного знака, посвященного блокадникам и узникам концлагерей. Авторы:

архитекторы Касаткин А.Б., Касаткина Л.А.,

По проекту памятник имеет форму куба, приподнятого над постаментом. Одна боковая грань куба посвящена узникам концлагерей. На ней изображена колючая проволока - как символ попрания свободы. На другой боковой грани изображен силуэт Петропавловской крепости - символ города, пережившего блокаду. Строгая форма, сочетание серого и черного гранита делает образ памятника лаконичным и монументальным. Небольшой по размерам (объект), благодаря... лаконичным членениям, кажется монументальным. [1, с.141]. Памятник хорошо впишется в сквер, который находится на правом берегу города по ул. Вавилова, 80. Тем более, что проект реконструкции сквера уже существует.

В 2012 г. авторами статьи был создан проект реконструкции сквера, посвященного 100-летию Кировского района (Рис.6). Хотя проект был сделан несколько лет назад, строительные работы еще не проводились. Композиционная ось сквера - пешеходная аллея. На этой оси под разными углами стоят арки, символизирующие определенные периоды в развитии жизни района. Одним из таких периодов может быть период военного времени, и часть сквера будет посвящена этой теме. Зона нового мемориального знака, посвященного юным узникам концлагерей и блокадникам, могла бы войти в общую композицию сквера.

Рисунок 6 - Проект сквера, по ул.Вавилова, 80. Авторы: архитекторы Касаткин А.Б., Касаткина Л.А.

Такое планировочное решение, когда зона памятника, посвященного Великой Отечественной войне, входит в состав архитектурного комплекса, мемориальной зоны, парка, или сквера будет актуальным и своевременным. Парки и скверы, наряду с зонами развлечений, отдыха и занятий спортом, могут содержать зоны для проведения тематических праздников и собраний, зоны военной памяти. Поэтому эти виды деятельности граждан можно объединять в одном комплексе.

Примером решения, когда тема ВОВ является частью общего мемориала, служит проект реконструкции площади перед краевым сборным пунктом в Железнодорожном районе г. Красноярска 2014 г. (Рис.7).

Главное место занимает площадь-плац, откуда призывники уходят на железнодорожный вокзал для следования к месту прохождения службы в армии. С северной стороны площадь ограничена подиумом с постаментом под скульптуру генерала Лебедя А.И., который в 1998-2002г. был губернатором Красноярского края. С западной стороны площади находится мемориальная зона «Дорогами войны». Арки, под которыми проходит дорога, посвящены историческим событиям, победам в войнах, которые вела Россия с древних времен до современных событий.

Рисунок 7 - Проект реконструкции площади перед краевым сборным пунктом. Авторы: архитекторы

Касаткин А.Б., Касаткина Л.А., скульптор Ткачук Е.А.

На торцах арок располагаются художественные панно, содержится историческая информация. Одна из арок посвящена войне 41 -45 гг. Сейчас построена часть этого комплекса с тремя единицами военной техники, светильниками и местами для отдыха, с подиумом и постаментом под скульптуру.

В проекте благоустройства скверов по пр. им. газеты «Красноярский рабочий», также сочетаются планировочные участки с тремя разными темами (Рис.8).

Рисунок 8 - План реконструкции скверов. Авторы: архитекторы Касаткин А.Б., Касаткина Л.А

Соседство крупного Красноярского завода машиностроения «Красмаш», на котором в годы войны в большинстве работали женщины и подростки, определило тему скульптурной группы первого сквера -«Труженики тыла» (Рис.9).

Скульптуры женщины и подростка расположены около символического конвейера, за которым создавалась продукция, уходящая на фронт. На круглом в плане участке размещен стилизованный салют, он означает победу в войне. Главная идея - победа на фронте ковалась героической работой в тылу.

Рисунок 9 - Проект архитектурно-художественной композиции «Труженики тыла». Авторы: архитекторы

Касаткин А.Б., Касаткина Л.А., скульптор Тырышкин А.В.

Второй сквер находится перед зданием офиса «Сбербанка» с символическими часами. Третий сквер, находящийся около здания ЗАГСа, содержит скульптурную композицию мост влюбленных «Совет да любовь». Все три сквера с разной тематикой объединены общей композицией, находятся на одной оси, имеют единую схему построения. Таким образом, перетекающее пространство скверов создает единую композицию с разными зонами, от военной тематики до мирной. Выводы:

1.При проектировании необходимо использовать современные архитектурные формы.

2.Недостаток средств, выделяемых для создания новых памятников или мемориальных знаков, не должен ущемлять существующие постройки.

З.Зону памятника, посвященного ВОВ, можно проектировать как часть архитектурного комплекса, мемориальной зоны, вписывать в планировочную структуру парка, или сквера.

Список использованной литературы: 1.Тиц А.А. Основы архитектурной композиции и проектирования / А.А. Тиц, Ю.Г. Божко, Г.И. Иванова, Н.А. Киреева, О.А. Киренчук, В.И. Кравец, С.М. Петров, Л.Е. Розвадовский, В. Н. Синебрюхов. - Киев: Изд. Объединение «Вища школа», 1976. - 256 с. Примечание:

Все чертежи и фотографии сделаны авторами статьи.

© Касаткина Л. А., Касаткин А. Б., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.