Научная статья на тему 'ПОД НАШИМ ЗНАМЕНЕМ - ИСТОРИЯ АВИАЦИИ РОССИИ'

ПОД НАШИМ ЗНАМЕНЕМ - ИСТОРИЯ АВИАЦИИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
185
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОД НАШИМ ЗНАМЕНЕМ - ИСТОРИЯ АВИАЦИИ РОССИИ»

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

ПОД НАШИМ ЗНАМЕНЕМ -ИСТОРИЯ АВИАЦИИ РОССИИ

РУМЯНЦЕВ Сергей Васильевич

родился 10 марта 1967 года в городе Флорешты Молдавской ССР.

Образование: Качинское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков имени А .Ф. Мясникова (1988), Военно-воздушная академия имени Ю.А . Гагарина (1999), Военная академия Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации (2017) .

Службу проходил на воинских должностях от лётчика до заместителя командира полка. Командовал истребительным авиационным полком, авиационной базой, Центром боевой подготовки и боевого применения ВВС, авиационной дивизией.

Начальник Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков имени Героя Советского Союза А . К . Серова с 3 сентября 2018 года

Имеет квалификацию лётчик-снайпер. Общий налёт превышает 1750 часов Освоил следующие типы авиационной техники: Л-29, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29, Су-27, Су-30, Ан-26, ДА-42Т и их модификации .

Генерал-майор

Став единственным многопрофильным вузом России, готовящим военных лётчиков для нашего государства, стран дальнего и ближнего зарубежья, Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков объединило под своим знаменем историю и традиции Качинского, Армавирского, Борисоглебского, Балашовского, Барнаульского военных училищ лётчиков, вошедших в его состав, а также лётных училищ Советского Союза: Харьковского, Черниговского, Оренбургского, Тамбовского. За годы своего существования училище выпустило более 26 тысяч авиационных специалистов, из них более 17 тысяч лётчиков. Более 15 тысяч выпускников училища — представители 58 стран мира. Среди выпускников 5 дважды Героев Советского Союза, 137 Героев Советского Союза, 13 Героев Вьетнама, 8 лётчиков-космонавтов, 23 лётчика-испытателя. За подготовку авиационных кадров училище удостоено девяти государственных наград. О сегодняшнем дне училища рассказывает его начальник, летчик-снайпер генерал-майор С.В. Румянцев.

в г. Чите по приказу НКО СССР была создана 30-я военная школа пилотов. Практически через год после создания школе было присвоено имя легендарного лётчика-истребителя, комбрига, участника боевых действий в Испании, Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова. Это имя училище носит и сегодня. В дальнейшем, в довоенное время школа была перебазирована в г. Батайск, а во время Великой Отечественной войны - в Азербайджан. В этот период школой подготовлено около 4000 лётчиков-истребителей, которые в ожесточённых схватках проявили беспримерное мужество, отвагу и героизм. Среди них и те, кто стал легендой - Алексей Маресьев, герой книги «Повесть о настоящем человеке», Виталий Попков, ставший прообразом главного героя картины «В бой идут одни "старики"», генерал-полковник Григорий Дольников, героическая судьба которого послужила основой рассказа «Судьба человека», маршал авиации Николай Скоморохов, вошедший в десятку лучших лётчиков Второй мировой войны. За годы войны 115 выпускникам школы было присвоено звание Героя Советского Союза,

- Сергей Васильевич, хотелось бы начать нашу беседу с истории Краснодарского ВВАУЛ. Руководство государства сегодня прилагает большие усилия к сохранению исторического наследия. Наверняка такая работа ведётся и в вашем вузе. Расскажите поподробней об историческом пути училища.

- Да, действительно, мы очень внимательно относимся к сохранению исторической памяти. Нам есть, чем гордиться, ведь исторический путь училища берёт своё начало достаточно давно - в 1938 году, когда

а трое из них удостоены этого звания дважды.

В послевоенное время (в 1946— 1959 годах) училище продолжило обучение курсантов уже на реактивных истребителях. За этот период подготовлено около 2500 лётчиков-истребителей.

Яркой полосой в жизни училища стало обучение курсантов иностранных Вооружённых Сил, к которому оно приступило в 1960 г. Выпускники училища составили основу Военно-воздушных сил многих стран Восточной Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. Многие из них проявили мужество, героизм и высокую лётную выучку в воздушных боях. Работа училища в этот период оценена по достоинству: на Боевом Знамени училища 9 государственных наград, 7 из них - награды иностранных государств.

Шестидесятые годы ознаменовались также и другим важнейшим событием нашего времени: была осуществлена тысячелетняя мечта человечества - преодоление земного притяжения и начало трудного и славного пути по освоению космического пространства. И среди покорителей космоса есть также имена выпускников нашего училища.

Мы бережно храним память о каждом значимом событии в жизни училища, о каждом нашем выпускнике, прославившем Отечество, и в этих целях у нас на территории училища постоянно действует Музей боевой славы.

- Скажите, а в наши дни есть место для подвига? Расширяется ли экспозиция вашего музея?

- Безусловно, есть. Ведь наш вуз сегодня является единственным многопрофильным вузом, готовящим лётный состав для всех родов авиации, подразделений Внутренних войск МВД России, МЧС, Войск национальной гвардии России, и значительная часть подвигов, связанных с использованием воздушного пространства, принадлежит нашим выпускникам. Это и те, чьи подвиги общественность хорошо знает, например, Роман Филиппов, имя которого

навсегда вписано в историю ВВС. Это и те, чьи подвиги не освещались прессой, а их, поверьте, много, ведь именно на ВКС легла основная ноша по решению боевых задач за пределами нашей страны. Это и наши заслуженные космонавты, которые ежедневно рискуют своей жизнью на орбите и продолжают защищать интересы государства в космосе в ближайшие десятилетия. Место для подвига есть для каждого лётчика, ежедневно поднимающего в воздух сложнейшие авиационные комплексы, ведь каждый из них готов пожертвовать своей жизнью для спасения людей на земле в случае возникновения нештатной ситуации в воздухе. А такие случаи в авиации, к сожалению, бывают.

Конечно, мы храним память о таких событиях, но не менее важно сохранить память о тех, кто не вернулся с войны. Ведь здесь, на Кубани, во время Великой Отечественной войны шли жесточайшие воздушные бои, и о судьбе многих лётчиков до сих пор нет информации. Мы на постоянной основе взаимодействуем с поисковыми организациями, и наши курсанты ежегодно участвуют в поиске, подъёме и перезахоронении останков лётчиков, которые не вернулись с задания. Только в прошлом году было найдено и перезахоронено 12 лётчиков. Об этих героях есть информация в нашем музее.

- Очень интересно. Наших читателей также интересует вопрос

об обучении девушек в вашем вузе. Хотелось бы узнать, каковы особенности этого процесса, какое будущее ожидает выпускниц?

- Начнём с того, что мы не единственное государство, в котором девушки несут военную службу наравне с мужчинами. Ну а в нашей стране мы далеко не первый военный вуз, который обучает девушек. Как известно, девушки учатся даже в Рязанском гвардейском высшем воздушно-десантном командном училище. В истории нашей Родины были заслуженные лётчицы. Достаточно вспомнить женские авиационные полки в годы Великой Отечественной войны, легендарные сверхдальние перелёты женских экипажей. Можно вспомнить «мадам МиГ» и первых женщин на орбите - Валентину Терешкову и Светлану Савицкую. Однако ранее в нашей стране не было централизованной системы подготовки девушек-пилотов, и по сути - это были «штучные экземпляры». Мы же сегодня с вами ведём речь именно о централизованной системе подготовки, к которой, в соответствии с приказом Министра обороны, мы приступили в 2017 году.

Что же касается особенностей процесса - стараемся, чтобы их было как можно меньше. В соответствии с Уставом внутренней службы, курсанты женского пола проживают в отдельном общежитии. Общежитие кубрикового типа, как и у курсантов мужского пола. Процесс питания

девушек не отличается от питания юношей - меню для всех одинаково. Есть одно маленькое отличие - на столах, предназначенных для девушек, всегда стоят цветы.

Учебный план также для всех одинаков, как и учебные аудитории, спортивный зал, тренажёры. Занятия в мужских и женских учебных группах проводит один и тот же преподавательский состав. Есть и экспериментальные группы, в которых половина состава - юноши, а половина - девушки. Лётную практику девушки проходят на тех же самолётах, что и парни, ну и парашютные прыжки для них тоже никто не отменял.

В основном девушки сегодня обучаются для военно-транспортной авиации, однако есть и те, кто проходит обучение по специальностям истребительной, штурмовой и дальней авиации. Девушки учатся с большим удовольствием и с честью носят имя курсанта Краснодарского ВВАУЛ. Мы видим, что очень многие девушки сегодня хотят связать свою жизнь с небом, поскольку ежегодно к нам прибывает большое количество девушек-абитуриентов. А значит, мы ведём нашу работу не зря. Кто знает, может быть и на Марс женщина ступит одновременно с мужчиной?

- Будем надеяться, так и будет. Вы упомянули, что в Краснодарском ВВАУЛ осуществляется многопрофильная подготовка лётчиков для всех родов авиации. Скажите, насколько тяжело решать задачи многопрофильного обучения?

- Эти задачи сложны, но потому и интересны. Многопрофильность открывает большие перспективы в обучении лётчиков. Судите сами -все курсанты изначально обучаются совместно - на факультете базовой подготовки и лишь потом распределяются по факультетам в соответствии со своей специализацией. Есть возможность оперативного обмена учебной информацией между факультетами. Кроме того, будущий истребитель будет знать будущего бомбардировщика лично, что будет

важным подспорьем в случае совместного выполнения ими боевых задач.

Конечно же, решение таких сложных задач напрямую зависит от степени подготовленности педагогического коллектива. Именно эти люди формируют сознание курсанта, прививают любовь к профессии, дают как первоначальные, так и узкоспециализированные профессиональные знания. Среди них не одна сотня учёных. Это позволяет решать задачи многопрофильного обучения с надлежащим качеством.

Однако не только эти факторы важны в лётном обучении. Важнейшую роль играет наличие специалистов именно лётного профиля среди педагогов. Лётчики, в особенности участвовавшие в боевых действиях лично, являются мощнейшим инструментом как лётного обучения, так и воспитания курсанта. И таких специалистов у нас тоже достаточно - только лётчиков первого класса несколько сот человек. Есть и лётчики-снайперы, и лётчики других классов. Более сотни лётчиков имеют реальный боевой опыт в локальных войнах и вооружённых конфликтах второй половины ХХ - начала XXI вв. Боевой опыт, в том числе и самый свежий, имеют и педагоги нелётного профиля. Курсантам есть, на кого равняться, с кого брать пример, и процесс обучения от этого только выигрывает.

- Раз речь зашла о боевом опыте - скажите, как сегодня в училище решаются вопросы изучения самого современного боевого опыта? Ка-

ковы сегодня пути его внедрения в учебный процесс?

- Вопрос очень непростой и очень важный. Дело в том, что с момента вывода советских войск из Афганистана и до недавних событий в Сирии и Вооружённые Силы Российской Федерации, и Военно-воздушные силы, в том числе, не принимали активного участия в боевых действиях за пределами государства. В это же время военно-воздушные силы стран НАТО провели целый ряд крупных операций, в ходе которых произошли существенные изменения во взглядах на применение как военно-воздушных сил, так и Вооружённых Сил в целом. Конечно, мы изучаем этот опыт, но такое «пассивное» изучение действий других армий не может заменить реального боевого опыта своей армии.

Не будем забывать и о том, что в недалёком прошлом в наши военно-воздушные силы ВКС поступило и сейчас продолжает поступать значительное количество новейшей авиационной техники. Эта техника до недавнего времени не была опробована в условиях реального боевого применения, не были выявлены её сильные и слабые стороны, а значит - и наиболее эффективные тактические приёмы и способы ведения боевых действий на ней. Начиная с 2014 года, в ходе участия ВКС России в операции за пределами РФ эта задача была решена. Новые авиационные комплексы и новые типы авиационных средств поражения показали высокую эф-

фективность. Теперь очень важно передать эти знания будущим лётчикам-курсантам.

С этой целью мы регулярно проводим научно-практические, научно-методические конференции и методические семинары по обмену боевым опытом, на которые привлекаются как педагоги и лётный состав, участвовавший в специальной операции, так и те, кто этого опыта пока не имеет. По результатам этих мероприятий всего за несколько лет издано более сотни научных трудов. Ну а самое главное, что результаты этой работы уже легли в учебно-методические материалы, по которым педагоги ежедневно ведут занятия. Конечно, у курсанта нет возможности получить реальный боевой опыт, да это и не нужно, но реализовать полученные тактические знания курсанты могут за учебной партой, на карте. Наши курсанты регулярно участвуют в решении тактических задач, публикуемых в журнале «Армейский сборник», многие из них награждены грамотами Министра обороны.

- А в каких ещё научных конкурсах принимают участие ваши курсанты?

- Если говорить о науке - здесь у нас также большой задел. Как и в других вузах МО РФ, у нас ведутся военно-научная работа и кон-грессно-выставочная деятельность. Сегодня эта работа вышла на новый уровень, который оценён на многочисленных выставках инноваций и изобретений. В частности, за научные разработки получен ряд медалей различного достоинства на XXIII Московском международном салоне изобретений и инновационных технологий «Архимед-2020», «Международной выставке инноваций «Н1ТЕСН» (г. Санкт-Петербург) и XVI Международном салоне изобретений и новых технологий «Новое Время» (г. Севастополь).

Не только преподаватели, но и курсанты проявляют интерес к научной работе. Достигнуты значительные успехи - на форуме «Армия-2020» наша разработка, вы-

полненная курсантами - членами военно-научного общества, - интерактивный тренажёр заняла первое место и была отмечена медалью высшего достоинства. В текущем году мы обязательно продемонстрируем наши новые разработки на авторитетных выставках и конкурсах, в том числе на форуме «Армия-2021».

- Вы упомянули, что в последнее время в Воздушно-космические силы поступило много новой техники. А коснулся ли этот процесс вашего училища?

- Да, конечно. Мы не являемся исключением и наряду с авиатехникой, ещё не выработавшей свой ресурс, уже имеем и значительное количество новейшей учебной и учебно-боевой техники. Это касается, в первую очередь, отечественного учебно-боевого самолёта Як-130 и самолётов легкомоторной авиации. Поступают и другие типы для военно-транспортной авиации.

Конечно, это вызывает значительное увеличение объёма работы всех категорий сотрудников - и лётчиков, и инженерно-технического состава, и, конечно, педагогов, поскольку нужно иногда полностью перерабатывать учебно-методические комплексы дисциплин под новые типы самолётов. Меняются программы, проходят переучивание специалисты, и всё это ради важнейшей цели - посадить курсанта в современный перспективный самолёт.

К нам поступили не только новейшие самолёты, но и новейшие авиационные тренажёры для этих типов самолётов, обеспечивающие полную визуализацию реального полётного задания, а это чрезвычайно важно. На них осуществляется подготовка курсантов и инструкторов на земле. Наличие такой техники влияет не только на качество пилотирования и выполнения боевых задач, но и напрямую на безопасность полётов.

Можете быть уверены - сегодня мы имеем возможность обучать курсантов на самых современных авиационных комплексах, что закладывает в выпускников большой потенциал на длительную перспективу.

- В свете вышесказанного становится понятным, что задач, стоящих перед училищем, хватает. Остаётся ли время на работу по патриотическому воспитанию молодёжи?

- Да, мы ведём эту работу на постоянной основе. В условиях, когда в ряде европейских стран процессы фальсификации истории становятся государственной политикой, когда осуществляется целенаправленное негативное информационное воздействие в этой области через российский интернет-сектор, мы не можем бросить нашу молодёжь на произвол судьбы и на самостоятельное осознание системообразующих для нашей страны событий и фактов.

Со школами города у нас организовано постоянное взаимодействие по

У.мУ "Ли*

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

посещению школьниками нашего музея, где для них проводится экскурсия. От мала до велика школьники с удовольствием посещают эти мероприятия.

Мы ведём также работу с Всероссийским детско-юношеским военно-патриотическим общественным движением ЮНАРМИЯ. Наши юнар-мейцы на регулярной основе посещают занятия, проводимые в училище специально для них по тактическим и общевоенным дисциплинам.

Спецификой и особенностью обучения юнармейцев в нашем отряде является авиационная направленность многих проводимых занятий. При взаимодействии с Краснодарской Федерацией самолётного спорта в 2019 году была организована юнар-мейская авиационная эскадрилья. С октября 2019 года в ней обучались 18 юнармейцев нашего отряда - это юноши и девушки возрастом 14 лет и старше. Итогом первого года обучения стали полёты, проводимые Федерацией самолётного спорта. Ребята вместе с инструкторами выполнили полёты на самолётах Як-52 и Цессна. В этом году набор в юнармейскую авиационную эскадрилью составил 22 человека.

С ребятами нашего отряда, моложе 14 лет, а также не обучающимися в авиационной эскадрилье, на базе Краснодарского ВВАУЛ проводятся не менее интересные занятия по авиационной подготовке, по таким дисциплинам, как выживание, парашютная подготовка, воздушная навигация, конструкция и оборудова-

ние самолётных систем, авиационное вооружение. Проводятся экскурсии на учебном аэродроме и ознакомительные занятия на авиационных тренажёрах.

Также наши юнармейцы посещают занятия в секции авиамоделизма, где совместно с курсантами создают авиамодели и уже на практике проверяют основные законы аэродинамики.

Эти мероприятия позволяют ребятам узнать много нового и интересного о такой романтической профессии, как лётчик, и, возможно, определиться с будущим профессиональным выбором в пользу авиации.

Совместно с нашими курсантами и поисковиками юнармейцы нашего отряда участвуют в проведении поисковых работ на местах гибели воинов в годы Великой Отечественной войны. Ребята выезжают в труднодоступные горные места, где захоронены воины, погибшие в годы войны, и приводят в порядок, облаго-

раживают их памятники и обелиски. По результатам поисковой работы юнармейцы с большим увлечением выступают в своих школах с докладами.

Будем надеяться, что многие из юнармейцев вскоре окажутся в рядах наших курсантов.

- Мы помним, что не так давно в Вооружённых Силах одной из наиболее острых была проблема с жильём. Как сегодня обстоят дела с обеспечением жильём в Краснодарском ВВАУЛ?

- Могу вас заверить, что сегодня такой проблемы в нашем вузе нет. Все военнослужащие обеспечены жильём - либо служебным, либо постоянным, либо денежной компенсацией, размер которой позволяет арендовать жильё требуемой площади. Служебное жильё на весь личный состав есть в Краснодаре, Армавире, Борисоглебске и других наиболее крупных населённых пунктах, в которых дислоцируются части и подразделения училища. Сегодня военнослужащему не нужно решать жилищную проблему, от него требуется только одно - добросовестно исполнять свой воинский долг, выполнять возложенные на него задачи с высоким качеством, что в конечном итоге приведёт к повышению качества наших выпускников и в целом - обороноспособности России.

Александр ДРОБЫШЕВСКИЙ, Анатолий СТАСОВСКИЙ

Фото из архива училища

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.