C.B, КРЫЛОВ
S.V. KRYLOV
ОПЫТ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОГО ПЕРСОНАЛА ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД
С 1992 ПО 2005 ГОД
THE PRACTICE OF TRAINING MILITARY PERSONNEL FOR THE UNIFORM SYSTEM OF AIR TRAFFIC ORGANIZATION FROM 1992 TO 2005
Сведения об авторе. Крылов Семён Владимирович — старший научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил РФ, полковник запаса, кандидат исторических наук, доцент(Монино Московской обл. E-mail: [email protected]).
Аннотация. В статье исследуется опыт подготовки военного персонала Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации в период с 1992 по 2005 год.
Ключевые слова: Российская Федерация; Единая система организации воздушного движения; военная составляющая; военный персонал; военный сектор.
Information about author. Semyon Krylov— Senior Researcher the Research Institute of Military His tory, RFAF General Staff Military Academy, Colonel (res.), Cand. Sc. (Hist), Assistant Professor {town of Monino, Moscow Region. E-mail: makar2466@ mail.ru).
Summary. The paper examines the practice of training military personnel for the Uniform Air Traffic Organization System of the Russian Federation from 1992 to 2005.
Keywords: Russian Federation; Uniform System of Air Traffic Organization; military constituent; military personnel; military sector.
V_J
ЕЗУСЛОВНО, безопасность полётов в значительной степени зависит от профессиональной подготовленности персонала, обслуживающего воздушное движение.
Это положение в полной мере относилось и к профессиональной подготовке военных специалистов Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (ЕС ОрВД РФ) в периоде 1992 по 2005 год.
В это время первоначальная подготовка диспетчерского состава военных секторов центров Единой системы ОрВД осуществлялась в вузах Военно-воздушных сил (ВВС), а их переподготовка и повышение квалификации — на курсах при центрах боевого применения и переучивания лётного состава (ЦБГ) и ПЛС)1, что в общем случае полностью обеспечивало решение задач безопасности полётов военной авиации.
После того как Советский Союз прекратил своё существование, набор в багеровский филиал Ворошилов градского высшего военного авиационного училища штурманов (ВВАУШ) имени Пролетариата Донбасса, осуществлявший подготовку диспетчерского состава для военных секторов центров Единой системы управления воздушным движением СССР (ЕС УВД СССР), был прекращён.
Сам филиал был переведён в г. Ейск, где на базе Ейского высшего военного авиационного училища лётчиков (ВВАУЛ) имени дважды Героя
Советского Союза лётчика-космонавта СССР В.М. Комарова был заново сформирован для последующего включения в состав профильного высшего военного авиационного училища в качестве филиала для подготовки офицеров боевого управления (ОБУ).
Затем, согласно директивам Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации от 12 июня 1993 года № 314/6/0700 и Главного штаба Военно-воздушных сил от 9 сентября 1993 года № 123/3/0971, он был включён в состав Качинского ВВАУЛ имени А.Ф. Мясникова2.
Начальником Ейского филиала Качинского ВВАУЛ имени А.Ф. Мясникова стал полковник E.H. Кругликов, начальником штаба — полковник Г,Н. Нечваль, а начальником учебного отдела — полковник В.В. Гаврищака.
Таким образом, было сформировано единственное в Вооружённых силах Российской Федерации высшее военное учебное заведение, осуществлявшее подготовку квалифицированных специалистов, предназначавшихся для использования на должностях, связанных с непосредственным руководством полётами, боевым управлением авиацией и управлением воздушным движением с авиационных пунктов управления всех министерств и ведомств.
Уникальность филиала Качинского ВВАУЛ имени А.Ф. Мясникова состояла ещё и а том, что в его стенах была впервые предпринята попытка
N«3 -2020 * DOtlttlQ ИСТОРИЧЕСКИМ Ж VP ЦДЛ
готовить специалиста-управленца к исполнению разноплановых обязанностей одновременно в нескольких областях (сферах) деятельности, требовавших знаний не только в области управления экипажами летательных аппаратов в воздухе в мирное время3, но и прежде всего знаний и навыков в области боевого управления авиацией, т.е. при решении боевых задач.
Глазной проблемой при подготовке специалистов-управленцев в филиале Качинского ВВАУЛ имени А.Ф. Мясникова являлось то обстоятельство, что неоправданно большое количество структур в других авиационных ведомствах страны, параллельно готовивших в то время специалистов одного профиля, исключало возможность формирования единого подхода к организации обучения, распыляло силы, средства и накопленный опыт методики их подготовки, а также не позволяло аккумулировать усилия для создания целостной системы.
Это в конечном итоге крайне отрицательно сказывалось на эффективности и слаженности работы расчётов пунктов управления различных авиационных ведомств при совместном выполнении ими задач по организации полётов (перелётов), непосредственному управлению экипажами в воздухе и обеспечению безопасности полётов.
В июне 1995 года филиал Качинского ВВАУЛ имени А.Ф. Мясникова {г. Ейск) в соответствии с приказом министра обороны Российской Федерации от 10 марта 1995 года № 94 и приказанием начальника Главного штаба ВВС от 14 апреля 1995 года Na 64 был передан в состав Краснодарского высшего военного авиационного училища (ВВАУ) имени А.К. Серова, территориально оставшись в г. Ейске4. Руководящий состав филиала Краснодарского ВВАУ имени А.К, Серова остался прежним {полковники E.H. Крутиков, Г.Н. Нечваль, В В. Гаврищака).
Характерно, что именно в стенах филиала Краснодарского ВВАУ имени А.К. Серова впервые был остро поставлен вопрос подготовки диспетчерского состава для военных секторов центров Единой системы организации воздушного движения. В связи с чем сотрудниками научно-исследовательской лаборатории филиала Краснодарского ВВАУ имени А.К. Серова A.B. Бодяком и C.B. Бодяком была выполнена научно-исследовательская работа «Квалификация», в которой был детально рассмотрен новый профессиональный вид деятельности инженера по управлению воздушным движением — офицер военного сектора ЕС ОрВД. Таким образом, в филиале Краснодарского ВВАУ имени А.К, Серова начали реализовываться учебный план и программа высшего профессионального образования третьего уровня (дипломированный специалист) по специальности 240300 — «Эксплуатация воздушного транспорта и управление воздушным движением».
Параллельно с этим на созданных при 43-м Центре боевого применения и переучивания лётного состава в г. Рязани офицерских курсах (в группе офицеров ЕС ОрВД) начала свою реализацию программа дополнительного образования военных специалистов Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (табл. 1).
Необходимость создания данной программы была обусловлена тем обстоятельством, что натот момент времени военно-специальная подготовка, определённая существовавшими квалификационными требованиями, не позволяла включить в учебный процесс филиала Краснодарского ВВАУ имени А.К. Серова специфические вопросы функционирования Единой системы организации воздушного движения. К сожалению, эта проблема не была полностью решена и в рамках курсовой подготовки в группе офицеров ЕС ОрВД по ряду причин:
Таблица 1
Распределение учебного времени на подготовку группы офицеров ЕС ОрВД в 43-м Центре боевого применения и переучивания лётного состава (г. Рязань) (1995 г.)
Учебные дисциплины Количество часов
Всего Из кик
лекции семинары лрактич. Занятия
Общегосударственная подготовка 14 12 2 -
Управление воздушным движением 134 110 24 -
Практическая подготовка 64 - - 64
Основы теории и методики наведения самолётов на воздушные и наземные цели 14 12 2 -
Наземные и бортовые радиосветотехнические средства управления и обеспечения полётов, навигации, посадки и связи 28 24 - 4
Штурманская и то по геодезическая подготовка 20 16 2 2
Основы практической аэродинамики 6 4 2 -
Всего 280 178 32 70
Составленаавгоромпо:ДонадоевВ.В. Исследование истории зарождения и развития военной специальности инженера по управлению воздушным движением: монография. Ейск: ЕВВАУ(ВИ), 2010. С. 320.
ВЯЕИИО-ИСТПРКЧЕСКИИ МУРПВЛ * НЕ Я - 2020
9
1) в учебном плане-программе практически на три четверти было повторено основное содержание дисциплин курса филиала Краснодарского ВВАУ имени А.К. Серова по специальности 240300 — «Эксплуатация воздушного транспорта и управление воздушным движением»;
2) теоретические и особенно практические аспекты обучения были слабо увязаны со спецификой будущей деятельности обучавшихся офицеров как должностных лиц оперативно-диспетчерского состава военных секторов центров ЕС ОрВД;
3) не учитывалась разница в условиях служебной деятельности обучавшихся офицеров;
4) в ряде дисциплин излагались вопросы, практически не имевшие выхода на проблемы использования воздушного пространства и непосредственного управления воздушным движением, или повторно давались вопросы вузовского образования, знание которых у обучавшихся офицеров уже было подтверждено дипломом;
5) в учебном плане-программе отсутствовали такие важные дисциплины, касавшиеся специфики деятельности оперативно-диспетчерского состава, как «Боевая и мобилизационная готовность», «Метеорологическое обеспечение», «Организация лётной работы». «Воздушное право и правовое регулирование деятельности оперативно-диспетчерского состава военных секторов центров ЕС ОрВД», «Гражданская оборона».
Таким образом, стало очевидным, что, хотя действовавшая система подготовки офицер-
ских кадров для военных секторов центров ЕС ОрВД обеспечивала в то время получение ими высшего профессионального образования в стенах филиала Краснодарского ВВАУ имени А.К. Серова, тем не менее качество дополнительного образования оперативно-диспетчерского состава военных секторов центров ЕС ОрВД оставляло желать лучшего.
Решение этой проблемы было найдено. С 2000 года курсовая подготовка оперативно-диспетчерского состава военных секторов центров ЕС ОрВД начала осуществляться в Ейском филиале Краснодарского военного авиационного института (ВАИ)5. Тем самым была обеспечена непрерывность высшего профессионального и дополнительного образования офицеров военных секторов центров ЕС ОрВД не только в учебных планах и программах, но и в методическом обеспечении, а также в практической подготовке.
Так, созданный в филиале учебно-тренажный комплекс обеспечивал обучавшимся офицерам получение устойчивых навыков руководства полётами, тематика УВД была включена в программу тренажной подготовки, включая и применение радиообмена на английском языке.
Важным было и то обстоятельство, что имевшиеся в Ейском филиале Краснодарского ВАИ объекты инфраструктуры {гостиница на 40 мест, офицерская столовая на 250 посадочных мест, банно-прачечный комбинат на 100 мест) позволили рационально вписать курсовую подготовку
Таблица 2
Распределение учебного времени на подготовку группы офицеров ЕС ОрВД в филиале Краснодарского военного авиационного института (г. Ейск) (2000 г.)
Количество часов
Из них
к 3 15
Учебные дисциплины Всего лекции о * 1 И. П! 111 групповые заня (упражнения, тренировки, тактические) 5 £ § . | 31 о « » I Й Ц | I я « 8 5 н 01 л X л Б га й 01 а 5 ш н а о; X X X 1в в £ X а» л И? к о £ £ О О Ф 5 И
осп и * э ». п а и а
применение персональны* ЭВМ в центрах ЕС ОрВД 43 4 24 2 - 2 11
Организация использования воздушного пространства 227 74 94 - - - 59
Воздушное право и нормативное правовое регулирование лётной работы и деятельности ЕС ОрВД 19 10 4 - - - 5
Воздушная навигация 24 14 4 * - - 6
Основы практической аэродинамики 11 8 - - - - 3
Авиационная метеорология и метеообеспечение центров ЕС ОрВД 24 14 4 - » - 6
Организация связи и РТО 27 16 4 • „ - 7
Всего 375 140 134 2 - 2 97
Составлена автором по: Донадоев В. В. Исследование истории зарождения и развития военной специальности инженера по управлению воздушным движением: монография, Ейск: ЕВВАУ(ВИ), 2010. С. 329.
10
№ а -2020• ИОСНМО ИСТОРНЧЕСКМН ЖЧРИЙЛ
ш
к, it*
Таблица 3
Специальная военная подготовка персонала военных секторов центров Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации в Ейском филиале ВВА им. ГО.А. Гагарина (Краснодарского 8ВАУ (ВАИ)) (пятилетний срок обучения: 1996-2001)
Наименование разделов программы подготовки Учебных часов
Всего Проц.
Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины 2646 16
Математические и естественные дисциплины 1860 11
Общепрофессиональные дисциплины 1536 9
Военно-технические и военно-специальные дисциплины, в том числе: - УВД и воздушная навигация; - теория и методика наведения 2920 336 620 18 2 4
Тактические и общевоинские дисциплины, в том числе'. - боевое управление авиацией 3112 936 19 6
Стажировки и практики 2486 15
Итого 16 456 100
Составлена автором по: Крылов C.B. Опыт подготовки офицерских кадров для военных секторов центров отечественной Единой системы управления воздушным движением (организации воздушного движения) и его значение в современных условиях//Направленность и методика оперативной и боевой подготовки ВВС. ежегодный тематический научный сборник Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина. Ч. I, Оперативное искусство ВВС. Монино: ВВА, 2008. Л. 314.
офицеров военных секторов центров ЕС ОрВД в существовавшие быт и учебный процесс в филиале.
Наличие поблизости, в г. Ростове-на-Дону, автоматизированного районного центра ЕС ОрВД позволило эффективно организовывать стажировку слушателей курсов на реальных автоматизированных рабочих местах по правилам использования воздушного пространства и непосредственному управлению воздушным движением.
Если проанализировать распределение учебного времени на подготовку группы офицеров ЕС ОрВД в 43-м ЦБП и ПЛС (г. Рязань) {табл. 1) и в филиале Краснодарского ВАИ {г. Ейск) (табл. 2), то видно, что программа их подготовки в Ейском филиале имела новый качественный уровень.
Так, вместо дисциплины «Управление воздушным движением» (134 часа) была введена дисциплина «Организация использования воздушного пространства» (227 часов); вместо дисциплины
«Штурманская и топогеодезическая подготовка» (20 часов) была введена дисциплина «Воздушная навигация» (24 часа); вместо дисциплины «Наземные и бортовые радиосветотехнические средства управления и обеспечения полётов, навигации, посадки и связи» (28 часов) была введена дисциплина «Организация связи и РТО» (27 часов); дисциплина «Основы практической аэродинамики» была увеличена с шести до одиннадцати часов, а дисциплина «Основы теории и методики наведения самолётов на воздушные и наземные цели» исключена вовсе, т.к. в ней излагались вопросы, практически не имевшие выхода на проблемы использования воздушного пространства и непосредственного управления воздушным движением, В целом же время подготовки было увеличено с 280 до 375 часов.
Таким образом, реализованное в Ейском филиале Краснодарского ВАИ содержание обучения
Таблица 4
Перспективная ежегодная потребность в офицерах авиационных пунктов управления (ВВС, МО РФ и силовые министерства и ведомства) на 2001 г.
Ведомственная принадлежность Штатная численность / ежегодная потребность
Руководящий состав ОБУ Офицеры центров ЕС ОрВД Руководители полётов Помощники руководителей полётов(ГРП) Всего
Авиация ВВС 121 8 2Q26 127 aas ei ж 16 45S 29 382Q 241
Авиация МО РФ 12 1 403 25 - 116 7 94 6 625 39
Авиация силовых министерств и ведомств 4 1 134 9 - 15 1 15 1 1Ш 12
Итого 137 10 2563 161 968 61 380 24 565 36 4613 292
Примечание. Ежегодная убыль офицеров авиационных пунктов управления по возрасту: 4—4,5 проц. Составлена автором по: Крылов C.B. Опыт подготовки офицерских кадров для военных секторов центров отечественной Единой системы управления воздушным движением (организации воздушного движения) и его значение в современных условиях// Направленность и методика оперативной и боевой подготовки ВВС: ежегодный тематический научный сборник Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина. Ч. I. Оперативное искусство ВВС. Монино: ВВА, 2008. Л, 315.
ВПСННОНГГПРМЧГСПМЙ ИТ VP ЛОЛ • No а - 2020
и
—■ — * €à
Таблица 5
Перспективы повышения квалификации и переподготовки офицеров авиационных пунктов управления в вузах (ЦБП и ПЛС) ВВС на 2001 г.
Группы повышения квалификации Штатная численность (чел.) Ежегодная потребность (расчётн.) (чел.) Ежегодная потребность (фактич.) (чел.) Количество обучающихся в год (чел.) Состав учебных групп (чел.) Срок обучения (переподготовки) (месяц) Количество учебных групп Штатная численность обучающихся в вузах (чел.)
Руководящий состав 137 9 13 10 10 0,5 1 10
Начальники КП 320 20 32 30 15 0,5 2 30
Офицеры боевого управления 2243 (41 223 220 20 0,5 11 220
Офицеры центров ЕС ОрВД 967 61 96 100 25 0,5 4 100
Руководители полётов на аэродроме 380 24 38 40 20 0.5 2 40
Помощники руководителей полётов на аэродроме 565 36 55 60 20 0,5 3 60
Авиационные наводчики - - 100 100 20 2 5 100
Итого 4612 291 557 560 130 5 28 560
Составлена автором по: Крылов C.B. Опыт подготовки офицерских кадров для военных секторов центров отечественной Единой системы управления воздушным движением (организации воздушного движения) и его значение в современных условиях//Направленность и методика оперативной и боевой подготовки ВВС: ежегодный тематический научный сборник Военно-воздушной академии имени ЮЛ Гагарина. Ч. I. Оперативное искусство ВВС Монино: ВВА, 2008. Я 315.
курсантов, уровень проводимого там обучения, возможности преподавательского состава, учебно-тренировочного комплекса и специализированных классов, а также имевшаяся инфраструктура образовательного процесса позволили эффективно и с наименьшими затратами реализовать на его базе и систему дополнительного обучения офицеров оперативно-диспетчерского состава военных секторов центров ЕС ОрВД.
Эта система обеспечила преемственность учебных программ первоначального и дополнительного обучения, атакже рациональное использование имевшегося научно-педагогического потенциала Ейского филиала Краснодарского ВАИ и высокую эффективность управления образовательным процессом.
Характерно, что в то время военные авиационные вузы, как и все Вооружённые силы Российской Федерации, переживали далеко не лучшие времена, связанные с их структурной реорганизацией, сокращением и тяжелейшим материально-финансовым положением.
В таких условиях решение актуальных задач по обеспечению интеграции военныхавиационных вузов, интенсификации учебно-воспитательного процесса и фундаментализации подготовки специалистов предполагало концентрацию усилий не только вузовских работников, но и всех заинтересованных и участвовавших в этом процессе организаций и учреждений, руководителей и исполнителей на выработку научно обоснованных положений, определявших дальнейшее совершенствование системы профессиональной подготовки авиационных военных кадров.
Поэтому одним из основных направлений реформирования вузов ВВС должно было стать слияние малочисленных, методически слабых вузов (факультетов, курсов) и их научных подразделений и создание единого учебно-методического комплекса на базе Военно-воздушной академии (ВВА) имени Ю.А. Гагарина, объединявшего обучение специалистов и руководителей всех управленческих структур авиационных соединений и частей.
Филиалом такого комплекса, обеспечивавшего подготовку офицеров для пунктов управления, в том числе и диспетчерского состава военных секторов центров ЕС ОрВД, учитывая тесный характер их совместной практической деятельности в войсках, должно было стать высшее военное авиационное училище, образованное за счёт слияния филиалов, факультетов и курсов, осуществлявших подготовку всех специалистов пунктов управления авиацией на всех уровнях (ступенях) их профессионального, в том числе дополнительного, образования. Базой для создания такого училища по всем меркам должен был стать Ейский филиал Краснодарского ВАИ, где уже были созданы все предпосылки для качественной подготовки вышеназванных специалистов.
Поэтому распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 года№ 1209-р, приказом министра обороны Российской Федерации от 11 ноября 2000 года N° 537, а затем директивами Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации от 30 января 2001 года N° 314/10/068 и Главного штаба Военно-воздушных сил от 27 февраля 2001 года N° 665/2/0133 Ейский ордена Ленина филиал имени дважды Ге-
Ht а -2020 • Я ОСП НС ИСТОРИЧЕСКИМ ЖЧРГ1ЙЛ
роя Советского Союза лётчика-космонавта СССР
B.М. Комарова Краснодарского ордена Дружбы народов военного авиационного института был переформирован в Ейский ордена Ленина филиал имени дважды Героя Советского Союза лётчика-космонавта СССР В.М. Комарова Военно-воздушной Краснознамённой ордена Кутузова первой степени академии имени Ю.А. Гагарина8.
Начальником Ейского филиала Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина стал полковник Е,Н, Крутиков, начальником штаба — полковник
C.В. Днепровский, заместителем начальника филиала по учебной и научной работе — полковник Е.Г. Барабаш, а начальником учебного отдела — полковник A.A. Мищенко.
Боевая и повседневная деятельность формирований ВВС и авиации других видов Вооружённых сил и ведомств Российской Федерации, а также опыт использования офицеров пунктов управления (ПУ) ВВС показали, что диапазон их должностного использования в войсках довольно широк — более пятнадцати различных первичных должностей на пунктах и в органах управления ВВС различных специальностей.
Вместе с тем была подтверждена необходимость подготовки офицеров ПУ по широкому профилю — по единой программе, как универсальных специалистов управления авиацией, с минимальной специализацией по будущей должности на последнем курсе обучения. Однако в последующем в программе обучения курсантов Ейского филиала
ВВА им. Ю.А. Гагарина выделились приоритетные направления специализации:
— боевое управление авиацией;
— руководство (управление) полётами в районах аэродромов;
— управление воздушным движением с центров ЕСОрВД;
— штабная служба в частях ВВС и других ведомств.
Такая система подготовки офицеров авиационных ПУ, организованная и реализуемая в ВВС, отвечавшая также до недавнего времени потребностям военных секторов Единой системы организации воздушного движения, обеспечивала им продвижение по службе, в том числе и получение в последующем высшего военного образования.
Система подготовки и переподготовки предполагала до 5 сентября 2005 года периодическое повышение квалификации на сборах (курсах) по предстоящей должности в ЕС ОрВД.
Так, выпускник Ейского филиала ВВА им. Ю.А. Гагарина по выпуску получал квалификацию «Инженер по управлению воздушным движением« и в ЕС ОрВД до ликвидации военных секторов её центров последовательно выполнял должностные обязанности офицера (старшего помощника начальника смены) по контролю за режимом полёта, оперативного дежурного по перелётам, старшего штурмана смены, а после окончания ВВА им. Ю.А. Гагарина — назначение дежурным смены и выше.
Таблица 6
Военно-учётные специальности в перспективной программе подготовки офицеров авиационных
пунктов управления
Условия, характер и особенности профессиональной деятельности групп штатных должностей Наименование военно-учётной специальности (ВУС) Условия, характер и особенности профессиональной деятельности специализаций в рамках ВУС Наименование специализаций Наименование квалификации и специализации подготовки офицеров авиационных ПУ Наименование специальностей и специализации учебных программ подготовки офицеров авиационных ПУ
Организация воздушного движения и непосредственного управления экипажами воздушных судов 0629003 -организация воздушного движения и руководство полётами Управление в районе аэродрома (полигона, зоны) 0629013 -руководство полётами в районе аэродрома Квалификация: специалист в области управления. Специальность: 160201 -управление авиационными подразделен, и организация И9П УВД в районе аэродрома
УВД с центров ЕС ОрВД 0629023 - УВД с центров ЕС ОоВД УВД с центров ЕС ОрВД
Управление с наземных ПУ в ближней зоне и зоне посадки 0629033 -руководство полётами с наземных ПУ в ближней зоне УВД в ближней зоне и зоне посадки
Управление с корабельных ПУ е ближней зоне и зоне посадки 0629043 -руководство полётами с корабельных ПУ в ближней зоне
Составлена автором по: Крылов С. В. Опыт подготовки офицерских кадров для военных секторов центров отечественной Единой системы управления воздушным движением (организации воздушного движения) и его значение в современных условиях//Направленность и методика оперативной и боевой подготовки ВВС: ежегодный тематический научный сборник Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина. Ч. I. Оперативное искусство ВВС. Монино: ВВА, 2008. Л. 316.
ИПЕЯНО ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРЛОЛ * N( 3 - 2020 13
Таблица 7
Распределение выпускников Ейского филиала ВВА им. Ю.А. Гагарина (Краснодарского ВВАУ (ВАИ)) в органы Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (1996-2002)
1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002
Набор курсантов 211 143 112 85 77 120 -
Распределено выпускников в органы ЕС ОрВД 3 Э 4 6 5 9 14
Составлена автором по; Крылов С. В. Опыт подготовки офицерских кадров для военных секторов центров отечественной Единой системы управления воздушным движением (организации воздушного движения) и его значение в современных условиях//Направленность и методика оперативной и боевой подготовки ВВС: ежегодный тематический научный сборник Военно-воздушной академии имени Ю.А Гагарина. Ч I. Оперативное искусство ВВС. Монино: ВВА, 2008. Л. 316.
Характеристики процесса и перспективы подготовки офицеров авиационных пунктов управления в Ейском филиале ВВА им. Ю.А. Гагарина (Краснодарского ВВАУ (ВАИ)) приведены в табл. 3—6.
Подготовка персонала военных секторов центров Единой системы организации воздушного движения велась по кафедре боевого управления авиацией и управления воздушным движением.
Войсковая стажировка осуществлялась путём направления трёх-пяти курсантов выпускного курса в Ростовский или Внуковский автоматизированные районные центры Единой системы организации воздушного движения.
Тренажёрная база в Ейском филиале Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина включала в себя один комплекс автоматизированной системы управления воздушным движением «Небосвод« — два комплекта по восемь рабочих мест.
Выпускники при распределении в органы Единой системы ОрВД назначались на первоначальную должность помощника начальника группы управления полётами.
Как следует из содержания табл. 7, с 1996 по 2002 год в органы Единой системы организации воздушного движения было распределено 44 выпускника Ейского филиала ВВА им. Ю.А. Гагарина (Краснодарского ВВАУ (ВАИ)}.
Помимо подготовки курсантов на базе филиала работали курсы специалистов ЕС ОрВД — два потока по двадцать слушателей в год.
Подготовка руководящего состава военных секторов центров ЕС ОрВД осуществлялась в ВВА им. Ю.А. Гагарина7 (1—2 человека в год) по специализации «Организация автоматизированного управления авиацией и воздушным движением» по дисциплинам кафедр управления войсками и боевого применения автоматизированных систем управления ВВС в профильной подготовке начальников штабов и командных пунктов авиационных формирований.
В дальнейшем подготовку офицеров военных секторов центров Единой системы организации воздушного движения предполагалось осуществлять по отработанной методологии с учётом новых правовых, организационно-методических и информационно-технических новаций, характеризовавших современное и перспективное состояние ЕС ОрВД РФ.
Таким образом, качество профессиональной подготовки военных специалистов Единой си-
14
стемы (ОрВД) в период с 1992 по 2005 год имело тенденцию роста (улучшения). Это улучшение как историческая закономерность было обусловлено многообразием и противоречивостью факторов, оказывавших влияние на выбор правильных направлений модернизации ЕС ОрВД РФ, возрастанием роли военной авиации в целом, а в первую очередь ВВС, в современной вооружённой борьбе.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 В эти годы подготовка специалистов боевого управления авиацией и управления воздушным движением осуществлялась к двух военных авиационных вузах (а Ейске и и Ставрополе), в пяти ЦБП и ПЛС (в 4-м — в Липецке (фронтовой авиации); в 43-м — в Рязани (дальней авиации); в 148-м — в г. Саваслейке (истребительной авиации); в 610-м — в Иваново (во енно-тра м с портной авиации); я 344-м — и Торжке (авиации Сухопутных войск)) и на военных кафедрах трёх гражданских вузов (Академии гражданской авиации в Санкт-Петербурге, Высшего авиационного училиша гражданской авиации в Ульяновске и Южно-Российского государственного технического университета в Новочеркасске). Основными из них по подготовке, переподготовке и повышению квалификации диспетчерского состава военных секторов центров ЕС ОрВД являлись военный авиационный вуз в г. Ейске и 43 ЦБП и ПЛС в Рязани, Руководящий состав военных секторов центров ЕС ОрВД готовился в Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина.
: Донадоев В. В. Исследование истории зарождения и развития военной специальности инженера по управлению воздушным движением: монография. Ейск: ЕВВАУ (ВИ). 2010, С. 279.
1 В учебный план филиала Качинского ВВАУЛ имени А.Ф. Мясмиковабыли включены и дисциплины, ориентированные на подготовку гражданских специалистов ЕС ОрВД.
* Донадоев В.В. Указ. соч. С. 294.
' В 1998 г. Краснодарское ВВАУ имени А.К. Серова было преобразовано в Краснодарский ВАИ, 8 его Ейский филиал из Ставропольского высшего военного авиационного инженерного училища в соответствии с приказом министра обороны РФ 1998 г. № 041 был переведен факультет по подготовке штурманов наведения для пунктов управления авиацией противовоздушной обороны. В мае 2001 г. к Краснодарскому ВАИ был И присоединены Армавирский, Борисоглебский и Балашовсхий военные институты, В 2004 г. Краснодарский военный авиационный институт был переименован в Краснодарское высшее военное авиационное учйДище летчиков (военный институт) имени Героя Советского Союза А.К. Серова.
*Донадоев В В. Указ. соч. С, 373.
1 Она велась непрерывно с 1980 г., когда в стенах академии была начата подготовка руководящего состава военных секторов центров ЕС УВД СССР. ■
На Э - 2020 ■ НОГЯПО ИСТОРИЧЕСКИМ ЖЧРНДЛ