Научная статья на тему 'ОПЫТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВОЕННОГО СЕКТОРА ГЛАВНОГО ЦЕНТРА ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ СССР (1974-1991 ГГ.)'

ОПЫТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВОЕННОГО СЕКТОРА ГЛАВНОГО ЦЕНТРА ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ СССР (1974-1991 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
56
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
AN AIR TRAFFIC CONTROL / MILITARY SECTOR OF THE MAIN CENTRE OF THE UNIFORM CONTROL SYSTEM OF AN AIR TRAFFIC / THE CONTROL OF USE OF AIR SPACE / TRANSPORTATION OF MILITARY CARGOES / УПРАВЛЕНИЕ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ / ВОЕННЫЙ СЕКТОР ГЛАВНОГО ЦЕНТРА ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ / КОНТРОЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА / ПЕРЕВОЗКА ВОЕННЫХ ГРУЗОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Крылов Семён Владимирович

В статье рассматривается опыт становления и развития Единой системы управления воздушным движением СССР и ее военной составляющей - военного сектора Главного центра Единой системы управления воздушным движением СССР в 1974-1991 гг.In article experience of formation and development of the Uniform control system by an air traffic of the USSR and its military component - military sector of the Main centre of the Uniform control system by an air traffic of the USSR in 1974-1991 is considered

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Крылов Семён Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВОЕННОГО СЕКТОРА ГЛАВНОГО ЦЕНТРА ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ СССР (1974-1991 ГГ.)»

МОЛОДЁЖНЫЙ «ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ» ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

В.С. ЕФРЕМОВА — Изучение истории Великой Отечественной войны в школе и во внеурочной деятельности

V.S. EFREMOVA - Study of the history of the Great Patriotic War at school and in out-of-school activities

Аннотация. Преподаватель истории московского лицея № 1535, учитель первой квалификационной категории В.С. Ефремова рассказывает о своем опыте изучения отдельных периодов Великой Отечественной войны в 9 и 11 классах.

Ключевые слова: школа; военно-патриотическое воспитание; учебник истории; фашистская агрессия.

The summary. The teacher of history of the Moscow lycйe № 1535, the teacher of the first qualifying category V.S.Efremova tells about the experience of studying of the separate periods of the Great Patriotic War in 9 and 11 classes.

Keywords: school; military-patriotic education; the history textbook; fascist aggression.

КНИЖНАЯ ПОЛКА ВОЕННОГО ИСТОРИКА ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

КРЫЛОВ Семён Владимирович —

полковник, кандидат исторических наук (141170, Московская область, Щелковский район, пгт Монино, ВВА имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина)

Опыт функционирования военного сектора Главного центра единой системы управления Воздушным движением ссср (1974—1991гг.)

Глубокое реформирование Вооружённых сил Российской Федерации самым непосредственным образом коснулось всех вопросов, относящихся к строительству, функционированию и развитию Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (преемницы Единой

системы управления воздушным движением СССР), роль и значение которой в современных условиях непрерывно возрастают. Вследствие этого важен всесторонний учёт богатого опыта становления и развития военной составляющей Единой системы управления воздушным движением СССР (ЕС УВД СССР), который был накоплен командованием отечественных Вооружённых Сил и Военно-воздушных сил в период 1974—1991гг.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР №130-49 1973года и во исполнение соответствующих директив Генерального штаба Вооружённых Сил СССР, а также Главного штаба ВВС, военный сектор Главного центра ЕС УВД был сформирован в октябре—декабре 1973года с подчинением заместителю начальника Главного штаба ВВС по лётной службе1.

Исторически сложилось так, что гражданский сектор Главного центра был создан в составе Центрального производственно-диспетчерского управления гражданской авиации только в конце 1979года. В связи с этим по существу именно военный сектор с 1974 по 1979год исполнял роль главного оперативного органа Единой системы, осуществляя взаимодействие с Центральной диспетчерской службой гражданской авиации, которая в течение этого периода выполняла функции гражданского сектора Главного центра ЕС УВД.

Основными общими задачами Главного центра, в решении которых активное участие принимали специалисты его военного сектора, являлись:

— рациональное установление режимов использования воздушного пространства страны в интересах народного хозяйства и повышения обороноспособности государства;

— контроль порядка использования воздушного пространства страны;

— организация, планирование и координирование деятельности различных министерств и ведомств по использованию воздушного пространства страны с учётом приоритетов, установленных соответствующим законодательством;

— планирование и организация потоков воздушного движения по трассам и маршрутам при выполнении международных полётов, полётов через 2—3зоны управления воздушным движением и более, а также специальных полётов и их обеспечение;

— обеспечение непрерывного функционирования системы управления воздушным движением в мирное и военное время;

— обеспечение безопасности, экономичности и регулярности полётов всех пользователей воздушного пространства страны;

— оказание помощи воздушным судам, терпящим бедствие.

Поскольку в основу функционирования центров ЕС УВД был положен принцип непосредственного взаимодействия военных и гражданских дежурных смен, то Главным штабом ВВС и Министерством гражданской авиации СССР было принято совместное решение о размещении оперативной части военного сектора Главного центра в одном помещении с Центральной диспетчерской службой гражданской авиации. Она была размещена на 8-м этаже здания Министерства гражданской авиации, располагавшегося на Ленинградском проспекте в доме 37. Руководство военного сектора Главного центра ЕС УВД, отдел планирования и его дежурные смены, а также обеспечивающие подразделения размещались на территории 38-го военного городка по Ленинградскому проспекту (дом37«А»).

Первым начальником военного сектора Главного центра ЕС УВД стал Герой Советского Союза генерал-майор авиации Б.С.Заворызгин. В январе 1975года на должность заместителя начальника был назначен генерал-майор авиации К.Д.Мачавариани, который с 1985 по 1989годы возглавлял этот сектор.

Начальник Главного штаба ВВС А.П.Силантьев приказал командованию военного сектора Главного центра ЕС УВД закончить все подготовительные мероприятия и приступить к выполнению своих задач с 1июня 1974года.

Поскольку управление воздушным движением всей авиации вне воздушных трасс СССР и местных воздушных линий передавалось военному сектору Главного центра от Центрального запасного командного пункта ВВС, то было принято решение первоначально за основу его работы принять технологию работы дежурных смен Центрального запасного командного пункта ВВС и в дальнейшем внести соответствующие изменения и корректировки, обусловленные непосредственным взаимодействием с гражданским сектором.

В военном секторе Главного центра были созданы 4направления: восточное (Куйбышев, Свердловск, Новосибирск, Чита, Хабаровск, Ташкент, Алма-Ата), южное (Киев, Ростов, Тбилиси), западное (Москва, Ленинград, Минск) и международное. В указанных городах находились зональные центры ЕС УВД)2.

Организационная структура военного сектора Главного центра ЕС УВД СССР, с учётом её изменений до 1991года, приведена на рис.1. Благодаря усилиям всего личного состава военного сектора были решены вопросы его обустройства. Результатом работы был доклад начальника военного сектора Главного центра начальнику Главного штаба ВВС о том, что с 1июня 1974года сектор приступает к выполнению возложенных на него задач.

Становление военного сектора Главного центра проходило на фоне ряда объективных и субъективных трудностей. Тяжело шли налаживание взаимодействия и организация совместной работы с Центральным запасным командным пунктом ВВС. Трудности заключались в том, что часть задач обеспечения полётов и перелётов ведомственной авиации перешла в военные сектора Главного центра и зональных центров ЕС УВД, а часть осталась за Центральным запасным командным пунктом ВВС и командными пунктами объединений ВВС, так как документов о распределении задач между центрами и командными пунктами объединений в то время ещё не было.

Представляло определённую трудность налаживание взаимодействия с другими организациями и ведомствами. В частности, большая работа была проведена по организации взаимодействия с Центральным командным пунктом Войск ПВО, а также органами ПВО на местах. Необходимо было отработать вопросы извещения Войск ПВО, а также порядок внесения изменений в планы полётов по срокам и месту их выполнения.

С большим трудом отрабатывалось взаимодействие с Центральной диспетчерской службой гражданской авиации. Имелись сложности в формировании временных и местных режимов использования воздушного пространства. Они устанавливались в интересах обеспечения специальных мероприятий видов ВС СССР, различных министерств и ведомств, требовавших закрытия на некоторое время воздушного пространства в определённых его районах.

Анализ первых месяцев работы военного сектора Главного центра ЕС УВД показал, что заявки на установление временных и местных режимов подавались незадолго до их введения, и другие

пользователи воздушного пространства ставились в затруднительное положение, так как не могли своевременно вносить коррективы в свои планы полётов и перелётов. Офицерам же Главного и зональных центров оставалось мало времени на анализ воздушной обстановки и координацию использования воздушного пространства.

В дальнейшем, благодаря большой работе, проведённой военным сектором Главного центра ЕС УВД, была подготовлена инструкция по разработка и установлению временных и местных режимов, которая в 1978году была введена в действие соответствующим приказом главнокомандующего BBC. Вторая редакция инструкции, учитывавшая недостатки первой, была разработана и введена приказом главнокомандующего ВВС в 1988году. Это позволило внести чёткость в работу по установлению временных и местных режимов, а также улучшить рациональное использование воздушного пространства и снизить экономические потери различных его пользователей.<...>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Тюрин О.А., Чернышев И.Я., Крылов С.В. История создания, функционирования и развития Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации. Отчёт по НИР. М.: 24-й НЭИУ МО РФ — ГосНИИ «Аэронавигация», 2002. С. 296.

2. За время функционирования военного сектора Главного центра ЕС УВД СССР среднесписочная численность его сотрудников составляла 82военнослужащих и 62служащих.

ИСТОРИЯ ВОЙН

ГЕРАСИМОВА Юлия Николаевна —

доцент кафедры историографии и источниковедения Тверского государственного университета, кандидат исторических наук (170003, г. Тверь, ул. Трёхсвятская, д. 16/31)

«НЕПРИЯТЕЛЬ НЕ ВЫДЕРЖАЛ НАТИСКА И БЕЖАЛ, ОСТАВИВ МНОЖЕСТВО ТЕЛ»

В №5 «Военно-исторического журнала» за 2008год была опубликована статья Ю.Н.Герасимовой «Полное удовольствие за... ограждение жителей от всяких стеснений», посвящённая военно-административной и дипломатической деятельности Михаила Тариеловича Лорис-Меликова в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.