Научная статья на тему 'ПОЧЕМУ ПОДРОСТКИ НЕ ГОТОВЫ К САМОВЫРАЖЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ'

ПОЧЕМУ ПОДРОСТКИ НЕ ГОТОВЫ К САМОВЫРАЖЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
64
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОВЫРАЖЕНИЕ / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ / УСТНО ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ШКОЛЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гайдукова Я.А.

В статье рассматриваются особенности самоидентификации, социализации подростка как условия его самореализации. Приведены результаты исследования отношения современных подростков к письменной речи как способу самовыражения и готовности обучаться ей в школе. Важным фактором, препятствующим самореализации школьника с помощью письменной речи, является его привычка общения с помощью устно письменной речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHY TEENAGERS ARE NOT READY FOR SELF-EXPRESSION THROUGH WRITTEN SPEECH

The article discusses the features of self identification, socialization of a teenager as a condition for his self realization. The results of the study of the attitude of modern adolescents to writing as a way of self expression and readiness to learn it at school are presented. An important factor hindering the student's self realization with the help of written speech is his habit of communicating with the help of oral written speech.

Текст научной работы на тему «ПОЧЕМУ ПОДРОСТКИ НЕ ГОТОВЫ К САМОВЫРАЖЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»

Школьное образование

School education

УДК 37.013.77

ПОЧЕМУ ПОДРОСТКИ НЕ ГОТОВЫ К САМОВЫРАЖЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Гайдукова Я.А.

Санкт-Петербургский государственный университет Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0009-0006-4132-7546 SPIN-код: 1166-0814, AuthorID: 1206706 E-mail: ioganna@list.ru.

А. Аннотация. В статье рассматриваются особенности самоидентификации, социализации подростка как условия его самореализации. Приведены результаты исследования отношения современных подростков к письменной речи как способу самовыражения и готовности обучаться ей в школе. Важным фактором, препятствующим самореализации школьника с помощью письменной речи, является его привычка общения с помощью устно-письменной речи.

Проблема. Самоидентификация и социализация является условием для начала самореализации подростков, однако речь, выполняющая коммуникативную функцию, не является для них значимым инструментом для самореализации. Школьная система обучения письменной речи не соответствует потребностям подростков, которые привыкли общаться в среде устно-письменной речи.

Цель. Цель исследования — выявление причин, препятствующих самореализации подростков с помощью письменной речи в образовательном процессе.

Материалы и методы исследования. Исследовались теоретические работы, посвященные самореализации школьников, устно-письменной речи. Проведено анкетирование семиклассников (n=91).

Результаты и их обсуждение. Подростки слабо соотносят свою потребность в социализации с потребностью развития речи. Для большинства (59%) подростков школа — это место, где они могли бы самореализовываться при определённых условиях. Для 58% школьников развитие их речи важно настолько, насколько оно будет способствовать их самовыражению. Удовлетворены школьной системой обучения письменной речи 11% респондентов. Одной из важнейших причин этого является несоответствие требований к письменной речи в школе с той средой устно-письменной речи, в которой общаются подростки.

jM Ключевые слова: самовыражение, самоидентификация, письменная речь, устно-письменная речь, развитие речи в школе.

Актуальность. Подростковый возраст является одним из наиболее кризисных возрастных периодов и играет особую роль в процессе онтогенеза человека в различных сферах. Исключительно значима роль подросткового возраста при

формировании Я-концепции и процесса самореализации. Тем не менее, описание самого процесса и механизмов, самореализации детей, подростков, молодых людей долгое время было недостаточно освещено. Это связано признанием абсолютного

большинства ученых того, что самореализация - это прерогатива взрослого человека (доступная, к тому же, не всем). Причина заключается в том, что сама самореализация зачастую рассматривается как «недосягаемый результат самосовершенствования, к которому стремится человек» [4. С.

7].

В отечественной психолого-педагогической литературе представлена концепция самореализации как гармоничного развития всех аспектов личности, включая генетические и индивидуальные потенциалы. Согласно М. С. Иванову, самореализация является многофакторным процессом, охватывающим широкий спектр аспектов - от физического развития до развития высших форм творчества. [4. С. 35].

Для подростка, чьё формирование ещё не завершено, самореализация в полном смысле ещё не доступна, однако именно подростковый возраст является той «стартовой позицией», когда данный процесс может быть запущен. И.Д. Егорычева объясняет это тем, что именно на данном этапе человек впервые включается в деятельность именно как субъект. В этот период начинается первый этап самореализации в широком смысле - самоидентификации, под которой автор понимает «специально организованную субъектом деятельность, целью которой является самопонимание, самотождественность, самопринятие, осознание собственной целостности, уникальности, значимости, «обнаружение» себя в мире при сформированном ценностном отношении к нему» [3. С. 133-134].

В период подросткового возраста происходит интенсивная процесс самоопределения. В социальной среде подросток идентифицирует себя с различными группами людей, основываясь на таких факторах, как пол, возраст, этническая принадлежность, профессия и т.д. Он оценивает свои поступки, основываясь на взглядах и ожиданиях окружающих. Это явление было отмечено многими специалистами (И.С. Коном, Э. Эриксоном, Д.И. Фельдштейном, И.Д. Егорычевой и др.).

Согласно И.Д. Егорычевой, самоидентификация приводит к развитию позитивного отношения к себе, когда личность осознает свою уникальность и начинает видеть себя как ценное существо, заслуживающее уважения и

любви. Это отношение, в свою очередь, стимулирует желание и способность личности к полноценной самореализации [3. С. 139].

Не менее важна для самореализации личности её социализация, включенность в различные отношения. Так, К.А. Абульха-нова-Славская понимает под самореализацией реализацию жизненной позиции человека - совокупность его отношений к окружающему миру [1]. Это связано с тем, что активная социализация является основной деятельностью подростков. Более того, чтобы подросток мог развиться полноценно, необходимо включение его в типичные для возраста деятельности и взаимодействие с окружающим миром (обществом). Это соответствует признанным теориям развития от Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Д.И. Фельдштейна, А.А. Деркача и Э.В. Сайко, В.Н. Мясищева и других.

Социализация непосредственно связана с коммуникацией, которая является прямой функцией речи. Отсюда исключительная важность умения подростка коммуни-цировать со значимыми другими посредством речи.

Развитие речи ребенка происходит на протяжении всего периода обучения его в школе, русский язык преподаётся с первого по одиннадцатый класс, владение письменным языком проверяется на выпускных экзаменах на всех уровнях обучения (и, следовательно, ведется соответствующая подготовка), в девятом классе введено также устное собеседование. Однако все усилия школы могут оказаться бесполнез-ными, если ребенок не будет считать овла-девание языком личностно значимым.

С целью исследования отношения современных подростков к письменной речи как способу самовыражения и готовности обучаться ей в школе был проведен письменный опрос учащихся седьмых классов (13-14 лет) средних образовательных учреждений Санкт-Петербурга (ГБОУ №362 и ГБОУ №703); выборка составила 91 человек.

Сначала подростки указали сферы, которые им кажутся значимыми для самовыражения. Результаты представлены на Рисунке 1.

Сферы самовыражения, привлекательные для подростков

] б,

все □ 2,2% в духовной сфере в общественной жизни в речи

в моде, красоте, улучшении внешнего вида в науке, интеллектуальной сфере в творчестве в спорте, здоровье в общении с людьми, дружбе, любви в сфере будущей профессии

6%

18,7% ] 20,9% □ 22,0%

25,3%

34,1% 'l

3 47,3% I 49,5% I 50,5%

0,00% 10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00% 60,00%

Рис. 1. Сферы, которые кажутся подросткам значимыми для самовыражения

Около половины подростков проявляют интерес к самовыражению через профессиональную, социальную и спортивно-оздоровительную сферы. Треть респондентов (34,1 %) указали на важность самовыражения в творчестве.

Самовыражение в сфере развития речи показалось актуальным только для 21 % респондентов; добавив к ним 2 %, выбравших все варианты, получим 23 %. Таким образом, опрос показал, что подростки слабо соотносят свою потребность в создании социальных связей (которая у них ярко выражена) с потребностью развития речи.

Ответы на другой вопрос № 4 раскрывали готовность ребёнка к самовыражению в школьной образовательной системе. Нужно было выразить своё отношение к формулировке «Человек, который раскрывает свои таланты в школе, будет успешным в жизни». 25% респондентов выразили своё согласие, 4,4 % - несогласие. Самый распространённый ответ (59 %) - «Всегда по-разному». 11 % выбрали формулировку «Да, в школьном возрасте, но не в школе».

Итак, четверть подростков воспринимает школу как место самореализации,

15,4 % отвергают такое утверждение. Для большинства (59 %) подростков школа -это место, где они могли бы самореализовываться при определённых условиях.

Исследовалось отношение подростков к школьной системе обучения письменной речи и наличие или отсутствие их мотивации. Для этого был предложен вопрос «Нужно ли современному человеку развивать способность писать свои собственные тексты?» 32 % респондентов согласились с этим утверждением, 10 % - нет, 58 % (большинство) выбрали вариант «Да, только если он хочет выражать свои мысли». Это значит, что для 58 % школьников развитие их речи важно настолько, насколько оно будет способствовать их самовыражению.

Также респонденты могли выразить своё отношение к школьной системе обучения письменной речи, критику, пожелания. Можно было выбрать один из предложенных вариантов или сформулировать свой ответ.

Были предложены следующие варианты: писать больше или меньше; писать на другие темы или в другом жанре; писать по-современному, а не по учебникам; не

снижать оценки за ошибки или выражение другой точки зрения; вообще не выполнять письменные работы; ничего не менять, всё хорошо.

Общая частотность ответов представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Отношение подростков к школьной системе обучения письменной речи

Удовлетворены школьной системой обучения письменной речи 11 % (при этом 30 % из них выбрали и другой вариант); 8,8 % вообще не хотели бы выполнять письменные работы. Наиболее частотными были два варианта: «не снижать оценки за ошибки или выражение другой точки зрения» (66 %) и «писать по-современному» (44 %). Комментарии к последнему варианту следующие (в порядке частотности): писать с использованием современных электронных устройств (компьютеров, планшетов - «писать в гаджетах»); на интересные, современные темы; «с использованием современных слов и предложений», а также сленга; с большей долей свободы; по современным учебникам или видеоурокам. Также дети просили мягче относиться к ошибкам: «быть на одной волне с учениками и не винить их вечно в их ошибках».

Итак, современные школьники действительно испытывают свойственную для их возраста потребность в социализации, общении, коммуникации, однако при этом они зачастую не считают нужным развивать основной инструмент, предназначенный для этого, - речь. С этим напрямую

связано отношение к школьным урокам развития речи. Около 60% опрошенных выразили следующее отношение к школьной образовательной среде: 1) школа может стать местом их самовыражения; 2) развитая речь может стать средством самовыражения. Мы считаем эти эмпирические данные связанными между собой.

Затрудняют самовыражение в школе с помощью письменной речи, по мнению около половины семиклассников, два основных фактора: чувство страха и устаревший подход к речи образовательной системы. Тему страха, тревожности современных школьников мы раскрывали в предыдущей статье [2]. Что касается второго фактора, школьные требования к речи действительно слабо соотносятся с речевой средой, в которой общаются современные подростки. В школьных учебниках даже не сказано о существовании типа речи, сформировавшегося в результате электронно-опосредованного общения, — устно-письменной речи, или письменного просторечия. Л.П. Клобукова называет виртуальную письменную речь «основной формой существования русского языка, с каждым годом всё более активно исполь-

зуемую социумом и всё увереннее определяющую общие тенденции современного языкового развития» [5. С. 16]. Данная речь функционирует по другим законам и характеризуется, в частности, снижением нормативности на разных языковых уровнях, «использованием всевозможных сокращений, аббревиатур и акронимов, ярко выраженным пренебрежением к орфографии» [6. С. 8]. Подростки, привыкшие выражать своё мнение в условиях сниженной нормативности (и в целом, в другом типе речи), теряются, когда учитель требует их писать «правильно», и это создает для них дополнительный стресс.

На наш взгляд, преодолеть такой разрыв средствами одной только школьной образовательной среды невозможно. Подросток захочет писать «правильно», если увидит, что владение грамотной письменной речью будет необходимо для сего самореализации (или самоидентификации) в лич-ностно значимой для него сфере среди

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Психосоциальный и субъективный подходы к исследованию личности в условиях социальных изменений / К.А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. 2007. № 5.

2. Гайдукова Я.А. Страх как фактор, негативно влияющий на выполнение письменных работ в школе / Я.А. Гайдукова // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2023. Том 4, № 7. С. 13-19.

3. Егорычева И.Д. Генезис самореализации как особого типа деятельностии роль подросткового возраста в ее развитии: дис. ... доктора психол. наук / И.Д. Егорычева. М., 2012.

4. Иванов М.С. Психология самореализации личности в коммуникативной игровой деятельности: монография. / М.С. Иванов. Томск: изд-во пед. ун-та, 2008. 116 с.

5. Клобукова Л.П. Рунет как зеркало языкового вкуса современной эпохи / Л.П. Клобукова // Язык и речь в Интернете: личность, общество, коммуникация, культура: сборник статей 4 Международной научно-практической конференции. Москва, РУДН, 29 апреля 2020 г.: в 2 т. / под общ. ред. А. В. Должиковой, В. В. Барабаша. Москва: РУДН, 2020. Т. 2. 374 с.

6. Лутовинова О.В. Языковая личность в виртуальном дискурсе: автореферат дис.. доктора филологических наук / О.В. Лутовинова. Волгоград, 2013.

7. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / Э. Эриксон, А.В. Толстых. 2-е изд. М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. 352 с.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Благодарности. Автор благодарит за помощь научного руководителя Г.В. Данилову.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

«значимых других». Пока же основной инструмент воздействия, которым располагает школа, - это итоговая аттестация, баллы, которые нужно набрать для поступления в выбранное учебное заведение следующей ступени образования.

При этом с психологической точки зрения для процесса успешной самоидентификации подростка необходимо создание специальных условий. «Отсутствие таких условий ведет к редукции самоидентификации, последствия чего носят пролонгированный характер - затруднение в освоении последующих видов самореализационной деятельности» [3. С. 14] - утверждает И.Д. Егорычева. Данное утверждение соотносится и с теорией «кризиса идентичности» (по Э. Эриксону [7]), который станет «пусковым моментом» самоидентификации, но только в случае если личность преодолеет кризис конструктивным способом, а не деструктивным.

Для цитирования

Гайдукова Я.А. Почему подростки не готовы к самовыражению посредством письменной речи / Я.А. Гайдукова // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2023. Том 4. № 8. С. 22-29.

Сведения об авторе Гайдукова Яна Александровна

Аспирант 3 курса

Санкт-Петербургский государственный университет Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0009-0006-4132-7546 SPIN-код: 1166-0814, AuthorID: 1206706 E-mail: ioganna@list.ru

Сведения о руководителе работы

Данилова Галина Владимировна кандидат педагогических наук, доцент

Санкт-Петербургский государственный университет, Институт педагогики кафедра педагогики

Санкт-Петербург, Российская Федерация SPIN-код: 2639-4999, AuthorID: 308271 E-mail: dagalina@yandex.ru

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2023, vol. 4, no. 8, pp. 22-29.

WHY TEENAGERS ARE NOT READY FOR SELF-EXPRESSION THROUGH WRITTEN SPEECH

Gaidukova I.A.

Saint Petersburg State University Saint Petersburg, Russia ORCID: 0009-0006-4132-7546 SPIN-^: 1166-0814, AuthorID: 1206706 E-mail: ioganna@list.ru

A, Abstract

The article discusses the features of self-identification, socialization of a teenager as a condition for his self-realization. The results of the study of the attitude of modern adolescents to writing as a way of self-expression and readiness to learn it at school are presented. An important factor hindering the student's self-realization with the help of written speech is his habit of communicating with the help of oral-written speech. Relevance, problem

Self-identification and socialization is a condition for the beginning of self-realization of adolescents, but speech, which performs a communicative function, is not a significant tool for self-realization for them. The school system of teaching writing does not meet the needs of teenagers who are used to communicating in an environment of oral-written speech. goal

The purpose of the study is to identify the reasons that hinder the self—realization of adolescents with the help of written speech in the educational process.

Research materials and Methods

Theoretical works devoted to the self-realization of schoolchildren, oral and written speech were studied. A survey of seventh graders (n=91) was conducted. Results, discussion, conclusion

Teenagers poorly correlate their need for socialization with the need for speech development. For the majority (59%) of teenagers, school is a place where they could self—actualize under certain conditions. For 58% of schoolchildren, the development of their speech is as important as it will contribute to their self-expression. 11% of respondents are satisfied with the school system of teaching writing. One of the most important reasons for this is the discrepancy between the requirements for writing at school with the environment of oral and written speech in which teenagers communicate.

* Keywords: self-expression, self-identification, written speech, oral-written speech, speech development at school.

References

1. Abulhanova-Slavskaia K.A. Psihosocialnyi i subektivnyi podhody k issledovaniiu lichnosti v usloviiah socialnyh izmenenii. [Psychosocial and subjective approaches to the study of personality in the context of social change]. Psihologicheskii jurnal [Psychological journal]. 2007. no. 5. (In Russ.).

2. Gaidukova Ia.A. Strah kak faktor, negativno vliiaiuscii na vypolnenie pismennyh rabot v shkole [Fear as a factor negatively affecting the performance of written work at school]. Aktualnye prob-lemy pedagogiki i psihologii [Actual problems of pedagogy and psychology]. 2023, vol. 4, no. 7, pp. 13-19. (In Russ.).

3. Egorycheva I.D. Genezis samorealizacii kak osobogo tipa deiatelnostii rol podrostkovogo voz-rasta v ee razvitii: dis. ... doktorapsihol. nauk [The genesis of self-realization as a special type of activity and the role of adolescence in its development. Thesis]. Moscow, 2012. (In Russ.).

4. Ivanov M.S. Psihologiia samorealizacii lichnosti v kommunikativnoi igrovoi deiatelnosti: mono-grafiia. [Psychology of personal self-realization in communicative play activity: monograph] Tomsk, 2008. 116 p. (In Russ.).

5. Klobukova L.P. Runet kak zerkalo iazykovogo vkusa sovremennoi epohi. [Runet as a mirror of the linguistic taste of the modern era]. Iazyk i rech v Internete: lichnost, obscestvo, kommunikaciia, kultura: sbornik statei IV Mejdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferencii [Language and speech on the Internet: personality, society, communication, culture: collection of articles of the IV International Scientific and Practical Conference. Vol. 2.]. Moscow, 2020. 374 p. (In Russ.).

6. Lutovinova O.V. Iazykovaia lichnost v virtualnom diskurse: avtoreferat dis.. doktora filolog-icheskih nauk [Linguistic personality in virtual discourse. Thesis] Volgograd, 2013. (In Russ.).

7. Erikson E. Identichnost: iunost i krizis: per. s angl. [Identity: Youth and Crisis] / E. Erikson, A.V. Tolstyh. 2-nd ed. Moscow, 2006. 352 p. (In Russ.).

Information about the author Gaidukova Yana Alexandrovna

3rd year postgraduate student

St. Petersburg State University

Saint Petersburg, Russian Federation

ORCHID: 0009-0006-4132-7546

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

SPIN code: 1166-0814, author ID: 1206706

E-mail: ioganna@list.ru

Поступила в редакцию 10.08.2023. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 20.08.2023.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция - Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная -http s: // creativecommons. org/licenses/by-nc/4. 0/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.