Научная статья на тему 'СТРАХ КАК ФАКТОР, НЕГАТИВНО ВЛИЯЮЩИЙ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ В ШКОЛЕ'

СТРАХ КАК ФАКТОР, НЕГАТИВНО ВЛИЯЮЩИЙ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОВЫРАЖЕНИЕ / ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ / СТРАХИ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ / ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ МАСЛОУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайдукова Яна Александровна, Данилова Галина Владимировна

В статье приводятся данные исследований учащихся седьмых, девятых и одиннадцатых классов, говорящие о высоком уровне тревожности при выполнении письменных работ (страхи испытывают около трети учащихся). Доказана связь между уверенностью подростка в себе и его самовыражением в собственном письменном тексте. Оценена сложность написания выпускного итогового сочинения. Приведённые эмпирические данные соответствуют «Теории человеческой мотивации» А. Маслоу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гайдукова Яна Александровна, Данилова Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEAR AS A FACTOR NEGATIVELY AFFECTING THE PERFORMANCE OF WRITTEN WORK AT SCHOOL

The article presents data from studies of seventh, ninth and eleventh grade students, indicating a high level of anxiety when performing written work (about a third of students experience fears). The connection between a teenager's self confidence and his self expression in his own written text is proved. The complexity of writing the final essay is estimated. The given empirical data correspond to the "Theory of Human Motivation" by A. Maslow.

Текст научной работы на тему «СТРАХ КАК ФАКТОР, НЕГАТИВНО ВЛИЯЮЩИЙ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ В ШКОЛЕ»

ШКОЛ"hHOC

School education

УДК 37.013.77

СТРАХ КАК ФАКТОР, НЕГАТИВНО ВЛИЯЮЩИЙ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ В ШКОЛЕ

Я. А. Гайдукова

Санкт Петербургский государственный университет Санкт Петербург, Российская Федерация ORCID ID: 0009-0006-4132-7546 SPIN-код: 1166-0814, AuthorID: 1206706 E-mail: ioganna@list.ru

Д Аннотация. В статье приводятся данные исследований учащихся седьмых, девятых и одиннадцатых классов, говорящие о высоком уровне тревожности при выполнении письменных работ (страхи испытывают около трети учащихся). Доказана связь между уверенностью подростка в себе и его самовыражением в собственном письменном тексте. Оценена сложность написания выпускного итогового сочинения. Приведённые эмпирические данные соответствуют «Теории человеческой мотивации» А. Маслоу.

f Актуальность, проблема. Школьное сочинение как жанр письменной речи давно стало классическим форматом выпускного и вступительного экзаменов. Обучение навыку письменной речи происходит на протяжении всего периода обучения в школе. Однако школьники разных ступеней образования испытывают трах при написании собственной письменной работы.

Цель. Цель исследования — оценить выраженность чувства страха при написании сочинений учащихся школы.

Материалы и методы исследования. Исследовались теоретические источники, определяющие задачи и критерии оценивания школьного выпускного сочинения. Исследовались учащиеся 7 и 9 классов. Методы исследования — письменный опрос и анализ продуктов деятельности. Результаты сопоставлены с опубликованными результатом опросов учащихся 11 классов.

Результаты и их обсуждение. Не менее трети учащихся 7-11 классов испытывают страх при выполнении письменных работ. Высокий уровень страха, тревожности, вызывает у подростков сложности даже при выполнении посильных для них видов письменных работ, не предполагающих высокой строгости в оценивании. Также мы доказали связь между уверенностью подростка в себе и его самовыражении в собственном письменном тексте. Приведённые эмпирические данные соответствуют тезисам «Теории человеческой мотивации» А. Маслоу.

Ключевые слова: самовыражение, письменная речь, страхи, тревожность, итоговое сочинение, теория человеческой мотивации А. Маслоу.

Выполнение письменных работ традиционно является необходимой частью учебного процесса. Обучение навыку письменной речи происходит на протяжении всего периода обучения в школе. Уро-

ки русского языка и литературы включены в учебную программу с первого по одиннадцатый класс, и в программе отдельно выделяются уроки развития речи.

Школьное сочинение как жанр письменной речи давно стало классическим форматом выпускного и вступительного экзаменов. В настоящее время составление письменного текста входит в формат экзаменов ОГЭ и ЕГЭ по всем гуманитарным предметным областям. В 2014-2015 учебном году как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования введено итоговое сочинение в соответствии с Поручением по реализации Послания Федеральному Собранию Президента Российской Федерации Пр-3086, п.1.9 от 27 декабря 2013 года (http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orde ге/20004).

В Меморандуме о сочинении (редакция председателя Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» Людмилы Дудовой) указывалась метапредметная направленность данного формата: «Настаиваем, что итоговое сочинение — это не проверка знаний, умений и навыков литературоведческого анализа художественного произведения, не механический возврат к прежней форме сочинения, а возможность, предоставляемая учащимся, в свободной форме письменного высказывания определенного объема продемонстрировать свое умение при раскрытии темы обращаться к примерам и фактам из художественной, публицистической, мемуарной, научной и научно-популярной литературы, использовать их в качестве инструментария для выражения своих суждений о проблемах общечеловеческого, общекультурного плана. Итоговое сочинение — это показатель сформированности метапредмет-ных и общекультурных компетенций, уровня речевого и в известной степени личностного развития выпускника, стимул для повышения читательской культуры школьников» [2, С. 103-104].

Два основных критерия проверки итогового сочинения — объём работы (установленный минимум — 250 слов) и самостоятельность написания [3]. Предлагаемые темы весьма широкие, для аргументации достаточно привлечения одного текста практически любого жанра, требо-

вания к грамотности достаточно умеренные. Это несложная работа, которая, к тому же оценивается по системе «зачёт» / «незачёт». Но, тем не менее, и такой формат вызывает у выпускников страх.

Показателен опрос одиннадцатиклассников, проведённый компанией «MAXIMUM Education» осенью 2022 года (https://www.gazeta.ru/social/news/2022/11/2 8/19135675.shtml?updated) после изменения в организации экзамена: направления итогового сочинения публиковаться в открытом доступе не будут, однако заранее известны разделы и подразделы, из которых будут предложены шесть тем для зачёта (это широкие темы, и для аргументации ответа можно использовать произведения различных жанров). И всё же такие изменения вызвали стресс у 70 % выпускников! И это несмотря на то, что почти половина из них (47 %) уже определилась с приоритетными для себя разделами.

Большинство опрошенных (30%) пугаются неизвестности, и почти столько же (26 %) испытывают трудности в аргументации. 18 % респондентов переживают из-за большой ответственности, 11 % - из-за ограниченного времени на подготовку и 10 % отмечают, что испытывают трудности с изложением мыслей в текстовом формате. Итак, данное исследование показало, что 48 % (30 %+18 %) выпускников испытывают страх от зачёта как такового неизвестность конкретных заданий и важность правильных ответов - свойство любого экзамена или зачёта). Однако, согласно статистике Рособрнадзора данный зачёт успешно сдали в основной строк 98 % учащихся

(https://obrnadzor.gov.ru/news/sochinenie-v-osnovnoj-srok-uspeshno-napisali-98-vypusknikov/) и данный страх был неоправданным.

Схожие трудности испытывают учащиеся девятых классов при написании классических классных сочинений.

В сентябре 2022 г. мы провели исследование способности написать собственный авторский текст в рамках выполнения школьной программы по литературе учащимися слабой подготовки. Выборку составили 68 человек учащиеся двух девятых

классов ГБОУ школа № 703 Московского района Санкт-Петербурга. Данные учебные коллективы были сформированы за год до проведения исследования (в связи с открытием новой школы), отличаются в целом слабой учебной мотивацией и несистематическими знаниями.

В начале учебного года девятиклассники выполняли два сочинения по литературе — домашнее (отклик на фрагменты книги В. Шубарта «Европа и душа Востока», которые обсуждались на уроке [1]) и классное по результатам изучения произведения «Слово о полку Игореве...». В обоих случаях диапазон тем был широким и можно было в выражении своего мнения выйти за рамки литературного произведения.

"4" и "5 "3 "2

Домашнее задание не сдали 7 человек (13,7 %) и столько же учащихся выполнили задание наполовину (отметка «3»). Остальные 72,5 % с заданием справились полностью.

С классным сочинением не справились 40,8 % (20 человек). 19 учащихся списали текст с различных интернет-сайтов, один ученик просто сдал чистый лист. Более четверти девятиклассников (26,5 %) не смогли написать более страницы по выбранной теме. Самостоятельно работу в полном объёме выполнили только 32,7 % девятиклассников.

Сопоставление результатов домашних и классных сочинений показало: более трети слабоуспевающих подростков, способных к выражению своего мнения в до-

При анализе продуктов деятельности (сочинений) основные критерии проверки соответствовали критериям итогового сочинения: объём работы (160-200 слов) и самостоятельность написания. Если работа была не выполнена или выполнена несамостоятельно, выставлялась отметка «2». Если количество слов в работе было в два раза меньше заданного, либо имелись грубые нарушения логического построения текста, либо количество речевых и/или грамматических ошибок затрудняли понимание текста, выставлялась отметка «3». В остальных случаях выставлялись отметки «4» или «5» (по критериям, обозначенным в рабочей программе учебного заведения).

Результаты проверки представлены на Рисунке.

72,5%

80,0%

машней творческой работе, тем не менее, в классном сочинении даже не пытались написать собственный текст (вместо этого они на уроке искали готовый ответ в открытых интернет-источниках).

Несомненно, определённые трудности вызывала тема классного сочинения, однако стоит учитывать и следующие факторы: 1) тематика произведения, о котором нужно было составить домашнее сочинение, тоже была непростой; 2) для классного сочинения были предложены достаточно широкие темы, не ограниченные сферой литературоведения. Таким образом, есть основания предполагать, что классное сочинение вызывало у девятиклассников не столько сложности, сколько страх, что и

13,7% |

0,0% 10,0% 20,0% 30,0% 40,0% 50,0% 60,0% 70,0%

классное сочинение □ домашнее сочинение Отметки за классное и домашнее сочинения по литературе в 9-х классах

выразилось в решении не писать собственный текст, а искать готовый в интернете.

Высокий уровень страха при выполнении письменных работ проявляют и учащиеся седьмых классов. Это подтверждают и несколько проведённых нами опросов.

Учащимся четырёх седьмых классов двух ГБОУ школы № 362 и 703 (выборка составляет 91 человек) был предложен вопрос «Что нужно изменить в школьной системе обучения письменной речи?» с разными вариантами ответов. Полностью довольны школьной системой обучения письменной речи в школе только 11 % респондентов. Самый частотный выбор (64,8 %) семиклассников — «не снижать оценки за ошибки или выражение другой точки зрения».

В другом анкетировании приняли участие 149 семиклассников, учащихся ГБОУ школа № 362 и специализированного учебно-научного центра «Академическая гимназия имени Д.К. Фаддеева Санкт-Петербургского государственного университета». Детям предлагалось выразить трудности, которые они испытывают при выполнении творческих письменных работ. Подростки сначала должны были сформулировать ответы самостоятельно (выделить три причины), потом выбрать из предложенных вариантов.

В собственных формулировках подростки наиболее часто выражали сложности в письменной передаче мыслей (26,7 %) и различные страхи (24,6 %), из которых самым частотным был страх ошибки (76,8 % среди всех выраженных страхов, 18,9 % для выборки в целом). Приведём несколько формулировок: я не уверена в себе; мое психическое расстройство; то, что твоё ЛИЧНОЕ мнение может быть "неправильным" с точки зрения проверяющего; засмеют; попадёт в интернет; написать правильно, проверить свои ошибки, боюсь ошибаться, боязнь сделать кучу ошибок, написать без ошибок.

В закрытом вопросе «Что может вам помешать хорошо написать свой авторский текст?» вариант «Ничего, я в себе уверен(а)» выбрали только 18,8 % респон-

дентов. В целом в данной выборке большинство (33,13 %) вновь указали на страх ошибки.

Этой же группе респондентов был предложен вопрос, позволяющий судить об их опыте самовыражения при выполнении письменных работ. В целом по выборке (п=149) процент самовыражения составил 35,6 %, однако среди тех, кто выбрал только ответ «Ничего, я в себе уверен (а)» (п=26), он возрастает более чем в полтора раза, до 57,7 %.

Таким образом, мы можем утверждать о связи между уверенностью подростка в себе и его самовыражении в собственном письменном тексте.

Подведем итоги приведённых эмпирических исследований. 27-33 % семиклассников признавались, что испытывают страх при выполнении творческих письменных работ (п=149); 64,8 % семиклассников хотели бы, чтобы за ошибки не снижались отметки (п=91). Около трети девятиклассников слабоуспевающего класса не стали писать классное сочинение (хотя с похожим заданием смогли справиться дома; п=68). 48 % одиннадцатиклассников испытывают страх от факта зачёта и неизвестности конкретных тем, несмотря на то, что данный зачёт не требует узкоспециализированных знаний в определённой предметной области, проверяется по мягким критериям и, согласно официальным данным, успешно сдаётся подавляющим большинством выпускников с первой попытки.

Таким образом, не менее трети учащихся 7-11 классов испытывают страх при выполнении письменных работ. Высокий уровень страха, тревожности, вызывает у подростков сложности даже при выполнении посильных для них видов письменных работ, не предполагающих высокой строгости в оценивании.

Также мы доказали связь между уверенностью подростка в себе и его самовыражении в собственном письменном тексте.

Приведенные эмпирические данные советуют теории человеческой мотивации А. Маслоу [4]: человек только тогда готов к самоактуализации, когда удовлетворены

его базовые потребности, в том числе по- ким образом, превращении письменной

требность в безопасности. Учащиеся будут речи в инструмент улучшения метапред-

выражать свои мысли в письменных рабо- метных, личностных компетенций, стоит

тах и раскрывать внутренний потенциал, поставить задачей снижение уровня его

только в том случае, если их не преследует страха и стресса при выполнении пись-

страх ошибки. менных работ. Для этого нужно корректи-

Если педагогическая цель заключается ровать школьную систему процесса обуче-

в развитии у ребёнка способности к само- ния выполнению письменных работ и оце-

выражению в письменных работах и, та- нивания.

Литература

1. Гайдукова Я. А. Вальтер Шубарт: «...Европа есть страна деловитости, а Россия есть родина души» / Я.А. Гайдукова // Яна Александровна Гайдукова. Сайт учителя. URL: https://outchitel.ru/valter-shubart-evropa-est-strana-delovitosti-a-rossiya-est-rodina-dushi/ (дата обращения: 22.05.2023).

2. Дощинский Р.А. Итоговое сочинение: начало большого пути / Р.А. Дощинский // Сборник материалов научно практической конференции : Сочинение на современном этапе развития системы образования в Российской Федерации (Теория и практика преподавания русского языка и литературы в школе). Москва. Российская академия образования. 6—9 апреля 2015 года, М., 2015. С. 99-104.

3. Письмо Рособрнадзора от 28.10.2022 № 04-411. Приложение № 1. Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) Включены в «Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2022/2023 учебном году». URL: https://doc.fipi.ru/itogovoe-sochinenie/Kriterii_it_soch.pdf

4. Маслоу А. Мотивация и личность: Пер. с англ. А.М. Татлыбаевой / Мвслоу А. Санкт Петербург: Евразия, 1999. 478 с.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Благодарности: Автор благодарит за помощь научного руководителя Г. В. Данилову. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Гайдукова Я.А. Страх как фактор, негативно влияющий на выполнение письменных работ в школе / Я.А. Гайдукова // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2023. Том 4. № 7. С. 13-19.

Сведения об авторе Гайдукова Яна Александровна

Аспирант 3 курса, учитель русского языка, литературы Санкт Петербургский государственный университет Санкт Петербург, Российская Федерация ORCID ID: 0009-0006-4132-7546 SPIN-код: 1166-0814, AuthorID: 1206706 E-mail: ioganna@list.ru

Сведения о руководителе работы Данилова Галина Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент

Санкт Петербургский государственный университет, институт педагогики, кафедра педагогики

Санкт Петербург, Российская Федерация SPIN-код: 2639-4999, AuthorlD: 308271 E-mail: dagalina@yandex.ru

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2023, vol. 4, no. 7, pp. 13-19.

FEAR AS A FACTOR NEGATIVELY AFFECTING THE PERFORMANCE OF WRITTEN WORK AT SCHOOL

Gaidukova I.A.

Saint Petersburg State University Saint Petersburg, Russia ORCID ID: 0009-0006-4132-7546 SPIN-Kog: 1166-0814, AuthorID: 1206706 E-mail: ioganna@list.ru.

Abstract

The article presents data from studies of seventh, ninth and eleventh grade students, indicating a high level of anxiety when performing written work (about a third of students experience fears). The connection between a teenager's self-confidence and his self-expression in his own written text is proved. The complexity of writing the final essay is estimated. The given empirical data correspond to the "Theory of Human Motivation" by A. Maslow. Relevance, problem

School essay as a genre of written speech has long been a classic format of graduation and entrance exams. Learning the skill of writing occurs throughout the entire period of study at school. However, students of different levels of education experience fear when writing their own written work. goal, tasks

The goal of the study is to assess the severity of the feeling of fear when writing essays of school students.

Research materials and Methods

The theoretical sources defining the tasks and evaluation criteria of the school graduation essay were investigated. Students of grades 7 and 9 were studied. Research methods are survey and analysis of products of writing. The results are compared with the published results of surveys of 11th grade students.

Results, discussion, conclusion

At least a third of students in grades 7-11 experience fear when doing written work. A high level of fear, anxiety, causes difficulties in adolescents even when performing the types of written work that are feasible for them, which do not imply high rigor in evaluation. We also proved the connection between a teenager's self-confidence and his self-expression in his own written text. The given empirical data correspond to the theses of A. Maslow's "Theory of Human Motivation".

Keywords: self-expression, written speech, fears, anxiety, final essay, Maslow's hierarchy of needs.

i|j References

1. Walter Schubart: "... Europe is a country of efficiency, and Russia is the homeland of the soul." // Iana Alexandrovna Gaidukova. Teacher's website. URL: https://outchitel.ru/valter-shubart-evropa-est-strana-delovitosti-a-rossiya-est-rodina-dushi / (accessed: 05/22/2023).

2. Doschinsky R. A. Final essay: the beginning of a long journey. // Collection of materials of the scientific and practical conference "Composition at the present stage of development of the education system in the Russian Federation" ("Theory and practice of teaching Russian language and literature at school"). — "ROPRYAL", 2015. — 263 p. P. 99-104. URL: https://iro86.ru/images/nauka/pov_kv/sbornik_materialov_1 .pdf (accessed: 22.05.2023).

3. The evaluation criteria for the final essay (presentation) are included in the "Methodological recommendations for the organization and conduct of the final essay (presentation) in the 2022/2023 academic year" (Appendix No. 1 to the letter of Rosobrnadzor dated 28.10.2022 No. 04-411). URL: https://doc.fipi.ru/itogovoe-sochinenie/Kriterii_it_soch.pdf (accessed: 22.05.2023).

4. Maslow A. Motivation and personality: Translated from the English by A.M. Tatlybayeva. - St. Petersburg: Eurasia, 1999. - 478 p.

5. Odintsov E. 70% of schoolchildren experience stress due to changes in the final essay // Gazeta.ru. URL: https://www.gazeta.ru/social/news/2022/! 1/28/19135675.shtml?updated (accessed: 22.05.2023).

Information about the author Gaidukova Yana Alexandrovna

Postgraduate student, teacher of Russian language, literature

Saint Petersburg State University

Saint Petersburg, Russian Federation

ORCID ID: 0009-0006-4132-7546

SPIN-^: 1166-0814, AuthorID: 1206706

E-mail:: ioganna@list.ru

Поступила в редакцию 11.07.2023. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 20.07.2023.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция - Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная -http s: // creativecommons. org/licenses/by-nc/4. 0/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.