Научная статья на тему 'Соотношение показателей самореализации подростков с различными видами одаренности'

Соотношение показателей самореализации подростков с различными видами одаренности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
133
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПОДРОСТКИ / ОДАРЕННОСТЬ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / SELF-REALIZATION / ADOLESCENTS / GIFTEDNESS / ADOLESCENCE / SELF-REALIZATION OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хайрова З.Р.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что на современном этапе перед образовательными организациями стоит цель выявление и поддержка одаренных детей, развитие их интересов и способностей, содействие их самореализации, а в перспективе и формированию их как будущих высококвалифицированных специалистов. В связи с этим современная школа берет ориентир на дифференцированный, индивидуальный подход и профильное обучение. И тем самым необходимо создавать условия для реализации возможностей школьника. Представленная статья посвящена изучению показателей самореализации подростков с различными видами одаренности. Эмпирическая часть статьи посвящена проведению сравнительного анализа средних групповых значений с помощью критерия t-Стьюдента, выявлению статистических различий показателей самореализации подростков в зависимости от вида одаренности. Результаты показали, что имеются статистические различия в исследуемых группах. Статья предназначена для студентов, аспирантов и преподавателей психологических и педагогических вузов, работникам сферы школьного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RATIO OF SELF-REALIZATION IN ADOLESCENTS WITH DIFFERENT TYPES OF GIFTEDNESS

The relevance of this work is due to the fact that at the present stage, educational organizations have a goal to identify and support gifted children, develop their interests and abilities, promote their self-realization, and in the future, and the formation of them as future highly qualified specialists. In this regard, the modern school takes a focus on a differentiated, individual approach and specialized training. And thus it is necessary to create conditions for the realization of the student's opportunities. The article is devoted to the study of indicators of self-realization of adolescents with different types of giftedness. The empirical part of the article is devoted to the comparative analysis of the average group values using the t-student criterion, the identification of statistical differences in the self-realization of adolescents, depending on the type of giftedness. The results showed that there are statistical differences in the study groups. The article is intended for students, postgraduates and teachers of psychological and pedagogical universities, employees of the sphere of school education.

Текст научной работы на тему «Соотношение показателей самореализации подростков с различными видами одаренности»

УДК 377

СООТНОШЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ОДАРЕННОСТИ

З.Р. Хайрова

Аннотация. Актуальность данной работы обусловлена тем, что на современном этапе перед образовательными организациями стоит цель - выявление и поддержка одаренных детей, развитие их интересов и способностей, содействие их самореализации, а в перспективе и формированию их как будущих высококвалифицированных специалистов. В связи с этим современная школа берет ориентир на дифференцированный, индивидуальный подход и профильное обучение. И тем самым необходимо создавать условия для реализации возможностей школьника. Представленная статья посвящена изучению показателей самореализации подростков с различными видами одаренности.

Эмпирическая часть статьи посвящена проведению сравнительного анализа средних групповых значений с помощью критерия t-Стьюдента, выявлению статистических различий показателей самореализации подростков в зависимости от вида одаренности. Результаты показали, что имеются статистические различия в исследуемых группах. Статья предназначена для студентов, аспирантов и преподавателей психологических и педагогических вузов, работникам сферы школьного образования.

Ключевые слова: самореализация, подростки, одаренность, подростковый возраст, самореализация личности.

THE RATIO OF SELF-REALIZATION IN ADOLESCENTS WITH DIFFERENT TYPES OF GIFTEDNESS

Z. Khayrova

Abstract. The relevance of this work is due to the fact that at the present stage, educational organizations have a goal - to identify and support gifted children, develop their interests and abilities, promote their self-realization, and in the future, and the formation of them as future highly qualified specialists. In this regard, the modern school takes a focus on a differentiated, individual approach and specialized training. And thus it is necessary to create conditions for the realization of the student's opportunities. The article is devoted to the study of indicators of self-realization of adolescents with different types of giftedness.

The empirical part of the article is devoted to the comparative analysis of the average group values using the t-student criterion, the identification of statistical differences in the self-realization of adolescents, depending on the type of giftedness. The results showed that there are statistical differences in the study groups. The article is intended for students, postgraduates and teachers of psychological and pedagogical universities, employees of the sphere of school education.

Keywords: self-realization, adolescents, giftedness, adolescence, self-realization of personality.

Проблема самореализации одаренных школьников связана с требованиями быстро меняющегося мира, который породил идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. В связи с этим возрастает спрос на молодых людей с высоким интеллектом и творческими способностями. И тем самым создается ориентированность на уникальность поведения личности в контексте общественных потребностей; одаренность ребенка рассматривает как стратегический ресурс развития.

Перед образовательными организациями стоит цель - выявление и поддержка одаренных детей, развитие их интересов и способностей, содействие их самореализации, а в перспективе и формированию их как будущих

высококвалифицированных специалистов.

Способный ребёнок не всегда может проявиться в учебе, если не созданы условия для его выявления. А работа с такими учащимися требует от педагога особенной подготовки, знаний и совершенно иных подходов при организации образовательного процесса. В связи с этим современная школа берет ориентир на дифференцированный, индивидуальный подход и профильное обучение. А также на создание необходимых условий для реализации возможностей школьника.

Во время школьного обучения ученики старших классов проходят последовательные и подготовительные стадии, которые

предшествуют процессу становления

самореализации. В своих исследованиях И.Д. Егорычева особую значимость в становлении

самореализации как особого типа деятельности уделяет раннему юношескому возрасту. Так как данный возраст связан с освоением деятельности самоидентификации. Оптимальному развитию самоидентификации в качестве базовой личностной детерминанты гуманистической направленностью с индивидуалистической акцентуацией будет способствовать - зрелый тип рефлексии [2;3]. Таким образом, это значимый период развития самореализации человека, когда закладывается ее фундамент, и тем самым школьное обучение должно быть ориентировано на процессы развития самореализации.

Анализ психолого-педагогической

литературы показал, что к настоящему времени рассматриваемая нами проблема раскрывается в различных аспектах самореализации личности в образовательном процессе: аксиологическом, как методологической основе изучения

педагогических проблем (В.П. Зинченко, И.Ф. Исаев, В.А. Караковский и др.); культурологическом (Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин и др.); концепции профессионально-педагогической культуры (Э.Т. Ардаширова, В.Л. Бенин, Е.Н. Шиянов); диалогическом, в основе которого заложены теории педагогического общения (П.П. Блонский, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский); исследования различных видов общения и «субъект-субъектных» отношений в процессе обучения как необходимого условия самореализации педагога (И.А. Зимняя, Е.И. Ильин, М.С. Каган, Ю.В. Сенько, С.И. Кудинов и др.) [3]; индивидуально-творческом (В.И. Андреев, В.И. Загвязинский, Н.Д. Никандров и др.).

Проблема одаренности рассматривается в фундаментальных положениях: о природе одаренности и комплексном подходе к развитию одаренности (Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, Дж. Гилфорд, П.Н. Ермаков, Э.Ландау, Н.С. Лейтес, A.M. Матюшкин, А.Я. Пономарев, Дж. Рензулли, Б.М. Теплов, П. Торренс, С.Л. Рубинштейн, О.К.Тихомиров, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков, Н.Б Шумакова) [9;13;14].

Проблема исследования заключается в том, что практика отечественного образования не изобилует исследованиями в области самореализации одаренного подростка и, следовательно, обусловливает актуальность проблемы. В представленной статье в рамках полисистемной концепции самореализации (С.И. Кудинов) предпринята попытка комплексно изучить соотношение показателей

самореализации у подростков с различными видами одаренности.

Цель статьи - изучить соотношение показателей самореализации у подростков с различными видами одаренности.

Экспериментальное исследование

проводилось на базе общеобразовательных организаций городского округа Тольятти. Выборка исследования - 736 подростков, возрастной диапазон респондентов - 16 - 17 лет.

Методы исследования включают

общенаучные методы теоретического и эмпирического исследования, в частности теоретические методы: анализ, сравнение, систематизация и обобщение теоретических, экспериментальных и эмпирических данных.

С использованием методики «Многомерный опросник самореализации личности» (С.И. Кудинов) [5;6] и проведенному сравнительному анализу средних групповых значений с помощью критерия 1;-Стьюдента, нами были выявлены статистические различия в критических значениях 1эмп=2 при р<0,05 и 1эмп=2,66 при р<0,01, по шкалам, см. таблицу 1 и график 1.

Рассматривая таблицу 1 и график 1, мы видим, что по шкале «Установки на преобразование» выявлены различия между группой с музыкальной одаренностью и группами подростков с художественной (1эмп=3,21), театральной (1эмп=3,02), общей (1эмп=2,84), социальной одаренностью (Ьмп=2,73) на уровне р<0,01 и на уровне р<0,05 с исследуемыми группами физико-математической (1эмп=2,51), физической (спортивной) (1эмп=2,34) и гуманитарной одаренностью (1эмп=2,18).

Также выявлены различия между группой с художественной одаренностью и группами подростков с гуманитарной (1эмп=3,14), физической (спортивной) (1эмп=2,82) и физико-математической (1эмп=2,71) одаренностью на уровне р<0,01.

По шкале «Установки на приспособление» выделены различия на уровне р<0,01 между группой с музыкальной одаренностью и группами с физико-математической (1эмп=3,01), общей (1эмп=2,89), художественной (1эмп=2,72), социальной (1эмп=2,68) одаренностью и на уровне р<0,05 с группами театральной (1эмп=2,37), физической (спортивной) (1эмп=2,24) и гуманитарной (1эмп=2,15) одаренностью.

По представленной шкале «Активность» выявлены статистически значимые различия на уровне р<0,01 между группой с художественной одаренностью и группами с общей (1эмп=3,24), гуманитарной (1эмп=3,09), физической (спортивной) (1эмп=2,75) одаренностью и на уровне р<0,05 с группой социальной одаренности (Ьмп=2,08).

Таблица 1. - Сводная таблица средних значений самореализации у подростков с различными видами одаренности по методике «Многомерный опросник самореализации личности» (по С.И. Кудинову)

Вид одаренности Установки на преобразование Установки на приспособление Активность Инертность Оптимистично сть Пессимистичность Интернально сть Экстернальность Мотивация достижения Мотивация избегания Креативность Консервативность Удовлетворенность качеством жизни Неудовлетворенность жизнью Результативно сть Ситуативные барьеры Личностные барьеры Искренность

Музыкальная 14 12 13 11 13 8,7 14 6,9 13 9,2 13 13 14 12 17 15 12 4,5

Художественная 25 5,9 15 4,9 21 2,2 22 1,3 25 4,4 22 6,7 17 7,8 26 7,1 4 6,2

Физико-математическая 20 4,8 13 8,4 17 2,5 18 3,4 19 7,1 16 9,8 18 5,6 20 13 9,6 5,4

Физическая (спортивная) 18 8,3 9,6 12 14 4,6 17 6,2 16 3,8 11 8,8 17 11 19 14 13 4,8

Театральная 22 7,2 13 9,5 15 9,7 15 4,3 19 8,4 19 5,1 13 17 24 11 7,4 5,8

Социальная 21 5,9 10 9,5 16 6,7 21 3,6 21 5,4 12 8,5 15 11 19 14 9,9 4,5

Гуманитарная 17 9 9,3 8,1 15 5 17 3,2 18 4,6 12 6,4 14 8 20 12 6,2 3,3

Общая 22 4,8 9,2 8,6 17 3,3 18 1,5 19 7,2 14 8,4 16 8,2 18 14 12 2,8

График 1. - Соотношение показателей самореализации у подростков с различными видами одаренности по методике «Многомерный опросник самореализации личности» (по С.И. Кудинову)

На уровне р<0,01 по шкале «Инертность» обнаружены различия между группой с художественной одаренностью и группами подростков с физической (спортивной) (1эмп=2,81) и музыкальной (1эмп=2,73) одаренностью. С остальными исследуемыми группами уровень статистических различий

находится в границах р<0,05, что указывает на тенденцию предполагаемых расхождений в показателях по данной шкале.

Значимые различия на уровне р<0,01 по шкале «Оптимистичность» выявлены между группой с художественной одаренностью и группами с музыкальной (1эмп=2,91) и

физической (спортивной) (1эмп=2,81)

одаренностью. Все остальные шкалы не имеют статистически значимых отличий между собой, что свидетельствует о схожести показателей по представленной шкале.

Выраженные статистические отличия на уровне р<0,01 по шкале «Пессимистичность» имеются между группой с театральной одаренностью и группами с художественной (1эмп=2,81), физико-математической (1эмп=2,68) и общей (1эмп=2,76) одаренностью, а также между группой с музыкальной одаренностью и группами с художественной (1эмп=2,74), физико-математической (1эмп=2,67) и общей (1эмп=2,66).

По шкале «Интернальность» выявлены различия на уровне р<0,01 между группами с художественной и музыкальной одаренностью (1эмп=2,82). С остальными шкалами статистически значимых различий не обнаружено.

Выявлены статистически значимые различия по шкале «Экстернальность» на уровне р<0,01 между группой с художественной одаренностью (1эмп=3,10) и группами музыкальной (1эмп=2,98) и физической (спортивной) (1эмп=2,86) одаренности, а также между группой с общей одаренностью (1эмп=3,05) и группами музыкальной (1эмп=2,78) и физической (спортивной) (1эмп=2,73) одаренности.

Шкала «Мотивация достижения» имеет статистически значимые различия на уровне р<0,01 между исследуемыми группами с художественной и музыкальной одаренностью (1эмп =3,25), на уровне р<0,05 указанных выше групп с остальными группами. Выявленные результаты характеризуют группу с художественной одаренностью как более целеустремленную и мотивированную на достижения.

По шкале «Мотивация избегания» значимые различия на уровне р<0,01 выявлены между группами с музыкальной и физической (спортивной) (1эмп=2,97), музыкальной и художественной (1эмп=3,02) одаренностью, театральной и физической (спортивной) (1эмп=2,67) одаренностью, общей и физической (спортивной) (1эмп=2,94) одаренностью, общей и художественной одаренностью (1эмп=2,94).

Обнаружены различия по шкале «Креативность» между группой с художественной и физической (спортивной) (1эмп=3,41) одаренностью, художественной и

гуманитарной (1эмп=2,91) одаренностью, театральной и физической (спортивной) (Ьмп=3,41) одаренностью на уровне р<0,01.

Выявлены различия по шкале «Консервативность» между группой с музыкальной и театральной (1эмп=2,75) одаренностью, музыкальной и художественной (1эмп=3,01) одаренностью, музыкальной и гуманитарной одаренностью (1эмп=2,85) на уровне р<0,01.

Шкала «Удовлетворенность качеством жизни» показывает, что выявлены статистически значимые различия на уровне р<0,05 между художественной и театральной (1эмп=2,27) одаренностью, физико-математической и театральной (Ьмп=2,52) одаренностью, физико-математической и гуманитарной (1эмп=2,48) одаренностью.

Данные по шкале «Неудовлетворенность жизнью» обозначают, что определены статистически значимые различия между группой с театральной и физико-математической (1эмп=2,93) одаренностью, театральной и художественной (1эмп=2,94) одаренностью на уровне р<0,01.

Шкала «Результативность» отражает полученные различия между музыкальной и художественной (1эмп=3,08) одаренностью на уровне р<0,01.

Также выявлены различия по шкале «Ситуативные барьеры» на уровне р<0,01 между группой с художественной одаренностью и всеми остальными видами одаренностями, что указывает на умение находить новые способы и приемы самовыражения относительно других групп.

Представлены статистически значимые различия по шкале «Личностные барьеры» на уровне р<0,01 между группой с художественной и физической (спортивной) (1эмп=3,53), музыкальной (1эмп=3,48) и общей (1эмп=3,48) одаренностью.

Подводя итог сравнительного анализа, можно отметить, что группы с разными видами одаренности статистически дифференцируются. И позволяют выделить показатели самореализации личности подростка, в зависимости от вида одаренности. Таким образом, полученные данные позволят специалистам выстраивать психолого-педагогическое сопровождение самореализации подростков в зависимости от вида одаренности.

Литература:

1. Галажинский Э.В. Системная детерминация самореализации личности: дис ... д-ра психол. наук / Э.В. Галажинский. - Томск. - 2002. - 320 с.

2. Егорычева И.Д. Генезис самореализации как особого типа деятельности и роль подросткового возраста в ее развитии: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / И.Д. Егорычева. - М., 2012. - 25 с.

3. Егорычева И.Д. Самореализация как деятельность (к постановке проблемы) / И.Д. Горячева // Мир психологии. - 2005. - № 3. - С. 11-33.

4. Кудинов С. И. Системное исследование самореализации личности / С.И. Кудинов // Научный вестник академии управления и сервиса. - 2008. - С. 263-270.

5. Кудинов С.И. Теоретические аспекты обоснования полисистемной модели самореализации личности: сборник / С.И. Кудинов // Самореализация личности в современных социокультурных условиях / Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции.

6. Кудинов С.И., Кудинов С.С. Психологическая структура самореализации личности / С.И. Кудинов, С.С. Кудинов // Самореализация личности в современных социокультурных условиях / Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции.

7. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека / Д.А. Леонтьев // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии; под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. - М., 1997. - С. 156-175.

8. Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства / А.И. Савенков. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 67 с.

9. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий: способности и одаренность / Б.М. Теплов. -М.: Просвещение, 1977. - 338 с.

10. Цырёва Л.А. Самореализация личности как предмет философского исследования: автореф. дис. ... канд. фил. наук / Л.А. Цырёва. - М., 1992. - 22 с.

11. Чернявская Г.К. Самопознание и самореализация личности. Методологические проблемы: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Г.К. Чернявская. - СПб., 1994. - 19 с.

12. Чернявская Г.К. Самопознание и самореализация личности. Методологические проблемы: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Г.К. Чернявская. - СПб., 1994. - 19 с.

13. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей / Н.Б. Шумакова. - Воронеж: МОДЭК, 2004. - 336 с.

14. Шумакова Н.Б. Психология одаренности: обучение младших школьников / Н.Б. Шумакова. -Вып. 3. - М.: МИОО, 2005. - 160 с.

15. Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники / Е.И. Щебланова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 245 с.

16. Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, результаты исследования, методы и практика / Е.И. Щебланова. - Воронеж: МОДЭК, 2004. - 368 с.

Сведения об авторе:

Хайрова Зульфия Рафиковна (г. Москва, Россия), дифференциальной психологии, Российский университет zulya.r.90@yandex.ru

Data about the author:

аспирант, кафедра социальной и дружбы народов (РУДН), e-mail:

Z. Khayrova (Moscow, Russia), Post-graduate student of Peoples' friendship university of Russia (RUDN University), department of social and differential psychology, e-mail: zulya.r.90@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.