Научная статья на тему 'ПОЧЕМУ И КАК ВОЗНИКЛА ДИДАКТИКА'

ПОЧЕМУ И КАК ВОЗНИКЛА ДИДАКТИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2116
361
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИДАКТИКА / ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ / ИСТОРИЯ ДИДАКТИКИ / DIDACTICS / TEACHING THEORY / HISTORY OF DIDACTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хуторской Андрей Викторович

Естественная потребность человека в дидактике как форме осмысления обучения. Данные о существовании дидактики за 500 лет до Я.А. Коменского. Дидактика - автономная область знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHY AND HOW DIDACTICS CAME ABOUT

The natural human need for didactics as a form of understanding learning. Data on the existence of didactics 500 years before Komensky. Didactics is an autonomous area of knowledge.

Текст научной работы на тему «ПОЧЕМУ И КАК ВОЗНИКЛА ДИДАКТИКА»

Методология, технология и практика ОБУЧЕНИЯ

УДК 37.02

ПОЧЕМУ И КАК ВОЗНИКЛА дидактика

Андрей Викторович Хуторской,

член-корреспондент Российской академии образования, директор Института образования человека, доктор педагогических наук, Москва

Всегда ли оправдано считать дидактику частью педагогики. Анализируя историю развития образования, автор приходит к собственным выводам. Об этом статья.

• дидактика • теория обучения • история дидактики

За 500 лет до Коменского

Принято считать, что дидактика обязана рождением чешскому епископу Яну Амосу Коменскому, который в 1632 году написал «Великую дидактику». Сначала название книги было «Рай церкви или рай чешский» и она была составной частью проекта реформы образования и воспитания в Чехии. В 1633—1638 годах Ко-менский переработал, расширил и перевёл работу на латинский язык. Так

возникла «Великая дидактика» (Didactica magna), ставшая основной теоретической базой средней (латинской) ступени образования. Опубликована «Великая дидактика» только в 1657 году.

Действительно, в «Великой дидактике» обоснованы и систематизированы многие принципы обучения — называемые автором «основоположения». Однако известно, что ещё за 500 лет до Коменского,

в 1120 году французский философ Гуго Сен-Викторский опубликовал работу под названием Didascalicon, которая была признана дидактикой высшей школы эпохи Возрождения. Гуго Сен-Викторский сформулировал основы учебного планирования в высшей школе и предложил дидактические правила систематического преподавания и учения с использованием методов диалектики.

Гуго Сен-Викторский (ок. 1096—1141) — богослов, выходец из немецкого графского рода Бланкенбургеров1. Около 1115 года вступил в августинскую Конгрегацию св. Виктора (Сен-Викторское аббатство) в Париже, учился в школе при Конгрегации у Гильома из Шампо, где около 1125 года начал преподавать, а затем около 1133 года стал руководителем. Благодаря его деятельности и трудам сен-викторская школа стала одной из наиболее влиятельных богословских школ Средневековья. Главные работы Гуго Сен-Виктор-ского: «Дидаскаликон» (Didascalicon), то есть «Наставительное поучение» (Eruditio didascali-ca), «О таинствах христианской веры» (De sacramentis christianae fidei), «Разъяснительные примечания к Пятикнижию» (Adnotationes elucidatoriae in Pentateuchon), «Аллегории на Новый Завет» (Allegoriae in Novum Testamentum).

В 1120 году Гуго Сен-Викторский опубликовал работу «Дидаскаликон». В семи книгах «Дидаскаликона» изложена систематическая программа христианского образования, которая включала в себя классификацию философских наук, основанную на концепции Аристотеля в переложении Боэция и выделяющую науки логические (грамматика и искусство рассуждения), теоретические (теология, математика — квадривиум, физика), практические (этика, экономика и политика) и механические (сукноделие, производство инструментов и оружия, навигация (торговля), агрикультура, охота, медицина, театральное искусство).

1 Большая российская энциклопедия. Электронное издание. URL: https://bigenc.ru/philosophy/text/1934703

Из рассматриваемых Гуго Сен-Виктор-ским четырёх способов богопознания два осуществляются посредством разума (заключение о бытии Бога из рассмотрения внешних вещей и своего внутреннего мира) и два через Откровение — внутреннее озарение души, стремящейся к Богу и внешнее учение о Нём, подкрепляемое чудесными знамениями. Душа обладает тремя познавательными способностями («очами»): чувственной, предназначенной для восприятия внешнего мира, рациональной — для самопознания души и созерцательной — для постижения Бога и божественных предметов. Этому соответствуют три восходящие ступени познания сущего: простое мышление о чувственных вещах, связанное с деятельностью воображения; размышление и созерцание — интеллектуальная интуиция, с помощью которой осуществляется непосредственное видение идеальных объектов.

Античная дидактика

В нынешних учебниках можно встретить утверждение, что термин «дидактика» ввёл в употребление в 1613 году немецкий языковед и педагог Вольфганг Рат-ке (1571 — 1635). Его работа называлась

Т/ч «

«Краткий отчёт из дидактики, или искусство обучения Ратихия» (Ратихий — латинизированное имя Ратке). Однако если искать более ранние истоки дидактики, то придём в античность, прежде всего к диалектике и риторике. Диалоги Сократа в изложении Платона — дидактичны в сути. Риторика как искусство публичного выступления также есть одна из форм дидактики. Дидаскалом называли учителя в школе грамматиста в Афинах.

То, что сегодня относится к дидактике, в давние времена распределялось по другим наукам. Например, в античности теоретические вопросы обучения рассматривали так называемые семь свободных искусств: грамматика, диалектика (логика), риторика, арифметика, геометрия, музыка, астрономия.

Цикл семи дисциплин составлял основу древнегреческой, древнеримской и средневековой систем образования. В этом цикле три дисциплины представляли низшую ступень познания — тривиум: грамматика, диалектика, риторика; а четыре других — высшую ступень — квадривиум: арифметика, геометрия, музыка и астрономия.

Особое место вопросам теории и техники обучения отводилось в диалектике и риторике. Диалектика — искусство и техника рассуждений, значительный вклад в неё внесли диалоги Сократа. Задача риторики — находить способы убеждения. И то и другое, по сути, функции обучения, то есть вопросы дидактики.

В истории Древней Греции наиболее значимыми были две образовательные системы, которые существовали в Спарте и в Афинах.

Спартанская система обучения и её основы определялись интересами государства, которые ставились выше интересов и индивидуальной свободы личности. Обучение носило сословный (кастовый) характер. От семи до 15 лет обучение проходило в специальных детских отрядах или военизированных лагерях. Мальчики и девочки осваивали навыки военного искусства, изучали элементарные основы чтения, письма и счёта, обучались пению и танцам. Гимнастика включала в себя бег, прыжки, плавание, метание, игры в мяч, охоту, верховую езду, единоборство и другие виды физических упражнений. Изучалась орхеистика — обучение военным танцам на основе пластичных и выразительных движений под музыку кифары и других музыкальных инструментов, имитировавших действия во время борьбы, а также хоровым упражнениям, изображавшим мистические обряды и религиозные ритуалы. С 15 до 20 лет юноши оказывали помощь педагогам в воспитании младших подростков.

Спартанская «дидактика» строилась на военизированной концепции, подразумевала покорность, послушание, подражание и уважение учеников к старшим. Основной формой обучения было коллективное выполнение указаний наставника — пайдонома, который одновременно являлся представителем культа, власти и учителем.

Совсем другая ориентация была в афинской системе обучения. Она направлялась на всесто-

роннее развитие человека. Люди стремились к совершенству и красоте. Как и в Спарте, обучение в Афинах начиналось с семи лет, но продолжалось лишь до 16 лет, сначала в школе и гимнасии, а затем в университетах. Школы были платными, то есть не для всех. Те, кто мог себе позволить, обучались по индивидуально-групповым программам. На одного учителя приходилось до 20 и более учеников разного возраста.

Существовало два типа школ: мусические и гимнастические. Мусические школы делились на школы грамматиста, в которых обучали чтению, письму и счёту, и школы кифариста — где детей учили пению, музыке и игре на кифаре, флейте, лире.

Методы обучения в Афинах заключались в копировании действий учителя, в многочисленных упражнениях. Письму обучались при помощи восковых табличек и стило — железной или костяной палочки с острием на конце. Для обучения счёту применялись абаки — древние счёты греков и римлян. Абак — это доска с углублениями, в которые во время вычислений клали маленькие камешки. Чтению обучали при помощи стихотворений, поэм и мифов, которые учили наизусть.

Юноши 12-летнего возраста поступали в гимнастическую школу — «палестру». В ней обучали военному делу, дети могли заниматься параллельно обучением в грамматической школе. К окончанию гимнастической школы в 16 лет мальчики умели выполнять физические упражнения, знали правила борьбы, бега, могли метать диск и копьё, плавали, ездили верхом, управляли колесницей и могли участвовать в спортивных состязаниях. После обучения в гимнастической школе мальчики по желанию продолжали своё обучение в университете. В университете обычно преподавал какой-нибудь известный философ, оратор или софист. Вокруг себя они объединяли группу юношей и обучали их своим премудростям.

Что касается методов обучения, преимущественно они были практическими: запись речей, упражнения в их написании, анализ их образцов.

Наряду с университетами существовали и гим-насии — государственные школы философского направления. Наиболее известны эпикурейская и стоическая гимнасии.

В зависимости от специализации учителя, в афинской школе изучали отдельные учебные предметы: грамматику, арифметику, диалектику, риторику, музыку, гимнастику и др., обучали этим предметам как индивидуально, так и в группах.

Среди древнегреческих философов, чьи педагогические труды дошли до нас, были Аристотель, Демокрит, Сократ, Плутарх, Платон. Ими высказывались различные мысли, касающиеся обучения детей, и предлагались различные способы их обучения. Так, в пифагорейской школе применялся так называемый акроа-матический способ обучения — ученики должны были полностью подчиняться учителю. Использовался метод поучений и изречений, ученикам предлагались для заучивания афоризмы.

Сократ (ок. 470—399 гг. до н. э.), предложил метод обучения, который впоследствии получил название «сократовский», или «эвристическая беседа». Сократ, беседуя с каждым учеником, подводил его к противоречию в своих рассуждениях, после чего путём индукции вёл к верному суждению. Важную роль в этом методе играли последовательность, систематичность и логика вопросов, задаваемых учителем и дающих возможность получить новые знания. Метод Сократа развивал в учениках логическое мышление. Сократический метод значительно повлиял на дальнейшее развитие дидактики.

Древний Рим перенял у Греции систему обучения. Существовало три вида школ: элементарная, грамматическая и ораторская. Военную подготовку римляне проходили в легионах и школах всадников. Для детей высшего сословия создавались коллегии юношества, где их готовили для государственной службы.

В элементарной школе, начиная с семи лет, учились как мальчики, так и девочки. Обучение носило индивидуальный характер. Изучались чтение, письмо и счёт, ораторское искусство, греческая и римская литература, математика, геометрия, астрономия, юриспруденция, философия, риторика. В качестве учебных пособий применялись трактаты по ораторскому искусству, римскому праву, военному делу.

Наиболее известный педагог Римской империи — Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35 — ок. 96 гг.) основал первую государственную ораторскую школу. По мнению Квинтилиана, самое главное, чему необходимо научить малыша, — это говорить, одновременно развивая его память. Именно эти две составляющие являются основой для дальнейшего обучения. Квинтилиан считал, что к семи годам ребёнок должен знать греческий и латинский языки. В качестве дидактических средств он считал игру — естественную форму освоения зна-

«а Т/4 «а

ний. Квинтилиан предпочитал индуктивныи метод обучения. Занятия проводятся коллективно, небольшими группами. Квинтили-ан предпочитал принцип соревновательности среди учеников. Он утверждал, что можно «поддерживать усердие» детей, «придавать больше охоты к учению». На начальном этапе обучения должны изучаться такие предметы, как грамматика и стиль, мораль, начала математики и музыка.

Процесс обучения Квинтилиан делил на три стадии: подражание, теоретическое наставление, упражнение. Основными дидактическими приёмами Квинтилиан считал:

1) чтение литературных произведений

с намеренными ошибками в стиле и грамматике; ученики должны были выявлять и исправлять их;

2) приёмы развития точной памяти;

3) заучивание наизусть образцов речей и размышления над ними.

Сочинение Квинтилиана под названием «О воспитании оратора» применялось в качестве учебника до начала Средневековья.

Получается, что как Колумб не был на самом деле первооткрывателем Америки, поскольку задолго до него там уже жили индейцы, так и дидактика имеет гораздо более древние истоки, чем это принято считать.

Гипотеза о первобытном происхождении дидактики

Представим, что мы находимся на заре человечества, в так называемом первобытном обществе. Там ещё нет наук в привычном нам виде, но есть три принципиально отличающихся друг от друга вида деятельности:

1) делание чего-либо, например собирание съедобных кореньев;

2) обучение других этому деланию — собиранию кореньев;

3) осмысление того, как обучать других собиранию кореньев.

Согласитесь, все три вида деятельности возникают из насущных естественных потребностей людей — даже первобытных. Ещё нет учебных предметов, программ и стандартов. Нет ни теорий, ни наук. Но человеку, чтобы жить и продолжать жизнь рода, нужно выполнять все три данные вида деятельности. Третий вид деятельности — осмысление обучения — это и есть, по сути, дидактическая деятельность.

Отсюда следует, что создание наук, в том числе дидактики, не прихоть «особенно умных» теоретиков человечества, а реализация естественной потребностей всех людей.

Этот этап можно считать донаучным социальным феноменом, существующим уже в первобытном обществе. Дидактические элементы в это время возникают, возможно, интуитивно и получают воплощение в традициях, обычаях, ритуалах.

Отвечая на ключевой вопрос: «Как возникла дидактика?» — мы приходим к следующему положению: дидактика есть результат осмысления обучения.

Действительно, как только происходящее обучение начало осмысливаться человеком, стали появляться дидактические элементы, то есть понимания того, зачем, чему и как обучать. Обучение возникло, скорее всего, тогда, когда люди встали

перед необходимостью донести свой опыт до других; научить других тому, чему умели сами; передать плоды своего труда вместе с системой их создания. Другими словами — обучение есть практический процесс взаимодействия людей, имеющий целью научиться действовать. А дидактика — осмысление такого процесса.

Таким образом, многие идеи дидактики развивались с незапамятных времён, как только появился человек со своей потребностью учиться.

Учение и обучение

Способность учиться — врождённое качество человека. Учиться — значит учить себя, то есть создавать знания, приобретать умения, развивать способности. Учение есть потребность и условие жизни любого человека. Окружающий мир требует от человека умений взаимодействовать с ним: получать питание, защиту, движение. Поэтому учёба не только потребность человека, но и заказ окружающего мира.

Учёба происходит с участием окружающего мира — природы, других людей, их культуры. В данном случае следует вести речь об обучении — взаимодействии того, кто учится, с теми, кто учит. Кто и что учит человека? В самом общем виде человека учит его жизнь — форма и способ его существования. Например, прикоснувшись к острому, горячему или холодному, человек учится предусматривать безопасность своих контактов. Обучением человека занимаются его сородичи — люди, которые заинтересованы в продолжении рода, в его качестве. Среди них есть те, кто целенаправленно учит других — родители, родственники, учителя, воспитатели, правители и др. Так было в древности, так оно происходит и сегодня.

Таким образом, обучение есть взаимодействие тех, кто учится, с теми, кто учит.

Дидактика — теория обучения?

В современных учебниках часто можно встретить определение, что дидактика — это теория обучения. Однако это уже давно не так. Теорий обучения существует много. Практически каждый тип обучения имеет свою теорию обучения. Например, проблемное обучение в основе имеет совсем не такую же теорию обучения, что и эвристическое обучение. Теория проблемного обучения, которую разработали В. Оконь, М.И. Махмутов, И.Я. Лер-нер, существенно отличается от теории эвристического обучения (П.Ф. Каптерев, В.И. Андреев, А.В. Хуторской).

Даже один и тот же тип обучения имеет разные теории в основе. Пример — так называемое развивающее обучение, для которого есть как минимум две дидактические теории: теория Занкова и теория Эльконина-Давыдова.

Дидактика — конечно же, не теория обучения, которых разработано довольно много. Не может дидактика приравниваться к какой-либо одной из них. Дидактика есть то, что включает общую методологию различных дидактических теорий. С такой задачей может справиться уже не какая-то одна теория, а научная область, наука. Поэтому будем считать: дидактика — это наука об обучении.

Для чего необходима наука дидактика? Во-первых, для того, чтобы изучать различные формы, методы, теории, смыслы обучения, коих в истории человечества накоплено немало. Изучая различные цели и задачи обучения, типы его содержания, средства и технологии, дидактика предоставляет методологический и понятийный аппарат, способы фиксации, осмысления, развития как имеющихся теорий обучения, так и новых.

Во-вторых, задача дидактики — создавать инструментарий для осмысления и проектирования обучения, нормативных основ практики обучения — стандартов, программ, концепций, проектов, регламентирующих обучение. Например, только средствами дидактики, а не пристрастиями чиновников, можно обос-

новать состав и объём форм контроля, их роль и функции в обучении. На сегодняшний день многие предлагаемые чиновниками формы контроля, например, ВПР и ЕГЭ не имеют научного обоснования ни по составу, ни по их дидактическим функциям в системе обучения.

Именно дидактика та область научной деятельности, в которой изучается, осмысливается, разрабатывается, проектируется как само обучение, так и теории, его определяющие.

Является ли дидактика частью педагогики?

Многие авторы считают, что дидактика входит в педагогику как её часть. Да, обе они педагогические науки. Однако у них разные предметы исследования. Предмет педагогики — образование человека, а предмет дидактики — обучение. Обучение — процесс взаимодействия учителя с учеником. А образование — процесс образовывания, становления человека, он происходит не только благодаря обучению. Таким образом, обучение и образование — два различных процесса, их нельзя представлять в виде входящих друг в друга «матрёшек».

Я считаю педагогику и дидактику отдельными, хотя и связанными между собою науками. Поэтому подготовили для них два разных учебника.

Сколько существует дидактик?

Если вести речь о дидактике как науке, такая наука одна. Если говорить о теориях обучения, то их много.

Подчас говорят о наличии дидактик разной степени общности. Например, различают теорию обучения «всех всему» (общая дидактика) и теории обучения отдельным учебным предметам или теории обучения в определённых типах учебных заведений (частные дидактики).

Частные дидактики математики, литературы, физкультуры рассматривают вопросы обучения применительно к соответствующим учебным дисциплинам, причём на разных уровнях — от детского сада до средней и высшей школы. В связи с этим идея непрерывного образования требует создания различных частных дидактик обучения одному и тому же предмету в зависимости от возраста и уровня образования человека.

Частные дидактики называют ещё методиками обучения, например методикой обучения физике или методикой начального обучения. Их цель — исследовать закономерности, пути и средства обучения, воспитания и развития учащихся в процессе изучения соответствующей учебной дисциплины или группы дисциплин. Во избежание путаницы предлагаю частные дидактики называть методиками.

Обучение в разных типах учебных заведений имеет дидактические особенности. Например, система обучения в лицеях или гимназиях отличается от систем обучения в воскресных школах, спортивных клубах, в семейном образовании, форме экстерната или тьюторства. Методика, используемая репетиторами для подготовки абитуриентов к поступлению в вузы, иная, чем методика компетентностного обучения. Вузовское обучение происходит на основе дидактики высшей школы, подготовка аспирантов также имеет свою дидактику.

Ещё одна причина «множественности» дидактик — различные концепции, лежащие в основе соответствующих теорий и систем обучения. Различия в концепциях имеют, как правило, философский и педагогический характер. Например, система личностно-ориентированного обучения существенно отличается от социально-ориентированной или религиозной. Развитие одарённости школьников с позиций дидактической эвристики значительно отличается от селекционной системы отбора и обучения в так называемых губернаторских школах.

В то же время в разных дидактических системах могут применяться одинаковые элементы теории, например принцип наглядности, метод беседы или семинарская форма обучения.

Как и любая наука, дидактика изменяется и развивается. Телекоммуникационные технологии, социальные сети, интернет-ресурсы оказывают влияние на изменение не только форм и содержания обучения, но и на принципы, цели и смысл обучения, в результате создаются новые подходы в дидактике. НО

Why And How Didactics Came About

Andrey V. Khutorskoy, corresponding member of the Russian Academy of education, Director of the Institute of human education, doctor of pedagogical Sciences, Moscow

Abstract: The natural human need for didactics as a form of understanding learning. Data on the existence of didactics 500 years before Komensky. Didactics is an autonomous area of knowledge.

Keywords: didactics, teaching theory, history of didactics.

Spisok ispol'zovannykh istochnikov

1. Bol'shaya rossiyskaya entsiklopediya. Elektronnoye izdaniye. URL: https://bigenc.ru/philosophy/text/1934703

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.