Научная статья на тему 'ПО СТРАНИЦАМ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ВОСПИТАННИКОВ'

ПО СТРАНИЦАМ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ВОСПИТАННИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / MILITARY-HISTORICAL CONFERENCE / PROJECT-RESEARCH ACTIVITY / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарев Евгений Леонидович

В статье представлен опыт работы по организации военно-исторической конференции воспитанников Омского кадетского военного корпуса «Огненный штурм», посвященный 75-й годовщине победы советских войск над немецко-фашистскими захватчиками в Курской битве. Рассматриваются цели, задачи, этапы, способы подготовки и реализации мероприятий по военно-патриотическому воспитанию в рамках проведения военно-исторических конференций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пономарев Евгений Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THROUGH THE PAGES OF MILITARY GLORY THE METHODOLOGY OF THE MILITARY-HISTORICAL CONFERENCE OF PUPILS

Тhe article presents the experience on the organization of military-historical conference of pupils of the Omsk cadet military corps of the «Fire storm», dedicated to 75-th anniversary of the victory of Soviet troops over the German fascist invaders in the battle of Kursk. Examines the aims, tasks and stages of preparation and implementation of military-Patriotic education in the framework of the military historical conferences.

Текст научной работы на тему «ПО СТРАНИЦАМ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ВОСПИТАННИКОВ»

Е.Л. ПОНОМАРЕВ

К 75-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОМ ПОБЕДЫ

E.L. PONOAAAREV

ПО СТРАНИЦАМ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ

THROUGH THE PAGES OF MILITARY GLORY

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ВОСПИТАННИКОВ

THE METHODOLOGY OF THE MILITARY-HISTORICAL CONFERENCE OF PUPILS

Сведения об авторе. Пономарев Евгений Леонидович - воспитатель учебного курса 7-х классов Омского кадетского военного корпуса, майор (г. Омск. E-mail: PonomarevEL@inbox.ru).

Аннотация. В статье представлен опыт работы по организации военно-исторической конференции воспитанников Омского кадетского военного корпуса «Огненный штурм», посвященный 75-й годовщине победы советских войск над немецко-фашистскими захватчиками в Курской битве. Рассматриваются цели, задачи, этапы, способы подготовки и реализации мероприятий по военно-патриотическому воспитанию в рамках проведения военно-исторических конференций.

Ключевые слова: военно-историческая конференция, проектно-исследовательская деятельность, патриотизм.

Information about the author. Evgeny Ponomarev - Teacher of the training course of the 7th grade of Omsk cadet military corps major (Omsk. E-mail: PonomarevEL@inbox.ru).

Summary. The article presents the experience on the organization of military-historical conference of pupils of the Omsk cadet military corps of the «Fire storm», dedicated to 75-th anniversary of the victory of Soviet troops over the German fascist invaders in the battle of Kursk. Examines the aims, tasks and stages of preparation and implementation of military-Patriotic education in the framework of the military historical conferences.

Keywords: military-historical conference, project-research activity, patriotism.

Современные требования ФГОС к организации внеурочной деятельности учащихся предусматривают необходимость, помимо обновления содержания учебной и воспитательной деятельности, внедрения современных образовательных технологий при проведении внеклассных мероприятий, вовлечения обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность.

В процессе такой деятельности воспитанник приобретает умения действовать не только по образцу, но и самостоятельно, используя необходимую информацию из максимально большего числа источников, когда он учится анализировать, вы-

двигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Применение современных информационных технологий позволяет преодолеть традиционное однообразие проведения корпусных воспитательных мероприятий, активизировать процесс творческого общения, сделать его более комфортным и, что особенно важно, интересным.

Как показывает практика, наиболее эффективной, востребованной формой организации проектной и исследовательской деятельности воспитанников, обучающихся в основной школе, является конференция. Следует отметить,

что конференция - самая трудная по организации и содержанию форма познавательной и исследовательской деятельности для воспитанников первого года обучения - 6-классников. Вместе с тем формат мероприятия, его уровень и масштаб позволяют всю воспитательную работу в течение учебного года осуществлять в рамках подготовки конференции, проведение которой возможно при достижении определенного уровня развития самостоятельности в развитии образовательных навыков и умений воспитанников. Весь учебный год можно условно назвать подготовительным этапом конференции, что и учитывается при составле-

т

К 75-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОМ ПОБЕДЫ

нии плана воспитательной работы педагогом и плана работы над проектом или плана выполнения исследования воспитанником. Одним из обязательных условий участия в конференции является выступление каждого воспитанника на секции конференции с коротким, самостоятельно подготовленным сообщением - докладом, развивающим и дополняющим общую для группы воспитанников тему проекта или исследования. При этом необходимо обращать внимание не только на содержательную сторону выступлений, но и на предварительную организацию самого мероприятия (готовится помещение, стол для ведущего конференцию, место для докладчика, плакаты, портреты, программа и приглашения для гостей - учащихся других курсов, учителей, родителей).

В Омском кадетском военном корпусе второй год проводится военно-историческая конференция, являющаяся завершением большой продолжительной совместной работы воспитанника и воспитателя над выполнением проекта или учебного исследования. Эта работа регламентирована Положением о конференции, в котором изложены цели, задачи, условия проведения конференции, требования к оформлению работ, приводятся образцы заявки, указываются сроки ее подачи, продолжительность устного выступления, вариант награждения по результатам деятельности.

Актуальность проведения военно-исторических конференций

обусловлена многими факторами, среди которых, с одной стороны, военно-профессиональная направленность содержания образования, 206-летняя история образовательного учреждения, мощные традиции, богатейший экспозициями Народный музей, а с другой - цели и задачи воспитания гражданина, патриота своего Отечества, будущего офицера. Безусловно, участие в военно-исторических конференциях повышает качество знаний воспитанников, расширяет их представление о великих победах и достижениях советского народа, формирует чувство патриотизма, любовь к Родине, гордость за свою страну, за образовательное учреждение, в котором учатся.

Систематизация и описание подготовки и проведения конкретной конференции, проводимой на базе Омского кадетского военного корпуса, позволит представить ее методику.

Особое значение при подготовке военно-исторической конференции уделяется определению тематики. Так, в июне прошлого года военно-историческая конференция носила название «Огненный штурм» и была посвящена величайшему танковому сражению, развернувшемуся летом 1943 года на Курской дуге.

В течение первой четверти все воспитанники определились в направлении поисковой работы, составили индивидуальные планы работы, подготовили и описали предполагаемый результат общей

итоговой работы и сформулировали тему своих выступлений. Так, например: «На поле русской славы в сорок третьем», «Высшая всем им награда - наша память о них на века», «Отражение хода Курской битвы в художественном фильме «Освобождение», «Боевое применение танков в сражении на Курской дуге», «Собаки Победы» и др.

На основании заявленных тем выступлений стало возможным сформировать четыре группы воспитанников и за каждой из них закрепить наставника-воспитателя и консультанта-преподавателя истории, технологии или основ военной подготовки. При выполнении индивидуального плана каждый воспитанник получал своевременную помощь и поддержку педагогов. В обязательном порядке и с периодичностью один раз в месяц проводились групповые встречи, на которых воспитанники отчитывались о ходе поисковой и исследовательской работы. После зимних каникул ребята приступили к реконструкции исторических событий - создавали макеты орудий, оружия. Затем располагали их на импровизированном поле сражения в соответствии с собранной информацией. В результате воспитанниками было собственноручно изготовлено несколько панорамных макетов танкового сражения. При этом для того, чтобы модель полностью соответствовала историческим событиям, кадетам пришлось самостоятельно изучать образцы техники, вооружения и обмунди-

с*;

1ЛШЗ

рования солдат времен Великой Отечественной войны.

Совместная деятельность воспитанников по достижении единой цели способствовала установлению комфортной атмосферы и формированию продуктивного взаимодействия.

Подготовленные выступления-доклады проходили экспертизу по разработанным единым критериям. Экспертная комиссия особое внимание обращала на культуру речи и соответствие содержания выступления заявленной тематике.

С целью оказания моральной поддержки воспитанникам в ходе представления ими своих работ, в состав экспертных комиссий были включены представители родительского комитета. Это, несомненно, мотивировало участников и способствовало более непринужденному выступлению.

Рекомендации экспертных групп позволили сформировать программу конференции, в которой работали следующие секции:

- «Курская битва - хроника победы» (посвященная изучению и анализу основных этапов военных действий в ходе сражений на Курской дуге, соотношение сил и средств противоборствующих сторон, влияние Курской битвы на дальнейший ход Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), а также на расстановку союзнических сил Второй мировой войны);

- «Великие сыны России в боях на Курской дуге» (посвященная известным и малоизученным биографиям непосредственных участников военных действий, государственных, политических и дипломатических деятелей, представителей общественности, науки и культуры, принявших участие в битве);

- «Курская битва в кинематографе, литературе и искусстве»;

- «Фестиваль творческих работ» (творческие работы (рисунки, макеты вооружения и техники и т.д.), отображающие тематику

К 75-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

конференции и ее основные направления).

Военно-историческая конференция «Огненный штурм» проходила в рамках летнего лагеря воспитанников в течение двух дней. Широкое освещение работы секций осуществлялось за счет воспитанников, занимающихся в телестудии и в редколлегии газеты «Будни кадета» и журнала «Кадетка».

Подведение итогов конференции, награждение участников, коллективная рефлексия, в которой участвовали не только воспитанники и педагоги, но и родители, позволяют сделать вывод о том, что воспитанники продемонстрировали уверенность в своих силах, заинтересованность к истории своего Отечества, взаимоподдержку, умение грамотно говорить и аргументированно выражать свое мнение, творчество и самостоятельность.

Военно-историческая конференция, как форма организации воспитательного процесса, была высоко оценена руководством корпуса и присутствующими родителями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ивочкина, Т.И., Ли-верц, КВ. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся// Народное образование. №3.

2. Лушников, И.Д. Технология развития индивидуальных творческих способностей учащихся: научно-методическое пособие. -Вологда, 2005.

3. Кузнецова, И. В., Сабли-на, Н.Б. Методические рекомендации по проведению городской научно-практической конференции на базе образовательной школы // Исследователь, 1-2/2012.

М

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.