ОБУЧЕНИЕМ ВОСПИТАНИЕ
Л.В.РОМАНОВА L.V. ROMANOVA
УРОК В МУЗЕЕ
LESSON IN MUSEUM
ПРОВЕДЕНИЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ИСТОРИИ В МУЗЕЕ ОБЩЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕНЗДЕНИЯ
HISTORY LESSON IN MUSEUM OF GENERAL EDUCATION INSTITUTION
Сведения об авторе. Романова Людмила Владимировна- преподаватель истории ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус». учитель высшей квалификационной категории (г. Омск. E-mail: [email protected], [email protected]).
Аннотация. В статье представлена методика организации и проведения урока истории в музее общеобразовательного учреждения. Раскрыты возможности музея в патриотическом воспитании подрастающего поколения, в реализации военного компонента кадетского образования.
Ключевые слова: урок в музее, образовательная деятельность, военный компонент кадетского образования.
Information about the author. Lyudmila Romanova - Teacher of History of the Federal State Budget General Educational Establishment *Omsk Cadet Military Corps», Teacher of the Top Qualification Category (Omsk. E-mail: 1135@bkj~u, [email protected]).
Summary. The article presents a methodology to organise and hold the history lesson in the museum of a general educational institution. The museum's potentialities are revealed for patriotic education of the younger generation and implementation of the military component among cadets.
Keywords: lesson in museum, educational activities, military component of cadet education.
Зтот 2018 год для Омского кадетского военного корпуса - юбилейный, одному из старейших учебных заведений Министерства обороны РФ исполняется 205 лет со дня основания. В стенах этого учебного заведения учились Д.М. Карбышев, Г.Е. Катана-ев, 4,4, Ва лих а нов, В, В. Куйбышев и другие выдающиеся личности. Вся славная история самого учебного заведения и его прославленных выпускников представлена в экспонатах Народного музея, которому в этом году исполняется 25 лег.
Педагогический состав целенаправленно использует ресурс Народного музея в образовательной деятельности по теме: «Омичи в Великой Отечественной войне
Урок в музее требует предварительной подготовки, так как на этом этапе преподаватель включает воспитанников в творческую, поисковую деятельность посредством заданий маршрутного листа. При этом используется сложившаяся практика деления взвода кадет на отделения во главе с командирами.
Преподаватель знакомит команды с условиями соревнования. Капитаны команд (командиры отделений) координируют деятельность своих подчиненных в соответствии с маршрутным листом, который позволяет преподавателю опосредованно управлять деятельностью воспитанников. Это учитывает специфику учебного учреждения и по-
зволяет реализовать военный компонент кадетского образования.
Цель команд - охарактеризовать участие омичей в Великой Отечественной войне. Достижение поставленной цели реализуется в ходе решения учебных заданий поискового и творческого характера, основанных на изучении дополнительной литературы и источников (музейных экспонатов). Каждое задание предполагает выполнение кадетами теоретических и практических действий, направленных на поиск новых знаний и развитие умений.
Воссоздавая схему «Боевой путь омских дивизий» (задание № 1), ребята развивают умение работать с историче-
■2018 № S
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
стрелкой^ Вер ж н ед неп ри в ск а я К р ас пи л 11 а м е11 н ая, орденов Суворова и Кутузова
ской картой, выполнять действия по алгоритму. Характеристика героических действий омичей на полях сражений в 1941 - 1945 гг. вызывает у кадет гордость за причастность к подвигам земляков, формирует понимание своей роли и места в служении Отечеству.
Задание № 2 предполагает анализ исторического документа: отрывка из очерка Василия Гроссмана *Направ-ление главного удара». Ребята отвечают на вопросы: Какая дивизия, сформированная на базе Омского пехотного училища, участвовала в битве за Сталинград? Кто был ее командующим? Какой завод она обороняла? Литературный текст избран неслучайно. Он доносит до читателей факты из военной биографии легендарной Гуртьевской дивизии, раскрывает идеи достойного служения Родине, формирует представление о воинской доблести. «Немцы полагали, -читают надеты у автора, - что сломают моральную силу сибирских полков, но дивизия выдержала напор. Здесь, на направлении главного удара германских сил люди выдерживали сверхчеловеческое напряжение. И если мир склоняет головы перед героизмом русских армий, то с восхищением говорит о защитниках Сталинграда*.
При выполнении задания № 3 воспитанники анализиру-
ют боевую листовку выпуска 1942 года, посвященную героическим действиям их земляка в Сталинградской битве. Описывая подвиг Матвея Путилова, кадеты знакомятся с примером героизма и самоотверженности девятнадцатилетнего связиста, не пожалевшего жизни во имя Победы.
Задание №4 - это работа надет с музейным экспонатом, позволяющая увидеть его исторический контекст. В музее ОКВК представлен пенал от противопехотной мины - изобретение выпускника Сибирского кадетского корпуса Дмитрия Михайловича Карбышева. Описание характеристики и принципа действия этого средства вооружения обычно вызывает интерес у ребят, увлекающихся физикой и математикой, изучающих историю развития военной техники. Оценивая роль известного во всем мире советского фортификатора, крупнейшего ученого-инженера в укреплении обороноспособности СССР, кадеты проникаются желанием посвятить свой труд и свои способности делу процветания Родины, защите ее интересов.
Будущих десантников заинтересует изучение военной биографии пятого в истории Вооруженных сил СССР командующего Воздушно-десантными войсками, генерал-лейтенанта Александра
Федоровича Казанки на. Кадетам предложено подготовить учебный проект, посвященный выдающемуся выпускнику Омской пехотной школы в форме презентации или сочинения (задание № 5). Создание ребятами поэтических произведений способствует их творческой самореализации. Например:
Глядит с фотографии
желтой старинной, предшественник мой,
выпускник. Он дрался за Днепр,
дошел до Берлина, десантник, герой,
фронтовик!
Задание № 6 также носит творческий характер и связано с подготовкой и проведением воспитанниками тематической экскурсии в музее ОКВК. Маршрутный лист знакомит юных экскурсоводов с требованиями к ее проведению: историческая достоверность излагаемого материала, отсутствие фактических ошибок; опора, на экспозицию; логичность и последовательность изложения; ясность и выразительность речи, отсутствие лингвистических и стилистических ошибок; соблюдение регламента; умение отвечать на вопросы, вести диалог. Одна из команд представляет экскурсию по теме: «Подвиг Д.М. Карбышева». Воссоздание образа
ш
1.1Н дои О УТЬ > . ■ -... к • I. г II и I л I й дИ Ь ■ 1.р(Щ: ь ч I к.-ла Ни ¡Нл.мЖЬК«!. мНДКНйВ
с'л'ынрсмл II <Ч'-. КУГУ * ДН 1 СГ .шкиири
■2018 ЛЪ5<
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
Стяли И ГРАДЕЦ ? _Агг будь СТЬиким, КАК^щ
НМбЕЙ Ш1МШ
Он РЯДйв*(ч сшнстач и
Нй^МЛС) ТАН, вМНЕСИН** ¿илрйддлч ч /пищик цраВАА*н ГДЕ (ГмтГц
Йй^НГ^ьГи.'К1^
СпЧ^ИД, ИХ .1ЧЯЛИ иик»;
Ей* р43А|'0гим Те^дй сод
Нн Я»дчЕ(. КоН^Ы
$ рвТ и
И, &4есТ4Н9ЬШЬ см^'н »ч с ЯР'О-ь^-^КА'Г б 1ч /
о-г (Ьлл ¿Тим М ■
легендарного генерала, примера исключительной стойкости и мужества, развивает у кадет представление о чести и достоинстве офицера, влияет на осознание ими высших ценностей и идеалов гражданственности и патриотизма, вырабатывает стремление им следовать.
Орган и зационно-под готовите льный этап музейного урока завершается отчетом команд о проделанной работе. Метод соревнования, как один из ведущих на уроке, предусматривает определение критериев и показателей, с учетом которых осуществляется оценка достижений воспитанников. Данные критерии представлены в маршрутном листе в оценочной таблице. Гласность требований позволяет ребятам соотносить поставленные задачи и полученные результаты своей деятельности, проводить самооценку и взаимооценку.
Следующий этап урока в музее нацелен на презентацию результатов исследовательской и творческой деятельности воспитанников и проводится в его стенах. Во вступительной беседе педагог напоминает кадетам о годовщине Великой Победы, которая была «одна на всех а, и предлагает объяснить смысл слов популярной песни. Рас-
суждения ребят приводят их к пониманию всенародного значения Дня 9 мая, который наши земляки, как и весь советский народ, «приближали, как могли».
Основная часть урока предполагает проведение тематических экскурсий в одном из залов музея ОКВК. Для юных экскурсоводов это первый опыт публичного представления результатов творческой деятельности, для их товарищей - «открытие» нового знания о боевом пути омских дивизий, участии омичей в битве под Сталинградом, профессиональном и гражданском подвиге выпускника Сибирского кадетского корпуса Д.М. Карбышева. Перед кадетами разворачивается панорама событий Великой Отечественной войны. Воздействуя на эмоционально-чувственную сферу, «живое слово» рассказчика доносит до умов и сердец слушателей чувства защитников Отечества, воссоздает образ сражающейся Родины.
Закреплению полученных знаний способствует викторина. Команды соревнуются в решении тестовых заданий по теме. Урок завершается подведением итогов деятельности команд. Результаты соревнования представляются на экране и комментируются. Рефлексия включает оценку капитанами команд и их участниками взаимной деятельности, самоанализ, а также рефлексию чувств и эмоций ребят.
Урок в музее позволяет воспитанникам освоить краеведческий материал, сформировать умение планировать свою деятельность и представлять ее результаты, работать в коллективе. Полученные ими умения реализуются в проведении экскурсий для гостей кадетского корпуса, в подготовке конкурсных работ,
творческих и исследовательских проектов.
Обсуждение тем гражданственности и патриотизма способствует формированию у кадет мировоззрения на основании осмысления ими нравственных установок, готовности руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Воспитание на примере жизни и деятельности выдающихся земляков, выпускников первого военного учебного заведения Сибири, вырабатывает у ребят гордость за причастность к их великим деяниям, общность с единой кадетской семьей, Вооруженными силами и российским государством, формирует гражданскую идентичность кадет. Т
ЛИТЕРАТУРА
1. Монакова ВТ. Музей-но-педагогические технологии в реализации Долгосрочной программы «Урок в музее» Государственного музея истории религии, Санкт-Петербург [Текст] / В.Г, Монакова // Труды Санкт-Петербургского государ-ствевного института культуры, 2015 г. Т. 212. С. 300-304.
2. Короткова М.В. Музейная педагогика в свете тенденций развития исторического образования XXI века [Текст] / М.В. Короткова //Наука и школа, 2016. № 2. С. 173-179.
3. Караманов A.B. Целевой компонент в реализации учебного занятия для школьников в музее [Текст] /A.B. Карам а-нов // Вопросы музеологии, 2013. № 2 <8). С. 213-220.
4. Зеткина H.A. Музей образовательного учреждения [Текст] / И.А. Зеткина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук: Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, 2016. Т. 18. № 1-2. С. 162-166.
М
■2018 № 5