Научная статья на тему 'ПО ПУТИ ПЕРЕДОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЦИФРОВЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ'

ПО ПУТИ ПЕРЕДОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЦИФРОВЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зарудницкий Владимир Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПО ПУТИ ПЕРЕДОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЦИФРОВЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ»

_I ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

ПО ПУТИ ПЕРЕДОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЦИФРОВЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

По вполне понятным причинам к Военной академии Генерального штаба всегда самое пристальное внимание. Она занимает лидирующие позиции в системе военного образования не только в нашей стране, но и за рубежом. Академия сегодня — это мощный инновационный центр, ведущий активную работу в области укрепления обороноспособности Российской Федерации. Об актуальных проблемах и задачах ВАГШ ВС РФ мы побеседовали с начальником академии генерал-полковником В.Б. ЗАРУДНИЦКИМ.

ЗАРУДНИЦКИЙ Владимир Борисович

родился в 1958 году в г Абинске Краснодарского края .

В 1979 году окончил Орджони-кидзевское высшее общевойсковое командное училище.

В 1979-1981 гг. проходил службу в Одесском военном округе.

В 1981 -1986 гг. - командир раз-ведроты, начальник разведки штаба полка в Группе советских войск в Германии .

В 1989 году после окончания академии им. М .В. Фрунзе продолжил службу в Дальневосточном военном округе

В 1994-2001 гг. - военный комендант Майкопского гарнизона, командир отдельной мотострелковой бригады, дислоцированной в г. Майкопе.

В 2003-2009 гг. после окончания Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации с золотой медалью продолжил службу в Приволжско-Уральском и Сибирском военных округах.

В 2009 году - заместитель командующего войсками Московского военного округа .

В 2009-2011 гг. - начальник штаба - первый заместитель командующего войсками Московского, а затем Западного военных округов

В 2011 году - заместитель командующего войсками Южного военного округа

В 2011-2014 гг. - начальник Главного оперативного управления Генерального штаба - первый заместитель начальника Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации .

В 2014-2017 гг. - командующий войсками Центрального военного округа

В 2017 году назначен начальником Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации

- Владимир Борисович, наш разговор проходит практически накануне открытия Международного военно-технического форума «АРМИЯ-2021». На каких направлениях военно-исследовательской деятельности сосредоточены основные усилия научных подразделений и учёных академии? Что нового предложите на форуме?

- Военная академия Генерального штаба принимает самое активное участие во всех Международных военно-технических форумах «АРМИЯ», начиная с 2015 года.

Участие в форумах даёт возможность обмена опытом и передовыми научными знаниями с вузами и научными организациями Минобороны России, а также с сотрудниками других федеральных органов исполнительной власти, представителями промышленного и научного комплексов страны.

Это позволяет академии проводить комплексный анализ проблем обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и направлений их решения в условиях современного миропорядка с учётом мнений всех органов и министерств, входящих в военную организацию государства.

В дальнейшем данный анализ становится основой для разработки согласованных предложений органам государственного и военного управления по комплексу мер, направленных на создание объективных условий, необходимых для надёжной защиты государственных интересов нашей страны и успешного решения внешнеполитических, стратегических и экономических задач, в том числе по пресечению возможной агрессии, посягательств на жизненно важные национальные интересы.

Тематикой участия академии в форуме «АРМИЯ-2021» предусматривается рассмотрение вопросов национальной безопасности России, а также таких важных вопросов, как недопущение искажений правды о Великой Отечественной войне, борьбы с предпринимаемыми попытками сфальсифицировать отечественную военную историю.

Нами спланировано проведение двух круглых столов - «Прогнозируемые вызовы и угрозы национальной безопасности Российской Федерации и направления их нейтрализации» и «Причины, итоги и уроки Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».

Как видите, данная тематика актуальна, находится у всех на слуху и определена требованиями современности.

Вопросы, выносимые для обсуждения на указанных круглых столах, затрагивают тематику актуальных проблем строительства, подготовки и применения Вооружённых Сил Российской Федерации, разработки новых форм и способов ведения вооружённой борьбы, развитие теории национальной безопасности, военной стратегии, оперативного искусства, государственного и военного управления.

При этом основные усилия академии в научно-исследовательской деятельности сосредоточены на анализе и оценке военных угроз Российской Федерации, разработке сценарной базы развязывания и ведения военных конфликтов будущего, опережающем развитии военного искусства, разработке концептуальных и методологических основ межведомственного и информационного взаимодействия при решении задач в области обороны государства, проведении комплекса мероприятий по разоблачению фальсификации отечественной истории и других.

Апробация научных результатов осуществляется на мероприятиях оперативной подготовки и в образовательном процессе академии с учётом боевого опыта применения Вооружённых Сил, в том числе за пределами Российской Федерации.

Важным направлением деятельности ВАГШ является сотрудничество в области образовательной и научной деятельности с ведущими вузами страны. Результатом такого сотрудничества является прежде всего научная проработка прогнозирования вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации во всех сферах деятельности.

Кроме этого в рамках научно-деловой программы форума академия принимает участие в круглом столе «Цифровая образовательная среда - настоящее и будущее», где будут представлены результаты нашей работы по цифровой трансформации,

дальнейшей информатизации образовательного процесса.

В ходе участия в выставочной экспозиции «Военное образование - передовые технологии и цифровая трансформация» будут представлены и наши достижения в образовательной и методической деятельности, включающие демонстрацию структуры, содержания и функционирования электронной информационно-образовательной среды академии, представление и презентацию использования базового электронного учебника «История военного искусства», проведение мастер-класса по применению электронного учебника «Оперативное искусство» в образовательном процессе, с показом методики использования информационно-образовательной среды академии при проведении группового упражнения.

- Расскажите, что сделано в академии по цифровой трансформации образовательной и научной деятельности и как это влияет на качество подготовки обучающихся?

- Цифровая трансформация всех видов деятельности академии осуществляется на основе внедрения в образовательный процесс современных образовательных технологий, включая передовые информационно-телекоммуникационные и цифровые технологии.

Она направлена на обеспечение доступности использования электронных и образовательных ресурсов других вузов и научных организаций Минобороны России слушателями и адъюнктами, а также научно-педа-

гогическими работниками академии, на повышение полноты использования потенциальных возможностей имеющихся, поставляемых и вновь создаваемых автоматизированных систем. В качестве конечной цели цифровой трансформации несомненно должно быть повышение качества подготовки выпускников.

Основным средством цифровой трансформации образовательной и других видов деятельности академии является электронная информационно-образовательная среда, развитию и совершенствованию которой уделяется большое внимание.

Ее основой является специальное программное обеспечение, которое состоит из комплекта программ автоматизации образовательной, методической, научной и повседневной деятельности.

Данное программное обеспечение позволяет автоматизировать процессы планирования и управления мероприятиями указанных видов деятельности, обеспечивать информационную поддержку и контроль исполнения всех спланированных мероприятий.

Информационный блок специального программного обеспечения представляет возможность преподавателям и слушателям с любого автоматизированного рабочего места оперативно получать необходимую информацию по содержанию учебных планов и программ обучения, доступ к электронным учебникам и учебно-методическим материалам, к оцифрованным изданиям электронных библиотек открытого

и закрытого сегментов, а также к информационному правовому порталу «Гарант». В ходе обучения каждому слушателю предоставляется возможность провести самотестирование или ответить на вопросы по пройденному материалу, содержащемуся в электронных учебниках и пособиях.

Фиксация результатов текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестаций осуществляется путём ведения электронных журналов и зачётных книжек (ведомостей). Данные результаты отражаются в электронном портфолио обучающихся. Использование специального программного обеспечения позволяет учитывать не только результаты выполнения учебных планов и рабочих программ учебных дисциплин и практик, но и участие слушателей в военно-научной, военно-политической и спортивно-массовой работе, а также других видах деятельности.

Важным элементом электронной информационно-образовательной среды является электронная библиотека академии. В ней размещены диссертации, монографии, научные труды, выпускные квалификационные работы слушателей, руководящие документы, учебники и учебные пособия, информационно-аналитические материалы, а также научные труды других вузов и организаций Министерства обороны Российской Федерации.

Цифровая трансформация образовательной и других видов деятельности академии является одним из ключевых факторов, обеспечивающих повышение эффективности решения всех стоящих перед академией задач, главная из которых - повышение качества военно-профессиональной подготовки наших выпускников.

- Какие подразделения в академии считаются инновационными и каковы их задачи?

- Инновация в образовательной деятельности - это введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности препо-

давателей и обучающихся, а также изменения в стиле мышления и деятельности преподавательского состава на организацию и ведение всех видов учебных занятий на основе внедрения инновационных процессов и технологий.

Данное определение подразумевает прежде всего инновационную деятельность преподавателя - включение преподавателя в создание, освоение и использование педагогических новшеств в практике обучения и воспитания обучающихся, создание в академии определённой информационной среды, обеспечивающей применение инновационных технологий.

Преподаватель должен быть в курсе последних событий в своей профессиональной области, способен «добывать» новые знания, владеть современными способами обработки информации. Кроме того, преподавателю необходимо иметь понимание роли и возможностей инновационных технологий как в развитии системы военного образования, в целом, так и в образовательной, методической и научной деятельности в академии и на кафедре, уметь их конструировать и использовать, владеть ими и применять при подготовке и проведении всех видов учебных занятий.

К инновационным технологиям мы относим технологии, ориентированные на формирование у слушателей системного оперативно-стратегического мышления, способности генерировать нестандартные идеи при принятии и реализации решения командующим группировкой войск (сил).

Отсюда следует, что инновационные подразделения в академии - это кафедры, которые разрабатывают и внедряют в образовательный процесс инновационные способы и методы обучения.

Вместе с тем немаловажная роль в цифровой трансформации принадлежит центру информационных технологий, так как от его работы зависит создание и функционирование сетевой и программно-техни-

ческой инфраструктуры, на которой базируется внедрение инноваций в образовательный процесс.

Центр информационных технологий обеспечивает решение большинства прикладных задач по внедрению инноваций не только в образовательную, но и другие виды деятельности академии.

Основной задачей центра информационных технологий являются формирование единого информационного пространства академии (информационно-образовательной среды), системная интеграция новых информационных технологий (инноваций) в образовательном процессе, научной (научно-исследовательской), повседневной и других видах деятельности.

Исходя из этого, центру определены конкретные задачи по обеспечению внедрения инноваций в образовательный процесс, которыми являются обеспечение применения систем и средств автоматизации в образовательном процессе, а также в мероприятиях оперативной подготовки органов военного управления; обобщение опыта применения программно-технических комплексов (систем) и разработка направлений по дальнейшему развитию моделирования операций и программного обеспечения; участие в разработке совместно с кафедрами учебных задач, военных (военно-деловых) игр и их информационного обеспечения и другие.

- Довелось слышать информацию об успешной работе Центра военных игр академии, который имеет в своём составе учебные пункты управления стратегического и оперативно-стратегического уровня. Какие здесь применяются новые методики и учебная материально-техническая база?

- Центр военных игр представляет собой совокупность учебных командных пунктов и учебных пунктов управления стратегического звена, оперативно-стратегического и оперативно-тактического звена, которые оснащены необходимым комплектом современных технических средств

управления войсками, электронно-вычислительной техникой.

Также они все оборудованы автоматизированными рабочими местами должностных лиц, которые объединены в локально-вычислительную сеть.

Это обеспечивает обмен информацией между должностными лицами органов управления (по игре) в соответствии с замыслом штаба руководства.

Функциональная программная система автоматизации деятельности центра позволяет полностью автоматизировать процесс подготовки и принятия решения командующим межвидовой группировкой войск (сил), осуществлять аналитическое моделирование способов действий противоборствующих сторон.

Данная система автоматизации базируется на использовании более трёхсот информационно-расчётных задач, разработанных научно-педагогическими работниками и специалистами центра информационных технологий академии во взаимодействии с профильными центральными органами военного управления и научно-исследовательскими организациями Министерства обороны Российской Федерации.

Применение информационно-расчётных задач позволяет обучать слушателей производству оперативных расчётов, моделированию операций (боевых действий), использованию их результатов в интересах принятия обоснованных решений.

При этом следует отметить, что различные экспертные системы, алгоритмы поддержки принятия решений играют только вспомогательную роль, а последнее слово всегда должно оставаться за командующим (командиром).

Состав, количество и принадлежность учебных пунктов управления, их размещение и оснащённость обеспечивают решение задач образовательного процесса с одновременным привлечением первого, второго курсов слушателей основного факультета, а также совместное участие в военной игре нескольких групп

факультета переподготовки и повышения квалификации.

На базе центра военных игр ежегодно, начиная с 2017 г., со слушателями и курсантами вузов Министерства обороны Российской Федерации проводятся стратегические командно-штабные военные игры с привлечением представителей центральных органов военного управления и научно-исследовательских организаций Министерства обороны Российской Федерации, а также оперативных групп управлений военных округов и войск национальной гвардии.

Общее количество участников стратегической командно-штабной военной игры, проведённой в марте 2021 года, составило более одной тысячи человек.

В ходе игры апробируются и в последующем внедряются в оперативную подготовку органов военного управления и войск перспективные формы и способы применения межвидовых группировок войск, при этом поэтапно, детально отрабатываются вопросы планирования и управления группировками войск (сил).

Кроме того, на базе Центра военных игр академии проводятся мероприятия по планам Администрации Президента Российской Федерации, Министерства обороны, Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации, а также по апробации и внедрению управленческих и образовательных информационных технологий.

Создание и использование Центра военных игр потребовали разработки

и внедрения в образовательный процесс новых методик преподавания (обучения) в ходе проведения прежде всего практических видов занятий, таких, как групповые упражнения, командно-штабные учения и военные игры различного уровня, которые успешно реализуются преподавательским составом академии.

- Насколько тесно и по каким вопросам у вас налажено взаимодействие с другими высшими учебными заведениями Минобороны и гражданскими вузами, а также вузами иностранных государств?

- Военная академия Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации является ведущей военной образовательной организацией высшего образования, которая обеспечивает координацию деятельности всех вузов Министерства обороны по вопросам разработки федеральных государственных образовательных стандартов, основных профессиональных образовательных программ, базовых учебников, в том числе электронных, а также организации и проведения фундаментальных и прикладных научных исследований проблем военной науки, военной истории, обеспечения безопасности государства, практических вопросов строительства, подготовки, применения и обеспечения Вооружённых Сил.

Академия активно взаимодействует не только с военными образовательными организациями Министерства обороны, но и с другими образовательными и научными организациями как Российской

Федерации, так и иностранных государств.

На сегодняшний день нами заключены соглашения о взаимодействии с одиннадцатью ведущими гражданскими вузами и научными организациями города Москвы и других регионов России по вопросам обмена опытом подготовки слушателей (студентов), разработки и внедрения инноваций в образовательный процесс, привлечения ведущих преподавателей, учёных и руководителей различного уровня для проведения занятий со слушателями (студентами).

Мы будем и дальше развивать это направление нашей деятельности. Взаимодействие с другими вузами Минобороны и гражданскими вузами Российской Федерации осуществляется в ходе таких мероприятий, как проведение (участие) учебно-методических сборов, научных (научно-практических) конференций, симпозиумов (семинаров), так и опубликование научных статей в различных изданиях, включая и международные.

Сегодня академия вышла на новые рубежи в своём развитии, став ведущим учебно-научным центром межвидового и межведомственного уровня, интегрирующим и координирующим органом по военному образованию в Российской Федерации.

Накопленный академией опыт подготовки военных кадров оперативно-стратегического уровня, являющегося высшим уровнем в иерархии военного образования, позволяет в рамках деятельности федерального

учебно-методического объединения военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны Российской Федерации обеспечивать единство, преемственность и сопряжённость основных профессиональных образовательных программ высшего образования на тактическом, оперативно-тактическом и оперативно-стратегическом уровнях.

Также академия координирует содержание образовательных программ подготовки офицеров оперативно-тактического и оперативно-стратегического уровней по вопросам межвидовой подготовки военных кадров на основе упреждающего развития военного искусства, выработки практических навыков подготовки и ведения операций (боевых действий) в условиях ограниченного времени, развития у них самостоятельности в принятии нестандартных и неожиданных для противника решений.

В свою очередь, тесное взаимодействие вузов Министерства обороны по разработке содержания образовательных программ диктует необходимость взаимного обмена опытом разработки и внедрения инновационных методов и методологий, которые в дальнейшем могут быть применены в образовательном процессе других вузов с учётом их особенностей.

В 2021 году академия получила статус базовой организации государств - участников Содружества Независимых Государств в области подготовки военных кадров оперативно-стратегического уровня, что обеспечивает единство взглядов на

организацию и содержание образовательного процесса, унификацию содержания всего комплекса учебных программ.

С учётом придания академии базовой образовательной организации среди вузов государств - участников СНГ в интересах объединения усилий в области научной деятельности нами предложено создание на базе академии Объединённого центра исследований в области прогноза и анализа угроз военной безопасности государств - участников СНГ.

Следует отметить, что хорошей площадкой для обмена опытом буквально по всем вопросам образовательной и других видов деятельности вузов Министерства обороны Российской Федерации стал научно-методический журнал «Вестник военного образования».

- В 2022 году академия будет отмечать своё 190-летие. Как идёт подготовка к этому знаменательному событию?

- Военная академия Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации является одним из старейших военно-учебных заведений России и считается правопреемницей Императорской военной академии, образованной в декабре 1832 года по решению императора Николая I в г. Санкт-Петербурге.

Соответственно в декабре 2022 года академия будет отмечать 190-летие со дня своего образования.

Данное знаменательное событие мы готовимся встречать, прежде всего, достижениями в образовательной и научной деятельности.

Так, по итогам работы за последний пятилетний период по результативности и эффективности научной деятельности академия заняла первое место среди образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации.

В прошедшем учебном году, несмотря на сложные условия и ограничения, связанные с пандемией, все поставленные задачи по реализации основных и дополнительных образовательных программ выполнены в полном объёме. По результатам

государственной итоговой аттестации в 2021 г. 8 офицеров закончили академию с золотой медалью и 49 -дипломом с отличием, что в совокупности составило 42,5 % от общего количества выпускников.

Основные усилия академии в образовательной деятельности сосредоточены на межвидовой подготовке наших слушателей с учётом опыта современных военных конфликтов в интересах формирования практических навыков подготовки и ведения операций и боевых действий в условиях ограниченного времени, развития у них самостоятельности в принятии нестандартных и неожиданных для противника решений.

Прежде всего мы стремимся обеспечить соответствие содержания подготовки слушателей современным научно обоснованным взглядам на подготовку к войнам нового поколения на основе изучения опыта применения группировок войск в современных вооружённых конфликтах, в том числе за пределами Российской Федерации. Также оперативно внедрять в образовательную деятельность академии опыт проведения стратегических командно-штабных военных игр в Вооружённых Силах Российской Федерации.

В целом это позволяет обеспечить требуемый уровень военно-профессиональной подготовки выпускников, способных уверенно решать задачи по управлению объединениями и соединениями. Их профессиональная компетентность подтверждена в условиях боевых действий в САР, в ходе внезапных проверок боевой готовности войск (сил), ежегодных учений.

Востребованность в зарубежных государствах получения в стенах академии высшего военного образования также считаем нашим достижением. Например, заявки на обучение в следующем учебном году поступили из 35 зарубежных государств.

Однако данные достижения были бы невозможны без наличия высоко-подготовленного профессорско-преподавательского состава академии.

Основу профессорско-преподавательского состава со-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ставляют квалифицированные специалисты, имеющие опыт службы (работы) в органах военного управления оперативно-тактического и оперативно-стратегического звеньев управления, что позволяет им успешно выполнять задачи по подготовке офицеров с высшей военной оперативно-стратегической подготовкой, а также по проведению научных исследований в области обеспечения безопасности государства, практических вопросов строительства, подготовки, применения и обеспечения военных действий группировок войск (сил).

В академии работают 70 докторов и 268 кандидатов наук, функционирует 16 военно-научных школ и 5 диссертационных советов, более 70% научно-педагогических работников являются участниками боевых действий.

Важнейшее направление подготовки к 190-летию академии - это прежде всего работа по воссозданию исторических традиций и её исторического облика.

К празднованию юбилея мы планируем завершить оформление историко-музейного комплекса академии с отображением имперского, советского и современного периодов деятельности академии. Экспозиции комплекса будут размещены в музее, на прилегающей к зданию академии территории, на факультетах и кафедрах.

На сегодняшний день сделано уже немало - 1 сентября 2020 г. открыт воссозданный памятник выпускникам академии, погибшим при исполнении служебного долга, за-

вершена разработка и издан военно-исторический труд «Книга Памяти ВАГШ», посвящённый участникам Великой Отечественной войны, служившим и работавшим в академии.

Начата разработка военно-исторического труда «Герои Советского Союза, служившие и работавшие в ВАГШ». Планируем разработать и издать труд «ВАГШ-190», причём нового формата и содержания - академия за 190 лет в цифрах и фактах.

Планируется снять документальный фильм о вкладе академии в подготовку высших военных кадров нашего Отечества за 190-летний период её истории.

Кроме того, планируется совместно с Геральдической службой Министерства обороны Российской Федерации изготовить комплект сувениров и памятных медалей, отражающих деятельность академии по подготовке высших военных командных кадров.

Подводя итог сказанному, необходимо подчеркнуть, что внедрение передовых технологий в образовательный процесс, цифровая трансформация образовательной и других видов деятельности значительно повышают эффективность решения всех задач, стоящих перед академией, главная из которых -повышение качества военно-профессиональной подготовки наших выпускников. 4"

Александр ДРОБЫШЕВСКИЙ, Анатолий СТАСОВСКИЙ

Фото из архива академии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.