Научная статья на тему 'ПО ПОВОДУ НЕКОТОРЫХ ТЕРМИНОВ '

ПО ПОВОДУ НЕКОТОРЫХ ТЕРМИНОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПО ПОВОДУ НЕКОТОРЫХ ТЕРМИНОВ »

В доступной литературе мы не нашли сведений о том, что алифатические альдегиды, формальдегиды или акролеин когда-либо определялись в атмосфере горного предприятия. Поэтому нами проведена серия опытов на 7 рабочих местах внутри производственных помещений Новой Гуты им. К. Готвальда в Остраве, а потом на 6 местах вне помещений, но на территории того же предприятия, причем все время на уровне 1,5 м от земли. Полученные данные оказались низкими (см. таблицу).

ЛИТЕРАТУРА

Cohen I. R., Altshuller А. P., Analyt. Chem., 1961, v. 33, p. 726. — Rayner A.C., Jephcott С. M., Analyt. Chem., 1961, v. 33, p. 627,—G о 1 d -m a n F. H., Y a g о d a H., Ind. Engng. Chem., 1943, v. 15, p. 377.— Jacobs M. В., The Chemical Analysis of Air Pollutants. New York, I960.— WestP. W„ Gacke G. C., Analyt. Chem., 1956, v. 28, p. 1816.— Lyles G. R., D о w 1 i n g F. В., Blanc-h a r d V. J., J. Air Pollut. Contr Control. Ass., 1956, v. 15, p. 106.— L a h m a n n E., J a n d e г K-, Gesundhtech Ing., 1968, Bd 18, S. 17,— W h i t n а с k G. C., Moshi-er R. W., Ind. Engng. Chem., 1941, v. 16, p. 496.—V a s a k V., Chemicka analyza | prümysloveho övzdusi. Praha, 1962,—S a w i с k i E., Ha user T. R., Analyt. Chem., 1960, v. 32, p. 1434. — S a w i с k E., HauserT. R., Stanley T. W.. Elbert W., Analyt. Chem, 1961, v. 33, p. 93.— Häuser Т. R., Cummins Analyt. Chem., 1964, v. 36, p. 679.— R о u b a 1 J., Z d r a z i 1 J., P i с h a F., Pracovni Lek., 1952, т. 4, c. 283,— R e n z e 11 i N. A., Bryan R. J., J. Air Pollut. Control Ass., 1961, v. 11, p. 421.

Поступила 24/1V 1970 г.

ДИСКУССИИ И ОТКЛИКИ ЧИТАТЕЛЕЙ

УДК 614.3:616-073.75

ПО ПОВОДУ НЕКОТОРЫХ ТЕРМИНОВ

Проф. Д. Г. Девятка Винницкий медицинский институт

Пока продолжался процесс дифференциации гигиены на отдельные отрасли знаний, пока гигиенические вопросы излагались на одной кафедре и в медицинских институтах готовился врач общего профиля, названия Щ «предмет гигиена» и «кафедра гигиены» не вызывали возражений. Но в настоящее время эти названия становятся не точными, они не отражают существа излагаемого студентам предмета, вносят путаницу и порождают ряд неудобств.

Так, влияние на здоровье факторов внешней среды студенты лечебного факультета изучают на кафедре социальной гигиены и кафедре гигиены. В период занятий на кафедре гигиены у них закономерно возникает вопрос: «Если на кафедре социальной гигиены мы изучаем социальную гигиену, то какую гигиену мы изучаем на кафедре гигиены?». На кафедре гигиены студенты педиатрического факультета изучают гигиену с гигиеной детей и подростков. Словосочетание «гигиена с гигиеной детей...» плохо воспринимается и звучит как анахронизм. Вторая часть названия четко определяет границы предмета и объекта изучения. Этого нельзя сказать о первой части: -какую гигиену изучают студенты?

Еще труднее представить себе, какой предмет сдают студенты VI курса на государственных экзаменах и как вместить его название в строке зачетной книжки. Студенты сдают гигиену с гигиеной детей и подростков и социальную гигиену с организацией здравоохранения. По-видимому, здесь более целесообразен термин «гигиена и организация здравоохранения».

Мы считаем, что настало время внести исправления в учебные программы и учебные планы всех факультетов, готовящих врачей лечебного профиля и вместо «гигиены» писать «общая гигиена», кафедру же гигиены именовать кафедрой общей гигиены. В институтах, имеющих санитарно-гигиенические факультеты, эта кафедра так и называется, хотя удельный вес общей гигиены, изучаемой студентами таких факультетов (по количеству часов и объему изучаемого предмета), в общей педагогической нагрузке кафедры незначителен.

Кстати, в дискуссии по вопросам преподавания гигиены, разгоревшейся на страницах журнала «Гигиена и санитария», ряд авторов (М. В. Антонова; Г. И. Сидоренко и соавт., и др.) придерживаются термина «общая гигиена».

Студентам всех факультетов медицинского института должен читаться курс общей гигиены. Это самостоятельная наука и не может быть одной для студентов лечебного факультета, а другой для студентов санитарно-гигие-ннческого факультета. На кафедре общей гигиены студент должен усвоить общие закономерности влияния всех факторов внешней среды на здоровье человека, принципы гигиенического нормирования, научиться давать гигиеническую оценку отдельным элементам окружающей среды, разрабатывать оздоровительные мероприятия и гигиенические рекомендации по устранению или смягчению отрицательного воздействия на человека отдельных факторов ее. Тогда не будет необходимости в создании учебников по общим вопросам профильных гигиенических наук, как это имеет место в отношении гигиены труда (Г. X. Шахбазян).

Нуждается в уточнении словосочетание «санитарно-гигиенический». Существует общепринятое определение, что гигиена — это наука об охране и укреплении здоровья, а санитария — практическая отрасль медицины, осуществляющая контроль за реализацией правил и норм, разработанных гигиеной. Раньше, когда между наукой и практическим здравоохранением существовал определенный разрыв, когда санитарный врач осуществлял лишь функцию контроля, а гигиенисты занимались экспериментальным обоснованием соответствующих нормативов и правил, название факультета «санитарно-гигиенический» можно было считать правильным. Сейчас, когда наука все глубже проникает в различные отрасли практической деятельности, когда санитарный врач проводит по существу научные исследования с применением лабораторных методов, большого количества разнообразных приборов и аппаратов, первоначальное представление о санитарном враче уже не соответствует действительности. Современный санитарный врач — это гигиенист. Поэтому факультет, о котором идет речь, следовало бы назвать гигиеническим, а подготовленных на нем специалистов — врачами-гигиенистами.

Нельзя не согласиться с мнением Н. И. Вулло, указавшего на отсутствие четкого названия профессии врача, окончившего санитарно-гигиенический факультет. В самом деле, какое название наиболее четко отражает содержание работы, например, по вопросам питания: врач по пищевой санитарии, санитарный врач по пищевому надзору, врач по пищевой гигиене или врач по гигиене питания? Мы считаем, что последнее название наиболее полно и точно отражает содержание и объем работы врача этого профиля. Соответственно и другие специалисты должны именоваться врачами по гигиене труда, коммунальной гигиене и т. д.

Дуализм в названии врачей, окончивших санитарно-гигиенический факультет, ставит санитарных врачей в ранг менее ценных специалистов. Нет больше ни одной медицинской специальности, где бы существовало деление

на врачей-практиков и врачей-теоретиков, да еще и совершенно по-разному именующихся. Это дуализм в гигиенической науке породил и другие неприемлемые термины. Почему вместо «гигиенического обследования», «гигиенических условий» часто пишут «санитарно-гигиеническое обследование», «санитарно-гигиенические условия»? Вряд ли можно признать правильным название «научно-исследовательский институт гигиены и санитарии»(Узбекский, Тбилисский и др.) или «научно-исследовательский санитарный институт» (Белорусский, Новосибирский и др.).

Многие термины («санитар», «санитарный пропускник», «санитарный узел») созвучны словосочетанию «санитарный врач», что соответствующим образом преобразуется в сознании населения, которое видит в санитарном враче человека, интересующегося лишь туалетной санитарией, и поэтому смотрит на него как на менее ценного специалиста и определяет его деятельность намного ниже деятельности врачей лечебного профиля.

Целесообразно переименовать кафедры гигиены в кафедры общей гигиены, санитарно-гигиенический факультет в гигиенический, санитарного врача называть врачом-гигиенистом, а соответствующие санитарные отделы санэпидстанций — отделами гигиены труда, питания, коммунальной и др. Этого требует современный уровень развития гигиенической науки и санитарной практики.

ЛИТЕРАТУРА

Антонова М. В. Гиг. и сан., 1966, № 12, с. 51.— В у л л о Н. И. Там же, 1968, № 2, с. 65.— Сидоренко Г. И., Барляева 3. П., Гоева 3. П. Там же, № 4, с. 62.— Шахбазян Г. X. (ред.) Загальна ппена пращ. Шдручник. Юев, 1970.

Поступила 21/ХП 1970 г.

ИЗ ПРАКТИКИ

УДК »13.5:725.5 11

НЕКОТОРЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПЛАНИРОВОЧНЫХ РЕШЕНИЙ В ТИПОВЫХ ПРОЕКТАХ МНОГОПРОФИЛЬНЫХ БОЛЬНИЦ

Л. А. Швецов

Ленинградская областная санэпидстанция

Дана гигиеническая оценка типовых проектов многопрофильной городской больницы на 600 коек (2—05—34) и областной (краевой, республиканской) на 1000 коек (254— 1—15), по которым ведется строительство лечебных учреждений в Ленинградской области. Эти комплексы решены по централизованно-блочной системе, что уменьшает плотность застройки участка и протяженность инженерных коммуникаций, обеспечивает компактное размещение отделений и полноценное использование лечебно-диагностических службу, создает удобные и короткие графики движения больных и персонала, легкость и быстроту снабжения по вертикали (система лифтов).

Главный корпус городской больницы рассчитан на 510 коек, областной клинической — на 990. Первый из них, согласно типовому проекту, имеет 7 этажей, второй — 9. Проект областной клинической больницы предусматривает размещение лечебного корпуса в одном здании, состоящем из 3 разноэтажных блоков (9-, 5- и 2-этажного), имеющих специальное функциональное назначение (стационар, операционный блок, школа медицин-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.