Научная статья на тему '«.ПО ОКОНЧАНИИ ИНСТИТУТА ВИДЕЛ СВОЙ ДАЛЬНЕЙШИЙ ПУТЬ ОПРЕДЕЛЕННО: НАУЧНАЯ РАБОТА, АСПИРАНТУРА, РАБОТА В ВУЗЕ»'

«.ПО ОКОНЧАНИИ ИНСТИТУТА ВИДЕЛ СВОЙ ДАЛЬНЕЙШИЙ ПУТЬ ОПРЕДЕЛЕННО: НАУЧНАЯ РАБОТА, АСПИРАНТУРА, РАБОТА В ВУЗЕ» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
34
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««.ПО ОКОНЧАНИИ ИНСТИТУТА ВИДЕЛ СВОЙ ДАЛЬНЕЙШИЙ ПУТЬ ОПРЕДЕЛЕННО: НАУЧНАЯ РАБОТА, АСПИРАНТУРА, РАБОТА В ВУЗЕ»»

А.В. Артамонов «... По окончании института видел свой дальнейший путь определенно: научная работа, аспирантура, работа в вузе»

Евгений Владимирович Артамонов родился 2 января 1946 года в Германии. В 1969 году окончил механический факультет Тюменского индустриального института по специальности «Технология машиностроения, станки и инструменты». В 1969-1974 гг. - инженер, младший научный сотрудник ТИИ, служба в рядах Советской Армии, аспирантура.

В 1975 - 1986 гг. - на кафедре «Станки и инструменты» ТИИ: ассистент, старший преподаватель, защита кандидатской диссертации, доцент. В 1986 - 1999 гг. - декан машиностроительного факультета, секретарь парткома ТИИ, декан машиностроительного факультета. В 1999-2002 гг. - директор Технологического института ТюмГНГУ. В 2003 году - защита докторской диссертации (Томский политехнический университет). С 2004 года -заведующий кафедрой «Станки и инструменты».

В какой семье Вы воспитывались, как семья повлияла на выбор Вами профессии?

Я воспитывался в семье офицера. Мой отец не собирался быть военным - закончив физмат и имея прекрасные данные, предполагал заниматься математикой. Война «выбила из колеи» - заставила стать офицером-сапером, и всю свою жизнь он был военнослужащим. Мама была медсестрой.

В Тюмень - на очередное место службы - отца направили в 1957 году в связи с организацией на базе пехотного училища Тюменского высшего военного инженерного училища. Я приехал в Тюмень в двенадцатилетнем возрасте, успев поучиться в пяти школах.

Безусловно, героическое прошлое отца, в целом жизнь в семье офицера повлияли на мое личностное становление, выбор жизненного и профессионального пути. Отец учил меня никогда не искать обоснований невозможности решения жизненных задач, а всегда стараться решить их максимально эффективно. Казалось бы, такой подход более соответствует военному времени, но он сам и в мирное время так решал задачи, и меня этому научил. Я полагаю, что это важно для любого времени и для любой профессии.

На выбор вуза, конечно, повлиял отец, он для меня был авторитетом. Хотя сам всю жизнь прослужил офицером, но мне сказал: «Офицером ты сможешь стать всегда, имея хорошее образование. Я получил диплом гражданский, а стал офицером. Есть возможность - получай гражданское образование». Так я стал первым сыном офицера инженерного училища, который пошел в гражданский вуз.

По окончании школы планировал поступать в Уральский политехнический институт, но прочитал в газете «Тюменская правда» объявление о наборе в открывшийся Индустриальный институт и решил поступать в него. В институте было открыто много хороших базовых технических специальностей, выбор конкретной специальности был во многом случаен.

Хотя карьера офицера смотрелась бы органично в такой семье, как наша, но я ни разу не пожалел о том, что не стал офицером: ни когда учился в институте, ни когда после окончания института служил в армии солдатом в строевой части в пятидесяти километрах от границы с КНДР. А когда на наших глазах происходил развал армии, в обществе складывалось к ней очень негативное отношение, я имел

достаточно оснований убедиться в том, что мы с отцом в свое время сделали правильный выбор - учиться в ТИИ.

С третьего курса я занимался научно-исследовательской работой под руководством профессора Утешева. Проявлял интерес к его дисциплине, задавал вопросы на лекциях, он, видимо, меня заметил, предложил заняться исследовательской работой.

Свою дипломную работу я полностью сделал по его проблематике, участвовал в экспериментах, которые проводил совместно с его аспирантом, самостоятельно делал выводы, и по окончании института был неплохо подготовлен для продолжения работы в рамках научного направления, развиваемого профессором Утешевым.

По окончании института Николай Дмитриевич Зотов предлагал поступить в аспирантуру по философии, но я к этому времени уже определился с направлением своей дальнейшей деятельности и уже видел дальнейший путь более или менее определенно: научная работа, аспирантура, работа в вузе.

Вы свою биографию строите или чаще всего просто реагируете на жизненные обстоятельства?

Безусловно, какую-то свою самостоятельную линию по жизни человек ведет, и с возрастом, зрелостью эта линия становится тверже, увереннее. Но есть и какая-то определенная судьба, важно правильно почувствовать, понять ее и сильно не сопротивляться «ветру в спину». У меня примерно такое сочетание и сложилось - мои желания, волевые усилия и несопротивление ветру, который «дул в спину». Можно было бы и научной работой прекратить заниматься, не защитив диссертации. Хотя почти все аспиранты способны развиваться и совершенствоваться, но примерно 50% уходили, не защитившись по разным причинам - кто-то срывался психологически, кто-то финансово, с кем-то характерами не сошлись, это естественный процесс.

В вузе мне пришлось поработать на разных должностях и тем самых испытать себя в различных сферах вузовского

пространства. Был начальником штаба трудовых дел при парткоме, три года отработал в приемной комиссии индустриального института, в течение ряда лет был заместителем председателя областного совета по НИРС при ректоре В.Е. Копылове, был деканом факультета, секретарем парткома, членом парткома, директором Технологического института. Когда меня загружали - именно это я и называю «ветер в спину», - я не сопротивлялся: определял задачи и решал их. Необходимо было защитить докторскую диссертацию - защитил. И тут я должен сказать спасибо ректору, Н.Н. Карнаухову: он меня освободил от всех других дел. Я был директором Технологического института, а «директорский портфель» очень тяжелый, успешная работа над докторской диссертацией и директорская должность - вещи не сочетаемые.

Какие наиболее важные, ключевые решения Вы принимали на своем жизненном и профессиональном пути? Как эти решения повлияли на Ваш жизненный и профессиональный путь?

Судьбоносное решение - выбор специальности. Она задает ориентиры для дальнейшей профессиональной деятельности. Другое судьбоносное решение принимается по окончании вуза - чем профессионально заниматься дальше: специальность дает лишь общие ориентиры, а выбор сферы ее применения - за самим человеком.

По окончании Тюменского индустриального института я был распределен на Тюменский приборостроительный завод, но мне удалось уйти с завода, и я стал работать в институте. Это был важный жизненный шаг. Однако в аспирантуру я попал не сразу. Год проработал инженером НИ-Са. В течение этого времени сдал два кандидатских экзамена. Потом пришло время служить в армии, и только после армии поступил в аспирантуру. Когда демобилизовался, вернулся в ТИИ, мне уже была приготовлена целевая аспирантура в Томском политехническом институте. Съездил в Томск, посмотрел, пообщался, пришел к выводу, что

там у меня не будет возможности продолжать работу в том научном направлении, за которое я уже зацепился, когда выполнял дипломную работу, работал инженером. Речь идет о применении лазерной техники в машиностроении. Тогда это было новое, современное направление, которое М. Утешев начал развивать в Тюмени. Вернувшись из Томска, я отказался от целевой аспирантуры. И поступил в аспирантуру в ТИИ к профессору В.П. Ревякину, а фактически работал под руководством М.Х. Утешева над диссертацией по теме «Разработка лазерных интерферометрических методов измерений в машиностроении». В то время - 1972 год - это было совершенно новое передовое направление, лазеры только-только начали применять в машиностроении и в других отраслях науки и техники.

Пожалуй, можно выделить еще одно ключевое решение. Я проработал год секретарем парткома Индустриального института и понял, что в сложившейся в то время в ТИИ ситуации «карманным» секретарем у первого руководителя я становиться не буду, и поэтому решил уйти с этой должности. Вернулся на пост декана.

Конечно, каждый этап профессиональной жизни был для меня хорошей школой. Я все время работал с людьми и считаю, что на каждом этапе отдавал себя полностью своему делу.

Попытайтесь кратко и доступно для неспециалистов раскрыть предмет своей исследовательской деятельности.

Направление, в котором мы работаем, связано с повышением работоспособности всех видов металлорежущих инструментов для обработки различных материалов на металлорежущих станках в приложении к самым различным отраслям производства. Мы разработали методологию определения режимов максимальной работоспособности режущих инструментов с учетом изменения свойств инструментальных твердых сплавов в процессе обработки металлов.

В основу легли серьезные фундаментальные исследования, такие как лазерная интерферометрия, механические характеристики инструментальных твердых сплавов, методы расчета напряжений и деформации с применением численных методов. Наш конечный продукт - высокопроизводительный, современный режущий инструмент. Результаты нашей научно-исследовательской деятельности могут быть использованы как исследователями, так и производственниками. Все наши новые технические решения защищены патентами.

У Вас оформилось свое научное направление?

Это сложный вопрос. Я начал работу в рамках научного направления, созданного и развиваемого профессором Утешевым. Это приложение лазерной техники в машиностроении.

Сегодня под моим руководством сформировалось новое научное направление - повышение работоспособности режущих инструментов на стадии проектирования и эксплуатации во всем диапазоне режимов обработки материалов резанием с учетом изменений механических характеристик инструментальных твердых сплавов.

Пять моих аспирантов защитили по этому направлению кандидатские диссертации.

Если говорить о сегодняшнем дне кафедры «Станки и инструменты», то половина сотрудников кафедры - в возрасте до 30 лет. Молодые ребята к нам идут, хотят с нами работать. Думаю, что научная стезя особая - во все времена были, есть и, я думаю, будут люди, которым не нравится работать по шаблонам. Всегда есть категория людей - новаторов, рационализаторов, изобретателей, - которые хотят идти своим путем, самостоятельно ставить задачи и решать их. Из этой категории ребят мы и стараемся подбирать для себя контингент аспирантов, соискателей ученых степеней. Возможно, им передается наша увлеченность делом. Мы активно применяем результаты наших исследований в учебном процессе, студенты еще во время учебы в

университете знакомятся с нашими запатентованными разработками, конструкциями новых инструментов, это их вовлекает в наши исследования.

Есть ли у Вас свод неписаных правил поведения в науке, в преподавании, который бы Вы хотели «передать по наследству» Вашим нынешним аспирантам?

Я специально не размышлял над этим вопросом, но попытаюсь сформулировать...

Пожалуй, первое правило, основополагающее для исследователя-наставника - нужно жить этим делом, быть постоянно погруженным в его проблематику. Если человек работает, допустим, с 9.00 и до 18.00, «по звонку» покидает рабочее место и забывает о своем деле - это не ученый. Увлеченность делом, трудолюбие, целеустремленность -необходимые составляющие успеха в научной деятельности.

Второе: порядочность в отношениях с коллегами - не присваивать чужие результаты.

Третье: полученные результаты необходимо осмыслить, обосновать, не подгонять под представления сегодняшнего дня - в противном случае новые результаты исследования можно потерять.

Четвертое: не считать себя вундеркиндом. Наши сегодняшние достижения базируются на достижениях предшественников. Мы двигаемся дальше, внося свой вклад в безмерное пространство научного знания. Нельзя обособляться, полученные результаты должны стать достоянием научного сообщества.

Безусловно, для успешной научно-исследовательской деятельности необходимы и здоровые амбиции. Человек должен стремиться к тому, чтобы в каждой его работе была «изюминка» - новое техническое решение. Пусть это будет маленькое достижение, но человек должен публично заявить о своих результатах, о том, что это сделал он, до него такого решения не знали.

Еще одно важное правило, о котором я постоянно напоминаю своим аспирантам: «голова должна бежать вперед ног». «Работать головой», развивать инженерное воображение - правило профессионализма.

Успешный профессионал в Вашем деле, как бы Вы его охарактеризовали?

Успешного профессионала можно охарактеризовать по-разному, все зависит от того, в каких ценностных рамках мы размещаем это понятие. Безусловно, успешного профессионала, да и вообще успешного человека, можно охарактеризовать известным выражением так: ему каждый день утром хочется идти на работу, а вечером - домой.

Возможно, эта характеристика больше описывает просто счастливого человека? Да, но счастливым я могу назвать только того человека, который в том числе нашел свое призвание в профессиональной сфере, стал профессионалом в своем деле. Мне в этом отношении повезло -моя профессиональная деятельность совпала с моими увлечениями.

Но чудес в достижении профессионального успеха не бывает. Я не сомневаюсь в том, что процентов на 70 настоящий профессионал - это человек, который, уйдя из рабочего кабинета, от своего дела не уходит, продолжает в нем жить.

Успеху профессионала должны сопутствовать и некоторые внешние факторы. Если человек будет с увлечением заниматься своим делом, но его деятельность не будет иметь общественного признания, признания коллег, то его еще нельзя назвать в полной мере состоявшимся профессионалом. Внутренняя удовлетворенность и внешнее признание - это, наверное, основные позиции состоявшегося профессионала.

Современность вносит некоторые коррективы в построение профессиональной карьеры. Сегодня, чтобы стать профессионалом, тем более - профессионально заниматься научной деятельностью, одной увлеченности

своим делом недостаточно. При выборе профессионального пути в наши дни приходится решать альтернативу - или зарабатывать деньги, или заниматься наукой, но при этом влачить почти нищенское существование. Требования, которые я предъявлял к себе, когда делал кандидатскую диссертацию, я не могу в полной мере предъявлять своим сегодняшним аспирантам. Они не могут позволить себе заниматься только исследовательской деятельностью. Безусловно, это затрудняет профессиональное становление в научно-исследовательской и педагогической деятельности. Зачастую, к сожалению, научной деятельностью могут позволить себе заниматься только те молодые люди, которым родители создали определенную материальную базу, например, решили жилищные вопросы, но многие, очень способные ребята все-таки уходят в производство, туда, где у них больше шансов решить свои материальные проблемы. Для науки мы их теряем.

Чтобы сохранить университетскую научную деятельность на более или менее качественном уровне, наверное, нам необходима специальная программа по закреплению молодых способных кадров в университете. Эта программа может быть реализована успешно только на университетском уровне: ни кафедре, ни даже институту, например, Технологическому, такая задача не по силам. Наш университет все больше становится самодостаточным, с хорошей доходной частью, и создание такого рода программы будет залогом его дальнейшего развития как университета. Молодой человек, избирая научную стезю в качестве основной профессиональной деятельности, должен иметь возможность прогнозировать свое будущее. Например, он должен знать, что если качественно, старательно выполнит кандидатскую диссертацию, в срок ее защитит, то сможет рассчитывать на должность доцента, сможет решить какой-то блок своих социально-экономических проблем. Может быть, это должен быть своего рода аванс, или инвестиции в науку со стороны нашего университета, которые потом бу-

дут отработаны сполна. Например, это могло бы быть оформлено в виде двустороннего многолетнего договора между университетом и молодым сотрудником. Закрепление молодых, способных сотрудников - это очень важная проблема для нашего университета. Пренебрегая вниманием к ней, мы можем получить такую картину: мощный университет с великолепными корпусами, хорошими аудиториями, приличным профессорским составом - и отсутствие молодых кандидатов наук. Так наш университет может состариться в молодом возрасте.

Считаете ли Вы себя состоявшимся человеком?

Я считаю, что состоялся - доктор наук, профессор, заведующий кафедрой, отец двух взрослых дочерей, дед двух внуков. У меня есть команда сподвижников, есть ученики. Мне удается поддерживать на кафедре партнерские отношения со своими коллегами. Перед коллективом кафедры стоят важные задачи, в том числе и в сфере уни-верситезации инженерного образования. На кафедре ведется подготовка по пяти специальностям, среди них три новых специальности, открытых в нашем университете и закрепленных за кафедрой: «Управление качеством», «Стандартизация и сертификация», «Метрология и метрологическое обеспечение». Мы предполагаем, что выпускники по этим специальностям своей профессиональной деятельностью будут способствовать вхождению России в ВТО. Это перспективные и актуальные направления образовательной и научно-исследовательской деятельности для меня лично и для коллектива нашей кафедры в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.