Научная статья на тему '«Плюсы» и «Минусы» повышения квалификации педагогов хореографических коллективов'

«Плюсы» и «Минусы» повышения квалификации педагогов хореографических коллективов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
632
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПЕДАГОГ / ХОРЕОГРАФ / ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / TEACHER / CHOREOGRAPHER / CHOREOGRAPHIC TEAM / ARTISTIC DIRECTOR OF THE CHOREOGRAPHIC TEAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимофеевская Мария Анатольевна

Статья посвящена рассмотрению ряда вопросов о повышении квалификации педагогов дополнительного образования в хореографических коллективах. Отражает суть и затрагивает положительные и отрицательные вопросы курсов повышения квалификации. Отвечает на поставленные вопросы педагогической деятельности и затрагивает влияние на неполноценную результативность курсов, которая приводит к неудобствам и складывается в негативную последовательность для хореографов в результате прохождения курсов повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROS" AND "CONS" OF UPGRADING OF TEACHERS OF CHOREOGRAPHIC COLLECTIVES

The article is devoted to the consideration of a number of questions about the advanced training of teachers of additional education in choreographic groups. Reflects the essence and affects the positive and negative issues of refresher courses. Answers the questions posed by pedagogical activity and affects the impact on incomplete results of courses, which leads to inconvenience and develop in negative sequence for choreographers as a result of passing training courses.

Текст научной работы на тему ««Плюсы» и «Минусы» повышения квалификации педагогов хореографических коллективов»

5. Образовательные технологии в высшем педагогическом образовании / Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. Саратов: Изд-во СГУ, 2014. 188 с.

6. Рыжова Г.А. Развивающие возможности использования активных методов обучения в военном вузе // Теория и практика общественного развития, 2013. № 2. С. 122-126.

7. Четвертакова Ж.В. Пути оптимизации системы дистанционного обучения в процессе переподготовки и повышения квалификации офицеров в военном вузе // Гаудеамус, 2013. № 2. 141-143.

«ПЛЮСЫ» И «МИНУСЫ» ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ Тимофеевская М.А. Email: [email protected]

Тимофеевская Мария Анатольевна - магистр, кафедра хореографического искусства,

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Анотация: статья посвящена рассмотрению ряда вопросов о повышении квалификации педагогов дополнительного образования в хореографических коллективах. Отражает суть и затрагивает положительные и отрицательные вопросы курсов повышения квалификации. Отвечает на поставленные вопросы педагогической деятельности и затрагивает влияние на неполноценную результативность курсов, которая приводит к неудобствам и складывается в негативную последовательность для хореографов в результате прохождения курсов повышения квалификации.

Ключевые слова: повышение квалификации, педагог, хореограф, хореографический коллектив, художественный руководитель хореографического коллектива.

"PROS" AND "CONS" OF UPGRADING OF TEACHERS OF CHOREOGRAPHIC COLLECTIVES Timofeevskaya M.A.

Timofeevskaya Maria Anatolyevna - Master Student, DEPARTMENT OF CHOREOGRAPHIC ART, RUSSIAN STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY A.I. HERZEN, SAINT-PETERSBURG

Abstract: the article is devoted to the consideration of a number of questions about the advanced training of teachers of additional education in choreographic groups. Reflects the essence and affects the positive and negative issues of refresher courses. Answers the questions posed by pedagogical activity and affects the impact on incomplete results of courses, which leads to inconvenience and develop in negative sequence for choreographers as a result of passing training courses.

Keywords: professional development, teacher, choreographer, choreographic team, artistic Director of the choreographic team.

УДК 37.1174

На сегодняшний день педагогические работники общего и дополнительного образования обязаны проходить повышение квалификации не менее одного раза в 5 лет. Это связано с представлением о том, что в течение данного периода педагогическая наука разрабатывает новые методики и подходы к обучению школьников. Работа в условиях современного образовательного учреждения предъявляет высокие требования к уровню квалификации любого специалиста, а в особенности руководителя. В связи с внедрением современных технологий, знания и навыки быстро теряют свою актуальность, поэтому процесс обучения и повышения квалификации должен носить непрерывный характер.

В нашей стране существует более 70000 хореографических коллективов, руководители и педагоги которых приезжают на ежегодные мероприятия по повышению квалификации. Эта категория педагогических работников в силу творческого характера своего труда, его многофункциональности, изменчивости форм и содержания работы нуждается в постоянном обогащении новыми идеями, свежими мыслями, передовым опытом [1]. Возможность повышения квалификации на основе профессиональной деятельности дает возможность установить ценностные ориентиры во взаимосвязи с культурой и определяет профессиональное становление педагогов-хореографов. Некоторые ученые указывают на то, что «прямой перенос исполнительской

ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 8(62). Часть 1. 2019. | 98 |

танцевальной деятельности в педагогическую практику не обеспечивает реализации имеющегося в ней художественно-творческого потенциала, того, что требует педагогически осмысленная профессиональная деятельности педагога-хореографа и выявления тех ее аспектов, которые бы определяли условия реализации образовательного художественно-творческого потенциала в повышении квалификации» [2]. Ю.И. Громов [3] отмечал, что профессиональное образование педагога-хореографа дает возможность использовать в качестве базы имеющийся собственный профессиональный опыт, что позволяет поддержать и повысить его профессиональную хореографическую квалификацию.

Кроме этого в ходе прохождения курсов повышения квалификации педагог знакомится с конкретными методиками и технологиями, представляющими реальную ценность в осуществлении его профессиональной деятельности. А все практические задания нацелены на решение актуальных профессиональных задач. А также в ходе обучения происходит обмен опытом с педагогами из различных образовательных заведений, что способствует появлению новых творческих идей и внедрению новых практик в образовательный процесс.

Однако у повышения квалификации педагогов хореографических коллективов имеет и ряд минусов. Совершенно не умаляя всех достоинств этого вида обучения, необходимо отметить большие затраты времени, которые его сопровождают. Педагогу или руководителю художественного коллектива приходится либо отрываться от основной работы и вместо нее проходить обучение, либо тратить свое личное время. Чаще всего повышение квалификации педагог вынужден проходить в свободное от работы время, поскольку руководители образовательных учреждений не очень охотно отпускают работников для прохождения курсов повышения квалификации, аргументируя это учебным планом и расписанием. Таким образом, педагог должен вместо отдыха, которой не менее важен для успешной работы, тратить время на обучение.

Кроме полноценных курсов повышения квалификации в высших учебных заведениях и образовательных организациях постдипломного образования педагоги хореографических коллективов могут повышать квалификацию, участвуя в «мастер-классах», тренингах, творческих лабораториях, стажировках, проблемных семинарах, творческих фестивалях и конкурсах, что существенно экономит время. Однако подобное повышение квалификации приводит нас к следующему «минусу» - «оно не дает возможности усвоения воспитательного, развивающего потенциала хореографического материала. На них не рассматриваются актуальные на сегодняшний день вопросы деятельности педагога-хореографа дополнительного образования детей: «Организация педагогического процесса для поддержания у учащихся интереса к занятиям?», «Организация деятельности хореографического коллектива на результат?», «Влияние хореографической деятельности на развитие детей, коррекцию их Я-концепции» и др.» [4].

Еще одним большим минусом повышения квалификации педагогов хореографических коллективов можно считать высокие материальные затраты на обучение. В современной системе постдипломного педагогического образования предусмотрены бюджетные курсы повышения квалификации. Однако, на практике попасть на них не всегда представляется возможным. Педагоги вынуждены тратить собственные средства и из-за дороговизны курсов, семинаров и мастер-классов выбирать не самые лучшие, а самые доступные.

Таким образом, повышение квалификации педагогов и руководителей хореографических коллективов имеет не только «плюсы», очевидные для большинства педагогов, но и ряд существенных минусов, которые крайне негативно влияют на мотивацию и настрой педагогических работников при появлении необходимости повышать квалификацию.

Список литературы / References

1. Данные ГУ РК «Учебно-методический центр по подготовке и переподготовке кадров культуры и искусства» - Семинар как форма повышения квалификации работников социокультурной сферы (Сыктывкар, 5 мая 2011 г.).

2. Касиманова Л.А. Влияние социально-культурной среды на систему повышения квалификации педагогов-хореографов// Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. Челябинск, 2013. С. 38-43.

3. Громов Ю.И. Работа педагога-балетмейстера в детском хореографическом коллективе. Л., 1963.129 с.

4. Мацаренко Т.Н. К вопросу о повышении квалификации педагога-хореографа в системе дополнительного образования детей // Культура. Духовность. Общество. Новосибирск, 2013. С. 131-135.

| 99 | ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 8(62). Часть 1. 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.