Научная статья на тему 'Плюсы и минусы ФГОС третьего поколения'

Плюсы и минусы ФГОС третьего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6787
615
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М С. Смакотина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Плюсы и минусы ФГОС третьего поколения»

- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ -

нических средств обучения, полностью соответствует современным требованиям. Одно из последних приобретений - виртуальный тир с конструкторами упражнений по курсу стрельбы на пистолете, автомате, винтовке. Это, безусловно, повысит качество преподавания по основам военных знаний.

В качестве базового образовательного учреждения проведена большая методическая работа по вопросам перестройки воспитательно-образовательного процесса сообразно требованиям ФГОС. Проведено 5 консультаций с профессионально-педагогическими работниками образовательных учреждений НПО и СПО юга Кузбасса по вопросам методологического, организационного и методического сопровождения перехода на ФГОС нового поколения..

Большое значение коллектив уделяет вопросу непрерывного профессионального образования. Этот вопрос приобретает еще большую актуальность во время перехода на государственные образовательные стандарты нового поколения. Интеграция содержания уровней образования осуществляется по принципу оптимизации объема содержания учебных дисциплин и межпредметных связей с учетом специфики региональных особенностей подготовки специалистов.

Предстоит большая работа по сопряжению новых учебных планов и программ. В настоящее время заключены договоры о сотрудничестве с 5 ОУ НПО: ПЛ № 21 (директор Топорков С. В.), ПУ № 87 (директор Кривокульская Л. М.), ПУ № 50

(директор Корнеев Е. П.), ПЛ № 10 (директор Ко-сенков А. А.).

В процессе подготовки к переходу на Федеральные государственные образовательные стандарты коллектив колледжа определил ряд первоочередных проблем, в разрешении которых испытал определенные трудности:

• дефицит нормативно-методической документации, содержащей рекомендации по формированию и оформлению рабочей учебно-планирующей, методической документации в образовательном учреждении;

• отсутствие утвержденных и рекомендованных к использованию БУПов, примерных программ учебных дисциплин и профессиональных модулей;

• технические и содержательные ошибки в текстах ФГОС.

В преодолении затруднений большую помощь нам оказал ГОУ «КРИРПО» через систему курсов, семинаров, консультаций, онлайн-кон-ференций.

Все вышеперечисленное вселяет уверенность, что новый 2011/2012 учебный год мы встретим со 100 % готовностью к работе по Федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения, и колледж будет продолжать обеспечивать качественную подготовку по профессиям и специальностям. Ведь новые стандарты определяют требования качественной подготовки специалистов, которые будут соответствовать требованиям современного рынка труда.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

М. С. Смакотина, преподаватель ГОУ СПО «ЮТАиС»

Российское образование, с учетом намеченных основных направлений Федеральной целевой программы развития образования, находится на этапе перехода к новому стандарту, в котором предусматривается коренное изменение приоритетов.

Стратегическая задача развития образования заключается в обновлении содержания, методов обучения и достижении нового качества его результатов. Стандарт рассматривается как «средство обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его постоянного воспроизводства и развития».

Становление новой системы образования ориентировано на вхождение России в мировое образовательное пространство. Это сопрово-

ждается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Инновационный путь развития профессионального образования подразумевает приведение качественных и количественных показателей подготовки специалистов в соответствие с запросами рынка труда. Эти и многие другие причины послужили предпосылками для разработки и внедрения Федеральных государственных стандартов третьего поколения. Целью внедрения ФГОС нового поколения в профессиональном образовании является:

• совершенствование качества отечественного образования, приближение его к мировым стандартам;

• практикоориентированность образовательного процесса;

• интегральная оценка и сертификация выпускников работодателем;

• компетентность^ подход в профессиональном образовании;

• оптимизация сети образовательных учреждений федерального, регионального и муниципального подчинения;

• регулирование финансовых потоков в профессиональном образовании.

Принципиальным отличием федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС-3) от двух предшествующих поколений стандартов является модульно-компетентност-ный подход. Модульно-компетентностный подход в профессиональном образовании - это концепция организации учебного процесса, в которой в качестве цели обучения выступает совокупность профессиональных компетенций обучающегося, в качестве средства ее достижения - модульное построение содержания и структуры профессионального обучения.

При первом прочтении ФГОС-3 возникает чувство несогласия. Потому что понимаешь -рушится устоявшаяся, всем понятная и привычная система обучения, вводится новая терминология, изменяется структура образовательного процесса, изменяются и повышаются требования к уровню преподавания и т. д. Поэтому, по-моему мнению, для успешного освоения ФГОС, разработки и внедрения ОПОП каждому преподавателю необходимо тщательным образом изучить новые стандарты, осознать прогрессивность ФГОС-3, усвоить терминологию и психологически быть готовым к восприятию новизны, повышению уровня своей квалификации и постоянному самообразованию. Так как при реализации МДК на основе модульно-компетентност-ного подхода коренным образом изменяются и функции преподавателя. Мы должны стать организаторами образовательной среды, консультантами, экспертами, тьюторами и т. д.

В нашем образовательном учреждении профессиональная подготовка ведется по двум уровням НПО и СПО. Специалисты учреждения приняли участие в рабочих группах по разработке ОПОП по профессиям НПО «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», «Автомеханик» и «Продавец, контролер-кассир». В рамках действующего законодательства ОУ самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП НПО (СПО), определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендованного перечня их возможных сочетаний согласно п.3.2. ФГОС) с учетом потребностей регионального рынка труда и примерной ОПОП, поэтому

- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ -

мы считаем, что в этой работе должны участвовать все педагогические работники. И по названным профессиям было создано три творческих группы для разработки ПМ и программ УД. Для более плодотворной работы в течение учебного года мы проводили консультации для ведущих преподавателей внутри ГОУ СПО «ЮТАиС», областные консультации для преподавателей и мастеров производственного обучения ОУ НПО сельскохозяйственного профиля, а также участвовали в тематических консультациях в ГОУ СПО ЮТК и ГОУ НПО ПУ № 77.

Работа творческих групп в нашем коллективе осуществлялась по следующему алгоритму:

1. Изучение педагогами структуры и содержания ФГОС.

2. Проведение терминологического анализа ФГОС НПО/СПО.

3. Рассмотрение структуры и определение логики разработки ОПОП.

4. Проведение анализа структуры макетов и определение логики разработки примерных программ ПМ и УД.

При детальном изучении ФГОС-3 стало ясно, что в них исключается дублирование изучаемых тем, имеющих межпредметные связи, как из профессионального, так и из общепрофессионального цикла. На всех этапах работы: от планирования учебных курсов до интегрированной аттестации все преподаватели МДК, УД, ОГСЭ, ЕН и руководители практики должны работать в постоянном взаимодействии, одной командой.

В процессе работы насторожило и вызвало негативную реакцию то, что предусматривается очень сильное сокращение часов, отведенных на профессиональный цикл (хотя объем теоретического материала остается достаточно большим), и снижение сроков обучения в целом по профессии с 2 лет 10 месяцев до 2 лет 5 месяцев. Учитывая специфику подготовки по профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», при обучении по старым стандартам, преддипломную практику обучающиеся III курса проходят в мае-июне. А при изменении сроков обучения они будут выпускаться в конце января - начале февраля. В связи с этим возникло множество вопросов и обсуждений по поводу того, где и как будут задействованы в высвободившееся время, прежде всего, мастера производственного обучения и преподаватели профессионального цикла. Как будет рассчитываться нагрузка преподавателей и их занятость в течение учебного года?

При разработке ПМ многим преподавателем было непонятно - как же будут делиться часы, ведь МДК может включать несколько дисциплин, преподаваемых ранее по старым стандартам. Здесь нужно осознать, что МДК может препода-

- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ -

ваться одним педагогом, а это потребует повышения квалификации, проработки учебного материала, составления РУПД, а возможно и написание учебных пособий по МДК. Ведь недостаток учебно-методической литературы, отвечающей требованиям времени, ощущается давно, о чем преподаватели спецдисциплин заявляли уже неоднократно. Большая часть используемых учебных пособий морально устарела, не содержит необходимой информации по современным технологиям и технике, которая поступает и используется в сельскохозяйственном производстве, или просто содержат большое количество ошибок.

Реализация компетентностного подхода предполагает акцент на деятельностном содержании образовательного процесса, то есть формы организации образовательного процесса и способы деятельности обучающихся становятся важнейшим компонентом содержания образования. По этому вопросу, при обсуждении и разработке ПМ и программ УД, у нас затруднений не возникло, так как преподаватели нашего ОУ в своей профессиональной деятельности всегда используют прогрессивные способы организации деятельности обучающихся (мини-группы, звенья, блочно-модульная технология, решение проблемных задач, разбор практических ситуаций, исследовательская, рефлексивно-самооценочная и др.). Результатом освоения ПМ будет являться приобретение обучающимися умений, навыков и опыта практической деятельности в решении нестандартных профессиональных задач, что в профессии тракториста-машиниста сельскохозяйственного производства является очень важным. Ведь механизатор работает в постоянно изменяющейся окружающей среде и должен учитывать множество факторов для получения высокой продуктивности в своей профессиональной деятельности.

Формированию и отработке профессиональных компетенций и навыков в рамках модульно-компетентностного подхода будет способство-

вать то, что каждый ПМ, кроме одного или нескольких МДК, включает учебную практику (производственное обучение) и производственную практику. Каждый МДК включает элементы теоретического и практико-ориентированного обучения. Поэтому перед началом организации учебного процесса должны быть проработаны, определены и документированы способы организации практической деятельности, требования к результатам обучения по каждому МДК. Из этого логически вытекает и утверждена во ФГОС необходимость дальнейшего расширения, углубления качественно новых контактов с социальными партнерами, в качестве которых теперь могут выступать не только работодатели, но и представители органов управления образованием, родительская общественность и др.

При обсуждении и разработке ПМ много времени и сил ушло на 5 раздел «Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)» при формулировании основных показателей оценки результата и определении форм и методов контроля и оценки. Нам понравилось, что на основе ФГОС-3 организация оценивания общих и профессиональных компетенций может включать разнообразные технологии оценивания и самооценивания в процессе подготовки квалифицированного рабочего, технологию портфолио в системе текущего и итогового оценивания, защиту дипломной работы и процедуру внешнего оценивания с участием представителей работодателя.

Сколько людей, столько и мнений на любое событие, происходящее в общественной жизни и государстве. По поводу внедрения ФГОС нового поколения высказываются и «за» и «против», но реформа необходима. Как сказал Президент РФ Д. А. Медведев: «Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам с вами удастся сделать профессиональное образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений».

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ГОУ СПО «МАРИИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Г. Е. Моргунова, зам. директора по НМР ГОУ СПО «Мариинский педагогический колледж»

Бурное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) привело к новым взглядам на развитие мирового сообщества. Развитие современного общества уже невозможно без специалистов в современных областях, прежде всего в ИКТ, без поддержания высокого уровня интеллекта населения. В настоя-

щее время промедление с внедрением современных средств ИКТ, развитием Интернета и родственных ему технологий для любой страны равносильно публичному признанию ее принадлежности к «третьему миру». Соответственно, с учетом данных тенденций происходят общественные и экономические преобразования, ве-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.