НОВЫЕ СТАНДАРТЫ -СТИМУЛ К РАЗВИТИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
Л. А. Михайлова, методист лаборатории мониторинга внедрения ГОС ПО ГОУ «КРИРПО»
Областной конкурс «Преподаватель го-да-2011» проходил в условиях подготовки учреждений профессионального образования к переходу на реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Это серьезное испытание для системы начального и среднего профессионального образования области. Участники конкурса стали центром своеобразных творческих мастерских по разработке и внедрению в процесс профессионального обучения практикоориентированных приемов, эффективной самостоятельной работы обучающихся на уроке и внеаудиторно, методов, обеспечивающих формирование общих компетенций.
Предлагаем мнение победителей и финалистов конкурса о перспективах, открывающихся перед учреждениями профессионального образования, и проблемах, которые могут возникнуть или уже возникли, при переходе на новые стандарты.
Профессиональная деятельность Александра Сергеевича и его увлечения совпали. Это захватывающий мир информационных технологий. Александр Сергеевич убежден, что компьютер открывает перед современным человеком неограниченные возможности и именно поэтому важно научить каждого уверенно и творчески его использовать в профессиональной деятельности и личной жизни.
Лучшими уроками Александр Сергеевич считает те, где учащиеся творят, принимают самостоятельные решения, создают реальный продукт. Вместе с учащимися педагог создал ло-
кальную сеть и сайт учреждения, электронные презентации и видеофильмы.
Александр Сергеевич активно способствует внедрению информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс училища, помогает коллегам, которые часто много старше его и опытнее, осваивать новейшие средства обучения. В училище создан своеобразный клуб под его руководством, в состав которого входят 8 преподавателей, имеющих стаж работы педагогической деятельности более 30 лет. Среди них Старушкина Алартина Филипповна, отличник ПТО, награжденная медалью «За заслуги перед Отечеством II степени»; Геращенко Антонина Михайловна, почетный работник профессионального образования. Его увлеченность профессией заразительна, вокруг него всегда много учащихся. Он умеет мгновенно реагировать, вникать в любую проблему, всегда готов к любому вопросу по предмету и по жизни. Много внимания уделяет ребятам со сложной судьбой, увлекая их общим делом, отогревает души, помогает почувствовать радость созидания. Только за текущий учебный год обучающихся Козикова Артема и Терещенко Сергея, которые состояли на учете в ПДН за пропуски занятий, административные нарушения, склонность к бродяжничеству, сняли с учета. Теперь они успешно проходят производственную практику на предприятиях города.
Антропоцентрический подход к процессу обучения:
«В настоящее время сфера труда и сфера подготовки кадров этой трудовой сферы разошлись далеко в разные стороны. В последние полтора десятилетия произошли радикальные изменения в содержании всех профессий. Ряд профессий оказался невостребованным, в то же время возникло много новых профессий. Эти изменения вызваны следующими причинами: переориентацией спроса на новые умения и изменения организации труда; падением спроса на неквалифицированный ручной труд; распространением автоматизированных систем управления производственными процессами; спадом массового производства; повышением индиви-
Зеляев Александр Сергеевич,
преподаватель спецдисциплин ГОУ НПО профессиональное училище №41 г. Прокопьевск, победитель областного конкурса «Преподаватель года - 2011»
дуальной ответственности работников за качество труда; растущей необходимостью непосредственного общения работников с клиентами и заказчиками; повышением уровня взаимодействия работников в коллективе; размыванием границ между профессиями и т. д. Всё это потребовало существенного повышения степени гибкости профессионального образования, т. е. не просто его разовой переориентации с «отмерших» профессий на «новые», но создания механизмов, обеспечивающих его постоянную настройку на динамично меняющиеся требования рынка труда.
На мой взгляд, кардинально поменялась и цель российского образования, что наглядно иллюстрирует нижеприведенная схема.
Общественный договор
Проблемы России Стратегия 2020
Новые образовательные запросы семьи,
общества, и государства
Новая цель образования
Новые технологии
Широкое внедрение
ИКТ-технологий во все сферы жизни
Л.
Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России
Изменение цели образования требует изменения качества кадровой подготовки. Новое время предъявляет новые требования к современному учителю. Это и владение современными технологиями развивающего обучения, определяющими новые параметры образования XXI века, и способность «видеть» многообразие учащихся,
учитывать в учебно-воспитательном процессе возрастные индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей (одаренных, девиантных детей, с ограниченными возможностями здоровья и др.) и реагировать на их потребности и умение применять здо-ровьесберегающие технологии, способность сопровождать профессиональную карьеру молодого человека.
В связи с этим я считаю, что в ФГОС нового поколения приоритетным становится антропоцентрический подход к процессу обучения и воспитания молодежи, ориентированный на развитие креативной личности. Тем более, как пока-
зывают результаты бесед с работодателями, у выпускников недостатка в знаниях, умениях или навыках не наблюдается, а вот специфического умения исполнять обязанности в рамках основных профессиональных видов деятельности, связанного со степенью сформированности тех или иных компетенций, нет.
В ФГОС нового поколения под компетенцией подразумевается «способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области», тем самым отражена тесная связь между компетенцией и деятельностью. Таким образом, компетентностный подход следует реализовать в процессе подготовки и осуществления различных видов профессиональной деятельности, что заметно отличает его от традиционного знаниевого подхода, в котором упор делается на усвоение набора дидактических единиц. К тому же академичность традиционного обучения усугубляется сегодня недостаточной обеспеченностью практической подготовки: сокращаются или совсем не проводятся практики и стажировки, в образовательные учреждения практически не поступают новые образцы техники и оборудования. Поэтому переход к компетентностному подходу, ориентированному на обеспечение профессиональной компетентности через практическую деятельность в ходе обучения, является не насаждаемым новшеством, а требованием времени.
По моему мнению, нас ждет не просто смена терминов, а значительная реорганизация образовательного процесса, ведь новые цели требуют адекватных методов и средств для их достижения. Попытка упаковать старое содержание образования в новую форму приведет к лишь усугублению кризиса, а не к его разрешению.
Принципиальное новшество в ФГОС нового поколения является новая структурная единица - профессиональный модуль, органично интегрирующий прохождение практики с усвоением теоретического материала. Поскольку требования к результатам обучения формулируются как перечень видов профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций, выпускник в ходе обучения должен, прежде всего, приобрести практический опыт, который опирается на комплексно осваиваемые умения и знания.
Ключевым принципом модульно-компетент-ностного подхода выступает ориентация на цели, значимые для сферы труда.
Оценка образовательных результатов в рамках модульно-компетентностного подхода также обладает своими особенностями. Во-первых, оценка производится независимо по каждому конкретному модулю. Процедура оценивания предполагает демонстрацию или подтверждение того, что обучающиеся освоили требуемые компетенции, сформулированные в задачах по данному модулю, и могут осуществлять все требуемые действия в рамках данной компетенции. Во-вторых, оценка базируется на критериях, при этом критерии оценки заранее определяются и формулируются в терминах результатов деятельности задач модуля.
В системе вышеизложенных подходов формируется принципиально новый заказ общества и государства к уровню подготовки выпускника, способного ориентироваться на рынке труда».
Екатерина Викторовна хорошо знает содержание будущей профессиональной деятельности своих студентов, те сложные условия, в которых трудятся шахтеры, и меру ответственности каждого за результат и безопасность труда. Она лично побывала в забое, общалась со специалистами разного уровня: от горнорабочего до главного инженера шахты - и поняла, какие профессиональные знания, умения и личные качества необходимы современному шахтеру. В результате разработала авторскую программу, которая включает в себя информационные технологии в угледобывающей отрасли, профессиональную культуру и этику работника в угольной отрасли, современный менеджмент.
Екатерина Викторовна работает над программой развития творческих способностей студентов и это позволило ей повысить качество обучения за последние 3 года в 1,4 раза, а некоторым ее студентам добиться личных высоких результатов. Например, студент 3-го курса Самофалов Александр Васильевич является опе-
ратором и оператором-монтажником телевизионной студии техникума «Наш канал» и победителем областной выставки творческих работ студентов ОУ СПО Кемеровской области в номинации «Информационное программное обеспечение. Видеофильмы, ролики, популяризирующие профессию или учебное заведение». Выпускник 2009 года Штопель Сергей Владимирович успешно работает в должности специалиста дирекции по информационным технологиям в ОАО «Угольная компания «Северный Кузбасс» шахта «Первомайская». Екатерина Викторовна пишет стихи, ходит в туристические походы и участвует в студенческих капустниках, открыта для общения, и студенты вольно или невольно вовлекаются в круг ее интересов, перенимают требовательность к себе и окружающим, неравнодушие, увлеченность выбранной специальностью.
Информатизация образовательного пространства:
«В современном стремительно изменяющемся мире репродуктивная передача подрастающему поколению суммы знаний уже не является залогом его успешной интеграции в социум. Обществу сегодня нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора. Поэтому главными факторами для построения личностного вектора развития становятся умение ориентироваться в море информации и способность принимать правильные решения на основании данных из различных источников.
В соответствии с внесенными изменениями в федеральные законы полностью меняется подход к среднему профессиональному образованию.
В образовательный процесс вводятся ФГОС.
Стандарты предыдущего поколения как для школы, так и для профессионального образования подразумевали формирование у обучающихся так называемых ЗУНов - то есть знаний, умений и навыков. Сегодня эти понятия практически исключены из стандартов, теперь говорится о формировании компетенций, о том, что кроме умений и знаний выпускник профессионального учебного заведения должен иметь практический опыт.
Кемеровский горнотехнический техникум в 2010/2011 учебном году готов перейти на новые стандарты. Педагогический коллектив активно включился в работу по переходу на ФГОС СПО: проводит организационную, методическую работу по введению новых стандартов. Разработан алгоритм перехода на федеральные государственные образовательные стандарты, включа-
Гзрлингер Екатерина Викторовна, преподаватель общеобразовательных дисциплин ФГОУ СПО «Кемеровский горнотехнический техникум», победитель областного конкурса «Преподаватель года - 2011»
ющий в себя оформление необходимой документации, организацию повышения квалификации руководителей и преподавательского состава, информационно-аналитическое обеспечение, укрепление материально-технической базы.
Внедрение в учебный процесс федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) предполагает в образовательном учреждении создание динамичной образовательной среды. Стержневым фактором, который должен обеспечить успешность создания такой среды, является системность подготовки и комплексность всех видов обеспечения введения ФГОС СПО, непрерывное научное и методическое сопровождение.
Для обеспечения качественно нового уровня подготовки выпускников связующим направлением деятельности всех подразделений образовательного учреждения является информатизация образовательного пространства. Проблема поиска решений эффективной информатизации системы образования и её компонентов является актуальной как на социальном, так и на научно-практическом уровнях.
Однако наряду с несомненными положительными факторами внедрения стандартов третьего поколения, целью которых являлось полная реструктуризация образовательного пространства, существуют и отрицательные моменты.
На мой взгляд, на сегодняшний день до конца не проработаны механизмы и инструменты реализации федеральных государственных образовательных стандартов (модульная технология, формирование программ, система оценивания результатов). Содержательное качество стандартов также «оставляет желать лучшего». При этом отсутствует механизм корректировки содержания стандартов, потому что по ряду дисциплин встречается много размытых фраз. Возникает вопрос, чему, как, с помощью чего мы будем учить наших студентов? До конца не ясно. Педагогический состав не готов полностью к реализации стандартов, не все педагоги подготовлены, не всем удается уйти полностью от предметной парадигмы обучения к компетентност-ной. Хорошо, если преподаватель со стажем сможет сориентироваться в учебном материале и соотнести его с новыми задачами обучения, а если это новичок в профессиональном образовании?
Также проблемой всех профессиональных образовательных учреждений, на мой взгляд, будет составление расписания учебных занятий. Разработчики стандартов рассчитывали на «универсальных» преподавателей, которые способ-
ны будут целиком охватывать весь профессиональный модуль, при этом никто не учел, что таких преподавателей необходимо сначала подготовить, а уже потом «внедрять это в жизнь». Задумка модульного обучения требует полной переквалификации состава и у некоторых полного обновления учебно-материальной базы, что в ближайшее время невозможно. Вообще модульное обучение - хорошая идея, но выпускники вузов на сегодняшний день вообще не готовы к реалиям. Здесь у преподавателей должен сработать как профессиональный, так и личностный, человеческий фактор, так как им предстоит большая совместная работа.
И здесь приходит на ум одна фраза: «Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны».
Один из немногих плюсов ФГОС нового поколения - это возможность педагогу опираться в работе на личный творческий полет фантазии... Но вот куда моя фантазия улетит и как это скажется на профессиональной подготовке студентов, это еще очень большой вопрос!...»
Шаталин Евгений Николаевич,
преподаватель спецдисциплин ГОУ СПО «Юргинский техникум агротех-нологий и сервиса», финалист областного конкурса «Преподаватель года - 2011»
Евгения Николаевича всегда интересовала техника, поэтому после окончания школы поступил в профессиональное училище № 78. Общаясь с педагогами во время обучения в училище, восхищаясь их глубокими знаниями, пришел к выводу: высшее образование - это не просто диплом, это профессионализм высокого класса. После окончания обучения в институте получил профессию, которую считал для себя привлекательной и перспективной. Но ему предложили стать преподавателем спецдисциплин в училище, которое когда-то окончил. «Труд учителя -это особый труд, в котором задействован не только интеллект, но и душа учителя», - считает Евгений Николаевич. Уровень подготовки по преподаваемому предмету и психолого-педагогическая компетентность позволяют ему успешно преподавать свой предмет с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, применять современные образовательные технологии.
Выпускник учреждений профессионального образования -глубина и масштабы научно-технического процесса:
«Развитие системы образования РФ напрямую связано с основными направлениями социально—экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу, в которой одним из главных приоритетов является реформирование и развитие системы образования. Социальный заказ общества и государства определяет направления развития и изменения системы образования России в начале XXI века, названного временем технического прорыва.
Профессиональное образование является базисом социально-экономического развития общества, основой многих сфер жизнедеятельности государства, средством личностного и профессионального развития и самоутверждения личности. Если от качества подготовки выпускников вузов зависят уровень и ускорение научно-технического процесса, то от профессионализма выпускников техникумов и колледжей - его глубина и масштабы.
В условиях модернизации производства и социальной сферы, качественного обновления содержания труда, стремительно меняющиеся и усложняющиеся технологии современного производства требуют не просто рабочих, а специалистов высокой квалификации, имеющих глубокие знания, мобильное мышление, легко перестраивающиеся на работу по новым технологиям производства.
Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, на мой взгляд, имеет ряд положительных и отрицательных сторон.
К положительным сторонам можно отнести:
• принцип ориентации на результат - формирование умений (компетенций);
• принцип социального партнерства - в создание основных профессиональных образовательных программ включаются работодатели;
• принцип единства формирования общих и профессиональных компетенций специалиста -совместное решение задач общего и профессионального образования;
• принцип интеграции - в рамках профессионального модуля интегрируется теоретическое и практическое обучение, в междисциплинарных курсах содержание различных специальных, общепрофессиональных и других дисциплин.
К отрицательным сторонам можно отнести:
• отсутствие на действующий момент экспер-тированных примерных ОПОП;
• сомнительная целесообразность возможных сочетаний в профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»;
• значительное сокращение педагогической нагрузки;
• недопустимая перспектива нагрузки мастера производственного обучения;
• несоответствие содержания ОПОП (составляемой на основе функционирования стандарта) и материалов государственной итоговой аттестации по профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».
Мы с уверенностью смотрим в будущее и надеемся, что реализация ФГОС обеспечит высокое качество подготовки квалифицированных и конкурентоспособных выпускников по рабочим профессиям на рынке труда и даст нам возможность стабильно существовать и развиваться, двигаться вперед и достигать новых профессиональных побед».
Куторкина Анастасия Александровна, преподаватель спецдисциплин ГОУ СПО «Профессиональный колледж г. Новокузнецка», фина-листка областного конкурса «Преподаватель года - 2011»
Анастасия Александровна убеждена, что на пути профессионального становления важно осознавать, в чем твои достоинства и уметь выбрать то дело, в котором действительно хочешь и можешь достичь совершенства. Психология -это не только сфера ее профессиональной деятельности, но и давнее увлечение.
Формула успеха Анастасии Александровны - активная жизненная позиция, которая проявляется во всем, чем она занимается: в руководстве студенческими проектами, в работе со студенческим и педагогическим коллективами, подготовке к участию в мероприятиях от городского до регионального уровней. Постоянный поиск интересных форм и содержания работы со студентами позволяют создать комфортные условия для развития их интеллектуальных способностей и творческой инициативы. Она умеет «зажигать звезды» - ее воспитанники становятся дипломантами городских, областных и региональных научно-практических конференций по проблеме активизации здорового образа жизни, а результаты работы преподавателя отмечены дипломами различных степеней.
Формирование компетентности у обучающихся системы профессионального образования:
«Чтобы начать работу по освоению нового подхода, важно определиться именно с тем, что обозначено стандартом в качестве результата. Сама идея подхода - модульно-компетентност-ного - задает цель образовательного процесса - формирование совокупности компетенций обучающегося. Каждый элемент основной профессиональной образовательной программы связан с целью, т. е. с освоением обучающимся необходимых профессиональных компетенций и способностью осуществлять определенный вид деятельности. Целенаправленность каждого элемента задает внутреннюю логику программы, ее целостность. Это особенно важно при модульном построении содержания и структуры профессионального обучения, так как модуль представляет собой относительно автономную и логически завершенную часть профессиональной образовательной программы.
Само построение профессионального модуля отражает новый подход к обучению, но остается верным такому классическому принципу обучения, как связь теории с практикой. В рамках модуля эта связь представлена новым уровнем интеграции теоретического и практического обучения, так как и учебная, и производственная практики согласно ФГОС нового поколения включены в структуру модуля. Для обучающихся более тесное взаимодействие теоретического материала и производственного обучения позволит повысить мотивацию к учебе и труду. Анализируя собственное обучение и трудовую деятельность, прихожу к выводу, что только применяя полученную информацию, действуя в рамках осваиваемой специальности, можно стать компетентным в определенной области.
Интегрированность компонентов образовательной программы, в частности профессиональных модулей, приводит к новому осмыслению группового взаимодействия. В образовательной среде, выстроенной согласно стандартам нового поколения, особенно важным становится использование коллективной деятельности, в которой обучающиеся выступают в различных ролях, получают возможность самостоятельно формулировать цели, приходить к результату и делать выводы. Преподаватель при этом становится организатором деятельности обучающихся и образовательной среды. В таком взаимодействии формируется ключевая компетенция, обеспечивающая эффективную работу в команде. За счет организованной
групповой работы повышается осознанность действий и ответственность каждого участника за результат работы в целом.
В образовательном процессе, который соответствует новым стандартам, более широко используется проектная деятельность обучающихся, что способствует развитию самостоятельности и готовности к планированию и анализу собственной деятельности.
На мой взгляд, особенно ценно то, что стандартом предусмотрено развитие не только профессиональных, но и общих компетенций, ведь подготовка специалиста немыслима без формирования личностных мировоззренческих установок.
Центральные понятия образовательного стандарта, такие как «компетентность» и «компетенции», тесно связаны с профессиональными стандартами, что позволяет целенаправленно готовить будущего работника к предстоящей ему деятельности. В связи с этим объяснима необходимость обязательной стажировки преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года. Однако остается не до конца ясным вопрос, как на практике будет организована такая стажировка. Широкое взаимодействие с социальными партнерами, сотрудниками реальных предприятий, службами занятости, общественными организациями позволит повысить качество подготовки квалифицированного (компетентного) специалиста. При этом организация такого взаимодействия является задачей образовательного учреждения, которое должно скоординировать действия партнеров и разработать как систему обучения, так и систему оплаты труда и оценивания результатов.
Думаю, что каждый педагогический работник, осваивающий новые стандарты, найдет и достоинства, и проблемы. Внедрение любого новшества требует времени для осмысления и активизации ресурсов, не является исключением и разработка основных профессиональных образовательных программ по новым стандартам. Реагируя на изменения, важно помнить, что существующая привычная для нас среда в прошлом вызывала множество вопросов и сложностей, преодоление которых привело к развитию. Федеральные государственные образовательные стандарты созданы в ответ на изменения, происходящие в обществе, в частности в сфере труда. И наша общая работа в направлении, заданном стандартами, приведет к изменениям системы образования, сделает его гибким и эффективным».
Дядюн Константин Анатольевич,
преподаватель спецдисциплин ФГОУ СПО «Новокузнецкий строительный техникум», финалист областного конкурса «Преподаватель года -2011»
Профессиональная деятельность Константина Анатольевича строится на основе знания и понимания стратегии развития образовательного учреждения, современной концепции развития среднего профессионального образования. Константин Анатольевич отличается компетентностью, профессиональной мобильностью, способностью к самовыражению и самосозиданию, готовностью обновлять свои знания, стремлением к достижению высоких результатов, любовью к детям и к профессии. Уровень профессиональной компетентности позволяет ему использовать современные достижения науки и техники в воспитательно-образовательном процессе. В своей педагогической деятельности основывается на принципах личностно-ориентированной педагогики, учитывает индивидуальные, возрастные и психологические особенности студентов. Проводит большую работу по обновлению компьютерного парка, приобретению программного обеспечения, развитию информационной системы техникума.
Стандарты - обеспечение единства образовательного пространства страны:
«Характерной чертой российского образования последних 10-15 лет является то, что оно переживает переходный период, причем очень трудный период. Российское образование старается выйти на мировой уровень. Решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно сыграть возрождение российской образовательной системы Но большинство учебных учреждений не готовы к этому процессу. По-прежнему продолжается отток талантливой молодежи, стареют кадры, ухудшается материально-техническая база, под вопросом доступность образования, но в то же время идет процесс коммерциализации образования, усиливается его недофинансирование, вымывание многолетних образовательных и культурных традиций.
Система образования должна продвигать в обществе современные знания, технологии. Мы привыкли жить в процессе постоянного рефор-
мирования образования, но он крайне противоречив, и его содержание не находит полной поддержки в обществе. Свидетельством этого служит обсуждение нового закона об образовании.
Наша система образования основывалась на следующих принципах:
• гуманизации и гуманитаризации образования;
• демократизации;
• доступности;
• фундаментализации и стандартизации образования.
Но в новом законе эти принципы теряются. Уменьшается гуманитарная составляющая профессионального образования, а это сказывается на социальной активности молодого поколения.
Я приветствую идею создания открытой модели образования за счет формирования учебных программ и курсов на основе свободного выбора обучающимися. Большое значение в решении этих задач играют демократизация и доступность образования. Но закон не предлагает путей решения проблемы доступности образования, особенно высшего. Идет сокращение бюджетных мест в магистратуре.
Современный человек, независимо от полученной профессии, должен хорошо владеть информационными технологиями, математическими методами обработки информации. К сожалению, новые стандарты профессионального образования не дают такой возможности гуманитариям, с другой стороны, у представителей технических специальностей страдает мировоззренческая, общекультурная подготовка. А российское образование отличала широта подготовки любого специалиста.
При изучении новых стандартов у меня возникло двойственное к ним отношение. С одной стороны, новое поколение стандартов образования показывает то, что государство, предоставляя системе возможность свободного конкурентного развития, готово сделать это лишь при условии строгого следования ФГОС. ФГОСы включают в себя федеральный (инвариантный) и региональный (вариативный) компоненты. Стандарты призваны обеспечить единство образовательного пространства страны, что позволит реально контролировать уровень обученности и существенно влиять на качество образования и его дальнейшее развитие.
Направления подготовки ФГОС соответствуют потребностям рынка труда, мировым тенденциям в профессиональном образовании. ФГОСы ориентированы на формирование компетенций, обучение основано на модульной технологии, формирование ФГОС призвано укрепить социальное партнерство учебных заведений с госу-
дарственно-частными партнерами. Новые стандарты предоставят обучающимся более широкие возможности для адаптации к условиям рынка. Увеличение вариативной части содержания обучения (до 30 %) дает возможность реагировать на требования социальных партнеров.
Конкретные требования к учебно-методической базе и ресурсам обучения, к компетентности педагогических кадров позволят модернизировать материальную базу учреждения и систему повышения квалификации.
Но стандарты являются очень условными и приблизительными, вводятся слишком поспешно, так как:
• не проработаны механизмы и инструменты реализации ФГОС (модульная технология, формирование программ, система оценивания результатов);
• преподаватели не подготовлены к реализации ФГОС;
• нет механизма постоянного и целенаправленного взаимодействия с работодателями, отсутствует его законодательная база и организационная структура;
• нет четкой системы оценивания уровня компетенций обучающихся.
Считаю, что необходимо было продумать плавный, безболезненный переход на ФГОС и централизованно обеспечить педагогов программной документацией».
Архипова Татьяна Юрьевна,
преподаватель немецкого языка ГОУ СПО «Кемеровский педагогический колледж», финалистка областного конкурса «Преподаватель года - 2011»
- Для меня моя работа - подарок судьбы. Я преподавала бы бесплатно, ради удовольствия, ради того адреналина, который получаешь на уроке, ради самого процесса обучения и общения со студентами, - говорит Татьяна Юрьевна. Она опытный методист, хороший организатор, творческий, увлеченный педагог, ответственный, компетентный специалист. Ее уроки всегда четко спланированы, методически грамотны, на них используются различные методы и приемы работы, способствующие активизации мыслительной деятельности, развитию коммуникативных и творческих способностей студентов.
Преимущества новых стандартов перед реализуемыми:
«Переход на новые стандарты в образовании вызывает у многих бурю положительных и отрицательных эмоций. Всегда трудно начинать. Любые перемены требуют больших моральных и материальных затрат. Закон «Об образовании» не ставит нас перед выбором, он конкретно определяет дальнейший путь развития российского образования и требует от нас работать по стандартам.
В федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения (ФГОС) прописана смена со «знаниевой» парадигмы на системно-деятельностную. С одной стороны, это, несомненно, положительный момент. Ещё в XVIII веке Жан-Жак Руссо в своём труде «Эмиль, или о воспитании» говорил о том, что воспитание должно осуществляться «на лоне природы», вдали от цивилизации, естественно, сообразно с природой, воспитанник получает при этом собственный опыт. Общеизвестно, что опыт - лучший учитель. В свою очередь в XIX веке Джон Дьюи утверждал, что «систематические знания трудящимся не нужны», обучение должно осуществляться «посредством делания», т. е. через практическую деятельность. В 30-х годах XX века в советские школы был перенесен американский «метод проектов», который также способствовал развитию практических навыков. Современный ФГОС определяет в образовании перенос акцента с изучения основ наук на развитие универсальных учебных действий на материале основ наук, в нём предусмотрена проектная деятельность, которая будет способствовать формированию умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы, что позволит развивать у студентов в большей мере практические навыки, связанные с их будущей профессиональной деятельностью.
С другой стороны, перекос в сторону практической деятельности без основательной теоретической базы может привести к подготовке «ремесленников». Б. С. Братусь отмечал: «Профессией надо овладевать не как навыком, а как типом знания. Роль и значение навыка при этом отнюдь не умаляется, он, несомненно, нужен и ценен как инструмент, подножие, знак профессии, условие прикладной, производственной отдачи и социального оправдания науки. Однако любой, даже самый совершенный навык, прием, метод имеет ограниченное и местное значение, применим «здесь и теперь», так что в зависимости от смены обстоятельств его можно заменить, обойтись без него, сконструировать новый. В от-
личие от навыка тип знания неустраним, его нельзя заменить, подменить чем-то иным».
Переход на деятельностный подход, несомненно, положительно скажется на формировании ключевых компетенций, но при более внимательном ознакомлении с рекомендованными дидактическими единицами становится очевидным снижение уровня теоретической подготовки. Нельзя утверждать, что теоретическая подготовка отодвинута на второй план, но многие дисциплины оказались «разбросаны» по модулям. К тому же, если рассматривать практику как один из видов деятельности студентов, то следует заметить, что в стандартах не указаны виды практик, а программы практики образовательные учреждения должны разрабатывать самостоятельно, что усложнит внедрение новых стандартов.
Трудно сейчас утверждать, что ФГОСы имеют достоинства или недостатки, т. к. только внедрение и апробация могут показать все их положительные и отрицательные стороны. При планировании работы по внедрению ФГОСов необходимо обратить внимание на распределение часов по семестрам и учебным неделям. По рекомендациям к разработке учебных планов количество учебных часов не следует связывать с количеством учебных недель, что может привести к трудностями при составлении расписания. Модульная система позволит концентрированно изучать дисциплину, формировать общие и ключевые компетенции у студентов, сочетать теоретические занятия с практикой. Но, к сожалению, возможны трудности при организации образовательного процесса.
Не совсем ясна система оценивания. В стандартах указано, что формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно, что может привести к разночтениям в оценивании.
При сравнении ГОСов и ФГОСов следует отметить, что в некоторых вопросах данные стандарты идентичны и не вызывают никаких возражений.
Что касается вариативной части стандартов, её объём увеличился. У образовательных учреждений появилось право использовать объём времени, отведённый на вариативную часть циклов ОПОП на модули обязательной части или на введение новых дисциплин и модулей в соответствии с потребностями работодателей, что требует постоянного взаимодействия с последними и способствует развитию социального партнёрства.
ФГОСы определяют в качестве результата обучения сформированные общие и профессиональные компетенции выпускников, что требует от педагогического состава высокого профессионального мастерства.
Время предъявляет нам свои требования, повышается технический уровень, появляются новые технологии, образование должно идти в ногу с прогрессом и готовить конкурентоспособных и компетентных специалистов. Переход на ФГОСы необходим, но всем придётся приложить немало усилий для их внедрения, преодолевая все препятствия и трудности, связанные с их реализацией.»
Филимонова Ольга Борисовна,
преподаватель спецдисциплин ГОУ НПО профессиональный лицей № 70 г. Новокузнецк, финалистка областного конкурса «Преподаватель года - 2011»
- Преподаватель - это тоже менеджер, тот же руководитель, только руководитель не простого производства, а умов и во многом организатор судеб, - считает Ольга Борисовна. Она является инициатором внедрения в учреждении системы менеджмента качества. Это человек веселого нрава, ценит позитивное отношение к жизни, оптимизм и здоровый юмор, участвует в различных конкурсах. Стремится воспитывать обучающихся своим примером.
Светлые стороны ФГОС нового поколения:
«Многим из нас кажется, что ФГОС - это испытание или даже наказание, на которое члены правительства, «сильные мира сего», обрекли рядовых педагогов, штатных методистов и занятых директоров.
Прочитано множество статей, в которых авторы ищут отрицательные черты стандартов нового поколения. Служители образования объединяются на различных форумах, пишут коллективные письма и все для того, чтобы подчеркнуть минусы грядущих изменений. Почему мы полны пессимизма? Чему быть - того не миновать... Мне бы хотелось доказать обратное, что ФГОС имеет право на жизнь, ведь что уж и говорить - все мы не без недостатка и к тому же трудности созданы для того, чтобы их преодолевать!
Начнем с того, чем ФГОС так разительно отличаются от ГОС? Новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов основано на идеологии формирования содержания образования «от результата», а их системообразующим компонентом становятся характеристики профессиональной деятельности выпускников. Очевидны различия с предыдущими поколениями образовательных стандартов, основным компонентом которых являлись требования к минимуму содержания обучения, т. е. фиксированный объем учебного материала, обязательного для изложения преподавателем. Разве это отрицательный момент? Результат, который оценивается через успешность выпускников, а не через количество вычитанных преподавателем часов.
Давайте заглянем глубже и увидим, что результатом также будет являться удовлетворение преподавателя от проделанной работы, которая приносит свои качественные плоды. Не стоит забывать, что конкурентоспособный обучающийся может быть воспитан только успешным педагогом и именно здесь мы снова должны сказать «спасибо» ФГОСам, так как их разработка, внедрение и применение возможно только успешными преподавателями и мастерами производственного обучения. Также большую роль играют необходимые теперь курсы, семинары, конференции и т. д., влияющие на профессиональное становление и интеллектуальный рост педагога. Разве можно теперь говорить о «профессиональном выгорании»? На него просто не останется времени...
Почему-то многим не нравится то, что сократился срок обучения, но так ли это негативно скажется на работе преподавателя? Скажите, сколько раз в конце учебного года вы хватались за голову, пытаясь успеть грамотно оформить все необходимые отчеты, контролируя детей на производственной практике и готовясь к череде последних звонков и выпускных? И то, что у вас появится на все это максимум времени, даже если вы захотите заняться ДОУ, вы называете минусом? А если еще будет сохранена средняя заработная плата, то это просто великолепно! Посудите сами: время для подведения итогов года - есть? Есть. Для проведения профориентацион-ной работы - есть? Есть. И перечислять можно далее-далее и далее.
Конечно, то, что обучающиеся будут выпускаться в зимний период, не является таким уж положительным моментом, ведь экономика, как и человек, пробуждается весной и так малоподвижна зимою. Но, давайте посмотрим с другого ракурса: зимой очень мало желающих уйти в от-
пуск и поэтому у наших детей, выходящих на предвыпускную производственную практику, появляется шанс найти опытного наставника, обучающийся никогда не останется без присмотра по причине нехватки персонала, занимающегося его обучением на предприятии.
Сокращенные сроки обучения также повлияют на то, что некоторые обучающиеся будут выпускаться не достигнув совершеннолетия. Это минус для предприятий, которые бы желали иметь в своем штате молодых и активных сотрудников, только что получивших диплом и являющихся носителями актуальных знаний и современных веяний в полученной профессии. Ведь вся ответственность за работу такого «молодого» во всех смыслах специалиста лежит на плечах руководителя предприятия. Но, с другой стороны, предприятие может буквально взрастить своего работника, вступить с ним во взрослый мир профессиональной деятельности.
Блочно-модульная система обучения - чем ни главный плюс ФГОС? Обучающийся может стать мобильным во всем, даже в выборе предметов, необходимых ему в будущем. Он может выстраивать свою программу обучения как посчитает нужным, он научится принимать решения исходя из того, что важно ему, а не что должны все. Индивидуальность! Индивидуальность выходит на первый план, возможность самореализовываться в любимом деле только получая надлежащее образование.
Наверное, можно, как и многие, анализировать плюсы или же минусы ФГОС и дальше, но результат их внедрения будет известен не раньше, чем свой диплом получит первый обучающийся, попавший под его реализацию».
Евдокимова Надежда Витальевна,
преподаватель спецдисциплин ГОУНПО профессиональное училище № 86 г. Бе-лово, финалистка областного конкурса «Преподаватель года - 2011»
Надежда Витальевна - творческий профессиональный работник, обладающий высоким уровнем педагогического мастерства, общей коммуникативной и корпоративной культурой, стремлением к саморазвитию и самообразованию, высокой адаптивностью к новым веяниям времени. Ее педагогическая деятельность направ-
лена на достижение целей образования: подготовку выпускника в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, имеющего устойчивую мотивацию к получению знаний, компетентностного специалиста, способного реализовать себя в профессиональной и личной жизни, умеющего ставить перед собой цели и задачи и находить пути их решения.
В новые стандарты с работодателями:
«31 августа 2010 года на заседании Государственного совета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России были затронуты проблемы профессионального образования. Президент РФ Д. А. Медведев сказал: «Подготовка специалистов должна вестись с учётом реальных потребностей экономики в условиях модернизации нашей экономики». На этом же заседании выступил министр образования и науки А. А. Фурсенко со словами: «Успешное решение вопроса - «как учить» - требует тесного сотрудничества с работодателями. Речь идёт, во-первых, об обновлении образовательных стандартов, то есть требований к результатам, условиям и структуре программ всех уровней профобразования. .Бизнес недостаточно активно работает в формировании как квалификационных требований, так и требований к образовательным стандартам».
В ФГОС нового поколения большое внимание отводится роли работодателей в подготовке будущих специалистов. В требованиях к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) сказано, что образовательное учреждение должно:
• определять специфику ОПОП с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей;
• определять содержание образовательной программы и разрабатывать её совместно с заинтересованными работодателями;
• ежегодно обновлять ОПОП с учетом запросов работодателей.
Образовательное учреждение имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть, вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей.
В требованиях к оцениванию качества освоения ОПОП для государственной (итоговой) аттестации в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели.
Одним из проблемных вопросов является тесное взаимодействие работодателей и учреждений начального профессионального образования. Работодатели желают получить готового специалиста, обученного за счет государства, но не желают принимать участие в обучении и подго-
товке такого специалиста. Одновременно работодатели предъявляют немало требований к знаниям, умениям и практическому опыту выпускников. ФГОС нового поколения позволяют точно определить, какими общими и профессиональными компетенциями должен обладать выпускник.
Перед учреждениями профессионального образования встают такие задачи:
• вызвать заинтересованность работодателей, желание сотрудничать в процессе подготовки компетентных рабочих кадров;
• совместно с работодателем разработать программно-методическую документацию;
• привлечь работодателей к разработке и оценке результатов освоения компетенций, определенных стандартом;
• оптимизировать процесс сотрудничества с работодателями.
В ГОУ НПО ПУ № 86 г. Белово для решения данных задач организовано взаимодействие с городским союзом предпринимателей, созданным в марте 2010 года. Одна из задач этого союза: активно способствовать повышению качества профессионального образования через взаимодействие с образовательными учреждениями. На одном из заседаний выступила заместитель директора Сафина Л. В., она ознакомила предпринимателей с новыми стандартами, сроками обучения, компетенциями.
В ходе заседания работодателям и предпринимателям была предложена анкета с общими и профессиональными компетенциями, которыми должен обладать выпускник нашего училища, определенных стандартом по профессиям 100701.01 «Продавец, контролер-кассир», 260807.01 «Повар, кондитер», и предложено разработать основные показатели оценки результатов освоения компетенций.
Разработаны договоры о производственной практике и производственном обучении, в которые внесены пункты об участии работодателей в оценке основных показателей результатов освоения учащимися компетенций.
Образовательные программы и профессиональные модули, разрабатываемые преподавателями, подлежат согласованию с работодателями сферы торговли и общественного питания г. Белово. Планируется привлечение работодателей и социальных партнеров не только к организации практики и стажировки, но и к оценке результатов освоения компетенций, определенных стандартом.
Данные мероприятия позволят:
• организовать более тесное сотрудничество с работодателями;
• изменить образовательную среду училища, расширить круг участия работодателей в образовательном процессе;
• учитывать мнения и требования работодателей г. Белово к компетенциям выпускников;
• повысить процент трудоустройства наших выпускников и их востребованность на рынке труда.
В итоге привлечение работодателей нашим училищем для разработки учебных планов и рабочих программ по ФГОС нового поколения, будет способствовать подготовке компетентных специалистов для торговли и общественного питания, которые соответствуют требованиям времени, работодателей, новым образовательным стандартам.
Переход с 1 сентября 2011 года на ФГОС нового поколения позволит улучшить качество начального образования и приведет к тому, что в стране исчезнет дефицит квалифицированных рабочих кадров».
Кочеткова Галина Алексеевна, преподаватель спецдисциплин ГОУ НПО профессиональный лицей № 1 г. Кемерово, финалистка областного конкурса «Преподаватель года - 2011»
Галина Алексеевна с детства мечтала стать учителем. Она является новатором в своей работе, использует разнообразные приемы, новые педагогические технологии. На ее уроках царит атмосфера делового общения, все учащиеся активно включены в работу. Для нее характеры научная организация труда, четкая систематизация информационного и учебного материала, креативный подход в работе.
ФГОС нового поколения - основа подготовки квалифицированных рабочих:
«С 01.09.2011 г. вводятся Федеральные государственные стандарты нового поколения и, на мой взгляд, они являются основой подготовки квалифицированных рабочих.
В новых стандартах выделены:
• области профессиональной деятельности;
• объекты профессиональной деятельности;
• виды профессиональной деятельности;
• профессиональные компетенции;
• общие компетенции.
В отличие от ГОС во ФГОС нового поколения виды профессиональной деятельности отделены один от другого, что позволяет говорить об их автономности и неперекрываемости. Именно это разделение видов деятельности и является основой для выделения профессиональных модулей. Считаю, что обучение по профессиональным модулям позволит комплексно разрешить
объективные противоречия между учебной и профессиональной деятельностью, между быстроменяющимися потребностями в образовании и жесткой фиксированностью содержания и структуры традиционных образовательных программ, между необходимостью ориентирования содержания обучения на личностные качества обучаемого и ограниченными возможностями традиционных программ обучения.
ФГОС нового поколения прописываются требования к результатам освоения, к структуре, к условиям реализации ОПОП. Требования к результатам освоения ОПОП сформулированы в виде общих и профессиональных компетенций. Компетентностный подход - еще одно значимое и положительное отличие от ГОС. На первый план выдвигается формирование общих компетенций у обучающихся. И это не случайно. Самым страшным на современном этапе развития общества является кризис не экологический, энергетический, а человеческий. Обучающийся часто остается в одиночестве, не может адаптироваться к быстроменяющимся условиям обучения и производства.
ФГОС нового поколения на вариативную часть циклов ОПОП выделено около 20 %. Это дает возможность расширения или углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. В этом можно найти свой плюс для желающих повысить уровень квалификации, научиться работать со специальной литературой, повысить компьютерную грамотность.
Сохранились требования к результатам изучения обязательной части цикла обучающимися по общепрофессиональным дисциплинам и получению определенных знаний, умений и навыков.
Характеристика профессиональной деятельности выпускников во ФГОС нового поколения выступает в роли системообразующего, необходимого компонента содержания основной профессиональной образовательной программы, которая имеет специфические объекты, условия, инструменты, характер и результаты труда.
В стандартах нового поколения и контрольно-измерительные материалы разрабатываются на основе характеристики профессиональной деятельности, подбираются формы и методы обучения и оценивания результатов подготовки.
Считаю, что внедрение ФГОС нового поколения в учебный процесс позволит повысить качество профессионального образования, тем самым приблизить квалификацию выпускников к требованиям современного рынка труда».