Научная статья на тему 'Организация работы гоу СПО «Новокузнецкий педагогический колледж № 2» по подготовке к переходу на ФГОС нового поколения'

Организация работы гоу СПО «Новокузнецкий педагогический колледж № 2» по подготовке к переходу на ФГОС нового поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация работы гоу СПО «Новокузнецкий педагогический колледж № 2» по подготовке к переходу на ФГОС нового поколения»

в общеобразователь-ную подготовку), а время, выделяемое на её проведение, составляет одну неделю. Как поступать с теми профессиональными модулями и его элементами, освоение которых не предусматривает получение квалификации согласно рекомендуемому перечню возможных сочетаний профессий по ФГОС и т. д.

- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ -

В целом же, несмотря на все трудности и сложности, профессиональный лицей планомерно готовится и с 1 сентября перейдет на стандарты нового поколения, к которым есть вполне обоснованные претензии, но они как в любом новом деле неизбежны.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ГОУ СПО «НОВОКУЗНЕЦКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 2» ПО ПОДГОТОВКЕ К ПЕРЕХОДУ НА ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Л. Ф. Резанова, канд. пед. наук, директор ГОУ СПО «Новокузнецкий педагогический колледж № 2» Р. А. Сельдемирова, канд. пед. наук, зам.дир.по УМР ГОУ СПО «Новокузнецкий педагогический колледж № 2» О. В. Ивкова, зам. дир. по УВР ГОУ СПО «Новокузнецкий педагогический колледж № 2»

Интенсивность развития современного общества обуславливает изменения, происходящие в системе образования в целом и дошкольном в частности. Специфичность современного дошкольного образования находит выражение в многообразии дошкольных образовательных услуг, расширении инновационных процессов, в реализации национально-регионального компонента образовательного стандарта и т. д. В условиях этих инновационных преобразований в системе дошкольного образования, естественно, меняются и требования к специалисту, осуществляющему педагогическую деятельность в дошкольном образовательном учреждении. Студент должен, прежде всего, владеть набором ключевых и профессиональных компетенций, чтобы быть востребованным профессиональной средой.

Именно профессиональная компетентность выпускника в настоящее время является показателем успешности как образовательного учреждения, так и работодателя, принимающего молодого специалиста.

Осознавая это и понимая задачи перехода на новые образовательные стандарты с 1 сентября 2011 г., педагогический коллектив ГОУ СПО «Новокузнецкий педагогический колледж № 2» приступил к творческому освоению ФГОС-3 ещё на этапе выхода проекта, для чего была составлена Программа перехода на новые стандарты, предполагающая определённую этапность действий и включенность всего педагогического коллектива на ближайшие 2 года в реализацию ее содержания. Данная программа была рассмотрена научно-методическим советом коллед-

жа и утверждена решением педагогического совета (протокол № 41 от 22.10.2009 г.).

В образовательном учреждении был разработан план мероприятий по переходу на ФГОС, где прежде всего предполагалось проведение ознакомительных теоретических семинаров и практических занятий для выработки у педагогического коллектива целостного, конкретного представления о новом образовательном стандарте и для понимания необходимости внесения значительных изменений в содержание и структуру воспитательно-образовательного процесса с сохранением того накопленного педагогического опыта, достижений, которые позволяли преподавателям добиваться высоких образовательных результатов.

В ходе проведения этих мероприятий нами акцентировалось внимание на обсуждении вопросов, связанных с выявлением факторов, обусловивших новые цели образования, адекватное относительно их содержания, характеристика которого определялась в процессе осуществления педагогами сравнительного анализа содержания и структуры государственных образовательных стандартов нового и третьего поколения.

Так, детально изучены структуры ОПОП, структура макетов примерных программ учебной дисциплины и профессионального модуля, а также требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы и т. д. Результатом проведения этих ознакомительных семинаров стало создание пакета методических материалов, оформление стен-

- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ -

да и консультативного материала, разъясняющего ФГОС.

Новые ФГОС однозначно определили ориентацию на формирование компетенций, что означает отход от традиционной знаниево-ориенти-рованной модели, которая не формировала компетентного специалиста, т. е. умеющего в полной мере пользоваться полученным многообразием знаний. Поэтому при переходе к ФГОС необходимо было решить важный вопрос - о месте и содержании модульно-компетентностного подхода. Он глубоко изучался педагогическим коллективом на теоретических и практических семинарах «Организация педагогического процесса в учреждениях начального и среднего профессионального образования на основе компе-тентностного подхода», где были выявлены сущность понятий «компетентность» (ее виды, уровни), «компетенции» (их виды, уровни), а также рассмотрена технология конструирования образовательной компетенции. По завершении проведения теоретического семинара педагогам было предложено дать оценку перечисленным аспектам педагогической деятельности, которые в свою очередь характеризовали методическую, методологическую компетентность, предполагающую наличие аналитико-проектировочных умений, организационных, исследовательских, рефлексивно-оценочных, коммуникативных качеств. Анализ результатов осуществляемой самооценки позволил определить затруднения в деятельности педагогов и наметить пути их устранения.

Обозначенные в концепции модернизации российского образования и отраженные в ФГОСе цели и задачи связаны не только с совершенствованием компетенции современного специалиста, но и с улучшением взаимосвязей образовательного учреждения с рынком труда, обновлением содержания и методологии соответствующей образовательной среды.

Решению этих задач в профессиональном образовании способствуют технологии интерактивного, интегрированного, проектного, проблемного, модульного обучения. Предполагается, что реализация этих подходов в начальном и среднем профессиональном образовании реально может обеспечить повышение эффективности и качества подготовки специалистов. Т. е. для успешного внедрения ФГОС необходимо наличие у преподавателей технологической компетентности.

В образовательном учреждении уже в течение нескольких лет педагогический коллектив глубоко изучал сущность и теоретико-методоло-

гические основы технологического подхода к обучению студентов.

На сегодняшний день в свете модернизации российского образования, когда ярко обозначилась проблема повышения качества обучения будущих специалистов, педагогический коллектив колледжа активизировал работу по изучению и внедрению вышеназванных педагогических технологий. При этом цикловые методические комиссии, работая в режиме творческих групп, осуществляли свою деятельность в определенной логике: от глубокого теоретического изучения научных основ педагогических технологий, создания условий для их внедрения, апробации до постоянного отслеживания получаемых при этом результатов. И, несмотря на то, что преподавателями пока в основном используются только их элементы, это позволило им усилить практическую направленность содержания учебных дисциплин, более успешно формировать профессиональную компетентность студентов, развивать их творческие способности. Кроме того, определенные положительные результаты в повышении качества образования были обусловлены целенаправленным обучением педагогов методике использования педагогических технологий в ВОП на курсах ГОУ «КРИРПО».

Приобретенный при этом педагогический опыт позволил преподавателям представлять его на научно-практических конференциях разного уровня, в ходе проведения областных мастер-классов, тематических консультациях по темам «Работа цикловых и предметных комиссий по межпредметным связям на весь период обучения по профессии, специальности», «Исследование современных педагогических технологий в ходе организации самостоятельной, исследовательской деятельности студентов», «Технологический подход к организации процесса обучения» и т. д.

Таким образом, содержательная наполненность всех проводимых мероприятий в образовательном учреждении позволяет успешно организовать работу по осуществлению теоретической и практической подготовки педагогов к освоению ФГОС и при этом дать понять, что речь не идет о каком-то тотальном изменении всего вообще, но о более тщательно структурированном процессе обучения, о смещении приоритетов, о постоянном отслеживании реальных результатов обучения и выстраивании обратной связи в качестве образовательной составляющей в структуре обучения.

На следующем этапе подготовки педагогического коллектива к освоению ФГОС нового поколе-

ния были созданы рабочие группы в соответствии с приказом № 158-а-к от 27.09.10 г., занимавшиеся разработкой программ учебных дисциплин и профессиональных модулей под руководством координаторов, которыми являлись заместители директора, председатели цикловых методических комиссий, преподаватели, прошедшие специальную подготовку в этой области в ГОУ «КРИРПО». Получаемые индивидуальные консультации у специалистов института в связи с возникающими затруднениями при разработке ОПОП также способствовали успешной работе над освоением новых образовательных стандартов.

В начале 2010/2011 учебного года на базе ГОУ «КРИРПО» при участии специалистов ФИРО состоялись курсы повышения квалификации разработчиков и экспертов основной профессиональной образовательной программы СПО на основе ФГОС нового поколения. Учитывая важность и необходимость подобных курсов для обеспечения успешного перехода ОУ на современные образовательные стандарты, от колледжа были направлены слушателями зам. директора по УВР, зам. директора по УПР.

Обучение осуществлялось в комбинированном аудиторно-дистанционном режиме, обеспечивающем практикоориентированную подготовку, сочетающем работу в микрогруппах на занятиях, индивидуальные консультации, зачёты на основе оценивания итоговых работ.

В результате освоения предложенной программы курсов были разработаны и представлены примерные программы УД, МП по специальности 050144 «Дошкольное образование», экспертные заключения на программы профессиональных модулей на соответствие действующим нормативам, а также рабочая программа повышения квалификации разработчиков и экспертов ОПОП. Данные зачётные материалы получили положительную оценку специалистов ФИРО, что позволило нам, имея сертификаты соответствующего образца, организовывать деятельность по разработке ОПОП на более качественном уровне с привлечением преподавателей из других образовательных учреждений СПО педагогического профиля области.

Имея многолетний опыт подготовки кадров по специальности «Дошкольное образование» и являясь базовым образовательным учреждением, приказом Департамента образования и науки Кемеровской области (№ 35 от 14.01.2011 г.) колледж был назначен разработчиком примерной ОПОП по данной специальности. В состав рабочей группы вошли представители от образовательных учреждений:

- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ -

- ГОУ СПО «Новокузнецкий педагогический колледж № 2»;

- ГОУ СПО «Киселёвский педагогический колледж»;

- ГОУ СПО «Беловский педагогический колледж»;

- ГОУ СПО «Анжеро-Судженский педагогический колледж».

Поскольку, согласно Приказу департамента и науки КО, руководителем рабочей группы являлась зам. директора по УВР Ивкова О. В., имеющая сертификат разработчика и эксперта ОПОП СПО, то в соответствии с предложенным ГОУ «КРИРПО» планом деятельности группы первое совещание (очная встреча) состоялось на базе колледжа.

В ходе продуктивного диалога был обсужден базисный план, распределены между членами рабочей группы, требующие разработки, программы дисциплин и ПМ, определено примерное количество часов на их освоение. Необходимым оказался инструктаж по правилам разработки примерной ОПОП с указаниями соответствующего алгоритма действий, возможных, часто встречающихся ошибок.

Дистанционно с использованием электронной почты колледжа проводились консультации по запросу в случае возникновения затруднений при выполнении индивидуальных заданий для членов рабочей группы; определялось соответствие разрабатываемых компонентов примерной ОПОП требованиям ФГОС-3, рекомендациям ФИРО. После изучения скомпонованного проекта примерной ОПОП членами рабочей группы состоялась вторая очная встреча, где были обсуждены предложения представителей указанных образовательных учреждений. Хотелось бы отметить слаженную, продуктивную работу членов группы, которая позволила определиться с содержанием МДК профессиональных модулей и учебных дисциплин так, чтобы оно не повторялось, а дополняло одно другое; скорректировать количество часов на освоение примерных программ, прийти к единому мнению о возможных видах учебной/производственной практики; уточнить задания для практической, самостоятельной работы обучающихся и способы их проверки. Полученный от работодателей (зав. ДОУ № 174, 186, 58 г. Новокузнецка) положительный отзыв на примерные программы профессиональных модулей по специальности 050144 «Дошкольное образование» подтверждает качество и значимость выполненной работы. Ценным являлся тот факт, что при разработке содержания профессиональных модулей пе-

- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ -

дагоги колледжей предусмотрели тесное сотрудничество с работодателями, которое предполагает, с одной стороны, изучение студентами педагогического опыта работников ДОУ, разработку образовательных, социальных проектов и т. д.; с другой стороны, выступление работодателей в качестве экспертов, членов квалификационной комиссии, оценивающих качество сформированное™ общих и профессиональных компетенций выпускников. Это позволит, по мнению авторов отзыва, увеличить практикоориентиро-ванность процесса обучения в педагогическом колледже, сделать будущих специалистов участниками живого педагогического общения, постепенно и более осознанно вживаться в профессиональную среду, накопить необходимый практический опыт.

Наиболее сложным являлся вопрос создания материальных условий для реализации ФГОС нового поколения. Прежде всего проанализировали требования к наличию и содержанию определенных кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений согласно п.7.18 Федерального государственного стандарта. Была составлена программа поэтапного улучшения материальной базы, которая включала прежде всего наполнение библиотеки и кабинетов печатными и электронными (лицензионными) изданиями, основной и дополнительной литературой по дисциплинам всех циклов специальностей, изданным за последние пять лет. И сегодня библиотечный фонд обновился на 2/3 новыми изданиями. Увеличена подписка на периодические издания профессиональной направленности в расчете 2 экземпляра на 100 обучающихся. Для эффективной организации самостоятельной, ис-

следовательской работы студентов, для предоставления возможности виртуального обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступа к современным профессиональным базам данных, информационным ресурсам увеличилось количество компьютеров с выходом в сеть Интернет на базе библиотеки и учебных кабинетов.

Повышению уровня методологической и методической компетентности преподавателей колледжа и их квалификации, эффективной организации работы по самообразованию будет способствовать наличие современной материально-технической базы методического кабинета, которая была пополнена комплексом мультимедийных средств и оргтехники.

Для всестороннего развития личности обучающихся, сохранения здоровья, обеспечения их участия в спортивно-оздоровительной работе, секциях, приобретен спортивный инвентарь на 200 тыс. рублей; в 2011 году запланирован ремонт спортивного комплекса (500 тыс. рублей).

Решение вопроса о наличии стадиона широкого профиля с элементами полосы препятствия предусмотрено заключением договора к 1.09.2011 г. со спорткомитетом Администрации г. Новокузнецка.

Таким образом, педагогический коллектив начал интенсивную работу по созданию условий перехода образовательного учреждения на Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, способствующих успешному выполнению новых целей и задач современной системы образования, которые направлены на повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.