Научная статья на тему 'Плюрализм идеологии: состояние и тенденции развития'

Плюрализм идеологии: состояние и тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
562
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОКРАТИЯ / ИДЕОЛОГИЯ / ИДЕИ / ЦЕННОСТИ / ИДЕАЛЫ / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Васютин Ю. С.

Анализируется состояние и тенденции развития качественно новой идеологии на-правленной на формирование демократического, правового, светского государства, духовной нравственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Плюрализм идеологии: состояние и тенденции развития»

УДК 321.7:316.75

ВАСЮТИН Ю.С. Плюрализм идеологии:

состояние и тенденции развития

Анализируются состояние и тенденции развития качественно новой идеологии, направленной на формирование демократического, правового, светского государства, духовной нравственности.

Ключевые слова: демократия, идеология, идеи, ценности, идеалы, целеполагания.

Какие бы сложные и противоречивые

процессы ни происходили в нашем обществе, как бы ни складывались экономические, политические, социальные отношения, актуальной проблемой всегда остается воспитание подрастающего поколения и различных категорий населения, в том числе целенаправленное систематическое формирование личности, ее сознания, морально-волевых и специальных качеств и ориентированного гражданского поведения.

Общеизвестно, что идеология прежнего общества отвергнута как неприемлемая, и доказательством тому - наступившая затем деидеологизация российского общества, которая формировалась в контексте завершения «холодной войны» и критики противоборствующей советской системы и идеологии, особенно проявившейся на первом этапе становления и развития нашей демократической государственности.

В то же время общеизвестно и другое, что любое государство, общество в принципе не может существовать без идей, приоритетов, государственных и общественных ценностей, т.е. идеологии, определяющих государственные цели на уровне самоидентификации (к примеру, США является одним из самых идеологизированных государств с целеполагани-ем мирового либерального проекта, защиты демократии, прав человека, нацио-

нальных интересов и т.д.), и не случайно российское общество, на наш взгляд, пережив период глубокого мировоззренческого кризиса, хотели бы мы того или нет, постепенно возвращается к осознанию важности и необходимости новой демократичной идеологии как важнейшей составляющей политической системы общества, социально-политического института, объединяющего граждан многонациональной страны в единое государство, единую нацию со своими целями, ценностями и интересами. Нельзя не согласиться с В.И. Якуниным, что нация не может быть успешной и исторически устойчивой без национальной идеи, а ее граждане - без смысла жизни, социализированной ценностно-целевой сущности1.

Анализ показывает, что на первом этапе наших демократических преобразований мы уже исповедовали различные виды идеологий, в том числе классического либерализма (Е. Гайдар), демократического плюрализма (В. Шумейко), единой национальной идеи (Б. Ельцин), государственного консерватизма (Е. Примаков), державности, государственной солидарноси (В. Путин), модернизации и обновления всех сторон российского общества (Д. Медведев).

На наш взгляд, на протяжении всего переходного периода к демократическому, социальному, правовому, светскому государству вектор идеологических поисков

власти шел от западничества к патриотизму, от радикализма к консерватизму, от свободного рынка к государственному регулированию, от перманентного реформирования к полномасштабной модернизации общества. Время доказало, что на политическом поприще новая идеология российского консерватизма и устойчивого развития отвергает как тоталитаризм, так и анархию и востребует необходимость объединяющей общество доктрины, составной частью которой являются историческая преемственность, преодоление разрыва между дореволюционной и новой Россией, преодоление посткризисных явлений и т.д.

В обществе сегодня звучат призывы о необходимости строить внутреннюю и внешнюю политику России на основе признания (от себя добавим, не только материально-технической преемственности, но и лучших идей, ценностей, идеалов) и непрерывности российской истории (опять же добавим, ее лучших страниц и этапов с учетом критического анализа монархической, советской и постсоветской государственности); выступать за восстановление преемственности поколений, единства народов исторической России. Разумеется, это методологическое положение требует еще всестороннего изучения, анализа дальнейшего развития и творческого применения.

Определений идеологии на этапе модернизации российского общества может быть множество, но сущность их будет заключаться в том, что идеология - это система идей, идеалов, ценностей, взглядов, приоритетов, концепций, теорий общественно-политического развития, призванных сконцентрировать усилия людей, общества, государства на достижении стоящих перед ними целей и задач демократического развития. Примечательно, что ст. 13 часть 2 Конституции Российской Федерации, подчеркивая, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной»2, одновременно признает в п.1 и п. 3 этой же статьи необходимость идеологии и обращает внимание при этом на необходимость идеологического многообразия.

Следует учитывать, что в Конституции РФ в рамках идеологического плюрализ-

ма заложены основные идеи и ценности, одинаково важные для всех граждан независимо от различия взглядов, в частности приоритетное признание высшей ценностью человека, выборность органов власти, уважение к культуре всех национальностей, гражданского контроля над властью, современные представления о сущности развития демократии, политических партий, волеизъявления народа и т.д.

Но вместе с тем идеологическая сущность всегда плюралистична, ибо в обществе действуют либеральные, национальные, патриотические, социальные и др. идеологии, которые отражают реальные процессы и проходят путь от взаимного дистанцирования до компромисса их объединения в единую идеологическую систему с учетом гуманизма, человечности, демократии, признания прав человека, моральных и семейных ценностей, исторической преемственности поколений, национальной безопасности.

В этой связи в Конституции РФ в рамках идеологического многообразия уже сегодня присутствуют определенные аспекты государственной идеологии, определяющие идеи и высшие ценности Российского государства.

В разделе первом, ст. 1 п.1 подтверждается, что Российская Федерация - Россия есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. В разделе первом ст. 2 - человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства3.

Разумеется, это действительно важнейшая государственная и общественная ценность, подкрепленная определенной идеологической позицией, другими конституционными положениями, в частности самостоятельной главой Конституции РФ (глава 2. «Права и свободы человека и гражданина»), в которой 48 других статей обеспечивают главную ценность человека правами, неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения4. Разумеется, к высшим ценностям Российского государства можно отнести и другие ценности.

В разделе первом ст. 3 носителем суверенитета и единственным источником

власти в Российском государстве является ее многонациональный народ5. Историческая и идейная ценность этого положения, безусловно, велика, несмотря на то, что суверенность Российского государства сохраняется с момента разгрома польской интервенции (1612 г.) до современного состояния, но сегодня новой формой российской суверенности является Российская Федерация, и единственным ее носителем является многонациональный народ, что позволяет классифицировать его в качестве ценности многоэтнического государства.

В настоящее время в РФ действует Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 15 июня 1996 г. № 909. В целом ряде субъектов приняты региональные концепции национальной политики, в которых подчеркивается недопущение политизации межэтнических отношений и одновременно обращается внимание на необходимость развития партнерского взаимодействия с институтами гражданского общества, в том числе с национальными и межнациональными общественными объединениями и т.д.

Имевшему проявлению напряженности в состоянии межнациональных отношениях во многом способствоали распад тоталитарного государства и его государственной идеологии, стихийный рост этнического самосознания, социальные расслоения и интенсивные миграционные потоки из бывших советских республик, внесших существенные различия в ценностные нормы и правила поведения мигрантов и местного населения. Все эти процессы предполагают необходимость интеграционной идеологии многонациональных поселений, повсеместного проявления толерантности и терпимости в отношении различных культур, гармонизации межнациональных отношений, политических и экономических преобразований, в других отраслях общественной жизни.

В разделе I «Основы конституционного строя» (ст. 7 п. 1) подчеркивается, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих

достойную жизнь и свободное развитие человека6.

Под достойной жизнью человека понимается его духовная и материальная сущность на уровне стандартов современного развитого общества, в частности охрана труда и здоровья людей, установление минимального размера оплаты труда; поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; инвалидов и пожилых людей; развитие системы социальных служб; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты, что свидетельствует о довольно высоком уровне социальных гарантий. Только «в последние годы, - пишет в своей статье В.В. Путин, - расходы бюджетной системы на социальную сферу составляют более половины бюджетных расходов»7.

В основе идеологии достойной жизни находится также необходимость обеспечения социальной справедливости и солидарности в распределении продуктов труда, всестороннего развития личности, востребованности ее общественными объединениями, политическими партиями, Федерацией Независимых Профсоюзов России, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Русской Православной Церковью и т.д.

Реализация важнейших направлений социальной политики во многом зависит от идеологии социального партнерства, взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленной на обеспечение, согласование интересов работников и работодателей. На этом пути немало проблем, откровенных трудностей, а потому наши граждане отнюдь не удовлетворенны существующим положением, и их неудовлетворенность справедлива8.

В разделе I ст.14 п.1 говорится, что Российская Федерация является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной9.

Духовное и нравственное формирование происходит при активном воздействии родителей, образовательной среды, един-

ства религиозного и духовно-нравственного воспитания, ибо под духовностью понимается необходимость человеческого самосознания, овладение различными видами духовной культуры: философской, комплексном изучении предметов культуры и искусства, религии и т.д.

Российское государство, как и абсолютное большинство государств, является светским государством, что предполагает разумное соотношение между духовной жизнью и религией, ограничением религиозных властей от участия в управлении государством, ибо религия и ее организации отделены от государства, подчеркивается в п. 1 этой же статьи 21. При этом ценность этих положений в том, что государство обеспечивает свободу совести, исповедовать какую-то из религий или не придерживаться никакой. В современных условиях, подчеркнул В.В. Путин на встрече с Патриархом Кириллом и лидерами религиозных общин, мы должны говорить о новом содержании светскости, т.е. установлении между государством и религиозными организациями отношений партнерства, взаимной помощи и поддержки10.

Учитывая, что Россия является многонациональным народом, это предполагает наличие различных религий, в том числе христиан, исламистов, буддистов и др., сложные идеологические межконфессиональные отношения, а также наличие постоянного взаимодействия с институтами государства и гражданского общества.

В октябре 2011 года общественность широко обсуждала вносимые изменения в Закон «О свободе совести и религиозных объединениях», размещенный на сайте Минюста, в частности широкая дискуссия проходила о целесообразности отказа от регистрации различных самостоятельных религиозных групп и сохранения этой меры для централизованных, формализованных организаций, которые вбирают в себя многообразие воззрений и убеждений, что составляет основу совести, а с другой стороны, о сохранении контроля их деятельности с точки зрения противодействия экстремизму и его традициям.

В последние годы представители государственных и общественных институтов акцентируют внимание на морально-нравственных издержках общества, постоянно звучат призывы начинать с себя в оздоровлении этих процессов, поскольку в настоящее время мы занимаем одно из первых мест по распаду семьи; по брошенным детям; детской преступности, убийствам, травматизму и т.д. А рост алкоголизма, наркомании, ВИЧинфициро-ванных - разве это не угроза для распада личности? Государственную и общественную озабоченность всецело разделяет и Русская Православная Церковь. Это совпадение взглядов, интересов по отношению к государству и его гражданам было в очередной раз зафиксировано на встрече ПрезидентаД.А. Медведева с представителями РПЦ.

Один из наиболее значимых примеров взаимодействия во имя достижения общих целей, по мнению Президента, - это повышение роли государственных и религиозных организаций в противодействии морально-нравственным проблемам, ибо самая совершенная образовательная и правовая системы не сумеют уберечь общество от самораспада, если этот процесс не объединить с религиозными институтами, прежде всего с православием, каждой семьей.

Нравственность, мораль, ценности, идеалы - это не преходящие ценности, ибо они составляют основу личности, смысл жизни людей, их духовную и гражданскую идентичность, а потому эти идеологические аспекты предполагают не просто декларировать, а всем авторитетом института государства и гражданского общества утверждать, начиная с детских лет. Школа, пресса, культура и искусство должны активно противодействовать чуждой нам идеологии, развивающей низменные пороки, погоню за материальным потреблением, разрушающей преемственность поколений, любовь и преданность Родине. Нужно остановить подражание олигархам, бандитам, капитанам судов, прошедших мимо тонущей «Булгарии», директорам взрывающихся шахт, хозяевам разбивающихся самолетов, вертолетов, горящих рестора-

нов и кафе, для которых деньги превыше всего и которые они, кстати, миллиардами выводят за рубеж.

Характерной чертой и особенностью методологии идеологического многообразия является тесное взаимодействие с постановкой и реализацией различных проблем общественного развития. Как известно, неоднозначные социально-экономические процессы не оставляют сегодня иного, кроме модернизационного и инновационного, пути развития, ибо без этого невозможно создать новую эффективную конкурентноспособную экономику и решить проблемы социального развития, что предполагает наличие в нашем обществе широкой поддержки всех категорий населения, особенно инновационно мыслящих кадров во всех сферах народного хозяйства, представителей институтов государства, бизнеса и гражданского общества. В этой связи В.В. Путин подчеркивает: «Нам необходимо новое государственное сознание»11.

С учетом этого политическая модернизация просто немыслима без внятной идеологии, ибо идеология - это не только система идей, идеалов, ценностей и убеждений, но и механизмов - институтов ее реализации. Сегодня подобные институты, пусть даже в незавершенном виде, складываются в социальной сфере образования, национальной безопасности, политических партиях и институтах гражданского общества, в средствах массовой коммуникации, хотя в реальной действительности модернизацию российского общества различные политические силы (особенно это было заметно на предвыборном этапе) зачастую видят по-своему, что порой далеко не соответствует интересам государства и общества.

Катализатором модернизации российского общества, как показывает опыт становления, является политическая модернизация, неразрывно связанная с углублением процесса демократизации, развитием демократического, правового, социального и светского государства, созданием системы сдержек и противовесов в системе органов власти, формированием новых моделей политического участия

различных социальных групп, усилением влияния гражданского общества.

На этапе модернизации российского общества общеизвестна идеология нетерпимости и противодействия коррупции со стороны государства, граждан, которые используют различные средства, формы и методы. «Борьба с коррупцией, - подчеркнул В.В. Путин, - должна стать подлинно общенациональным делом, а не предметом политических спекуляций»12.

На первом этапе, как известно, активно противодействует коррупции уголовно-административный ресурс. По инициативе Президента в этот процесс активно включились прокуратура, органы МВД, ФСБ, судебная система, региональные государственные и муниципальные органы власти и управления. Определённую помощь оказывают инициативы гражданского общества, но в этом процессе идёт борьба с теми, кто уже попал в поле зрения, кого уже заподозрили, кого поймали, кого арестовали, кого осудили. А ведь это только очевидное, только то, что находится на поверхности. За этим - ещё невидимый пласт, казалось бы, благополучный, ещё сомневающийся, но подогреваемый извне и нашими СМИ, кинопрокатом, телевидением, обыденной культурой людей. Сегодня, несмотря ни на что, образ представителя видимой и невидимой коррупции во всех отношениях привлекателен, особенно для молодёжи. Как правило, коррупционер богат и здоров, имеет «крышу» во власти и правоохранительных органах, его уважают, им восхищаются, ему доступны красивая жизнь и дома за рубежом. Ему не становись поперёк дороги, ибо он свободен в своих методах и средствах. Его трудно убрать с дороги и из жизни... Ну чем не «герой нашего времени»?

Мы всё ещё ощущаем на себе остатки влияния идеологической концепции извне, незаметно пытающейся подменить наши отечественные ценности на фальшивые, насаждать культ секса, насилия, садизма; ловко и незаметно культивировать хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию и, естественно, коррупцию. А всё это, как общеизвестно, и составляет духовно-нравственную основу разрушения личности.

Почему так? Дело в том, что на сегодня ещё не сформировалась отечественная идеология как духовно-нравственный ресурс противодействия коррупции в нашей стране. А ведь идеология - это система концептуально оформленных наших представлений, идей и взглядов на реформирование и демократизацию, модернизацию российского общества.

В структуру идеологии входят: теории и идеи общественного развития страны, общественно-политические идеалы и ценности, символы новой России; определённые концепции политического и социально-экономического развития; противостояние кризисным явлениям и, разумеется, формирование оценки социально-политических процессов с позиции государственной власти, политических партий, общественных объединений, социальной общности, нетерпимости к антиобщественным проявлениям.

Именно на основе определённой идеологии формируется политическая нетерпимость и противодействие коррупции; отбираются определённые средства, технологии и механизмы противодействия проявлениям коррупции среди всех категорий населения; мобилизуется мощное общественное мнение, социальная масса для поддержки и осуществления этой борьбы. Идеология, как известно, отражает интересы и умонастроения людей на преобразование общества; общенародные идеалы людей, политических партий и общественных движений; на духовно-нравственное возрождение страны, отдельных регионов.

Таким образом, именно идеология, во-первых, должна стать эффективным инструментом политической власти и институтов гражданского общества в противодействии коррупции во всех сферах российского общества; во-вторых, именно идеология призвана осуществлять научно-теоретическое обеспечение всей практической политики модернизации российского общества; в-третьих, именно идеология призвана артикулировать общественно-политические интересы социальных групп,политических партий и движений в борьбе против коррупции, алко-

голизма, наркомании, насилия - духовного разложения вообще; в-четвертых, идеология должна придать политическую волю, властную атрибутику и целенаправленность совместным действиям институтов государства и гражданского общества.

Борьбу с коррупцией, её проявлением, как известно, поддерживает всё народонаселение страны при всём его идеологическом многообразии, различные институты государства и гражданского общества, что отражено в различных концепциях развития Российского государства; в программной статье Президента РФ «Вперёд, Россия», его Послании Федеральному Собранию, выступлении на первом Федеральном совещании по противодействию коррупции, где было сказано о необходимости формирования антикоррупционной атмосферы в стране, создания антикоррупционного стандарта поведения, что предполагает фактически идеологическую составляющую по пресечению этого антиобщественного явления.

Важнейшим фактором модернизации является дальнейшее возрастание культуры, закрепление в ней нравственных, мировоззренческих установок, которые предопределяют успешное развитие личности и общества в целом13. Именно культура и искусство испытывают влияние различных идеологий, попытки внедрения в ее содержание чуждых идеалов и ценностей, искажение и засорение русского языка, что, несомненно, ведет к деградации духовной, культурной, морально-нравственной ее сущности, духовному обнищанию и отчуждению от ценностей отечественной культуры.

Как угрозу национальной культуре, культурной традиции рассматривает святейший Патриарх Кирилл элементы разрушения культурной традиции, национального культурного кода: «Почему важно сохранение культурного фонда?... Потому что народ, особенно Россия, - многонациональный, многорелигиозный народ, который находится на таких огромных пространствах, не может жить без идеи, без объединяющей идеи. Вот этот наш культурный код, он и есть наша наци-

ональная идея, которая воспроизводит каждое последующее поколение людей с точки зрения формирования их системы ценностей»14. По сути дела, Патриарх говорил о необходимости новой демократической идеологии, подчеркивая далее: «У нас должна быть идейная, духовная парадигма, в рамках которой бы осуществлялось это воспитание личности, ведь у нас есть ценности. У нас есть ценности - нравственная ответственность,... достоинство, справедливость, правда»15.

В этой связи хотелось бы обратиться к тем протестным событиям, которые имели место в январе - феврале 2012 года. Они тоже имеют отношение к идеологии, ценностям, государственности. Разумеется, это тема самостоятельного исследования, и тем не менее мы действительно имели дело с реальным возмущением граждан по поводу избирательного процесса, несовершенства политической системы и т.д. Но вот как это соотнести с современной демократией, идеологией большинства и меньшинства населения страны? А не является ли это той самой попыткой под видом справедливости меньшинства снова сломать складывающийся все тот же культурный, морально-нравственный, религиозный код? Как свидетельствует председатель Конституционного суда В. Зоркин, «в нашей стране были такие прецеденты. И они показывают, что беспредельная уступчивость, унижая страну и народ, не приводят ни к каким результатам»16.

Российская Конституция, как мы отмечали в начале статьи, обозначила идеологию предела уступчивости: это наше демократическое, социальное, правовое, светское общество и незыблемые права граждан. И подобная защита не имеет ничего общего с теми, кто не помнит уроки истории и современности.

Отечественный и мировой опыт свидетельствует, что преодоление этого непонимания возможно не только на базе существующего законодательства, но и консенсуса и плюрализма различных идеологий во имя единства многонациональ-

ного народа, демократических преобразований и целостности российской государственности.

1 В.И. Якунин. Демографическая миссия Российского государства. Труды Всероссийской конференции (Москва, 2006) // Научный эксперт. 2007.

2 Конституция Российской Федерации. М., 2010.

3 Конституция Российской Федерации. М., 2010. Глава I ст.1, ст. 2.

4 Конституция Российской Федерации. М., 2010. Глава II.

5 Там же. Ст. 3.

6 Конституция Российской Федерации. М., 2010. Раздел I. Ст. 7. П. 1.

7 Статья Председателя Правительства России В.В. Путина в газете «Комсомольская правда» 13 февраяля 2012. [Электронный ресурс] Режим доступа // http://premier.gov.ru/

8 Статья Председателя Правительства России В.В. Путина в газете «Комсомольская правда» 13 февраля 2012. [Электронный ресурс] Режим доступа // http://premier.gov.ru/

9 Конституция Российской Федерации. М., 2010. Раздел I. Ст. 14. П. 1.

10 Стенограмма встречи Председателя Правительства РФ В.В. Путина со Святейшим Патриархом Кириллом и лидерами традиционных религиозных общин России 8 февраля 2012 г 20:30 [Электронный ресурс] Режим доступа //http://www.patriarchia.ru/db/text/ 2005767.html

11 Статья Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина в газете «Коммерсант» 6 февраля 2012 [Электронный ресурс] Режим доступа // http://premier.gov.ru/

12 Статья Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина в газете «Коммерсант». 6 февраля 2012. [Электронный ресурс] Режим доступа // http://premier.gov.ru/

13 Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию. - 22.12.2011. [Электронный ресурс] Режим доступа // rremlin.ru

14 Стенограмма встречи Председателя Правительства РФ В.В. Путина со Святейшим Патриархом Кириллом и лидерами традиционных религиозных общин России 8 февраля 2012 г. [Электронный ресурс] Режим доступа / /http://www.patriarchia.ru/db/text/ 2005767.html

15 Там же.

16 В. Зоркин Предел уступчивости // Российская газета 20.10.2011. - С. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.