Научная статья на тему 'Идеология как политическая и методологическая проблема'

Идеология как политическая и методологическая проблема Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
524
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ / ПЛЮРАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Васютин Ю. С.

В статье рассматриваются методологические и политические проблемы места и роли идеологии в общественном развитии, обосновывается необходимость национальной идеологии. Обращается внимание на идеологии консерватизма, социализма, либерализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идеология как политическая и методологическая проблема»

236

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2012. № 7 (126). Выпуск 22

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТОЛОГИИ

УДК 32: 303.442.438

ИДЕОЛОГИЯ КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Ю.С. ВАСЮТИН

Орловский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются методологические и политические проблемы места и роли идеологии в общественном развитии, обосновывается необходимость национальной идеологии. Обращается внимание на идеологии консерватизма, социализма, либерализма.

Ключевые слова: идеология, методология, исторический опыт, конституционные основы, плюрализм.

В последние годы все больше ученых, а вместе с ними политиков и практических работников проявляют интерес к проблеме идеологии. При этом отчетливо проявляются два подхода в определении места и роли идеологии в общественном развитии.

Во-первых - это формирование довольно устойчивого стереотипа, что эпоха идеологий и больших идей, целеполаганий, ценностей, идеалов безвозвратно прошла. На смену этому утверждается индивидуализм, прагматизм, мелкие приватные интересы, обогащение и потребление, постмодернистской иммунитет против идейного и духовного воздействия на личность.

Во-вторых, обоснование тезиса, что каждый этап, связанный с революциями, перестройками, реформами, модернизациями невозможен без понятной населению идеологии, поскольку именно она представляет собой систему политических, социальных идей, оценок, целеполаганий, требований, которые и выражают интересы различных слоев общества.

Наша позиция близка ко второму подходу, где утверждается необходимость существования идеологии в любом обществе, и критично воспринимается тезис о наступлении эпохи деидеологизации. Здесь уместно привести мысль В. Миронова о том, что деидеологизация, по сути, может выступать как новая идеология на определенном этапе общественного развития1.

Как известно феномен идеологии имеет свою историю, в которой отчетливо проявились как позитивные, так и негативные явления. В царской России богатую историю имела религиозная идеология, или более конкретно православие, носителем которой являлась русская православная церковь. В основных законах царской империи определяется вероисповедальный принцип русских монархов. В частности,

1 Миронов В. Деидеологизация - новая идеология? / / Высшее образование в России. 2003. №1. С. 67.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2012. № 7 (126). Выпуск 22

237

в 42 статье Свода Законов Российской Империи говорится, что «Император яко Христианский государь, есть верховный защитник и хранитель догматов государствующей веры блюститель Правоверия и всякого в Церкви Святой благочестия»2, т.е. не православный император воспринимался бы как не легитимный, не законный.

Кроме того, русская православная церковь внутри своей страны через миссионерское сообщество посредством благовестнических миссий оказывала определенное влияние на другие вероисповедания на территории России: католические, лютеранские, реформаторские, армянские, еврейские, магометанские, языческие во имя укрепления самодержавной власти и могущества государства российского. Русская православная церковь так же обладала и международным влиянием, поддерживая общение с заграничными православными церквами.

Российская самодержавная власть всемерно способствовала созданию и развитию русской православной церкви как важнейшего института духовного развития всех категорий населения, укрепления самодержавного строя, экономического могущества России. Это красной нитью проходило через различные формы и методы деятельности правительствующего синода и его структурных подразделений, региональных и областных епархий, огромного количества церквей, учебных и научных заведений, многочисленных литературных трудов пастырей церквей. Примечательно, что вся эта духовно-нравственная и другая деятельность регулировалась Церковным правом, т.е. систематизированным церковным законодательством, собственным и частным государственным финансированием.

Пришедшие к власти, в результате революции 1917 года, большевики не только не воспользовались утвердившейся многовековой идеологией русской православной церкви, но начисто её отвергли, нанесли огромный удар по вере миллионов своих соотечественников, делали все, чтобы искоренить кадры русского православия и его материально-техническую базу. В тоже время, в последующих законодательных актах прежнего общества присутствовали мировоззренческие положения, в частности, в Конституциях (в том числе и последней 1977 г.) «красной нитью» проходит мысль о всемирно исторической роли Социалистической революции положившей начало перехода от капитализма к социализму, а затем и коммунизму3. Понятно, что это политическая стратегия, в последствии ставшей догмой, доктринерством, начетничеством и стала общенациональной идеологией и локомотивом движения широких народных масс к обозначенной мечте.

На этапе утверждения новой государственной власти правящая партия теоретически и методологически обосновала идеологию борьбы со свергнутыми классами, построения новой государственности, положив в основу программу беспрецедентного политического просвещения, массовой идеологической работы среди коммунистов и беспартийных. В этих целях повсеместно использовались школы политграмоты, кружки по изучению ленинизма, курсы партактива, вечерние и заочные совпартшколы. В системе партпросвещения изучались произведения классиков марксизма-ленинизма, решения съездов, конференций, пленумов ЦК и т.д.

Особая забота проявлялась о средних и высших кадрах партии. Это, прежде всего для них в разное время были созданы курсы марксизма при Социалистической академии, Коммунистический университет, Высшая партийная школа при ЦК, Институт красной профессуры, Коммунистический университет трудящихся Востока. Позже произошло объединение этих структур в Академию общественных наук при ЦК КПСС, а также Институт общественных наук (школа для представителей зарубежных коммунистических и рабочих партий). Как известно, подобные партийно-

2 Свод Законов Российской Империи. Т.1.ч.1. СПб, 1906.

3Конституция (Основной Закон) Союза Советских социалистических Республик. Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnsti977.htm

238

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2012. № 7 (126). Выпуск 22

политические учебные заведения были созданы в союзных республиках, а также при обкомах партии.

Следует заметить, что во всех этих учебных заведениях делался акцент на изучение общественных наук, подготовку и переподготовку пропагандистских кадров, а также на анализ и изучение различных механизмов, технологий, форм и методов организации и проведении идеологической работы с различными категориями партии и трудящихся масс.

Концентрированное идеологическое воздействие было направлено не только на членов партии, но и на широкие массы населения страны. Политикопросветительская работа ставила своей целью повышение политического сознания народа, формирование мировоззрения широких масс трудящихся. Политикопросветительская работа, с одной стороны, включала пропаганду идей марксизма-ленинизма, а с другой - воспитание в духе преданности политической системе. В этих целях использовались массовые средства информации: газеты, радио, а позже и телевидение, практиковались поездки агитационных групп, агитпоездов, агитационные парады, выступления ветеранов партии. В политическом просвещении использовались также шефские связи, школы политграмоты, политкружки, художественная самодеятельность, театры, кино и т.д. Все это позволило обеспечить государство социалистической идеологией как основой общественного развития и формирования мировоззрения трудящихся масс.

Однако, эффективность этой идеологии, несмотря на ее жесткость и всеобъемлющий характер, как показал исторический опыт, не выдержала испытание временем. Длительное мирное существование двух противоположных систем, а следовательно и их идеологий, начавшаяся перестройка, политические и демократические преобразования свергали с пьедестала марксистское учение о революции, социализме, партии, диктатуре пролетариате, осуществили «разрушение всяких идеологических парадигм...»4.

Каково же место и роль идей, ценностей, идеалов, целеполаганий на демократическом этапе преобразований? Анализ показывает, что какие бы сложные и противоречивые процессы ни происходили в нашем обществе, как бы ни складывались экономические, политические, социальные отношения, актуальной проблемой всегда остается воспитание подрастающего поколения и различных категорий населения.

Общеизвестно, что любое государство, общество в принципе не может существовать без идей, приоритетов, государственных и общественных ценностей, т.е. идеологии. И видимо не случайно российское общество, пережив период глубокого мировоззренческого кризиса, критически осмыслив и проанализировав прежнюю советскую идеологию, хотели бы мы того или нет, постепенно возвращается к осознанию важности и необходимости качественно новой демократичной идеологии, как важнейшей составляющей политической системы общества, социально-политического института, объединяющего граждан многонациональной страны в единое государство, единую нацию со своими целями, ценностями и интересами. Анализ показывает, что на первом этапе наших демократических преобразований мы уже исповедовали различные виды идеологий, в том числе идеологии классического либерализма, демократического плюрализма, единой национальной идеи, государственного консерватизма, державности, государственной солидарности, модернизации и др.

На наш взгляд, на протяжении всего переходного периода к демократическому, социальному, правовому, светскому государству вектор идеологических поисков власти шел от западничества к патриотизму, от радикализма к консерватизму, от свободного рынка к государственному регулированию, от перманентного реформирования к полномасштабной модернизации общества. Время доказало, что на поли-

4 Стенограмма встречи Председателя Правительства РФ В.В. Путина со Святейшим Патриархом Кириллом и лидерами традиционных религиозных общин 8 февраля 2012 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.patriarchia.ra/db/text/2005767.html

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2012. № 7 (126). Выпуск 22

239

тическом поприще новая идеология российского консерватизма и устойчивого развития отвергает как тоталитаризм, так и анархию и требует с необходимостью объединяющую общество доктрину, элементами которой являются идеи исторической преемственности, преодоления разрыва между дореволюционной и новой Россией, преодоления посткризисных явлений и т.д.

Учитывая отечественные и зарубежные исторические уроки неоднозначности места и роли идеологии на отдельных этапах истории, в частности, в период советской власти, разработчики новой Конституции, уже в условиях демократических преобразований, с большой осторожностью подошли к формулировке конституционных положений относительно идеологии. И, тем не менее, если в ст. 13 часть 2 Конституции Российской Федерации подчеркивается, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной»5, то одновременно в п.1 этой же статьи «признается идеологическое многообразие».

Следует учитывать, что в Конституции РФ в рамках идеологического плюрализма заложены основные идеи демократических преобразований, идеалы и ценности одинаково важные для всех граждан независимо от различия взглядов, в частности, приоритетное признание высшей ценностью человека, выборность органов власти, уважение к культуре всех национальностей, гражданский контроль над властью и т.д.

Сегодняшнее российское общество разительно отличается от самодержавного общества и, тем более, от советского строя. И одно из важнейших отличий - это отказ от монополии официальной идеологии и переход к идеологическому плюрализму. Для формирования идеологического многообразия, как считает Н. Астахова, сформированы определенные предпосылки, в частности: «стабильная экономическая и политическая ситуация; снижение теневой экономики; психология цивилизованного потребления у населения; наличие сильной правовой и законодательной базы; ориентация на общечеловеческие ценности и национальные особенности; долгосрочность и стратегическая направленность»6.

На сегодняшний день в политической жизни России представлены все основные идеологии: консерватизм (Единая Россия), социализм (КПРФ), либерализм.

Идеалами российского консерватизма выступают традиционные ценности -семья, религиозная вера, державный патриотизм, свободный труд, личная собственность, коллективная соборность, национальные традиции, любовь к Родине и своему народу, бережное отношение к своей истории. Все это свидетельствует о том, что в основе консервативной идеологии выражаются национальные интересы, культурная связь прошлого, настоящего и будущего; приоритетом консервативной идеологии на всех этапах исторического развития являются духовность (православие и другие традиционные религии), державность, народность (национальная самобытность), единство всего общества.

Характерной чертой идеологии консерватизма является сохранение и дальнейшее развитие сложившегося государственного и общественного устройства, традиционного порядка, приверженность традиционным программам, положениям, противодействие социально-политическим потрясениям. Консервативная идеология не выдвигает (в отличие от других идеологий утопического идеала совершенного общества). В сложных условиях, создающиеся другими партиями и движениями, «Единая Россия» со своей консервативной идеологией стремится удерживать общественные процессы от разрушительных и радикальных социально-политических изменений. Как известно, всем этим программным положениям, представленным В.В. Путиным на прошедших выборах Президента РФ, большинство населения отдало свое предпочтение.

На этапе перестроечных демократических преобразований, как известно, либерализм, занимая лидирующие позиции, был представлен в органах государствен-

5 Конституция Российской Федерации. М., 2010.

6 Астахова Н. Идеология государственной службы //Государственная служба. 2009. №3. С. 29.

240

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2012. № 7 (126). Выпуск 22

ной власти, в политической системе, институтах гражданского общества и т.д. Но, в то же время, хорошо известно, что идеология либерализма так и не стала доминирующим фактором жизни и деятельности большинства населения и продолжает оставаться идеологией тонкого слоя интеллигенции и чиновничества. Следовательно, потенциал для проведения либеральной политики явно не достаточен.

И все же, как показывает наш анализ, толчком дальнейшего развития либерализма как мировоззрения, идеологии и политического движения стала именно перестройка, а затем и демократические преобразования. Мощная поддержка руководства страны предоставила ему свободу идейного выражения, организационного оформления, в том числе, создания объединений и демократических партий. Принципы либерализма стали составной частью идеологического обоснования демократических преобразований. В тоже время активное участие либерализма в процессе реформирования страны на уровне фактически господствующей идеологии имело и разрушительный характер для социально-экономических и общественнополитических основ российского общества.

Таким образом, либерализм так и не стал еще массовым явлением, а социальная база либерализма фактически продолжает находиться в оппозиционном состоянии к власти, проявляет свою неспособность к выработке эффективной политики модернизации страны.

Идеология социализма прошла сложный исторический путь, насыщенный большими событиями: свержение царизма; строительства нового общества - социализма; катастрофическое поражение политики и идеологии компартии на этапе перестройки и демократических преобразований, несмотря на то, что партийная идеология коммунистов считалась «научной идеологией»7. Первоначально привлекательная для широких масс населения социалистическая идеология, как известно, не выдержала испытания временем.

Но вместе с этим «советская идеология при всех ее недостатках и ограниченности использовала глубинные, вековые черты менталитета русского и других народов советского союза. Вера советских людей в советскую идеологию побуждала их на великие свершения... ускоренную индустриализацию, беспрецедентный экономический, социальный и культурный прогресс, превращение СССР в великую сверхдержаву, победу в Великой отечественной войне»8.

И сегодня эта идеология пользуется определенной поддержкой населения: так на прошедших президентских выборах, предпочтение ей отдали миллионы граждан России. Наследницей прежней КПСС ее политики и традицией является КПРФ, которая с учетом исторических уроков и выводов выстроила и осуществляет свою программу обновленного социализма. Ответом КПРФ на общественную потребность представить свое видение выхода России из нынешнего кризиса, является поддержка курса на модернизацию новой России, естественно с известной для партии спецификой, предложение обществу своих программ по социально-экономическому, духовнонравственному развитию общества, международному сотрудничеству на ближайшую и более отдаленную перспективу.

В заключении хотелось бы обратить внимание на определившуюся и все больше утверждающуюся тенденцию возрастания места и роли не отдельных партийных идеологий (этого уже предостаточно), а общенациональной идеологии. Эта проблема значительно актуализировалась в процессе двух последних избирательных компаний, где такие универсальные ценности как свобода, демократия, выборы, духовность, стабильность, легитимность приобрели особый смысл и значение для представителей среднего класса, других социальных групп населения, институтов граж-

7 Белявский Ю.А. Проблемы общественного сознания / / Социология власти. 2011. №1. С. 72.

8 Добреньков В.И. Консерватизм - национальная идеология России // Вестник Московского университета СССР. Сер. 18. Социология и политология. 2011. №2. С. 14.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2012. № 7 (126). Выпуск 22

241

данского общества, политических партий, движений и оформились в их сознании как категории национальной идеологии.

Таким образом, мы вплотную подошли к необходимости обсуждения и разработки хотя бы общих положений единой национальной идеологии, которая станет важнейшим фактором компромисса общественных сил, в том числе и участников протестных митингов и собраний, таких как на Болотной, Маяковской, Сахарова и т.д. Что же касается партийных идеологий, то они остаются в статусе, прежде всего, внутрипартийного употребления.

IDEOLOGY AS THE POLITICAL AND METHODOLOGICAL PROBLEM

Oryol Branch of Russian Academy of National Economy and Public Service by the President of Russian Federation

Yu.S. VASYUTIN

In the article are considered some methodological and political problems of a place and a role of ideology in social development. A need of national ideology is proved. The author pays attention to ideologies of conservatism, socialism, liberalism.

e-mail: [email protected]

Key words: ideology, methodology, historical experience, constitutional principles, pluralism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.