Научная статья на тему 'Конституционные основы социализации и самореализации в обществе: приоритеты и особенности'

Конституционные основы социализации и самореализации в обществе: приоритеты и особенности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
567
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РФ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / ИДЕОЛОГИЯ / ОПЫТ / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / SOCIALIZATION / SELF-ACTUALIZATION / STATE AND CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS / IDEOLOGY / EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Васютин Юрий Сергеевич

В статье рассматриваются и анализируются основные положения Конституции РФ, направленные на раскрытие сущности процесса социализации и самореализации в современном обществе. Обращается внимание на наличие позитивного опыта и проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL FOUNDATIONS OF SOCIALIZATION AND SELF-ACTUALIZATION IN SOCIETY: PRIORITIES AND PECULIARITIES

Constitutional fundamentals of the Russian Federation pointed at disclosure of the socializing and self-actualizing essence in the modern society are considered and analyzed in this article. Special attention is paid to the presence of the positive experience and the problems.

Текст научной работы на тему «Конституционные основы социализации и самореализации в обществе: приоритеты и особенности»

УДК 342:323:316.614

ВАСЮТИН Ю.С. Конституционные основы

социализации и самореализации в обществе: приоритеты и особенности

В статье рассматриваются и анализируются основные положения Конституции РФ, направленные на раскрытие сущности процесса социализации и самореализации в современном обществе. Обращается внимание на наличие позитивного опыта и проблем.

Ключевые слова: Конституция РФ, социализация, самореализация, институты государства и гражданского общества, идеология, опыт.

Актуальность процесса самореализации, самоорганизации в условиях модернизации российского общества, социализации индивидуумов, различных социальных групп и, наконец, всего российского общества, на наш взгляд, - одна из важнейших проблем государства и гражданского общества и, естественно, всех нас.

Именно в этих процессах в современных условиях формируются социальные и политические качества личности, усваиваются идеи и идеалы, ценности, нормы и правила поведения, социальные роли, социально-политические и морально-нравственные установки, традиции. Причём происходит это практически на протяжении всей жизни индивидуума: и на начальной его стадии, т.е. в детстве; на среднем этапе жизни, когда активно идёт процесс обучения и воспитания; и особенно на этапе

"Мы должны поддержать растущее стремление граждан, представителей общественных и профессиональных объединений, политических партий, предпринимательского класса участвовать в жизни страны".

В.В. Путин1

сложившейся взрослой жизни, когда человек несёт ответственность не только за себя, семью, производственные отношения и общество в целом и, как подчёркивал К. Маркс, всецело выражает совокупность всех общественных отношений.

Хорошо, когда индивидуумы, целые поколения и общество в целом на всех этапах развиваются на основе преемственности, адекватности, что предполагает определённую предсказуемость, гармоничность, удовлетворённость самим процессом. А если этого нет, если происходит кризис социальной и политической идентичности, возникает разрыв преемственности, разрыв между периодами и этапами социализации? Несмотря на то, что жизнь течёт и продолжается, но и индивидуумы, и целые поколения, и само общество просто вынуждены неустранимыми

обстоятельствами оставаться на коренном переломе?

Философская ли это проблема? С одной стороны, да, но и философы говорят: не дай бог родиться на этом переломном этапе. А если к тому же приходится ещё и работать, учить и растить детей? Тогда эта проблема становится, безусловно, актуальной и в политическом, и в методологическом отношениях.

Возьмите Германию 30-40-х. Все индивидуумы, целые поколения, социальные группы и само общество Германии проходили в общем-то нормальную социализацию, а жить и работать, воевать и истреблять другие народы пришлось уже в другой - в условиях фашистского режима.

Но немецким индивидуумам и социальным группам, вооруженным силам и самому государству Германии противостояла в годы Великой Отечественной войны другая социализация: социального всеобуча, патриотизма, духовности, всеобщего труда, всесторонней готовности к защите Родины. Благодаря социализации, самореализации, самоорганизации старшего поколения и молодёжи, государства и советского общества мы не только выстояли, но и победили, освободили не только свой народ, но и народы Европы.

Сложность международного положения и вызовы, бросаемые нашей стране, необходимость укрепления обороноспособности страны, о чём так убедительно говорил Президент России в своём Послании Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2013 года, указывают нам на необходимость творческого изучения и использования опыта социализации предвоенных и военных лет. На наш взгляд, опыт Воронежа, Брянска, Орла, как и других субъектов, в этом плане бесценен. В частности, в этих и других регионах в рамках общественно-патриотической социализации разработаны программы "воспитания гражданственности и патриотизма как важнейшей духовно-нравственной ценности", которые включают в себя такие направления, как военно-патриотическое, гражданское и духовно-нравственное воспитание2.

Не только войны, кризисы, но и другие коренные переломы, особенно если они связаны с реформированием политической

системы, политических, экономических, организационных и идеологических основ общества, даже если они направлены в качественно лучшую сторону(подчеркиваем это), предполагают огромную научно-теоретическую, методологическую и организационно-практическую деятельность институтов государства и общества, различных социальных групп и, естественно, индивидуумов по разработке и осуществлению целенаправленной социализации.

В новой России на основе новой Конституции РФ разработана и осуществляется качественно новая демократическая социализация. В чём состоят качественно новые сущностные моменты социализации?

Первое. В Конституции РФ в ст. 3, п. 1, 2 установлены основы конституционного строя РФ и среди них важнейшее положение: единственным источником власти в нашем обществе является её многонациональный народ. Именно народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления на всей территории РФ3.

Кроме того, Конституция РФ:

- объявила человека высшей ценностью и поручила государству соблюдать это неукоснительно (ст. 2 КРФ);

- предоставила широкие права: в главе 2 около 50 статей4 посвящено правам и свободам человека и гражданина;

- определила важнейшие конституционные обязанности, которые также являются составной частью социализации.

Таким образом, Конституция РФ, возлагая на народ право и обязанность быть единственным источником власти, одновременно предоставила все права и обязанности государству, обществу, каждому из нас осуществлять необходимую социализацию индивидуумов, социальных групп и всего общества для исполнения этих поистине великих обязанностей.

Второе. Конституционно-легитимные ветви власти, государственные институты и все политические системы осуществляют социализацию прежде всего через образование и воспитание (в дошкольных учреждениях, школах и вузах), непрерывную подготовку и переподготовку государственных и муниципальных служащих, бизнеса,

гражданского общества и т. д. Разумеется, здесь есть определённые достижения, но и немало трудностей, проблем, откровенных недостатков и упущений, на которые обращает внимание Президент РФ В.В. Путин.

Как известно, за это время дважды принимались законы об образовании, неоднократно корректируется реформирование системы школьного и вузовского образования.

Третье. Исключительно важные место и роль в социализации отводится семье. Именно через институт семьи, основанной на браке или кровном родстве, осуществляются воспроизводство потенциала страны,за-бота о развитии, воспитании, организации досуга и отдыха детей, утверждение личностных качеств подрастающего поколения, его духовно-нравственное отношение к власти, интересам Родины. Поэтому так велика роль социального контроля в деле повышения авторитета семьи, взаимодействия в этих вопросах власти и общественности.

Разумеется, на этом пути сделано и делается немало, вместе с тем в процессе участия семьи в социализации детей и молодёжи немало противоречий, проблем, упущений, в том числе в формировании отношения к труду, социальной ответственности, общественно-политической активности, духовно-нравственных и патриотических качеств подрастающего поколения. Тревожное состояние с проявлениями алкоголизации и наркотизации, правонарушениями, недостаточной подготовленностью к браку и семейной жизни. Отношение к семье, детству в отдельных регионах и странах мира ставит вообще под сомнение дальнейшее существование семьи. Этой тенденции не лишено и наше общество.

Четвёртое. Возрастающее влияние на социализацию индивидуумов, социальных групп населения и всего общества оказывает четвёртая власть, т.е. средства массовой информации как совокупность различных каналов массового оперативного информирования населения и всего общества5, а с другой стороны - целенаправленной политической социализации, включающей в том числе:

- артикулирование общественных и социальных интересов;

- формирование политической культуры, воспитание гражданственности и патриотизма;

- поддержание политической стабильности в обществе путём формирования позитивных оценок, мнений и перспектив.

Разумеется, демократические СМИ - это великое завоевание, особенно как фактор свободного обмена мнениями. Но где границы этой демократии, особенно в условиях кризисных и посткризисных явлений:

- когда отдельные средства массовой информации превращаются в рынки сбыта идей, мнений, далёких от потребностей социализации;

- когда в зависимости от социального заказа отдельные СМИ выдают продукцию, далёкую от интересов индивидуумов и всего общества;

- когда включается манипулирование общественным сознанием индивидуумов и целых социальных групп, особенно это было заметно в деятельности отдельных СМИ на первом этапе реформирования российского общества.

Надо сказать, манипулирование общественным мнением происходит и сегодня в условиях социально-экономического кризиса, конфронтации отдельных индивидуумов, социальных групп, политических партий.

Пятое. Социализацию индивидуумов, социальных групп и всего общества в различных её видах, как мы уже говорили, осуществляет государство через различные государственные институты и ведомства. Но есть ещё один субъект политической системы, который в такой же степени в ответе за этот процесс, - это гражданское общество, которое активно участвует в образовательной, трудовой и политической социализации, всемерно способствуя самореализации, самооценке, самоидентификации, реализации жизненной позиции.

Миллионы людей участвуют сегодня в Общероссийском народном фронте (ОНФ), Общественной палате РФ и региональных Общественных палатах, общественных советах министерств и ведомств, общественных и самодеятельных объединениях и некоммерческих организациях или самостоятельно выражают общественные интересы в различных государственных органах, в бизнес-структурах и в самих институтах гражданского общества.

Имея легитимный мандат на власть от народа и придерживаясь табу на недопустимость

политического и властного вмешательства в органы власти и госуправления, институты гражданского общества активно участвуют во всех видах социализации, проявляя понимание долга, осознание своих прав и обязанностей. Они дают оценку организациям и ведомствам, которые в ответе за осуществление социализации, добиваются устранения различных ограничений, т.е. осуществляют общественный контроль над процессом социализации.

Есть ли противоречия, проблемы, недостатки конституционного характера в различных видах социализации, в том числе и общественно-политической?

Частично автор уже писал об этом6. Продолжая разговор, хотелось бы подчеркнуть, что в системе социализации сегодня ставится акцент в основном на социально-экономических и материальных потребностях, на получении прибыли во всем. С детства, в юности и молодости, и тем более в солидном возрасте акцентируется внимание в основном на зарплате, прибыли, материальных вознаграждениях "чем быстрее, тем лучше", и всем понятно, что это важно, необходимо. Но где же тогда общественно-политический, духовный, нравственный, ценностный аспект смысла и цели жизни человека, тем более молодого? Ведь что будет заложено на входе, тот же результат мы, безусловно, получим на выходе.

Отмечается также, что все виды социализации, особенно общественно-политическая социализация всех категорий индивидуумов, социальных групп и самого общества на региональном уровне, почему-то востребованы в основном на острие призывов к реформированию и прихода к власти новых сил. Однако забывается о том, что потребность эта ещё более возрастает при осуществлении новой политики, переустройстве общества, формировании новой государственности, т.е. при повседневном сочетании объективного и субъективного, представляющих собой две стороны единого процесса социализации.

Многочисленные исследования показывают, что широкие массы населения, местное сообщество муниципалов, представители регионального управления слабо знают сущность Основного закона нашего государства - Конституцию РФ, а представители регионов и местного самоуправления

- своих Уставов (Основного закона) областей, субъектов РФ, а отсюда - слабое знание их населением. Повсеместно ощущается смутное представление о политической системе, основополагающих законах, исполнительных общественно-политических решениях, концепциях гражданского общества, программах и проектах социально-экономического развития, что снижает эффективность общественно-политической социализации, направленной на формирование массовой политической грамотности, духовно-нравственных качеств и патриотизма, социальной активности, социально-политического участия в управлении делами государства.

Надо отдать должное, что празднование в декабре 2013 года 20-летия принятия Конституции РФ, по которой мы все живем, содержало в себе мощный пропагандистский потенциал. Предпраздничные обсуждения конституционных положений под руководством Президента РФ В.В. Путина, его встречи с представителями ОНФ, отдельных институтов гражданского общества, конституционными судьями, заведующими кафедрами конституционного права, членами правительства, Совета Безопасности, на обучающем семинаре с мэрами и, наконец, выступления с Посланием к Федеральному Собранию РФ и на самих юбилейных торжествах подняли на должный уровень Основной закон нашего государства. Произошла, если хотите, реабилитация Конституции после недостаточного внимания в прошлом. Региональные государственные и общественные руководители, научная общественность и всё интересующееся население задумались о месте и роли Конституции в жизни общества.

Всё это значительно возвышает нашу Конституцию, а вместе с тем и нашу государственность, и политическую систему, а в рамках нашей темы дает новый импульс для эффективной социализации и самореализации индивидуумов, социальных групп и всего общества.

И в заключение хотелось бы сделать некоторые выводы.

Социализация, и тем более общественно-политическая социализация, на практике затрагивает определенные аспекты современной идеологии: приверженность

демократии, права и свободы человека; политические и социальные идеи и идеалы, интересы различных слоёв общества; цели и программы дальнейшего развития, укрепление и защита Родины, её государственных символов и т.д.

Подобный подход к социализации вполне объясним: во-первых, речь идёт о современной демократической идеологии правового, социального, светского и демократического государства; во-вторых, без национальной демократической идеологии не может существовать ни одно государство, субъект Федерации, важнейшие институты государства и общества, наконец, национальная культура, духовность и нравственность; в-третьих, мы постоянно встречаемся с необходимостью противодействия проявлениям идеологического многообразия западной идеологии типа однополых браков, свободных сексуальных меньшинств, пропаганды детской порнографии, наркотизации и алкоголизации и других сомнительных ценностей.

Таким образом, хотим мы того или нет, но содержание социализации не может не быть отражением определенной государственной идеологии7. Как известно, Конституция РФ несет в себе важнейшие идеи государственности и государственной политики, важнейшие ценности демократизма, правового, социального и светского государства, защищает интересы и права человека, определяет принципы формирования и воспитания индивидуумов различных социальных групп и всего общества. Сама Конституция РФ, являясь важнейшей ценностью государства и общества, прямо предполагает в ст. 13 части I идеологическое многообразие8, которое естественно реализуется в процессе социализации.

События на Украине показали, что если социализацией индивидуумов и целых социальных слоев общества не будут заниматься государственные и общественные институты культуры, образования, воспитания, православия, подготовки к труду и

защите своей Родины, то этим займутся другие, т.е. самостийные националисты и западные идеологи, которые уже сегодня сформировали десятки тысяч боевиков, вооружили их, и теперь они захватывают правительственные здания, совершают недружественные акции по отношению к своему и братским народам9.

В настоящий период новое руководство Украины, члены правительства, региональные органы власти и местного самоуправления пытаются перевести ранее бесконтрольную самостийную прозападную националистическую социализацию отдельных категорий населения на рельсы интересов государства, всего украинского народа, но сделать это чрезвычайно сложно, ибо, с одной стороны, продолжается влияние западных идеологий, а с другой стороны, осуществляется беспрецедентное вмешательство отдельных государств и международных институтов.

1 Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 12.12.2013 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://news.kremlin.ru/news/19825

2 Текущий архив Администрации Орловской области. Программа "Воспитание гражданственности и патриотизма у молодежи как важнейшей духовно-нравственной ценности". 2011. С. 1-18.

3 Конституция РФ. М., 2010. Ст. 3, п. 2.

4 Конституция РФ. М., 2010. С. 7-17.

5 Огнева В.В. Приоритетные направления совершенствования механизмов управления сферой информационной открытости органов государственного управления в регионе // Научные ведомости БЕЛГУ. Серия "Политология. История. Экономика. Информатика". 2012. № 2. С. 249-254.

6 Васютин Ю.С. Политическое просвещение как фактор формирования мотивации модернизации страны // Образование и общество. 2013. № 3. С. 4-8.

7 Васютин Ю.С. Партийная идеология: сравнительный анализ // Образование и общество. 2012. №3. (74) Май-Июнь. С. 122-127.

8 Конституция РФ. М., 2010. С. 13.

9 Призрак гражданской войны // Независимая газета. 2014. 3 февр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.