Научная статья на тему 'Модернизация России и государственная политика в духовной сфере'

Модернизация России и государственная политика в духовной сфере Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1440
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ДУХОВНОЙ СФЕРЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫМ РАЗВИТИЕМ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лихачева Е. А., Трифонов Ю. Н.

Подлинная модернизация России немыслима без оздоровления ее духовной жизни. Ключевую роль в этом отношении должна играть выверенная государственная политика в духовной сфере. Вместе с тем, имеет место недооценка духовно-гуманитарной составляющей общественного развития, на что обращают внимание авторы данной статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF RUSSIA AND THE STATE POLICY IN THE SPIRITUAL REALM

Genuine modernization of Russia is impossible without improvement of her spiritual life. A key role in this respect should play a verified state policy in the spiritual realm. However, there is an underestimation of the spiritual and humanitarian component of social development, which attracts the attention of the authors of this article.

Текст научной работы на тему «Модернизация России и государственная политика в духовной сфере»

Лихачева Е. А.

к. пс. н.

Трифонов Ю. Н.

к. ф. н., доцент Тамбовский филиал РАНХиГС

МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИИ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ДУХОВНОЙ СФЕРЕ

Аннотация: Подлинная модернизация России немыслима без оздоровления ее духовной жизни. Ключевую роль в этом отношении должна играть выверенная государственная политика в духовной сфере. Вместе с тем, имеет место недооценка духовно-гуманитарной составляющей общественного развития, на что обращают внимание авторы данной статьи.

Ключевые слова: духовные основы, государственная политика в духовной сфере, государственное управление духовно-нравственным развитием.

Likhacheva E. А.

candidate of psychological Sciences Tambov branch of the Russian presidential academy of national economy and public administration,

Tambov, Russia Trifonov Yu. N.

candidate of philosophical Sciences, associate Professor, Tambov branch of the Russian presidential academy of national economy and public administration,

Tambov, Russia

MODERNIZATION OF RUSSIA AND THE STATE POLICY IN THE SPIRITUAL REALM

Abstract: Genuine modernization of Russia is impossible without improvement of her spiritual life. A key role in this respect should play a verified state policy in the spiritual realm. However, there is an underestimation of the spiritual and humanitarian component of social development, which attracts the attention of the authors of this article.

Key words: spiritual foundations, public policy in the spiritual sphere, governance, moral and spiritual development.

Наряду с социально-экономической политикой государства, важна и реализация его функций в духовной сфере. Это обусловлено тем, что одним из фундаментальных условий жизни людей является наличие здоровой духовной среды. А это возможно лишь в процессе осуществления выверенной государственной политики в духовной сфере. Поэтому действия государства в этом направлении должны быть концептуально обоснованы и иметь прочную конституционно-правовую основу.

Выступая с очередным Посланием Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2013 года, Президент РФ В. В. Путин подчеркнул, что «в Конституции сформулированы ключевые национальные объединительные идеи» [1]. Однако, на наш взгляд, если можно твердо утверждать, что мы имеем четко определенные экономические, социальные и политические основы конституционного строя России (многообразие форм собственности, свобода экономической деятельности; РФ - социальное и демократическое государство; политическое многообразие, многопартийность и т. д.), то духовные основы,

на наш взгляд, в основном законе страны четко не определены. Действительно, в главе 1 Конституции РФ этой важнейшей области общественной жизни посвящены лишь следующие нормы:

- в Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ч. 1 и 2 ст. 13);

- Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ч. 1 и 2 ст. 14).

Отметим, что в определенной степени некие духовные ценности очерчены и в преамбуле Конституции РФ, в которой сказано следующее: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

При всей значимости отмеченных конституционных положений, утверждать о том, что мы имеем прочные духовные основы конституционного строя России и четкие ориентиры политики государства в данной сфере, вряд ли можно. Данное обстоятельство актуализирует рассматриваемую проблему, суждения по которой высказываются самые разнообразные. В частности, сравнительно недавно депутат Государственной Думы Елена Мизулина предложила внести в преамбулу Конституции РФ положение о том, что православие является основой национальной и культурной самобытности России [2].

Очевидно, что предложения такого рода вызывают неоднозначную оценку в обществе. Но, тем не менее, разговор на эту тему, безусловно, необходим. Дело в том, что в данной сфере общественной жизни не все благополучно, о чем говорят многие государственные и общественные деятели, политики и ученые. Так, В. В. Путин подчеркнул, что «сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп ... того, что во все времена делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились. Мы должны .укреплять прочную духовно-нравственную основу общества» [3].

В научной литературе дается более жесткая оценка ситуации в рассматриваемой сфере. Речь идет не иначе, как о духовном кризисе, представляющем собой угрозу для национальной безопасности. Более того, как подчеркивает А. В. Тонконогов, духовный кризис к настоящему времени фактически перешел в стадию регрессирующей эволюции, поскольку в обществе пока не преодолены идеологические и социально-экономические противоречия [4, с. 3].

По мнению К. К. Колина, духовная атмосфера, сложившаяся за последние 20 лет в российском обществе, обусловлена деидеологизацией общества и внедрением в общественное сознание принципиально чуждых для нашей страны ценностных ориентаций, характерных для западного общества [5, с. 29]. Как следствие, снижается общий уровень образованности нации, падает традиционно высокий интерес граждан России к чтению. Засилье массовой культуры привело к деформации эстетического вкуса общества. Ситуация усугубляется продолжающейся коммерциализацией искусства, образования и других сфер жизнедеятельности общества. В результате мы имеем размытость и разобщенность духовного мира, потребительскую ориентацию общественного сознания и, как следствие, - перекос в системе социальных ценностей (явный приоритет материальных ценностей перед духовными), нравственное оскудение, мировоззренческая дезориентация населения, особенно молодежи. Эмпирически,

феноменологически духовно-нравственный кризис выражается в интенсивном росте и повышении уровня всех видов и форм делинквентного поведения населения.

Все это - признаки деградации и ослабления именно духовной сферы, ремонт, воспроизводство и обновление которой входят в ядро приоритетных функций государства [6, с. 19]. В связи с этим нами разделяется мнение о том, что углубляющийся духовный кризис свидетельствует также о системных ошибках в государственном управлении, низком уровне научной обоснованности, а, следовательно, и соответствующем качестве и эффективности реализации государственных политик, которые должны создавать условия для духовного развития социума [7, с. 50].

Дальнейшее сохранение весьма неблагополучного состояния духовной культуры России противоречит ее национальным интересам и является недопустимым. Поэтому крайне необходимы безотлагательные меры по оздоровлению духовности нашего общества, и, прежде всего, - по формированию у граждан научного мировоззрения, по возвращению им духовно-нравственного стержня.

Актуализирует эту деятельность необходимость противодействия «мировоззренческому плюрализму», мифологизации общественного и индивидуального сознания, оккультизму, проповеди индивидуализма, аморального поведения, эгоизма, нигилизма и иных антиподов подлинной духовности. Эти и подобные им обстоятельства ставят на повестку дня вопросы обеспечения духовной безопасности россиян и проведения эффективной государственной политики в данной сфере.

Как отмечает В. М. Теребихин, актуальность проектирования и осуществления политики духовно-нравственного развития определяется и необходимостью преодоления сложившейся системы противоречий: между кризисным состоянием духовно-нравственных процессов в российском обществе и отсутствием эффективной государственной политики в сфере духовного преображения России, а также, между системной комплексностью проблем духовно-нравственного развития и узковедомственным характером государственного управления процессами в сфере духовно-нравственного развития социума [7, с. 50].

Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [8] в качестве одного из факторов духовная культура России не рассматривается. Тем самым, духовная составляющая инновационного развития, модернизации страны в целом, остается, в определенной степени, за пределами внимания высшего политического класса и общественных сил, претендующих на формирование общественно-политического процесса.

Более того, даже в таком важном документе, как Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [9] говорится о национальной безопасности в сфере культуры, но не в духовной сфере. Несмотря на близость содержания, понятия «культура» и «духовная сфера, духовная жизнь» не являются тождественными.

Как отмечает С. Г. Кара-Мурза, исторически в России сложилась и укрепилась недооценка государственной властью ее функции в духовной сфере населения. До сих пор даже не встал вопрос о целях, задачах, структуре и ресурсах государственной политики в этой сфере. Принимаются лишь срочные ситуативные решения по типу действий МЧС - с помощью бригад политологов, следующих поворотам конъюнктуры. Нередко ради смягчения актуальной проблемы они наносят непропорциональный ущерб даже ближайшему будущему [6, с. 21].

Определенная недооценка духовно-гуманитарной составляющей общественного развития имеет место и в научном сообществе. Так, из почти 1000 докладов и выступлений на международной научной конференции «Модернизация России», проведенной РАН 20-21 декабря 2012 года, всего 9 было посвящено гуманистическим проблемам.

Эти и некоторые иные обстоятельства свидетельствуют о том, что для обеспечения практической реализации объявленной в России новой государственной политики системной модернизации страны необходимо адекватным образом изменить государственную политику в духовной сфере.

На этот счет В. М. Теребихин говорит о том, что следует осуществить проектирование концепции «Духовное преображение России в XXI веке» а, также, концепций и целевых программ государственных политик, обеспечивающих создание условий для духовного развития российского социума, в том числе: политики духовного развития народа, социокультурной политики, государственной образовательной политики, политики в сфере государственно-конфессиональных отношений, свободы совести и вероисповедания, политики в сфере укрепления межпоколенческой толерантности и социальной солидарности, духовно-нравственной гуманистически ориентированной информационной политики, политики в сфере духовной безопасности и др. [7, с. 55].

А. В. Тонконогов считает, что государственная политика Российской Федерации в области обеспечения духовной безопасности (безопасности духовной сферы) современного российского общества должна представлять собой систему официальных научно-прагматических взглядов и принципов, определяющих направления, средства и методы совместной деятельности органов законодательной, исполнительной, судебной власти и институтов гражданского общества по защите национальных духовных (интеллектуальных, этических, эстетических, культурно-исторических) ценностей, профилактике, выявлению, ликвидации угроз (негативных тенденций, характеризующихся формированием деструктивной духовности) в религиозной, культурной, научной, информационной, идеологической сферах социальной жизни [4, с.1 7].

Тем самым, требуется комплексный, системный подход, а также настойчивые скоординированные действия не только различных федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, но также и организаций сферы образования, бизнеса, массовой информации, культуры и искусства, общественных организаций, входящих в состав формирующегося в России гражданского общества.

Таким образом, проведенный анализ свидетельствуют о том, что подлинная модернизация и интересы безопасности России требуют адекватного изменения государственной политики в духовной сфере.

Список литературы

1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2013 года // Российская газета. 2013, 13 декабря.

2. http://top.rbc.ru/politics/22/11/2013/890512.shtml

3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2012 года // Российская газета. 2012, 13 декабря.

4. Тонконогов, А. В. Духовная безопасность российского общества в условиях современного геополитического соперничества (социально-фило-софский анализ): Автореф. дисс. ... д-ра филос. наук. - М., 2011. - 45 с.

5. Колин, К. К. Духовная культура общества как стратегический фактор обеспечения национальной и международной безопасности // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - Челябинск: Издательство «Челябинская государственная академия культуры и искусств». 2010. № 1. С.27-45.

6. Кара-Мурза, С. Г. Государственная политика в духовной сфере: задачи и провалы. Материалы научного семинара. Вып. 2 (49). - М.: Научный эксперт, 2012. -72 с.

7. Теребихин, В. М. Духовно-нравственный кризис, как угроза национальной безопасности России и некоторые государственно-управленческие аспекты формирования системы духовной безопасности // Гуманитарные исследования. 2010. № 8. С. 50-56.

8. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

9. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «Об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СПС Гарант (Текст Указа официально опубликован не был).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.