социально-культурной деятельности в системе образования рассматривается как открытый ресурс, создающий условия для непосредственного контакта с человеком в процессе его духовного развития.
В обществе усиливается значимость учреждений культуры в обучении, «длиной в жизнь», личности. Новая парадигма рас-
сматривает социально-культурную деятельность как открытую систему, реализующую ресурсы образования на основе «педагогики поддержки» и оперативно реагирующую на факторы, определяемые рыночными отношениями, модернизацией общества, инновационными тенденциями на спрос образовательных услуг.
Примечания
1. Вердиев, Д. М. Государственно-общественная система управления образованием в условиях дифференцированной социокультурной и этнокультурной среды: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Д.М. Вердиев. — Ростов-на-Дону, 1999.
2. Нейматов, Я. М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы / Я.М. Нейматов. — М.: Алгоритм, 2002.
3. Федоров, А. В. Медиаобразование: социологические опросы / А.В. Федоров. — Таганрог: Кучма, 2007.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ОСМЫСЛЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРНОЙ
ПОЛИТИКИ РОССИИ
В. М. Солдатов
Московский государственный университет культуры и искусств
В настоящей статье автор развивает предложенную им ранее идею духовно-интегрального подхода к культуре и культурной политике современной России Он сконцентрировал своё внимание на проблеме духовно-нравственного осмысления культуры и культурной политики России в современных условиях. Предлагая своё духовно-интегральное понимание и измерение универсальной системы «Человек — Общество — Природа» и её этического аналога «Я — Мы — Оно», автор выявляет через их призму главные проблемы духовно-нравственного видения культуры и культурной политики современной России.
Ключевые слова: духовность, нравственность, смысл, культура, политика, проблемы, Россия. In this article, the author develops further his earlier proposed the idea of spiritual — an integrated approach to culture and cultural politics of modern Russia, he has focused his attention on the problem of spiritual — moral understanding of culture and cultural policy in Russia today. Offering her spiritual — an integral dimension of understanding and universal system of «Man — Society — Nature» and its ethical counterpart, "I — We — It", the author reveals, through their prism of the main problems of the spiritual — moral vision of culture and cultural politics of modern Russia. Key words: spirituality, morality, meaning, culture, politics, problems, Russia.
40 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (47) май-июнь 2012 40-45
И
г
В предыдущей своей статье автор отмечал, что на федеральном законодательном уровне современной России до настоящего времени остаётся не ясным принципиальный вопрос — как понимать «культуру»? Обосновывая идею о необходимости духовно-интегрального видения и понимания современных проблем культуры и культурной политики нашей страны, он предлагал системно переосмыслить идеи выдающихся русских и зарубежных философов XIX—ХХ веков о культуре. При этом автор исходил из того, что в XXI веке требуется новая философская рефлексия этих идей применительно к социально-политическим потрясениям и либерально-экономическим катаклизмам 90-х годов XX века в России, когда особенно остро стали ощущаться духовно-нравственные тупики глобализма и утрата ценностных ориентиров и смысла бытия в нашей стране (5).
Теоретическая значимость нового прочтения духовно-нравственных идей выдающихся русских и зарубежных философов XIX—XX веков о культуре обусловлена тем, что вопрос о её духовно-интегральном статусе и специальном исследовании её системно-философских оснований еще не ставился ни в России, ни за рубежом. И такая ситуация сохраняется до сих пор, несмотря на значительное количество культурологических, политологических и социологических публикаций о культуре и культурной политике как в России, так и за рубежом. В них представлено значительное многообразие суждений и дефиниций о принципах, концепциях, типологиях, целях, задачах, приоритетах и направлениях модернизации культурной политики. Однако все они страдают зауженными дисциплинарными подходами и доминированием в них «отраслевых» институционально-управленческих и инструментально-технологических аспектов и модусов.
В данной статье автор предлагает развить свои идеи духовно-интегрального видения культуры и культурной политики современной России, сконцентрировав основное внимание на рассмотрении проблем духовно-нравственного их осмысле-
ния применительно к долгосрочной перспективе развития России в XXI веке. Актуальность выбора именно такого ракурса духовно-интегрального видения проблем культуры и культурной политики непосредственно вытекает из последних инициатив и новаций Общественной палаты Российской Федерации (далее — Палата). Она предложила всем ветвям государственной власти и гражданскому обществу нашей страны в целом серьёзно осмыслить практические проблемы и вопросы духовно-нравственной безопасности российского государства и общества в условиях возрастающей с каждым годом глобализации мирового развития в XXI веке.
Палата организовала 2 апреля 2012 года специальное обсуждение актуальных проблем культуры и культурной политики в России под многообещающим названием — «Культура как цель существования государства». В интерпретации Палаты такая цель понимается как срочная необходимость понимания и утверждения роли культуры в качестве основы государственного и духовно-нравственного суверенитета России, выяснения и подготовки в связи с этим согласованных ответов всех ветвей власти нашей страны на вызовы и угрозы глобализма XXI века. Более конкретно участники обсуждения заострили своё внимание на следующих вопросах нового духовно-нравственного осмысления и понимания культуры и культурной политики:
• на необходимости стратегического видения долгосрочных перспектив развития российской культуры и инновационных ориентиров модернизации культурной политики в XXI веке в контексте сохранения и укрепления духовно-нравственного основания суверенитета российского государства с учётом ретроспективы, как минимум, тысячелетней история России;
• на признании культуры в качестве цели существования российского государства и концептуальной основы его суверенитета в XXI веке, позволяющего по-новому осмыслить её как родовой геном российского гражданина и общества, сохраняющий историческую преемственность, един-
ство и целостность духовно-культурного пространства России;
• на понимании новой роли культуры и культурной политики в формировании долгосрочного будущего российской нации в контексте переосмысления духовно-нравственного смысла и содержания таких важнейших понятий, как «власть культуры», «культура власти», «политическая культура» и других, тесно связанных с ними категорий;
• на признании необходимости духовно-нравственной корректировки и фильтрации современных либерально-рыночных представлений о культуре, а также объектных, отраслевых и информационно-технологических новаций в государственной культурной политике России с целью искоренения недобросовестных расчетов и прогнозов современных аналитиков «от культуры»;
• на признании категорической недопустимости ослабления или игнорирования духовно-нравственного контроля государства в сфере культуры России, когда он касается вопросов предупреждения экспансионистской культурной политики западных государств, разрушающей не только культурное самосознание россиян, но и духовно-культурный каркас российского социума в целом;
• на реальном запуске процесса духовно-культурной модернизации России в XXI веке, который настоятельно требует духовной трансформации культурного мышления всех ветвей российской власти с учётом отказа от давно устаревших постулатов «воли к власти» и превращения её в общественно-политические императивы «воли к власти культуры»;
• на обеспечении гарантий сохранения духовно-нравственного суверенитета и безопасности российского государства за счёт установления и реализации новой управленческой роли Министерства культуры РФ как органа федеральной власти, отвечающего за стратегические направления обеспечения национальной безопасности России в сфере культуры.
Не переоценивая излишне духовный
смысл и системно-содержательную сбалансированность предложенных Палатой деклараций и новаций о культуре как нравственном обосновании созидательной деятельности российского государства, мы не хотели бы и недооценить принципиально новую постановку вопроса — о духовно-нравственном осмыслении проблем культуры и культурной политики России в современных условиях. Всё дело в том, что принципиальная идея Палаты о духовно-нравственном осмыслении проблем культуры и культурной политики очень важна, прежде всего, в свете важнейших положений действующей с 1993 года Конституции РФ, поскольку в основах конституционного строя России (Статьи 1—16 Конституции РФ) слова «духовность», «нравственность» и «культура» не упоминаются вообще (3).
По нашему мнению, обозначенная и озвученная Палатой идея духовно-нравственного осмысления проблем культуры и культурной политики впервые в России позволяет принципиально по-новому взглянуть на две важнейшие конституционные нормы Основного закона РФ. Во-первых, об обязанности российского государства признавать, соблюдать и защищать человека, его права и свободы в качестве высшей ценности (Статья 2), поскольку она не предполагает пока их духовно-нравственного статуса и измерения. Во-вторых, нормы о Российской Федерации как социальном государстве (Статья 7), которая в политическом отношении допускает, что в России можно создать условия, «обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека» без развития духовности, нравственности и культуры российских граждан.
Констатируя принципиальное духовно-нравственное противоречие между основами конституционного строя России и предложенными новациями Палаты, мы предлагаем далее максимально беспристрастно и системно взглянуть на современные проблемы духовно-нравственного осмысления культуры и культурной политики в нашей стране. При этом в качестве методологического ориентира мы бу-
дем использовать ранее предложенный нами духовно-интегральный подход к пониманию культурно-политических измерений универсальной системы «Человек — Общество — Природа», или её нравственно-этического аналога «Я — Мы — Оно». Наша главная задача будет состоять в том, чтобы через призму человеческих (Я), социальных (Мы) и природных (Оно) характеристик культуры и культурной политики выявить системные проблемы их духовно-нравственного осмысления применительно к долгосрочному развитию России в XXI веке.
В концептуальном отношении дальнейшее изложение материала статьи по выявлению основных проблем духовно-нравственного осмысления культуры и культурной политики в России будет построено на сравнении нашего интегрального видения духовно-нравственных измерений культуры и культурной политики России:
• с обозначенными Палатой основными приоритетами государственной политики в сфере культуры;
• с долгосрочными ориентирами развития культуры, представленными в правительственной «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее — «Концепция 2020»);
• с направлениями обеспечения национальной безопасности в сфере культуры, указанными в Указе Президента Российской Федерации № 537 от 12 мая 2009 года «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (далее — «Стратегия 2020»).
Предваряя заявленный нами концептуальный сравнительный анализ основных проблем духовно-нравственного осмысления культуры и культурной политики в России, приведём в качестве его предпосылок фундаментальные соображения выдающихся русских философов XIX—XX века о культуре. Не секрет, что они исторически и этимологически связывали культуру прежде всего с религиозным культом, который «вообще есть колыбель культуры, вернее,
ее духовная родина» (2). Культура есть результат дифференциации и разворачивания содержания культа в разные стороны. Всякая культура (даже материальная) есть культура духа, всякая культура имеет духовную основу — она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями (1).
Итак, понимая культ как почитание духовной родины культуры вообще, его духовно-нравственное разворачивание в рамках универсальной системы «Человек (Я) — Общество (Мы) — Природа (Оно)» может быть представлено как:
• духовно-нравственная идентичность Человека и Гражданина России, выражающая высшие духовные идеалы Истины, Добра, Красоты и Любви в мышлении и поведении Человека в контексте понимания сокровенного смысла его бытия и жизни в Природе (Оно) и Обществе (Мы), становления его подлинного и действительного «Я»;
• духовно-нравственная идентичность российского общества (Мы), отражающая не только указанные выше духовные идеалы, но и ценности Родины, Семьи, Рода, местного сообщества в российском государстве, обеспечивающие сохранение, возрождение и развитие генетической и исторической памяти народов и этносов России;
• духовно-нравственная идентичность конкретной территории России и регионов РФ, определяющая влияние природных, географических, ландшафтных, архитектурных, инфраструктурных и иных характеристик местности на гармоничное взаимодействие Человека (Я), Общества (Мы) и Природы (Оно) в одушевлённой и окультуренной среде мироздания;
• духовно-нравственная экологическая среда в России и в регионах РФ, характеризующая почитание высших духовных идеалов Истины, Добра и Красоты применительно к взаимоотношениям Человека (Я) и Природы (Мы), внутренних естественных корней культуры, культуры души и культурно-экологического самосознания людей;
• духовно-нравственная социальная среда в России и субъектах РФ, являющаяся выражением высших духовных идеалов Истины, Добра, Красоты и Гармонии в общественно-политических отношениях между физическими и юридическими лицами, конституционно закреплённых в Основном законе страны (Конституции РФ);
• духовно-нравственная глобальная среда (атмосфера) в России и регионах РФ, отражающая гуманистические идеалы Единства, Многообразия и Солидарности людей в мире и способствующая межнациональному, международному и межкультурному общению и диалогу людей на основе согласованных общероссийских и общечеловеческих ценностей;
• духовно-нравственная культура управления в России, политического мышления и поведения органов государственной власти в нашей стране, основанная на признании принципов Свободы, Демократии и Равноправия в качестве духовных идеалов и организационных императивов формирования и реализации культурной политики современной России.
Обращаясь к основным приоритетам государственной политики в сфере культуры России, которые были выявлены и зафиксированы в ходе состоявшихся обсуждений в Палате, сделаем по отношению к ним следующие критические замечания:
• признание в них культуры как стратегически необходимого фактора сохранения целостности и социальной стабильности государства на долгосрочную перспективу не связывается с указанием на духовно-нравственные принципы Свободы, Демократии и Равноправия;
• дальнейшее развитие культуры как основы духовной безопасности и созидательного потенциала российского общества (Мы) не учитывает в явном виде высшие духовные идеалы и ценности Родины, Семьи и Рода в контексте сохранения исторической памяти народов и этносов России;
• обеспечение условий для воспроизводства культурных ценностей (Оно), создание общественного (Мы) и культурного климата, благоприятствующего самоиден-
тификации и самореализации граждан (Я), не определено в контексте их духовно-нравственной идентичности;
• формирование общей системы духовных ценностей, способной объединить российское общество (Мы) ради достижения общезначимых целей демократического развития страны, не предполагает Истины, Добра, Красоты и Гармонии в общественно-политических отношениях;
• реализация государственных механизмов противодействия экспансии массовой коммерческой культуры, угрожающей сохранению самобытности национальных культур (Оно) не связана с духовно-нравственной идентичностью конкретной территории России и регионов РФ;
• сохранение и развитие многонационального и многоконфессионального культурного наследия России (Оно) как основы единства российского общества (Мы) не позиционировано в связи с созданием гармоничной, одушевлённой и окультуренной природной среды жизнедеятельности;
• актуализация роли русского языка как носителя целостности единого культурного и информационного пространства России, а также разработка позитивного образа современной России не отражают гуманистические идеалы Единства, Многообразия и Солидарности людей в мире;
• разработка и формирование современной системы институтов культуры и организация партнерского взаимодействия всех субъектов осуществления культурной политики не идентифицируется с духовно-нравственной культурой управления в России;
• определение главенствующего места культуры по отношению к образованию, спорту, здравоохранению и другим социально ориентированным ведомствам концептуально заужено, поскольку ориентировано на существующую структуру исполнительной власти.
Что касается Концепции 2020 (4), то в ней, по сравнению с духовно-нравственными новациями Палаты, более конкретно и правильно сформулирована цель государственной политики в сфере культуры: «развитие
и реализация культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом». Однако, несмотря на подчёркивание в Концепции 2020 важности именно такой постановки цели в условиях перехода России на инновационный путь развития, всё-таки в ней имеется недопонимание проблем духовно-нравственной идентичности Человека (Я) и Общества (Мы). К тому же в Концепции 2020 не раскрывается роль и значение высших духовных идеалов и ценностей культуры в условиях нарастающей с каждым годом глобализации мирового развития.
В этом отношении представляется более продуманными формулировки в Стратегии 2020 (6), где к главным угрозам национальной безопасности России в сфере культуры отнесены: засилье продукции массовой культуры, ориентированной на «духовные потребности» маргинальных слоев и противоправные посягательства на объекты культуры. К тому же в Стратегии 2020 указано, что негативное воздействие на состояние национальной безопасности в сфере культуры усиливает попытки пересмотра взглядов на историю России, ее роль и место в мировой истории, пропагандируют образ жизни, в основе которого — вседозволенность и насилие, расовая, национальная и религиозная нетерпимость.
Всё сказанное выше позволяет нам сделать следующие обобщающие выводы о духовно-нравственном осмыслении проблем культуры и культурной политики России в современных условиях:
• проблема духовно-нравственного осмысления культуры и культурной политики России актуальна и значима в свете современных реалий глобализации мирового развития, включая вызовы российской экономике при переходе нашей страны на инновационный путь развития и угрозы национальной безопасности в сфере культуры;
• в научно-теоретическом отношении главной проблемой духовно-нравственного осмысления культуры и культурной политики России остаётся проблема духовно-интегрального понимания и измерения универсальной системы «Человек — Общество
— Природа» а, равным образом, и её нравственно-этического аналога «Я — Мы
— Оно»;
• в практическом плане одной из важнейших проблем духовно-нравственного осмысления культуры и культурной политики России является рассогласованность в представлениях о культуре основных субъектов осуществления культурной политики в нашей стране, и прежде всего различных ветвей государственной власти.
Примечания
1. Бердяев Н.А. Смысл истории / Н.А. Бердяев. — М., 1990. — С. 166.
2. Булгаков С.Н. Свет невечерний / С.Н. Булгаков. — М., 1994. — С. 326.
3. Конституция Российской Федерации. — М.: Издательство «Ось-89», 1999. — С. 4—8.
4.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. — М., 2008. — С. 48—54.
5. Солдатов, В.М. О духовно-интегральном понимании культуры и культурной политики современной России / В.М. Солдатов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2012. — № 1(45). — С. 19—24.
6. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». — М., 2009. — С. 17—18.