Научная статья на тему 'Плотниковский могильник - памятник родановской культуры в Пермском Предуралье'

Плотниковский могильник - памятник родановской культуры в Пермском Предуралье Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
442
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРМСКИЙ КРАЙ / РОДАНОВСКАЯ КУЛЬТУРА / МОГИЛЬНИК / ПОГРЕБЕНИЯ / ВЕЩЕВОЙ КОМПЛЕКС / КЕРАМИКА / АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ / PERM / RODANOVSKAYA CULTURE / BURIAL GROUND / BURIAL / CLOTHING COMPLEX / CERAMICS / ANTHROPOLOGICAL MATERIAL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Брюхова Н.Г.

Приводится описание результатов многолетних исследований Плотниковского могильника XIII-XV вв. Описываются характерные особенности и рассматриваются события, которые привели к существующему состоянию памятника. При изучении некрополя использовался метод радиоуглеродного датирования, проведен анализ химического состава металла ювелирных изделий, осуществлен типологический и технологический анализ керамики, костные останки людей и животных проанализированы методами антропологии и остеологии с применением изотопного анализа. Несмотря на неоднократное разрушение целостности слоя объекта археологического наследия, собранная информация позволяет внести новые данные в характеристику родановской культуры на территории Пермского Предуралья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLOTNIKOVSKIY BURIAL GROUND - RODANOVSKAYA CULTURE MONUMENT IN PERM CIS-URALS

Results of long-term research of Plotnikovskiy burial ground (13th-15th centuries) are described in the article. Peculiarities are shown, the events that led to the existing state of the monument are examined. Method of radiocarbon dating was used in necropolis studying, the analysis of the chemical composition of jewelry metal was carried out, typological and technological analysis of ceramics were carried out, bones remains of humans and animals are analyzed with the use of anthropology and osteology methods and also isotopic analysis. Despite repeated destruction of the integrity of the object layer of the archaeological heritage, the collected information helps to make new data to the description of rodanovskaya culture on the territory of Perm Cis-Urals.

Текст научной работы на тему «Плотниковский могильник - памятник родановской культуры в Пермском Предуралье»

Н.Г. Брюхова

(Пермский научный центр УрО РАН, Пермь)

ПЛОТНИКОВСКИЙ МОГИЛЬНИК - ПАМЯТНИК РОДАНОВСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПЕРМСКОМ ПРЕДУРАЛЬЕ *

* Статья подготовлена в рамках гранта РФФИ 14-06-96002 р_урал_а «Средневековое Пермское Предуралье: меняющееся население в изменяющейся среде»

Приводится описание результатов многолетних исследований Плотниковского могильника XIII—XV вв. Описываются характерные особенности и рассматриваются события, которые привели к существующему состоянию памятника. При изучении некрополя использовался метод радиоуглеродного датирования, проведен анализ химического состава металла ювелирных изделий, осуществлен типологический и технологический анализ керамики, костные останки людей и животных проанализированы методами антропологии и остеологии с применением изотопного анализа.

Несмотря на неоднократное разрушение целостности слоя объекта археологического наследия, собранная информация позволяет внести новые данные в характеристику роданов-ской культуры на территории Пермского Предуралья.

Ключевые слова: Пермский край, родановская культура, могильник, погребения, вещевой комплекс, керамика, антропологический материал.

N.G. Bryukhova

(Perm Scientific Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Perm)

PLOTNIKOVSKIY BURIAL GROUND - RODANOVSKAYA CULTURE MONUMENT IN PERM CIS-URALS*

* This article was prepared within the framework of the grant 14-06-96002 'Medieval Perm Cis-Urals: changing population in a changeable environment'

Results of long-term research of Plotnikovskiy burial ground (13th-15th centuries) are described in the article. Peculiarities are shown, the events that led to the existing state of the monument are examined. Method of radiocarbon dating was used in necropolis studying, the analysis of the chemical composition of jewelry metal was carried out, typological and technological analysis of ceramics were carried out, bones remains of humans and animals are analyzed with the use of anthropology and osteology methods and also isotopic analysis.

Despite repeated destruction of the integrity of the object layer of the archaeological heritage, the collected information helps to make new data to the description of rodanovskaya culture on the territory of Perm Cis-Urals.

Key words: Perm, rodanovskaya culture, burial ground, burial, clothing complex, ceramics, anthropological material.

Камской археолого-этнографической экспедицией уже десять лет исследуется Плотниковский могильник, один из немногих известных некрополей на территории Пермского Предуралья, относящихся к периоду позже XII в. Его изучение представляет значительный интерес в плане уточнения хронологии позднего этапа родановской культуры. На сегодняшний день памятник датируется XIII-XV вв. и является единственным могильником этого времени в Пермском крае, на котором ведутся археологические исследования.

© Брюхова Н.Г., 2016

Плотниковский могильник расположен у д. Плотниково Кудымкарского района Коми-Пермяцкого округа Пермского края.

Деревня Плотниково известна с 1700 г. как починок Вакин. В нем тогда жил половник (работник) купца Григория Шустова Ивашка Филипов сын Злобин. Вака - разговорная форма имени Иван. В 1782 г. уже «починок Вакинской, тож и Плотников». В основе современного названия прозвище Плотник, которое носил кто-то из местных жителей (Шумилов, 2012).

Местность, где расположен могильник, носит у местных жителей название «Вишене», что объясняется произрастанием в прошлом на данном холме степной или дикой вишни (Prunus chamaecerasus Jacq.), отсюда второе название могильника, упоминающееся в литературе: «могильник Вишене»: «Въ Кудымкор-ской волости чудсюя городища: въ с. Кудымкор, д-р. Пешнигорт и Вишневскш чудской могильникъ у дер. Плотниковой» (Кривощеков, 1894. с. 13). Сейчас на территории памятника растет хвойный лес с подлеском.

Могильник известен с XIX в., впервые он упомянут И.Я. Кривощековым. В 1938 г. на нем побывал М.В. Талицкий, который датировал памятник X-XIII вв., в 1968 г. одно погребение на могильнике вскрыл В.Ю. Лещенко, датировавший могильник IX-XIII вв. В 1981 г. памятник обследовал В.П. Мокрушин, насчитавший на нем около 100 грабительских вкопов. В 1989 г. могильник исследовался Н.Б. Крыласовой. При осмотре могильника было выявлено уже около 150 грабительских ям разных размеров. На поверхности памятника были обнаружены выброшенные кости человека, которые встречались не только в отвалах грабительских ям, но и на пахоте, на вершине холма.

Поскольку разрушение памятника продолжалось, он был включен в программу по изучению разрушающихся объектов культурного наследия Пермского края. В рамках этой программы исследования могильника проводились в 2007, 2009 г. под руководством Н.Б. Крыласовой, в 2010-2016 гг. под руководством Н.Г. Брюховой. В итоге общая изученная часть памятника составляет 1057 м2, количество погребений - 130 (Брюхова, 2015а, с. 7-10).

Основная площадка могильника располагается на относительно крутом склоне холма. Погребения наблюдаются визуально в виде отчетливых «западин» -13 рядов, протянувшихся по направлению З-В, параллельно склону холма. Также среди рядов западин выделяются около 150 грабительских ям разных размеров, оставленных современными копателями.

Во время раскопок в межмогильном пространстве обнаружены выброшенные из погребений человеческие кости и предметы погребального инвентаря, целые или сломанные. Все западины оказались разрушенными погребениями с характерными особенностями заполнения ямы. В верхней части заполнения фиксировалась линза от темно-серого до черного углистого слоя мощностью от 0,1 до 0,45 м; по краям он переходил в слой темного серо-коричневого гумусированного суглинка с большим содержанием угля, мощностью до 0,35 м; на дне фиксировался слой глины с включениями розоватого известняка и песчаника. Практически во всех погребениях встречены остатки костяков. Неполный состав элементов скелета, нарушение анатомического порядка, посмертные повреждения костей, перепад глубин залегания останков, концентрация костей в скоплениях, наличие в могильных ямах костей из соседних погребений свидетельствуют о разрушении могил после истлевания мягких тканей покойного. На многих костях фиксируются следы выветривания, связанные с долгим пребыванием на открытом воздухе и следы воздействия высоких температур. В ряде погребений обнаружены кости ног в положении in

situ. Судя по костям, сохранившим анатомический порядок, погребенные были уложены на спину - головой на север, северо-запад. Ямы, оставленные современными копателями, в отличие от западин, имеют четкие геометрические формы и неоплывшие края. В них практически ничего не встречается, кроме нескольких фрагментов костей.

Из 130 раскопанных погребений оказались непотревоженными только пять детских могил. Они не фиксировались на поверхности, их очертания почти не выделялись на фоне межмогильного слоя.

В четырех могильных ямах обнаружены скелеты лошадей в анатомическом порядке. Судя по положению костей в погребении и стратиграфическому заполнению - лошади были захоронены после ограбления погребения в нарушенную могильную яму. Радиоуглеродные даты по костям двух лошадей показывают хронологический промежуток XVI-XVIII вв. По определению П.А. Косинцева, кости в одном из погребений принадлежат старому жеребцу современного вида. Вероятно ямы, оставленные грабителями, использовались местными жителями для захоронения мертвых или убитых с ритуальными целями животных1. Иногда яма слегка расширялась, чтобы туша могла поместиться, а человеческие кости сдвигались в сторону (рис. 1).

Рис. 1. Погребение № 52 с костями человека и лошади

С целью уточнения хронологии могильника из 13 погребений был взят органогенный материал для радиоуглеродного датирования. Половина дат показала период XIII - начало XV в., что совпадает с временными рамками существования могильника, определенными по археологическим данным. Вторая

1 В XVI-XVIII вв. на территории сосновой рощи, в которой расположен могильник, находилась Сюзьпозьинская священная роща коми-пермяков. Возможно, что данные захоронения животных связаны с ритуальными практиками в этой роще. Подробнее см.: Белавин А.М. Священные рощи коми-пермяков (о культе природы у населения Коми-Пермяцкого округа) // Святилища и жертвенные места финно-угорского населения Евразии: сборник материалов полевого симпозиума. - Пермь: ПГУ, 1996. - С. 56-65 - прим. ред.

половина дат попадает в период второй половины XVI-XVII в. Видимо первое, и самое разрушительное ограбление могильника происходило именно в это время (Брюхова, 20156, с. 36).

Несмотря на то что большинство погребений были разграблены, вещевой материал, обнаруженный в ходе раскопок, оказался довольно разнообразным. Он представлен украшениями и принадлежностями костюма, оружием, орудиями труда и предметами быта. Некоторые вещи имеют аналоги в материалах Русского Севера, Волжской Булгарии и Перми Вычегодской. Интересна такая категория вещей, как щитково-серединные перстни из серебра с чернью, часто с золочением. Они датируются исследователями достаточно широко - XI-XIV вв. Долгое время данные украшения считали изделиями, вышедшими из мастерских Волжской Болгарии, в связи с чем они и получили свое второе название - «перстни булгарского типа». В настоящее время вопрос о происхождении данного круга изделий остается нерешенным и в современных археологических работах существуют разные точки зрения по поводу центра(-ов) их производства. Не исключено, что перстни являются изделиями местных мастеров, сделанными в подражание русским и булгарским ювелирам (Брюхова и др., 2015, с. 118).

По сравнению с памятниками более раннего времени, в материалах Плотниковского могильника появляются новые категории изделий (ажурные подвески-лапки, подвески-нашивки, лунницы, медальоны с орнитоморфным орнаментом и т.д.), выполненные из качественно нового для территории Пермского Предуралья металла и металлических сплавов: олова или сплава на основе олова.

Для получения информации о сходстве/различии отдельных категорий предметов был проведен анализ химического состава металла ювелирных изделий. Анализу подверглись 182 целых, читаемых предмета (из раскопок 2011-2013 гг.). Исследование химического состава металла производилось при помощи рентгено-флюоресцентного прибора «Bruker S1». По происхождению все предметы можно разделить на три группы: изделия местного происхождения; категории изделий, связанные происхождением с территорией Руси (новгородскими древностями); изделия, связанные происхождением с булгарской ювелирной традицией. Несмотря на разнообразие найденных предметов, большинство из них датируется в довольно узком диапазоне XIII-XIV вв. (Брюхова и др., 2015, с. 114, 117-120).

Интересен керамический комплекс Плотниковского могильника, он наглядно характеризует керамику, типичную для родановской культуры. Коллекция керамики Плотниковского могильника насчитывает более 50 сосудов, большинство из которых реконструированы. Посуда или ее фрагменты найдены в каждом женском и почти в каждом детском погребении, в том числе в погребениях новорожденных детей. В нескольких могильных ямах удалось зафиксировать положение сосудов, каким оно было при погребении покойного. Во всех случаях посуда располагалась в ногах погребенного (рис. 2).

Для памятника характерно распространение чашевидных сосудов с уплощенным дном и петлеобразной ручкой, слабая орнаментация посуды при преобладании использования гребенчатого штампа для нанесения узоров, использование глин во влажном состоянии с добавлением толченой раковины в формовочной массе (рис. 3). Сравнение с керамическими комплексами хронологически одновременных памятников вымской и чепецкой культуры выявило

как сходство, так и отличия. Отмеченные отличия говорят о наличии собственной традиции производства погребальной керамики в Х11-ХУ вв. у населения, оставившего Плотниковский могильник. Сосуды с ручками и уплощенным дном получили широкое распространение с XII в. М.В. Талицкий связывает появление новых форм с подражанием привозной посуде, наряду с сохранением старых традиций (Брюхова и др., 2016, с. 87).

Рис. 2. Погребение № 125

Рис. 3. Сосуд из погребения № 40. Фото и прорисовка

Исследование костных останков людей, оставивших Плотниковский могильник, ежегодно пополняет базу данных антропологических материалов, происходящих из могильников с территории Пермского Предуралья. За период раскопок с 2007 по 2015 г. с территории некрополя собраны останки 99 индивидов. Среди них кости 48 детей, умерших в возрасте до 16 лет, 26 мужчин, 15 женщин и 10 взрослых человек, пол которых не удалось определить. Благодаря тому, что на памятнике хорошо сохраняется костный материал, антропологическая коллекция некрополя является важной составляющей не только для реконструкции картины этногенеза народов Пермского края, но и неотъемлемой частью исследований биологических и социальных адаптаций человеческих коллективов средневековья. Морфофизиологические характеристики населения, оставившего некрополь, выявляют в нем представителей лесных континентальных групп.

Для определения доли растительной и животной пищи в усредненном рационе питания людей на протяжении последних лет их жизни в лаборатории «Группа изотопных исследований ИИМК РАН» (г. Санкт-Петербург) были полу-

чены показатели изотопного содержания углерода (513С) и азота (515N) в костных образцах из семи погребений. Данные по соотношению углерода и азота позволяют сказать, что люди жили в климате с холодными зимами и умеренно теплым летом. Полученные результаты изотопных исследований указывают на смешанный рацион с употреблением наземных травоядных и водных животных и продуктов, с участием растений умеренного пояса с малой долей зерновых культур (Брюхова, 2016, с. 52-54).

Помимо этого, в 2007 г. на могильнике было обнаружено погребение ребенка с огнестрельным (картечным) ранением головы. Это первое свидетельство столь раннего использования огнестрельного оружия на территории Пермского края (Белавин и др., 2012, с. 131-132).

Раскопки памятника показывают, что, несмотря на нарушение целостности большинства могильных ям, во многих погребениях удается зафиксировать непотревоженные части погребальной конструкции и вещевой материал. Данные сведения играют важную роль в реконструкции погребальной обрядности населения, оставившего Плотниковский могильник.

Дальнейшие раскопки некрополя дополнят общую планиграфию памятника, а ежегодное исследование могильника, поможет снизить грабительскую активность и разрушение погребений.

Источники

Брюхова, 2015а. - Брюхова Н.Г. Отчет о раскопках Плотниковского могильника в Кудымкарском районе Пермского края в июле-августе 2015 г. - Пермь: Архив МАЭ ПГГПУ, 2015а. - 137 с.

Литература

Белавин и др., 2012 - Белавин А.М., Брюхова Н.Г., Крыласова Н.Б. Погребение 7 позднесредневекового Плотниковского могильника // Российская археология. - 2012. - № 2. - С. 127-133.

Брюхова, 2015б - Брюхова Н.Г. История существования Плотниковского могильника (Среднее Предуралье, Пермский край) // Вестник Челябинского государственного университета. История. - 2015б. - Вып. 63, № 6. - С. 35-38.

Брюхова, 2016 - Брюхова Н.Г. Особенности процессов адаптации средневекового населения Пермского Предуралья: антропоэкологический подход // Вестник Пермского научного центра УрО РАН. - 2016. - № 3. - С. 48-55.

Брюхова, Батуева, Лычагина, 2016 - Брюхова Н.Г., Батуева Н.С., Лычаги-на Е.Л. Анализ погребальной керамики Плотниковского могильника (по итогам раскопок 2007-2015 гг.) // Самарский научный вестник. - 2016. - № 3 (16). -С. 87-91.

Брюхова и др., 2015 - Брюхова Н.Г., Подосенова Ю.А., Крыласова Н.Б. Ювелирные изделия Плотниковского могильника родановской археологической культуры (по материалам раскопок 2011-2013 гг.) // Вестник Пермского университета. Серия: История. - 2015. - Вып. 1. - С. 114-131.

Кривощеков, 1894 - Кривощеков И.Я. Справка о прошломъ Иньвенского края // Материалы для истории села Кудымкара. - Пермь, 1894. - 74 с.

Шумилов, 2012 - Шумилов Е.Н. Населенные пункты Пермского края: Краткий исторический справочник. - 2-е изд., испр. и доп. - Пермь, 2012. - Ч. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.