УДК 902
Смертин Андрей Романович
студент I курса исторического факультета
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail: [email protected]
ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПЛОТНИКОВСКОГО
МОГИЛЬНИКА
Andrey R. Smertin
First-year student of the faculty of History
Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: [email protected]
HOUSEHOLD TOOLS OF PLOTNIKOVSKIY BURIAL
Аннотация. Статья посвящена характеристике хозяйственного инвентаря Плотниковского могильника. Была проведена классификация ряда инструментов (ножи, топоры, наконечники, кресала и др.), которые располагались в основном в мужских погребениях. Следовательно, были выявлены мужские занятия. Помимо этого рассмотрен вопрос корреляции отдельных типов инструментов друг с другом, особенности положения предметов в могильной яме. Также охарактеризована хозяйственная деятельность населения Прикамья в эпоху средневековья.
Ключевые слова: орудия труда, грунтовый могильник, положение в могильной яме, хозяйственная деятельность, Прикамье, эпоха средневековья, родановская культура.
Abstract. The article is devoted to the characteristic of household equipment Plotnikovskiy burial ground. The classification was undertaken of a number of tools (knives, axes, arrowheads, flints, etc.), which were located mainly in male burials. Therefore, it has been revealed men's occupations. In addition, examines the question of correlation of individual types of instruments with each other, the particular position of the object in the burial pit. Also, we characterized the economic activity of the population of the Kama region in the middle ages.
Keywords: types of tools, burial ground, positions in the graves, household activity, Kama region, Medieval Ages, Rodanovskaya culture.
Расположение
Плотниковский могильник располагается в Кудымкарском районе Пермского края на левом берегу р. Серва, левого притока р. Иньва, в 2 км к З от Ю-В окраины г. Кудымкар по прямой, в 7 км к С-В от г. Кудымкар по автомобильной трассе, и в 300 м к С-В от д. Плотниково. Могильник находится на склоне крутого частично залесенного, частично распахиваемого холма [10, с. 278].
© Смертин А.Р., 2017
История изучения памятника
Деревня Плотниково известна с 1700 г. как починок Вакин. В нем тогда жил половник (работник) купца Григория Шустова Ивашка Филипов сын Злобин. Вака - разговорная форма имени Иван. В 1782 г. уже «починок Вакинской, тож и Плотников». В основе современного названия - прозвище Плотник, которое носил кто-то из местных жителей [13, ч. 2].
Местность, где расположен могильник, носит у местных жителей название «Вишене», что объясняется произрастанием в прошлом на данном холме дикой вишни, отсюда второе название могильника, упоминающееся в литературе: «могильник Вишене»: «Въ Кудымкорской волости чудсюя городища: въ с. Кудымкор, д-р. Пешнигорт и Вишневскш чудской могильникъ у дер. Плотниковой» [8, с. 13].
Первое упоминание о памятнике оставил И.Я. Кривощеков в XIX в. Впервые датировка памятника была дана М.В. Талицким, который утверждал, что Плотниковский могильник принадлежит к Х-ХШ вв. В 1968 г. В.Ю. Лещенко было вскрыто одно погребение. Исследователь датировал памятник 1Х-Х11 вв.
Раскопки Плотниковского могильника последних лет проводились под руководством Н.Б. Крыласовой в 2007 и 2009 гг. и Н.Г. Брюховой в 2010-2016 гг.
Основная площадка могильника располагается на относительно крутом склоне холма. Погребения наблюдаются визуально в виде отчетливых «западин» - 13 рядов, протянувшихся по направлению З-В, параллельно склону холма.
Площадь могильника, возможно, не ограничивается участком с наблюдаемыми «западинами», а выходит за пределы леса и занимает около полутора гектаров [4].
Погребения Плотниковского могильника являются грунтовыми и располагаются рядами. Ряды погребений вытянуты по линии З-В. Погребения вытянуты по линии С-Ю.
Чаще всего в процессе раскопок могильные ямы фиксировались окончательно в виде овального темного пятна на небольшой глубине. Но еще до начала работ погребения виднелись в виде ям и западин, в связи с тем что могильник активно грабился. В основном встречаются могилы овальной, подовальной и подпрямоугольной форм. В большинстве случаев могилы имеют правильную форму: дно ровное, стенки вертикальные [3].
О погребальном обряде по памятнику судить проблематично. Из-за разграблений в большинстве погребений анатомический порядок костей нарушен. Но на основе некоторых погребений, где останки людей сохранили полный или частичный анатомический порядок, можно проследить некоторые закономерности. Как и характерно для позднего этапа родановской культуры, большинство покойных укладывались головой на север. Большая часть покойных лежали на спине [3].
Общая площадь раскопа за XXI в. составляет 961 м2. Вместе с раскопками, проведенными Н.Б. Крыласовой в 1989 г., общая площадь раскопа составляет 1057 м2. Количество исследованных погребений - более 130 (132 - от 1989 г.).
Вещевой материал этих исследований представлен более чем 1200 экземплярами разнообразных находок эпохи железного века и частично эпохи мезолита.
Памятник принадлежит к родановской археологической культуре. Данная археологическая культура занимает верхнее течение Камы с притоками, в основном в северных районах современного Пермского края, частично в Кировской области. Она была выделена М.В. Талицким на основе раскопок Роданова городища. Родановская культура была распространена в IX-XV вв. Этапы родановской культуры были названы по имени наиболее крупных памятников: ранний - лаврятский (IX-XI вв.) и поздний - рождественский (XII-XV вв.) [1, с. 33-34]. Но, по мнению Н.Б. Крыласовой и А.М. Белавина, к родановской культуре можно относить только памятники XII-XV вв., а лаврятский этап принадлежит к предшествующей археологической культуре -ломоватовской [1, с. 33-34].
Актуальность темы
Хозяйственные предметы дают представление о быте и занятиях древнего населения. Орудия труда помогают реконструировать образ жизни людей, живших на территории нашего края в эпоху средневековья. Кроме того, Плотниковский могильник один из немногих памятников, которые относятся к периоду позже XII в. Его изучение представляет значительный интерес как в плане решения вопросов этногенеза коми-пермяков, так и в плане уточнения хронологии позднего этапа родановской культуры.
Анализ основных групп хозяйственных инструментов Плотниковского могильника
В работе были рассмотрены наиболее важные и распространенные в быту населения исследуемой территории предметы. К ним мы относим: топоры, ножи, наконечники стрел, кресала, наструги и скобели. Были проанализированы коллекции вещевого инвентаря начиная с раскопок 2007 г. Основная часть предметов изготовлена из железа, но попадались костяные и кремневые находки. Все железные предметы довольно сильно коррозированы.
Топоры
Все топоры были выполнены из железа. Три из четырех экземпляров находились в мужских погребениях, лишь один был поднят с земли. Все топоры относятся к одному виду - универсальных проушных (рис. 1/1) [6, с. 79]. Можно сделать вывод, что топор является маркером мужского погребения.
Ножи
Все ножи на памятнике относятся к категории универсальных (рис. 1/5), имеют прямую спинку, плоский широкий черешок, резкий уступ со стороны лезвия и спинки при переходе к черешку [5], тип 1 по Голдиной, Кананину [6, с. 79]. Всего ножей на памятнике 45 экземпляров, и все изготовлены из железа. Ножи на Плотниковском могильнике располагались как в мужских, так и в женских погребениях. Это свидетельствует о том, что нож - универсальное
орудие труда и применяется в совершенно разных сферах. Длина самого ножа варьируется от 90 до 160 мм, длина лезвия - от 70 до 110 мм, а высота лезвия -от 10 до 20 мм. Корреляция предметов рукояти ножа с самим ножом может говорить о совместимости этих находок. Ножи не отличаются особым разнообразием. Такой нож мог использоваться как в охоте и бою, так и в ремесле. Данный тип ножей широко распространен и на других памятниках средневековья.
Кресала
На Плотниковском могильнике все найденные кресала представлены двумя типами: либо калачевидные (рис. 1/3), либо двулезвийные (рис. 1/4) [6]. Часто кресала коррелируют с кресальными кремнями. Всего обнаружено 12 кресал. Все кресала изготовлены из железа, а все кресальные камни -кремневые. В основном кресала находились в мужских погребениях. В некоторых случаях принадлежность костяков не удалось установить, а в других случаях кресала обнаружены в отдельности от костяков (в межмогильном пространстве). Поэтому можно предположить, что кресала и вообще огонь - мужская часть быта. Также стоит отметить, что большинство кресал находилось в ногах покойного, в южной части погребения. Некоторые находки располагались не в ногах, но в связи с разграблениями, они могли быть смещены. В большинстве случаев грабители раскапывали лишь северную часть погребения, поэтому большинство находок в южной части могилы остались практически в первоначальном положении in situ.
Наструги
Все найденные в ходе раскопок Плотниковского могильника наструги в целом схожи друг с другом. Наструги имеют П-образную форму (рис. 1/2) [12, с. 50]. Все обнаруженные 8 настругов железные, в основном находятся в мужских погребениях. Скорее всего, ремесло плотника было преобладающе мужским, и наструг может являться маркером мужских погребений.
Наконечники стрел
Коллекция наконечников стрел на Плотниковском могильнике представлена 23 экземплярами. Из железа изготовлены 17 наконечников, а 6 остальных - из кости. Для наконечников характерно типологическое разнообразие, что говорит о том, что были развиты разные техники изготовления, существовали разные запросы и разные сферы применения тех или иных стрел. Все наконечники черешковые. Часто встречается, что в одном погребении рядом лежат два наконечника - костяной и железный, как это прослеживается в погребении 29 (рис. 2/1). Здесь мы видим ромбовидный железный и округло-ромбовидный костяной наконечники [6, с. 78-79]. Возможно, это часть погребального обряда. Также часто встречаются листовидные наконечники (рис. 2/2) [9, с. 58-78] и остролистные наконечники (рис. 2/3-4) [9, с. 58-78]. Широко распространены и железные ромбовидные (рис. 2/6) [9, с. 58-78]. Из костяных наконечников часто встречаются четырехгранные в сечении (рис. 2/5) [6, с. 78-79]. Также стоит отметить, что все костяные наконечники, скорее всего, использовались только для охоты, а железные - более универсальные. Длина наконечников (вместе с черешком) колеблется от 55 до 100 мм. Костяные наконечники, как правило, меньше, чем железные. Часто самое толстое место наконечников - черешок, который в толщину достигает до 6 мм. Ширина поверхности наконечника варьируется от 8 до 17 мм. Практически все наконечники находились в мужских погребениях. Это может означать то, что охота - мужское занятие. Также владение стрелковым оружием в целом можно отнести к мужчинам.
Аналогичные предметы Аналогии предметам, обнаруженным на Плотниковском могильнике, можно найти на других памятниках родановской культуры и в археологических культурах соседних регионов. Подобные плотниковским наконечники стрел были широко распространены с VIII по XIII в. включительно по всей территории Восточной Европы, Сибири, Венгрии, Чехии и Словакии.
На могильнике Чемшай встречаются подобные плотниковским двулезвийные кресала и П-образные наструги [7, с. 4-25]. Также изделия подобного типа были найдены на Ыдыжьельском могильнике [11, с. 12-14, 113].
Топоры и ножи универсального характера встречаются во многих средневековых памятниках широкого диапазона территорий и датировок.
Общие выводы
На основе проведенного анализа можно сделать несколько предварительных заключений.
Большинство бытовых специализаций - мужские, что видно по проанализированным предметам. К мужским занятиям относятся: огонь (кресала), охота и, возможно, оборона (наконечники стрел), плотницкое ремесло (топоры, наструги). Только ножи широко встречаются и в мужских, и в женских погребениях.
Большинство предметов изготовлено из железа, что вполне соответствует эпохе. Лишь кресальные камни - кремневые, что соответствует физико-химическим запросам применения кресал. А также встречаются костяные наконечники стрел, которые были, возможно, лишь частью погребального обряда, так как чаще всего располагались в паре с железными наконечниками.
Самой распространенной находкой являлись ножи, так как они носили универсальный характер. Ножи не отличались друг от друга по классификации. Различие ножей проявлялось лишь в размерах. Ножи могли быть подспорьем практически во всех трудовых сферах.
Топоры по классификации также не отличались друг от друга. Топоры имели универсальный характер, могли использоваться для всех видов работ с деревом - рубка, обтесывание, обстругивание.
Все наструги были П-образной формы и схожие друг с другом. Наструги предназначались для обстругивания дерева и придания заготовке формы.
Плотник - особая специализация, в связи с чем на памятнике встречается малое количество плотницких орудий труда, тогда как универсальных по применению ножей огромное количество.
Кресала на памятнике либо двулезвийные, либо калачевидные. По исследованию можно утверждать, что огонь - мужская часть быта. Чаще всего кресала находились в неразграбленной южной части погребения и были в положении in situ.
Наконечники стрел, как уже было сказано, встречаются костяные или железные. Часто костяной и железный наконечник располагаются в паре. Возможно, это часть погребального обряда. Скорее всего, основное применения лука и стрел для населения - охота, и в меньшей степени - оборона. По классификации наконечники самые разнообразные. Это связано с различными запросами к применению стрел, возможно, для разных объектов охоты.
Рис. 1. Инструментарий Плотниковского могильника. Прорисовка: 1 - топор, пог. 37; 2 - наструг, пог. 76; 3 - калачевидное кресало, пог. 52; 4 - двулезвийное кресало, пог. 76; 5 - нож, пог. 68
Рис. 2. Наконечники Плотниковского могильника с раскопок 2011 г. Прорисовка: 1 -железный и костяной наконечники, пог. 29; 2, 3, 4 - железные наконечники, пог. 37; 5 -костяной наконечник из межмогильного пространства; 6 - железный наконечник, пог. 39
Заключение
Плотниковский могильник относится к периоду позднее XII в. Могильники данного временного диапазона встречаются редко и мало исследованы, что подчеркивает актуальность изучения данного памятника.
Основными типами орудий труда на памятнике являются топоры, наструги, кресала, наконечники стрел, ножи. Ножи и топоры не отличались друг от друга по классификации, они относятся к категории универсальных оруди. Наструги на памятнике также однотипны, все П-образной формы. Кресала на Плотниковском могильнике встречаются двух типов: калачевидные и двулезвийные, подпрямоугольные. Наконечники встречаются костяные и железные, кроме того, типы наконечников разнообразны по классификации. Нередко орудия труда коррелируют со вспомогательными орудиями (кресальные кремни, клинья) и элементами рукоятей.
По расположению орудий в могильной яме судить сложно в связи с тем, что могильник активно грабился, и первоначальное положение вещей нередко было нарушено. Южная часть погребений грабилась реже, поэтому ярко выделяются особенности положения кресал и настругов - преобладающе в южной части погребения. Наконечники чаще располагались в центральной и северной части могилы. Ножи и топоры располагались в разных областях могильной ямы.
Основная масса орудий труда была найдена в мужских погребениях. Топоры, кресала, наконечники стрел, наструги в основном относятся к мужским предметам. Ножи встречаются и в мужских и в женских погребениях, что обусловлено универсальностью применения данного орудия труда.
По анализу этих орудий труда выявлены аналогии на других могильниках Прикамья. Также подобные орудия труда встречались и на отдаленных территориях, таких как Венгрия, Чехия, Карелия, Новгород, Старая Ладога, Рязань Республика Коми, Зауралье, Сибирь и других, что свидетельствует о развитии торговли и достаточном уровне собственной металлургии и косторезного производства.
Палеоантропологический анализ и изотопный анализ костей показали, что в рационе населения преобладала белковая пища, при незначительной составляющей злаковой, также по анализу костей прослеживались пережитые
гипокалорийные стрессы по причине голода. Помимо этого, население страдало заболеваниями зубов и ротовой полости. Показания по углероду и азоту свидетельствуют о том, что люди жили в климате с холодными зимами и умеренно теплым летом [2, с. 51-53].
Кроме проанализированных орудий труда на памятнике встречалась масса других орудий, таких как рыболовные крючки, сверла, шилья, иголки, долота, мотыжки и др. Это свидетельствует о том, что для населения было характерно комплексное хозяйство, т.е. имели место: охота, рыболовство, земледелие, собирательство. Кроме того было развито ремесло: плотницкое, косторезное, металлургия. В ходе дальнейших исследований нами будет проведен анализ всех перечисленных выше орудий труда.
Список литературы
1. Белавин А.М., Крыласова Н.Б. Проблема периодизации средневековых археологических культур Пермского Предуралья // Вестник Пермского университета. 2016. № 1 (32). С. 28-41.
2. Брюхова Н.Г. Особенности процессов адаптации средневекового населения Пермского Предуралья: антропоэкологический подход // Вестник Пермского научного центра. 2016. № 3. С. 48-55.
3. Брюхова Н.Г. Отчет о раскопках Плотниковского могильника в Кудымкарском районе Пермского края в августе 2010 г. // Архив МАЭ ПГГПУ. Пермь, 2010.
4. Брюхова Н.Г. Отчет о раскопках Плотниковского могильника в Кудымкарском районе Пермского края в августе 2014 г. // Архив МАЭ ПГГПУ. Пермь, 2014.
5. Брюхова Н.Г. Отчет о раскопках Плотниковского могильника в Кудымкарском районе Пермского края в июле-августе 2016 г. // Архив МАЭ ПГПУ. Пермь, 2016.
6. Голдина Р.Д., Кананин В.А. Средневековые памятники верховьев Камы. Свердловск: УрГУ, 1989. 216 с.
7. Иванова М.Г. Новые исследования на Солдырском могильнике Чемшай // Погребальные памятники Прикамья. Ижевск, 1987. С. 4-25.
8. Кривощеков И.Я. Справка о прошломъ Иньвенского края // Материалы для истории села Кудымкара. Пермь, 1894. 26 с.
9. Медведев А.Ф. Ручное метательное оружие (лук и стрелы, самострел) VIII-XIV вв. // САИ. Вып. Е1-36. М., 1966. 191 с.
10. Памятники истории и культуры Пермской области. Археология. Т.1. Пермь: Арабеск, 1996. 299 с.
11. Савельева Э.А. Ыдыжьельский могильник. Сыктывкар, 2014. 119 с.
12. Семенова В.И. Поселение и могильник Частухинский урий. Новосибирск, 2005. 164 с.
13. Шумилов Е.Н. Населенные пункты Пермского края: краткий исторический справочник. Ч. 2. Пермь, 2002. 28 с.