ISSUE SUBJECT | ТЕМА НОМЕРА|
EDN: DJSSOK УДК 76.01
PLOT AND CHARACTER OF IMAGES IN THE GRAPHICS OF S. I. NAPOLOV
Viktoria A. Korneva
Kemerovo State Institute of Culture Kemerovo, Russian Federation
Abstract: Vie article is devoted to the graphic works of the Kemerovo artist and designer S. 1. Napolov. The author explores the artist's illustrating activity in the advertising and informative newsweekly “Seventy-Seven”. The analysis of the artist's graphic heritage in the socio-cultural context of time is presented. Vie experience of creating the artist's own mythology in the context of the stylistic. When describing the main stages ofS. I. Napolov's creativity, the emphasis is placed on the creation of a story composition. Vie tendency of turning to object abstraction in later works is revealed. A step-by-step analysis of the artist's miniatures published in the weekly in the period from 1991 to 1993 is presented. Vie author comes to a conclusion about the place of S. 1. Napolov's artistic creativity in the regional tradition of Kuzbass.
Keywords: newspaper graphics; S. 1. Napolov; Kuzbass art; micro-plot; weekly “Seventy-seven”.
Citation: Korneva, V. A. (2022). PLOT AND CHARACTER OF IMAGES IN THE GRAPHICS OFS. I. NAPOLOV. IzobraziteVnoe iskusstvo Urala, Sibiri i DaVnego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 2, №4(17), pp. 42-51.
B. А. Корнева
Кемеровский государственный институт культуры Кемерово, Российская Федерация
СЮЖЕТНОСТЬ И ХАРАКТЕРНОСТЬ ОБРАЗОВ В ГРАФИКЕ
C. И. НАПОЛОВА
Статья посвящена графическому творчеству кемеровского художника и дизайнера С. И. Наполова. В работе исследуется иллюстраторская деятельность мастера в рекламно-информационном еженедельнике «Семьдесят семь». Представлен анализ графического наследия художника в социокультурном контексте времени. Исследуется опыт создания автором собственной мифологии в контексте стилистической эволюции. При характеристике основных этапов творчества С. И. Наполова сделан акцент на создании сюжетной композиции. Выявлена тенденция обращения к объектной абстракции в поздних работах. Представлен поэтапный анализ миниатюр художника, опубликованных в еженедельнике в период с 1991 по 1993 г. Сделан вывод о месте художественного творчества С. И. Наполова в региональной традиции Кузбасса.
Ключевые слова: газетная графика; С. И. Наполов; искусство Кузбасса; микросю-жетика; еженедельник «Семьдесят семь».
В советские годы издательско-типографское дело находилось в пиковом моменте. Различные тематические журналы и газеты-еженедельники брали на себя роль основного источника информации. В сущности, региональные печатные СМИ были частью культуры повседневности каждого человека, и даже они сопровождались элементами иллюстраторской деятельности. Безусловно, это было направлено на достижение коммерческого успеха среди разных слоев населения. Элемент визуального искусства, так незаметно интегрируемый в рутинную жизнь, вносил некоторое разнообразие и способствовал возникновению определенной эмоциональной связи. Можно говорить, что иллюстрированные тематическими рисунками повседневные издания оказывали легкое суггестивное действие на обывателя. Эти иллюстрации ассоциативны, читаемы на уровне регионального культурного кода. Стоит учитывать и эстетическую функцию графических элементов печатных еженедельников и журналов. Уникальный графический язык, художественная декоративность - все это привлекает внимание. Нередко художники-иллюстраторы интегрировали собственное семантическое поле в процесс издания, создавая свою мифологию. Разнообразные карикатуры, уникальная интерпретация описываемых в источнике событий, авторский графический код, как правило, позволяли обойти цензурные требования и попасть материалам на полосы газет.
Изучению журнальной графики Кемерова на постсоветском пространстве посвящена настоящая работа. Одним из самых популярных региональных изданий был еженедельник «Семьдесят семь», иллюстраторский аспект которого представляет особый интерес. Художником-ди-зайнером данной газеты был Сергей Иванович Наполов, хорошо известный в профессиональных кругах. Кроме того, он недолго трудился в кукольном театре в качестве художника-сцено-графа. С. И. Наполов получил образование в духе советских традиций, в 1980 г. окончив Кузбасский художественный колледж. Это позволило художнику накопить значительный опыт в реалистической живописи. В 2000-х гг. он обращался и к абстрактной традиции, представив работы, близкие к области дизайнерского творчества. Однако данная статья посвящена именно графическому наследию С. И. Наполова.
Целью настоящего исследования является изучение образности и описание ее роли в графическом творчестве С. И. Наполова. К числу задач относится анализ художественного метода художника, а также выявление особенностей
интерпретации регионального контекста в журнальной графике Кемерова.
Источниковую базу исследования составили следующие работы. В статье Ю. А. Семеновой «Сюжетная композиция в творчестве худож-ников-графиков» [5] исследуется процесс зарождения сюжетной композиции и ее развитие в контексте графического творчества советских мастеров. Научная работа Е. В. Ескиной «Советская книжная иллюстрация и неофициальное искусство конца 1950-х - 1980-х гг.» [2]
освещает проблему творческой деятельности советских графиков как феномена андергра-ундного искусства. Большой научный вклад вносит работа Е. В. Жердева и Е. Н. Рыжкиной "Эстетика стиля “модерн" в карикатурах "Сим-плициссимуса" и "Крокодила"» [3]. Статья позволяет провести сравнительный анализ популярных отечественных и зарубежных изданий для выявления общих закономерностей модернистского характера, чтобы затем с помощью полученных данных изучить графическое творчество С. И. Е1аполова. Источником обширного материала стала работа Е. Н. Брызгаловой, И. Е. Ивановой «Ерафическая иллюстрация и ее роль в еженедельнике "Иллюстрированная Россия" (1924-1939)» [1], посвященная описанию визуального контента популярного советского издания «Иллюстрированная Россия», а также определению жанровой характеристики его иллюстраций. Завершает обзор использованной литературы труд О. В. Кузнецова «Книжная графика художников-символистов издательства "Скорпион" в России начала XX века» [4], в котором автор актуализирует вопрос о знаении русского изобразительного символизма в печатно-графическом наследии XIX-XX вв.
Сергей Иванович Наполов родился 8 октября 1960 г. в Кемерове. Мастер состоялся как живописец, дизайнер, художник-оформитель, график; однако известность он получил благодаря своей продолжительной иллюстраторской деятельности в рекламно-информационном еженедельнике «Семьдесят семь». Структура издания включает в себя два общих раздела: программу телепередач и частные объявления. Второй раздел состоял из более мелких рубрик «Куплю», «Меняю», «Продаю», «Обмен квартир», «Сниму», «Услуги», «Разное», «Знакомства». Чёрно-белые иллюстративные элементы оформления размещались, как правило, на первой странице номера. Верхняя половина страницы полностью посвящена визуальному контенту: тематическим рисункам, импровизированному оглавлению номера. Каждой рубрике соответствует графическая миниатюра, имеющая некоторый ассоциативный характер. Например, рубрику «Куплю» из номера в номер сопровождает рисунок маленького человекоподобного существа, держащего груду монет, по размеру превосходящую его самого. Роль антропоморфных элемнтов в данном эскизе выполняет изображение непропорционально больших кистей рук и выглядывающих стоп. Голову и тело полностью закрывает так называемый ассоциативный элемент миниатюры, в данном случае - деньги. Таким образом художник создает комичный образ безликого человека, который является олицетворением каждого из разделов, - подобным образом оформлены и другие человечки. Интересным примером является символическое изображение рубрики «Сниму», где в качестве ассоциативного элемента выступает зонт, из-под которого выглядывают стопы. Так художник завуалированно обозначает человека без постоянного места жительства, без крыши над головой. Однако не всегда образ мысли художника легко понять, даже в наиболее миниатюрных иллюстрациях встречаются неочевидные и поэтому привлекательные символы. Например, рубрику «Знакомства» иллюстрирует безликий человечек в подобной стилистике, держащий огромное надкусанное с двух сторон яблоко. Вероятно, фрукт символизирует запретный плод из Эдемского сада, а два надкуса сделаны современными прототипами Адама и Евы. Подобная интерпретация, вероятно, снискала бы любопытство у обывателей, чем позволила бы им понять истинный смысл. Все это свидетельствует о том, что С. И. Наполов создавал иллюстрации для еженедельника именно в юмористическом контексте, незаметно интегрируя в них личные идеи, синтезируя опыт общественного сознания с собственным мировоззрением.
Между тем предметом, вызывающим особый интерес, являются начальные заставки номеров еженедельника «Семьдесят семь». Внимания заслуживают именно полноценные газетные иллюстрации, которые встречали читателя на первых страницах издания. Самые ранние выпуски датируются 1991 г., и уже в них заметен авторский стиль С. И. Наполова, хотя работал он по коммерческому заказу. Так, в заставку еженедельника № 3 художник вновь помещает своих антропоморфных героев, на этот раз в образе игральных карт. Стоит отметить, что в первых иллюстрациях к изданию мастер старался всячески обыграть число 77, послужившее источником названия для еженедельника. Эту роль выполняют номиналы семерки треф и семерки червей. Герои иллюстрации представляют собой неказистых торговцев, продающих американский товар с большой наценкой. Художник обличает нечестных коммерсантов, акцентируя внимание зрителя на головных уборах героев. Семерка червей олицетворяет девушку-тор-говку в безобразно потрёпанной соломенной шляпе. Ее спутник, семерка треф, изображен в нелепом цилиндре, из-под которого несуразно выглядывают пучки волос. Художник подчеркивает комичные элементы, заигрывает с вниманием зрителя. В образах игральных карт отражены советские граждане, желающие нажиться, выдающие отечественный товар за иностранный. Таким образом, в графике С. И. Наполова содержатся злободневные и бытописные мотивы.
Последующие выпуски (вплоть до юбилейного № 10) сопровождались иллюстрациями, в которых обыгрывалась тема настольных игр. Так, в еженедельнике № 4 можно увидеть два столкнувшихся бильярдных шара; в № 5 - игральные кубики в образе воришек; в № 6 находим боксирующие шахматные фигуры, в выпуске № 7 - фишки домино, в № 9 - бочонок лото, наконец в № 10 видим импровизацию на тему дартса. Стоит отметить, что во всех миниатюрах автор не обходит символическое число 77, а также оставляет свой автограф «SERG». Ранние работы отличаются наличием безликих героев-однодневок, которые ещё не сформировали отдельную вселенную еженедельника «Семьдесят семь», однако в более поздних можно проследить определённую сюжетику, что позволяет говорить о формировании авторской мифологии. Таким образом, начало иллюстраторской деятельности С. И. На-полова отличается наличием антропоморфного элемента, прослеживаются тенденции к созданию визуальных ассоциативных триггеров, стимулирующих сотворчество читателя и зрителя.
В более поздний период постепенно начинает формироваться так называемая микросю-жетика, а обособленные тематические рисунки переориентируются в серийный жанр. Внешний облик главных героев модифицируется, они приобретают типичные черты: худосочное телосложение, непропорционально большие конечности, длинный хоботоподобный нос и пушистые пружинистые волосы, торчащие во все стороны. В каждом номере еженедельника герои появляются в новых комичных образах, с помощью которых художник обыгрывает ту или иную ситуацию. Стоит отметить, что несмотря на достаточно миниатюрный характер изображений и малое поле для художественный интерпретаций, С. И. Наполов удивляет умени-
ем создать ёмкий, местами даже дерзкий образ. Таким образом, характерность персонажей создаёт некоторую эмоциональную связь с постоянным читателем. Каждый следующий номер еженедельника становится долгожданным и желанным; словно ожидая новый эпизод любимого сериала, читатель с нетерпением предвкушает покупку свежего еженедельника. Ориентация на формирование сюжетного пространства позволяет создавать динамичную фабулу. Из номера в номер можно с интересом наблюдать за приключениями любимых героев. Нетривиальные образы и внимание к деталям позволяет долго удерживать фокус внимания обывателя. Ми-кросюжетика С. И. Наполова полна референ-сов, различных заимствований и ассоциаций. Несмотря на внешнюю простоту исполнения, графические работы действительно направлены на активизацию процесса сотворчества со зрителями.
В новогоднем выпуске № 1 (13) антропоморфные персонажи представлены в виде свечей на праздничном торте, а композицию дополняет поздравительная надпись: «С Новым годом и Рождеством, господа!» Стоит заметить, что в предыдущих номерах график всячески обыгрывал цифру 7, отсылая нас к названию еженедельника. Однако в данном случае изображены всего шесть свечей: две потухшие, две тлеющие и две горящие. Вероятно, седьмая свеча находилась на уже съеденном кусочке торта. Цифра 7 в данном случае имеет ещё одно символическое значение, связанное с датой празднования Рождества. Через всю поверхность торта проведена пун-
ктирная линия, напоминающая разделительную полосу на проезжей части; так художник показывает рубеж между новым и старым годом. Отметим, что именно с этого праздничного номера начинает формироваться полноценная мифология персонажей. Здесь можно увидеть самого популярного героя С. И. Наполова - человечка с пушистыми волосами-пружинками и длинным носом. Также среди персонажей видим клоуна, человека в пальто и шляпе, а также лысого человека в круглых темных очках-кротах. Конечно, данные типажи будут претерпевать некоторые метаморфозы в процессе развития сюжетной линии, однако общие черты сохранятся.
Во многих выпусках 1992 г. С. И. Наполов обращается к излюбленной теме игр. Но если в ранних работах были представлены различные виды настольных игр, то в более поздних в вольной манере интерпретируются всевозможные спортивные и досуговые занятия, так или иначе представляющие собой игры. Например, в № 3 (15) изображена сцена игры в жмурки. Задний план представлен двумя обобщенно иллюстрированными столбами, за которыми спряталось несколько игроков. Герои второго плана тоже показаны крайне обобщенно, эскизно, видны только линии силуэта. Таким приемом художник переводит фокус внимания зрителя на главного персонажа миниатюры - человечка с пружинистыми волосами. На этот раз герой оказался более проработанным; у него появляется одежда: полосатая футболка, клетчатые брюки и вытянутые остроконечные туфли. Глаза персонажа завязаны, он ступает вперед, как и полагается в игре, однако прямо под его ногами зияют глубокие колодцы, выложенные камнем изнутри. Таким образом мастер придает такой, казалось бы, статичной миниатюре динамики, вносит настоящий саспенс. Стоит отметить, что в работах данной серии начинают проявляться некоторые заимствования, визуальные цитаты из советской мультипликационной индустрии. Вполне вероятно, что С. И. Наполов мог вдохновляться такими мультфильмами, как «Следствие ведут колобки» (1986), «Остров сокровищ» (1988), «Тайна третьей планеты» (1981).
В еженедельнике № 21 (33) представлена сцена велосипедной гонки. Колеса транспорта изображены в виде геометрических фигур - квадрата и треугольника. В одной из серий мультфильма «Следствие ведут колобки» также фигурировал сюжет с велосипедными колесами незаурядной
формы. Кроме того, внешний вид и некоторые элементы проработки персонажа имеют схожие черты с героями мультфильма. Стоит сказать, что в тематических миниатюрах, посвященных спорту или различного рода играм, С. И. Наполов прибегает к изображению достаточно изощренных видов деятельности. Мастер не ограничивается тривиальными и читаемыми сюжетами, такими как игра в волейбол, бег с препятствиями, перетягивание каната и т. д. В выпуске № 9 (21) визуализирована сцена игры в крокет, где сразу чувствуется пространственно-пластическая эволюция графического языка художника. Персонажи серии имеют образы специальных воротец, через которые, согласно правилам игры, ударом нужно провести шары. Главные герои картины гибко приняли дугообразную форму. Художник намеренно создает такие условия, чтобы зритель мог наблюдать за игрой именно с перспективы самих персонажей, как бы сопереживая им. Данное изображение представляет собой динамичную композицию - можно видеть шар, будто бы со свистом пролетевший через импровизированные воротца и устремившийся вдаль. Подобная авторская стилизация больше напоминает игру на выживание, вышибалы. Так, в левом нижнем углу можно увидеть одного из героев, вероятно, не уцелевшего в результате опасной игры. Непосредственно около ног погибшего изображён поминальный венок с соответствующей надписью: «От друзей и близких». Очевидно, что С. И. Наполов в своих юмористических миниатюрах синтезирует композиционно-образные особенности различных пластов культуры с целью создания совершенно нового графического продукта. Рисунки художника -это не только злободневные карикатуры, но и уникальная интерпретация графической культуры времени.
Большинство миниатюр С. И. Наполова связано с темой спорта. На протяжении нескольких лет иллюстрации еженедельника «Семьдесят семь» отличались признаками микросюжетики, имели собственных персонажей, фирменный графический стиль. Однако опыт художника в области абстрактной живописи, находящейся
на стыке дизайнерского творчества и авангардизма, позволяет провести анализ графических работ и в данном контексте. В этом отношении представляют интерес самые поздние работы, датируемые началом 1993 г. Стоит отметить, что период обращения мастера к абстракционизму приходится на 2000-е гг., в силу чего ретроспективный анализ позволит установить некоторые схожие особенности в исполнении абстрактной серии.
В выпуске № 49 представлена иллюстрация, разительно отличающаяся от предыдущих. Данная миниатюра всецело посвящена философской рефлексии С. И. Наполова. Отметим и явный переход к абстрактным формам, признаки переосмысления графического языка художника. В данной работе можно заметить отсутствие антропоморфного элемента, гротескных и фантасмагорических форм. Мастер отходит от излюбленной темы спорта, комичных карикатур и создаёт совершенно новый образ, полный символизма. Иллюстрация представляет собой квадрат, поделённый на четыре равных треугольника с помощью двух диагоналей, пересекающихся в центре. Так художник одновременно формирует пространственно-пластическую концепцию композиции и применяет простейшие законы перспективы для создания глубины изображения. В центр художник поместил крестообразную фигуру, которая символизирует энергетические лучи. Горизонтальный и вертикальный лучи пересекаются и формируют общий поток энергии. В самом центре пересечения двух потоков изображён силуэт птицы, по всей вероятности, голубя. Данный элемент имеет сакральное значение, так как голубь в христианской догматике символизирует Святой Дух. Отметим, что потоковые лучи энергии пробивают своей мощью стены и уходят вглубь пространства картины. Подобное изображение напоминает строение мандалы - малой модели вселенной в буддистской религиозной мифологии. Обычно манда-ла представляет собой круг, в который вписан квадрат, поделённый на четыре части; каждая треугольная часть ориентирована по сторонам света и имеет со всех сторон Т-образные выходы, символизирующие ворота во Вселенную. Таким образом, в интерпретации С. И. Наполова стены, пробитые потоком энергии, символизируют собой выходы во вселенную, космос. В своей иллюстрации художник синтезировал христианскую и буддистскую символику, сумев
создать уникальный синкретический гиперсимвол. Тема сакрализированного космоса явственно прослеживается именно в абстрактной серии 2005-2007 гг. Так, одна из безымянных работ имеет явные сходства с описанной иллюстрацией. Вероятно, подобный опыт можно отнести к творческому эксперименту художника, его стилистическим поискам, хотя и многие миниатюры еженедельника «Семьдесят семь» некоторыми мелкими деталями предвосхищают его будущие абстрактные картины. Можно утверждать, что поздние графические работы С. И. Наполова знаменуют начало его успешного пути в абстракции.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что графическое наследие Сергея Ивановича Наполова стало частью бытового регионального контекста Кузбасса. Многолетняя деятельность в рекламно-информационном еженедельнике «Семьдесят семь» явилась предвестником сетевых СМИ на постсоветском пространстве. В ранних работах С. И. Наполова преобладает юмористический, комичный контекст. Небольшие тематические рисунки представляют собой обособленные миниатюры, тяготеющие к карикатурному жанру. Во многом иллюстрации данного периода воспринимаются ассоциативно. Название издания обыгрывается путём обращения к безликим персонажам. В некоторых работах прослеживаются тенденции к обличению злободневной повестки. Также мастер концентрируется на теме настольных игр, посвятив данному лейтмотиву не один десяток работ. В более поздних рисунках С. И. Наполова, с 1992 г., начинает формироваться так называемая микросюжетика. Художник более смело интегрирует антропоморфный элемент, на основе чего появилась мифология персонажей, долгое время сопровождающая выпуски еженедельника. Нетривиальность графического языка автора позволяет выявить явную направленность на поддержку процесса активного сотворчества со зрителем-читателем. Синтез композиционно-образных и пространственно-пластических тенденций позволяет художнику создавать уникальные интерпретации графической культуры времени и успешно интегрировать их в собственные сюжеты. В самых поздних работах, созданных на рубеже 1992и 1993 г., явно заметна тенденция к обобщению и упразднению антропоморфного элемента, виден плавный переход к абстрактным формам. В одной из работ просле-
живаются онтологические сюжеты, обращение к теме космоса и самопознания. Таким образом, графический контент еженедельника «Семьдесят семь» стал предтечей будущего творческого опыта С. И. Наполова в абстрактной живописи.
Литература
1. Брызгалова, E. H. Графическая иллюстрация и её роль в еженедельнике «иллюстрированная Россия» (1924-1939) / Е. Н. Брызгалова, И. Е. Иванова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: филология. - 2019. - № 3 (62). - С. 127-134.
2. Ескина, Е. В. Советская книжная иллюстрация и неофициальное искусство конца 1950-х - 1980-х гг. // Вестник Московского университета. Серия 8: история. - 2012. - № 4. - С. 103-115.
3. Жердев, Е. В. Эстетика стиля «модерн» в карикатурах «Симплициссимуса» и «Крокодила» / Е. В. Жердев, Е. Н. Рыжкин // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С. Г. Строганова. - 2016. - № 2-1. - С. 17-35.
4. Кузнецов, О. В. Книжная графика художни-ков-символистов издательства «Скорпион» в России начала XX века // Наука и общество в современных условиях. - 2016. - № 1 (4). - С. 7-18.
5. Семенова, Ю. А. Сюжетная композиция в творчестве художников-графиков // Проблемы сохранения и развития традиций музыкального и художественного образования в процессе профессиональной подготовки : сборник научных статей / Отв. ред. Г. Г. Тенюкова, Е. В. Бакшаева. - Чебоксары : Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2016. - С. 24-27.
References
1. Bryzgalova, Е. N., Ivanova I. Е. Graficheskaya illyustraciya i eyo rol' v ezhenedel'nike «illyustrirovannaya Rossiya» (1924-1939) [Graphic illustration and its role in the weekly “Illustrated Russia” (1924-1939)] Bulletin of the Tver State University, Series: Philology, 2019, no. 3 (62), pp. 127-134.
2. Eskina, E. V. Sovetskaya knizhnaya illyustraciya i neoficial'noe iskusstvo konca 1950-h - 1980-hgg. [Soviet book illustration and unofficial art of the late 1950s -1980s]. Bulletin of the Moscow State University, Series 8: History, 2012, no. 4, pp. 103-115.
3. Zherdev, E. V., Ryzhkin E. V. Estetika stilya «modern» vkarikaturah «Simplicissimusa» i «Krokodila» [Aesthetics of the “modern” style in the caricatures of “Simplicissimus” and “Crocodile”]. Decorative art and subject-spatial environment. Bulletin of the RGHPU named after S. G. Stroganov, 2016, no. 2-1, pp. 17-35.
4. Kuznetsov, О. V. Knizhnaya grafika hudozhnikov-simvolistov izdatel'stva «Skorpion» v Rossii nachala XX veka [Book graphics by the symbolist artists of the “Scorpion” Publishing House in Russia at the beginning of the twentieth century]. Nauka i obshchestvo v sovremennyh usloviyah, 2016, no. 1 (4), pp. 7-18.
5. Semenova, Yu. A. Syuzhetnaya kompoziciya v tvorchestve hudozhnikov-grafikov [Story composition in the work of graphic artists]. Problems of preservation and development of traditions of musical and artistic education in the process of professional training: collection of study works. Ex. ed. G. G. Tenyukova, E. V. Bakshaeva. Cheboksary, Chuvash State Pedagogical University named after I. Ya. Yakovlev, 2016, pp. 24-27.
Об авторе
Корнева Виктория Алексеевна - студентка бакалавриата Кемеровского государственного института культуры
Korneva Victoria Alekseevna
Undergraduate student of the Kemerovo State Institute of Culture