Научная статья на тему 'РОЛЬ ФИГУРАТИВНОГО И БЕСПРЕДМЕТНОГО В ТВОРЧЕСТВЕ С.И. НАПОЛОВА'

РОЛЬ ФИГУРАТИВНОГО И БЕСПРЕДМЕТНОГО В ТВОРЧЕСТВЕ С.И. НАПОЛОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
28
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
абстракционизм / беспредметность / дизайн / объектность / искусство Сибири / искусство Кузбасса / abstractionism / pointlessness / design / objectness / the art of Siberia / the art of Kuzbass

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Попова Наталья Сергеевна, Корнева Виктория Алексеевна

Статья посвящена изучению творчества кемеровского художника и дизайнера Сергея Ивановича Наполова. Исследуется творческий метод мастера в контексте фигуративности и беспредметности в абстрактном искусстве XX века. Дается характеристика традиции обращения к абстракции в постсоветском искусстве Сибири, выявляется модернистский характер последнего. Указанная практика рассматривается с позиции истории формирования социокультурных представлений о художественности в станковой живописи. В статье представлен анализ картин абстрактной серии середины 2000-х годов. Актуализируется вопрос о месте художественного творчества С.И. Наполова в региональной традиции на постсоветском пространстве. Выявлен постепенный отход мастера от фигуративности к беспредметности. При характеристике периодов его творчества акцент сделан на времени работы художника в сфере газетной графики. В этот период он осваивает приемы дизайна. Итогом исследования стал вывод о творческом методе С.И. Наполова ограничение колорита и эксперимент с геометрическими формами. Кемеровский художник в результате своего формотворческого эксперимента пришел к объектной абстракции, сосредоточившись на пропорциях геометрических форм и фактур красочного слоя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF FIGURATIVE AND NON-OBJECTIVE ART IN THE WORK OF S.I. NAPOLOV

The article focuses on the study of the works of Kemerovo artist and designer Sergey Ivanovich Napolov. The authors examine the artist's creative method in the context of figurativeness and non-objectiveness in the abstract art of the 20th century. The authors of the article characterize the tradition of reference to abstraction in the post-Soviet art of Siberia and reveal its modernist character. The authors submit the practice of referring to abstraction from the perspective of the history of the formation of socio-cultural ideas about artistry in easel painting. The article presents an analysis of the abstract series paintings of the mid-2000s. A special attention in the article is paid to the question of the place of S.I. Napolov's artistic creativity in the regional tradition in the post-Soviet space. The author's gradual figurativeness rejection in favor of non-objectiveness is revealed. In the characteristic of the periods of his work, the emphasis is placed on the time of the artist's work in the field of newspaper graphics. During this period the artist had learned design techniques. The research gives a conclusion about S.I. Napolov’s creative method. The creative method of the Kemerovo artist is based on the limitation of color and experimentation with geometric shapes. The Kemerovo artist S.I. Napolov came to object abstraction, focusing on the proportions of geometric shapes and textures of the paint layer, as a result of his form-making experiment.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ФИГУРАТИВНОГО И БЕСПРЕДМЕТНОГО В ТВОРЧЕСТВЕ С.И. НАПОЛОВА»

EDN: JKXEWQ УДК 7.038.6

THE ROLE OF FIGURATIVE AND NON-OBJECTIVE ART IN THE WORK OF S.I. NAPOLOV

Natalya S. Pop ova Victoria A. Korneva

Kemerovo State Institute of Culture Kemerovo, Russian Federation

Abstract: The article focuses on the study of the works of Kemerovo artist and designer Sergey Ivanovich Napolov. The authors examine the artist's creative method in the context of figurativeness and non-objectiveness in the abstract art of the 20th century. The authors of the article characterize the tradition of reference to abstraction in the post-Soviet art of Siberia and reveal its modernist character. The authors submit the practice of referring to abstraction from the perspective of the history of the formation of socio-cultural ideas about artistry in easel painting. The article presents an analysis of the abstract series paintings of the mid-2000s. A special attention in the article is paid to the question of the place of S.I. Napolov's artistic creativity in the regional tradition in the post-Soviet space. The author's gradual figurativeness rejection in favor of non-objectiveness is revealed. In the characteristic of the periods of his work, the emphasis is placed on the time of the artist's work in the field of newspaper graphics. During this period the artist had learned design techniques. The research gives a conclusion about S.I. Napolov's creative method. The creative method of the Kemerovo artist is based on the limitation of color and experimentation with geometric shapes. The Kemerovo artist S.I. Napolov came to object abstraction, focusing on the proportions of geometric shapes and textures of the paint layer, as a result of his form-making experiment.

Keywords: abstractionism; pointlessness; design; objectness; the art of Siberia; the art of Kuzbass.

Citation: Popova, N.S., Korneva, V.A. (2023). THE ROLE OF FIGURATIVE AND NON-OBJECTIVE ART IN THE WORK OF S.I. NAPOLOV. IzobraziteV noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal'nego Vostoka.Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T.2,№2 (15), pp. 48-55.

H.C. Попова B.A. Корнева

Кемеровский государственный институт культуры Кемерово, Российская Федерация

РОЛЬ ФИГУРАТИВНОГО И БЕСПРЕДМЕТНОГО В ТВОРЧЕСТВЕ С.И. НАПОЛОВА

Статья посвящена изучению творчества кемеровского художника и дизайнера Сергея Ивановича Наполова. Исследуется творческий метод мастера в контексте фигуративности и беспредметности в абстрактном искусстве XX века. Дается характеристика традиции обращения к абстракции в постсоветском искусстве

Сибири, выявляется модернистский характер последнего. Указанная практика рассматривается с позиции истории формирования социокультурных представлений о художественности в станковой живописи. В статье представлен анализ картин абстрактной серии середины 2000-х годов. Актуализируется вопрос о месте художественного творчества С.И. Наполова в региональной традиции на постсоветском пространстве. Выявлен постепенный отход мастера от фигуративности к беспредметности. При характеристике периодов его творчества акцент сделан на времени работы художника в сфере газетной графики. В этот период он осваивает приемы дизайна. Итогом исследования стал вывод о творческом методе С.И. Наполова - ограничение колорита и эксперимент с геометрическими формами. Кемеровский художник в результате своего формотворческого эксперимента пришел к объектной абстракции, сосредоточившись на пропорциях геометрических форм и фактур красочного слоя.

Ключевые слова: абстракционизм; беспредметность; дизайн; объектность; искусство Сибири; искусство Кузбасса.

В рамках исследования сибирского абстракционизма выявился ряд поколенческих особенностей в понимании беспредметной живописи. При более внимательном рассмотрении данного аспекта следует выделить несколько векторов в интерпретации разницы подходов к беспредметной живописи у художников, прошедших через советскую систему художественного образования. В постсоветском сибирском искусстве в творчестве молодых художников наблюдается определенная оппозиция соцреалистиче-ским тенденциям. Проявления индивидуальной системы ценностей нашли свое отражение в мифологических и архетипических аспектах различных форм изобразительного искусства. Создание собственной знаковой символики, особенная мифологическая идентичность и ориентация на художественно-философскую рефлексию выводит предметы искусства на новый уровень. Одной из высших точек эволюции молодежного постсоветского искусства стало самостоятельное обращение к дизайну. С одной стороны, развитие в сфере дизайна для молодых художников было экономически выгодно. С другой - в постсоветский период постепенно компенсировался перекос системы художественного образования в сторону станковизма и монументализма, в ущерб прикладным сферам развития искусства. Освоение достижений мирового нон-фигуративизма часто становилось этапом в развитии художника, работающего в сфере дизайна.

Целью публикации является изучение и описание роли фигуративного и беспредметного в творчестве кемеровского художника С.И. Наполова. В число задач входит выявление особенностей интерпретации традиции регионального аб-

стракционизма, а также анализ знаковых работ мастера.

Литература, посвященная исследованиям беспредметности, а также переходу от станковизма к дизайну, достаточно разнообразна. Фундаментальным трудом можно назвать коллективную монографию американских исследователей X. Фо-стера, Р. Краусс, И.-А. Буа, Б. Бухло и Д. Джослит «Искусство с 1900 года. Модернизм, антимодернизм, постмодернизм», в которой представлены самые разнообразные и иногда противоречивые интерпретации версий беспредметного искусства [3]. Так, в частности, на примере анализа творчества Дж. Альберса авторы обозначили связь американского дизайна и абстракционизма [3, с. 376]. Взаимосвязь предметного и беспредметно подробно проанализировала В.А. Крючкова в монографии «Мимесис в эпоху абстракции. Образы реальности в искусстве второй парижской школы» [4]. Отечественный исследователь позд-несоветского искусства А.К. Флорковская в статье «Московская школа живописи в творчестве художников позднесоветского времени» коллективной монографии «Позднесоветское искусство России. Проблемы художественного творчества» выявляет интерес к беспредметности как у представителей «союзного» искусства, так и у тех, кто стремился к независимости от государственной идеологии [5]. В двухтомном каталоге «Абстракция в России. XX век» сделана попытка обобщить опыт обращения к абстракции в русском искусстве XX века [1]. С позиции синхронизации процессов в искусстве России и Европы второй половины XX века вызывает интерес монография Д.А. Булатова «Возрождение модернизма: немец-

кое искусство 1945-1965 годов. Художественная теория и выставочная практика» [2].

Сибирское абстрактное искусство развивается по закономерностям регионального искусства с отставанием от столичных процессов. Преимущественно художники обращаются к модернистскому варианту абстракции, фокусируясь на конструировании абстрактной формы. У всех живописцев, членов региональных отделений «Союза художников России», есть опыт реалистической живописи. Обращение к беспредметности происходит при постановке автором художественной задачи. Наиболее распространенными объектами исследования являются такие средства художественной выразительности, как цвет и пространство. Еще одним приемом перехода от фигуративного искусства к беспредметности стало абстрагирование от вполне узнаваемой предметной композиции пейзажа или натюрморта. Путь к беспредметности выстраивается по схожим траекториям развития от предметной живописи к абстракционизму. Общим свойством абстрактного творчества сибирских художников, членов региональных отделений «Союза художников России», стала ориентация на модернистскую версию абстракции. Ее отличительной особенностью является его позитивный, познавательный характер и стремление к новому творческому осмыслению мира.

Почему именно модернистская версия абстракции утвердилась в творчестве региональных «союзных» художников и дизайнеров? Ответ на этот вопрос следует искать в социокультурных аспектах развития сибирского искусства. Его оторванность от мировых процессов была еще более длительной и глубокой, чем в столичном и республиканском искусстве позднесоветского периода.

Переход к постмодернистским интерпретациям абстракционизма в западной культуре связан с изменениями в обществе, новым поиском путей самоопределения художника, иных форм коммуникации художника и зрителя. В результате этих процессов западный художник выходит за пределы станкового искусства. Для России ориентация на станковое искусство остается постоянной. Опора на традицию художественного образования так или иначе прививает определенное восприятие эстетического. Но главный фактор, влияющий на склонность художников к модернистской абстракции, связан с доминирующим типом творческой личности - художником с ярко выраженным созидательным началом. Формиро-

С.И. Наполов. Рисунок к программе телепередач газеты «Семьдесят семь». 1992. 17 апреля. №15(27)

S.I. Napolov. A drawing for the TV guide of the newspaper "Seventy-seven". 1992. April 17. No. 15 (27)

С.И. Наполов. Рисунок к программе телепередач газеты «Семьдесят семь». 1992. 12 февраля. №6(18)

S.I. Napolov. A drawing for the TV guide of the newspaper "Seventy-seven". 1992. February 12. No. 6 (18)

С.И. Наполов. Заставка первой страницы газеты «Семьдесят семь». 1992. 22 января. №3(15)

S.I. Napolov. The first page of the newspaper "Seventy-seven". 1992. January 22. No. 3 (15)

С.И. Наполов. Заставка первой страницы газеты «Семьдесят семь». 1992. 12 февраля. №6(18)

S.I. Napolov. The first page of the newspaper "Seventy-seven". 1992. February 12. No. 6 (18)

вание такого созидающего образа художника, а главное, устойчивость этого типажа в региональном искусстве обусловлена не столько системой художественного образования, сколько, скорее, импульсом послевоенного культурного строительства в Сибири. Для художников, приехавших в этот регион в 1950-1960-е годы, Великая Отечественная война была воспоминанием детства и юношества. Они творили в исключительно созидательном ключе. Они не только работали творчески, но строили систему художественной культуры в Сибири. Следующее поколение художников,

РЕКЛАМНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ

рожденное после войны, воспитанное фронтовиками (родителями и учителями), сохранило эту ориентацию на витальное, жизнеутверждающее искусство. В этих условиях складывается образ художника - Творца, Мастера, Мыслителя. Поэтому при анализе процессов освоения сибирскими живописцами форм абстракции из традиции русского авангарда и западного искусства следует учитывать, что автор-творец предпочтет такие варианты, в которых будет отражен «героический» контекст и философский характер интерпретации беспредметности. Именно этим единообразным типом креативности, присущим сибирским художникам 1960-1990-х годов, об-

условлен скепсис и игнорирование опыта постмодернистского абстракционизма, а также беспредметности, в основе которой самовандализм, автоматизм, случайность формального решения.

Кемеровский художник-график Сергей Иванович Наполов относится к плеяде мастеров, прошедших советскую систему образования. В 1980 году он оканчивает Кемеровское областное художественное училище. После этого художник работал в местной газете, рисовал заставки к статьям, шрифты, рисунки на злобу дня. Помимо этого, С.И. Наполов некоторое время подрабатывал в театре кукол Кузбасса имени А. Гайдара в качестве сценографа. Мастер не был в составе регионального отделения «Союза художников России», однако у него имелся крепкий опыт реалистической живописи благодаря художественному колледжу. Переход С.И. Наполова к экспериментам с абстракцией происходил через практику работу в области газетной графики, где он, по сути, выполнял функции дизайнера. В стилистике его газетных работ проявился интерес к карикатуре, поиски новых актуальных образов современников, сарказм и скрытая грусть из-за кризисной современности. Художник обращается к таким приемам, как гиперболизация, утрирование образа, но в целом остается в пределах предметности.

Опыт обращения С.И. Наполова к абстракции датируется серединой 2000-х годов. Художник ориентировался больше на собственный умозрительный опыт, чем на региональные или национальные тенденции живописи. Небольшая серия безымянных работ 2005 и 2007 года всецело посвящена художественно-философской рефлексии автора посредством абстракции. В данном случае переход от фигуративного искусства к беспредметности объясняется не столько абстрагированием от классической предметной композиции, сколько ее переосмыслением. Новое прочтение, в частности, пейзажной живописи приобретает особую пластичность и выразительность. Вся серия работ выполнена в достаточно скромном колористическом решении: бордовые, черные и белые оттенки. Однако от этого полотна не выглядят ограниченно. Художник компенсирует минимальную цветовую гамму новыми пластическими приемами в работе с формой и материалом. В данной серии картин можно проследить явную эволюцию от более фигуративного искусства к объектной беспредметности, свойственной абстракции еще советских времен.

Ранние работы тяготеют к стилизации, которая, вероятно, берет свое начало в иллюстраторской деятельности С.И. Наполова. Поздние полотна, напротив, имеют тенденции к более крупному обобщению изображаемых элементов.

Например, одно из произведений 2005 года представляет собой изображение головы рыбы, которая рассекает водную гладь своим острым треугольным силуэтом. Угловатый зооморфный образ больше напоминает доисторическое морское животное. Фактурная чешуя багрового цвета, маленький зоркий глаз с развивающимися вокруг волокнами, напоминающие ресницы. Все это отсылает зрителя к архаическим прообразам первых живых существ на Земле. Отдельное внимание художник уделил многоликим, фактурным водам Мирового океана. Работая с маслом, С.И. Наполов смог создать удивительные лессировки, показать всю многослойность водного пространства. Транслируемые автором читаемые образы говорят об явной фигуративное™ и предметности на раннем этапе перехода к абстрактным работам. Созданные художником изображения выполнены с долей детализации и проработки, достаточной для реалистического изображения. Однако многолетний опыт стилизации и умение грамотно обыграть художественный образ позволяют оценивать работу в контексте сверхдекоративности.

Тему древнего Мирового океана художник также раскрывает в одной из своих ранних работ. Тема воды в данной серии является базовой, ар-хетипической. Композиция картины поделена на четыре равные части по горизонтали, представляющие собой темное океанское дно, бушующие воды, светлеющую линию горизонта и алый небосвод соответственно. Над водной гладью Мирового океана разрастается огромная водяная воронка, напоминающая ядерный гриб после взрыва. Тему природных стихий художник переосмысляет особенным образом. Сверху слева направо по диагонали изображено антропоморфное существо, не имеющее конечностей, только некое подобие скелета, состоящего из позвоночника, грудной клетки и головы. Руки и ноги существа представляют собой длинные багряные ленты, которые сворачиваются в широкие трубы. Небесное существо пролетает прямо над воронкой древнего океана, тем самым становясь его частью. Багряные ленты, переплетаются в замысловатые узлы и в конце концов превращаются в разрушительную стихию огня. Словно языки пламени, они соединяются с водяной воронкой,

ЦЭТС

г. Кемерово, ул. Л.Бедного, 6, кв. 50. т.: 23-34-94

Реализация коммерческих предложений изготовление металлопродукции

Предлагаем сейфы несгораемые, за ъишые Шкафы несгораемые, шкафы металлические, индивидуальные сейфы Изготавливаем по зака-зу и чертежам заказчика

представляя собой синергию двух противоположных друг другу стихий. Большой взрыв и Великий потоп слились воедино под знаком Великой Матери - небесного существа. С.И. Наполов создает собственную мифологию на основе универсальных значений мировой символики. Безусловно, в данной картине также присутствует объектность, однако она не столь очевидна и читаема, как в первой работе. Онтологическая тема переосмысления сотворения мира является центральной в данной серии картин.

Более уверенный переход к абстракции начался, когда художник освоил универсальность геометрических форм. Так, следующие три произведения объединяет геометризация и формализм. Первая картина представлена перевернутым клином вниз треугольником, в который входит еще две подобные фигуры. Композиционный центр несколько смещен вправо, что является типичным для многих работ данной серии. Нижний угол геометрической фигуры как бы касается тверди и будто рассекает невидимые волокна пространства. На заднем фоне можно видеть сплошное бордовое небо. Примечательно то, как художник создает новые пластические формы.

С.И. Наполов. Рисунок к рекламе в газете «Семьдесят семь». 1992.

5 марта. № 9 (21)

S.I. Napolov. An advertising drawing for the newspaper "Seventy-seven". 1992. March 5. No. 9 (21)

С.И. Наполов. Без названия. 2005. Картон, масло.

Частная коллекция

S.I. Napolov. Untitled. 2005. Oil on cardboard.

Private collection

С.И. Наполов. Без названия. 2005. Картон, масло.

Частная коллекция

S.I. Napolov. Untitled. 2005. Oil on cardboard.

Private collection

Три подобных треугольника имеют фактурный контур, вероятно, густой слой масляной краски. Контур фигур также затонирован бордовым и серым цветом. Подобным образом выполнены и другие «геометрические» произведения.

Следующая картина представляет собой изображение прямоугольника, немного вытянутого по вертикали, будто висящего в воздухе. Внутри фигуры можно видеть окружность, напоминающую жерло вулкана. Вся геометрия картины так же, как и в первом примере, имеет прерывистый затонированный контур, выполненный маслом. Вокруг «жерла» расположены густые капли, стилизованные под застывающую на глазах лаву. На заднем фоне можно видеть линию горизонта, вдоль которой мелким шрифтом изображены архаические петроглифы, напоминающие триграммы китайского космогенеза. В сущности, тема космоса раскрывается посредством падающих на заднем фоне комет и далекого звездного неба.

Завершает «геометрическое трио» картина с изображением другой базовой фигуры - круга. Как известно, круг традиционно символизирует бесконечность, непрерывность жизни. Эту гипотезу подтверждает вращающаяся фактурная спираль, которая является диском времени. Колесо времени также представляет собой перекати-поле - об этом говорит динамика картины. Слева художник показал движение колеса, подгоняемого ветром. Также на заднем фоне можно заметить колосящуюся пшеницу, которая является символическим образом вселенского поля. Общее пространство зрительно поделено на две части по горизонту: небо и землю. Однако спираль времени представляет собой искаженную версию мира. Колесо меняет местами небо и землю, соединяя все в единое космическое пространство. Таким образом, в картинах с геометрическими узорами прослеживается тенденция к более широкому обобщению. Несмотря на отсутствие явной фигуративное™ в изображении смысловых элементов, в данных полотнах появляется динамика.

Также автор продолжает развивать онтологические темы, но уже в несколько другой плоскости. Для более полного понимания концептуального перехода к абстракции в творчестве С.И. Наполова необходимо проанализировать и более поздние произведения. Так, в одной из работ без названия 2007 год отчетливо прослеживается обращение к беспредметной живописи. Полотно зрительно поделено на четыре части, которые попарно отражают друг друга. Эти прямоугольники представляют собой четыре стихии, четыре состояния жизни: небо, землю, воду и космос. Земля и вода находятся в малых прямоугольниках, космос и небо - в больших. Все части картины взаимосвязаны и плавно перетекают друг в друга. В данной работе композиционный центр сильно смещен влево и вверх, практически полностью перекрывая «небесную» часть. Этим центром является спиралевидное стилизованное солнце. С помощью прерывистых линий от центра к периферии художник показывает рассеивание солнечных лучей. Данная картина является самой техничной и зрелой во всей серии, так как С.И. Наполов применяет смешанные дизайнерские техники и более сложную работу с фактурой. Так, в правой нижней «космической части» явно использовалась пирография в качестве эскиза. Помимо этого, художник уделяет огромное внимание проработке фактуры воды и ветра. Таким

образом, в работе также присутствует динамика. Данное произведение можно назвать обобщающим для всей серии картин С.И. Наполова. Четыре стихии сплетаются воедино и создают синергию природного и антропоморфного. Энергия вселенского Солнца дает жизнь всему сущему и одновременно является мерой хаоса. Мастер обращается к архетипическим образам мировых мифологий, чтобы транслировать собственную истину. Несмотря на то, что художник работает с беспредметностью, данная работа представлена объектным абстракционизмом.

Сравнивая творчество С.И. Наполова и опытами с беспредметностью зарубежных художников-модернистов, необходимо отметить близость его идей творческим поискам Дж. Аль-берса и Б. Ньюмана. Оба художника отразили финал модернистской интерпретации беспредметного образа. Избирая в качестве объекта своего эксперимента минималистскую геометрическую форму, Дж. Альберс и Б. Ньюман ставили перед собой разные цели, отражающие личное самоощущение авторов в мире. Так, Дж. Альберс, в ходе опыта самоограничения в выразительных средствах, обратился к стандартизированной композиции квадратного полотна с симметричными друг другу цветными квадратами. Сосредоточение на минимуме выразительных средств стало одним из методов Дж. Альберса в практике обучения студентов-дизайнеров в колледже «Блэк Маунтин». Навыки создания абстрактной композиции стали важным этапом обучения дизайнера в мировой практике. Можно предположить, что С.И. Наполов обратился к беспредметным композициям в процессе самообразования в сфере дизайна, так как его профессиональная деятельность требовала от него этих навыков.

Близость творчества С.И. Наполова к практике абстрагирования Б. Ньюмана проявляется в психоаналитической роли работ обоих художников в развитии истории искусства. По мнению авторов монографии «Искусство с 1900 года», Б. Ньюман вернул мировое искусство в сферу гуманистических смыслов. Его картина «Единое I» утверждает мысль о роли человека как личности, созидающей мировую культуру [3, с. 402]. Поиск С.И. Наполовым минималистской формы в условиях ограничения колорита можно объяснить желанием найти опору, стабильность и гармонию. То есть художник в своих экспериментах с беспредметностью стремится компенсировать нестабильность и дефицитарность своего

социального бытия. Но показательно, что в творчестве С.И. Наполова нет практики самовандализма, дриппинга или автоматического письма, что можно интерпретировать как верность традициям отечественной художественной школы.

Резюмируя, можно заключить, что Сергей Иванович Наполов продолжает модернистскую интерпретацию абстрактного искусства на постсоветском пространстве. Несмотря на то, что художник большую часть жизни занимался графикой, его работы в области абстракции обладают достаточной техничностью. Серия картин 2005 и 2007 года посвящена онтологическим темам переосмысления сотворения мира. Ранние работы в большей степени тяготеют к стилизации, которая может быть связана с многолетней иллюстраторской деятельностью художника. Так, во многих полотнах 2005 года прослеживаются реалистические тенденции, явная фигуративность. Непосредственный переход к абстракции начался в

С.И. Наполов. Без названия. 2005. Картон, масло.

Частная коллекция

S.I. Napolov. Untitled. 2005. Oil on cardboard.

Private collection

С.И. Наполов. Без названия. 2005. Картон, масло.

Частная коллекция

S.I. Napolov. Untitled. 2005. Oil on cardboard.

Private collection

С.И. Наполов. Без названия. 2005. Картон, масло.

Частная коллекция

S.I. Napolov. Untitled. 2005. Oil on cardboard.

Private collection

С.И. Наполов. Без названия. 2007. Картон, масло.

Частная коллекция

S.I. Napolov. Untitled. 2007. Oil on cardboard.

Private collection

тот момент, когда мастер освоил универсальность геометрических форм. Так, в основе некоторых работ 2005 года заложена строгая вымеренность и геометризация. Именно в своих геометрических произведениях С.И. Наполов смело обращается к работе с фактурами. Кроме того, появляется динамика. Таким образом, картины приобретают совершенно новую пластичность, которая в поздних работах плавно перетекает в отчетливую беспредметность. Произведения 2007 года имеют явные тенденции к более широкому обобщению изображаемых элементов. Однако даже при работе с абстракцией во многих полотнах мастера можно проследить тенденции к предметности, что является типичным для художников, прошедших советскую систему образования.

Литература

1. Абстракция в России. XX век : в 2 т. - Санкт-Петербург: Palace Editions, 2001.

2. Булатов, Д.А. Возрождение модернизма : немецкое искусство 1945-1965 годов. Художественная теория и выставочная практика. - Москва: Рип-хол-динг, 2016. -440 с.

3. Искусство с 1900 года. Модернизм, антимодернизм, постмодернизм / X. Фостер, Р. Краусс, И.-А. Буа, Б. Бухло, Д. Джослит. - Москва : Ад Маргинем, 2015. - 816 с.

4. Крючкова, В.А. Мимесис в эпоху абстракции. Образы реальности в искусстве второй парижской школы. - Москва : Прогресс-традиция, 2010. - 472 с.

5. Флорковская, А.К. Московская школа живописи в творчестве художников позднесоветского времени // Позднесоветское искусство России. Проблемы художественного творчества. - Москва : БуксМарт, 2019. - С. 64-102.

References

1. Abstrakciya v Rossii. XX vek: v 21 [Abstract art in Russia. 20th century. In 2 vol.]. Saint Petersburg, Palace Editions, 2001.

2. Bulatov, D.A. Vozrozhdenie modernizma: nemeckoe iskusstvo 1945-1965 godov. Hudozhestvennaya teoriya i vystavochnaya praktika [Modernism's renaissance: German art in 1945-1965]. Moscow, Rip-holding, 2016,440 p.

3. Iskusstvo s 1900 goda. Modernizm, antimodernizm, postmodernizm [Art since 1900. Modernism, antimodernism, postmodernism]. H. Foster, R. Krauss, Y.-A. Bois, B. Buchloh, D. Joselit. Moscow, Ad Marginem, 2015,816 p.

4. Kryuchkova, V.A. Mimesis v epohu abstrakcii. Obrazy real'nosti v iskusstve vtoroj parizhskoj shkoly [Mimesis in the age of abstraction. Images of reality in the art of the second Parisian school]. Moscow, Progress-tradiciya, 2010, 472 p.

5. Florkovskaya, A.K. Moskovskaya shkola zhivopisi v tvorchestve hudozhnikov pozdnesovetskogo vremeni. Pozdnesovetskoe iskusstvo Rossii. Problemyhudozhestvennogo tvorchestva [Moscow school of painting in the works of late Soviet artists. Late Soviet art of Russia. Problems of artistic creativity]. Moscow, BuksMart, 2019, pp. 64-102.

Об авторах

Попова Наталья Сергеевна - кандидат искусствоведения, доцент кафедры культурологии, философии и искусствоведения Кемеровского государственного института культуры

E-mail: [email protected]

Popova NatalyaSergeevna

Candidate of arts, Associate Professor of the Department of Cultural Studies, Philosophy, and History of Art at the Kemerovo State Institute of Culture

Корнева Виктория Алексеевна - студентка кафедры культурологии, философии и искусствоведения Кемеровского государственного института культуры E-mail: [email protected]

Korneva Victoria Alekseevna

Student of the Department of Cultural Studies, Philosophy, and History of Art at the Kemerovo State Institute of Culture

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИТ

Ъ,

! jhrT*.

В.А. Ерофеев. Единение. Фрагмент. 1998. Титано-мар-ганцевый сплав, стекло. 17ш30х30

Соаственность автора

V.A. Erofeev. Unity. Fragment. 1998. Titanium-manganese alloy, glass. 175x30x30

Author's property

l.-^j^J -a jmyMtf0

r

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.