Научная статья на тему 'ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИДЕИ БЕСПРЕДМЕТНОГО ИСКУССТВА В НОНКОНФОРМИЗМЕ 1960-1980-Х ГГ.'

ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИДЕИ БЕСПРЕДМЕТНОГО ИСКУССТВА В НОНКОНФОРМИЗМЕ 1960-1980-Х ГГ. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
313
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОФИЦИАЛЬНОЕ ИСКУССТВО XX В / НОНКОНФОРМИЗМ / БЕСПРЕДМЕТНОЕ ИСКУССТВО / ИСКУССТВО АВАНГАРДА / АВТОРСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Любимова Анастасия Игоревна

Авторская интерпретация идеи беспредметного искусства в нонконформизме представляет синтез художественных течений начала ХХ в. и внутреннее концептуальное наполнение. Неофициальное искусство объединяет представителей различных направлений в изобразительном искусстве 1960-1980-x гг., которые, вследствие долгой цензуры, были оторваны от публичной художественной деятельности. Творческие и концептуальные поиски неофициальных художников выражали несовпадение личностного и эмоционального состояния и внутренней картины мира. Нонконформисты используют метафорический язык для выражения идей беспредметности. На сегодняшний день изучение абстрактного искусства как художественного явления, сохранившего свое влияние на многих представителей современного искусства, является одной из актуальных тем отечественного искусствознания, выражая проблематику прошлых и настоящих тенденций в контексте современности. В статье представлен анализ творческого метода художников Москвы, Санкт-Петербурга и Саратова с точки зрения интерпретации идеи беспредметного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERPRETATIONS OF THE IDEA OF NON-OBJECTIVE ART IN NONCONFORMISM 1960-1980S

The authors’ interpretation of the idea of pointless art in nonconformism represents the synthesis of artistic currents of the beginning of the 20th century and the internal conceptual content. Unofficial art unites representatives of various disciplines in the visual art the 1960s-1980 s, who, due to long-term censorship, were cut off from public artistic activity. The creative and conceptual searchers of nonconformists expressed a divergence between the personal and emotional state and irrelevance. Nowadays, the study of abstract as an artistic phenomenon that has retained its influence by many representatives of contemporary art is one the topical themes of national art, expressing the perspective of past and present trends in the co contexts of modernity. The article presents an analysis of view of interpretation of the idea irrelevant art.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИДЕИ БЕСПРЕДМЕТНОГО ИСКУССТВА В НОНКОНФОРМИЗМЕ 1960-1980-Х ГГ.»

УДК 7.038(47+57)"19б0/80"

А. И. Любимова

Интерпретации идеи беспредметного искусства в нонконформизме

19б0-1980-х гг.

Авторская интерпретация идеи беспредметного искусства в нонконформизме представляет синтез художественных течений начала ХХ в. и внутреннее концептуальное наполнение. Неофициальное искусство объединяет представителей различных направлений в изобразительном искусстве 1960-1980-x гг., которые, вследствие долгой цензуры, были оторваны от публичной художественной деятельности. Творческие и концептуальные поиски неофициальных художников выражали несовпадение личностного и эмоционального состояния и внутренней картины мира. Нонконформисты используют метафорический язык для выражения идей беспредметности. На сегодняшний день изучение абстрактного искусства как художественного явления, сохранившего свое влияние на многих представителей современного искусства, является одной из актуальных тем отечественного искусствознания, выражая проблематику прошлых и настоящих тенденций в контексте современности. В статье представлен анализ творческого метода художников Москвы, Санкт-Петербурга и Саратова с точки зрения интерпретации идеи беспредметного искусства.

Ключевые слова: неофициальное искусство XX в., нонконформизм, беспредметное искусство, искусство авангарда, авторская интерпретация, творческий метод

Anastasia I. Lubimova Interpretations of the idea of non-objective art in nonconformism 1960-1980s

The authors' interpretation of the idea of pointless art in nonconformism represents the synthesis of artistic currents of the beginning of the 20th century and the internal conceptual content. Unofficial art unites representatives of various disciplines in the visual art the 1960s-1980 s, who, due to long-term censorship, were cut off from public artistic activity. The creative and conceptual searchers of nonconformists expressed a divergence between the personal and emotional state and irrelevance. Nowadays, the study of abstract as an artistic phenomenon that has retained its influence by many representatives of contemporary art is one the topical themes of national art, expressing the perspective of past and present trends in the co contexts of modernity. The article presents an analysis of view of interpretation of the idea irrelevant art.

Keywords: unofficial art of the XX century, nonconformism, irrelevant art, avant-garde, author's interpretation, creative method

DOI 10.30725/2619-0303-2021-3-134-138

Абстрактное направление в неофициальном искусстве представляет синтез философских и художественных концепций авангарда и актуальные поиски новых художественных стилей. Исследование интерпретации идей беспредметного искусства в контексте развития художественных поисков неофициальных художников сегодня является одной из важных тем отечественного искусствознания. В современных исследованиях истории развития беспредметного искусства в XX в. посвящено достаточное количество работ, однако проблема интерпретации опыта авангарда в творчестве нонконформистов еще не до конца изучена. Во многом это связано с тем, что долгое время интерес к неофициальному искусству носил общий характер, большинство исследователей с 1990-х гг. рассматривает особенности развития нонконформизма в контексте всего послевоенного искусства в целом.

Главной целью беспредметного искусства принято считать достижение цветового единства и сочетания геометрических форм для создания у зрителя различных ассоциаций [1, с. 38].

В словаре В. Власова беспредметное искусство - это «тенденция художественного мышления к абстрагированию, отвлечение изобразительных элементов от конкретных материальных объектов». Таким образом, абстракция - это художественная система, использующая беспредметные образы в своем языке и передающая не присущую реальности информацию отвлеченными изобразительными средствами [2, с. 301].

О преемственности идей авангарда в неофициальном искусстве пишут исследователи В. Турчин и Л. Баженов: «Абстрактное искусство. Опыт реэкзаменации» [3], «К суждению об авангарде и неоавангардизме» [1].

Значительный пласт работ составляют исследования, посвященные сравнительному анализу отечественного и западного абстрактного искусства. М. Тухман в статье «Мистическая суть русской авангардной абстракции и ее возмездие на современное западное искусство» считает, что общей чертой для русских и западных художников начала ХХ в. является стремление вернуть искусству утраченные достижения за тысячелетия [4]. Отдельные работы рассматривают контекст существования беспредметного искусства и его связь с авангардной традицией. Это исследования Т. А. Шехтер, Е. А. Андреевой, Е. А. Бобринской, посвященные некоторым объектам интерпретации и беспредметного искусства, особенностям цвета и формы.

Авторская интерпретация идеи беспредметного искусства в неофициальном искусстве представляет синтез художественных течений начала ХХ в. и внутреннее концептуальное наполнение. Неофициальные художники обращались к приемам экспрессионизма сюрреализма и символизма. Для неофициального искусства абстракция не является способом изменения человеческого миропонимания или создания «нового человека». В этом состоит одна из главных особенностей нонконформистов. Для неофициальных художников идея беспредметности -это способ к возрождению утраченных идеалов модернизма. Если в авангарде теоретические системы В. Кандинского, К. Малевича, П. Филонова были определяющими для целой группы последователей, то в неофициальном искусстве каждый художник становится создателем своей живописной системы, рассматривая достижения авангарда с точки зрения философско-концеп-туального наполнения [5, с. 270].

Интерес к искусству авангарда начала ХХ в. в творчестве нонконформистов во многом обусловлен тем, что некоторые художники учились у представителей авангарда. Благодаря передаваемому опыту художники авангарда составили для нонконформистов необходимую творческую среду. Примером является творчество Элия Белютина и Владимира Стерлигова. В студии Э. Белютина художники синтезировали достижения отечественного авангарда и американского экспрессионизма, создавая синтетическое абстрактное искусство. Э. Белютин учился у А. Лентулова и П. Кузнецова. Изучая приемы экспрессионизма и конструктивизма, Э. Белютин создал свою художественную систему, представляющую «модульную живопись». Искусство, в понимании Э. Белютина, не может существовать вне материала и идеи. Художник разрабатывает теорию контактности, исходя из

того, что только в искусстве реализуется духовная жизнь человека.

В философско-живописной системе В. Стерлигова абстрактные образы отражали религиозно-символическую концепцию божественного мира. В. Стерлигов был учеником К. Малевича. Наследуя философскую систему К. Малевича, В. Стерлигов стремился к раскрытию христианских основ творчества, отстаивая принципы духовно-нравственной аксиологии, однако для художника основным является колористический способ пространственных решений. В системе Владимира Стерлигова идея беспредметного искусства воплощается в стремлении к концентрации материи, созданию своего мира, пониманию фона и предмета изображения. Общими характеристиками беспредметного неофициального искусства являются: стремление «выразить невыразимое» в живописи; многообразие направлений, так как абстрактный метод позволяет объединить различные подходы сохраняя стилевое единство; информационная наполненность изображения; вовлечение зрителя в процесс интерпретации произведения искусства [6, с. 52].

Неофициальное искусство объединяет представителей разнообразных художественных систем, развивающих свои идеи в искусстве. Так широкое распространение получило символико-лирическое направление в абстрактной живописи, разработанное Московской и Ленинградской школами. В творчестве М. Шварцмана, Э. Штейнберга, Г. Богомолова, Л. Мастериковой, Е. Михнова-Войтенко концепции авангарда синтезируются с искусством рубежа Х1Х-ХХ в.

У М. Шварцмана происходит синтез формального языка абстракции и фигуративной живописи. Для творческого метода художника характерно обращение к наследию древнерусского искусства и искусства символизма 1910-х гг. С 1960-х гг. М. Шварцман представляет свои картины как «иературы» ликов и арихитектони-ческие образы. Лики и архитектоника в произведениях Шварцмана, как и у К. Малевича, созданы из общей цветовой абстрактной материи, однако у Шварцмана нет полного погружения в беспредметность. Его работы сохраняют пространственную и антропологическую память.

Религиозная символика воплощается в абстрактных произведениях Глеба Богомолова. Художник обращается к опыту авангарда, который заключается в переосмыслении традиции русской иконы. Если у Казимира Малевича основу канонического композиционного строя составляют круг, крест и квадрат, и художник уделяет внимание форме, то у Глеба Богомоло-

ва читаются лики абстрактных фигур, отсылающих к образам святых на иконе. Переосмысляя традиции древнерусской иконы, художник создает синтез иконописи и абстрактного искусства. Его работам свойственна монументальность и строгость композиции, многослойность с использованием больших цветовых плоскостей. Предметное изображение синтезируется с абстрактным, реальное - с метафизическим. Элементы иконописи в работах Богомолова служат своеобразным кодом, определяя связь с современностью и русской национальной традицией.

Е. Михнов-Войтенко разрабатывает тип ассоциативной абстракции, в которой выявляет особенности фактуры и выбора материала. В работах художника авангардный образ совмещает беспредметное и конкретное. Е. Мих-нов-Войтенко использует идеографическое письмо, которое стилизовано под архаику с фигурами людей и животных, добавляя к ним абстрактные схемы лабиринтов. По мнению художника, «материал диктует сюжет, описание и наблюдение самого объекта» [цит. по: 7, с. 47]. Элементы картины у художника проходят смысловую эволюцию от условных и абстрактных композиций к реальным объектам. Одновременно с западными художниками Михнов-Вой-тенко тяготеет к тому, чтобы свести абстракцию к предметному началу. Так с работами И. Кляй-на и Д. Поллока его сближают параллельные поиски объективных выразительных средств: когда картина начинается движением художника, а завершается в мире действием природных стихий [7, с. 50].

В 1960-х гг. абстрактное искусство воспринималось как язык истинного реализма, неофициальные художники стремились воплотить реальность в своих произведениях и сказать о ней все. Е. Михнов-Войтенко ищет изобразительную формулу современного бытия, что роднит его концепцию с художественными поисками Казимира Малевича. Интерпретируя идею беспредметного искусства, Е. Михнов-Войтенко создает свое ощущение времени и эпохи.

В работах художников лианозовской школы язык абстракции не противоречит языку фигуративного искусства. Так у Льва Кропивницкого абстрактная живопись дает возможность сближения с реальностью и становится элементом самосознания. «Я старался и стараюсь, исходя из пережитого, создать живописную форму, соответствующую духу времени и психологии века. Мне кажется, что этому отвечают динамичность рисунка, создаваемого чисто физиологически - движением

руки - при отсутствии контроля сознания, неуравновешенность и острота композиции, ее своеобразная фрагментарность, когда рисунок движения как бы выхваченный из некоторой несущийся в пространстве хаотической массы, создает ощущение беспокойства, смятения и трагизма; диагональное построение, флюоресцирующая среда «протканная» стремительным движением; четкость крупных мазков - динамических квадратов, ромбов и прямоугольников; элемент случайности», - пишет о своем творческом методе художник [цит. по: 8, с. 71].

В работах Лидии Мастериковой абстрактный экспрессионизм воплощается в обилии цветовых сочетаний, динамики линий, что делает ее произведения подобными музыке. Композиции Л. Мастериковой передают борьбу телесного и духовного начал личности и отражают стремление к поиску визуальных элементов трансцендентальной реальности, это сближает ее произведения с художественной концепцией Василия Кандинского. Сходство с работами В. Кандинского у Л. Мастериковой заключается и в активном использовании глубокого черного цвета с включением крупных цветовых пятен и неровных круглящихся форм.

Лирическое направление в беспредметном искусстве воплощает Э. Штейнберг, создавая композиции из ломаных линий, треугольников и квадратов. Важной идеей для художника является представление единства абстракции и предметного мира. Символическая структура произведений Э. Штейнберга обусловлена многообразием знаков подчиненных одному ритму, где каждый элемент на картине связан друг с другом. С 1970-х гг. его композиции приобретают более четкие и геометрические формы, в которых преобладает текст. Таким образом, в творчестве Штейнберга происходит период от символической абстракции к супрематизму.

С 1970-х гг. в работах некоторых неофициальных художников развивается геометрическая абстракция, однако она не является преобладающей. Геометрическая абстракция свойственна московской школе, сохранившей традиции супрематизма и конструктивизма русского авангарда, в отличие от экспрессионистической направленности художников ленинградского андеграунда.

Примером геометрической абстракции принято считать творчество группы «Движение». Художники группы «Движение»: Ф. Инфанте, Л. Нусберг, - анализируя пропорции простых форм, разработали принципы неоконструктивизма и синтеза искусств, используя световые эффекты и цветовые сочетания. Интерпретируя идею беспредметного искусства,

художники обращаются к простым формам, таким как круг, квадрат, треугольник. Отталкиваясь от опыта авангарда, художники группы «Движение» соединяют эстетику конструктивизма и философскую концепцию мироздания Казимира Малевича. Так некоторые работы балансируют между дизайном и архитектоникой, соединяя элементы древнерусской традиции и современные технологии. Группа «Движение» занималась созданием трехмерных элементов и кинопроектов. В 1966 г. группа сформулировала «Манифест русских кинетиков», представляющий новые формы творчества.

Геометрическое направление нашло яркое воплощение в неофициальном искусстве Саратова. Особенностью творческого метода художников является синтез жанров геометрической абстракции и искусства символизма рубежа Х1Х-ХХ в. Ярким примером идеи «беспредметного искусства» является творчество Владимира Солянова. Художник считает геометрическую абстракцию продолжением модернизма. «Она одновременно фундамент и высшая ступень в возможностях изобразительного искусства» [цит. по: 7, с. 50]. В композициях Владимира Солянова форма неразрывно связана с содержанием, духовный смысл которого непостижим. В работах В. Солянова заложен принцип симметрии и ритмичности. Художник считает, что его работы нужно смотреть снизу вверх, так как это путь развития живой энергии, на уровне трети картины лежит фактическая или подразумеваемая диагональ, чтобы ее преодолеть, зрителю нужно сделать усилие, выполняя построение по принципу креста. В работах художника зритель становится участником творческого процесса.

Беспредметное искусство в творчестве нонконформистов является способом трансляции собственных переживаний и взглядов в условиях жесткой цензуры. Абстрактные композиции становятся зашифрованным кодом советской действительности. Еще одной важной особенностью авторской интерпретации идеи беспредметного искусства является уникальная внутренняя концепция художественного произведения. В сравнении с беспредметной живописью авангарда, развивающей новые функции и технологии искусства, для неофициального искусства характерно погружение в глубину произведения как концепта запрещенного знания.

Таким образом, особенности авторской интерпретации идеи беспредметного искусства в нонконформизме сводятся к синтезу художественных открытий авангарда, опыта предыдущих эпох и собственных мировоззренческих

поисков. Интерес к абстрактному искусству в нонконформизме связан с преобладанием традиции авангарда и влиянием западного абстракционизма, который стал образом свободы в сознании неофициальных художников. Развивая живописный язык абстракции, художники неофициального искусства: Е. Михнов-Войтен-ко, Л. Мастерикова, В. Солянов изучали динамические качества цвета.

Для Э. Штейнберга и Г. Богомолова была важна роль фактуры и формы. В философско-живописной системе авангарда эксперименты с цветом были способом для воплощения в абстракции идеи синтеза искусств, художники использовали многочисленные цветовые сочетания. Примером является творчество Владимира Солянова, разработавшего свою «формулу цвета».

Абстрактное неофициальное искусство соединяет элементы беспредметной и фигуративной живописи. В беспредметной живописи авангарда нефигуративный метод является основным для передачи трансцендентальных концепций и создания «нового мира», в неофициальном искусстве преобладает метафорический язык, для воплощения конкретной идеи. По самому подходу к пониманию абстракции в неофициальном искусстве можно сделать вывод о том, что для художников идея беспредметности была способом выхода в иную реальность. В абстрактных композициях нонконформистов фактура и форма могла меняться в зависимости от индивидуальной манеры художника. Например, в работах Г. Богомолова с 1970-х гг. использовались различные объемные структуры с добавлением новых материалов: золота и фольги.

Преемственность абстрактного метода авангарда 1910-х гг. в неофициальном искусстве обусловлена тем, что многие неофициальные художники учились у авангардистов. Примером являются произведения Э. Белютина и В. Стерлигова. Художники неофициального искусства переосмысляли традицию авангарда, сначала как теоретические концепции К. Малевича, В. Кандинского и П. Филонова, а впоследствии и как живописную форму, что привело к синтезу концептуального и абстрактного. Особенность авторской интерпретации нонконформистов проявляется уже как синтез философии и живописной формы.

На сегодняшний день беспредметное искусство 1960-1980-х гг. представляет актуальную область исследования для отечественного искусствознания, так как выражает проблематику прошлого и настоящего в контексте современной эпохи.

Список литературы

1. Бажанов Л. А., Турчин В. С. К суждению об авангардизме и неоавангардизме // Советское искусствознание'77: сб. ст. М.: Совет. художник, 1978. Вып. 1. С. 16-54.

2. Власов В. Г. Стили в искусстве: архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура. СПб.: Кольна.1995. Т. 1. 672 с.

3. Бажанов Л. А., Турчин В. С. Абстрактное искусство: опыт реэкзаменации // Советское искусствознание: сб. ст. М.: Совет. художник, 1991. Вып. 27. С. 96-120.

4. Тухман М. В. Мистическая суть русской авангардной абстракции и ее воздействие на современное западное искусство // Абстрактное искусство в России. ХХ век: кат. выст. / Гос. Русский музей. СПб.: Гос. Русский музей, 2002. Т. 2. С. 24.

5. Бобринская Е. А. Русский авангард: границы искусства. М.: Новое лит. обозрение: Гос. ин-т искусствознания, 2006. 294,[2] с.

6. Андреева Е. А. Угол несоответствия: школы нонконформизма, Москва-Ленинград, 1946-1991. М.: Искусство, 2012. 457, [2] с.

7. Благодатов Н. И. Ленинградские группы андеграунда в 1950-1960-е годы // Неофициальное искусство в СССР. 1950-1980-е годы: сб. по материалам конф. 2012 г. / Рос. акад. художеств, Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразит. искусств; [ред.-сост. А. К. Флорковская]. М.: БуксМАрт, 2014. С. 45-52.

8. Котрелев Н. В. Абстрактное искусство «второго авангарда» (1957-1987) в собрании А. Резникова // Неофициальное искусство в СССР. 1950-1980-е годы: сб. по материалам конф. 2012 г. / Рос. акад. художеств, Науч.-ис-след. ин-т теории и истории изобразит. искусств; [ред.-сост. А. К. Флорковская]. М.: БуксМАрт, 2014. С. 65-77.

References

1. Bazhanov L. A., Turchin V. S. Towards a judgment about avant-garde and neo-avant-garde. Soviet art history'77: coll. of art. M.: Sovetskiy khudozhnik, 1978. 1, 16-54 (in Russ.).

2. Vlasov V. G. Styles in art: architecture, graphics, arts and crafts, painting, sculpture. SPb.: Kol'na. 1995. 1, 672 (in Russ.).

3. Bazhanov L. A., Turchin V. S. Abstract art: the experience of re-examination. Soviet art history: coll. of art. M.: Sovetskiy khudozhnik, 1991. 27, 96-120 (in Russ.).

4. Tukhman M. V. Mystical essence of Russian avantgarde abstraction and its impact on contemporary Western art. Abstract art in Russia. XX century: cat. exh. / State Russian Museum. SPb.: State Russ. museum, 2002. 2, 24 (in Russ.).

5. Bobrinskaya E. A. Russian avant-garde: the boundaries of art. M.: Novoye lit. obozreniye: State. Inst. of Art Studies, 2006. 294, [2] (in Russ.).

6. Andreeva E. A. Angle of inconsistency: schools of nonconformism, Moscow - Leningrad, 1946-1991. M.: Iskusstvo, 2012. 457, [2] (in Russ.).

7. Blagodatov N. I. Leningrad underground groups in the 1950s - 1960s. Unofficial art in the USSR. 1950-1980s: coll. of art. based on materials from conf. 2012 / Ros. acad. arts, Research Inst. of Theory and History of Fine Arts; [ed.-comp. A. K. Florkovskaya]. M.: BuksMart, 2014. 45-52 (in Russ.).

8. Kotrelev N. V. Abstract art of the «second avant-garde» (1957-1987) in the collection of A. Reznikov. Unofficial art in the USSR. 1950-1980s: coll. of art. based on materials from conf. 2012 / Ros. acad. arts, Research Inst. of Theory and History of Fine Arts; [ed.-comp. A. K. Florkovskaya]. M.: BuksMart, 2014. 65-77 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.