Плодородный слой почвы в экономике
С 1 января 2013 года фиксированный страховой взнос, который должен платить индивидуальный предприниматель, вырос с 17 208 до 35 664 руб. в год. Притом что ИП — это лишь первая ступень в развитии бизнеса, для многих новый размер платежей оказался попросту неподъемным. Мы беседуем с общественным уполномоченным по защите прав малого и среднего бизнеса Виктором Ермаковым.
— Как сказалось на индивидуальных предпринимателях (ИП) существенное — более чем в два раза — повышение страховых взносов?
— К сожалению, уже по первым месяцам видно, что эта мера себя не оправдала. Взносы поднимались для того, чтобы обеспечить большую наполняемость Пенсионного фонда. Однако в секторе ИП, которым я занимаюсь как общественный уполномоченный по защите прав малого и среднего бизнеса (МСБ), произошла неприятная вещь: большое количество ИП попросту ушли с рынка, и, естественно, Пенсионный фонд никаких поступлений от них не получил. По первым статданным, с начала года снялись с учета 300 тыс. ИП.
— А может быть, с рынка попросту ушли неэффективные предприниматели?
— Нет, повышение отразилось на тех, кто добросовестно работал и совершал отчисления в Пенсионный фонд. Это экономически активные люди, возможно, многие из них только начали развивать свой бизнес, поэтому их доходы невелики. Отчасти это те, которые, к примеру, работают на селе, где доход в 20 тыс. руб. в месяц — большая сумма. Интересная статистика у нас есть по Владимирской области. Если до повышения тарифов не имели
Виктор
Ермаков,
общественный уполномоченный (омбудсмен) при Президенте РФ по защите прав предпринимателей
Анастасия
астахова
собственных торговых точек 300 поселений, то к марту 2013 года их число возросло до 800. Это значит, что ИП, которые имели свои маленькие палатки и обеспечивали сельских жителей самыми необходимыми товарами, сделали вывод, что продолжать работу нерентабельно. Это ухудшило качество жизни людей на селе, которые теперь вынуждены за хлебом ездить в другие населенные пункты. И что немаловажно, бывший предприниматель отошел от дел и «сел» на пособие, стал иждивенцем. А ведь главное — это изменить философию людей, отучить их жить за чей-то счет.
Такая статистика у нас пока есть только по Владимирской области, но понятно, что в целом по стране тенденция аналогичная. Это затрагивает не только экономическую, но и социальную сферу.
— Теперь надо менять способы наполнения Пенсионного фонда?
— Такие разговоры — вне моей компетенции, но нужно понимать, что проблема дефицита ПФР существует, ее совершенно точно надо решать, и возможно, то, что сейчас делается, — в общем виде правильно. Но мы получили настораживающие сигналы от сектора ИП, и это означает, что хотя бы для них надо подкорректировать политику, иначе экономика очень быстро лишится «плодородного слоя почвы». Ведь чем отличается высококонкурентная эффективная экономика от неэффективной? Эффективная экономика втягивает в свои процессы активных и энергичных людей, дает им шанс реализовать себя. Неэффективная — выстраивает барьеры, о которые активные люди расшибают лоб и в лучшем случае уходят в чиновники. Главный, если не единственный инструмент такого вовлечения, — малый и средний бизнес, индивидуальное предпринимательство на первом этапе. Многие успешные экономики на этот сектор так и смотрят — как на инструмент вовлечения людей в экономику, а не как на главный способ пополнить бюджет, хотя и это важно.
Соединенные штаты Америки, к примеру, очень далеко продвинулись в деле вовлечения людей в экономическую деятельность. Только там я видел метод поддержки предпринимательства на местном уровне. Представьте себе, жила большая семья, но дети выросли и «разлетелись». В итоге пожилые родители остались вдвоем в просторном доме, содержание которого обходится очень дорого. Понятно, что им этого не потянуть. Муниципалитет предлагает выход — зарегистрировать пожилым людям индивидуальное предприятие и в его рамках кормить завтраками студентов соседнего колледжа взамен налоговых льгот. Это всем выгодно: молодежь получает недорогие домашние завтраки, хозяева дома платят меньшие налоги, а государство снимает с себя иждивенцев и переводит их в категорию экономически активных граждан. Все начинается с малых доходов, а потом наиболее активные и успешные начинают расти.
Классический пример — Билл Гейтс, который когда-то создал индивидуальное предприятие, потом владел малым бизнесом, средним, а кто он сейчас — все хорошо знают. К сожалению, повышение страховых взносов в нашей стране практически свело на нет такую функцию сектора ИП, как вовлечение людей в экономику. Высокие тарифы уничтожают этот «плодородный слой».
— У вас есть предложения по решению этой проблемы?
— Мы обсудили эту тему с бизнес-сообществами и выработали предложения, которые Борис Титов уже направил премьер-министру Дмитрию Медведеву. В частности, мы предлагаем установить для ИП величину взносов, соразмерную получаемым доходам. Например, ограничить фиксированный размер страхового взноса в ПФ 6% декларируемого по упрощенной системе налогообложения годового дохода, но не менее рассчитанной по особой формуле суммы в 19 425 руб. Размер взноса будет, конечно, несколько выше, чем до 2013 года (17 208 руб. в год), но существенно ниже нынешнего уровня (35 664 руб. в год).
Кроме того, с 1 января 2014 года закончится льготный период действия понижающего тарифа страховых взносов для малого бизнеса в размере 20%, что прописано в статье 58 ФЗ-212 («О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»). Эта норма была введена для субъектов малого бизнеса, осуществляющих определенные виды деятельности в производственной и социальной сфере. В результате с 1 января 2014 года тариф повысится с 20 до 30%. Мы настоятельно рекомендуем продлить срок действия данного решения.
— Вы занимаетесь проблемами малого бизнеса более 20 лет. Как вы охарактеризуете процессы, которые происходили в секторе до 1 января 2013 года?
— Сейчас, по статистике ПФР, в стране насчитывает около 5 млн субъектов индивидуального предпринимательства. А ведь начиналось все фактически с нуля. Девяностые годы мы потратили на то, чтобы побороть в людях страх к предпринимательству, заинтересовать их новыми возможностями. Потом, в начале 2000-х, с запуском программы поддержки МСБ Минэкономразвития, которая является достаточно эффективной с нашей точки зрения, начался рост этого сектора. К 2008 году мы достигли уровня в 15% ВВП, производимых МСБ, и 10-12% занятых в нем. Тогдашний Президент РФ Дмитрий Медведев поставил задачу достижения количества рабочих мест в сфере МСБ в размере не менее 50% от общего числа к 2020 году. И этот сектор развивался очень неплохо:
в 2010 году в ряде регионов он стал производить до 20% валового регионального продукта. А сейчас случилось повышение страховых взносов, и позитивная динамика остановилась.
Пока рано говорить о возможных результатах 2013 года, но, думаю, статистика будет не из приятных. А ведь в Италии до 70 -80% ВВП производит МСБ, в США — до 70%.
Надо понимать, что отрицательно влияет на МСБ не только это повышение тарифов. Есть и другие негативные аспекты. Решение о создании Единого экономического пространства было очень верным — оно дало серьезные возможности малым и средним предприятиям. Но вместе с тем и усилило конкуренцию со стороны предпринимателей из государств — участников интеграционного объединения. В России доступ малых
«Нефтяные деньги сформировали уровень оплаты труда, не соответствующий нашей производительности труда и квалификации».
Виктор Петрович Ермаков родился
25.05.1957. кандидат экономических наук. общественный уполномоченный при Президенте рФ по защите прав малого и среднего бизнеса, генеральный директор российского агентства поддержки МСБ. Принимал участие в разработке Федеральной программы господдержки малого предпринимательства в рФ, имеет большой опыт в области приватизации и стратегии реструктуризации экономики рФ, развития национального сектора МСБ, разработки и реализации проектов
TACIS, других международных программ. руководитель рабочей группы по разработке государственной концепции развития малого бизнеса по заказу Госсовета рФ. член президиума тПП рФ. член экспертного совета Агентства стратегических инициатив. Возглавлял рабочую группу по разработке дорожной карты по проекту «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта», которая была одобрена 3 мая 2012 года на наблюдательном совете АСи под председательством Президента рФ В.В. Путина.
EAST NEWS
\ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ \
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 4 (132) 2013
73
■ ** т I т
—>■ -• - _
РИА.НОВОСТИ»
С начала года и средних предприятий к финансовым средствам зача-прекратили стую затруднен, что снижает их конкурентоспособность.
деятельность Мы уже видим, что малые экспортно ориентированные и снялись предприятия открывают свои представительства в дру-
сучета около гих юрисдикциях, где берут более дешевые кредиты. 300 тыс. индиви- — Как повлияет на малый бизнес вступление дуальных пред- в ВТо?
принимателей. — Я считаю, что вступление в ВТО — это плюс. Важный
момент, что теперь стало легче вести диалог с органами власти, особенно региональными и муниципальными, о нуждах бизнеса, потому что всегда можно показать, что у наших партнеров по ВТО в той или иной сфере условия для бизнеса более благоприятные. Поэтому надо как минимум выровнять стартовые условия. Большой плюс — открытие рынков, но тут надо быть готовыми к сильной конкуренции.
Один из главных минусов — кадры к конкуренции не готовы. Мы давно и много говорим о том, что глав-
ный сдерживающий фактор в развитии бизнеса — отсутствие квалифицированных кадров. Этой проблеме не один год. Системы высшего и профессионального образования предоставляют рынку не тех специалистов, которые ему нужны. Это раз.
Нефтяные деньги сформировали уровень оплаты труда, не соответствующий нашей производительности труда и низкой квалификации. Это два.
Предприятия не работают на то, чтобы готовить себе кадры, — они все больше заняты переманиванием их друг у друга. Это три.
И самое главное — информационная среда формирует не стайеров, готовых идти к своей цели, а спринтеров, которые хотят всего и быстро. К сожалению, таких примеров достаточно много. Это поколение неудачников, которые не способны работать над собой, двигаться к цели, они спотыкаются на первом же препятствии и уходят, начинают блуждать по рынку труда. В такого человека невозможно вкладывать деньги, его нельзя ничему обучить, на него нельзя опереться. Я постоянно говорю, что с человеком, который понимает, что для него хорошо, что плохо, я всегда договорюсь. Но что делать с человеком, который этого не понимает?
К сожалению, пока мы в глобальном смысле не начнем решать проблему «потерянного поколения», которое не понимает, что ему нужно, и не готово активно участвовать в экономической жизни, мы не станем эффективной экономикой. И, как я уже говорил, «втягивать» людей в экономические процессы — это функция индивидуального предпринимательства. Но для этого условия открытия и ведения бизнеса должны быть заманчивыми.
— В Госдуму поступил закон о страховых взносах. Как его принятие скажется на малом бизнесе и рынке в целом?
— На расширенном заседании Комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству 14 марта было принято решение создать рабочую группу во главе с зампредседателя Комитета Виктором Климовым и доработать предложения Госдумы. Поэтому пока говорить об этом рано — идет динамичный процесс.
Госдума рассмотрит закон о страховых взносах
Систему расчета страховых взносов для иП, применяющих патентную систему налогообложения, предлагают привязать к минимальному размеру оплаты труда (Мрот). таким образом, они будут отчислять в Пенсионный фонд 16,2 тыс. руб. вместо нынешних 35,6. такой законопроект поступил на рассмотрение Госдумы. реализовать инициативу авторы документа предлагают задним числом, с 1 января 2013 года. При патентной системе налогообложения база определяется исходя из потенциально возможного дохода предпри-
нимателя, напоминают разработчики в пояснительной записке. Сумма налога исчисляется по той же ставке, что и при упрощенной системе налогообложения, — 6%. Но при схожести с упрощенной патентная система имеет принципиальные отличия. Применяющие ее иП не могут уменьшать уплачиваемый налог на сумму фиксированных страховых взносов и поэтому несут повышенное бремя платежей по сравнению с другими категориями плательщиков. В условиях резкого увеличения страховых взносов это проявляется наиболее отчетливо, констатируют авторы законопроекта.
раньше страховые взносы начисляли из расчета одного Мрот. Но с 1 января 2013 года базу увеличили вдвое. Автоматически выросли и сами платежи. По мнению минэкономразвития, именно из-за этого в россии в последнее время «умерли» или ушли в тень около 300 тыс. индивидуалов. В ведомстве подчеркивают, что таких потерь в нашей стране не было даже во время кризиса, и выступают за то, чтобы вернуться к прежней системе расчетов, с привязкой к одному минимальному размеру оплаты труда. Хотя бы для тех предпринимателей, которые получают минимальный доход.