Научная статья на тему '\ без купюр \ Антикоррупционная хартия: начать с себя'

\ без купюр \ Антикоррупционная хартия: начать с себя Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ без купюр \ Антикоррупционная хартия: начать с себя»

Антикоррупционная хартия:

начать с себя

Развитие малого бизнеса в России сдерживают коррупция на всех уровнях, отсутствие квалифицированных кадров и высокая налоговая нагрузка. Мы беседуем с Сергеем Борисовым, вице-президентом Сбербанка, в недавнем прошлом — президентом «ОПОРЫРОССИИ».

Сергей БОРИСОВ,

вице-президент Сбербанка, экс-президент «ОПОРЫ РОССИИ»

Анастасия АСТАХОВА

— В рамках XI Международного инвестиционного форума «Сочи-2012» была подписана Антикоррупционная хартия российского бизнеса. С какой целью?

— Антикоррупционная хартия — декларативный документ, который призывает следовать нормам делового сообщества. Одна из важнейших проблем страны — нечестная конкуренция компаний, в значительной степени обусловленная коррупцией.

При подготовке Антикоррупционной хартии использован международный опыт, в частности немецкий. Предприниматели из Германии, работающие в России, поддержали наше начинание. Хартия — документ, который заставляет всех задуматься, как жить дальше, и самое главное — надо начать с себя. Хартию подписали четыре организации: РСПП, ТПП, «Деловая Россия» и «ОПОРА РОССИИ».

Очевидно, что именно «ОПОРЕ РОССИИ» — наиболее массовой бизнес-организации, объединяющей значительное количество предпринимателей по всей стране, со своим менталитетом, привычками, — выполнять требования документа будет сложнее всех. Тем не менее в ходе нашего съезда 15 ноября делегаты из 62 регио-

\ без купюр \

нов страны поставили подписи под декларацией о том, что намерены следовать хартии и не давать взяток.

Коррупцию непросто контролировать, но, как правило, участники «цеха» знают друг о друге все. Поэтому всегда можно поднять вопрос о том, что «сосед» ведет нечестную игру. Тем, кто не будет следовать хартии, придется покинуть наши ряды.

— Благодаря каким механизмам хартия будет работать?

— В первую очередь это — внутренние моральные ограничители. Кто-то из предпринимателей будет, конечно, ловчить. Поэтому нельзя воспринимать хартию как панацею. Это лишь начало некоего процесса воспитания. И потом, объединения предпринимателей — это еще не весь бизнес. «ОПОРА» представляет интересы около 400 тыс. владельцев предприятий — лишь четверти всех малых компаний в России. Но мы будем обмениваться информацией. Это поможет выявить узкие места в законодательстве. Ведь именно неоднозначное толкование юридических норм и позволяет коррупционеру наживаться на предпринимателях. Информационный обмен поможет нам совершенствовать законодательство через проведение оценки регулирующего воздействия (ОРВ). Мы будем обобщать и предоставлять разработчикам законов наши данные.

— Правительство 15 ноября 2012 года распоряжением №2096-р утвердило норму, в соответствии с которой будет оцениваться деятельность госчиновников, ответственных за инвестклимат. Какими, на ваш взгляд, должны быть эти оценочные показатели?

— Показатели, я уверен, будут разработаны правильно. Но мы категорически против того, чтобы чиновники сами себя оценивали. Такую оценку должен давать консолидированный бизнес. Для этого может быть создан определенный механизм в рамках открытого правительства.

Должен отметить, что информация, которую получают бизнес-объединения, — надежна, поскольку «ОПОРА РОССИИ» — институт гражданского общества, к нам люди приходят добровольно, чтобы защищать истину.

— В какой степени власть учитывает рекомендации «ОПОРЫ»?

— К сожалению, пока в малой степени, о чем я неоднократно говорил.

Между тем мы реализуем важный проект «Индекс ОПОРЫ», который дает картину по целому ряду условий ведения бизнеса как в целом по стране, так и по отдельным регионам. Это оценка самого бизнеса, отличный показатель для инвестора — последний сразу может понять, в какие сегменты целесообразно вкладывать средства, а где барьеры непреодолимы.

«Индекс ОПОРЫ»

«Предпринимательский климат России «Индекс ОПОРЫ» — исследовательский проект, в рамках которого ежегодно (с 2005 года) проводится мониторинг условий развития малого бизнеса в российских регионах. В 2011 году было опрошено более 6 тыс. предпринимателей

(преимущественно производственного сектора) в 40 регионах страны. В рамках исследования: оценка доступности финансовых ресурсов, анализ инфраструктуры, доступности недвижимости для малых предпринимателей, оценка текущей федеральной и региональной политики в сфере регулирования малых

и средних предприятий и т.д. Для каждого субъекта Федерации составляется профиль региона с обобщающей информацией о состоянии малого бизнеса и уровня его поддержки. По результатам исследования определяются рейтинги регионов и городов-миллионников.

\ без купюр \

12 принципов

Антикоррупционной хартии

1. Управление в компаниях на основе антикоррупционных принципов.

2. Мониторинг и оценка реализации антикоррупционных программ.

3. Эффективный финансовый контроль.

4. Обучение кадров и контроль над персоналом.

5. Коллективные усилия и публичность антикоррупционных мер.

6. Отказ от незаконного получения преимуществ.

7. Взаимоотношения с партнерами и контрагентами с учетом принципов антикоррупционной политики.

8. Прозрачные и открытые процедуры закупок.

9. Информационное противодействие коррупции.

10. Сотрудничество с государством.

11. Содействие осуществлению правосудия и соблюдению законности.

12. Противодействие подкупу иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций.

X* i4riflN*t<n

n v l 'j i v i ; 3rijm s'jqhil

x 1чтгп

jv f з-f.

[ (VJ uK1 ЗОвМ*

РИА«НОВОСТИ»

Теперь и на iPad:

скачивайте бесплатно в App Store

Рейтинг регионов показывает, что наиболее благоприятным для ведения бизнеса является Подмосковье. На последнем месте пока — Иркутская область. Наш индекс — это почти Doing Business (рейтинг государств по благоприятности ведения бизнеса; в нем участвуют 185 стран; среди критериев оценки — сложность получения разрешений на строительство, защита инвесторов, налогообложение, регистрация предприятий и пр.; исследование проводится Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией. — Ред.). Наше исследование дает срез по малому и среднему производственному бизнесу. Но ведь по той же методике (с минимальной доработкой) можно изучать и проблемы крупных компаний. Дело — за желанием властей. И было бы неплохо, если бы на такую деятельность государство выделяло гранты.

— В конце октября в рейтинге Doing Business Россия поднялась со 120 на 112 позицию. С чем это связано? В России кардинально улучшился бизнес-климат?

— Каких-либо кардинальных изменений не произошло. Улучшились показатели по администрированию налогов. Это демонстрирует и «Индекс ОПОРЫ». Так, семь лет назад 70% предпринимателей негодовали по поводу выемки документов, долгих проверок. Сегодня лишь 17% предпринимателей выражают недовольство работой налоговых органов. В налоговом ведомстве налажена обратная связь с бизнес-сообществом, начала работать аналитическая служба.

— Как обстоят дела с налогообложением малого бизнеса?

— Действующая сегодня налоговая система для малого бизнеса — очень простая. Большая часть предпринимателей уплачивает единый налог на вмененный доход, ставка которого — 15%. Но окончательный размер выплат по данной схеме определяется Налоговым кодексом и регионами. Например, бизнесмен, имеющий парикмахерскую, уплачивает налог с каждого работника на основании вмененного дохода, рассчитанного для его региона.

Очень понятной является система налогообложения на основе патента. Предприниматель оплачивает патент на определенный вид деятельности в течение года по фиксированной ставке. Для Московской области сумма составляет всего 10 тыс. руб. А вот для Москвы — уже 180 тыс. руб., и боюсь, что в этом году город не досчитается предпринимателей на патенте.

36% малых предпринимателей отчитываются по упрощенной системе налогообложения (налоги в размере 6% от выручки или 15% от разницы между доходами и расходами). И лишь 12% бизнесменов работают по общей системе налогообложения, уплачивая налог на прибыль, НДС и т.д.

— С какими трудностями в первую очередь сталкивается малый бизнес? Коррупция и низкое качество административной среды?

— Ну что вы! Административные барьеры далеко не на первом месте среди препятствий для малых предприятий. Главная проблема МСБ — нехватка кадров. Об этом говорят 43% предпринимателей. И ситуация только ухудшается. Бизнес совершенствуется, пытается быть глобальным, а кадры не соответствуют этим целям. Учебные заведения не готовят специалистов для ведения МСБ. Нет связи между работодателем и учебным заведением.

Крупный бизнес также сталкивается с этой проблемой, но он в отличие от малого может выделить средства на обучение своих сотрудников. А малый бизнес лишь собирает оставшихся на рынке труда. Считаю, что основам предпринимательства надо обучать уже в школах. Согласно опросам, до половины неудавшихся бизнесменов причиной своего провала называют нехватку знаний.

Вторая серьезнейшая проблема (об этом говорят 33% предпринимателей) — недостаточный спрос на услуги и продукцию МСБ. Малый бизнес пока не стал частью кооперационных цепочек, связанных с крупным бизнесом, который старается все делать сам. Но этот метод себя изжил. Сейчас в развитых странах крупный игрок бросает

72

прямые инвестиции / № 12 (128) 2012

\ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ \

клич — например, дает предприятиям заказ на производство определенной детали, и вокруг него формируется ореол малых и средних компаний, готовых произвести эту деталь. И между этими компаниями возникает конкуренция. В результате побеждает сильнейший, а крупный игрок контролирует процесс. Вот это — настоящий механизм повышения конкурентоспособности. Почему, к примеру, так эффективна «Тойота»? Среди ее малых и средних поставщиков царит острейшая конкуренция.

— Чье поведение в России ошибочно — крупного бизнеса, который не делает заказы, или малого, по разным причинам не готового к их выполнению?

— Малый бизнес не получает от крупного игрока сигнала о готовности сделать заказ. Когда будет спрос — малые предприятия станут постепенно расти. Сейчас наш малый бизнес в основном развивает торговлю. В США я встречался с вице-президентом крупнейшей американской компании по производству различных медицинских приспособлений и техники. С этим предприятием сотрудничают 72 тыс. малых компаний по всему миру (кстати, они готовы взаимодействовать и с россиянами). Так что малый бизнес выходит на глобальные площадки. Его основная задача сегодня — повысить свои знания, навыки и иметь хорошее оборудование, чтобы производить современную продукцию. Только справедливая конкурентная борьба, которая заставляет компании обращаться к науке и образованию, порождает инновации. Но об этом должно позаботиться и государство — наладить механизм предоставления финансовых ресурсов, инфраструктуры.

У нас 1,5% малых предприятий относятся к категории инновационных, а в Европе — 40%.

— Вы упомянули о финансировании малого бизнеса. По-прежнему ли это одна из основных проблем?

— К сожалению, да. Бизнесу не хватает финансов для старта, «длинных» денег. Треть предпринимателей говорят, что им сложно получить кредит. Поэтому мы в Сбербанке занимаемся разработкой новых кредитных продуктов, развиваем гарантийные фонды.

— Какие программы для поддержки малого бизнеса нужны сейчас?

— Во-первых, надо решить вопрос со страховыми платежами. Уровень страховых взносов, уплачиваемых во внебюджетные фонды, который предполагается ввести, просто отпугнет многих начинающих предпринимателей (см. справку).

Люди потеряют свой маленький бизнес, потому что для них такая сумма будет просто неподъемной.

Достаточно сложной остается и ситуация с доступностью финансовых средств. Сегодня необходимо развивать и увеличивать государственные гарантийные фонды. Сейчас их ресурсов не хватает. В США, к примеру, государство не ограничивает размеры гарантийных фондов для кредитования бизнеса. Что для экономики не опасно, поскольку в среднем только 5% гарантийных средств идут на покрытие невыплат по кредитам. Но это нивелируется огромным количеством новых бизнесов, налоговыми поступлениями, снижением безработицы.

— Как вы относитесь к созданию в России института омбудсмена по делам предпринимателей? Как этот институт должен взаимодействовать с бизнес-объединениями?

— Впервые в России идею омбудсмена президен- Система налого-ту изложили мы — это было в Гудермесе на совещании обложения в виде по развитию Северного Кавказа в декабре 2011 года. единого налога Омбудсмен, или уполномоченный, — это человек, кото- на вмененный рый видит болевые точки бизнеса и иногда вмешивается доход (ЕНВД)

в процесс. Широким фронтом он действовать не может, устанавливается потому что страна большая, а он один всех не осчастли- Налоговым кодек-вит. Уполномоченный по защите прав предпринимателей сом (НК) — глава должен чувствовать тренды, обобщать, готовить анали- 26.3. Налоговая тику, информировать общество и президента. И к нему база описана в ст. должны прислушиваться. 346.29. В статье соК сожалению, омбудсмен, заступив на свою долж- держится перечень ность, не очень советуется с бизнес-сообществом. видов предпри-Ни я ни глава РСПП Александр Шохин не видели закона нимательской об омбудсмене, пока он не был готов. А ведь «ОПОРА РОС- деятельности, при СИИ» имеет самый большой опыт работы с обращениями которых взимается предпринимателей — за 10 лет мы отреагировали на бо- енвд, физиче-лее чем 10 тыс. таких сигналов. Мы взаимодействовали ские показатели, с прокуратурой, оказывали консультативную правовую характеризующие поддержку. Поэтому не замечать наш институт в этой каждый из этих сфере было бы несправедливым. видов деятельно-Мне показалось не очень демократичным то, как назна- сти, и базовая до-чались омбудсмены в регионах. Бизнесу всегда виднее, кто ходность в месяц, профессионал. Он должен голосовать, а потом, если у гу- используемые для бернатора нет отводов, назначать уполномоченных. исчисления суммы Меня также настораживает желание омбудсмена по- енвд. Представи-лучить какие-то особые полномочия. Мое мнение было тельные органы и остается, что институт омбудсмена должен возглавить муниципалитетов профессиональный адвокат, который имеет опыт работы могут корректи-с бизнесом. Я считал, что это должен быть Михаил Бар- ровать базовую щевский. Но принято другое решение. доходность,

Как бы то ни было, дело омбудсмена — указать на про- определенную НК,

блему. Исполнять и надзирать должны другие люди: след- используя пони-

ственные органы, МВД, суды. А брать на себя штурвал жающий или повы-

и быть судом, прокурором — абсурд. Это приведет к кор- шающий коэффици-

рупции, только уже на другом уровне. енты, предельные

— Прокомментируйте, пожалуйста, информацию значения которых о вашем уходе с поста главы «ОПОРЫ». также установлены

— Я действительно покинул пост президента «ОПОРЫ нк (ст. 346.29. РОССИИ», но остался в организации в качестве предсе- пп. 7-11). дателя Попечительского совета. Уход с должности — мое взвешенное решение.

Думаю, что с новым президентом «ОПОРЫ» Александром Бречаловым изменится многое, но неизменным, я уверен в этом, останется дух «ОПОРЫ» — организации, объединяющей активных и неравнодушных предпринимателей по всей стране.

19 октября Госдума приняла в первом чтении проект поправок в пенсионное законодательство, в частности — в закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования обязательного пенсионного страхования». Новшества существенно увеличивают размер обязательных страховых взносов самозанятых граждан в Пенсионный фонд России (ПФР). Как

следует из законопроекта, в ближайшие три года при расчете размера страхового взноса в ПФР для предпринимателей, специалистов, занимающихся частной практикой, и фермеров будет использоваться специальный повышающий коэффициент. Предполагается, что уже в 2013 году сумма минимального страхового взноса в ПФР для самозанятых граждан вырастет в два раза, с нынешних 14 386 до 32 479 руб. в год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.