Научная статья на тему 'ПЛАВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЛЕТНЕЙ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ'

ПЛАВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЛЕТНЕЙ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SWIMMING SKILLS / FIELD PRACTICE SPECIALTIES / STUDENT / SWIMMING / DYNAMICS OF COVERING DISTANCE / CONDITION FOR SAFE SUMMER FIELD PRACTICE / ПЛАВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СПЕЦИАЛЬНОСТИ С ПОЛЕВЫМИ ПРАКТИКАМИ / СТУДЕНТ / ПЛАВАНИЕ / ДИНАМИКА ПРОПЛЫВАНИЯ ДИСТАНЦИЙ / УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЛЕТНЕЙ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кладкин Н.Н., Федоров М.А., Бугаева Л.П.

Цель исследования - выявление уровня плавательной подготовленности студентов как одного из важных условий обеспечения безопасности жизнедеятельности во время летней производственной практики. Методика и организация исследования. Исследовательская работа проводилась со студентами 1-го курса 2018 г. набора 4 учебных подразделений: Геологоразведочного факультета, Исторического факультета, Горного института и Института естественных наук. В течение 4 месяцев, начиная с февраля по май включительно 2018 г., во время учебных и дополнительных занятий проверялась плавательная подготовленность у 143 юношей и 104 девушек, из которых были сформированы 13 групп девушек и 19 групп юношей. Контингент студентов представлял следующие учебные подразделения: ИФ-18, ГРФ-18, ИЕН-18, ГИ-18. Педагогическое воздействие было направлено на психологическую поддержку студентов, не умеющих плавать или испытывающих неуверенность держаться на воде. Таким студентам предоставлялась возможность записаться на факультативы по плаванию, в которых проводились двухразовые занятия в неделю. Результаты исследования и выводы. Мониторинг плавательной подготовленности студентов выявил стабильность показателей юношей учебных подразделений ГРФ-18 и ГИ-18 на дистанциях в 50 м и 100 м, которую можно объяснить тем, что в этих учебных подразделениях юноши занимались в 1-м семестре плаванием, а также посещали факультатив по плаванию. Своевременное выявление отсутствия навыков плавания у студентов и обучение их способам плавания и поведения на воде является эффективным условием сохранения жизни и здоровья, а также общей и специальной работоспособности не только во время летней учебно-полевой практики, но и в течение всей жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кладкин Н.Н., Федоров М.А., Бугаева Л.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS' SWIMMING SKILLS FOR SAFE SUMMER FIELD PRACTICE

Objective of the study was to determine the level of students' swimming skills as one of the important conditions for ensuring safe summer field practice. Methods and structure of the study. The study involved the first-year students (2018 year of enrollment) of 4 educational units: Geological Survey Department, Department of History, Mining Institute, and Institute of Natural Sciences. During the 4-month period - from February through May 2018 - we examined 143 boys and 104 girls, who made up 13 female groups and 19 male ones. The subjects were tested during regular and additional classes. The contingent of students was distributed as follows: DH-18, GSD-18, INS-18, MI-18. The pedagogical effect was aimed to provide psychological support to students who did not know how to swim or were unsure about how to stay on the water surface. Such students were given the opportunity to enroll in swimming classes, which were held twice a week. Results of the study and conclusions. Monitoring of the students' swimming skills indicated stable performance rates in the 50 m and 100 m distances in the GSD-18 and MI-18 groups, which can be explained by the fact that, in these educational units, in addition to the swimming practices in the 1st semester the boys attended elective swimming classes. Early recognition of the lack of swimming skills in students and teaching them how to swim and behave on the water surface is an effective condition for preserving their life and health, as well as for maintaining their general and special physical working capacity, not only during the summer field practice but for life.

Текст научной работы на тему «ПЛАВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЛЕТНЕЙ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ»

плавательная подготовленность студентов как условие обеспечения безопасности летней полевой практики

УДК/UDC 797.2:796.015.68-057.875(571.56)

Поступила в редакцию 01.04.2020 г.

Кандидат педагогических наук Н.Н. Кладкин1 М.А. Федоров1 Л.П. Бугаева1

1 Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск

STUDENTS' SWIMMING SKILLS FOR SAFE SUMMER FIELD PRACTICE

PhD N.N. Kladkin M.A. Fedorov1 L.P. Bugaeva1

1 North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Yakutsk

Информация для связи с автором: sentizova@yandex.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - выявление уровня плавательной подготовленности студентов как одного из важных условий обеспечения безопасности жизнедеятельности во время летней производственной практики. Методика и организация исследования. Исследовательская работа проводилась со студентами 1-го курса 2018 г. набора 4 учебных подразделений: Геологоразведочного факультета, Исторического факультета, Горного института и Института естественных наук. В течение 4 месяцев, начиная с февраля по май включительно 2018 г., во время учебных и дополнительных занятий проверялась плавательная подготовленность у 143 юношей и 104 девушек, из которых были сформированы 13 групп девушек и 19 групп юношей. Контингент студентов представлял следующие учебные подразделения: ИФ-18, ГРФ-18, ИЕН-18, ГИ-18. Педагогическое воздействие было направлено на психологическую поддержку студентов, не умеющих плавать или испытывающих неуверенность держаться на воде. Таким студентам предоставлялась возможность записаться на факультативы по плаванию, в которых проводились двухразовые занятия в неделю. Результаты исследования и выводы. Мониторинг плавательной подготовленности студентов выявил стабильность показателей юношей учебных подразделений ГРФ-18 и ГИ-18 на дистанциях в 50 м и 100 м, которую можно объяснить тем, что в этих учебных подразделениях юноши занимались в 1-м семестре плаванием, а также посещали факультатив по плаванию. Своевременное выявление отсутствия навыков плавания у студентов и обучение их способам плавания и поведения на воде является эффективным условием сохранения жизни и здоровья, а также общей и специальной работоспособности не только во время летней учебно-полевой практики, но и в течение всей жизни.

Ключевые слова: плавательная подготовленность, специальности с полевыми практиками, студент, плавание, динамика проплывания дистанций, условие обеспечения безопасности летней полевой практики.

Annotation

Objective of the study was to determine the level of students' swimming skills as one of the important conditions for ensuring safe summer field practice. Methods and structure of the study. The study involved the first-year students (2018 year of enrollment) of 4 educational units: Geological Survey Department, Department of History, Mining Institute, and Institute of Natural Sciences. During the 4-month period - from February through May 2018 - we examined 143 boys and 104 girls, who made up 13 female groups and 19 male ones. The subjects were tested during regular and additional classes. The contingent of students was distributed as follows: DH-18, GSD-18, INS-18, MI-18. The pedagogical effect was aimed to provide psychological support to students who did not know how to swim or were unsure about how to stay on the water surface. Such students were given the opportunity to enroll in swimming classes, which were held twice a week.

Results of the study and conclusions. Monitoring of the students' swimming skills indicated stable performance rates in the 50 m and 100 m distances in the GSD-18 and MI-18 groups, which can be explained by the fact that, in these educational units, in addition to the swimming practices in the 1st semester the boys attended elective swimming classes.

Early recognition of the lack of swimming skills in students and teaching them how to swim and behave on the water surface is an effective condition for preserving their life and health, as well as for maintaining their general and special physical working capacity, not only during the summer field practice but for life.

Keywords: swimming skills, field practice specialties, student, swimming, dynamics of covering distance, condition for safe summer field practice.

Введение. В настоящее время существует множество различных видов спорта для укрепления здоровья и повышения физической активности студентов. Плавание является наиболее эффективным средством повышения общей и специальной работоспособности человека. Этот популярный вид спорта широко применяется в системе физического воспитания и в профессионально-прикладной физической под-

готовке студентов, обучающихся в вузах Якутии [3], так как в регионе располагается огромное количество природных водоемов - горных ручьев, речных протоков, больших и малых рек, озерец и озер и умение плавать становится жизненной необходимостью.

Однако в современных образовательных организациях пока не созданы достаточные материально-технические

условия массового обучения детей и молодежи плаванию как жизненно необходимому навыку [1]. Сложившаяся проблемная ситуация является следствием недостаточной разработанности теории и методики формирования подрастающего поколения к возможным экстремальным условиям жизнедеятельности [2, 4].

Цель исследования - выявление уровня плавательной подготовленности студентов как одного из важных условий обеспечения безопасности жизнедеятельности во время летней производственной практики.

Методика и организация исследования. Исследовательская работа проводилась со студентами 1-го курса 2018 г набора 4 учебных подразделений: Геологоразведочного факультета, Исторического факультета, Горного института и Института естественных наук. В течение 4 месяцев, начиная с февраля по май месяц включительно 2018 г, во время учебных и дополнительных занятий проверялась плавательная подготовленность у 143 юношей и 104 девушек, из которых были сформированы 13 групп девушек и 19 групп юношей. Контингент студентов представлял следующие учебные подразделения: ИФ-18, ГРФ-18, ИЕН-18, ГИ-18.

Плавательная подготовленность включает три компонента:

- мотивационный компонент или отношение студента к физкультурным занятиям, личная заинтересованность в овладении навыками спортивного плавания;

- физический компонент, включающий общефизическую подготовку, специальные общетехнические прикладные плавательные умения и навыки, в том числе скорость плавания, силовая выносливость, умение распределять силы на заданную дистанцию;

- психологический компонент, связанный с развитием волевых качеств личности, внимания, готовности к спасению утопающего, готовности к труду и обороне.

Мотивационный и психологический компоненты плавательной подготовленности изучаются и оцениваются посредством педагогического наблюдения и беседы.

Физический компонент плавательной подготовленности оценивается на основе умения студентов владеть различными способами плавания и показаний времени проплывания дистанции в 50 м и 100 м.

Высокий уровень физической плавательной подготовленности - студент уверенно держится на воде, умело распределяет силы до конца дистанции, владеет минимум двумя приемами спортивного плавания, обладает высокой скоростью движения в воде, рекомендуется к знаку «Готов к труду и обороне».

Средний уровень физической плавательной подготовленности - студент держится на воде достаточно хорошо, но заметно, что быстро устает, владеет одним приемом спортивного плавания, скорость передвижения в воде средняя.

Низкий уровень физической плавательной подготовленности - студент держится на воде, но во время прохождения дистанции находится рядом с бортиком бассейна и иногда хватается за него, быстро устает, скорость передвижения маленькая.

Педагогическое воздействие было направлено на психологическую поддержку студентов, имеющих низкий уровень плавательной подготовленности. Таким студентам предоставлялась возможность записаться на факультативы по плаванию, в которых проводились двухразовые занятия в неделю.

Результаты исследования и их обсуждение. На рис. 1. показаны результаты проплывания дистанции 50 м девушками, время - среднее. Девушки ИФ-18 в среднем проплыли 50 м за 2 мин 58 с, показатель самый низкий из 4 подразделений. Девушки ГРФ-18 проплыли 50 м за 2 мин 49 с, ИЕН-18 -за 2 мин 37 с, ГИ-18 - за 2 мин 17 с. Таким образом, в каждой

группе девушек учебных подразделений есть те, кто проплывает 50 м за 1 мин 15 с, но таких немного - около 37 %.

На рис. 2. представлены результаты проплывания девушками 100 м. Как видно из рисунка, девушки проплыли 2-ю половину так же, как и в первом случае. И по времени проплывания дистанции на 100 м распределились, как и на рис. 1., без изменения.

Как видно из рис. 3, юноши ИФ-18 проплыли в среднем за 1 мин 37 с, ГРФ-18 - за 1 мин 17 с, ИЕН-18 - за 1 мин 52 с, ГИ-18 - за 1 мин 14 с. Таким образом, по данным проплывания юношами дистанции в 50 м наиболее высокие результаты показали студенты ГРФ-18 и ГИ-18. Результаты юношей подразделений ИФ-18 и ИЕН-18 свидетельствуют об их слабой подготовленности.

Результаты проплывания юношами дистанции 100 м показали, что студенты ГРФ-18 и ГИ-18 почти одинаково проплыли дистанцию, среднее время составило 3 мин 07 с, ИФ-18 -за 4 мин 10 с, а ИЕН-18 - за 4 мин 35 с.

Таким образом, можно наблюдать стабильность показателей юношей ГРФ-18 и ГИ-18 на дистанциях в 50 м и 100 м, которую можно объяснить тем, что в этих учебных подразде-

Рис. 1. Результаты проплывания девушками дистанции на 50 м, с

Рис. 2. Результаты проплывания девушками дистанции 100 м, с

ИФ-18 ГРФ-18 ИЕН-18 ГИ-18

Рис. 3. Результаты проплывания юношами дистанции 50 м, с

№ 9 • 2020 Сентябрь | БеГетЬег

http://www.teoriya.ru

Юноши, 100м

ИФ-18 ГРФ-18 ИЕН-18 ГИ-18

Рис. 4. Результаты проплывания юношами дистанции 100 м, с

лениях юноши занимались в 1 -м семестре плаванием, а также посещали факультатив по плаванию.

Выводы. Своевременное выявление отсутствия навыков плавания студентов и обучение их способам плавания и поведения на воде является эффективным условием сохранения жизни и здоровья, а также общей и специальной работоспособности не только во время летней учебно-полевой практики, но и в течение всей жизни.

Литература

Булгакова Н.Ж. / Под общ. ред. Плавание: учебник для вузов / Н.Ж. Булгакова и др. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 400 с., ил. ISBN 5-278-00707-9

Булгакова Н.Ж. / Под общ. ред. Спортивное плавание: учебник / Н.Ж. Булгакова, В.З. Афанасьев, А.Р. Воронцов и др. - М., 1996. Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов / В.И. Ильинич. - М.: Изд-во «Высшая школа», 1978.

Кладкин Н.Н. Обеспечение профессиональной направленности физической подготовки студентов-геологов / Н.Н. Кладкин // Известия Российского государственного педагогического университета им А.И. Герцена. Аспирантские тетради. - Санкт-Петербург: Изд-во «АНТТ-Принт», 2008. - № 32 (70). - С. 71-76.

References

Bulgakova N.Zh., et al. Plavanie [Swimming]. Textbook for high schools. M.: Fizkultura i sport publ., 2001. 400 p., il. ISBN 5-27800707-9

Bulgakova N.Zh., Afanasyev V.Z., Vorontsov A.R. et al. Sportivnoe plavanie [Competitive swimming]. Textbook. M., 1996. Ilyinich V.I. Professionalno-prikladnaya fizicheskaya podgotovka studentov vuzov [Professionally Applied Academic Physical Training].M.: Vysshaya shkola publ., 1978.

Kladkin N.N. Obespechenie professionalnoy napravlennosti fizicheskoy podgotovki studentov-geologov [Ensuring professional orientation of physical training of geological students]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im A.I. Gertsena. Aspirantskie tetradi. Saint Petersburg: ANTT-Print publ., 2008. No. 32 (70). pp. 71-76.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

совершенствование физического воспитания школьниц средних классов на основе средств аэробики во внеурочное время

Кандидат педагогических наук, доцент Ю.В. Коричко1 О.П. Алексеева1

1Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск

УДК/UDC 372.879.6

Ключевые слова: аэробика, физическое воспитание, внеурочная деятельность, комплексы упражнений, физкультурное образование.

Введение. На современном этапе развития школьного физкультурного образования многими исследователями показана важность научного обоснования применения аэробики не только на уроках физической культуры, но и во внеурочной деятельности обучающихся [1].

Цель исследования - совершенствование методики проведения занятий аэробикой во внеурочное время с обучающимися в средних классах.

Методика и организация исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 40» г. Нижневартовска. В исследовании приняло участие 60 школьниц в возрасте 12-14 лет.

Содержание занятий аэробикой с учетом введения третьего часа было определено общеобразовательной программой, разработанной МАУ СШ № 40 на основе ФГОС общего образования и примерной образовательной программы. Общее количество часов в течение учебного года на реализацию программы внеурочной деятельности по аэробике составило 35 ч.

Занятия аэробикой были основаны на применении базовых элементов и стилизованных движений аэробики под современное музыкальное сопровождение. Для проверки и обоснования результатов исследования нами прослежены изменения в показателях общей и моторной плотности, концентрации внимания во время проведения занятий аэробикой, а также в уровне музыкально-двигательной подго-

extracurricular aerobics practices to improve secondary school physical education

PhD, Associate Professor Yu.V. Korichko1 O.P. Alekseeva1

Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk

Поступила в редакцию 17.06.2020 г.

товленности обучающихся. Нами определено, что моторная плотность занятий аэробикой составила в среднем 75-78 %, а общая плотность - 97-98 %.

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе определения показателей концентрации внимания до и после проведения занятий аэробикой нами выявлено, что у обучающихся показатели, полученные после проведения занятия аэробикой, являются более высокими по сравнению с теми же показателями до занятия. Увеличилось общее количество просмотренных знаков, уменьшилось количество ошибок, повысились показатели точности и продуктивности. Эти результаты свидетельствуют о положительном влиянии занятий аэробикой на продуктивность умственной деятельности обучающихся по корректурной методике. Также выявлено, что педагогическая оценка за выполнение разработанных контрольных комплексов упражнений аэробики, определяющих музыкально-двигательную подготовленность школьниц средних классов, достоверно связана с уровнем развития гибкости, силы и координации (р<0,05).

Выводы. Занятия аэробикой во внеурочное время не только оказывают положительное влияние на показатели интенсивности и моторной плотности и содействуют повышению уровня музыкально-двигательной подготовленности обучающихся средних классов, но и способствуют повышению оптимизации процесса физического воспитания в школе.

Литература

1. Пшеничникова Г.Н. Аэробика в школе: учеб. пособие / Г.Н. Пшеничникова, Ю.В. Коричко. - Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2009. - 244 с.

Информация для связи с автором: korichko_nv@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.