Научная статья на тему 'Плавание как эффективное средство повышения уровня физической подготовленности студентов'

Плавание как эффективное средство повышения уровня физической подготовленности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
286
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / АДАПТАЦИЯ / СТУДЕНТЫ / СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / SWIMMING / EDUCATION / HEALTH / ADAPTATION / STUDENTS / SPORTS AND TECHNICAL READINESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Симина Татьяна Евгеньевна, Раевский Дмитрий Александрович, Терехова Нина Васильевна, Ведищева Татьяна Александровна

Тенденция ухудшения состояния здоровья студенческой молодежи и низкий уровень плавательной подготовленности обуславливают поиск эффективных подходов при организации и проведении учебных занятий плаванием. Использование одновременной методики при обучении плаванию студентов, позволяющей учитывать индивидуальные способности и особенности студентов, способствует повышению у них уровня физической и плавательной подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Симина Татьяна Евгеньевна, Раевский Дмитрий Александрович, Терехова Нина Васильевна, Ведищева Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Swimming as an efficient means of increasing the level of physical preparedness of students

The tendency of deterioration in the health status of the students and low level of swimming preparedness determine the search for effective approaches in organizing and conducting the swimming lessons. The use of simultaneous methods in teaching students to swimming, which allows for taking into account the individual abilities and characteristics of the students, contributes to their increased level of physical and swimming fitness.

Текст научной работы на тему «Плавание как эффективное средство повышения уровня физической подготовленности студентов»

установили прирост в данном показателе на 2,3%, что в свою очередь указывает достаточные функциональные возможности и обеспечиваются за счет функциональных резервов организма. Вместе с этим, в ЭГ мы установили положительную динамику в показателе «неудовлетворительная адаптация» - на 20,8% и в КГ на 4,7%, кроме того, у оставшихся в этой группе студенток, прослеживается тенденция к снижению функциональных возможностей организма на данном этапе.

ВЫВОДЫ

Таким образом, проведенное нами экспериментальное исследование показало, что включение бадминтона в двигательную активность студенток первых курсов способствовало повышению уровня их функциональных возможностей, о чем свидетельствует показатель адаптационного потенциала, который в свою очередь отражает состояние здоровья человека. На основе результатов экспериментальной работы можно утверждать, что предложенный нами подход в организации учебно-воспитательного процесса по физической культуре в вузе с использованием средств бадминтона, позволил повысить интерес к занятиям и уровень адаптационных возможностей студенток обучающихся в классическом университете.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жесткова, Ю.К. Отношение студентов к внедрению бадминтона в процесс физического воспитания вуза (по данным социологических исследований) / Ю.К. Жесткова, Ф.Р. Зотова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 11 (117). - С. 55-62.

2. Илькевич, К.Б. Особенности модели современного бадминтониста / К.Б. Илькевич, В. Д. Медведков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 2 (164). - C. 101-105.

3. Семянникова, В.В. Подготовка обучающихся старших классов к сдаче норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне / В.В. Семянникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5 (159). - С. 263-266.

REFERENCES

1. Zhestkova, Yu.K. and Zotova, F.R. (2014), "Attitude of students to the introduction of badminton into university physical education (according to sociological research data)", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (117), pp. 55-62.

2. Ilkevich, K.B. and Medvedkov, V.D. (2018), "Features of the model of a modern badminton player", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (164), pp. 101-105.

3. Semyannikova, V.V. (2018), "Preparation upper secondary school students for reaching the qualifying standards of the All-Russian Physical Education and Sports Complex "Ready for Labor and Defense" (GTO)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (159), pp. 263-266.

Контактная информация: sportsem12@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.04.2019

УДК 796.011.3

ПЛАВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ

Татьяна Евгеньевна Симина, кандидат педагогических наук, Дмитрий Александрович Раевский, кандидат педагогических наук, доцент, Нина Васильевна Терехова, старший преподаватель, Татьяна Александровна Ведищева, старший преподаватель, Государственный университет управления (ГУУ), г. Москва

Аннотация

Тенденция ухудшения состояния здоровья студенческой молодежи и низкий уровень плавательной подготовленности обуславливают поиск эффективных подходов при организации и проведении учебных занятий плаванием. Использование одновременной методики при обучении

плаванию студентов, позволяющей учитывать индивидуальные способности и особенности студентов, способствует повышению у них уровня физической и плавательной подготовленности.

Ключевые слова: плавание, обучение, здоровье, адаптация, студенты, спортивно-техническая подготовленность.

SWIMMING AS AN EFFICIENT MEANS OF INCREASING THE LEVEL OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF STUDENTS

Tatiana Evgenievna Simina, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Dmitry Ale-ksandrovich Raevsky, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Nina Vasilievna Terekhova, the senior teacher, Tatiana Aleksandrovna Vedischeva, the senior teacher, The State University of Management, Moscow

Annotation

The tendency of deterioration in the health status of the students and low level of swimming preparedness determine the search for effective approaches in organizing and conducting the swimming lessons. The use of simultaneous methods in teaching students to swimming, which allows for taking into account the individual abilities and characteristics of the students, contributes to their increased level of physical and swimming fitness.

Keywords: swimming, education, health, adaptation, students, sports and technical readiness.

Общеизвестно, что современное общество нуждается в здоровых, активных, энергичных и творческих личностях, готовых реализовать себя и в профессиональной деятельности, и во всех жизненных сферах [5].

Анализ демографической ситуации свидетельствует о том, что в настоящее время здоровье всех категорий населения, в том числе и студенческой молодежи, значительно ухудшается. Данные литературы свидетельствуют о том, что за период обучения в вузе у студентов к четвертому курсу ухудшается состояние здоровья [2]. На основании ежегодного анализа медицинских справок, предоставляемых студентами перед началом практических занятий по «элективным дисциплинам физической культуры», выявлена тенденция увеличения числа студентов, направленных для занятий в специальные медицинские группы. Так, в 2014-2015 учебном году численность таковых составляла от 10 до 26% в каждой учебной группе, а в 2018-2019 учебном году - от 13 до 39%.

Внедрение в образовательный процесс инновационных технологий, интенсификация самого учебного процесса, информационные перегрузки, стрессовая нагрузка и нервное напряжение в сочетании с низким уровнем двигательной активности - все это становится причиной ухудшения состояния здоровья студентов и роста у них как сердечно-сосудистых заболеваний, так и различных видов патологий [3, 6]. Вместе с тем студенты первокурсники испытывают сильный стресс в процессе адаптации к новым формам учебной деятельности в условиях вуза, при установлении контактов и межличностных отношений с другими студентами в учебной группе, при участии в новых для себя видах общественной деятельности, а также при адаптации к новым бытовым условиям при проживании в общежитии.

Вместе с тем, в результате опроса 46 студентов-первокурсников, выбравших для занятий физической культурой спортивную направленность «плавание», было выявлено, что 82,6% респондентов испытывают в процессе обучения состояние тревоги и беспокойства, большие перегрузки - у 67,4% студентов, адаптируются к новым бытовым условиям -43,5% и у 19,6% студентов возникают сложности - дискомфорт при установлении новых контактов и взаимоотношений. В этой связи, проблема скорейшей адаптации студентов, эффективного включения их в учебный процесс, сохранения и укрепления их здоровья может успешно решаться посредством использования различных средств физической культуры.

Занятия физической культурой и спортом в условиях вуза являются одним из доступных и эффективных средств как адаптации студентов к новым для себя условиям

обучения, так повышения уровня развития основных физических качеств и функциональных возможностей организма. Оздоровительное значение занятий плаванием неоценимо в связи с увеличением у студентов числа заболеваний опорно-двигательного аппарата (ОДА), сердечно-сосудистой (ССС), дыхательной, пищеварительной и нервной систем, органов зрения. Плавание является уникальным видом физических упражнений, доступным для лиц различного возраста и уровня физической подготовленности.

Физические свойства водной среды вместе с выполняемыми в ней движениями обусловливают получение максимального оздоровительного эффекта. В воде снижается нагрузка на суставы и позвоночник, благодаря чему практически отсутствует возможность получения травм опорно-двигательного аппарата. Занятия плаванием способствуют развитию у студентов силы, формированию мышечного корсета и правильной осанки. Активные движения ногами в воде в безопорном положении укрепляют мышечно-связочный аппарат стопы [1, 4]. Занятия плаванием наилучшим образом влияют на повышение у студентов функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем [8, 9]. Также Д. А. Раевский отмечает, что «... предварительное обучение различным элементам техники плавания создает широкую, разностороннюю двигательную подготовленность, позволяющую в дальнейшем освоить без труда все способы одновременно с применением параллельной схемы обучения» [7, с. 17].

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Со студентами 1 курса, отнесенными к основному отделению со спортивной направленностью «плавание», с сентября по декабрь 2018 года был проведен педагогический эксперимент. Цель эксперимента - изучить динамику спортивно-технической подготовленности юношей и девушек 1 курса групп основного отделения со спортивной направленностью «плавание» в ЭГ и КГ.

Обучение плаванию в экспериментальной группе (ЭГ) (15 юношей и 20 девушек) осуществлялось по одновременной методике, с учетом индивидуальных способностей обучаемых. Обучение плаванию в контрольной группе (КГ) (15 юношей и 20 девушек) осуществлялось по традиционной методике с параллельно-последовательным освоением кроля на груди и кроля на спине. Всего было проведено 36 учебных занятий плаванием по 60 минут. Для тестирования спортивно-технической подготовленности (СТП) студентов со спортивной направленностью «плавание» использовали следующие тесты: плавание 25 м на ногах кролем с доской в руках, плавание на 50 м вольным стилем, плавание в течение 6 минут. Тестирование осуществлялось в начале и в конце первого семестра.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты изменения показателей СТП у юношей и девушек основного отделения со спортивной направленностью «плавание» представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1 - Изменение спортивно-технической подготовленности юношей основного отделения со спортивной направленностью «плавание» в ЭГ (п=15) и КГ (п=15), (Х±о)_

№ Контрольные упражнения КГ КГ ЭГ ЭГ

сентябрь декабрь сентябрь декабрь

1 25 м на ногах кролем с доской в руках, с 28,1±4,58 26,8±4,49 28,5±4,88 25,8±4,63*

2 50 м вольным стилем, с 46,9±8,98 43,7±8,84 47,5±9,82 42,1±8,74*

3 Плавание 6 мин., м 215,4±57,88 236,8±56,46 212,2±60,48 246,9±56,61*

Примечание: X - среднее арифметическое значение, о - среднее квадратическое отклонение; * - достоверность различий (Р <0,05)

У юношей в ЭГ и КГ основного отделения со спортивной направленностью «плавание» в начале эксперимента показатели исследуемых тестов достоверно не отличались.

К концу эксперимента у юношей в ЭГ произошло достоверное улучшение показателей: в плавании на дистанции 25 м на ногах кролем с доской в руках на 2,7 с (р <0,05) против 1,3 с у юношей в КГ; в плавании на дистанции 50 м вольным стилем на 5,4 с (р

<0,05) против 3,2 с у юношей в КГ. Также у юношей в ЭГ достоверно увеличилась длина дистанции, проплываемой за 6 минут на 34,7 м (р <0,05), а у юношей КГ ее длина увеличилась на 21,4 м (р>0,05). Таким образом, у юношей в ЭГ выявлены улучшения показателей скорости плавания и специальной плавательной выносливости.

Таблица 2 - Изменение спортивно-технической подготовленности девушек основного отделения со спортивной направленностью «плавание» в ЭГ (п=20) и КГ (п=20), (Х±о)_

№ Контрольные упражнения КГ КГ ЭГ ЭГ

сентябрь декабрь сентябрь декабрь

1 25 м на ногах кролем с доской в руках, с 34,2±9,58 32,6±8,45 36,0±9,63 31,5±8,23*

2 50 м вольным стилем, с 68,9±22,86 65,1±22,18 69,7±23,78 64,6±21,94

3 Плавание 6 мин., м 189,4±68,18 219,2±66,04 187,3±69,4 223,8±65,41*

Примечание: X - среднее арифметическое значение, о - среднее квадратическое отклонение; * - достоверность различий (Р <0,05)

У девушек в ЭГ и КГ в начале эксперимента также отсутствуют различия в изучаемых показателях. Однако, к концу эксперимента у девушек в ЭГ показатели в плавании на дистанции 25 м на ногах кролем с доской в руках достоверно улучшились на 4,5 с (р <0,05), а у девушек в КГ - на 1,6 с (р>0,05). Также девушки ЭГ превзошли девушек из КГ, проплыв за 6 минут дистанцию на 36,5 м большую (р <0,05), чем в начале эксперимента, а девушки КГ - проплыли дистанцию большую на 29,8 м (р>0,05).

У девушек ЭГ и КГ выявлена тенденция улучшения показателей в плавании на дистанции 50 м вольным стилем на 5,1 и 3,8 с (р>0,05), соответственно.

Примечательно, что юноши и девушки ЭГ, обучающиеся по одновременной методике, овладевали большим количеством элементов движений руками и ногами спортивными способами плавания, по сравнению со студентами КГ, и могли использовать их в разнообразном сочетании при выполнении теста «плавание в течение 6 минут». Плавание с чередованием и сменой различных способов предотвращало возникновение у студентов ЭГ чрезмерного утомления и позволяло им преодолевать за 6 минут большую дистанцию, по сравнению со студентами в КГ.

В результате опроса, проведенного со студентами ЭГ и КГ было выявлено, что 94,3% студентов ЭГ и 82,8% студентов КГ заканчивают учебные занятия плаванием в «хорошем» и «отличном» настроении, что позволяет судить о положительном восприятии предлагаемой им нагрузки и ее адекватности уровню подготовленности занимающихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного педагогического эксперимента, были зарегистрированы достоверные улучшения во всех показателях СТП у юношей ЭГ, а также в показателях плавания на 25 м на ногах кролем с доской в руках и в 6-минутном плавании у девушек в ЭГ. У юношей и девушек КГ основного отделения со спортивной направленностью «плавание» выявлена тенденция улучшения всех исследуемых показателей СТП. При этом выявлено положительное воздействие учебных занятий плаванием на эмоциональное состояние и настроение студентов ЭГ и КГ, что позволяет судить об эффективности использования плавания для снятия эмоционального напряжения в процессе адаптации к учебной деятельности в вузе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аикина, Л.И. Использование плавания в системе лечебно-профилактических учреждений и организованного отдыха / Л.И. Аикина. - Омск : [б.и.], 1988. - 158 с.

2. Алексеенко, С.Н. Система обучения в области профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни в медицинском вузе : автореферат дис. ... д-ра мед. наук / Алексеенко С.Н. - М., 2013. - 47 с.

3. Ахмерова, С.Г. Современные подходы к формированию здоровья учащихся методами и средствами гигиенического воспитания : автореф. дис. ... д-ра мед. наук / Ахмерова С. Г. - Уфа, 2010.

- 35 с.

4. Бородин, Л.А. Занятия плаванием при сколиозе у детей и подростков / Л. А. Бородин, Р. Д. Назарова. - М. : Просвещение, 1988. - 77 с.

5. Дворкин, Л.С. Физическое воспитание студентов : учебное пособие / Л.С. Дворкин, К. Д. Чермит, О.Ю. Давыдов ; под общ. ред. Л.С. Дворкина. - Ростов-на-Дону : Феникс ; Краснодар :

Неоглори, 2008. - 700 с.

6. Звягинцев, П.Н. Физическое воспитание студентов специальной медицинской группы при межпозвоночной грыже / П.Н. Звягинцев, Р.Ю. Булычев // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2019. - № 1. - С. 3-8.

7. Раевский, Д.А. Овладение навыком плавания на основе индивидуальных способностей обучаемых : учебное пособие для подготовки бакалавров всех направлений / Д.А. Раевский ; Государственный университет управления, Институт управления персоналом, социальных и бизнес-коммуникаций ГУУ, Кафедра физической культуры. - М. : Издательский дом ГУУ, 2015. - 67 с.

8. Методика ускоренного обучения студентов плаванию / Т.Е. Симина, Е.Г. Михальченко, М.А. Кузьмин, Е.Ю. Сысоева // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 9. - С. 28-29.

9. Симина, Т.Е. Особенности использования функциональных уроков по аквааэробике при обучении девушек плаванию / Т.Е. Симина, Е.В. Любина, П.Н. Звягинцев // Гуманитарное образование в экономическом вузе : материалы VII Международной научно-практической очно-заочной конференции. - М., 2019. - С. 225-228.

REFERENCES

1. Aikina, L.I. (1988), The use of swimming in the system of medical institutions and organized recreation, Omsk.

2. Alekseenko, S.N. (2013), The training system in the field of disease prevention and the formation of a healthy lifestyle in a medical school, dissertation, Moscow.

3. Akhmerova, S.G. (2010), Modern approaches to the formation of students' health by methods and means of hygienic education, dissertation, Ufa.

4. Borodich, L.A. and Nazarova, R.D. (1988), Swimming lessons for scoliosis in children and adolescents, Prosveshchenie, Moscow.

5. Dvorkin, L.S., Chermit, K.D. and Davydov, O.Yu. (2008), Physical education of students: textbook, Phoenix, Rostov-on-Don; Neoglory, Krasnodar.

6. Zvyagintsev, P.N. and Bulychev, R.Yu. (2019), "Physical education of students of a special medical group for intervertebral hernia", Proceedings of the Tula State University. Physical education. Sport, No 1, pp. 3-8.

7. Raevsky, D.A. (2015), Mastering swimming skills on the basis of individual abilities of students : textbook, State University of Management, Moscow.

8. Simina, T.E., Mikhalchenko, E.G., Kuzmin, M.A. and Sysoeva, E.Yu. (2017), "Accelerated academic swimming training model", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 28-29.

9. Simina, T.E., Lyubina, E.V. and Zvyagintsev, P.N. (2019), "Features of the use of functional lessons on aqua aerobics in teaching girls to swim", Humanitarian education in an economic university: Proceedings of the VII International scientific-practical in-person conference, Moscow, pp. 225-228.

Контактная информация: besputa3@mail.ru

Статья поступила в редакцию 07.05.2019

УДК 796.912

ЭВОЛЮЦИЯ СУДЕЙСТВА В ФИГУРНОМ КАТАНИИ

Надежда Федоровна Сингина, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и

туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Аннотация

Историю судейства в фигурном катании можно в целом разделить на три этапа: становление фигурного катания как вида спорта с 1897 по 1901 год, постепенное совершенствование системы правил «6.0» с 1901 по 2002 год и этап после введения новых правил ISU с 2002 года. Новые международные правила фигурного катания в целом благоприятны для универсальных и стабильных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.