Научная статья на тему 'Плавание в дошкольных образовательных учреждениях как одна из форм развития двигательных качеств у дошкольников'

Плавание в дошкольных образовательных учреждениях как одна из форм развития двигательных качеств у дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
486
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PHYSICAL TRAINING / ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / PLAYING EXERCISES / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / PHYSICAL QUALITIES / ПЛАВАНИЕ СПОСОБАМИ "БРАСС" И "КРОЛЬ НА ГРУДИ" / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / MOVING ABILITIES / DIFFERENT STYLES OF SWIMMING: BREAST STROKE / CRAWL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Жанна Валерьевна

Плавание представляет собой одно из важнейших средств физического воспитания, с помощью которого ребёнок не только формирует навыки умения плавать, но и развивает физические качества. Это особенно актуально для детей дошкольного возраста, поскольку в данном периоде происходит наиболее интенсивное формирование знаний, умений и навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Swimming at Pre-school Educational Establishments as One of the Forms of Development of Physical Qualities of children Under School Age

Swimming is one of the important means of physical upbringing. With the help of swimming the child develops both the skills to swim, and also physical qualities. It is very important for children under school age because it is at this age that children intensively accumulate knowledge, develop skills and habits.

Текст научной работы на тему «Плавание в дошкольных образовательных учреждениях как одна из форм развития двигательных качеств у дошкольников»

2. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С. Н. Борунова, В. Л. Воронцова, Н. А. Еськова; под ред. Р. И. Аванесова. - 6-е изд. - М.: Русский язык, 1997.

3. Розенталь, Д. Э. Словарь трудностей русского литературного языка / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. -4-е изд., стереотип. - М.: Русский язык, 1984.

4. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / сост. М. В. Панов. - М.: Педагогика, 1984.

5. Энциклопедия для детей: языкознание. Русский язык. - Т. 10. - М., 1998.

Интернет-ресурсы

1. Интернет-энциклопедия. - URL: www.krugosvet.ru

2. Славянский портал. - URL: www.slawiane.narod.ru

3. Русский филологический портал. - URL: www.philology.ru

4. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». - URL: www.gramota.ru

5. Научная онлайн-библиотека. - URL: www.portalus.ru

6. Объединённое гуманитарное издательство. - URL: www.ruthenia.ru

7. http://www.stilistika.ru/

8. http://www.philologia.ru/ (учебный филологический ресурс, учащий читать тексты художественной литературы в форме решения увлекательных задач)

Рекомендуемая литература для учителя

1. Введенская, Л. А. Русский язык. Практикум: учебное пособие / Л. А. Введенская, М. Ю. Семёнова. - М.: КНОРУС, Ростов н/Дону: Наука-Пресс, 2006.

2. Каленчук, М. Л. Словарь трудностей русского произношения / М. Л. Каленчук, Р. Ф. Касаткина. - М.: Дрофа: Наука, 1997.

3. Квятковский, А. П. Школьный поэтический словарь / А. П. Квятковский. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000.

4. Москвин, В. П. Правильность современной русской речи. Норма и варианты. Теоретический курс для филологов / В. П. Москвин. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

5. Панов, М. В. И всё-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, её достоинствах и недостатках. - М.: Просвещение, 1964.

6. Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова. - 6-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2008.

7. Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку. Словарь лингвистических терминов / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. - М.: ООО «Изд-во Оникс»: ООО «Изд-во «Мир и Образование», 2008.

8. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка: Словарь-справочник / под ред. К. С. Горбачевича. - Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1974.

9. Хазанова, А. С. Русский язык: практическое руководство / А. С. Хазанова. Л. В. Цвейг. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во РОУ, 1996*.

© Антонов В. П., Гончаров А. М., 2013

УДК 797.2

ПЛАВАНИЕ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Ж. В. Кузнецова

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

Плавание представляет собой одно из важнейших средств физического воспитания, с помощью которого ребёнок не только формирует навыки умения плавать, но и развивает физические качества. Это особенно актуально для детей дошкольного возраста, поскольку в данном периоде происходит наиболее интенсивное формирование знаний, умений и навыков.

Ключевые слова: физическая подготовка, игровые упражнения, физические качества, плавание способами «брасс» и «кроль на груди», двигательные способности.

Данная работа посвящена рассмотрению проблемы формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков и умений плавания и развития физических качеств через систему разнообразных плавательных упражнений. Актуальность исследования обусловлена, во-первых, тем, что с указанным возрастом связано глобальное психическое новообразование - произвольность психических процессов и поведения, проявляющаяся в способности управлять своей умственной и двигательной деятельностью. Во-вторых, исследование представляется актуальным и тем, что плавание, особенно в дошкольном возрасте, не только оказывает значительное оздоровительное воздействие на детский организм, но и плодотворно сказывается на формировании и развитии многих физических качеств ребёнка. В частности, дети, регулярно занимающиеся плаванием, заметно отличаются от сверстников, не занимающихся спортом: они выше ростом, имеют более высокие показатели жизненной ёмкости лёгких, гибкости и силы, меньше подвержены простудным заболеваниям [1].

Кроме того, занятия плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат ребёнка, развивают координацию движений. Плавание способствует своевременному формированию «мышечного корсета», предупреждая тем самым искривление позвоночника. Исследователи отмечают также, что занятия плаванием снижают возбудимость и раздражительность ребёнка. Это обусловлено тем, что вода, раздражая весь комплекс рецепторов тела, воздействует на нервные центры и тонизирует нервную систему; дополнительно это даёт ощущение бодрости и повышает работоспособность человека. Купание и плавание повышают сопротивляемость организма воздействию температурных колебаний, являются профилактикой простудных заболеваний [1]. Эти и ряд других специфических особенностей водной среды, а также положительное воздействие плавания на психофизическое состояние человека описаны в специальных работах по физическому воспитанию [1; 2; 3].

Цель проведённого исследования заключалась в том, чтобы на основе использования системы игровых плавательных упражнений выявить развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста. Базой исследования явился Центр развития ребёнка ДОУ «Детский сад № 3 «Дельфин»» г. Абакана. В эксперименте приняли участие дошкольники 6-7 лет (мальчики) в количестве 24 человек по 12 в контрольной и экспериментальной группах. Эксперимент осуществлялся с сентября 2012 г. по февраль 2014 г. Занятия проводились три раза в неделю по 30 мин.

Изучение литературы по теме исследования привело нас к следующему выводу: к настоящему времени усилиями учёных (и прежде всего физиологов), тренеров, педагогов создана научно обоснованная система теории и методики спортивной тренировки по плаванию, в том числе и детей дошкольного возраста. В частности, указанная система нашла отражение в учебных пособиях, предназначенных для обучения дошкольников плаванию таких авторов, как Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева и Т. П. Богина, Н. Ж. Булгакова, С. В. Белиц-Гейман, О. Т. Жуков и др..

Выявлено, что выполнение плавательных действий, связанных с перемещением тела ребёнка в водной среде, создаёт определённые трудности для восприятия собственных движений и управления ими [2; 4; 5; 6]. Успешное овладение ребёнком двигательными действиями в значительной степени зависит от того, насколько развита у него способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, насколько адекватны его двигательные представления. Первые шаги в плавании связаны с выполнением упражнений и игр, которые помогают детям преодолевать недоверие к водной среде, ознакомиться с её свойствами, овладеть действиями, подготавливающими к плаванию. В начале обучения плавательным движениям мы использовали подводящие и имитационные упражнения для освоения навыка лежания на воде, выполнения поворотов в движении на воде на спину и на грудь, ныряние, плавание под водой [2].

В обучении детей плаванию мы выделили четыре этапа.

Первый этап начинался с ознакомления ребёнка с водой, с её свойствами (плотностью, вязкостью, прозрачностью). Он продолжался до того момента, пока ребёнок не освоится с пока ещё незнакомой или малознакомой для него водной средой, сможет безбоязненно и уверенно с помощью взрослого и/или самостоятельно передвигаться по дну, совершать простейшие плавательные действия.

Второй этап связан с приобретением детьми дошкольного возраста умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточно уверенно [4]. На занятиях дети учились держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить), получали представление о выталкивающей и поддерживающей силе воды, а также самостоятельно и произвольно выполняли упражнение «вдох» - «выдох в воду», которое повторялось несколько раз подряд. Для обучения плавательным движениям на данном этапе мы использовали игровые упражнения, направленные на преодоление сопротивления воды. Это такие задания, как «Переправа», «Тяни-толкай», «Шторм», «На буксире», «Подлодка в тоннеле» и др. Такие упражнения развивают силу ног, рук и туловища, так как выполняются в передвижении по дну бассейна и на плаву.

На третьем этапе дошкольников старшего возраста обучали плаванию определёнными способами, в частности, «брассом» и «кролем на груди». Дети научились проплывать дистанцию 10 м, сохраняя в основном согласованность движений рук, ног и дыхания, характерную для разучиваемых способов плавания. Особое внимание при этом обращалось на постановку дыхания; для этой цели подбирались игровые задания для всплывания и задержки дыхания: «Найди клад», «Пятнашки с поплавком», «Медузы», «Берегись, акула!», «Найди затонувший катер!», «Борьба под водой», «Ваньки-встаньки», «Качели», «У кого больше пузырей?», «Карусели», «Кто вперёд?». Эти упражнения способствовали увеличению жизненной ёмкости лёгких, укрепляли диафрагму, увеличивали силу сердечной мышцы и в целом способствовали развитию силы, ловкости и выносливости детей.

Четвёртый этап начального обучения включал в себя усвоение и совершенствование техники способов плавания, простых поворотов, элементарных прыжков в воду.

Проведённая экспериментальная работа подтвердила нашу гипотезу о том, что методически правильно организованный процесс обучения плаванию оказывает разностороннее развивающее влияние на детей и имеет высокий образовательно-воспитательный эффект. У детей в процессе занятий увеличивался объём не только двигательных умений и навыков, но и знаний, у них развивались соответствующие физические качества (такие как ловкость, гибкость, быстрота, выносливость, сила и др.).

Немаловажное значение на занятиях с дошкольниками имеет то, насколько доступно для уровня их сознания формулируются задания. Понимание детьми смысла заданий, которые им необходимо выполнить, стимулирует заинтересованное и активное их выполнение, способствует постепенному усвоению и осознанию значения исполняемых ими упражнений [5].

Соблюдение постепенного повышения требований достигалось постановкой всё более трудных задач и усвоением всё более сложных движений при нарастании величины, продолжительности и интенсивности физической нагрузки. Постепенное увеличение физической нагрузки повышало функциональные возможности и развивало физические качества детей. Игровые задания, специально для этого подобранные нами («Мячики», «Лодочки плывут», «Умка и рыбки», «Кораблики», «Найди свой домик», «Жучок-паучок», «Караси и щука», «Водолазы», «Пятнашки», «Прыжок дельфина», «Торпеда», «Тюлени», «Мяч по кругу», «Футбол в воде» и др.), предполагали включение упражнений такой сложности, успешное выполнение которых требовало от детей высокой концентрации их физических и духовных сил, приложения волевых усилий.

В ходе экспериментальной работы нами было проведено тестирование двигательной подготовленности детей; оно проводилось в обеих группах по всем исследуемым показателям в начале и в конце эксперимента. Сравнительный анализ двигательной подготовленности мальчиков контрольной и экспериментальной групп свидетельствует о положительных изменениях, произошедших в ходе педагогического эксперимента в обеих группах.

Наиболее высокие темпы прироста у мальчиков контрольной группы наблюдались в скоростно-силовых показателях: прыжок в длину с места и метание мяча - 11 % и 13,4 %, а также в показателе теста «гибкость» на 46,1 %. Это оценивается по шкале оценок (В. И. Усаков) как «хорошо», а в скоростных показателях прирост составил соответственно 8,1 % (бег 30 м). Прирост челночного бега увеличился на 10 %. Последние два показателя оцениваются (по той же шкале) как «удовлетворительно».

Приросты двигательной подготовленности мальчиков в экспериментальной группе следующие: показатели теста «прыжок в длину с места» вырос на 15,2 %, а в тесте «метание мяча» - на 17,2 %, показатель теста «гибкость» увеличился на 29,2 %, в тесте «челночный бег» он составил 17,9 %, в скоростном - 16,3 %.

Результаты проведённого исследования подтвердили наше предположение о том, что внедрение комплексов специальных плавательных упражнений и игр на занятиях по плаванию старших дошкольников способствует повышению уровня двигательной их подготовленности со статистической достоверностью по всем исследуемым показателям на уровне значимости (р < 0,05 до р < 0,001).

Выявленная разница в темпах прироста свидетельствует о высоком уровне развития физических качеств мальчиков экспериментальной группы. Это подтверждают статистически достоверные различия в показателях двигательной подготовленности мальчиков контрольной и экспериментальной групп. В экспериментальной группе средние величины достоверно выше средних величин контрольной группы на уровне значимости от (р < 0,01 до р < 0,001).

По всем исследуемым показателям выявлена положительная динамика и высокая достоверность роста физических показателей у дошкольников экспериментальной группы.

Таким образом, результаты, полученные в ходе эксперимента по исследованию темпов прироста показателей, связанных с двигательной подготовленностью мальчиков экспериментальной группы, подтверждают высокую эффективность использования комплексов плавательных упражнений и игр на занятиях со старшими дошкольниками.

Библиографический список

1. Плавание: учебник для вузов / под общ. ред. проф. Н. Ж. Булгаковой. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 400 с., ил.

2. Осокина, Т. И. Обучение плаванию в детском саду: книга для воспитателей детского сада и родителей / Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Т. Л. Богина. - М.: Просвещение, 1991. -159 с.

3. Васильев, В. С. Обучение детей плаванию / В. С. Васильев. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 96 с.

4. Булгакова, Н. Ж. Отбор и подготовка юных пловцов / Н. Ж. Булгакова. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 189 с.

5. Булгакова, Н. Ж. Плавание / Н. Ж. Булгакова. - М.: Физкультура и спорт, 1999. - 378 с. (Азбука спорта).

6. Велитченко, В. К. Как научиться плавать / В. К. Велитченко. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 96 с.

© Кузнецова Ж. В., 2013 УДК 378:811.111

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

О. В. Сасина, О. Н. Слесаренко

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

Статья посвящена формированию профессиональной компетенции на занятиях по английскому языку в неязыковом вузе и обобщению опыта преподавания практического курса английского языка. Авторы предлагают некоторые методы преподавания и ряд упражнений, направленных на формирование данной компетенции, которая определяется способностью профессионального общения студентов на английском языке и совершенствованием навыков чтения.

Ключевые слова: профессиональная компетенция, профессиональная коммуникация, английский для профессиональных целей, методы преподавания, тексты профессионального характера.

Обучение английскому языку включает обучение общему английскому (EGP - English for General Purposes) и профессиональному английскому (ESP - English for Specific Purposes).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.