2. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С. Н. Борунова, В. Л. Воронцова, Н. А. Еськова; под ред. Р. И. Аванесова. - 6-е изд. - М.: Русский язык, 1997.
3. Розенталь, Д. Э. Словарь трудностей русского литературного языка / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. -4-е изд., стереотип. - М.: Русский язык, 1984.
4. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / сост. М. В. Панов. - М.: Педагогика, 1984.
5. Энциклопедия для детей: языкознание. Русский язык. - Т. 10. - М., 1998.
Интернет-ресурсы
1. Интернет-энциклопедия. - URL: www.krugosvet.ru
2. Славянский портал. - URL: www.slawiane.narod.ru
3. Русский филологический портал. - URL: www.philology.ru
4. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». - URL: www.gramota.ru
5. Научная онлайн-библиотека. - URL: www.portalus.ru
6. Объединённое гуманитарное издательство. - URL: www.ruthenia.ru
7. http://www.stilistika.ru/
8. http://www.philologia.ru/ (учебный филологический ресурс, учащий читать тексты художественной литературы в форме решения увлекательных задач)
Рекомендуемая литература для учителя
1. Введенская, Л. А. Русский язык. Практикум: учебное пособие / Л. А. Введенская, М. Ю. Семёнова. - М.: КНОРУС, Ростов н/Дону: Наука-Пресс, 2006.
2. Каленчук, М. Л. Словарь трудностей русского произношения / М. Л. Каленчук, Р. Ф. Касаткина. - М.: Дрофа: Наука, 1997.
3. Квятковский, А. П. Школьный поэтический словарь / А. П. Квятковский. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000.
4. Москвин, В. П. Правильность современной русской речи. Норма и варианты. Теоретический курс для филологов / В. П. Москвин. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
5. Панов, М. В. И всё-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, её достоинствах и недостатках. - М.: Просвещение, 1964.
6. Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова. - 6-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2008.
7. Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку. Словарь лингвистических терминов / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. - М.: ООО «Изд-во Оникс»: ООО «Изд-во «Мир и Образование», 2008.
8. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка: Словарь-справочник / под ред. К. С. Горбачевича. - Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1974.
9. Хазанова, А. С. Русский язык: практическое руководство / А. С. Хазанова. Л. В. Цвейг. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во РОУ, 1996*.
© Антонов В. П., Гончаров А. М., 2013
УДК 797.2
ПЛАВАНИЕ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Ж. В. Кузнецова
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
Плавание представляет собой одно из важнейших средств физического воспитания, с помощью которого ребёнок не только формирует навыки умения плавать, но и развивает физические качества. Это особенно актуально для детей дошкольного возраста, поскольку в данном периоде происходит наиболее интенсивное формирование знаний, умений и навыков.
Ключевые слова: физическая подготовка, игровые упражнения, физические качества, плавание способами «брасс» и «кроль на груди», двигательные способности.
Данная работа посвящена рассмотрению проблемы формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков и умений плавания и развития физических качеств через систему разнообразных плавательных упражнений. Актуальность исследования обусловлена, во-первых, тем, что с указанным возрастом связано глобальное психическое новообразование - произвольность психических процессов и поведения, проявляющаяся в способности управлять своей умственной и двигательной деятельностью. Во-вторых, исследование представляется актуальным и тем, что плавание, особенно в дошкольном возрасте, не только оказывает значительное оздоровительное воздействие на детский организм, но и плодотворно сказывается на формировании и развитии многих физических качеств ребёнка. В частности, дети, регулярно занимающиеся плаванием, заметно отличаются от сверстников, не занимающихся спортом: они выше ростом, имеют более высокие показатели жизненной ёмкости лёгких, гибкости и силы, меньше подвержены простудным заболеваниям [1].
Кроме того, занятия плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат ребёнка, развивают координацию движений. Плавание способствует своевременному формированию «мышечного корсета», предупреждая тем самым искривление позвоночника. Исследователи отмечают также, что занятия плаванием снижают возбудимость и раздражительность ребёнка. Это обусловлено тем, что вода, раздражая весь комплекс рецепторов тела, воздействует на нервные центры и тонизирует нервную систему; дополнительно это даёт ощущение бодрости и повышает работоспособность человека. Купание и плавание повышают сопротивляемость организма воздействию температурных колебаний, являются профилактикой простудных заболеваний [1]. Эти и ряд других специфических особенностей водной среды, а также положительное воздействие плавания на психофизическое состояние человека описаны в специальных работах по физическому воспитанию [1; 2; 3].
Цель проведённого исследования заключалась в том, чтобы на основе использования системы игровых плавательных упражнений выявить развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста. Базой исследования явился Центр развития ребёнка ДОУ «Детский сад № 3 «Дельфин»» г. Абакана. В эксперименте приняли участие дошкольники 6-7 лет (мальчики) в количестве 24 человек по 12 в контрольной и экспериментальной группах. Эксперимент осуществлялся с сентября 2012 г. по февраль 2014 г. Занятия проводились три раза в неделю по 30 мин.
Изучение литературы по теме исследования привело нас к следующему выводу: к настоящему времени усилиями учёных (и прежде всего физиологов), тренеров, педагогов создана научно обоснованная система теории и методики спортивной тренировки по плаванию, в том числе и детей дошкольного возраста. В частности, указанная система нашла отражение в учебных пособиях, предназначенных для обучения дошкольников плаванию таких авторов, как Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева и Т. П. Богина, Н. Ж. Булгакова, С. В. Белиц-Гейман, О. Т. Жуков и др..
Выявлено, что выполнение плавательных действий, связанных с перемещением тела ребёнка в водной среде, создаёт определённые трудности для восприятия собственных движений и управления ими [2; 4; 5; 6]. Успешное овладение ребёнком двигательными действиями в значительной степени зависит от того, насколько развита у него способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, насколько адекватны его двигательные представления. Первые шаги в плавании связаны с выполнением упражнений и игр, которые помогают детям преодолевать недоверие к водной среде, ознакомиться с её свойствами, овладеть действиями, подготавливающими к плаванию. В начале обучения плавательным движениям мы использовали подводящие и имитационные упражнения для освоения навыка лежания на воде, выполнения поворотов в движении на воде на спину и на грудь, ныряние, плавание под водой [2].
В обучении детей плаванию мы выделили четыре этапа.
Первый этап начинался с ознакомления ребёнка с водой, с её свойствами (плотностью, вязкостью, прозрачностью). Он продолжался до того момента, пока ребёнок не освоится с пока ещё незнакомой или малознакомой для него водной средой, сможет безбоязненно и уверенно с помощью взрослого и/или самостоятельно передвигаться по дну, совершать простейшие плавательные действия.
Второй этап связан с приобретением детьми дошкольного возраста умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточно уверенно [4]. На занятиях дети учились держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить), получали представление о выталкивающей и поддерживающей силе воды, а также самостоятельно и произвольно выполняли упражнение «вдох» - «выдох в воду», которое повторялось несколько раз подряд. Для обучения плавательным движениям на данном этапе мы использовали игровые упражнения, направленные на преодоление сопротивления воды. Это такие задания, как «Переправа», «Тяни-толкай», «Шторм», «На буксире», «Подлодка в тоннеле» и др. Такие упражнения развивают силу ног, рук и туловища, так как выполняются в передвижении по дну бассейна и на плаву.
На третьем этапе дошкольников старшего возраста обучали плаванию определёнными способами, в частности, «брассом» и «кролем на груди». Дети научились проплывать дистанцию 10 м, сохраняя в основном согласованность движений рук, ног и дыхания, характерную для разучиваемых способов плавания. Особое внимание при этом обращалось на постановку дыхания; для этой цели подбирались игровые задания для всплывания и задержки дыхания: «Найди клад», «Пятнашки с поплавком», «Медузы», «Берегись, акула!», «Найди затонувший катер!», «Борьба под водой», «Ваньки-встаньки», «Качели», «У кого больше пузырей?», «Карусели», «Кто вперёд?». Эти упражнения способствовали увеличению жизненной ёмкости лёгких, укрепляли диафрагму, увеличивали силу сердечной мышцы и в целом способствовали развитию силы, ловкости и выносливости детей.
Четвёртый этап начального обучения включал в себя усвоение и совершенствование техники способов плавания, простых поворотов, элементарных прыжков в воду.
Проведённая экспериментальная работа подтвердила нашу гипотезу о том, что методически правильно организованный процесс обучения плаванию оказывает разностороннее развивающее влияние на детей и имеет высокий образовательно-воспитательный эффект. У детей в процессе занятий увеличивался объём не только двигательных умений и навыков, но и знаний, у них развивались соответствующие физические качества (такие как ловкость, гибкость, быстрота, выносливость, сила и др.).
Немаловажное значение на занятиях с дошкольниками имеет то, насколько доступно для уровня их сознания формулируются задания. Понимание детьми смысла заданий, которые им необходимо выполнить, стимулирует заинтересованное и активное их выполнение, способствует постепенному усвоению и осознанию значения исполняемых ими упражнений [5].
Соблюдение постепенного повышения требований достигалось постановкой всё более трудных задач и усвоением всё более сложных движений при нарастании величины, продолжительности и интенсивности физической нагрузки. Постепенное увеличение физической нагрузки повышало функциональные возможности и развивало физические качества детей. Игровые задания, специально для этого подобранные нами («Мячики», «Лодочки плывут», «Умка и рыбки», «Кораблики», «Найди свой домик», «Жучок-паучок», «Караси и щука», «Водолазы», «Пятнашки», «Прыжок дельфина», «Торпеда», «Тюлени», «Мяч по кругу», «Футбол в воде» и др.), предполагали включение упражнений такой сложности, успешное выполнение которых требовало от детей высокой концентрации их физических и духовных сил, приложения волевых усилий.
В ходе экспериментальной работы нами было проведено тестирование двигательной подготовленности детей; оно проводилось в обеих группах по всем исследуемым показателям в начале и в конце эксперимента. Сравнительный анализ двигательной подготовленности мальчиков контрольной и экспериментальной групп свидетельствует о положительных изменениях, произошедших в ходе педагогического эксперимента в обеих группах.
Наиболее высокие темпы прироста у мальчиков контрольной группы наблюдались в скоростно-силовых показателях: прыжок в длину с места и метание мяча - 11 % и 13,4 %, а также в показателе теста «гибкость» на 46,1 %. Это оценивается по шкале оценок (В. И. Усаков) как «хорошо», а в скоростных показателях прирост составил соответственно 8,1 % (бег 30 м). Прирост челночного бега увеличился на 10 %. Последние два показателя оцениваются (по той же шкале) как «удовлетворительно».
Приросты двигательной подготовленности мальчиков в экспериментальной группе следующие: показатели теста «прыжок в длину с места» вырос на 15,2 %, а в тесте «метание мяча» - на 17,2 %, показатель теста «гибкость» увеличился на 29,2 %, в тесте «челночный бег» он составил 17,9 %, в скоростном - 16,3 %.
Результаты проведённого исследования подтвердили наше предположение о том, что внедрение комплексов специальных плавательных упражнений и игр на занятиях по плаванию старших дошкольников способствует повышению уровня двигательной их подготовленности со статистической достоверностью по всем исследуемым показателям на уровне значимости (р < 0,05 до р < 0,001).
Выявленная разница в темпах прироста свидетельствует о высоком уровне развития физических качеств мальчиков экспериментальной группы. Это подтверждают статистически достоверные различия в показателях двигательной подготовленности мальчиков контрольной и экспериментальной групп. В экспериментальной группе средние величины достоверно выше средних величин контрольной группы на уровне значимости от (р < 0,01 до р < 0,001).
По всем исследуемым показателям выявлена положительная динамика и высокая достоверность роста физических показателей у дошкольников экспериментальной группы.
Таким образом, результаты, полученные в ходе эксперимента по исследованию темпов прироста показателей, связанных с двигательной подготовленностью мальчиков экспериментальной группы, подтверждают высокую эффективность использования комплексов плавательных упражнений и игр на занятиях со старшими дошкольниками.
Библиографический список
1. Плавание: учебник для вузов / под общ. ред. проф. Н. Ж. Булгаковой. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 400 с., ил.
2. Осокина, Т. И. Обучение плаванию в детском саду: книга для воспитателей детского сада и родителей / Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Т. Л. Богина. - М.: Просвещение, 1991. -159 с.
3. Васильев, В. С. Обучение детей плаванию / В. С. Васильев. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 96 с.
4. Булгакова, Н. Ж. Отбор и подготовка юных пловцов / Н. Ж. Булгакова. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 189 с.
5. Булгакова, Н. Ж. Плавание / Н. Ж. Булгакова. - М.: Физкультура и спорт, 1999. - 378 с. (Азбука спорта).
6. Велитченко, В. К. Как научиться плавать / В. К. Велитченко. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 96 с.
© Кузнецова Ж. В., 2013 УДК 378:811.111
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
О. В. Сасина, О. Н. Слесаренко
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
Статья посвящена формированию профессиональной компетенции на занятиях по английскому языку в неязыковом вузе и обобщению опыта преподавания практического курса английского языка. Авторы предлагают некоторые методы преподавания и ряд упражнений, направленных на формирование данной компетенции, которая определяется способностью профессионального общения студентов на английском языке и совершенствованием навыков чтения.
Ключевые слова: профессиональная компетенция, профессиональная коммуникация, английский для профессиональных целей, методы преподавания, тексты профессионального характера.
Обучение английскому языку включает обучение общему английскому (EGP - English for General Purposes) и профессиональному английскому (ESP - English for Specific Purposes).