Научная статья на тему 'Развитие физических качеств у старших дошкольников на основе занятий плаванием'

Развитие физических качеств у старших дошкольников на основе занятий плаванием Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
414
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / PHYSICAL QUALITIES / ЛОВКОСТЬ / ВЫНОСЛИВОСТЬ / СИЛА / POWER / ГИБКОСТЬ / FLEXIBILITY / ПЛАВАНИЕ / SWIMMING / "БРАСС" / "КРОЛЬ НА ГРУДИ" / "КРОЛЬ НА СПИНЕ" / ADROITNESS / STAYING-POWER / BREAST STROKE / CRAWL ON THE CHEST AND BACK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Жанна Валерьевна

В дошкольном возрасте осуществляются наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Основой всестороннего развития ребёнка является физическое воспитание, направленное на формирование основных жизненно важных двигательных навыков. Занятия плаванием формируют у дошкольников не только двигательные навыки, но и успешно развивают двигательно-координационные способности, которые необходимы в различных жизненных ситуациях и в занятиях физическими упражнениями. Выяснению того, как занятия плаванием способствуют развитию таких физических качеств старших дошкольников, как сила, выносливость, гибкость, ловкость, координация движений, и посвящена данная работа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Physical Qualities of Senior Pre-School Children by Swimming

Preschool age is the time of most intensive growth and development of major body systems and their functions. It is the time to lay the foundation for comprehensive development of physical and spiritual abilities. The basis for the comprehensive development of a child is physical education aimed at the formation of the vital motor skills. Swimming lessons form not only motor skills of the preschoolers, but also successfully develop motor-coordination abilities that are vital in different situations and physical exercises. Swimming promotes the child's ability to learn special motor actions and movements in water effectively.

Текст научной работы на тему «Развитие физических качеств у старших дошкольников на основе занятий плаванием»

- «Anime Studio Pro» - программа для создания 2D-анимации. В данном графическом редакторе учащиеся выполняют практические задания, связанные с профессиональной деятельностью художника-аниматора (мультипликатора): «Наложение анимации на иллюстрацию мультигероя», «Создание авторских персонажей, объектов и сцен», «Создание рисованных рекламных роликов социальной направленности»;

- «Faces» - уникальный программный комплекс для составления субъективного фотокомпозиционного портрета. После ознакомления учащихся с профессиограммами профессий эксперта-криминалиста и следователя учащиеся по инструкционным картам выполняют следующие профориентационные задания: «Составление фоторобота человека по описанию», «Составление фоторобота известной личности по памяти», «Составление фоторобота неизвестного человека, увиденного на фотографии».

В процессе профориентационных занятий с использованием графических редакторов внимание учеников акцентируется на том, что любимые многими из них компьютерные игры в большинстве имеют графический интерфейс, причём достаточно сложный. Благодаря существованию прикладных графических пакетов, компьютерная графика стала доступна широкому кругу пользователя. При работе с графическими редакторами у учащихся появляется возможность проявлять и развивать свои творческие способности. Это связано с тем, что невозможно одинаковое выполнение всеми учащимися профориентационных заданий в графическом редакторе даже на основе единой инструкционной карты, так как практически на каждом этапе работы школьникам требуется проявление индивидуального творчества и самостоятельного выбора решений.

Из группы прикладных программ общего назначения в профориентационной работе Центра ПСШ используется табличный процессор «Microsoft Excel». Учащиеся выполняют по инструкционным картам следующие практические задания, связанные с профессиями бухгалтера и экономиста: «Создание и формирование таблицы с расчётом заработной платы сотрудника в компьютерной программе «Microsoft Office Excel»; «Создание и формирование таблицы расчёта прибыли фирмы в компьютерной программе «Microsoft Office Excel».

Планомерная и целенаправленная работа педагогов Центра ПСШ с учащимися даёт значимые результаты. Так, в течение 2013-2014 учебного года четверо слушателей, посещавших профориентационные занятия с использованием прикладного программного обеспечения, заняли призовые места на конкурсах федерального и регионального уровней со своими работами, выполненными в рамках занятий нашего Центра. Этот факт, в частности, является одним из показателей качества предоставляемых образовательных услуг Центром ПСШ и свидетельством достижения цели профориентационной деятельности его педагогов.

Активное внедрение прикладного программного обеспечения в учебный процесс делает профориентацион-ную деятельность более интересной, повышает мотивацию учащихся, делает шире круг их компетенций. Кроме того, применение мультимедиа-технологий позволяет задействовать все органы чувств человека для постижения нового, формирует красочный, объёмный образ изучаемого объекта, способствует лучшему усвоению предъявляемого материала [6]. Сказанное позволяет заключить, что у Центра ПСШ имеются ресурсы для включения в программу профориентации старшеклассников и другие прикладные программные продукты.

Библиографический список

1. Бобкова, А. А. Социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников гимназии: диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук / А. А. Бобкова. - М., 2012.

2. Бент, Б. Андресен. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс / Б. Андресен Бент, Катя ван ден Бринк. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Дрофа, 2007. - 224 с.

3. Модели интеграции общего и дополнительного образования в контексте внедрения ФГОС: метод. рекомендации / Коми респуб. ин-т развития образования / сост. Т. А. Ичеткина, В. Ц. Попова, С. В. Смирнова; под. ред. С. В. Смирновой. - Сыктывкар, 2012.

4. Прикладное программное обеспечение. Глоссарий компьютерных терминов. - URL: http://tpl-it.wikispaces.com/прикладное+ програм-мое+обеспечение (дата обращения: 20.03.2014).

5. Гагарина, Л. Г. Технология разработки программного обеспечения: учебное пособие / Л. Г. Гагарина, Е. В. Кокорева, Б. Д. Виснадул.-М.: «Форум»:ИНФРА-М, 2008. - 400 с.

6. Фёдоров, А. В. Медиаобразование вчера и сегодня / А. В. Фёдоров. - М.: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2009. - 220 с.

© Белоусова А. К., 2014 УДК 373.2: 797.2

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ

Ж. В. Кузнецова

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В дошкольном возрасте осуществляются наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Основой всестороннего развития ребёнка является физическое воспитание, направленное на формирование основных жизненно важных двигательных навыков. Занятия плаванием формируют у дошкольников не только двигательные навыки, но и успешно развивают двигательно-координационные способности, которые необходимы в различных жизненных ситуациях и в занятиях физическими упражнениями. Выяснению того, как занятия плаванием способствуют развитию таких физических качеств старших дошкольников, как сила, выносливость, гибкость, ловкость, координация движений, и посвящена данная работа.

Ключевые слова: физические качества, ловкость, выносливость, сила, гибкость, плавание, «брасс», «кроль на груди», «кроль на спине».

Формирование человека на всех этапах его эволюции происходило в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью. Целенаправленное выполнение физических упражнений связано с постоянной коррекцией врождённых двигательных рефлексов, которые входят в самые разные способности. Они без тонких и точных движений не могут существовать и развиваться. Формирование двигательных способностей дошкольников происходит в соответствии с законами роста и развития ребёнка. В основе развития двигательных способностей лежат задатки. Генетическая программа определяет темп роста и развития, порядок созревания отдельных органов и систем (Москатова, 1983).

Готовность организма ребёнка к разным видам двигательной деятельности определяется уровнем созревания соответствующих функциональных систем. В 6 лет происходит переход к текущему контролю за точностью движений на базе проприоцептивной обратной связи, в 7 лет - программирование произвольных движений, которое осуществляется зрительно-двигательной функциональной системой. Период активного развития двигательных способностей приходится на возраст от 5 до 7 лет (Анохин, 1996).

По данным исследования С. О. Филипповой, дети дошкольного возраста не обладают достаточно развитыми двигательными способностями, такими, как быстрота и мышечная сила. Так, около 20-25 % 6-7-летних детей характеризуются низкой подвижностью нервных процессов. Это «медленные дети, их реакции замедленны, а работоспособность почти в 2-3 раза ниже, чем у других детей. Чаще всего проявления быстроты наблюдаются в тех движениях, которые в известной степени уже освоены детьми (бег на скорость) и в играх» [1, с. 133].

По исследованиям Э. С. Вильчаковского (1983), изучавшего скоростные способности детей, доказано, что самая низкая скорость бега у старших дошкольников зафиксирована на дистанции 10 м; на дистанции 20 м скорость бега наблюдается выше. Это связано со скоростью развития возбуждения и скоростью проведения импульсов в нервных и мышечных волокнах, которые влияют на скорость бега у дошкольников. Поэтому с ними необходимо больше проводить упражнения, связанные с убеганием, увёртыванием, на скорость, эстафеты [1, с. 136].

Ловкость выступает как интегральное проявление координационных способностей. Ю. Ф. Курамшин (2003) выделил различия между координационной способностью и ловкостью. Координационные способности проявляются во всех видах деятельности, связанных с управлением согласованностью и соразмеренностью движений и с удержанием позы, а ловкость - в тех, где есть не только регуляция движений, но и элементы неожиданности, внезапности, которые требуют находчивости, быстроты, переключаемости движений. Одним из видов физических упражнений для развития координационных способностей являются плавательные движения [1, с. 136]

Н. А. Бернштейн даёт определение ловкости так: «Ловкость есть способность двигательно выйти из любого положения, то есть способность справиться с любой возникающей двигательной задачей правильно, быстро, рационально и находчиво». В практике физического воспитания в качестве средств развития координационных способностей применяют физические упражнения, в которых есть новизна и обусловленные этим неординарные требования к координации движений [2, с. 267].

Исследователь И. Л. Гончар установил, что у детей до 7 лет свойства центральной нервной системы таковы, что они быстро устают, но и быстро отдыхают, поэтому большие кратковременные нагрузки с частыми перерывами допустимы в обучении плаванию дошкольников. Детей больше утомляет однообразная деятельность, требующая большой точности движений [3, с. 54].

З. П. Фирсов отмечает, что в 6-7 лет дети достаточно хорошо осваивают и выполняют различные произвольные движения. Однако у них наблюдается ещё некоторая неподготовленность к выполнению сложных двигательных действий из-за медленной концентрации торможения, отмечается слабая способность анализировать мышечные напряжения, неточность ответных движений на комплексные раздражители и т. д. [4, с. 83].

По мнению Л. Ф. Еремеевой доказано, что развитие основных физических качеств происходит в тесной связи с формированием плавательных двигательных навыков. Проявление силы у дошкольников обусловливается в первую очередь силой и концентрацией нервных процессов, а плавательные упражнения увеличивают силу мышц ребёнка [5, с. 43].

Из опыта работы с дошкольниками (В. С. Васильев и Н. Ж. Булгакова) доказано, что физические качества у них развиты недостаточно, поэтому дошкольники не могут проплывать длинные дистанции, показывать высокую скорость на отрезках в силу возрастного развития [6; 7].

В настоящее время существуют несколько авторских методик по обучению плаванию детей дошкольного возраста: Т. И. Осокиной, В. С. Васильева, А. Д. Викулова, И. Чарковского и др., которыми пользуются и сейчас инструкторы по плаванию в ДОУ.

Целью нашей работы состоит в выявлении развития двигательных способностей у старших дошкольников в процессе занятия плаванием. Эксперимент проводился на базе МДОУ ЦРР д/сад № 3 «Дельфин» г. Абакана в двух подготовительных группах (экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) по 10 детей в каждой) с 09.12.2013 г. по 12.12.2014 г. Для определения развития физических качеств у детей мы провели тестирование по пяти показателям (сила, выносливость, гибкость, ловкость и координация движений) на начало и конец эксперимента. Нами проведен анализ особенностей развития физических качеств у дошкольников и разработана серия плавательных упражнений для их повышения.

В начале обучения плавательные упражнения были направлены на укрепление основных мышечных групп и позвоночника, которые выполнялись у опоры, с наплывным средством и в скольжении на воде. Тщательный отбор плавательных упражнений (для отдельных мышечных групп) предусматривал кратковременное скорост-

но-силовое напряжение, определяемое возможностями опорно-двигательного аппарата, преимущественным развитием крупных мышечных групп, хорошей реакцией сердечно-сосудистой системы детей на кратковременные скоростно-силовые нагрузки. При выполнении плавательных движений способом «Кроль на груди» мы акцентировали внимание на отдельные элементы техники движений: энергичный гребок рукой под водой, активная работа ног и длинный выдох в воду у опоры, с наплывным средством. При плавании способом «Брасс» применяли активный гребок руками под водой, толчок ногами, а при наплыве учили расслабленным движениям. Проплывание отрезков 3 по10 м в быстром темпе и 10 м в медленном. Чередование в работе циклов различной интенсивности создаёт условия для прироста силы.

Выносливость у дошкольников определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов (А. Н. Крестовников). В дошкольном возрасте энергетические ресурсы организма расходуются на возрастное развитие. У ребёнка следует постепенно воспитывать общую выносливость к продолжительной работе умеренной мощности, интенсивности, повышающей функцию основных систем организма. Поэтому продолжительность занятий составляла вначале 30 минут, а потом постепенно увеличивалось до 40-45 мин. Объём плавательных упражнений и дозировку каждого упражнения постепенно увеличивали. Для формирования выносливости мы увеличивали такие показатели, как длина дистанции, количество отрезков (например, 5 раз по 10 м), продолжительность занятия и варьировали интенсивность выполненной работы. К концу года дети могли проплывать дистанцию 50 м в умеренной мощности работы.

Развитие ловкости у дошкольников происходит на основе пластичности нервной системы, способности ощущения и восприятия собственных движений и окружающей обстановки. Успешное выполнение двигательной задачи определяется точностью пространственных, временных и силовых компонентов данного движения. В плавании ловкость даёт возможность правильно управлять своими движениями в водной среде, удерживать тело в горизонтальном положении, согласованно координировать движения рук и ног с одновременным выдохом в воду. Для воспитания ловкости использовали различные плавательные упражнения: повороты и кувырки в воде, изменение направления движения, разноименные движения руками, согласование движения рук и ног различными способами плавания (проплывание разными способами на груди и на спине с чередованием работы рук и ног). Для совершенствования ловкости использовали задания на лучшее выполнение упражнений или применяли их в новых вариантах для поддержания новизны и повышения координационной трудности. Чем больше у ребёнка накапливаются двигательные плавательные навыки, тем легче идёт усвоение новых движений и совершенствуется такое физическое качество, как ловкость.

Быстрота у дошкольников определяется скоростью двигательной реакции, отдельных движений, частотой неоднократно повторяющихся циклов. Для развития скоростных качеств мы использовали упражнения в чередовании быстрого и медленного проплывания отдельных дистанций разными способами. Выполнение плавательных упражнений в разном темпе способствовало развитию у детей умения прикладывать различное мышечное усилие в соответствии с предложенным темпом. Двигательная реакция ребёнка определялась умением быстро определять направление и скорость движущегося предмета с учётом расстояния и времени его приближения (игры с мячом в воде: ныряние под воду, нахождение предметов под водой). Это требует определённого развития подвижности нервных процессов и содействует их совершенствованию, а также некоторых пространственных, временных и глазомерных оценок. Все это позволяет правильно ориентироваться ребёнку в водной среде [6, с. 17].

Гибкость тела определяется эластичностью мышц и связок. У дошкольника опорно-двигательный аппарат, особенно позвоночник, отличается подвижностью, поэтому занятия плаванием способствуют устранению дефектов в осанке, укреплению позвоночник, увеличению подвижности всех звеньев опорно-двигательного аппарата.

Итак, проведённое исследование показывает, а тестирование подтверждает, что занятия плаванием у детей дошкольного возраста способствуют развитию физических качеств. Анализируя результаты итогового тестирования детей, приходим к выводу об очевидной разнице в показателях двигательной подготовленности мальчиков контрольной и экспериментальной групп. Так, у детей, входящих в состав экспериментальной группы (ЭГ), полученные средние величины по всем исследуемым показателям достоверно выше результатов, чем в контрольной группе (КГ). Например, в показателе теста «прыжок в длину» прирост составил 31,2 %, что на 9,7 % выше, чем в КГ. Наиболее высокий прирост показал тест на гибкость, который составил 77,5 %, что на 11 % выше показателей КГ. В тесте «бег на 30 м» прирост составил 23,5 %, что выше на 8 %. В координационном тесте «челночный бег 3 по 5 м» прирост составил 22 %, что на 7 % превышает показатели из КГ. В скоростно-силовом показателе «метание мяча» прирост наблюдался на уровне 34,8 %, что на 5,3 % лучше, чем показатель прироста в КГ.

Результаты исследования подтверждают предположение о том, что внедрение комплексов специальных плавательных упражнений и игр на занятиях по плаванию в группах старших дошкольников способствует повышению уровня двигательной подготовленности детей экспериментальной группы со статистической достоверностью по всем проверяемым показателям на уровне значимости (Р < 0,01). Выявленная разница в темпах прироста свидетельствует о высоком уровне развития физических качеств детей ЭГ.

Библиографический список

1. Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие / С. О. Филиппова, Г. Н. Пономарева. - СПб.: «Детство-

Пресс», 2008.

2. Берштейн, Н. А. О ловкости и её развитии / Н. А. Бернштейн. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 288 с.

3. Гончар, И. Л. Плавание: теория и методика преподавания: учеб. / И. Л. Гончар. - Минск, 2005.

4. Фирсов, З. П. Плавание для всех / З. П. Фирсов. - М: Физкультура и спорт, 1983.

5. Еремеева, Л. Ф. Научите ребёнка плавать. Программа обучения плаванию детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста: методическое пособие / Л. Ф. Еремеева. - СПб.: «Детство-пресс», 2005. - 112 с.

6. Васильев, В. С. Обучение детей плаванию / В. С. Васильев. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 96 с.

7. Булгакова, Н. Ж. Познакомьтесь: плавание / Н. Ж. Булгакова. - М.: Физкультура и спорт, 2002. - 95 с.

© Кузнецова Ж. В., 2014

УДК 337.3(571.52)

КЫЗЫЛСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ КАК ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ТУВЫ

М. М. Оюн

Кызылский педагогический колледж Тувинского государственного университета

В статье представлены сведения из истории становления Кызылского педагогического колледжа, первого профессионально-педагогического учебного заведения Тувы. Показан большой вклад педагогического коллектива училища в подготовку национальных педагогических кадров в контексте современных проблем отечественного образования.

Ключевые слова: педагогическое училище (колледж), национальное образование Тувы, педагогические кадры, система подготовки специалистов, педагогическая деятельность, практический опыт.

В процессе модернизации образования в современной России особое внимание уделяется вопросам становления и развития системы регионального национального образования. Осуществляемое на современном этапе введение многоуровневой системы образования в полиэтничной России в целях успешной интеграции в европейское образовательное пространство возможно лишь при условии сохранения национальных достижений и культурных традиций в вопросах образования с учётом отечественного исторического опыта. Одним из своеобразных национальных российских регионов с самобытной историей, культурой и этническими традициями является Тува, вошедшая в состав СССР в 1944 году.

Следуя исследовательским традициям в отечественной науке, принято изучать историко-педагогические работы по хронологическому принципу: дореволюционные работы (до 1917 г.), работы советского (1917-1991 гг.) и постсоветского периодов (с 1991 г. по настоящее время). В работах исследователей дореволюционного периода: Б. Б. Веселовского, В. И. Водовозова, Н. О. Вышнеградского, П. Ф. Каптерева, Г. И. Фальборк, А. Н. Фукса, Н. В. Чехова и других - заложены традиции изучения отечественной системы образования, описаны особенности становления школьного дела, показаны пути развития педагогического образования, раскрыт вклад выдающихся государственных и общественных деятелей в дело просвещения и образования народов России.

Среди значимых педагогических исследований по истории народного образования в целом и в подготовке педагогических кадров, в частности, созданных в начале ХХ века, выделили работы А. И. Анастасиева, М. И. Демкова, С. А. Золотарева, Д. А. Исакова, Н. П. Малиновского, А. П. Пинкевича, С. В. Рождественского, М. И. Успенского и др. В них содержатся ценные сведения о вкладе российских педагогов-просветителей, прогрессивных учёных, общественных деятелей в развитие народного образования России.

В советской историко-педагогической литературе имеются фундаментальные монографии и коллективные исследования по проблемам подготовки учителей для системы отечественного народного образования (Э. Д. Днепров, С. Ф. Егоров, П. А. Зайончковский, Е. Н. Медынский, Е. Г. Осовский, А. В. Ососков, Ф. Г. Па-начин, Б. К. Тебиев и др.), раскрывающие социально-исторические аспекты становления и развития учительства в России, что также значимо для нашей работы.

Среди современных историко-педагогических исследований, посвящённых разным аспектам системы национального образования, её характеристике и тенденциям развития, обращают на себя внимание идеи взаимозависимости и обусловленности образования социокультурными детерминантами, а также ценностно-смысловые трактовки отечественного опыта создания национальных, этнорегиональных систем образования (А. П. Беликова, Л. Н. Беленчук, М. В. Богуславский, Г. Н. Волков, Р. Б. Вендровская, Б. С. Гершунский, С. В. Грачёв, Т. Б. Игнатьева, М. Н. Кузьмин, А. Б. Панькин, Т. Н. Петрова, З. И. Равкин, Ф. Г. Ялалов и др.).

Исследование исторического прошлого педагогического образования в Республике Тува даёт возможность выявить генезис становления педагогических традиций, позитивный опыт сохранения этнического своеобразия, а также позволяет предвидеть основные тенденции развития национально-этнического образования в условиях нарастающей глобализации и поликультурности в будущем. Одной из наших научно-исследовательских задач является показ самобытного педагогического опыта на примере деятельности Кызылского педагогического училища, созданного на начальном этапе советского строительства в Туве.

Тувинской системе образования посвящено несколько специальных исследований, в частности, монография Н. А. Сердобова «Народное образование в Туве» [1], где впервые были представлены аналитические данные о создании национального образования Тувы в условиях присоединения к СССР. Заслуживают внимания статьи и диссертационная работа современного исследователя М. В. Монгуш по истории народного образования Ту-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.