Научная статья на тему 'Обучение детей плаванию в малогабаритных бассейнах'

Обучение детей плаванию в малогабаритных бассейнах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1096
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАВАНИЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗАКАЛИВАНИЕ / КОРРЕКЦИОННОЕ ПЛАВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сабаненко Евгения Игоревна

Дошкольный возраст в развитии ребенка является периодом, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития, а также культуры движений. Оздоровительное, лечебное и гигиеническое значение плавания в жизни человека, и особенно ребёнка, очень велико. Для естественного развития ребёнка дошкольника систематическая работа по обучению плаванию очень необходима и целесообразна, что доказано работами Т. И. Осокиной и В.С. Васильева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение детей плаванию в малогабаритных бассейнах»

Обучение детей плаванию в малогабаритных бассейнах

Сабаненко Евгения Игоревна

СПДО № 1 ГБОУ СОШ № 597, г.

Москва

Ключевые слова:

плавание, здоровьесберегающие технологии, здоровый образ жизни, закаливание, коррекционное плавание

Дошкольный возраст в развитии ребенка является периодом, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития, а также культуры движений. Оздоровительное, лечебное и гигиеническое значение плавания в жизни человека, и особенно ребёнка, очень велико.

Для естественного развития ребёнка - дошкольника систематическая работа по обучению плаванию очень необходима и целесообразна, что доказано работами Т. И. Осокиной и В.С. Васильева.

Мало работ посвящено начальному обучению плаванию детей дошкольного возраста (H.A. Бутович, 1965; Н.Ж. Булгакова, 1986; B.C. Васильев, 1989; Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, 1991; И.М. Булаг, 1991; и др.). Более пристальный анализ показал, что лишь некоторые авторы исследовали проблему обучения плаванию детей дошкольного возраста. Тем не менее, многие авторы (B.C. Макаренко 1985; Т.И. Осокина, 1985; В.Ю. Давыдов, 1993) подчеркивают значимость таких исследований в связи с акселерацией подрастающего поколения.

Имеется информация по обучению детей в детско. - юношеских спортивных школах (В.В. Белоповский, 1985; H.H. Ларина, 1991;.. М.Н.Максимова,1996; К.С.Пигида, 1997; A.A. Михеев, 2003).

Целью статьи является поиск наиболее эффективных и адекватных современной действительности методик обучения плаванию в малогабаритных бассейнах для повышения уровня плавательной, технической и физической подготовленности детей дошкольного возраста.

Гипотеза состоит в предположении, что традиционное обучение плаванию не соответствует действительности и имеется необходимость введения в процессе обучения элементов синхронного плавания, коррекционного плавания, прикладного плавания и других методик.

Синхронное плавание - это один из уникальных видов спорта в воде, который включает в себя элементы художественной гимнастики, хореографии и плавания.

Через элементы синхронного плавания можно развивать психические процессы: внимание, память, а также раскрыть творческий потенциал у дошкольников, умение двигаться в воде красиво и синхронно помогает увидеть детям насколько они способны выразить красоту движений и очаровать зрителей.

Синхронное плавание - это детский театр на воде, с музыкальными композициями и использованием разных предметов (обручи, мячи, цветы и др.). В дошкольном возрасте у детей развивается творческий потенциал, формируется любовь к прекрасному, уважение к друг другу и творческого самовыражения.

Выявление и реализация творческого потенциала дошкольника является одним из приоритетных направлений современной педагогики. Развитие детского творчества - сложная и актуальная проблема. Современный подход к ее изучению характеризуется стремлением к поиску эффективных путей личностного становления в условиях интеграции, взаимосвязи разных видов деятельности детей, таких как плавание, музыка, физическая культура.

Методика обучения дошкольников плаванию в минимальной степени предусматривает развитие их творческой сферы. Дети используют полученные навыки в том виде, в каком они преподнесены педагогом, но впоследствии они способны придумать свои интересные элементы. В этом и есть уникальность каждого ребёнка. А вместе все дети творят прекрасную композицию - это их творчество и результат.

Особенность дошкольного периода в том, что обучение проводится в игре. Но добиться приобретения качественных плавательных навыков в игровой форме бывает сложно. Требуется многократно отрабатывать одни и те же движения.

Поэтому для решения поставленных задач мы комбинируем игровые и тренировочные задания для детей, создаем такие ситуации, в которых отработка элементов синхронного плавания является главным условием.

Используя сюжетные, игровые, соревновательные занятия, постоянно обращаем внимание дошкольников на красоту и разнообразие упражнений в воде.

Включенные элементы синхронного плавания для обучения детей

Скольжение: на груди, на спине «стрела», на боку.

Основные позиции: «фламинго», «фламинго в погружении»; -«согнув колено»; -«прогнувшись».

«Фламинго». Тело находится в положении на спине, туловище под некоторым углом к поверхности воды, голова на воде, лицо обращено вверх. Одна нога вытянута вверх перпендикулярно поверхности воды, другая согнута в коленном и тазобедренном суставах.

Голень согнутой ноги параллельна поверхности воды и прижата к внутренней стороне вертикально поднятой ноги на уровне середины. Руки выполняют поддерживающие гребки у бедер.

«Согнув колено». Одна нога вытянута, другая согнута в коленном суставе и плотно прижата большим пальцем к внутренней стороне вытянутой ноги на уровне колена. Руки расположены вдоль туловища, дыхание произвольное.

«Прогнувшись». Туловище находится в прогнутом положении. Голова, таз и ноги располагаются по дуге воображаемой окружности. Руки у туловища или за головой выполняют поддерживающие или продвигающие гребки.

Основные движения: «группировка»; -«вращение»; -«винт-вращение»; -«круг».

«Группировка». Туловище и ноги детей согнуты в тазобедренных и коленных суставах. Спина округлена, голова на поверхности воды приближена к коленям.

Голень и носки вытянуты и плотно соединены. Пятки максимально близко подходят к тазу. Руки расположены у бедер и выполняют поддерживающие гребки.

«Вращение» вперед выполняется путем равномерного вращения вокруг горизонтальной оси. Из положения на груди, переходит в положение на спине и обратно. Фиксируется количество раз.

«Винт-вращение» - выполняется медленное вращательное движение на 180°. Количество витков произвольное.

«Круг». Ребята располагаются на расстоянии вытянутых рук друг от друга. Оттолкнувшись от дна двумя ногами, сильно прижать голову к животу, как в положении «поплавок», а потом помогать руками, сделать переворот.

Кувырки, если они освоены хорошо, выполняются по 3-5 раз на задержке дыхания. Кувырки бывают вперед и назад.

Включенные элементы коррекционного плавания (для профилактики нарушений осанки и укрепления правильной осанки) для обучения детей

№ п/п Цель упражнения Порядок выполнения Количество повторов

1. развитие дыхательной мускулатуры. И.П.- присед на мелком месте (голова находится на поверхности, или лёжа на груди держась руками за опору. Глубокий вдох через рот, полный, ускоренный выдох через рот и нос с погружением головы в воду. 8-10 раз

2. освоение свободного лежания на воде в движении. И.П. - присев спиной к стенке бассейна. Оттолкнувшись, скольжение на груди. Руки вытянуты вперёд, лицо вниз, ноги вместе. Следует скользить как можно дальше, удерживая плечи и таз в одной плоскости, чтобы избежать вращения. 4-6 раз

3. с помощью этого упражнения достигается статическая работа мышц спины И.П. - лёжа на груди, руки вперёд. Ноги работают кролем с задержкой дыхания. Упражнение можно варьировать, используя доску в руках. "Торпеда" на груди или "торпеда" с доской на груди. 4-6 раз

4. "Торпеда" на спине, "торпеда" с доской на спине.

5. совершенствование работы ног брассом, укрепление мышц спины и ног средствами симметричного упражнения И.П. - лёжа на груди. Руки вытянуты вперёд, ноги работают брасом. Корпус следует держать горизонтально, гребок ногами выполнять в ускоренном темпе. Можно использовать доску или нарукавники. 3-4 раза

6. Тоже упражнение из И.П. - лёжа на спине. Колени не высовывать из воды.

7. коррекция искривления позвоночника, улучшение лёгочной вентиляции и кровообращения, развитие мышц туловища. Из И.П. лёжа на груди выполняется брасс с удлинённой фазой скольжения. Количество повторов по ширине бассейна

8. То же упражнение из И.П. лёжа на спине.

9. тренировка мышц плечевого пояса И.П. - лёжа на груди, в ногах доска или круг. Руки работают брассом. Следует ровно лежать на поверхности, не прогибаться, ноги прямые.

10. То же упражнение из И.П. лёжа на спине

11. тренировка мышц плечевого пояса, увеличение экскурсии грудной клетки И.П. - лёжа на груди, в ногах доска или круг. Руки работают кролем. Следует ровно лежать на поверхности, не прогибаться, ноги прямые. Пробовать сочетать движения с дыханием.

12. То же упражнение выполняется из И.П. лёжа на спине.

13. укрепление мышц брюшного пресса и ног. И.П. - вис на выпрямленных руках спиной к бортику. Выполняется подтягивание коленей к животу или "велосипед"; работа ног кролем или брассом.

Включенные элементы прикладного плавания для обучения детей

1. Транспортировка "уставшего" одним и двумя спасателями.

2. Захваты и приемы освобождения от них.

3. Плавание с помощью одних ног брассом (кролем) на спине, руки над водой (детям лучше взять предметы в руки).

4. Плавание с помощью одних ног на боку, "верхняя" рука над водой (лучше с предметом), "нижняя" выполняет гребки.

5. Плавание избранным для транспортировки способом, удерживая в руках легкий предмет (резиновые и надувные игрушки, куклы).

6. Плавание избранным способом, транспортируя "пострадавшего" (проплываемое расстояние постепенно увеличивается).

7. Умение менять направление (вперед, назад, влево, вправо) при плавании по сигналу (свистку, хлопку) и умение переворачиваться со спины на грудь и наоборот.

8. Сбор предметов со дна (шайбы, эспандеры), во время проплывания под водой (количество предметов постепенно увеличивается).

9. Плавание с бросовым материалом (пластиковые бутылки).

10. Плавание в одежде и умение ее снимать в воде, не вставая на ноги.

К другим методиком можно отнести аквааэробику. Аквааэробика - это синтетический вид деятельности, основанный на умеренных по интенсивности движений в воде под музыку. Идея аквааэробики впервые была описана в манускриптах Древнего Китая. В те времена при обучении восточным единоборствам китайские монахи часто заставляли своих учеников отрабатывать резкость и точность ударов в воде. Веками у представителей различных цивилизаций вода служила для занятий спортом и для активного отдыха. Хорошо известно, что древние греки и римляне использовали воду в разных целях, включая и снятия усталости, и улучшения общего самочувствия. В современном обществе, уже многие годы вода используется при физиотерапии различных заболеваний. Спортсмены решили использовать практику древних и перенесли выполнение аэробных упражнений в бассейне. Так, появилась аквааэробика, которая тут же завоевала популярность не только у профессионалов, но и у людей, далеких от спорта, ведь основной задачей аквааэробики является достижение оздоровительного эффекта у занимающихся. Интерес к аквааэробике возрастает с каждым днем, так как она подходит практически всем. Эффективность ее в разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы ребенка. Работоспособность мышц у дошкольников невелика. Они быстро утомляются при статических нагрузках. Им свойственно динамика. Находясь в воде, ребенок испытывает ощущения во многом сходные с состоянием невесомости. Поэтому упражнения ему легче выполнять в воде, чем на суше.

В то же время вода создает сопротивление и для получения необходимой нагрузки для мышц достаточно небольшого количества повторений упражнений.

Прежде всего, занятия в воде помогают расслабиться, снимают мышечное и нервное напряжение, укрепляют нервную систему. Во время занятий присутствует и своеобразный массаж, который оказывает окружающая тело вода. Благодаря ему кожа становится увлажненной, упругой и эластичной. Водный массаж не дает накапливаться в тренируемых мышцах молочной кислоте, поэтому даже после самых интенсивных тренировок вы не почувствуете болевых ощущений. И это несмотря на то, что во время занятий работают практически все группы мышц, что способствует подвижности в суставах и гармоничному развитию мускулатуры.

Аквааэробика - эффективна для детей с избыточным весом, так как выталкивающая сила воды создает для них благоприятные условия. А так же движения в воде благоприятно воздействует на уменьшение жира и рост ребенка. Занятия данным видом аэробики помогают развить гибкость, ловкость и выносливость, силу, ловкость, быстроту и координацию движений. Кроме того, занятия в воде позволяют разгрузить позвоночник и, если добавить специальные упражнения, то можно исправить осанку.

Аквааэробика является одним из самых малотравматичным видом фитнеса.

Занятия по аквааэробики принося детям радость эмоциональный заряд. Одной из особенностей детской аквааэробики является выполнение упражнений в вертикальном и горизонтальном положении тела на мелкой и глубокой воде.

На занятиях используется спортивный инвентарь: нудлы, дощечки, обручи, мячи, гантели для аквааэробики.

Аквааэробика для дошкольников влияет следующим образом на детский организм: устраняет повышенную раздражительность и возбудимость; гармонично развивает мышцы ног, спины, живота, груди, рук, плечевого пояса; предупреждает сколиоз; формирует правильный «мышечный корсет»; приносит замечательный терапевтический и расслабляющий эффект; снимает стресс; формирует здоровый образ жизни и улучшает общее самочувствие.

Таким образом:

1. Разработанная методика способствует улучшению плавательной, технической и физической подготовленности.

2. Использование элементов синхронного плавания, коррекционного плавания, прикладного

плавания и других методик способствует уменьшению водобоязни дошкольников, уменьшает заболеваемость детей, повышает их эмоциональный уровень занятий по плаванию.

3. Обучение детей дошкольного возраста элементам синхронного плавания, коррекционного плавания, прикладного плавания и другим методикам служит этапом предварительной подготовки и отбора в специализированные спортивные школы.

Результаты подтверждаются проводимым проектом в структурном подразделении дошкольного отделения.

Список литературы:

1.Большаков И.А. 2005. Нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста. Аркти-Москва.

2.Булгакова М.Ж. 2001. Плавание. Физкультура и спорт.

3.Велитченко. В. 2000. Как научиться плавать. Серия «Первый шаг». Терра - спорт.

4.Викулов А.Д. 2004. Плавание. Учебное пособие для вузов. Владос пресс.

5.Кантан В.В. 2001. Раннее физическое развитие ребенка. Корона принт.

6.Кардамонова Н.Н. Плавание: лечение и спорт. Феникс.

7.Литвинов А., Ивиенко Е., Федин В. 1995. Азбука плавания. Фолиант.

8.Методическое пособие по начальному обучению плаванию. Московский Комитет Образования - 2000.

9.Мрыхин Р.П. 2001. Я учусь плавать. Ростов на Дону. Феникс.

10.Мухортова Е.Ю. 2008. Обучение плаванию малышей. М. Физкультура и спорт.

11.Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.

12.Осокина Т.И. 1985. Как научить детей плавать. М. Просвещение.

13.Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. 1991. Обучение плаванию в детском саду. М. Просвещение.

14.Петрова Н.А., Баранов В.А. Обучение детей плаванию в раннем возрасте.

15.Пищикова Н.Г. 2009. Обучение плаванию детей дошкольного возраста. Задания, игры, праздники. М.

16.Плавание. Учебная поурочная программа для детско-юношеских спортивных школ, спецшкол, ДЮШОР и школ высшего спортивного мастерства. М. - 1983.

17.Плавание. Учебная программа для детей от 2 до 7 лет. Московский комитет образования - 1999.

18.Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Сан ПиН 2.1.2.1188 - 03.

19.Развивающие игры. Быстрее, выше, сильнее. 1998. Санкт-Петербург. Дельта.

20.Соколова М.Г. 2007. Плавание и здоровье малыша. Ростов на Дону. Феникс.

21.Эрик Профит и Патрик Лопаз. 2007. Аквааэробика «120 упражнений». Ростов на Дону. Феникс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.