Научная статья на тему 'Плавание как универсальный вид спорта'

Плавание как универсальный вид спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5253
633
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАВАНИЕ / СПОРТ / БАССЕЙН / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвина Галина Александровна, Курбатов Иван Сергеевич

Автор акцентирует внимание на рассмотрении плавания как вида спорта, который решает целый комплекс задач. Особое внимание уделяется влиянию плавания на физическое и психо-эмоциональное развитие подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Плавание как универсальный вид спорта»

ПЛАВАНИЕ КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ВИД СПОРТА

1 2 Литвина Г.А. , Курбатов И.С.

1Литвина Галина Александровна - кандидат педагогических наук, доцент;

2Курбатов Иван Сергеевич - студент, кафедра физической культуры, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь

Аннотация: автор акцентирует внимание на рассмотрении плавания как вида спорта, который решает целый комплекс задач. Особое внимание уделяется влиянию плавания на физическое и психо-эмоциональное развитие подростков. Ключевые слова: плавание, спорт, бассейн, физическое развитие, подростки.

УДК 378.1

На современном этапе развития общества возникает необходимость не только в интеллектуальных и творческих людях, но также физически здоровых. В данном контексте хотим отметить, что значительную роль в реализации здорового образа жизни оказывает влияние спорт. Несомненно, заниматься двигательной активностью необходимо с детства -когда происходит формирование всех систем организма.

Выбирая оптимальный вид спорта, который бы оказывал положительное влияние на психо - эмоциональную сферу и физические возможности молодежи важно остановиться на плавании.

Комплексные занятия плаванием необходимы людям для гармоничного развития на протяжении всей жизни. Занятия в воде всесторонне помогают: сохраняют здоровье, улучшают мыслительные процессы и эмоциональное состояние на разных этапах развития человека. Из многообразия видов плавания, специалисты особенно выделяют два: оздоровительное и лечебное.

Оздоровительное плавание — одно из наиболее эффективных средств укрепления здоровья и физического развития человека. Занятия оздоровительным плаванием характеризуются невысоким уровнем состязательности, отсутствием ярко выраженной конкуренции между занимающимися, направленностью на оздоровление, самосовершенствование личности, постепенностью и последовательностью увеличения нагрузки.

Лечебное плавание - объединяет в единое целое два процесса: специфический тренировочный и педагогический. Характерной его особенностью как средства ЛФК является сочетание в специфическом тренировочном процессе лечебных воздействий: общего (укрепление здоровья, развитие и закрепление навыков движения, волевых качеств) и специального (восстановление нарушенных функций организма). [4, С. 94]

Универсальность плавания заключается в реализации следующих принципов:

- плавание - это универсальный вид спорта, в котором при движении задействованы абсолютно все мышцы с равномерной нагрузкой. Занимаясь в бассейне регулярно, каждый человек получает возможность довести линии своего тела до совершенства, не изнуряя себя утомительными пробежками или часами в тренажерном зале.

- плавание безопасно для наших суставов и позвоночника, в отличие от легкой атлетики, где всегда существует риск получить растяжение или вывих. Люди, имеющие проблемы с опорно-двигательным аппаратом, но не желающие отказываться от движения, находят в плавании отличный способ дать своему телу необходимый заряд энергии.

- также плавание позволяет укрепить иммунитет и повысить защитную функцию организма.

Одним из основных направлений в рамках положительного влияния плавания на

системы организма, можно отметить положительную роль в повышении уровня функционирования дыхательной системы.

Важную роль играет насыщение организма кислородом. В данном случае, важно помнить о терминологическом аспекте, само слово «аэробный» означает вместе с «кислородом».

В ходе выполнения упражнений в бассейне формируется определенная ритмика движений, благодаря чему нарастает динамика движения, учащается дыхание. Легкие более равномерно расширяются и заполняются кислородом, что способствует профилактике возникновения различных заболеваний дыхательной системы, в силу лучшей вентиляции легких и более равномерному дыханию.

Также, необходимо помнить и о том, что в процессе занятий в бассейне на организм человека действуют определенные силы трения, сопротивления и выталкивания. При этом, каждая из сил обладает положительным влиянием на деятельность мышц организма, в том числе и диафрагмы. На определенной глубине вода оказывает сопротивление движениям человека в 12 раз больше, чем оказывает воздух, ее плотность в 700 раз больше, чем у воздуха, поэтому незаметная нагрузка на мышцы придает им хороший тонус и выносливость. Таким образом, формируется дополнительная тренировка и развитие дыхательной системы[5, С. 47].

Следовательно, в процессе рассмотрения положительного влияния плавания на развитие дыхательной системы оказывает: глубокое и ритмичное дыхание, а также благоприятное влияние давления воды на диафрагму человека.

Незаменимым является влияние плавания на сердечно - сосудистую систему. В данном случае, положительная роль принадлежит тому, что упражнения выполняются в двух плоскостях: в вертикальной и горизонтальной. Также, упражнения могут реализовываться на глубокой и мелкой воде.

Давление воды на подкожное венозное русло, глубокое диафрагмальное дыхание и взвешенное состояние тела — все это способствует притоку крови к сердцу и в целом существенно облегчает его работу.

Под влиянием занятий плаванием происходят положительные изменения в строении и функции сердечно - сосудистой системы:

В целом, специалисты отмечают процессы увеличения объема и силы деятельности сердечной мышцы, уменьшение частоты ритма сердца. То есть те люди, которые страдали от тахикардии в течении довольно быстрого промежутка времени перестают страдать от дискомфорта вызываемого частыми сокращениями сердца. Также, значительно возрастает систолический объем сердца по сравнению с подростками, не занимающимися спортом [3, С. 277].

В рамках плавания наблюдаются положительные изменения в рамках функционирования нервной системы: вода действует успокаивающе на психо -эмоциональное состояние человека. Релаксация, ненавязчивая обстановка, индивидуальный подход и соответствующий комплекс упражнений позволяют достичь внутреннего баланса и духовного равновесия.

Также, следует принимать во внимание тот факт, что упражнения в воде помогают скорректировать фигуру. Что также благотворно сказывается на функционировании всех систем организма, а также и на психо - эмоциональном состоянии. Молодые люди становятся более спокойными, уравновешенными, расслабленными, при этом повышается также самооценка личности, что положительно отражается на работе нервной системы.

Характерной особенностью занятий акваэробикой в глубоком бассейне является отсутствие твердой опоры: данное положение увеличивает его двигательные возможности и содействует их развитию, например, увеличивается уровень подвижности основных сочленений туловища и конечностей. Гидростатическая невесомость помогает активизировать циркуляцию токов в суставах, уменьшая размеры застойных явлений. Работа мышц при отсутствии твердой опоры (когда преобладает динамический режим сокращения) способствует более длительному сохранению эпифизарных хрящей в костях конечностей [1, С. 38.].

Таким образом на подростков плавание оказывает благотворное влияние. Во - первых оно помогает реализовывать профилактику различных заболеваний организма, что особенно важно в подростковом возрасте. Также, тренировки на воде укрепляют сердечно -сосудистую систему, улучшают дыхательную функцию, сохраняют крепость мышц и

56

упругость кожи. Водные занятия положительно влияют на память, внимание, положительно сказываются на координации [2, С. 77].

Список литературы

1. Белиц-Гейман С.В. Плавание/ М: Просвещение 2000., с. 80.

2. Булгакова Н.Ж. и др. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.Ж. Булгаковой. М.: Издательский центр «Академия», 2005.,с.432.

3. Викулов А.Д. Плавание: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Д. Викулов. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004., с. 367.

4. Макаренко Л.П. Плавание / М: Физкультура и спорт 1999., 127 с.

5. Фирсов З.П. Плавание для всех / М: Физкультура и спорт 2001. с. 64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.