Научная статья на тему 'Оздоровительное значение плавания'

Оздоровительное значение плавания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
7705
966
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАВАНИЕ / ЗАКАЛИВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гармонова Валентина Евгеньевна, Борейко О. Н.

Раскрывается влияние оздоровительного плавания на функциональные системы организма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гармонова Валентина Евгеньевна, Борейко О. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reveals the influence of recreational diving on the functional systems of the organism.

Текст научной работы на тему «Оздоровительное значение плавания»

УДК 371 ББК 74.200.554

В.Е. Гармонова, О.Н. Борейко ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЛАВАНИЯ

Аннотация. Раскрывается влияние оздоровительного плавания на функциональные системы организма.

Ключевые слова: плавание, закаливание, физическое состояние.

V.E. Garmonova, O.N. Boreiko WELLNESS IS SWIMMING

Abstract. Reveals the influence of recreational diving on the functional systems of the organism.

Key words: swimming, hardening, physical condition.

Плавание является жизненно необходимым навыком. Массовое обучение плаванию имеет государственное значение. Умение плавать необходимо и для спортсменов, занимающихся разными видами спорта, и для людей, чьи профессии связаны с водной средой, и просто для каждого человека на Земле.

Оздоровительное значение плавания известно с давних времен. Ещё в Древней Индии, Египте, Греции и Средней Азии многие религиозные обряды были связаны с погружением в воду, омовением, купанием. Изречение древних индийских мудрецов гласит: «Десять преимуществ дает омовение: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин» [2, 1].

Плавание - одно из эффективных средств закаливания человека, способствующее формированию стойких гигиенических навыков. Температура воды всегда ниже температуры тела человека, поэтому, когда человек находится в воде, его тело излучает на 50-80 % больше тепла, чем на воздухе (вода обладает теплопроводностью в 30 раз и теплоемкостью в 4 раза большей, чем воздух). Купание и плавание повышают сопротивление воздействию температурных колебаний, воспитывают стойкость к простудным заболеваниям. Если плавание проводится в естественном водоеме, то закаливающий эффект оказывают и естественные факторы природы - солнце и воздух [1, 60]. Занятия плаванием устраняют нарушения осанки, плоскостопие, гармонично развивают почти все группы мышц - особенно плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног. Занятия плаванием совершенствуют работу вестибулярного аппарата, улучшают чувство равновесия. Систематические занятия плаванием развивают и закаливают организм, усиливают деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, активизируют обменные процессы, укрепляют опорно-двигательный аппарат, совершенствуют системы терморегуляции, повышают умственную работоспособность и т.д. [2, 14].

Основные задачи оздоровительного плавания это - достижение и в дальнейшем поддержание желаемого уровня здоровья, повышение качества жизни, профилактика заболеваний, связанных с возрастом и вредными воздействиями окружающей среды, обучение плаванию, развитие физических качеств. Оптимальная нагрузка определяется многими факторами, например: необходимостью улучшения функциональных показателей либо их сохранением на достигнутом уровне, режимом привычной двигательной активности и образом жизни занимающегося и др. Оздоровительным плаванием рекомендуется заниматься 3-4 раза в неделю по 30-45 минут [2, 11].

Плавание отлично тренирует деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. У людей, систематически занимающихся плаванием, возрастает величина ударного объема сердца, частота сердечных сокращений в покое снижается от 60 до 55 (50) уд/мин. При этом сердечная мышца работает мощно и экономно. У не занимающихся спортом частота сердечных сокращений обычно колеблется в пределах от 65 до57 уд/мин. Горизонтальное положение тела, а также циклические движения, связанные с работой мышц, давление воды на подкожное русло, глубокое диа-фрагмальное дыхание и взвешенное состояние тела - все это способствует притоку крови к сердцу и в целом существенно облегчает его работу. В результате занятий плаванием снижается систолическое давление, повышается эластичность сосудов, увеличивается ударный объем сердца.

Таким образом, в результате занятий плаванием в сердечно-сосудистой системе происходят положительные изменения (в виде усиления сократительной способности мышечной стенки сосудов и улучшения работы сердца), которые ведут к более быстрому транспортированию крови, насыщенной кислородом, к периферическим участкам тела и внутренним органам, что способствует активизации общего обмена веществ.

Механизм положительного воздействия плавания на органы дыхания заключается в активной тренировке дыхательной мускулатуры, увеличении подвижности грудной клетки, легочной вентиляции, потреблении кислорода кровью, в выработке правильного ритма дыхания. Также занятия плаванием укрепляют аппарат внешнего дыхания, вырабатывают правильный ритм дыхания, увеличивают жизненную емкость легких (ЖЕЛ), поскольку плотность воды затрудняет выполнение вдоха и выдоха: вдоха - из-за давления воды на грудную клетку, выдоха - из-за сопротивления воды. При плавании в дыхании участвуют самые отдаленные участки легких и в результате исключаются застойные явления в них. Кроме того, плавание с задержкой дыхания, ныряние, погружение под воду тренируют устойчивость к гипоксии.

Люди, систематически занимающиеся плаванием, имеют высокие показатели жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ) и экскурсии грудной клетки (величина ЖЕЛ у пловцов-спортсменов находится в пределах 7000 см3).

Все выше сказанное позволяет сделать вывод, что плавание является эффективным средством укрепления и развития дыхательной системы.

Регулярные занятия плаванием являются мощным фактором воздействия на нервную высшую деятельность человека. Вода, мягко обтекая тело, массируя находящиеся в коже и мышцах нервные окончания, благоприятно воздействует на центральную нервную систему, успокаивает, снимает утомление. После плавания человек легче засыпает, крепче спит, у него улучшаются внимание, память. Действие температуры воды улучшает кровоснабжение мозга, уравновешивает процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, т.е. положительно сказывается на состоянии психики, способствует формированию положительного эмоционального фона, так необходимого в повседневной жизни.

При плавании человек находится в состоянии гидростатической невесомости, что разгружает опорно-двигательный аппарат от давления на него веса тела - это создает условия для нормирования нарушений осанки, увеличивает двигательные возможности и содействует их развитию. Находясь в водной стихии, человек разгружает свой позвоночник. Благодаря симметричным движениям и горизонтальному положению туловища, разгружающему позвоночный столб от давления на него веса тела, плавание является прекрасным корригирующим упражнением, устраняющим такие нарушения в осанке, как сутулость, сколиоз, кифоз. Регулярно проплывая определенную дистанцию, ребенок невольно привыкает держать нормальную осанку.

Показатель суммарной подвижности в суставах пловцов значительно выше, чем у спортсменов других специализаций. Выполнение плавательных движений руками и ногами вовлекают в работу почти все мышцы тела, что способствует гармоничному развитию мускулатуры. Также необходимо отметить, что при занятиях плаванием практически отсутствует опасность травмирования опорно-двигательного аппарата.

Оздоровительное плавание часто рекомендуется врачами как лечебное средство. Занятия плаванием широко применяются в лечебной физкультуре и медицине при нарушении обмена веществ, сердечно-легочной недостаточности, контрактурах суставно-мышечного аппарата, а также после травм, перенесенных операций и др. Интенсивность занятий лечебным плаванием обычно ниже, чем оздоровительным плаванием, меньше и продолжительность одного занятия. Для достижения наибольшего эффекта от лечебно-оздоровительного плавания, необходимо заниматься ежедневно.

По своим динамическим характеристикам оздоровительное плавание является одним из доступных средств физической культуры занимающихся различного возраста и подготовленности.

Особенно велико оздоровляющее и укрепляющее воздействие плавания на детский организм. Плаванию можно обучать детей с грудного возраста. Занятия плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка, развивают такие физические качества, как выносливость, сила, быстрота, подвижность в суставах, координация движений; они также своевременно формируют "мышечный корсет", способствуя выработке хорошей осанки, предупреждая искривления позвоночника, устраняют возбудимость и раздражительность. Дети, регулярно занимающиеся плаванием, заметно отличаются от сверстников, не занимающихся спортом: они выше ростом, имеют более высокие показатели ЖЕЛ, гибкости, силы, меньше подвержены простудным заболеваниям [2].

К удивительным особенностям плавания нужно отнести его необычайную доступность для всех детей - девочек и мальчиков, детей с искривлениями позвоночника, некоторыми нарушениями сердечной деятельности, последствиями полиомиелита, церебрального паралича, ампутантов, ослабленных и так далее [3, 26]. Бывают случаи, когда заниматься плаванием приходят дети с недостатками в физическом развитии в чисто лечебных целях, а становятся известными спортсменами. Так было с Дон Фрезер - чемпионкой трех Олимпийских игр, которая пришла на занятия плаванием после перенесенного полиомиелита. Будущую чемпионку Европы и СССР Тину Леквеи-швили мама привела заниматься плаванием, обеспокоенная ее плохой осанкой.

Регулярные занятия плаванием поддерживают уровень физического состояния у взрослых людей, повышают жизненный тонус, а также повышают общее качество жизни.

Это подтверждают наблюдения за физическим состоянием занимающихся в группах здоровья, где среди других видов физических упражнений применяется плавание.

Оздоровительное плавание полезно и пожилым людям. Известно, что вода является хорошим проводником тепла, поэтому только за 15 минут пребывания в воде (при температуре 24°С) человек теряет около 100 ккал тепла. Иными словами, для людей пожилого возраста, которым трудно выполнять интенсивную физическую работу, плавание является средством повышения интенсивности процессов обмена веществ в организме. Плавание способствует замедлению процессов преждевременного старения организма человека, предупреждению возможных болезней, а значит увеличению продолжительности жизни.

Известный американский специалист в области оздоровительных технологий Кеннет Купер, называет плавание вторым (после бега на лыжах) по эффективности видом аэробной нагрузки, которое также вовлекает в работу все основные мышцы.

В 1971 году Международная федерация любителей плавания (ФИНА) признала плавание важным дополнительным источником здоровья для детей грудного возраста и рекомендовала медицинским комитетам всех национальных федераций плавания включаться в работу по массовому развитию плавания среди детей грудного возраста, организуя в своих странах широкую популяризацию методики применения этого действенного оздоровительного средства.

Плавание - одно из эффективных средств закаливания человека, способствующее формированию стойких гигиенических навыков. Температура воды всегда ниже температуры тела человека, поэтому, когда человек находится в воде, его тело излучает на 50-80 % больше тепла, чем на воздухе (вода обладает теплопроводностью в 30 раз и теплоемкостью в 4 раза большей, чем воздух). К тому же, происходящие изменения в крови повышают защитные свойства ее иммунной системы, увеличивая сопротивляемость инфекционным и простудным заболеваниям. Купание и плавание повышают сопротивление воздействию температурных колебаний, воспитывают стойкость к простудным заболеваниям. Если плавание проводится в естественном водоеме, то закаливающий эффект оказывают и естественные факторы природы - солнце и воздух [1].

Итак, в результате занятий плаванием на организм человека оказывается разностороннее положительное воздействие. В оздоровительных целях плавание доступно и полезно практически всем возрастным категориям.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Булгакова, Н.Ж. Плавание / Н.Ж. Булгакова. - М.: АСТ Харвест Астрел, 2005.

2. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание / Н.Ж. Булгакова и др. - М.: Изд. центр «Академия», 2008.

3. Каптелин, А.Ф. Плавание в лечебных целях // Здоровье. - 2000. - № 7. - С. 26-27.

УДК 30 ББК 60

А.Ю. Голобородько, В.А. Грибанова, К.В. Андреева

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА И ГУМАНИТАРНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ: ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ АСПЕКТ

Аннотация. В статье представлено описание некоторых аспектов гуманитарной методологической стратегии как «философского фона» современной педагогики, изучаемой в контексте реализации инструментария государственной культурной политики как фактора обеспечения национальной безопасности в контурах преодоления кризиса культуры: анализируется природа кризиса культуры в «переходной» России, определяются ценностно-смысловые основания образовательной политики, рассматриваются механизмы аккумулирования защитно-охранительного потенциала культуры в координатах развития общественных институтов и повышения жизнеспособности функционирования институтов общества и государства. В работе предложено обоснование целесообразности и востребованности в современной педагогике гуманитарной методологии, призванной обеспечить целостность образовательного процесса как его открытость, культуросообраз-ность/культуроустремленность, ориентир на усвоение ценностного культурного ядра России.

Ключевые слова: государственная культурная политика, кризис культуры, гуманитарная методологическая стратегия современной педагогики, инвестиции в человека, инструментарий укрепления национальной безопасности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.