УДК 371 ББК 74.200.554
В.Е. Гармонова, О.Н. Борейко ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЛАВАНИЯ
Аннотация. Раскрывается влияние оздоровительного плавания на функциональные системы организма.
Ключевые слова: плавание, закаливание, физическое состояние.
V.E. Garmonova, O.N. Boreiko WELLNESS IS SWIMMING
Abstract. Reveals the influence of recreational diving on the functional systems of the organism.
Key words: swimming, hardening, physical condition.
Плавание является жизненно необходимым навыком. Массовое обучение плаванию имеет государственное значение. Умение плавать необходимо и для спортсменов, занимающихся разными видами спорта, и для людей, чьи профессии связаны с водной средой, и просто для каждого человека на Земле.
Оздоровительное значение плавания известно с давних времен. Ещё в Древней Индии, Египте, Греции и Средней Азии многие религиозные обряды были связаны с погружением в воду, омовением, купанием. Изречение древних индийских мудрецов гласит: «Десять преимуществ дает омовение: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин» [2, 1].
Плавание - одно из эффективных средств закаливания человека, способствующее формированию стойких гигиенических навыков. Температура воды всегда ниже температуры тела человека, поэтому, когда человек находится в воде, его тело излучает на 50-80 % больше тепла, чем на воздухе (вода обладает теплопроводностью в 30 раз и теплоемкостью в 4 раза большей, чем воздух). Купание и плавание повышают сопротивление воздействию температурных колебаний, воспитывают стойкость к простудным заболеваниям. Если плавание проводится в естественном водоеме, то закаливающий эффект оказывают и естественные факторы природы - солнце и воздух [1, 60]. Занятия плаванием устраняют нарушения осанки, плоскостопие, гармонично развивают почти все группы мышц - особенно плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног. Занятия плаванием совершенствуют работу вестибулярного аппарата, улучшают чувство равновесия. Систематические занятия плаванием развивают и закаливают организм, усиливают деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, активизируют обменные процессы, укрепляют опорно-двигательный аппарат, совершенствуют системы терморегуляции, повышают умственную работоспособность и т.д. [2, 14].
Основные задачи оздоровительного плавания это - достижение и в дальнейшем поддержание желаемого уровня здоровья, повышение качества жизни, профилактика заболеваний, связанных с возрастом и вредными воздействиями окружающей среды, обучение плаванию, развитие физических качеств. Оптимальная нагрузка определяется многими факторами, например: необходимостью улучшения функциональных показателей либо их сохранением на достигнутом уровне, режимом привычной двигательной активности и образом жизни занимающегося и др. Оздоровительным плаванием рекомендуется заниматься 3-4 раза в неделю по 30-45 минут [2, 11].
Плавание отлично тренирует деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. У людей, систематически занимающихся плаванием, возрастает величина ударного объема сердца, частота сердечных сокращений в покое снижается от 60 до 55 (50) уд/мин. При этом сердечная мышца работает мощно и экономно. У не занимающихся спортом частота сердечных сокращений обычно колеблется в пределах от 65 до57 уд/мин. Горизонтальное положение тела, а также циклические движения, связанные с работой мышц, давление воды на подкожное русло, глубокое диа-фрагмальное дыхание и взвешенное состояние тела - все это способствует притоку крови к сердцу и в целом существенно облегчает его работу. В результате занятий плаванием снижается систолическое давление, повышается эластичность сосудов, увеличивается ударный объем сердца.
Таким образом, в результате занятий плаванием в сердечно-сосудистой системе происходят положительные изменения (в виде усиления сократительной способности мышечной стенки сосудов и улучшения работы сердца), которые ведут к более быстрому транспортированию крови, насыщенной кислородом, к периферическим участкам тела и внутренним органам, что способствует активизации общего обмена веществ.
Механизм положительного воздействия плавания на органы дыхания заключается в активной тренировке дыхательной мускулатуры, увеличении подвижности грудной клетки, легочной вентиляции, потреблении кислорода кровью, в выработке правильного ритма дыхания. Также занятия плаванием укрепляют аппарат внешнего дыхания, вырабатывают правильный ритм дыхания, увеличивают жизненную емкость легких (ЖЕЛ), поскольку плотность воды затрудняет выполнение вдоха и выдоха: вдоха - из-за давления воды на грудную клетку, выдоха - из-за сопротивления воды. При плавании в дыхании участвуют самые отдаленные участки легких и в результате исключаются застойные явления в них. Кроме того, плавание с задержкой дыхания, ныряние, погружение под воду тренируют устойчивость к гипоксии.
Люди, систематически занимающиеся плаванием, имеют высокие показатели жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ) и экскурсии грудной клетки (величина ЖЕЛ у пловцов-спортсменов находится в пределах 7000 см3).
Все выше сказанное позволяет сделать вывод, что плавание является эффективным средством укрепления и развития дыхательной системы.
Регулярные занятия плаванием являются мощным фактором воздействия на нервную высшую деятельность человека. Вода, мягко обтекая тело, массируя находящиеся в коже и мышцах нервные окончания, благоприятно воздействует на центральную нервную систему, успокаивает, снимает утомление. После плавания человек легче засыпает, крепче спит, у него улучшаются внимание, память. Действие температуры воды улучшает кровоснабжение мозга, уравновешивает процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, т.е. положительно сказывается на состоянии психики, способствует формированию положительного эмоционального фона, так необходимого в повседневной жизни.
При плавании человек находится в состоянии гидростатической невесомости, что разгружает опорно-двигательный аппарат от давления на него веса тела - это создает условия для нормирования нарушений осанки, увеличивает двигательные возможности и содействует их развитию. Находясь в водной стихии, человек разгружает свой позвоночник. Благодаря симметричным движениям и горизонтальному положению туловища, разгружающему позвоночный столб от давления на него веса тела, плавание является прекрасным корригирующим упражнением, устраняющим такие нарушения в осанке, как сутулость, сколиоз, кифоз. Регулярно проплывая определенную дистанцию, ребенок невольно привыкает держать нормальную осанку.
Показатель суммарной подвижности в суставах пловцов значительно выше, чем у спортсменов других специализаций. Выполнение плавательных движений руками и ногами вовлекают в работу почти все мышцы тела, что способствует гармоничному развитию мускулатуры. Также необходимо отметить, что при занятиях плаванием практически отсутствует опасность травмирования опорно-двигательного аппарата.
Оздоровительное плавание часто рекомендуется врачами как лечебное средство. Занятия плаванием широко применяются в лечебной физкультуре и медицине при нарушении обмена веществ, сердечно-легочной недостаточности, контрактурах суставно-мышечного аппарата, а также после травм, перенесенных операций и др. Интенсивность занятий лечебным плаванием обычно ниже, чем оздоровительным плаванием, меньше и продолжительность одного занятия. Для достижения наибольшего эффекта от лечебно-оздоровительного плавания, необходимо заниматься ежедневно.
По своим динамическим характеристикам оздоровительное плавание является одним из доступных средств физической культуры занимающихся различного возраста и подготовленности.
Особенно велико оздоровляющее и укрепляющее воздействие плавания на детский организм. Плаванию можно обучать детей с грудного возраста. Занятия плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка, развивают такие физические качества, как выносливость, сила, быстрота, подвижность в суставах, координация движений; они также своевременно формируют "мышечный корсет", способствуя выработке хорошей осанки, предупреждая искривления позвоночника, устраняют возбудимость и раздражительность. Дети, регулярно занимающиеся плаванием, заметно отличаются от сверстников, не занимающихся спортом: они выше ростом, имеют более высокие показатели ЖЕЛ, гибкости, силы, меньше подвержены простудным заболеваниям [2].
К удивительным особенностям плавания нужно отнести его необычайную доступность для всех детей - девочек и мальчиков, детей с искривлениями позвоночника, некоторыми нарушениями сердечной деятельности, последствиями полиомиелита, церебрального паралича, ампутантов, ослабленных и так далее [3, 26]. Бывают случаи, когда заниматься плаванием приходят дети с недостатками в физическом развитии в чисто лечебных целях, а становятся известными спортсменами. Так было с Дон Фрезер - чемпионкой трех Олимпийских игр, которая пришла на занятия плаванием после перенесенного полиомиелита. Будущую чемпионку Европы и СССР Тину Леквеи-швили мама привела заниматься плаванием, обеспокоенная ее плохой осанкой.
Регулярные занятия плаванием поддерживают уровень физического состояния у взрослых людей, повышают жизненный тонус, а также повышают общее качество жизни.
Это подтверждают наблюдения за физическим состоянием занимающихся в группах здоровья, где среди других видов физических упражнений применяется плавание.
Оздоровительное плавание полезно и пожилым людям. Известно, что вода является хорошим проводником тепла, поэтому только за 15 минут пребывания в воде (при температуре 24°С) человек теряет около 100 ккал тепла. Иными словами, для людей пожилого возраста, которым трудно выполнять интенсивную физическую работу, плавание является средством повышения интенсивности процессов обмена веществ в организме. Плавание способствует замедлению процессов преждевременного старения организма человека, предупреждению возможных болезней, а значит увеличению продолжительности жизни.
Известный американский специалист в области оздоровительных технологий Кеннет Купер, называет плавание вторым (после бега на лыжах) по эффективности видом аэробной нагрузки, которое также вовлекает в работу все основные мышцы.
В 1971 году Международная федерация любителей плавания (ФИНА) признала плавание важным дополнительным источником здоровья для детей грудного возраста и рекомендовала медицинским комитетам всех национальных федераций плавания включаться в работу по массовому развитию плавания среди детей грудного возраста, организуя в своих странах широкую популяризацию методики применения этого действенного оздоровительного средства.
Плавание - одно из эффективных средств закаливания человека, способствующее формированию стойких гигиенических навыков. Температура воды всегда ниже температуры тела человека, поэтому, когда человек находится в воде, его тело излучает на 50-80 % больше тепла, чем на воздухе (вода обладает теплопроводностью в 30 раз и теплоемкостью в 4 раза большей, чем воздух). К тому же, происходящие изменения в крови повышают защитные свойства ее иммунной системы, увеличивая сопротивляемость инфекционным и простудным заболеваниям. Купание и плавание повышают сопротивление воздействию температурных колебаний, воспитывают стойкость к простудным заболеваниям. Если плавание проводится в естественном водоеме, то закаливающий эффект оказывают и естественные факторы природы - солнце и воздух [1].
Итак, в результате занятий плаванием на организм человека оказывается разностороннее положительное воздействие. В оздоровительных целях плавание доступно и полезно практически всем возрастным категориям.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Булгакова, Н.Ж. Плавание / Н.Ж. Булгакова. - М.: АСТ Харвест Астрел, 2005.
2. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание / Н.Ж. Булгакова и др. - М.: Изд. центр «Академия», 2008.
3. Каптелин, А.Ф. Плавание в лечебных целях // Здоровье. - 2000. - № 7. - С. 26-27.
УДК 30 ББК 60
А.Ю. Голобородько, В.А. Грибанова, К.В. Андреева
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА И ГУМАНИТАРНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ: ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ АСПЕКТ
Аннотация. В статье представлено описание некоторых аспектов гуманитарной методологической стратегии как «философского фона» современной педагогики, изучаемой в контексте реализации инструментария государственной культурной политики как фактора обеспечения национальной безопасности в контурах преодоления кризиса культуры: анализируется природа кризиса культуры в «переходной» России, определяются ценностно-смысловые основания образовательной политики, рассматриваются механизмы аккумулирования защитно-охранительного потенциала культуры в координатах развития общественных институтов и повышения жизнеспособности функционирования институтов общества и государства. В работе предложено обоснование целесообразности и востребованности в современной педагогике гуманитарной методологии, призванной обеспечить целостность образовательного процесса как его открытость, культуросообраз-ность/культуроустремленность, ориентир на усвоение ценностного культурного ядра России.
Ключевые слова: государственная культурная политика, кризис культуры, гуманитарная методологическая стратегия современной педагогики, инвестиции в человека, инструментарий укрепления национальной безопасности