ПЛАТФОРМЫ И СЕРВИСЫ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Е.А. Бедина, студент
И.А. Погодина, канд. пед. наук, доцент
Ставропольский государственный педагогический институт (Россия, г. Ставрополь)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-6-1-202-205
Аннотация. В статье рассмотрены возможности использования дистанционных образовательных технологий в процессе обучения младших школьников. Охарактеризованы самые распространенные платформы и сервисы дистанционного обучения. Выявлены плюсы и минусы использования дистанционных форм обучения в начальной школе.
Ключевые слова: младший школьник, начальная школа, дистанционное обучение, платформы, сервисы.
В современном обществе активно встает вопрос разработки и внедрения образовательных платформ, способных значительно оптимизировать деятельность учителей при осуществлении дистанционного обучения и сочетать возможности организации всех его видов, благодаря чему такое обучение становится интерактивным, богатым и интересным для учащихся.
Дистанционная форма обучения дает сегодня возможность создания непрерывного самообучения всеобщего обмена информацией, даже если учитель и ученик находятся на внушительных расстояниях друг от друга.
В отличие от старшеклассников, младшие школьники ещё не обладают должными умениями саморегуляции и владения информационно-коммуникационными технологиями, чтобы полностью самостоятельно выполнять задания дистанционно без помощи со стороны взрослых.
Наиболее популярными образовательными платформами, демонстрирующими мультифункциональные возможности для осуществления с их помощью дистанционного обучения в начальной школе, являются: «Яндекс.Учебник», «Учи.ру», «РЭШ», «Я-класс», «ВКонтакте», «Zoom», «Сферум» и «WhatsApp». Рассмотрим их более подробно.
«Яндекс.Учебник» - простая и удобная платформа. Максимально лаконична в оформлении и использовании. Можно создавать карточки с заданиями по любой
теме из различных готовых заданий (и даже повышенной сложности), выдавать их классу, отслеживать их выполнение. Также можно выбрать уже готовое занятие по определенной теме. Невозможно не отметить функцию, которая существенно облегчает обучение: возможность проведения онлайн-урока, и даже запланировать дату и время, или же просмотреть готовый видеоурок по интересующей теме. Данный сервис очень удобно использовать, чтобы выдавать детям домашнюю работу. Задания более разнообразные и интересные, чем в обычных учебниках, но четко соответствуют программам обучения. Удобно брать готовое занятие и подстраивать его под индивидуальный уровень самых разных учеников. Но есть и определенные нюансы: задания представлены исключительно по трем предметам: русский язык, математика и окружающий мир, только с 1 по 5 класс. Конечно, в сервисе заявлено, что имеется более 50000 уникальных заданий, но, к сожалению, среднее звено «выпадает» из этой образовательной платформы. Зато есть неоспоримый плюс: пользование абсолютно бесплатно.
«Учи.ру». На данном портале все задания полностью соответствуют требованиям ФГОС НОО. Портал предоставляет педагогам уникальную возможность организовать урочную деятельность согласно расписанию занятий, обеспечивая открытие доступа обучающимся к заданиям на платформе в определённое время. Данный
функционал позволяет педагогам контролировать выполнение санитарных норм и правил по времени беспрерывного пребывания обучающихся на портале и в позднее время. Разработчики образовательной платформы предусмотрели различные варианты заданий по принципу «от простого к сложному», с обязательной рефлексивной частью после каждого блока заданий. На портале также есть встроенная электронная почта, что в значительной мере облегчает обучающимся отправку домашних заданий и способствует коммуникации между педагогом, обучающимися и родителями. Несомненным преимуществом платформы перед конкурентами является функция «виртуального класса» с возможностью проведения уроков онлайн. Во время онлайн-урока обучающиеся и педагог могут использовать внутренний чат для вопросов, обсуждения, получения реакции на ответ и т.д.
«Российская электронная школа» («РЭШ»). Данная образовательная платформа содержит полный курс уроков по всем предметам школьного курса. Разработана она таким образом, чтобы обучающиеся начальной школы и педагоги могли использовать интерактивные уроки для изучения и повторения учебного материала, проверки знаний, подготовки к контрольным работам в формате ВПР. Существенным недостатком платформы является её коммерческий характер в отношении профилей педагогов.
«Я-Класс». Данный онлайн-проект позиционируется создателями Инновационного центра «Сколково» как «цифровой образовательный ресурс, предназначенный для школ». Образовательная платформа содержит проверочные работы с автоматической проверкой, 100%-ной гарантией защиты от списывания, возможностью просмотра шагов решения и самостоятельного проведения работы над ошибками. На платформе имеются встроенные онлайн-тренажёры для подготовки обучающихся к ВПР
«ВКонтакте». Среди обучающихся данная социальная сеть очень популярна. В последнее время широкий функционал этой социальной сети сделал её привлека-
тельной для педагогов с целью решения учебно-воспитательных задач. Социальная сеть предоставляет возможность организации прямых трансляций и конференций с аудиторией до 128 чел. В ближайшее время создатели социальной сети анонсируют возможность присутствия на онлайн-трансляции аудитории до 2048 участников, будет функционировать инструмент «поднять руку» и демонстрация экрана, что позволит педагогам использовать эту сеть в качестве полноценного виртуального класса. Отдельного внимания заслуживают инструменты загрузки видео- и аудиома-териалов, фотографий, документов и электронных презентаций.
Благодаря своим функциональным преимуществам, «Zoom» предоставляет возможность преподавателям проводить онлайн - занятия эффективно. «Zoom» обладает программным обеспечением, которое позволяет реализовывать взаимодействие посредством организации видеоконференций, чатов, уроков. Педагог, организуя видеоконференцию, может включать и выключать видео, запрашивать младших школьников включить звуковое сопровождение. В «Zoom» собрано большое количество функций, которые помогают организовать эффективный процесс обучения. «Zoom» обладает рядом достоинств, которые делают его незаменимым помощником в дистанционном обучении.
Платформа «Сферум» является одним из сервисов цифровой образовательной среды - информационно-
коммуникационной образовательной средой. На платформе «Сферум» преподаватели смогут создавать закрытые сообщества и чаты, приглашать в них родителей и учеников. Кроме того, сервис будет интегрирован с платформой «Моя школа» от Министерства просвещения России. Моя школа - это электронные верифицированные учебные материалы в помощь учителю, проверенные экспертами, соответствующие школьным стандартам. Учитель может их использовать, чтобы сделать очный урок интересней.
«WhatsApp» - самая доступная платформа для проведения дистанционного обучения. Для работы «WhatsApp» необ-
ходим только телефон и подключение к интернету. Чат в этом мессенджере позволяет не только учителю размещать информацию по уроку, но и младшие школьники имеют возможность задавать вопросы и присылать выполненные задания. Чаты с детьми и родителями позволяют мгновенно доносить необходимую информацию и получать обратную связь.
Положительные стороны использования дистанционных платформ и сервисов:
- индивидуализация, гибкость и адаптивность обучения (каждый учащийся получает возможность отработать именно ту тему, которая вызывает у него затруднения);
- снимаются временные и пространственные ограничения обучения; учащийся работает в индивидуальном комфортном темпе, сам выбирает время занятий;
- опосредованное общение позволяет избежать стресс образующего фактора, страха перед опросом;
- расширяется коммуникативная сфера учеников и педагогов.
Преподаватель тоже получает возможность работать с курсом в комфортном режиме, отпадает необходимости проверять стопки тетрадей. Формирование и закрепление знаний и умений ведется в ин-
дивидуальном темпе для каждого учащегося, реализуется индивидуальный подход (есть возможность обмена сообщениями, прокомментировать выполненное учащимся задание)
Конечно, при дистанционном обучении есть и свои сложности:
- для преподавателя работа на порталах требует дополнительных временных затрат (разработка, проверка заданий) и усилий (это новый вид работы, который имеет свои специфические особенности);
- не все учащиеся могут бегло набирать текст с помощью клавиатуры, четко следовать инструкции при выполнении заданий.
Таким образом, использование платформ и сервисов в дистанционном обучении соответствует социальным и психологическим особенностям младших школьников, позволяет внести кардинально новое в обычные формы работы учителя, способствует интересному, всестороннему раскрытию, понятнее представлению сложного учебного материала, а также облегчает работу учителя, обучения делает интересным и эффективным. Поэтому внедрение их в учебно-воспитательный процесс начальной школы является целесообразным и перспективным.
Библиографический список
1. Абрамов, О. Н. Возможности образовательной платформы Zoom для организации дистанционного обучения / О. Н. Абрамов, О. И. Ваганова, М. Н. Булаева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2021. - Т. 10. - № 3(36). - С. 13-15.
2. Алексеева, С. В. Использование технологий дистанционного образования в обучении младших школьников. Виды дистанционного обучения / С. В. Алексеева, Н. В. Алексеева // Педагогические науки: вопросы теории и практики. - 2021. - С. 47-49.
3. Гордеева, А. В. Применение дистанционных образовательных технологий при обучении учащихся начальной школы / А. В. Гордеева // Школа - вуз: проблемы и перспективы развития. - 2019. - С. 91-94.
4. Муратова, А. С. Использование образовательных платформ при дистанционном обучении как фактор освоения киберпространства младшими школьниками / А. С. Муратова, Ю. А. Лившиц // Вопросы педагогики. - 2021. - № 2-2. - С. 139-142.
5. Разливинских, И. Н. Характеристика дистанционных образовательных технологий, используемых в процессе обучения младших школьников / И.Н. Разливинских, С.П. Новоселова // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2022. - № 2. - С. 36-40.
- nedazozunecKue HayKU-
PLATFORMS AND SERVICES AS A FORM OF ORGANIZATION OF DISTANCE
EDUCATION IN PRIMARY SCHOOL
E.A. Bedina, Student
I.A. Pogodina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Stavropol State Pedagogical Institute (Russia, Stavropol)
Abstract. The article considers the possibilities of using distance learning technologies in the process of teaching younger schoolchildren. The most common distance learning platforms and services are characterized. The pros and cons of using distance learning in primary school are revealed.
Keywords: junior high school student, elementary school, distance learning, platforms, services.