Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ ВЫБОРА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ОПТИМИЗАЦИЯ ВЫБОРА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКОВ / ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА / КЛАСТЕР / ВИРТУАЛЬНАЯ ДОСКА / WEB-КВЕСТ / ТЕХНОЛОГИЯ CASE-STUDY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алферьева-Термсикос В.Б.

В статье рассмотрены возможные варианты организационных форм дистанционных занятий в начальной школе. Автором перечислены основополагающие дидактические принципы, позволяющие оптимизировать выбор способов для проведения уроков в онлайн-режиме; перечислены информационные сервисы и программное обеспечение, с помощью которых учитель может разработать дидактические материалы, интерактивные задания, а также организовать коллективную деятельность младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF THE CHOICE OF ORGANIZATIONAL FORMS FOR DISTANCE LEARNING

The article considers possible options for organizational forms of distance learning in primary school. The author lists the fundamental didactic principles that make it possible to optimize the choice of methods for conducting lessons online; information services and software are listed, with the help of which a teacher can develop didactic materials, interactive tasks, as well as organize collective activities of primary schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЫБОРА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

ОПТИМИЗАЦИЯ ВЫБОРА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В.Б. Алферьева-Термсикос, магистрант

Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова (Россия, г. Ульяновск)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-2-2-10-12

Аннотация. В статье рассмотрены возможные варианты организационных форм дистанционных занятий в начальной школе. Автором перечислены основополагающие дидактические принципы, позволяющие оптимизировать выбор способов для проведения уроков в онлайн-режиме; перечислены информационные сервисы и программное обеспечение, с помощью которых учитель может разработать дидактические материалы, интерактивные задания, а также организовать коллективную деятельность младших школьников.

Ключевые слова: дистанционное обучение, цифровые технологии, начальная школа, организационные формы уроков, интеллект-карта, кластер, виртуальная доска, web-квест, технология case-study.

Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий регламентировано в ст. 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Моделирование учителем образовательного процесса в удаленном режиме предполагает выбор эффективных организационных форм, позволяющих установить контакт с учащимися на расстоянии. Данная задача усложняется на ступени начального общего образования, когда у младших школьников ещё недостаточно сформированы информационные компетенции и навыки коллективной учебной деятельности. Как правило, онлайн-занятия проводятся в форме видеоконференций Zoom, Google Meet, Сферум. Практическую индивидуальную работу учащимся предлагается выполнять на платформах «ЯКласс», «РЭШ», «Учи.ру». Однако данные способы организации дистанционных занятий не позволяют учителю начальных классов в полном объёме реализовать все педагогические задачи по всем предметным областям.

Выбор форм дистанционного обучения, обеспечивающих интерактивное взаимодействие участников образовательного процесса, необходимо осуществлять в соответствии с дидактическими принципами: доступности, наглядности, сознательности, активной деятельности, системности и последовательности.

Принцип «доступности» означает, что программное обеспечение для организации видеосвязи, информационные платформы для выполнения учебных заданий должны содержать интуитивно понятный инструментарий, который могут самостоятельно освоить дети младшего школьного возраста. Таким образом, эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от выбора программного обеспечения, являющегося неотъемлемым компонентом дистанционного обучения.

Принцип «наглядности» - демонстрация учебного материала одновременно в нескольких режимах: текстовом, графическом, мультимедийном и аудио. Необходимо подчеркнуть, что занятия в формате онлайн при грамотной организации, подразумевающей техническую компетентность учителя, за счёт интерактивного наглядного материала имеют преимущества по сравнению с традиционными офлайн-уро-ками [1, с. 187].

Принцип «сознательности» предполагает, что выбранная педагогом форма занятия позволит обеспечить учащимся осознанное усвоение знаний за счёт позитивного отношения к процессу обучения, понимания ими критериев оценки их работы на уроке, способов взаимодействия в группах при выполнении коллективного задания.

В соответствии с принципом «активной деятельности» дистанционное занятие должно, помимо лекционной части, включать и практическую, т.е. младшим школьникам необходимо выполнять разнообразные интерактивные упражнения. Результат практической деятельности учащихся в он-лайн-режиме - информационный продукт (интерактивная презентация, плакат, проект, буклет и т.д.)

Принцип «систематичности и последовательности» выражается в том, что все выбранные учителем организационные формы должны логически дополнять друг друга, обеспечивать целостность освоения учебного материала.

Необходимо охарактеризовать возможные организационные формы дистанционного обучения в начальной школе, соответствующие вышеперечисленным принципам.

1. «Видеоконференция-демонстрация» -онлайн-занятие, в процессе которого учитель объясняет информацию с помощью интерактивных презентаций, интеллект-карт и кластеров. Во время лекции педагог демонстрирует составление данных виртуальных продуктов, т.е. учащиеся не только знакомятся с техническими возможностями сервисов, но и участвуют в процессе создания иллюстрационного материала на основе анализа, синтеза и классификации учебного материала, что позволит им в дальнейшем выполнить данную работу самостоятельно. Визуальная демонстрация учебного материала облегчает восприятие и способствует развитию познавательного интереса у младших школьников. Интерактивные презентации могут быть разработаны с помощью сервисов Google Slides, Swipe, Emaze, Canva; интеллект-карты и кластеры - с помощью инструментария сервисов Lucidchart, PersonalBrain, Mind-Mup, MindMeister, Canva, Mind42, XMind.

2. Интерактивный «круглый стол» -урок-практикум, во время которого учащиеся в процессе совместной коллективной деятельности выполняют задания с применением виртуальной доски (Google Jamboard, Padlet, Miro). Ценность данной коллективной деятельности заключается не только в педагогической возможности

сбалансировать индивидуальные особенности учащихся, но и в том, что готовый продукт совместной деятельности является результатом распределения ролей и договоренностей внутри детского коллектива [3, c. 56], что, несомненно, способствует формированию умения работать в команде. Интерактивные упражнения и карточки могут быть разработаны с помощью сервиса LearningApps.org; разделённые на группы учащиеся, пользуясь видеочатом, могут выполнять задания совместно в онлайн-ре-жиме. Дозированное использование интерактивных заданий позволяет разнообразить дистанционные уроки и избежать монотонности [4, c. 139].

3. Web-квесты Образовательный квест -комплекс учебных задач проблемного характера, включающих игровые элементы. Эффективность образовательного квеста повышается за счёт использования интерактивных ресурсов информационной образовательной среды [6, с. 76]: сервисов Surprizeme, ZUNA, Madtest. Цифровой контент даёт возможность успешно интегрировать игровые технологии в обучение - это современный образовательный тренд, который всё увереннее используют учителя начальной школы [5, c. 32].

4. Дистанционное занятие-кейс - организационная форма, позволяющая реализовать технологию проблемного обучения (case-study) в онлайн-формате. Кейс в виде художественного или авторского текста, несущего в себе нравственную проблематику может быть размещён на платформе Microsoft Teams или любом другом сервисе, где возможно организовать групповую работу с использованием видеосвязи. Учащиеся в процессе коллективной дискуссии обсуждают варианты развития событий, предлагая наиболее верный с их точки зрения. В MS Teams встроены различные интерактивные функции: игра, дебаты, проблемная ситуация [2, c. 132], что позволяет сделать данную организационную форму максимально интересной для младших школьников.

5. Мастер-класс - практические занятия в онлайн-режиме для выполнения творческих работ по изобразительному искусству или технологии. Во время дистанционных

занятии у педагога есть возможность ис- что охарактеризованные выше организаци-пользовать аудио-видео ряд помимо непо- онные формы дистанционных занятий средственнои демонстрации последова- должны отражать закономерности про-тельности действий. Инструктаж может цесса познания реального мира, с их помо-быть размещён на персональном сайте, щью педагог может внести разнообразие и фото выполненных работ учащихся может новизну в образовательный процесс, сти-быть размещено в форме виртуальной вы- мулировать познавательный интерес уча-ставки на платформе Instagram. щихся.

Подводя итоги, необходимо отметить,

Библиографический список

1. Алферьева-Термсикос В.Б. Педагогические методы и средства развития речи младших школьников в рамках дистанционных занятий // Наукосфера. - 2021. - №9 (1). - С. 40-44.

2. Дегтерева Р.В. Цифровые ресурсы в образовании / Р.В. Дегтерева, В.М. Кайгородова // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании: Материалы V Международной научной конференции. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2021. - С. 130-134.

3. Терещенко А.С., Третьяков А.Л. Организация коллективной проектной деятельности младших школьников в условиях дистанционного обучения // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2020. - №3 (59). - С. 50-61.

4. Пичугин С.С. Организация дистанционного обучения младших школьников: гайд учителя начальных классов сквозь призму цифровой дидактики // Инструменты и ресурсы открытого образования и дистанционного обучения на русском языке: Материалы Международного педагогического Форума. - Улан-Батор: Издательство ПАРАДИГМА, 2020. -С. 136-142.

5. Пичугин С.С. Организация онлайн-обучения младших школьников: матрица дидактических подходов к решению проблемы // Герценовские чтения. Начальное образование. -2020. - Т. 11. - №2. - С. 29-33.

6. Шабалина Д.А., Ян Г., Лубнина А.В Особенности «веб-квеста» как игровой технологии обучения в условиях цифровой школы // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2020. - № 10. - С. 72-88.

OPTIMIZATION OF THE CHOICE OF ORGANIZATIONAL FORMS FOR DISTANCE LEARNING

V.B. Alfer'yeva-Termsikos, Graduate Student

Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov

(Russia, Ulyanovsk)

Abstract. The article considers possible options for organizational forms of distance learning in primary school. The author lists the fundamental didactic principles that make it possible to optimize the choice of methods for conducting lessons online; information services and software are listed, with the help of which a teacher can develop didactic materials, interactive tasks, as well as organize collective activities of primary schoolchildren.

Keywords: distance learning, digital technologies, primary school, organizationalforms of lessons, mind map, cluster, virtual board, web-quest, case-study technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.